Ингушская национальность. Ингуши. Численность ингушей в России по переписям

Ей; мн. Один из кавказских народов; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Ингуш, а; м. Ингушка, и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. Ингушский, ая, ое. И. язык. * * * ингуши (самоназвание галгаи), народ в России. Живут в основном в Ингушетии (свыше… … Энциклопедический словарь

ИНГУШИ, ингушей, ед. ингуш, ингуша, муж. Одна из кавказских народностей, родственная чеченцам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНГУШИ, ей, ед. ингуш, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Ингушетии. | жен. ингушка, и. | прил. ингушский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ингуши - ИНГУШИ, ей, мн (ед ингуш, а, м). Народ, составляющий коренное население Ингушетии, республики в составе России, расположенной в центральной части северных склонов Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ингушский, один из… … Толковый словарь русских существительных

- (самоназвание галгаи) народ общей численностью 237 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 215 тыс. чел., Ингушетия, Чечня, Северная Осетия 197 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 20 тыс. чел. Язык ингушский.… … Современная энциклопедия

Мн. 1. Народ нахской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

- (самоназвание галгаи), народ в Российской Федерации (215,1 тыс. человек). Живут в основном в Ингушетии, Чечне (163,8 тыс.) и Северной Осетии. Язык ингушский нахской группы кавказ ско иберийских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник:… … Русская история

- (от им., теперь уже не существующего, большого аула Ангушт или Ингушт). Народность чеченского племени, населяющая часть Сунженского отдела Терской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

ИНГУШИ - северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по религии магометане; сто лет тому назад покорились России после длительной и кровопролитной борьбы; во время революционных вспышек 1905 7 гг. отряды И шей шли по вольному найму на… … Казачий словарь-справочник

ингуши - представители родственного чеченцам (см.) вайнахского народа. Для них свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Ингуши , . В монографии рассматриваются основные этапы -этнической истории ингушей; взаимосвязь этнополитических, этнодемографических и этнокультурных изменений на протяжении XX-XXI вв. Приводятся…
  • Ингуши (изд. 1925 г.) , Н. Ф. Яковлев. Содержание книги (написание оригинала сохранено):1. У ингушей на плоскости:Жилище, пища, правила вежливости и гостеприимства, письменность. 2. Семья и род (`фамилия`):Родственные связи,…

Ингуши

ИНГУШИ́ -е́й; мн. Один из кавказских народов; лица, относящиеся к этому народу.

Ингу́ш, -а́; м. Ингу́шка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Ингу́шский, -ая, -ое. И. язык.

ингуши́

(самоназвание - галгаи), народ в России. Живут в основном в Ингушетии (свыше 215 тыс. человек, 1992), Чечне, Северной Осетии. Общая численность 237 тыс. человек (1995). Язык ингушский. Верующие ингуши - мусульмане-сунниты.

ИНГУШИ

ИНГУШИ́ (самоназвание - галгаи), народ в Российской Федерации (413 тыс. чел., 2002), коренное население Ингушетии (361 тыс. чел.), живут также в Северной Осетии (21 тыс. чел). Говорят на ингушском языке. Верующие ингуши - мусульмане-сунниты. Ингуши близки по языку и культуре чеченцам (общее самоназвание - вайнахи). Издревле ингушские поселения располагались в горах, где ингуши жили отдельными родоплеменными обществами. Известны Джераховское, Феннинское (Кистинское), Галгаевское (отсюда самоназвание), Цоринское и Мецкальское общества. Переселение ингушей с гор на равнину началось в 16-17 веках и было особенно интенсивным в 1830-60-х годах. Одним из первых поселений ингушей на равнине было селение Ангуш, или Ингуш (на месте современного села Тарское в Тарской долине). От названия селения Ангуш (Ингуш) произошло название народа.
В конце 1943 - начале 1944 года ингуши были выселены в различные районы Центрального Казахстана. В 1957 году национальная автономия ингушского народа была восстановлена, вновь образована Чечено-Ингушская АССР. Почти все ингуши возвратились на родные места. В 1992 году была образована отдельная Ингушская республика в составе Российской Федерации. В результате вооруженного конфликта в Северной Осетии и войны в Чечне в Ингушетию приехало около ста тысяч ингушей.
Традиционные занятия ингушей: земледелие (преимущественно на равнине), скотоводство (преимущественно в горах), садоводство. В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство, сочетавшееся с земледелием. В горах ингуши возводили замковые комплексы и заградительные стены. На равнине Ингуши жили в селениях, вытянутых вдоль рек и дорог.
Традиционная ингушская одежда общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение черкеска с газырями. Зимняя верхняя одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 1920-е годы распространились фуражки.
Повседневная женская одежда - удлиненное платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Длинное до земли свадебное платье (чокхи) шилось по фигуре из шелка, бархата и парчи. Узкие до локтя рукава имели продолжение в виде свисающих лопастей. Платье украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове - шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем.
В средних веках знатные женщины носили головной убор «кур-харс» в виде изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен орнаментированной серебряной бляхой округлой формы. Во второй половине 20 века утвердилась одежда городского покроя, множество мужчин носят шляпы, женщины предпочитают платья широкого покроя. Традиционные ингушские блюда: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, молочные продукты. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
Долгое время у ингушей сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей нередки были и большие семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны для современных ингушей.
Сохранились традиционные верования: тотемизм, анимизм, семейно-родовой культ святынь и покровителей, хозяйственные и погребальные культы. В ингушей был развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели народная медицина, календарные обряды. Ислам у ингушей распространялся в предгорной зоне с 16-18 века, в горах с 19 века, утвердился только в первой половине 19 века.
В фольклоре ингушей значительное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество включает героические исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец ингушей - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню, изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ингуши" в других словарях:

    Ингуш. ГIалгIай … Википедия

    ИНГУШИ, ингушей, ед. ингуш, ингуша, муж. Одна из кавказских народностей, родственная чеченцам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНГУШИ, ей, ед. ингуш, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Ингушетии. | жен. ингушка, и. | прил. ингушский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ингуши - ИНГУШИ, ей, мн (ед ингуш, а, м). Народ, составляющий коренное население Ингушетии, республики в составе России, расположенной в центральной части северных склонов Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ингушский, один из… … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназвание галгаи) народ общей численностью 237 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 215 тыс. чел., Ингушетия, Чечня, Северная Осетия 197 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 20 тыс. чел. Язык ингушский.… … Современная энциклопедия

    Мн. 1. Народ нахской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (самоназвание галгаи), народ в Российской Федерации (215,1 тыс. человек). Живут в основном в Ингушетии, Чечне (163,8 тыс.) и Северной Осетии. Язык ингушский нахской группы кавказ ско иберийских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник:… … Русская история

    - (от им., теперь уже не существующего, большого аула Ангушт или Ингушт). Народность чеченского племени, населяющая часть Сунженского отдела Терской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    ИНГУШИ - северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по религии магометане; сто лет тому назад покорились России после длительной и кровопролитной борьбы; во время революционных вспышек 1905 7 гг. отряды И шей шли по вольному найму на… … Казачий словарь-справочник

    ингуши - представители родственного чеченцам (см.) вайнахского народа. Для них свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.… … Этнопсихологический словарь

Введение. История и жизнь ингушского народа

Ингуши, имеющие собственное наименование "галгаи", являются аборигенами Кавказа, присутствие которых в горах и на равнинах устойчиво фиксируется с 1-го тысячелетия до н.э. Этот народ входит в балкано-кавказскую семью большой европеоидной расы. Общее самоназвание "вайнахи" (в пер.: "наш народ"), схожесть языка и обычаев объединяет его с живущими рядом чеченцами. К уникальным шедеврам ингушской культуры, дошедшим до сегодняшнего дня, можно отнести самобытный фольклор, жемчужиной которого является героический нарт-орстхойский эпос вайнахов, оригинальные типы башенного, склепового и культурного строительства, специфичные женские украшения и головные уборы, изделия декоративно-прикладного искусства, содержащие самобытный орнамент из узоров эпохи поздней бронзы. Впрочем, как и сохранивший отголоски древнего Урарту ингушский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье кавказо-иберийских языков. Ингуши исповедуют Ислам суннитского толка, который под влиянием Дагестана и Чечни с XVI до первой половины XIX века постепенно становится здесь доминирующей религией. Монгольское нашествие в ХIII-ХIV в.в. заставило ингушей уйти в горы. Их возвращение на равнину происходило после распада Золотой Орды в XV-XVII в.в. В это время появились первые ингушские поселения в Тарской долине и бассейне реки Камбилеевки, в верховьях и по среднему течению реки Терек. Не позднее XVII века появилось здесь селение Ангушт (ныне село Тарское Пригородного района РСО-А), от которого произошло официальное российское наименование народа — ингуши. С XVI -- XVII века кавказский перешеек становится объектом стратегических интересов России, Турции и Ирана. Ингуши стремились к союзу с северным соседом. Первый договор c Россией был подписан ими на окраине с. Ангушт в 1770г., второй — в 1810 г. Вслед за тем появились многочисленные казачьи поселения (станицы) и российские оборонительные укрепления, которые возникали как на месте ингушских сел, изменив их прежние названия, так и на стратегически важных участках Северного Кавказа. К таковым можно отнести крепость Владикавказ, основанную в 1784г. в 4-х км от ингушского села Заурово. Это все сопровождалось бесцеремонным вытеснением местного населения с обжитых мест. Прибытие в регион генерала А.Ермолова, главноуправляющего в Грузии и командира Отдельного Кавказского корпуса (1816 - 1827 гг.), вызвало стихийное сопротивление горцев, в том числе и ингушей. Причинами тому были строительство системы российских укреплений, сопровождающееся насилием и уничтожением среды обитания (вырубка вековых лесов, разорение аулов, массовые убийства, вытеснение аборигенов в горные теснины, лишение горцев средств к существованию и пр.). Это и стало поводом для начала многолетней Кавказской войны (1817г.). Освободительная борьба горских народов велась под флагом газавата - священной войны мусульман. С 1834 по 1859 г.г. вплоть до своего пленения во главе повстанцев находился имам Шамиль, создавший военно-теократическое государство - имамат. Окончательное завоевание Северного Кавказа Россией в 1864 г. завершилось массовым отселением горцев, в том числе около трети ингушей, в Турцию и Малую Азию к единоверцам. Позднее перед российскими наместниками была поставлена задача полностью освободить Северный Кавказ от коренного населения. Заметим, что массовое выселение горцев предпринималось также в начале и в середине XX века.

Военно-стратегическим целям России отвечал начавшийся тогда территориальный передел, раздробивший земли с оставшимся на них ингушским населением. К 1870 г. большая часть ингушской земли вместе с северо-осетинской территорией была включена в состав Владикавказского округа; из большей части нынешних Пригородного и Сунженского районов был создан Сунженский казачий округ; горный южный участок ингушской территории отошел к Тифлисской губернии. Позже, в 1888 г., при объединении Сунженского округа и ингушской части Владикавказского округа был образован Сунженский отдел Терской области. В 1907г. из него была выделена отдельная административная единица — Назрановский округ. Доведенный до отчаяния ингушский народ активно поддержал Октябрьскую революцию 1917 года и в этот период, по признанию белогвардейского генерала Деникина, "оказался вершителем судеб Северного Кавказа". В период гражданской войны была разрушена почти половина ингушских сел и аулов, погиб каждый четвертый их житель. С приходом большевиков давние надежды обретения национальной самостоятельности стали получать конкретные очертания. На съезде народов Терской области 17 ноября 1920г. была провозглашена Горская АССР (ГАССР) со столицей в г. Владикавказе. Узаконенная Декретом ВЦИК РСФСР от 20 января 1921г., она включала 6 административных округов: Балкарский, Ингушский, Кабардинский, Карачаевский, Осетинский, Чеченский, а также существующие в виде самостоятельных административных единиц города Владикавказ и Грозный. Республика вскоре распалась на ряд новых территориальных образований. Последними перед упразднением ГАССР 7 июля 1924 г. выделились Сунженский округ, а также Северо-Осетинская и Ингушская автономные области (АО). Между ними были распределены промышленные и хозяйственные объекты г. Владикавказа, в котором разместились и их административные центры.

Репрессии тоталитарного режима, от которых пострадали миллионы невинных людей, с особой жестокостью прокатились по Стране Советов с конца 20-х и в 30-е годы. Ингушский народ в этот период потерял лучших и наиболее активных своих представителей, в их числе оказался видный государственный деятель того времени Идрис Зязиков. Для этого времени характерно начало продолжавшейся вплоть до середины 80-х годов лицемерной национальной политики, направленной на искоренение "малых" народов. Последовательно разрушалась продекларированная ингушская государственность. 1 июня 1933 г. город Орджоникидзе (бывш. Владикавказ) полностью передается под юрисдикцию Северо - Осетинской автономной области. Спустя полгода, 15 января 1934 г. решением Президиума ВЦИК, принятым в нарушение всех конституционных норм путем телефонного опроса. Ингушская и Чеченская области были объединены в Чечено-Ингушскую АО со столицей в г. Грозном, которая затем в 1936г. была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР. Тяжелый удар пришелся и по древней ингушской культуре. Как и в отношении ряда других этносов СССР национальная письменность с традиционной графики решением центральных властей была переведена на кириллицу. Постепенно стали сокращаться объемы и уровень национального просвещения. Недоступными, а часто под запретом, для новых поколений оказались многие произведения национальных авторов, описывающие историю народа. Государственный воинствующий атеизм подвергал людей жесточайшим преследованиям за приверженность национальным традициям и обычаям, в том числе и за их религиозные убеждения. В те времена изучение и распространение Ислама находилось под строгим запретом.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. основная часть мужского населения ЧИАССР ушла в действующую армию и героически сражалась на фронтах. Четверым ингушам было присвоено звание Героя Советского Союза и еще 12 из них были представлены к этой высокой награде. После наметившегося перелома в войне новыми репрессиями вновь заявила о себе прежняя, сталинская национальная политика. Теперь она прикрывалась нелепыми обвинениями неповинных жителей в пособничестве врагу. И хотя в ЧИАССР не было ни одного оккупированного неприятелем села, 23 февраля 1944 г. в 5 часов утра силами войск НКВД и Красной Армии началась тотальная депортация ингушей и чеченцев. В этот день в Казахстан, Среднюю Азию и Сибирь было отправлено около 650 тысяч человек обеих национальностей. Непригодные к транспортировке — немощные старики, больные, инвалиды, беременные женщины и их близкие, жители труднодоступных селений подлежали уничтожению. Так были сожжены заживо жители ингушских селений Таргим, Гули и Цори Пригородного района! Все имущество бывших жителей республики и средства производства были конфискованы или уничтоженны. Указом ПВС от 7 марта 1944г. ЧИ АССР была ликвидирована, а ее территория распределена между вновь образованной Грозненской областью, Грузинской ССР, Северо-Осетинской АО и Дагестанской АССР. Всеми средствами стирались следы проживания здесь депортированного народа: из литературы, из истории убиралось любое упоминание о нем, разравнивались кладбища, могильные памятники шли на строительство, безжалостно сжигались ценнейшие книги и рукописи. Сотни тысяч граждан получили клеймо "изменника родины". В их числе оказались и фронтовики, частично отозванные с полей сражений, частично вернувшиеся после окончания войны к своим сосланным семьям. По приблизительным оценкам эта чудовищная акция стоила жизни каждому второму из 90 тысяч депортированных ингушей. Оставшихся в живых тоталитарный режим обрек на бесправное существование в тяжелых условиях ссылки, ограничив в передвижении, получении образования, трудоустройстве, соблюдении своих национальных и религиозных традиций. Тем самым на многие годы затормозилось поступательное развитие этноса, лишившегося как минимум целого поколения интеллигенции, специалистов по различным отраслям знаний . XX съезд КПСС выступил с разоблачением культа личности Сталина. После него вышел Указ ПВС СССР от 16 июля 1956г. "О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны". С него и началось стихийное самовольное возвращение на родину депортированных, проходившее в тяжелейших условиях для людей. Ведь этот, как и все последующие законодательные акты вплоть до ноября 1989г., не снимал с народа несправедливых обвинений и не предусматривал ни компенсаций ущерба, ни возвращения на прежнее место жительства. Президиум ЦК КПСС 22 декабря 1956 г. поступила записка, подписанная крупными партийными руководителями А.Микояном, К.Ворошиловым, Г.Маленковым, Л.Брежневым и Н.Беляевым. В ней говорилось, что в бывшую ЧИАССР самовольно вернулось более 11 тысяч депортированных. Пригородный район к тому времени был заселен 33 тыс. жителей, в т.ч. 23,5 тыс. осетин. Следствием этой записки явился Указ Президиума Верховного Совета СССР "О восстановлении Чечено - Ингушской АССР в составе РСФСР (9 января 1957 г.) и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О восстановлении Чечено - Ингушской АССР и упразднении Грозненской области" (9 февраля 1957 г.).Тем не менее, руководство Северо-Осетинской автономной области воспротивилось возвращению Пригородного и части Малгобекского районов восстанавливаемой ЧИ АССР, обещая создать все условия для ингушей, живших в этих районах до депортации. По его настоянию было принято решение не включать эти районы в состав воссоздаваемой ЧИ АССР, а, в качестве компенсации, присоединить к последней притеречные районы Грозненской области - Наурский, Шелковской и Каргалинский. Также, видимо, не случайно не была возвращена узкая часть Малгобекского района, связывавшая республику с родственной по вере и схожей по судьбе Кабардино-Балкарией. Однако, ингушам, возвращающимся из ссылки на родину в Северную Осетию, решениями местных и союзных властей создавались разного рода запреты на жительство, препятствующие, в первую очередь, их прописке. И все-таки, несмотря на унижения и бесправие, на земле предков обосновались десятки тысяч ингушей. По этим причинам многие из ингушей оказались не зарегистрироваными по месту их постоянного жительства (не прописаны). Парадоксально, но граждане ингушской национальности, прожившие там не одно десятилетие, в местных государственных органах никогда не числились и на сегодняшний день формально не являются североосетинскими жителями со всеми вытекающими последствиями.

Требования по восстановлению прав ингушского народа с начала 70-х годов стали проявляться открыто в формах митингов и народных съездов. Они, прежде всего, касались возвращения прежней государственности и этнической территорий. Широкий резонанс имели серьезные по тем временам акции: письмо старых коммунистов в ЦК КПСС "О судьбе ингушского народа" (1972г.), а также массовый митинг 16-18 января 1973 г. в Грозном. Эти идеи повсюду встречали активную поддержку подавляющего большинства ингушей. В Северо - Осетинской АССР им противостояла резко негативная реакция осетинского руководства, подогревающего антиингушские настроения. В 1981 г. там прокатилась провокационная истерия, сопровождавшаяся призывами расправы с ингушами, закончившаяся относительно спокойно. С годами накал межнационального противостояния возрастал, хотя часто имели место проявления добрых взаимоотношений, о чем свидетельствовало большое число смешанных осетино-ингушских браков. Середина 80-х годов в СССР ознаменовалась началом эпохи демократических преобразований. С принятием Съездом народных депутатов СССР 14 ноября 1989 г.. декларации "О признании незаконными, преступными всех актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", а особенно после выхода 26 апреля 1991 г. Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", снимавшего с незаслуженно пострадавших народов все обвинения, для ингушского народа ясно обозначилась перспектива скорого восстановления исторической справедливости. Однако постепенно отношения между ингушским и осетинским населением в СО АССР становятся все более напряженными. После спровоцированной 19 апреля 1991 г. в с.Куртат стычки из-за огорода руководство Северной Осетии потребовало введения во Владикавказе и Пригородном районе режима чрезвычайного положения. Этот акт оказался безрезультатным, так как был направлен, в основном, на усмирение ингушей. Несомненно он стал одним из детонаторов осетино - ингушского конфликта 1992 г. (см. ниже).

Республика Ингушетия (РИ) появилась на карте России после 4 июня 1992г. с принятием Верховным Советом РФ Закона "Об образовании Ингушской Республики в составе РФ", который был утвержден VII съездом народных депутатов РФ. Ингушский народ, наконец, получил долгожданную государственность. При этом границы Ингушетии с Чеченской республикой и Северной Осетией определены не были. В мае 1993г. вышла декларация Чрезвычайного съезда народов Ингушетии "О государственном суверенитете Ингушской Республики", а 27 февраля 1994 г. всенародным референдумом Ингушетии "О государственном суверенитете Ингушской Республики", а 27 февраля 1994г. всенародным референдумом была одобрена Конституция республики, подтверждены полномочия Президента и Вице-президента, избрано Президента и Вице-президента, избрано Народное Собрание. Позже была утверждена государственная символика — Герб, Гимн и Флаг. Республика Ингушетия располагается на возвышенности в северной части Большого Кавказа. Ее административным центром является город Назрань, вблизи которой начато строительство столицы - города Магас. Западная граница Ингушетии с Республикой Северная Осетия — Алания, а также ее восточные рубежи с Чеченской Республикой определены неточно. Приблизительно вся площадь РИ составляет 2682 кв. км. Основные реки — Терек, Асса, Сунжа. Главные наземные транспортные пути — автомобильная и железнодорожная магистрали "Ростов-Баку", Военно-Грузинская дорога. Воздушные сообщения обеспечивает аэропорт в Cлепцовске. Руководителем республики является Президент, высший орган законодательной власти — однопалатный парламент (Народное Собрание) из 27 депутатов, высший орган исполнительной власти — Правительство РИ. На начало 1995 г. численность населения составляла 279,6 тыс. чел., из которых городских жителей 82.9 тыс. чел., сельских — 196,7 тыс. чел. . По итогам частичной переписи населения на 20 августа 1992 г.. этнический состав республики был следующим: ингуши — 85,9%, русские — 7,5%, чеченцы — 4,9%, другие — 1,6%. В 1995 г. естественный прирост жителей Ингушетии составил 1,81%, отрицательное сальдо миграции населения равнялось 0,09% всего населения за счет жителей неингушской национальности при среднем уровне миграции 1407 чел. Значительную долю среди проживающих в республике составляют вынужденные переселенцы из РСО-А и Чеченской республики. Прожиточный минимум изменялся со 154,8 до 269,8 тыс.руб. Медицинское обслуживание населения осуществляют 9 больниц, 5 диспансеров, 19 амбулаторий, 50 медпунктов, мощности которых явно недостаточно. По сравнению с соседними регионами положение жителей РИ в 1995г. представляется самым неблагополучным (см. табл.).

Показатели Ингушетия Сев. Осетия Дагестан Каб.- Балкария
Плотность населения, чел./кв.км. 81,2 38,5 62,4
Денежные доходы на 1 жителя в мес., тыс.руб. 144,3 344,6 232,7 300,4
Денежные расходы на 1 жителя в мес., тыс.руб. 78,8 182,1 81,6 186,4
Продолжительность жизни, лет 59,1 70,7 72,8 70,7

Экономику республики, как и другие регионы РФ, лихорадит отсутствие финансовых средств. Плановое федеральное финансирование поступает неполностью, с опозданием на полгода и больше, при этом задолженность госбюджета измеряется десятками, а то и сотнями миллиардов рублей. Практически не возмещается ущерб, причиненный ингушскому народу депортацией 1944г. и последними конфликтами. Тем не менее, в 1995г. отмечена тенденция к подъему практически во всех отраслях народного хозяйства. Существующая второй год первая в России Зона экономического благоприятствования "ИНГУШЕТИЯ", регистрационные и налоговые средства от которой перечисляются как бюджетная ссуда в развитие республики, обеспечивает дополнительный приток ресурсов, в т.ч. на строительство новых объектов . Учреждение Республики способствовало активному возрождению науки, культуры и образованию. Благодаря усилиям энтузиастов практически на пустом месте начали работу драматический и кукольный театральные коллективы, танцевальные и фольклорные ансамбли, филармония, библиотеки, краеведческий, архитектурно-исторический и художественный музеи, стало подниматься национально-декоративное искусство. Начато строительство учебного Центра искусств. Расширяют деятельность Ингушский научно-исследовательский институт и Ингушский государственный университет. В 1995-96 учебном году в профтехлицее и двух профтехучилищах обучалось по 12 специальностям свыше 1000 человек. Приняли в свои стены первых учащихся Горский кадетский корпус и школа-лицей. Ощутимые изменения происходят в общественной жизни. На начало июня 1996г. в Ингушетии зарегистрировано 72 общественных и религиозных организации. Здесь активно действуют местные мусульманские и православные религиозные общины, объединения женщин, ветеранов, вынужденных переселенцев и других слоев населения, а также отделения общероссийских организаций и политических партий.

Наряду с изложенными позитивными факторами образование Республики Ингушетия резко активизировало осетино-ингушское противостояние.

Осетино-ингушский конфликт активизировался с образованием РИ. Появился субъект, законно претендующий на Пригородный и часть Малгобекского районов Северной Осетии, а главное, в отличие от ЧИАССР, остро заинтересованный в них. Помимо восстановления исторической справедливости, эти территории на треть увеличили бы площадь молодой республики, а ее равнинную часть — почти вдвое. Именно земля стала главной причиной жесткого противостояния. К тому же в высказываниях отдельных руководителей РИ порою не хватало выдержки. Ее несформировавшиеся органы подчас принимали решения, выходящие за рамки своей компетенции. Осетинская сторона не спешила выполнять постановления федеральных органов РФ по реализации указанных выше законодательных актов о территориальной реабилитации и принимала свои решения, противоречащие вышестоящим, подкрепляя их организованными массовыми выступлениями населения, созданием крупных вооруженных формирований, в т.ч. незаконных: национальной гвардии и ополчения. Это положение проявлялось в виде многочисленных фактов накопления вооружений, в частоте появления разного рода провокационных высказываний и заявлений, явном всплеске преступности на национальной почве и т.п. Федеральные власти должным образом не реагировали на раздувание шовинистических страстей в регионе, несмотря на сообщения средств массовой информации в 1990-92 г.г. и действующее чрезвычайное положение. Постепенно центр отказался от прежних планов и со второй половины 1992 г. решение по территориальной реабилитации стало поэтапно откладываться до лучших времен. Конфликт назревал. Повод для его начала представился 24 октября 1992г. после принятия непродуманного решения объединенной сессии Назрановского, Сунженского, Малгобекского районных советов РИ и депутатской группы Пригородного района СО о создании отрядов самообороны в ингушских селах Пригородного района. Оно было явно незаконным, хотя отсутствие реакции североосетинских властей на участившиеся случаи нападений на ингушей требовало принятия срочных мер. Прозвучавший в ответ резкий ультиматум Верховного Совета СО не допускал каких-либо переговоров. Предложения ПВС РФ от 26 октября о мирном решении спорных вопросов повисли в воздухе. Уже 30 октября осетино-ингушский конфликт перешел в решающую фазу. В этот день с обстрела ингушских сел Камбилеевское и Октябрьское начались активные вооруженные действия. Телефонная связь в зоне конфликта оказалась прерванной. Во Владикавказе важные объекты укрывались мешками с песком, спешно уничтожались некоторые архивы. Затем прозвучали выстрелы в с. Дачное, где отрядам местной ингушской самообороны противостояла бронетехника национальной гвардии СО, местная милиция и жители-осетины. На выручку к родственникам из Назрани (РИ) в с. Чермен на автомашинах, частично защищенных металлическими листами, кинулась вооруженная толпа, представленная осетинскими СМИ как танковая колонна. Российское военное командование не сумело вовремя оценить обстановку и предпринять решительные шаги по прекращению беспорядков. Мало того, армией была произведена раздача осетинскому населению 642 единиц боевого оружия, а также усилены североосетинские силы 57-ю российскими танками. 1 ноября в 5 ч. 40 мин. начался массированный артобстрел ряда ингушских сел Пригородного района. По не опровергнутым данным в трагические дни стихийно организованным и разрозненным группам ингушей до нескольких десятков человек каждая, вооруженных стрелковым оружием, противостояла хорошо подготовленная североосетинская армейская группировка, в которой оказалось немало беженцев из Южной Осетии — граждан Республики Грузия. Она включала бронетанковую бригаду "ИР", осетинскую гвардию, ОМОН МВД СО, народное ополчение, 2 казачьих полка. Действия осетинских сил велись под фактическим прикрытием федеральных соединений: дивизии "Дон", 2-х военных училищ, гарнизона г. Владикавказа, 2-х полков Псковской авиадесантной дивизии, спецназа. Исходя из размеров произошедшей трагедии, не может быть речи о миротворческом характере этой военной операции. Существует версия, что действия военных имели целью втянуть в этот конфликт чеченцев, что подтверждается фактом совершения 10 ноября внезапного броска десантных частей в сопровождении тяжелых танков и бронетехники из горячей зоны через Ингушетию к границам Чечни. За период драматических событий, продолжавшихся по 5 ноября, зарегистрировано 583 погибших (350 ингушей и 192 осетина) и около тысячи раненых . До сих пор нет сведений о 181 ингушах, пропавших без вести. В селах Пригородного района число разрушенных ингушских домов более чем в 3 раза превысило число осетинских . В результате произошедшей, по словам Президента РФ Б.Н.Ельцина , "этнической чистки" практически все ингушское население С.Осетии (60-70 тыс. человек) было вынуждено оставить свои жилища и спасаться в других регионах. Состав жертв и разрушений, многочисленные показания свидетелей, фото - кинодокументы, другие доказательства рисуют картину изощренного издевательства, варварского истребления беззащитных детей, стариков, женщин, разграбления и уничтожения их имущества, убедительно свидетельствуют о том, что указанные действия можно квалифицировать как геноцид по отношению к ингушскому населению . Серьезной экспертизы жертв конфликта не производилось. События осени 1992 года старательно замалчиваются. До сих пор не обнародованы материалы судебных расследований, отсутствуют официальные сведения, касающиеся того периода. В целях нормализации положения в зоне конфликта уже 2 ноября 1992 г. Указом Президента РФ было введено чрезвычайное положение и назначена Временная администрация (ВА), базирующаяся во Владикавказе. Безуспешность попыток восстановления мира потребовала принятия президентского Указа в феврале 1995 г., отменяющего чрезвычайное положение и вместо ВА создающего Временный Государственный комитет (ВГК) со значительно большими полномочиями. Однако и этот шаг не дал ощутимого результата — конфликт тлеет до сих пор. (В августе 1996г. ВГК упразднен с принятием новой структуры Правительства РФ — Прим.авт.). В период с 1993 по 1994 г.г. было совершено немало серьезных преступлений , в т.ч. остающееся нераскрытым с 13 августа 1993г. убийство Главы Временной администрации Виктора Поляничко. В очередной раз власти продемонстрировали свою беспомощность в г. Владикавказе 19 мая 1994г. Тогда во время стоянки экстремистами были захвачены шестеро ингушей, сидевших в автомашине. В сопровождении советника Главы ВА полковника Ю.П.Горева они ехали для получения медицинской помощи из пос. Карца Пригородного района РСО-А. До сих пор не выяснена судьба этих людей, среди которых оказались ветеран Отечественной войны и несовершеннолетняя девочка.

Чеченская трагедия началась 11 декабря 1994г. с вводом федеральных войск на территорию Чеченской Республики Ичкерия. При этом немалыми человеческими жертвами сопровождалось передвижение основной группы войск из С.Осетии через Ингушетию, против которого активно протестовало местное население. Тяжелая бронетехника, разворотившая плодородный слой полей по трассе своего пути, причинила урон сельскому хозяйству республики. Актом вандализма можно назвать случай, произошедший 14 декабря 1994г. в с. Плиево Назрановского района. Военнослужащие, въехав ночью на бронетехнике на территорию кладбища, где похоронен один из первых героев России С.С.Осканов, разрушили ограждения, исковеркали могилы. Кроме того, они кощунственно осквернили находящийся там молитвенный дом, выломав окна и двери, разрушив мебель, изорвав молитвенные коврики, превратив само помещение в туалет. Развернувшиеся вскоре, непосредственно у границ Ингушетии, полномасштабные боевые действия вызвали более мощные, чем в 1992г., потоки вынужденных переселенцев и лавину противоправных действий со стороны федеральных войск. Несомненно, что чеченская война в судьбе ингушского народа стала еще одним крупным ударом, масштабы которого еще предстоит выяснить. Помимо огромных человеческих жертв, в этой республике стерты с лица земли и разграблены музеи, архивы и библиотеки, хранившие основную часть исторических реликвий и культурных ценностей ингушского этноса. В составе чеченских вынужденных переселенцев значительную долю составляют ингуши, среди которых немало оказавшихся там после конфликта в С.Осетии.

Г.А.Искандяров, Фонд Развития Мусульманских народов, г.Москва, e-mail: [email protected]

1. Ингушетия - это географический центр Кавказа.
2. Владикавказ - столица Ингушетии до 1933 года.
3. Самый ранний христианский храм на территории России - храм Тхаба-Ерды.
4. Ингуши единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
5. Первый Герой России Сергей Сергеевич Осканов - ингуш.
6. Самое большое сельское поселение в мире - станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.
7. Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
8. Первый чемпион мира по боксу с Кавказа - уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000гг)
9. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин.
10. Казбек (инг. Баш-лоам перевод "тающая гора") - священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.
11. Бывший министр здравоохранения России Михаил Зурабов и губернатор Курганской области Олег Богомолов ингуши.
12. В Ингушетии нет домов престарелых.
13. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.
14. С февраля 1919 по март 1920 Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.
15. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
16. Главным праздником ингушей стал Мархаж (Ураза-Байрам). В этот праздник женщины дарят мужчинам носовые платки.
17. По закону ингушей зять никогда не видит тещу.
18. Как правило, ингуши не пунктуальны. Редкий ингушский рейс отправляется в назначенное время.
19. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.
20. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.
21. В Ингушетии есть свой "мужской" день. 1 марта - официальный праздник День Джигита. 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.
22. Ингуши в массе своей очень религиозны.
23. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.
24. Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только ее отсутствие.
25. Ингуши очень консервативный народ.
26. Муж не может целовать, обнимать или же касаться своей жены на людях. Отец не может ласкать детей на людях, мать может.
27. Самоназвание ингушей "гIалгIай" имеет несколько вариантов перевода, среди которых "жители башен" и "люди бога".
28. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.
29. Изображенный на флаге и гербе Ингушетии солярный знак (свастика) изначально был гербом тейпа Евлой.
30. В ингушском языке словосочетание "вей нах" значит "наши люди" и обозначает только ингушей.
31. До 1938 года ингушская письменность была на латинской основе. Serdalo - так называлась газета Сердало (Свет).
32. В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет "двадцатьдесять".
33. Лучший роман о Кавказе написал ингушский классик Идрис Базоркин.
34. Ингуши - русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
35. Ингушетия - ГIалгIай Мохк "Страна галгаев"
36. Ингушетия - самый маленький регион России.
37. В Ингушетии вас подвезут и не возьмут за это деньги.
38. Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как "дырка от задницы".
39. Переходить дорогу в Ингушетии очень опасно. Даже по "зебре".
40. На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека.
41. Ингушки не курят.
42. За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.
43. Русский князь Михаил Ярославич (1271-1318) был убит в ставке хана Золотой Орды на территории современной Ингушетии.
44. В Ингушетии, как и во многих регионах мира, распространено поверье, что убийство лягушек может вызвать дождь.
45. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется "дил".
46. Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства».
47. Улица генерала Осканова есть в каждом ингушском населенном пункте.
48. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.
49. Осетинские пироги это разновидность ингушских чапильгаш.
50. В старину видя в небе падающую звезду, ингуши говорили что она убежала замуж.
51. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.
52. Древний ингушский парламент назывался Мехк-Кхел и заседал в кол-ве 12 человек.
53. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.
54. Добываемая в Ингушетии нефть самая чистая в мире, из нее делают авиационные масла.
55. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.
56. Горную Ингушетию называют страной башен.
57. Немногие знают, что знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.
58. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
59. Курорт "Армхи" считается одним из самых крупных горных курортов (1200м над уровнем моря).
60. В среднем за год в курорте Армхи 140 солнечных дней (в Давосе - 97), количество осадков - 570 мм (в Давосе - 632 мм).
61. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
62. О человеке, держащем пост ингуши говорят "Он кормит солнце".
63. Вершиной ингушской этики является понятие "Эздел". "Эздий саг" - благородный человек.
64. Последний защитник Брестской крепости в ВОВ - ингуш Уматгирей Барханоев.
65. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.
66. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ "В ущелье" - его первое произведение.
67. Ингушетию называют одной из древнейших демократий на земле.
68. ХIонк (черемша) - лакомство и деликатес, национальное сокровище Ингушетии.
69. Все школы в Ингушетии - русские.
70. Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.
71. В Гражданской войне России в 1917-1922гг погиб каждый третий взрослый ингуш.
72. Когда чеченский лидер Джохар Дудаев обращался к своим гражданам на чеченском языке, многие чеченцы думали что он говорит по-ингушски и не понимали его. Дудаев был из ингушского тейпа ЦIечой.
73. Наличие большого кирпичного дома не говорит о богатстве. Ингушский дом может строиться десятилетиями.
74. Особое отношение к хлебу. Наступить на него считается недопустимым.
75. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.
76. Ингуши очень добрый народ, но депортация 1944 года не будет прощена никогда.
77. Лифт - это редкое явление для жилого дома в Ингушетии. Да их практически и нет.
78. В Ингушетии нет ресторанов Макдоналдс.
79. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов переехав в Норвегию благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.
80. В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.
81. Федеральная автомобильная дорога "Кавказ" наиболее красива на ингушском участке.
82. Территория современной Ингушетии всего в 3,7 раза больше площади Москвы, вместе с Пригородным районом - в 5.
83. Ингуши большим преступлением считают мародёрство.
84. Серафимович, Ставский, Булгаков начинали свою литературную деятельность в Ингушетии.
85. Ингушетия жемчужина Кавказа и лучшее место на свете.

Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

Аланы — предки Ингушей?!

Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

Что характеризует Ингушей?

  • Обычаи.

«Там девушек крадут и женятся без любви!» — так обычно говорят, когда вспоминают обычаи, какие-нибудь иностранные граждане. С одной стороны — это явление у ингушей распространено, что есть, то есть, но не все так мрачно выглядит на первый взгляд. Обычно такое происходит по договоренности.

О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

  • Свадьба.

Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

Когда невесту благополучно выведут и посадят в авто, местная детвора перетягивает трос, преграждая тем самым дорогу. Кто-то через окно авто будет с серьезным видом «угрожать», чтобы убрали трос. Но в итоге, детям кинут пачку денег и пока они будут их собирать, кортеж поедет в новый для невесты дом. Еще один частый вопрос: почему в ингушетии невеста должна стоять в углу весь день на свадьбе?

По прибытию невесту заводят в дом. Она должна взять веник и подмести перед входом. Далее ей дают ребенка. Немного постояв с ним, она заходит внутрь. Есть мнение, что быть невестой на ингушской свадьбе очень тяжелое занятие, так как «она всё время стоит в углу». Это не совсем правда. Она может сесть в любое время, мы все – люди, сделаны не из железа. А если серьезно, то невесту на свадьбе всегда окружает толпа девушек, девочек, скромных парней, которые бросают осторожные взгляды, и других людей, так что там всегда весело. Если учесть, что она в новом доме среди пока что не знакомых людей, то понятно, почему она так скромно стоит в углу. Странный феномен с невестой я думаю для всех развеян.

  • Лезгинка.

Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

  • Ингушские башни.

Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

  • Туризм.

Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

  • Национальная кухня Ингушей.

Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

Частые вопросы о Ингушах?

Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

  • Почему ингуши такие красивые?

Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

  • ингуши какие они люди?

Люди слова. Люди дела.

  • почему ингуши такие странные?

Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

  • чем отличается чеченец от ингуша?

Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

  • как выглядят ингуши?

По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

  • кто такие ингуши кратко?

Хороший народ с Северного Кавказа.

  • почему в Ингушетии богатые дома?

Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

  • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.