История создания и постановок

La donna del lago

Опера Джоаккино Россини в двух действиях;

либреттоо А. Л. Тоттолы по поэме В. Скотта.

Первая постановка: Неаполь, театр «Сан-Карло», 24 октября 1819 года. Основные действующие лица: Элен (сопрано), Малкольм (меццо-сопрано), Уберто/Яков V (тенор), Родриго (тенор), Дуглас (бас).

Действие происходит в Шотландии в XVI веке. Опера Джоаккино Россини «Дева озера». Постер Рафала Ольбиньского

Изгнанник Дуглас со своей дочерью Элен укрылись в горах у мятежника Родриго, противника короля Якова V. Дуглас обещал выдать свою дочь за мятежника. Но та любит Малкольма. Целыми днями грустная Элен бродит у озера, за что её и прозвали «девой озера». Однажды она повстречала незнакомого охотника Уберто, под именем которого скрывается Яков V. Он влюбляется в девушку, но Элен отказывает ему во взаимности, так как любит другого. Неожиданно появляются воины Родриго вместе со своим предводителем. Только вмешательство девушки спасает Уберто от гибели. Тем временем войска короля побеждают мятежников. Родриго погибает. Уберто раскрывает своё инкогнито и прощает Дугласа. Несмотря на повторный отказ Элен связать с ним свою судьбу, великодушный король соглашается на её брак с Малкольмом.

Одна из лучших опер Россини. После провальной премьеры (как это часто было у композитора) опера со второго спектакля принималась публикой с восторгом. Имена героев переиначены на итальянский лад.

Среди лучших эпизодов: ария Элен «Tanti affetti» (2 действие),

каватина Малколма «Mura felici» (1 действие).

Концертное исполнение «Девы озера» в Москве 25.01.2012

Полное исполнение



ROYAL OPERA HOUSE 27. 5. 2013
Исполнители - сопрано Ди Донато Джойс, Флорес Хуан Диего- тенор

В двух действиях; либретто А. Л. Тоттолы по поэме В. Скотта.
Премьера: Неаполь, театр «Сан-Карло», 24 октября 1819 г.; в России - Петербург, силами немецкой труппы, 1824 г.; на русской сцене - там же, в сезоне 1829/30 г.

Основные действующие лица:

Элен (сопрано), Малкольм (меццо-сопрано), Уберто/Яков V (тенор), Родриго (тенор), Дуглас (бас).

Действие происходит в Шотландии в XVI веке.

Изгнанник Дуглас со своей дочерью Элен укрылись в горах у мятежника Родриго, противника короля Якова V. Дуглас обещал выдать свою дочь за мятежника. Но та любит Малкольма. Целыми днями грустная Элен бродит у озера, за что её и прозвали «девой озера». Однажды она повстречала незнакомого охотника Уберто, под именем которого скрывается Яков V. Он влюбляется в девушку, но Элен отказывает ему во взаимности, так как любит другого. Неожиданно появляются воины Родриго вместе со своим предводителем. Только вмешательство девушки спасает Уберто от гибели. Тем временем войска короля побеждают мятежников. Родриго погибает. Уберто раскрывает своё инкогнито и прощает Дугласа. Несмотря на повторный отказ Элен связать с ним свою судьбу, великодушный король соглашается на её брак с Малкольмом.

Одна из лучших опер Россини. После провальной премьеры (как это часто было у композитора) опера со второго спектакля принималась публикой с восторгом. Имена героев переиначены на итальянский лад. Среди лучших эпизодов: ария Элен «Tanti affetti» (2 действие), каватина Малколма «Mura felici» (1 действие). Отметим постановку 1992 в Амстердаме (в партии Элен - Антоначчи).

Дискография: CD - Sony. Дирижер Поллини, Элен (Риччарелли), Малколм (Валентини-Террани), Уберто (Гонсалес), Родриго (Раффанти), Дуглас (Рэми).

Джоаккино Россини

Автор(ы) либретто

А. Л. Тоттола

Язык либретто

итальянский язык

Источник сюжета

поэма Вальтера Скотта

Жанр

опера-сериа

Количество действий Год создания Первая постановка Место первой постановки

театр Сан-Карло, Неаполь

Дева озера на Викискладе

Дева озера (итал. La Donna del lago) - опера Джоакино Россини в двух актах. Либретто А. Л. Тоттолы по одноимённой поэме Вальтера Скотта (1810).

  • 1 История создания и постановок
  • 2 Действующие лица
  • 3 Содержание
  • 4 Музыкальные номера
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История создания и постановок

Джоакино Россини

Впервые поставлена на русской сцене в Петербурге в 1829-1830 годах.

В 1992 году в «Ла Скала» опера была поставлена к 200-летнему юбилею композитора (дирижёром выступил Риккардо Мути, главные партии исполняли Джун Андерсон - Элен, Роквелл Блейк - Уберто, Крис Меррит - Родриго, Джорджо Сурьян - Дуглас). Запись спектакля в дальнейшем была выпущена на CD и DVD.

Действующие лица

Действие происходит в XVI веке в Шотландии. Изгнанник Дуглас со своей дочерью Элен укрылись в горах у мятежника Родриго, противника короля Якова V. Дуглас обещал выдать свою дочь за мятежника. Но та любит Малкольма. Целыми днями грустная Элен бродит у озера, за что её и прозвали «девой озера». Однажды она повстречала незнакомого охотника Уберто, под именем которого скрывается Яков V. Он влюбляется в девушку, но Элен отказывает ему во взаимности, так как любит другого. Неожиданно появляются воины Родриго вместе со своим предводителем. Только вмешательство девушки спасает Уберто от гибели. Тем временем войска короля побеждают мятежников. Родриго погибает. Уберто раскрывает своё инкогнито и прощает Дугласа. Несмотря на повторный отказ Элен связать с ним свою судьбу, великодушный король соглашается на её брак с Малкольмом.

Музыкальные номера

  • «Mura felici» - каватина Малколма
  • «Tanti affetti» - ария Элен

Примечания

  1. А. Гозенпуд. «Дева озера»

Ссылки

  • «Дева озера» на сайте belcanto.ru

Дева озера (опера) Информацию О

Изгнанник Дуглас со своею дочерью Еленой укрылись в горах у мятежника Родриго, предводителя горцев, противника шотландского короля Якова V. Дуглас обещал выдать свою дочь за мятежника, но та любит молодого рыцаря Малкольма, одного из вождей повстанцев и тайно встречается с ним. Целыми днями грустная Елена бродит у озера, за что ее прозвали «озерной леди». Однажды она повстречала незнакомого охотника Уберто, под вымышленным именем которого скрывается король Яков V. Он заблудился на охоте и оказался во владениях своего врага Родриго. Неузнанный король с первого взгляда влюбляется в незнакомку. Тем временем Родриго, Дуглас и Малкольм готовятся к решающему сражению с королем.

Уберто объясняется с Еленой. Но та признается, что влюблена в другого. Тем не менее, Уберто дарит Елене кольцо - при опасности оно поможет ей найти защиту у короля. Случайно их разговор слышит Родриго - он взбешен.

Но подоспевшие воины короля побеждают повстанцев. Родриго погибает во время поединка с Уберто. Дуглас и Малкольм оказываются в плену. Они на краю гибели. Однако Елена с помощью кольца разыскивает короля, узнав в нем своего знакомого Уберто. Тот раскрывает инкогнито и великодушно прощает мятежников, разрешив Елене соединить свою судьбу с Малкольмом.

По праву считающаяся одной из лучших, эта опера Россини – вершина его романтических устремлений. Это уже во многом «новый» маэстро, взор которого обращен в будущее. В премьерном спектакле участвовали Джованни Давид (Яков V), Кольбран (Елена), Б.-Р.Пизарони (Малкольм, «брючная» роль-травести), Ноццари (Родриго). После неудачи 1-го спектакля, красочно описанного Стендалем, опера со 2-го представления принималась публикой с восторгом. Именно после этого случая Россини воскликнул: «Не лучше ли, если моими премьерами будут считаться вторые представления?».

Вскоре опера была поставлена в Германии (1821, Дрезден), Австрии (1822, Вена), Англии (1823, Лондон, Кингс-тиэтр), Франции (1824, Париж, Гранд-Опера). В 1829 добралась до Нью-Йорка. Первая русская постановка была осуществлена в 1830 году в Петербурге.

Многие известные артисты 19 века блистали в этой опере Россини. Так, в 1823 в Вене с необычайным успехом партию Елены спела Зонтаг , произведя сильнейшее впечатление на Вебера , который тут же предложил ей заглавную роль в предстоящей венской мировой премьере Эврианты . В 1847 в Париже триумф в партии Малкольма имела другая именитая певица - Альбони . В том же году лондонский Ковент-Гарден стал функционировать исключительно как оперный театр. И в первом же сезоне в «Деве озера» были собраны непревзойденные силы – Марио , Джулия Гризи , Альбони.

Необходимо отметить, что, как это часто бывало в итальянских операх при использовании иноязычного литературного первоисточника, имена некоторых героев, подчас, переиначивались на итальянский лад. Поэтому король Яков V, например, носит здесь имя Джакомо, а мятежник Родерик Ду (по Скотту) - Родриго.

Лучше всего охарактеризовал сочинение Россини тот же Стендаль. В своей книге о нём он посвятил опере отдельную главу, где отмечал: «Это скорее эпическое, нежели драматическое произведение. Музыке его <…> свойственна оссиановская окраска и крайне острая дикая энергия». Французский писатель восторгался кантиленой, предвосхищавшей находки Беллини и раннего Верди. При этом к поэме В.Скотта, легшей в основу либретто Стендаль относился весьма сдержанно, называя ее «плохой».

Стилистика произведения, «озёрная» тема, возвышенный дух, экспрессия, смелые хоровые сопоставления и многое другое, что присуще этой партитуре, делают оперу предшественницей Вильгельма Телля . В опусе много запоминающихся эпизодов, среди которых такие шедевры как сцена и каватина Малкольма Mura felici…Elena! oh tu, che chiamo с виртуозной кабалеттой «Oh quante lagrime», ария Дугласа «Taci, lo voglio, e basti», проникновенное и нежнейшее дуэттино Елены и Малкольма «Vivere io non potrò», сменяющееся большой экстатичной воинственной сценой (каватиной) появления Родриго «Eccomi a voi, miei prodi» с хором воинов и следующей за ней прозрачной арией «Ma dov’e colei che accende» (1-й акт); каватина Уберто «Oh fiamma soave», финальное рондо Елены Tanti affetti (2-й акт) и др. Одной из центральных и запоминающихся сцен 2-го действия является также масштабный и драматичный терцет «Alla ragion, deh rieda» Елены, Уберто и присоединившегося к ним позднее Родриго («Qual pena in me gia desta»). Особенно впечатляют торжественно-трагичные секвенции в кульминации сцены.

Отдельная тема – блестящие хоры партитуры. Об одном из них – в финале 1-го акта – необходимо сказать особо. Это получивший большую популярность возвышенно-гимнический хор шотландских бардов «Già un raggio forier», нарастающая энергия которого на фоне тремоло струнных уже предвосхищает оркестровые звучания сцены в Волчьей долине из веберовского «Вольного стрелка». Завершается этот блестящий финал стреттой с участием всех действующих лиц.

Вообще, по «плотности» впечатляющих сцен эта опера Россини почти не знает себе равных. Ведь можно упомянуть еще и замечательный дуэт Елены и Уберто из 1-го акта, и арию Малкольма из 2-го и т. д.

К сожалению, многие годы блестящий опус был заслонен другими произведениями Россини. Его подлинное возрождение состоялось в 1958 на фестивале Флорентийский музыкальный май под управлением Серафина (Яков V – Валетти , Елена – Картери ). Заметными стали постановки 1969 на фестивале в Кэмдене, где партию Елены пела Те Канава (это было одно из самых первых выступлений в ее карьере), спектакли в Хьюстоне (1881, солисты Блейк, фон Штаде в партии Елены, Хорн в роли Малкольма), Пезаро (1981, солисты Лангридж, Кьюберли , М.Дюпюи и др., в 1983 в этой же постановке выступали Д.Гонсалес, Риччарелли, Валентини-Террани ), Ковент-Гардене (1985, с участием Хорн), парижском театре Шатле (1986, солисты Блейк, Кьюберли, Валентини-Террани). В 1990 в Бонне партию Елены ярко исполняла Алиберти , в том же году в Парме Гасдиа . В 1991 в Брюсселе Елену пела Риччарелли. В 1992 году к 200-летию Россини опера была поставлена в Ла Скала и Амстердаме. В миланском спектакле под управлением Мути были заняты блестящие солисты, в т. ч. Д.Андерсон , Блейк). Среди постановок последних лет спектакли в Пезаро (2001, Флорес, Девиа, Барчеллона ), Льеже (2003), Сан-Себастьяне (2004, Флорес, Такова , Барчеллона). В 2006 опера была исполнена на фестивале в Бад-Вильдбаде под управлением Дзедды с участием М.Миронова, Ганасси , М.Пиццолато и др.).

Среди сравнительно немногочисленных записей оперы (немногим более 20) отметим студийную версию дирижера М.Поллини.

Краткая дискография:

СD CBS (studio) – дир. М.Поллини; солисты К.Риччарелли, Д.Гонсалес, Л.Валентини-Террани, Д.Раффани, С.Рэми.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря . К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.