Использование икт в работе музыкального руководителя доу. "применение икт в работе музыкального руководителя детского сада. Ресурсное обеспечение проекта

«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада»

Слайд 1.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Слайд 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд 3.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Слайд 4.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Слайд 5.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Слайд 6.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Слайд 7.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Слайд 8.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Слайд 9.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Слайд 10.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд - задание, следующий - проверка правильности выполнения предложенного задания.

Слайд 11.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Слайд 12.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Слайд 13.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день это тем более актуально, что и в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами) », владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Слайд 14.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, конструктов, нотных партитур, оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Слайд 15.

Использую мультимедийные презентации на праздниках (День защитника Отечества «Богатырская сила», 8 марта «Устами младенца», 9 Мая «Они сражались за Родину», выпуск в школу, развлечениях (викторина по сказкам А. С. Пушкина, «Фестиваль народных игр» и др., в образовательной деятельности («Доброта в жизни и музыке», «Страна вежливости» и др., дополнительном образовании («Колядки», «Масленица» и др.) .

Слайд 16.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность - Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе) .

Слайд 17.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет-общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http://dohcolonoc.ru/, http://www.musical-sad.ru/, http://kladraz.ru,http://maam.ru/, http://nsportal.ru, сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. Широко применяю ИКТ для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ - технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников - это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Слайд 18.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Аннотация :

Информационно-коммуникационные технологии необходимы для активизации познавательной деятельности детей, для усвоения музыкального материала , реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре

Музыка , определение музыки , положительное воздействие на ребенка, необходимость использования классической музыки для образования ребенка, актуальность использования ИКТ в образовательном процессе.

Музыка – искусство , средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мелодия , ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка - это особенное стихийное явление, отражающее состояние ума и души композитора, проявление его психики, настроения, эмоций, любви и страсти, фантазий и впечатлений. Это искусство, пожалуй, самое великое и прекрасное в истории человечества! Ничто не может ярче выразить ЭГО и сущность человека, как музыка ! Возможно, это происходит потому, что музыка , это, прежде всего, гармония человека с самим собой и с природой, баланс человека с другими окружающими его людьми. Гармония нот составляет мелодию, к мелодии придумываются слова, разрабатывается особая аранжировка, соответствующая цвету мелодии, в итоге получается песня.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого . Мы все любим различную музыку : одному нравится рок, другому приятна эстрадная музыка , третий предпочитает классику. О музыкальных стилях говорить и спорить можно долго, но у каждого человека найдется хотя бы одна мелодия, которая ему нравится. Задумывались ли мы над тем, что такое музыка , какой она бывает, и почему нравится людям?

Музыка влияет на наше настроение, но не только, с ее помощью можно справляться с недугами. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека : когда человек слышит быструю музыку , у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее, в психиатрии есть даже специальное направление - музыкотерапия .

О сильнейшем воздействии музыки знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека : на душевную сущность человека, на интеллект, на физическое тело. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали человека. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. Врачеватель древности Авиценна лечил запахами и смехом.

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра».

Джон Дьюи

Эти слова заставляют задуматься любого педагога, который любит своих воспитанников. Глобальная информатизация общества занимает одну из главенствующих позиций цивилизации 21 века. Благодаря тому, как быстро развиваются информационные и коммуникационные технологии , возникает новая среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии современное направление в работе с детьми , которое способно помочь их развитию.

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Использование компьютерных средств обучения помогает дошкольникам развивать усидчивость, собранность, приобщает к сопереживанию.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей работе , так как главный приоритет – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Интернет предоставляет педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии, иллюстрации для занятий. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал. Основная цель такого представления – формирование у детей системы мыслеобразов. Материал в виде презентации сокращает время обучения.

В своей работе я использую презентации , созданные в приложении Microsoft Office Power Point. Они заменяют картинки, плакаты, аудиозаписи, подходят для всех возрастных категорий детей. Использование мультимедийных презентаций позволяет построить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы детям это было интересно, чтобы они смогли узнать, почерпнуть что-то новое. Каждую мультимедийную презентацию я начинаю с предварительного небольшого рассказа, объясняю детям, какой теме она посвящена, часто использую аудио или видеозаписи.

Восприятие музыки – самый распространенный вид музыкальной деятельности , который доступен каждому. Благодаря быстрому развитию информационных технологий популярная музыка звучит везде : по телевидению, по радио, в компьютере, в мобильном телефоне. Но хорошей, классической музыки очень и очень мало . Этот пробел я стараюсь восполнить – большая музыкальная коллекция классической музыки в моем арсенале позволяет восполнить пробел слушания музыки , дети слушают музыку на занятиях , на утренниках, во время досугов, праздничных мероприятий, такая музыка им очень нравится . Во время знакомства с музыкой разных жанров у детей развиваются навыки слушания, дети учатся высказывать свои эмоции, переживания, размышлять об услышанном.

По рекомендации родители дома продолжают слушать классическую музыку вместе с детьми . Чем больше ребенок будет слушать классическую музыку , тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, у него постепенно будет формироваться художественно – эстетический вкус.

Многие мероприятия дошкольного учреждения были построены полностью на использовании классической музыки . В подготовительной группе звучала музыка П . И Чайковского на «Осеннем балу» . Во время новогоднего утренника дети младшей группы танцевали под великолепную музыку В . А. Моцарта.

Сегодня есть возможность применить в своей работе компьютерные музыкальные программы , которые позволяют не только слушать музыку в хорошей записи , просматривать фрагменты произведений искусства, но и дают доступ к большому блоку информации , связанной с миром искусства : музыке , живописи, литературе, народным промыслам. Программа Power Point дает возможность использовать на занятиях схемы , портреты композиторов, рисунки, видеофрагменты. С помощью компьютера дети могут посетить музей в виртуальном пространстве (например, музей музыкальных инструментов , знакомиться с творчеством композиторов, изучать нотную грамоту, у них хорошо развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, ярче, так как музыкальное звучание дополнено картинами, развитием, движением, а изображение образов и картин дополнено звуками. Таким образом, использование компьютера очень удобно для усвоения детьми музыкального материала , для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре , формирования духовного мира.

В работе с детьми применяю презентации как средство наглядности при изучении нового материала, для закрепления пройденного. Например, при знакомстве детей с классической музыкой используются тематические презентации, такие как «Уголки Москвы» , «Моя Москва» , «Красная площадь» . Такие презентации очень нравятся детям, у них возникает интерес к картинкам. В подготовительной группе из 25 детей 21 проявили интерес к этой теме. Таким образом, появился целый цикл презентаций «Виртуальное путешествие по Москве» . В этих презентациях есть слайды, видео, ролики, клипы. Вместе с воспитателями и родителями детей была составлена программа виртуальных путешествий на год. Мы пригласили родителей, чтобы они стали соавторами, стали работать с родителями дистанционно, с помощью вебинаров. После таких виртуальных путешествий родители проводят экскурсии для детей самостоятельно.

Использование информационных технологий помогает педагогам повышать мотивацию обучения детей и проводит к ряду положительных изменений у детей :

Появляется живой интерес к предмету познания;

Расширяется кругозор;

Повышается эффективность применения наглядности на занятиях;

Облегчает процесс усвоения материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками позволяет расширить творческие способности педагога и повысить эффективность воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы :

1. «Семейная проектная деятельность, как возможность формирования родительской компетенции». Миносянц Н. Г. 2014 г. с. 67.

2. «Социализация подрастающего поколения : история, теория и практика». Клемантович И. П. Издательство : ООО «Школьная пресса» (Москва, 2014 г. № 4. с. 19-25.

3. Миносянц Н. Г. «Уровень психолого – педагогической компетентности родителей в России : исторический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014 г. №11-2 (49) .с. 119-121.

4. Клемантович И. П., Миносянц Н. Г. «Профессиональная подготовка педагога – психолога к повышению уровня компетентности родителей средствами информационных технологий // Современные гуманитарные исследования, 2013 г. №3. с. 113.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

«Образование для Новой Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

Компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;

Использование развивающих компьютерных программ;

Использование мультимедийных презентаций.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Функции компьютера в педагогической деятельности

музыкального руководителя.

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации.
  2. Наглядное пособие.
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
  4. Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.

Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. .

Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана .

Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. Для педагога данная программа открывает широкие возможности, так как проста в использовании, почти не требует специальных навыков, позволяет создавать в ней не только иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты и даже мультфильмы. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.). Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:

  1. Информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
  2. Компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
  3. Доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
  4. Наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  5. Мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;
  6. Многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Используя возможности программы Power Point я разрабатываю и использую презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки и т.д.

Музыкально-ритмические движения и танцы: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: с помощью презентаций знакомлю детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучиваем партии в оркестре.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду, игра является самым главным методом обучения.

Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.

Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм.

Многие родители также пользуются интернет ресурсами. В связи с этим нами был создан сайт нашего детского сада, где находится моя страничка. В этой теме я создала темы наиболее интересные для родителей это: консультации для родителей, музыкальные занятия, новости, интересные ссылки, тесты для родителей, фотографии различных мероприятий. Также с помощью сайта родители могут задать мне интересующие вопросы.

Проблемы использования ИКТ

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:

  1. Нет компьютера в домашнем пользовании педагога.
  2. Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ.
  3. Недостаточная компьютерная грамотность педагога.
  4. Недостаточное программное обеспечение.
  5. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
  6. Бесплановость, случайность применения ИКТ.
  7. Перегруженность занятия демонстрацией.

На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.

Вывод

Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

  1. Повышение эффективности процесса обучения.
  2. Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
  3. Активизация познавательной деятельности детей.
  4. Создание единой информационной среды.
  5. Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Литература:

Интернет-ресурсы:

1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

2. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

3. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

« Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»

ЦЕЛЬ: Создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

ЗАДАЧИ: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Преимущества компьютера перед традиционными формами воспитания и обучения дошкольников: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности; компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению; использование развивающих компьютерных программ; использование мультимедийных презентаций.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Преимущества использования мультимедийных презентаций: Информационная емкость; Компактность; Доступность; Наглядность и эмоциональная привлекательность; Мобильность; Многофункциональность.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование презентаций по видам музыкальной деятельности: Восприятие музыки:

Музыкально-ритмические движения: Пение:

Музыкально-дидактические игры: Игра на детских музыкальных инструментах:

Использование анимационного фона

Проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя: Нет компьютера в домашнем пользовании педагога. Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ. Недостаточная компьютерная грамотность педагога. Недостаточное программное обеспечение. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях. Бесплановость, случайность применения ИКТ. Перегруженность занятия демонстрацией

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов: Повышение эффективности процесса обучения. Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ. Активизация познавательной деятельности детей. Создание единой информационной среды. Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Презентация подготовлена музыкальным руководителем МКДОУ №3 «Золотой ключик» город Сысерть СОКОЛОВОЙ О.С. Спасибо за внимание!


Мананникова Марина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №168"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование информационно – коммуникационных

технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители и его невозможно

представить без интернета и информационно-коммуникационных

технологий. Возможности, предоставляемые интернет - ресурсами,

позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в

системе дошкольного образования. Это предъявляет качественно новые

требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного

образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием,

сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской

Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,

затрагивающих все основные направления модернизации образовательной

системы и ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных программ;

Сформировать основы информационной культуры его личности;

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность

родителей;

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

Модернизация методической службы;

Совершенствование материально – технической базы;

Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»

дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью

современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет

довольно длительную историю, но в детском саду такого распространения

компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу

педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных

ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно

обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его

эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере

образования, использующие специальные технические средства (ПК,

мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это

комплекс учебно – методических материалов, технических и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формах и методах их применения для совершенствования деятельности

специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,

специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

Как музыкальный руководитель я не представляю свою работу без

интернет - ресурсов. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно –

образное мышление. Главным принципом при организации деятельности

детей этого возраста является принцип наглядности. Использование

разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и

динамического позволяет мне быстрее достичь намеченной цели во время

музыкальных занятий с детьми. Использование интернет – ресурсов

позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким,

зрелищным и комфортным.

Я делаю подборку иллюстративного и видеоматериалов к играм, к

занятиям и утренникам, минусовых и плюсовых фонограмм песен.

Предъявление информации на большом экране в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес. Теперь ребёнок может музыку не только слышать,

касается классической музыки, (например «Времена года» П.Чайковского или

Вивальди, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Детский альбом»

П.Чайковского и т.д.), при восприятии которой ребёнку очень сложно

представить некоторые образы, тем более что у каждого человека они свои и

очень индивидуальны. И конечно же видеоизображение какой-либо

музыкальной пьесы или песни несёт в себе образный тип информации,

понятный дощкольникам. Движение, звук, мультипликация на экране

привлекают внимание ребёнка и обладают стимулом познавательной

активности детей.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это

наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых

методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам

независимо от места их проживания. Информационно – методическая

поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время

подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе

наглядных пособий к занятию.

С помощью интернета я делаю подбор дополнительного материала к

занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий,

обмениваюсь опытом с другими педагогами России. Сетевые сообщества

педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые

методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по

использованию различных методик, технологий..

С помощью программы Power Point делаю презентации для

повышения эффективности образовательной деятельности детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и

ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации –

формирование у малышей системы мыслей и образов. Подача материала в

виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет

построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически

корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслей,

деятельности, гуманизации содержания обучения и

педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса

зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких

образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения

детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью

мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно

увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую

презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого

детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать

для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование цифровой фотоаппаратуры, видеокамеры и

соответствующих программ позволяют запечатлеть утренники и

развлечения, а затем создать незамысловатые фильмы и фотоотчёты. Затем

мы их просматриваем и обсуждаем вместе с детьми, отчего они получают

большое удовольствие, даже если сами находят ошибки.

ИКТ очень помогают в оформлении документации. Это составление

перспективных и календарных планов, диагностики в электронном виде.

Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить

необходимые изменения.

Важным аспектом в своей работе я считаю своё участие, и участие

детей в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах,

викторинах, олимпиадах, что повышает мой уровень самооценки, как

педагога, а так же и моих воспитанников. Очное участие в таких

мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых

затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Но при

этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество

зарегистрированных пользователей.

Таким образом, внедрение информационных технологий в ДОУ

имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида

памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет

самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

Использование информационных технологий поможет педагогу

повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду

положительных следствий:

Обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

Облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

Возбуждение живого интереса к предмету познания;

Расширение общего кругозора детей;

Возрастание уровня использования наглядности на занятии;

Повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех

проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством обучения. Не менее важны и современные педагогические

технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто

вложить в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь,

создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными

(или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый

уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации

обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит

сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и

эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые

возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых

методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов. В последнее время информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации

воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения

информационно-коммуникационные технологии позволяют не только

насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать

интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в

дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает

возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-

образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

07 мая 2015

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Фатеева О.И.,

музыкальный руководитель ГБДОУ №27

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

«Образование для Новой Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология» . Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности

музыкального руководителя?

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  4. Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.

Используя возможности программы PowerPointможно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана .

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

Музыкально – ритмические движения и танцы: Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Пение: По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в оркестре.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию» и «2 рояля».

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:

  • Педагог не умеет пользоваться компьютером
  • Нет компьютера в домашнем пользовании педагога
  • Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ
  • Недостаточная компьютерная грамотность педагога
  • Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

Литература:

Интернет-ресурсы:

  1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
  2. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  3. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».