Индусы или индийцы: как правильно называть? Чем отличается индийская кухня

Африканские и индийские слоны принадлежат семейству слоновых и происходят от предка, жившего несколько миллионов лет назад. Сегодня они относятся не только к разным видам, но и разным родам под теми же . Род африканских слонов предположительно разделяется на саванных и лесных, возможно еще выделение восточно-африканских слонов, но биологи пока не решили этот вопрос однозначно. Индийский род имеет лишь один современный вид под названием азиатский слон, остальные представители этого рода вымерли.

Отличить по внешнему виду слонов – жителей Африки и Индии – довольно просто, если знать несколько характерных признаков. В первую очередь это размер – африканские слоны выше, больше и тяжелее. Они вырастают до четырех-пяти метров в высоту, в длину вытягиваются до 7,5 метров, а весят около 7 тонн. Их индийские собратья редко имеют размеры выше 3 метров и длиннее 6,5, а весят примерно 3 тонны.

Африканские слоны покрыты морщинами, их кожа кажется более грубой. Они имеют более темную окраску иногда до бурого цвета, а их индийские братья серые, с более гладкой кожей, покрытой небольшими волосками.

Очень легко отличить слонов по ушам: у африканцев они огромные, по больше головы, достигающие в длину полутора метров. Они имеют округлую форму, немного торчат вверх и широко расставлены по сторонам. Индийцы не могут похвастаться такими большими : они скромные, в несколько десятков сантиметров, угловатые и направленные вниз, с заостренным концом.

Представители африканского вида ходят с прямой спиной, у некоторых слонов хребет даже немного вогнутый. А для азиатского вида характерна выпуклая спина, из-за чего они кажутся грустными и поникшими по сравнению с их статными товарищами из Африки.

Другие различия африканских и индийских слонов

Различия разных проявляются не только во внешности, но и в поведении и образе жизни. Например, африканцы питаются в основном ветками и листьями на : поэтому они выше и имеют более длинные ноги. Индийские животные чаще ищут пищу , им необязательно иметь более высокие размеры.

Различаются они и по характеру: индийские слоны доброжелательнее относятся

Совсем недавно я был уверен, что единственное, в чем может быть разница, - наездник. Логично ведь, что индус будет ездить на азиатском слоне, а африканец, соответственно, будет править африканским. :) Но не только в этом заключается разница, о чем и будет мой рассказ.

В чем разница между африканским и индийским слоном

Удивительно, но такие схожие с первого взгляда представители слоновых, тем не менее имеют ряд различий не только внешних, но и поведенческих. Итак, если присмотреться, то первое, что бросается в глаза, - размер - африканский на порядок массивнее и выше, более того, является крупнейшим сухопутным животным. Высота 4 метра отнюдь не редкость, в то время, как длина доходит до 7. При этом, масса африканского слона часто превышает 7 тонн, а вот азиатский существенно «легче» - 5 тонн максимум. Кроме столь явной разницы, существуют и другие особенности:

  • Форма ушей. У азиатского они чуть меньше, при этом отчетливо вытянуты вниз.
  • Бивни. Хоть у самок африканского слона они не столь огромны, как у самца, спутницы азиатского и вовсе лишены такого «украшения». Кроме того есть отличие в форме и длине - закругленный и длинный у африканского, и прямой короткий у азиатского.
  • Кожа и хобот. Обитатели африканских саванн покрыты огромным количеством морщинок, при этом кожа имеет более белесый окрас. У азиатского тело усеяно небольшими волосками, при темном окрасе кожи. Что касается хобота, то кончик у азиатского слона увенчан 1-м «пальцем», а африканского 2-мя.

Поведение и фигура

Относительно нрава, азиатский слон намного доброжелательнее своего африканского собрата, и с удовольствием идет на контакт с человеком. Они поддаются дрессировке и даже способны выполнять несложную трудоемкую работу, например, перетащить груз. Его африканский собрат напротив крайне агрессивен, хотя и его можно приручить, хоть и с большим трудом.


Обитатели африканских просторов отличаются прямой спиной, более того, иногда даже немного вогнутой. А вот представители азиатского вида имеют характерный горб, который придает им поникший, угрюмый облик.


Больше, чем сословие, почти синоним индийского общества - слово «касты» прилепилось к массовому представлению об Индии вместе со слонами, махараджами, Маугли и Рикки-Тикки-Тави. Хотя сам термин - не из хинди или санскрита, а заимствован у португальцев и означает «породу» или «происхождение».

Впрочем, посредством латыни (castus - «чистый», «непорочный») происхождение термина можно всё же проследить к общей для индусов с римлянами и португальцами древности: к праиндоевропейскому *kas-to - «резать». Индийское общество аккуратно «нарезано» на профессионально-этнические «слайсы». Или всё же не столь аккуратно?

Ритм индийской жизни

Исконное название касты - «джати» («род», «класс» в переводе с санскрита) - может означать категорию, к которой относится существо в зависимости от формы рождения и существования. Применительно к традиционной индийской музыке «джати» - нечто вроде «квадратов», составляющих ритмический цикл. А в санскритском стихосложении - стихотворный размер. Перенесём такую трактовку на социум - и получим ритмическую «нарезку», в согласии с которой движется общественная жизнь.



Понятие касты-джати легко спутать с понятием варны («цвета») - изначальным фундаментом ведического общества. Первым «социологом», согласно «Махабхарате», выступил бог Кришна. Он разделил людей на четыре сословия, сообразуясь с материальной природой и её тремя качествами-гунами, из которых происходят виды человеческой деятельности.

В зависимости от преобладания той или иной гуны, каждый человек относится к одной из четырёх варн:

Брахманы (жрецы, учёные, хранители духовной культуры, советники);
-кшатрии (воины - правители и аристократы);
-вайшья (предприниматели, торговцы, купцы, ремесленники);
- шудры (обслуга, люди, занятые «нечистым» трудом).

Сколько раз родился?

Представители первых трёх варн именуются также «дважды рождёнными», поскольку в юном возрасте проходят посвящение, то есть «духовное рождение» как полноценные члены общества. Вероятнее всего, сложившуюся варновую систему индоарии принесли с собой в ходе проникновения на Индостан во II тысячелетии до нашей эры.

В «Ригведе» и более поздних текстах есть указания на то, что изначально принадлежность к варне не была наследственной, а определялась для индивида в соответствии с его природными качествами, способностями и наклонностями. Соответственно, барьеры для смены варны в течение жизни, а также для межварновых отношений (включая браки), были довольно прозрачными и гибкими, если вообще существовали.



Среди риши (легендарных ведийских мудрецов, то есть относящихся к варне брахманов) можно обнаружить как выходца из семьи кшатриев-воинов (Вишвамитра), так и внука рыбака, то есть шудры (Вьяса), даже бывшего разбойника(Валмики, автор
«Рамаяны»). Даже шудрам не возбранялось участвовать в ритуалах и изучать Веды.

Чем разделение на джати отличается от деления на браминов и шудр

На обширных территориях полуострова (овладение которыми заняло не один век) арии обнаружили множество автохтонных племён и народностей на разных стадиях развития: от потомков высокоразвитой Хараппской цивилизации до полудиких охотников. Всё это разношёрстное население, называемое пренебрежительно «Млеччхи» («дикари», «варвары», чуть ли не «животные»), предстояло расставить по местам, чтобы оно сложилось в подобие единого социума. Этими процессами сопровождается продвижение ариев вглубь Индостана (XIII-XIвв. до н. э.), смена пастушеского образа жизни осёдлым, усиление власти царей и жрецов, а также трансформация ведийского учения в индуизм.



Само разнообразие этносов, языков, стадий развития, верований плохо вязалось со скрепной, исконной и богоданной системой варн. Так что аборигенов мало-помалу вписали в зарождавшийся общеиндийский социум иным способом. Практически каждая территориально-этническая группа оказалась добровольно-принудительно привязана к определённой социальной модели, состоявшей также из рода деятельности и религиозно-ритуальных предписаний. Это, собственно, и стало именоваться «джати».

Высшие ступени иерархии - джати, соответствовашие варнам брахманов и кшатриев, составляющим «знать» - завоеватели, разумеется, застолбили за собой. Процесс более-менее совпал с окостенением варновой системы: «цвет» стал передаваться по наследству, отсюда переход к эндогамии и прочие ограничения на межварновое общение.



Деградация изначальной варновой концепции объясняется усилением могущества двух высших варн, в особенности брахманов. Последние добились практически богоподобного статуса «по праву рождения» и держали в своих руках всю духовную сторону жизни.

Естественно, верхушка прилагала все усилия, чтобы не пускать в свои ряды сколь угодно способных «низкорождённых». Барьерам между джати способствовали всё устрожавшиеся представления о «чистоте» и «нечистоте» профессий. Насаждалось представление о том, что соблюдение достижение четырёх ключевых целей человеческой жизни (дхарма, артха, кама и мокша) невозможно вне джати и что подняться по социальной лестнице можно только в следующей жизни при условии неукоснительного следования касте в жизни настоящей.



Неудивительно, что к тому же периоду брахманизма относится постепенное снижение статуса и закрепощение женщины. Представители разных варн приносили жертвы в разные сезоны и разным богам-покровителям. Шудры же теперь вовсе не смели обращаться к богам напрямую и были лишены доступа к священному знанию.

Даже наречия, на которых говорят герои более поздних классических драм, сразу выдают происхождение каждого: простолюдинам достаётся магадхи, поющим простолюдинкам - махараштри, царям и знати мужского пола - священный санскрит, знатным же дамам и незнатным старикам - изысканный шаурасени. «Разделяй и властвуй» - это не Цезарь придумал.

Сорта людей

Словосочетание «мусульманская каста» (как и «христанская») по существу является оксюмороном. Сами положения ислама оттвергают деление людей на сорта и предписывают халифу стоять на молитве в одном ряду с какими угодно единоверцами, включая бедняков и рабов. Не случайно после завований Великих Моголов ислам особенно охотно принимали представители низших каст, включая неприкасаемых: новая вера автоматически повышала их статус, выводя за пределы кастовой системы.

Однако Индия - страна парадоксов. Потомки пришедших с Великими Моголами тюрков и арабов образовали касту «ашраф» («благородных») и по сей день смотрят свысока на «аджлаф» - потомков индусов, принявших ислам. Не замедлила образоваться каста «арзал», аналогичная индусским неприкасаемым, и пошло-поехало: на сегодняшний день в отдельных Штатах Индии насчитываются десятки каст мусульман.



Что в действительности объединяет людей внутри каждой джати, это не столько профессия, сколько представление об “общей дхарме”, то есть предназначении. Этим отчасти объясняются странные на первый взгляд требования к представителям той или иной касты: кузнец непременно должен уметь и плотничать (и наоборот), парикмахер - сватать и устраивать свадьбы. В то же время, скажем, «гончар» - не одна джати, а несколько, с разделением по специализации и соответствующей разницей в общественном положении.

Кастовые и гендерные предрассудки в Индии трещат по швам. .

Индусы, индуисты, приверженцы религии индуизма, распространённой в Индии, а также в некоторых других районах земного шара, куда эмигрировали индийцы (на некоторых островах Индийского океана, в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в Африке, на Фиджи, в Гайане). При больших различиях сект индусов их объединяет ряд общих религиозных догм, особенностей культуры, быта, соблюдение кастовых ограничений (см. Касты). И. называют иногда всё население Индии (индийцев), однако такое применение этого слова неправильно.

Индийцы, термин, обозначающий всё население Индии (см. Индия, раздел Население) независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности (в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах). В России до конца 18 - начала 19 вв. по отношению к жителям Индии было распространено название "индейцы", или "индеи". После того как термин "индейцы", стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом "индусы". Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие религии - ислам, буддизм и др. БСЭ

Пожалуйста не путайте эти понятия! ибо, во-первых, это свидетельствует о безграмотности, во-вторых, отсутствии регилиозной культуры, в третьих, вводит в заблуждения относительно реальных персонажей вашей истории,

Свами Вивекананда
"Значение веданты для жизни индийцев"

Когда говорят о нашей нации и религии, очень часто употребляют термин "хинду". Термин этот нуждается в некотором разъяснении как раз в связи с тем, что я подразумеваю под ведантизмом. "Хинду" - изначально - название, данное древними персами реке Синдху. В персидском языке санскритский "s" всегда переходит в "h"; таким образом Синдху стала Хинду. Как вам известно, греки затруднялись произносить звук "h" - они его выпустили совсем. Благодаря этому нас стали называть индусами, индийцами. От древнего значения слова "хинду" сегодня ничего не осталось: в прошлом оно употреблялось для обозначения народов, живущих по ту сторону реки Инд, но сегодня эти народы больше уже не принадлежат к одной религии. Среди них, помимо собственно индусов, есть магометане, парсы, христиане, буддисты и джайны. С одной стороны, всех их логично было бы называть индусами (в буквальном смысле этого слова), но разная их религиозная принадлежность не позволяет именовать их совокупно.
http://www.vedanta.ru/library/vivekananda/vedanta1.php

По собственным сведениям помимо индуизма в индии распространены:
ислам-мусульманство (особенно Бомбей, анклавы есть в Кашмире, Махараштре, Карнатаке, Керале)
буддизм (Химачал Прадеш, Керала)
сикхим - посвеместно, где есть деньги, оружие и слава
джайнизм (замечен в Бомбее, Махараштре и Карнатаке)
христиане (больше всего в Керале, рыбаки и многие южане Тамила тоже христиане)
есть еще зороастрийцы, иудеи, местные культы шаманские и совсем странные

Хна – очень популярный натуральный краситель для волос. Ее делают из высушенных листьев южного растения лавсонии. С древности хну использовали не только в косметических, но и в лечебных целях, а сейчас с ее помощью волосам придают чудесные рыжие, красноватые или золотисто-каштановые оттенки. Этот природный краситель привозят к нам из Ирана или из Индии. В зависимости от страны-производителя его характеристики немного меняются.

Виды хны

Лавсония, из которой делают краситель, растет по всему Среднему Востоку и даже в Северной Африке. В разных климатических условиях у этого кустарника проявляются некоторые особенности. Они и дают основание относить получаемый из него краситель к нескольким видам, впрочем, не сильно отличающимся друг от друга.

Иранская хна – самый частый гость на прилавках нашей страны. Это бледно-зеленый порошок, который разводят водой. Она придает волосам прекрасный медно-рыжий цвет, а при добавлении в нее басмы достигаются более темные оттенки. Холодный тон при окрашивании хной не получится, но если нужна теплая золотистая гамма, то стоит предпочесть этот природный краситель химическим краскам. Он закрасит седину, придаст яркость и подлечит волосы. Не одно поколение женщин замечало, что после окрашивания иранской хной локоны становятся на удивление блестящими, живыми, плотными. Краситься ею довольно просто: на волосы средней длины понадобится 100 г порошка. Его надо развести теплой водой до кремообразной консистенции и тщательно промазать шевелюру. Оставлять на волосах красящее вещество можно надолго, хоть на три часа – оно не навредит. Только потом следует очень тщательно промыть голову, чтобы избавиться от растительных частичек.

Индийская хна встречается реже, стоит дороже и считается более полезной для волос (говорят, что она меньше их сушит). Кроме того, ее тщательнее измельчают, и порошок получается очень мелкий, поэтому использовать его удобнее. В разведенном виде он лучше распределяется по волосам. А самое главное отличие индийской хны – богатейшая цветовая гамма, от нежно-золотистого до шоколадно-коричневого и почти черного. Методика окраски ею точно такая же, как у иранской, и пользы волосам она приносит примерно столько же.

Сравнение

По большому счету, эти природные красители – одно и то же. Тогда чем отличается иранская хна от индийской?

Цветовая гамма

Основное отличие иранской хны от индийской – меньшая палитра оттенков. Если не использовать никаких добавок, то первая окрасит волосы в медно-рыжий, а насыщенность цвета будет зависеть от натурального тона шевелюры. Индийская хна – другое дело. В ее палитре семь оттенков, кроме того, она бывает бесцветной. Такая хна применяется, если нужно не покрасить волосы, а подлечить.

Консистенция

Для многих имеет значение текстура порошка. Более тонкий помол индийской хны позволит избежать некоторых трудностей при нанесении ее на волосы и смывании. Впрочем, и индийская, и иранская хна хороши своей безопасностью для самой шевелюры и кожи головы, обладают восстанавливающим действием и помогают получить богатый, насыщенный, теплый цвет. Так что тут с выбором трудно ошибиться.