Все о режиссуре. Режиссура массовых представлений. Использование полученной информации

Средства массовой информации, развлечения в виде фильмов, шоу, пьес, театральных постановок и тому подобного прочно вошли в нашу жизнь. Теперь мы и представить себе не можем, как бы жили и развлекались, если бы не было телевизора и театра. А ведь все эти постановки и фильмы кто-то придумывает, разрабатывает сценарий, воплощает задуманное в игре актеров. Вот об этой профессии мы и поговорим в этой статье.

В любом кино, шоу и постановке фигурирует профессия "Режиссер". Под загадочным названием скрывается определенная должностная инструкция. Хотя человек, далекий от отрасли создания кино, понимает список действий режиссера достаточно смутно. А возможно, и не представляет его вовсе. Итак, что же это за профессия - режиссер?

По сути, режиссер - самое главное лицо на Именно от него зависит актерская игра, наличие и вид декораций, качество фильма, правильно подобранный актерский состав, состав сценаристов, озвучка, специальные эффекты и так далее. Профессия "Режиссер" подразумевает непрерывное общение со множеством людей и управление ими. Без него на площадке наступил бы хаос и полное непонимание между людьми.

Профессия "Режиссер": описание

Данная профессия является очень сложной, емкой, но и увлекательной. Режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Именно он руководит действиями всех специалистов, которые находятся на съемочной площадке. Его задача - добиться продуктивности во взаимодействиях людей, скоординировать последовательность и необходимость выполнения разных задач, донести до творческого состава, что и от кого именно требуется, а главное - в какой срок и в каком виде. Профессия "Режиссер" - самая важная в области кинематографа и театральных постановок. Именно благодаря этим людям нашему вниманию представлены действительно захватывающие и увлекательные шедевры мирового кино и постановок.

История профессии

История профессии "Режиссер" не так уж длительна, как можно было бы предположить. Появилась она только во второй половине девятнадцатого века. До этого такая должность отсутствовала. Казалось бы, как же тогда функционировали театры? В те времена постановкой спектаклей занимались либо сами авторы произведений, либо актерская труппа в совокупности. Необходимость в режиссерах появилась с увеличением количества театров, а также с появлением киноиндустрии.

Востребованность профессии

Профессия "Режиссер кино" является одной из самых престижных на настоящий момент. Пробиться к широким экранам, работать над фильмами, которые впоследствии увидят миллионы людей, - заветная мечта многих людей, связавших свою жизнь с режиссурой. Однако действительно достичь таких высот дано далеко не каждому. На данный момент режиссер может заниматься не только киномонтажом, но и сопровождать праздники и концерты разного масштаба, ставить спектакли в театрах, работать с группой аниматоров и так далее. Так что, можно сказать, что востребованность средняя. В большом кино ее почти нет, а в совсем скромных кругах ее достаточно, но не хватает желающих работать от раза к разу, да еще и за небольшое вознаграждение.

Человеческие качества

Для того чтобы пробиться на хорошее положение в этой профессии, следует обладать набором определенных человеческих качеств. Профессия "Режиссер киномонтажа и театра" исключительно творческая. У кандидата в режиссеры должно быть исключительное чувство прекрасного. Вывести игру актеров на совершенный уровень, прочувствовать временные составляющие постановки, увидеть, какие необходимы дополнительные и основные эффекты, освещение, последовательность действий и так далее. Режиссер должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. К тому же должны быть хорошо развиты коммуникативные качества. Все-таки придется постоянно работать с огромным количеством самых разных людей, объяснять им их задачи, находить к каждому подход.

Навыки и умения режиссера

Обучиться профессии режиссера можно в колледжах, академиях, университетах, институтах культуры и кинематографии. Хоть одно из в любом городе предоставляет возможность учиться этому ремеслу. Профессия "Режиссер театра и кино" требует отличного знания как зарубежных, так и национальных, как современных, так и исторических. Режиссер должен разбираться в жанрах, уметь правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Важно развитое ораторское искусство и грамотная речь. Ни один режиссер не сможет чего-то добиться в этом деле без лидерских данных. Воображение, широкий кругозор, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения - всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссер. Особенности профессии требуют постоянного совершенствования этих данных.

Обязанности режиссера

Этот человек отвечает за подбор сценария, его чтение, корректирование. В его задачах состоит сотрудничество со сценаристами и продюсерами, поиск средств на экранизацию. режиссер" и "Режиссер кино" подразумевает непосредственное участие в постановке и организации экранизации или театрального представления. Эти люди отбирают подходящих претендентов на ту или иную роль, проводят с ними подготовительные работы, объясняют суть будущей роли, нюансы игры, назначают время съемок и репетиций. На заключительном этапе в обязанности режиссера входит проверка должного уровня на всех этапах работы. Ему необходимо убедиться в качественности звукового сопровождения, освещения, музыки, декораций, работы стилистов и так далее. Режиссер заключает в себе самого главного кооператора всех представителей на съемочной площадке. К тому же он - организатор, менеджер и управляющий в одном лице. В его задачи входит и раскрутка своего детища, реклама, продажа в кинотеатры или театры. Без его активного участия никто и никогда не услышит о новом шедевре.

Наиболее известные вузы

Практически все российские режиссеры являются выпускниками двух известных московских вузов. Это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) и Эти два вуза выпустили немало творческих и талантливых личностей. Поступить туда достаточно сложно. И скорее всего, учиться придется на платной основе. Бюджетных мест предусмотрено всего 5-8. Но перспективы, которые дают своим студентам данные учебные заведения, стоят тех денег, которые предстоит отдать за обучение. Образование и известность места, в котором оно получено, является очень важным моментом в карьере публичного человека.

Плюсы и минусы работы режиссера

Работа режиссера достаточно трудоемка, требует полной отдачи от человека. Для того чтобы пробиться к более-менее завидному положению, придется очень много работать. Иногда даже сутки напролет. Искать возможности, находить и завязывать полезные знакомства, поддерживать связь одновременно со множеством нужных людей. К тому же придется вложить немало эмоций и собственных чувств в творческий процесс и процесс донесения своей точки зрения до окружающих людей. Работать придется много, долго, упорно и не всегда с хорошей оплатой труда. Возможно, для того чтобы получить хороший проект, придется пройти несколько конкурсов на бесплатной основе. Зато если уж задуманное будет воплощено, уважение, положение в обществе и материальная сторона вопроса не смогут не порадовать.

Зарплатные ожидания

Начинать карьеру можно с В зависимости от общей стоимости проекта, зарплата у ассистентов колеблется от двадцати тысяч до сорока. Режиссеры и продюсеры различных масштабных конференций и выставок, различных презентаций, рассчитанных на большое количество участников, могут получать оклад в размере от семидесяти до двухсот тысяч рублей за проект.

Оценить средние зарплаты по этой профессии достаточно сложно. Успешные режиссеры могут получать миллионы за свои кинофильмы, а рядовые представители отрасли, занимающиеся малобюджетными картинами и постановками, могут работать действительно за копейки. В театре режиссер может получать как процент от выручки за весь спектакль, так и четко фиксированный оклад. Оклад обычно в таких случаях составляет от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей в месяц. Процентная ставка может быть выгодней, однако она не обещает стабильности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВОРОНЕЖСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ

Доклад

По предмету: Основы режиссуры КДП

на тему: Режиссура, понятие и сущность.

Выполнил студент 1 курса

МСКД Сахарова И.С.

Проверил: Бухарова О.В.

Бобров 2017

Введение

Основы режиссуры

Система Станиславского

Заключение

Введение

В буквальном смысле слово "режиссер" (от французского глагола "управлять") - это распорядитель. В середине прошлого века понятие "режиссер" большего и не предполагало. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты, режиссер же следил, чтобы костюмы, реквизиторы, гримеры, осветители хорошо и вовремя обслуживали артистов. Толковый словарь В.И. Даля гласит: "Режиссер - управляющий актерами, назначающий, что давать и что ставить, назначающий на роли". Режиссер - от латинского "управляю", профессия режиссер - профессия XX века. До этого подобной специальности не знала ни одна эпоха. Хотя театр испокон веков, еще с античных времен, был управляем: всегда кто-то стоял во главе его, всегда кто-то направлял его жизнь. В словаре Брокгауза и Ефрона (1699 г.) есть следующее определение понятия "режиссер": "Режиссер - лицо, руководящее актерами, играющее представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее костюмами, декорациями".

На русской сцене эпоха режиссера всерьез началась в 1898 г., когда актер-любитель Станиславский и литератор Немирович-Данченко решили создать художественный общедоступный театр. О встрече этих двух людей в "Славянском базаре" сейчас знает весь мир. Но история русского театра начинается гораздо раньше. В XIX веке Гоголь и Островский закладывали на сцене (русской) основы режиссерского искусства, которое продолжили К. С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.

Дело драматурга - написать хорошую пьесу, дело актера - хорошо исполнить роль в этой пьесе, а уж дело режиссера - хорошо поставить ее. Ведь профессия режиссера - смелая профессиональная во всех отношениях постановка спектакля. При художественной одаренности, при организаторском таланте всеобъемлющий ум дает право режиссеру занять первое место во главе театра.

Основы режиссуры

Режиссура в современном понимании - как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки - перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем - в специально построенные здания. Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика.

Словарь Эфрона и Брокгауза еще в 90-х годах 19 века определял профессию режиссера следующим образом: "...В наше время автор хотя и присутствует на репетициях, но уже не имеет больше надобности, заботится о деталях постановки; это - забота режиссера, от которого требуется не только основательное знание сцены, литературы и археологии, но еще много такта и умения ладить с артистами". Главное в этой статье - это выделение режиссуры в отдельную профессию и интерес к этой профессии.

Все это подготовило театр к гигантскому скачку, который он совершил во второй половине 19 века, отмеченного деятельностью Р. Вагнера и Л. Кронега в Мейнингенском театре и завершившегося своеобразной революцией в сценическом искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда режиссеры повсеместно стали творческими руководителями театральных коллективов. Это явление знаменовалось появлением целой плеяды "великих", определивших облик режиссерской профессии на много лет вперед: в России - К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова; во Франции - А. Антуана, Ж. Капо; в Германии - М. Рейнгардта; В Англии - Г. Крэга. Возникла режиссура, как самостоятельный вид творческой деятельности.

Существует немало формулировок определяющих смысл профессии Режиссер. От "режиссура - это образ жизни", до "режиссер - это человек, который мыслит пространством". Но при этом возникает как бы много разных режиссерских профессий: режиссер драмы, оперный режиссер, балетмейстер, режиссер музыкально-драматического театра, режиссер пантомимы, режиссер цирка, режиссер кино (художественного, документального, научно-популярного, мультипликационного), режиссер телевидения, режиссер-постановщик и т.д. и т.п. Однако при здравом размышлении очень скоро приходишь к выводу, что есть лишь одна режиссерская профессия - Режиссер, а весь вышеперечисленный абсурд связан лишь с разницей технологий в различных пространственно-временных видах искусств. Очень грубо можно сказать, что режиссер, специалист, осуществляющий свой творческий замысел с помощью специфических средств своей профессии, и реализует его во времени и пространстве, создавая произведения пространственно-временных видов искусств. Таким образом, творчество режиссера состоит, как бы из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки).

Замысел - это исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс.

План, заявка, набросок, экспликация - вот наиболее распространенные формы фиксации замысла. Некоторые режиссеры очень развернуто расписывают на бумаге свой замысел, стараясь как можно точнее его конкретизировать (французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит фраза: "Мой фильм уже готов - его осталось только снять"). Другие же режиссеры, например Микельанджелло Антонионни, стараются не конкретизировать замысел до начала работы на площадке.

В реализации же замысла режиссера главенствует изобразительность, - т.е. воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности.

Однако, несмотря на все значение подготовительной работы, замысла, все же основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке (репетиционный период в театре, съемочный период в кино и на ТV). И как бы не подготовился режиссер к работе, на этом этапе его творчество всегда носит импровизационный характер.

Импровизация - это творческий сиюминутный акт создания художественного произведения, фантазия на заданную тему. Именно в процессе импровизации наиболее отчетливо проявляются черты творческой индивидуальности режиссера.

От режиссера требуется творческая индивидуальность, неповторимое своеобразие личности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Объем и достоинство созданного режиссером, или того, что он способен создать определяется тем, что он представляет собой, как индивидуальность. Режиссура - по самой своей природе созидательно-творческая, авторская, "драматургическая" деятельность. Только творческая индивидуальность в искусстве обладает интуицией - способностью непосредственно усмотреть скрытый целостный смысл в явлениях действительности, этим ""бессознательным, инстинктивно-образным принципом и стимулом творчества". (Бергсон). Только индивидуальность в искусстве способна создать свою художественную концепцию - образную интерпретацию жизни, ее проблем. Концепция объемлет как все творчество режиссера, так и каждое его отдельное произведение, заключает в себе некую смысловую его доминанту.

Для реализации своего замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т. е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. В качестве элементов художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла.

Богатство и образность изобразительно-выразительных средств показатель художественности произведения искусства. Как правило, чем сложнее концепция произведения, тем более изощренные изобразительно-выразительные средства использует режиссер. Вершины сложности они достигают в так называемом интеллектуальном, элитарном искусстве.

Интеллектуализм в искусстве режиссуры - это особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад художественного мышления, в котором мир предстает, как драма идей, персонажи которого олицетворяют и своими действиями передают, (разыгрывают в лицах) мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. Интеллектуализм в искусстве обычно связан с использованием, так называемой параболической мысли, включением в произведение притчи или иных вставных элементов, которые казалось бы, далеки от обсуждаемых в нем проблем. Однако отход от этих проблем происходит не по прямой, а по параболе, которая как бы вновь возвращает отошедшую в сторону мысль к проблеме. Таким образом, философичность становится не только содержанием, но и структурой художественного произведения, изменяя сам его тип: спектакль-концепция, балет-концепция, фильм-концепция. Произведение становится носителем художественной информации.

Художественная информация раскрывает специфику художественного сообщения, которая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов. Нередко объединяя различную художественную информацию в единое целое, режиссер использует метод коллажа, то есть включения с помощью монтажа, в произведение искусства разнородных объектов или тем, для усиления общего идейно-эстетического воздействия. К этому методу обращались Бертольд Брехт и Евгений Вахтангов, Юрий Любимов и Эрвин Пискатор, Федерико Феллини и Андрей Тарковский.

Коллаж есть организация изобразительно-выразительных средств по параболическому принципу, и является структурной основой интеллектуализма в режиссуре, обеспечивающей многочисленные смысловые параллели и контрасты. Он оперирует всевозможными сближениями, аналогиями, вариациями, повторами, играющими подчас роль лейтмотивов. Монтируя эпизоды, кадры, мизансцены, реплики режиссер создает зримый интеллектуальный коллаж, несущий в себе художественно-образную информацию. Монтаж, организация материала, это и есть труд режиссера, его способ существования в искусстве.

Режиссер как создатель ролей осуществляет свою творческую волю не в собственных, им самим создаваемых материально-изобразительных средствах, а через творчество актера, сливая свою художественную инициативу с его волей, воплощая свое намерение - в его словесно-физических действиях. Режиссер выступает в качестве катализатора актерского искусства, узурпируя права актера, чтобы воспользоваться ими в интересах целостности постановки.

Таким образом, основным материалом творчества режиссера, является Актер, выражающий через свой психофизический аппарат замысел режиссера. Актер находится в самом центре сценических событий. Он - живая связь между текстом автора, сценическим решением режиссера и восприятием зрителя. Используя различный материал, включая разнородные элементы постановки, режиссер образует тот "лабиринт сцеплений", который, по словам Льва Толстого, и заключает в себе сущность искусства. Трехмерные сценические конструкции, звук и, главное, движения и позы актера, сплетаясь волею режиссера воедино, порождают принципиально новое художественное явление. Создавая мизансцены и ими, оперируя, режиссура обретает специфический для нее эстетический предмет, который находится вне компетенции иных форм искусства. Это - наглядно запечатленные фрагменты пространства с их постоянными изменениями во времени.

Весь комплекс художественно-выразительных средств позволяет режиссеру реализовать в постановке свои фантазии, свой художественный вымысел. Художественный вымысел, есть такой вид действия, в котором фигурируют персонажи и события, существующие первоначально лишь в воображении авторов постановки, а затем уже в воображении зрителя. Действие, относящееся к художественному вымыслу, является "несерьезным" действием, не накладывающим на авторов постановки (режиссера и драматурга) никаких обязательств. Постановка есть реализованный в пространстве и времени художественный вымысел, поскольку всецело рождена фантазией авторов. В ней художественный вымысел осуществляется, по крайней мере, двумя "притворщиками": режиссером и актерами.

Работа с актером, одна из ключевых проблем режиссуры. Существует три типа взаимоотношений актера и режиссера. Первый - идеальный, встречающийся довольно редко: полное творческое совпадение, совместное творчество и поиск истины. Второй - режиссер и актер пробиваются друг к другу, словно шахтеры, роющие туннель с двух сторон. И третий, самый огорчительный - полное несовпадение взглядов и желаний, когда режиссер просто навязывает рисунок роли сопротивляющемуся актеру.

В искусстве режиссуры проблема соотношения индивидуального и типического - одна из наиболее сложных и запутанных. Индивидуальное в искусстве (от латинского individuum - неделимое) - воспроизведение существенных сторон действительности в их неповторимых, индивидуально-самобытных "формах самой жизни". (Чернышевский). Типическое в искусстве выражается через индивидуальное. Как способ художественного обобщения, индивидуальное не сводится к фиксации всех без разбора черт, свойств характера, особенностей изображаемых предметов. Оно предполагает строгий отбор. Именно через индивидуальное персонажи приобретают характерность, степень и впечатляющая сила которой зависит от умения режиссера вывести характер из определяющих его обстоятельств, исторической обстановки, окружения. Характерное (от греческого character - отличительная черта, особенность) - общее, существенное в характере персонажа, события, пейзажа, интерьера, переживания. Типическое (от греческого types - образец, отпечаток, форма) - усиленное, гиперболическое воплощение свойств художественно познаваемой действительности в изображаемых в произведении искусства лицах, событиях, фактах. В типическом характерное достигает максимума соответствия индивидуального общему, становится полным и абсолютным. Усиление роли типического в театре привело к появлению амплуа - типа роли актера, соответствующей его возрасту, внешности и стилю игры (амплуа субретки, героя-любовника, инженю и т.д.).

Зритель хочет видеть в произведении искусства не просто отражение действительности, но некую идеализированную действительность, в которой предельно акцентированы в чувственно-образной форме, как позитивные ценности, так и негативные. В первую очередь этому процессу идеализации подвергается Персонаж. Персонаж (от латинского persona - маска, лицо) - художественный образ человека, совершающего поступки в определенной ситуации. Персонаж, помимо эмоций (носителем которых он является) наделен определенным внешним обликом и чертами поведения. Являясь способом художественного освоения характерного в человеке, персонаж первостепенно значим не только в драматических видах искусства, но и в любых других фигуративных видах. Черты Персонажа обладают разной мерой определенности: одни из них получают непосредственное воплощение в визуальном изображении, другие же присутствуют в художественном произведении косвенно, в качестве апелляции к воображению зрителей, входя в воспринимающее сознание в виде необязательных образов. В художественном произведении Персонажи соотнесены друг с другом, образуя, своего рода, систему, которая является центром художественного построения, важнейшим объектом композиции. Основные требования, возникающие в ходе воплощения персонажа, лепки его характера - точность и подробность. Режиссер творит своих персонажей опосредованно, через актера. Актер является носителем знаков, средоточием сведений о рассказываемой истории, о психологической и пластической характеристике персонажа, о связи со сценическим пространством или ходом представления. Даже если его роль в постановке кажется относительной и замещаемой (предметом, декорацией, звуком, техническими средствами), он остается целью и смыслом любой драматической практики. Отсюда и рождается специфика доверительности отношений между режиссером и актером.

Человеческое восприятие пространственных изображений всегда осуществляется во времени, оно всегда дискретно (прерывно). Режиссер облегчает это восприятие, обозначая в своей постановке временные границы, в соответствии с которыми наше восприятие членится на отдельные ритмические такты. В творчестве режиссера время не только объект изображения, но и средство выразительности.

Вот как выглядит структура времени в пространственно-временных искусствах: - эмпирическое время - время в той реальности, которая служит материалом для произведения; - сюжетное время - организация фабулы во времени; - зрительское время - учитывает длительность восприятия.

Другим существенным компонентом в работе режиссера является решение пространственных задач. Структура пространства в зрелищных искусствах делится на три компонента: 1) Пространство, в котором расположены объекты;2) Пространство, где находятся зрители;3) Плоскость сцены (экрана) отражающая первое и предполагающая второе.

Принцип строения пространства тот же, что и принцип, реализуемый в структуре времени, так как обе категории - пространство и время, тесно связанны между собой. Однако между ними существуют и серьезные структурные и функциональные различия. Более того, существуют существенные различия в художественной выразительности пространства в объемной режиссуре (драматический театр, балет, опера, эстрада, цирк) и плоскостной (кинематограф, телевидение, театр кукол). Художественная выразительность пространства объемных искусств заложена в слиянии пространства места действия, сценического пространства и зрительного зала, при непременной свободе в выборе угла зрения со стороны зрителя.

Художественная же выразительность пространства плоскостных искусств обусловлена единством снимаемого пространства, изображаемого и воспринимаемого, которое характеризуется геометрией зрительского восприятия плоского экрана.

В обоих случаях эти единства - динамические системы, подчиненные общим законам. Переход с общего плана на крупный, смена мизансцены на фронтальную, уже есть видоизменение этого единства: пространство из глубинного, как правило, трансформируется в плоскостное. Соответственно как бы изменяется пространственное положение зрителя: точка зрения "со стороны" сменяется точкой зрения "изнутри" изображаемого пространства.

Структура пространства (как и времени) в определенной мере предопределенна видом, жанром или стилистическим направлением произведения.

Общие места, банальные истины, мифы искусства - их знание или не знание нередко определяет выбор профессии. Развенчание мифов и познание общих мест позволяет определиться начинающему режиссеру. Возможно, это познание приведет к тому, что кто-то скажет: "Это не для меня. Мне это не интересно". И, слава Богу - одним дилетантом будет меньше.

Если же интерес к профессии не пропал, то прежде чем начать изучение ее технологических основ, следует только внимания уделить самым общим теоретическим основам драматического искусства, понять, зачем вообще на протяжении тысячелетий люди им занимаются, почему мы говорим об актерской игре, почему вообще так часто употребляется слово "игра" по отношению к этого рода деятельности.

Основные принципы современной режиссуры

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы. Благодаря режиссуре спектакль в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность (того, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства, и роль его в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала.

В состав режиссерского замысла входит: 1. идейное истолкование пьесы (ее творческая интерпретация); 2. характеристика отдельных персонажей; 3. определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле; 4. решение спектакля во времени (в ритмах и темпах); 5. решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок); 6. характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Говоря о режиссерском решении спектакля, нельзя не вспомнить глубокое и плодотворное учение Вл. И. Немировича-Данченко о «трех правдах»: правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Эти три правды тесно связаны друг с другом и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны, по учению. Нельзя раскрыть социальную правду изображаемой действительности, игнорируя ее жизненную правду, -социальная правда в этом случае прозвучит как голая абстракция, как схема и окажется неубедительной. Жизненная же правда, взятая вне социальной, родит искусство мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе правды - и жизненная и социальная - не смогут раскрыться, если они в своем единстве не найдут для себя яркой театральной формы и не превратятся таким образом в театральную правду. Бывает так, что режиссер, которого нельзя упрекнуть в равнодушном отношении к жизни, активно и добросовестно ищет в пьесе оснований для творческого увлечения и все же их не находит.

Он признает художественные и идейные достоинства пьесы, готов согласиться, что пьеса нужная, полезная и что ставить ее следует. Но при этом прибавляет: пусть ее поставит кто-нибудь другой! Это значит, что акт творческого оплодотворения не состоялся. А без этого невозможно органическое рождение творческого замысла. Вот почему режиссер не должен отрываться от жизни, должен жить ее интересами, укреплять связь с народом, впитывать в себя живые впечатления, которые ежечасно, ежесекундно поставляет действительность. Вчитываться и вдумываться, возможно, глубже в каждую пьесу, которая стремится отразить эту действительность, но не браться за работу, которая его по-настоящему не увлекает.

Каким бы ни был жанр пьесы - простым или сложным, - режиссер обязан реализовать в спектакле все ее жанровые особенности. А для этого он сам должен глубоко и искренне пережить все отношения, все чувства автора к предмету изображения: его любовь и ненависть, его боль и презрение, его восторг и нежность, его гнев и негодование, его насмешку и печаль.

Только глубоко и страстно переживаемое режиссером отношение к изображаемому способно обеспечить остроту, яркость и выразительность формы. Равнодушное отношение к жизни рождает или бледную, жалкую натуралистическую форму внешнего подражания жизни, или формалистическое кривлянье и всевозможные выверты.

Система Станиславского

режиссер творчество изобразительный станиславский

Система Станиславского - учение К.С. Станиславского о работе режиссера и актера над пьесой и ролью. Необходимыми моментами репетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия спектакля и его сверхзадачи.

В системе Станиславского: решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами; исследуется путь органического перевоплощения актера в образ. Система К.С. Станиславского представляет собой единое, неразрывно связанное целое. Каждый раздел ее, каждая часть, каждое положение и каждый принцип органически связаны со всеми другими принципами, частями и разделами. Поэтому всякое деление ее (на разделы, темы и т.п.) является теоретическим, условным. Тем не менее, изучать систему К.С. Станиславского, как и всякую науку, можно только по частям. На это указывал и сам Станиславский. Связанность отдельных разделов системы между собой отражается и в предлагаемом “Указателе”. Его задача заключается в том, чтобы помочь специальному изучению основных, наиболее важных вопросов системы. Изучение системы требует собственного знания первоисточника, то есть чтения, прежде всего, самого Станиславского - его опубликованных сочинений и документальных записей его занятий и бесед.

К.С. Станиславский не оставил специальной книги, посвященной режиссерскому искусству. Между тем он был не только гениальным режиссером, - он создал целое направление в искусстве режиссуры. Реформа режиссерского искусства, осуществленная Станиславским, опирается на новое понимание сущности этой профессии, понимание, вытекающее из “системы” и потому органически с ней связанное.

В своей режиссерской практике К.С. Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссера, неизменно подчиняя их единой цели - воплощению идеи пьесы. Но из всех этих многочисленных средств, главным, решающим он считал актерское искусство “школы переживания”.

Умение верно понять пьесу, то есть умение обнаружить ее идейное содержание в единстве с развивающимся в ней конфликтом, с сюжетом; умение воссоздать на сцене борьбу, вытекающую из драматического конфликта пьесы и вынуждающую актеров “подлинно, продуктивно и целесообразно действовать согласно сквозному действию каждой роли, уменье объединить коллектив вокруг творческих задач и уменье надлежащим образом воспитывать его” - все это лежит в основе мастерства режиссуры в понимании К.С. Станиславского.

Практика К.С. Станиславского и документальные записи процесса его режиссерской работы дают богатейший материал для изучения режиссерского мастерства К.С. Станиславского - его умения находить поразительные по глубине и точности режиссерские решения пьес, сцен, образов и умения воплощать эти решения в искусстве актеров.

Режиссерское мастерство К.С. Станиславского с наибольшей полнотой зафиксировано в книгах: “Режиссерский план “Отелло”; Горчаков. Режиссерские уроки; Топорков. Станиславский на репетиции.

При вдумчивом чтении эти книги могут дать отчетливое представление не только о разнообразии его приемов, но и об особенностях единого творческого метода Станиславского-режиссера.

“Надо, чтобы от одного прогона к другому спектакль вырастал по всем своим линиям. Прежде всего по линии становления заложенной автором в него идеи и все большего и большего развития в нем сквозного действия - борьбы сил, то есть действующих лиц, за идею и против нее. Поэтому режиссер, ведя эти прогоны репетиции “под карандаш”, должен отмечать основные дефекты формирования спектакля по указанным линиям, а не отдельные мелочи”.

Заключение

Режиссерское искусство - искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля.

Режиссура - самое молодое из театральных искусств. Актерское искусство существует с тех пор, как существует театр, и практически столько же времени существует искусство драматургии. Из истории театра известно, что в течение многих веков постановкой спектакля руководили то драматурги, то ведущие актеры труппы, а то и просто антрепренеры. И только с конца XIX века, когда, по удачному выражению Ю.К. Герасимова, «возник в цельном и суверенном виде осознавший себя институт режиссуры», процесс развития театрального искусства стал направляться режиссурой. Так начался новый этап в истории театра: если раньше спектакли ставили, то теперь их начали создавать. Режиссер создает, т. е. «сочиняет» произведение театрального искусства, что позволяет ему называть себя его автором.

Режиссер действует не как организатор творческого процесса, не как педагог, не как толкователь содержания пьесы, а как творец, автор, «сочинитель», суверенный представитель искусства режиссуры. Таким образом, режиссура есть искусство пластической композиции спектакля.

Список использованной литературы

1. Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, М., 1966 г.

2. Карп Вячеслав Ильич, Основы режиссуры, М, 2003 г.

3. Кулешов Л.В., Искусство кино, М., 1929 г.

4. Кулешов Л.В., Основы кинорежиссуры, М., 1941 г.

5. Кулешов Л.В., Кадр и монтаж, М., 1961; Пудовкин В. И., Избранные статьи, М., 1955.

6. Попов А.Д., Художественная целостность спектакля, М., 1959, с. 207.

7. Рейсц К., Техника киномонтажа, - пер. с англ., [М., I960].

8. Фелонов Л., Монтаж как художественная форма, М., 1966 г.

9. Хейфиц. И., О кино. Искусство, М., 1966 г.

10. Эйзенштейн С.М., Избранные статьи, М., 1956 г.

11. Эйзенштейн С.М., Избранные произведения, т. 2, М., 1964 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Режиссура как самое молодое из театральных искусств. Интеллектуализм в искусстве режиссуры. Актер - основной материал творчества режиссера. Основные принципы современной режиссуры. Учение К. Станиславского о работе режиссера и актера над пьесой и ролью.

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Основной материал в искусстве режиссера. Творчество художника, участвующего в создании спектакля. Выражение идейно-творческих устремлений актера. Творческая организация сценического действия. Поведение актера на сцене. Приемы режиссерской работы.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2013

    Жизненный путь актера, режиссера, педагога, создателя системы актерского искусства Станиславского. Постановка совместно с Немировичем-Данченко значительнейших спектаклей Художественного театра. Режиссерская деятельность Станиславского после 1920 года.

    презентация , добавлен 14.11.2012

    Система К. Станиславского как основа воспитания актера и режиссера. Обобщение творческого и педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников и современников. Работа актера над ролью и режиссера над пьесой, основы театральной этики.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2010

    Характеристика функций режиссера в театре, театральная этика. Собственный анализ при работе над этюдом. Действие как основа театрального искусства, умение пользоваться действием как единым процессом. Специфические особенности театрального искусства.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2011

    История становления режиссерского таланта Романа Виктюка и полученные им награды. Особенности постановок режиссера. Спектакль "Саломея" как визитная карточка театра и мнение о нем художественных критиков. Неоднозначность оценки творчества Виктюка.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2015

    Обзор основных направлений развития режиссерского искусства в России. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. Режиссерские искания К.С. Станиславского. "Глубокая форма при ярком содержании" в театре Е.Б. Вахтангова. Особенности режиссуры А.Я. Таирова.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Краткая биография Марии Иосифовны Кнебель. "Метод физических действий" в системе Станиславского. Расцвет детского театра под руководством М.И. Кнебель. Актриса театра: соответствие между обликом и сущностью человека. Техника режиссера и "попутная" работа.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Режиссура как искусство пластической композиции спектакля. Жанр спектакля и понятие художественной условности. Отбор средств при создании пластической композиции. Организация оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера и композитора.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Роль художественного оформления спектакля в выявлении образов героев в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Структура и периоды процесса подготовки новой постановки. Основные этапы работы режиссера над созданием драматургического произведения.

Задача режиссера

С актерами нельзя говорить сухим научным языком, да и я сам не человек от науки, и поэтому не смог бы взяться не за свое дело. Моя задача говорить с актером его языком: не философствовать об искусстве,.. а открывать в простой форме практически необходимые ему приемы психотехники, главным образом во внутренней области артистического переживания и перевоплощения.

К.С.Станиславский

Для любого режиссера основным материалом в его работе является творчество актера. Ни одна из проблем современной режиссуры не обретет реальной художественной ценности, если она не будет выявляться в актере. То есть, если актеры не творят, не мыслят и не чувствуют, если они пассивны и творчески инертны – режиссеру делать нечего, спектакль создавать не из чего, у него в руках просто нет нужного материала. Поэтому вопросы работы режиссера с актером в процессе создания спектакля самые насущные в творческой практике любого театра. Необходимо вызвать в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для постоянного, полноценного, самостоятельного творчества. Режиссер должен уметь «толковать» роль, уметь показать «как играть», раскрыть актеру всё то, что осуществляется им на сцене. И это его основная обязанность. Когда этот процесс возникает, то родится и вторая обязанность режиссера – непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему угаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля. Режиссер должен почувствовать индивидуальность актера, в процессе работы непрерывно следить за тем, как в актере отражаются замыслы автора и режиссера, и в то же время видеть, куда актера зовет фантазия и желания, и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Следовать за волей актера и одновременно направлять её, исправлять, не давая ощущать давление.

Режиссер работает не с одним актером, а с целым коллективом, поэтому следующая наиважнейшая задача – постоянно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров, причем так, чтобы в итоге получилось гармонически целостное идейно-художественное произведение театрального искусства. Все эти непростые задачи режиссер решает в процессе выполнения своей главной функции – творческой организации сценического действия.

В основе любого действия всегда лежит тот или иной конфликт, который вызывает столкновение, борьбу, взаимодействие между персонажами пьесы. Выявить конфликты через взаимодействие актеров, находящихся на сцене, и призван режиссер. Отсюда возникает еще одно качество режиссера - быть организатором всего спектакля. Но осуществить эту функцию убедительно - так, чтобы актеры на сцене работали правдиво, органично, а зритель бы верил в подлинность их действий, - невозможно методом приказывания, командования, давления. Режиссер должен увлечь актера своими заданиями, вдохновить его на их выполнение, будоражить его воображение, будить его артистическую фантазию, ненавязчиво "заманивать" его на правильную дорогу истинного творчества.

Основная же задача всякого истинного творчества в реалистическом искусстве - это раскрытие сущности изображаемых явлений жизни, обнаружение скрытых пружин этих явлений, их внутренних закономерностей. Поэтому глубокое знание жизни является основой всякого художественного творчества. Без знания жизни творить нельзя. Это в равной степени относится и к режиссеру, и к актеру. Если допустить, что режиссер обладает известным запасом знаний, жизненных наблюдений, мыслей и суждений о той жизни, которую нужно отобразить на сцене, а у актера никакого багажа в этом отношении нет, то актер будет вынужден механически подчиняться воле режиссера, воздействие режиссера на актера будет односторонним, творческое же взаимодействие не состоится.

Представим обратную картину: актер хорошо знает жизнь, а режиссер молод, неопытен. Что происходит в этом случае? Актер имеет возможность творить и своим творчеством воздействовать на режиссера, взаимодействия к сожалению нет, и режиссер утрачивает свою руководящую роль и вынужден беспомощно плестись в хвосте творческой работы актерского коллектива. Таким образом, оба варианта - и тот, где режиссер деспотично подавляет творческую личность актера, и тот, где он вследствие незнания жизни теряет свою руководящую роль, - в одинаковой степени отрицательно сказываются на общей работе - на спектакле.

Совсем другое дело, если режиссер и актер - оба хорошо знают и понимают те явления жизни, которые автор пьесы сделал предметом творческого отображения. Тогда между ними создаются правильные творческие взаимоотношения, возникает взаимодействие или сотворчество.

Режиссер дает актеру какое-либо указание относительно того или иного момента роли - какого-нибудь жеста, фразы, интонации. Актер, восприняв указание, осмысливает его, внутренне переваривает на основе своего собственного знания жизни. В результате режиссерское указание и собственное знание актера взаимодействуют и образуют как бы некий "сплав" или синтез. Актер не механически и бездумно воспроизведет то, что потребовал от него режиссер, а творчески. Выполняя задание режиссера, он одновременно проявит и самоё себя, свою собственную творческую личность. Режиссер, отдав свою мысль, получит ее обратно в форме сценической "краски", то есть определенного движения, жеста, интонации, получит ее обогащенной и яркой. Именно поэтому режиссер должен всеми доступными ему способами будить творческую волю и инициативу актера, воспитывать в актере жажду познания, наблюдательность, стремление к творческой самостоятельности.

"Воздействуйте и убеждайте других собственным примером - тогда у вас в руках будет большой козырь, и вам не скажут: "Врачу! Исцелися сам!" или "Чем других учить, на себя обернись!". Собственный пример - лучший способ заслужить авторитет".

К.С.Станиславский

Настоящий режиссер является для актера не только учителем театра, но и учителем жизни.

Правильное самочувствие актера на сцене

Разбудить и направить творческую инициативу актера в нужное русло - важнейшая обязанность режиссера. Нужное направление определяется идейным замыслом всего спектакля. Этому замыслу должно быть подчинено идейное толкование каждой отдельной роли. Нужно, чтобы актер шел по пути, указанному режиссером свободно, не чувствуя над собой никакого насилия. Режиссер не только не должен порабощать актера, а наоборот, он должен оберегать его творческую свободу, ибо свобода - необходимое условие и важнейший признак правильного творческого самочувствия актера, а значит и самого творчества.

Допустим, что режиссер указал актеру определенную мизансцену, и актер обязан ее исполнить. более того, он обязан выполнять ее всякий раз, на каждой репетиции, а потом - на каждом спектакле. Он должен выполнять ее потому, что эта мизансцена не случайна, она продумана режиссером, прочувствована и содержит в себе определенный смысл. Она так, а не иначе, раскрывает данный фрагмент пьесы и поведение действующих лиц. И значит именно эту, а не какую-нибудь другую мизансцену должен выполнить актер. А суть дела заключается в том, что выполнить эту единственно возможную мизансцену актер должен непременно таким образом, чтобы процесс выполнения был его органической потребностью. А это произойдет только тогда, когда актер поймет, почувствует, что заданное ему поведение является для данного образа в данных обстоятельствах совершенно необходимым, обязательным. Именно эта мизансцена, этот жест, эта интонация. Тогда у него и не возникнет потребности осуществить другую мизансцену. И это чувство внутренней необходимости сделать так, а не иначе, вызовет ощущение свободы.

Выполнить указанное требование бывает нелегко. Только тогда, когда необходимое делается с ощущением свободы, когда необходимость и свобода сливаются, актер получает возможность творить. Пока актер использует свою свободу не как осознанную необходимость, а как свой личный, субъективный произвол, он не творит. Творчество всегда связано со свободным подчинением определенным требованиям, определенным ограничениям и нормам. А если актер механически выполняет поставленные перед ним требования, он тоже не творит. И в том, и в другом случае полноценного творчества нет. И субъективный произвол актера, и рассудочная игра, когда актер насильственно принуждает себя к выполнению определенных требований, - это еще не творчество. Элемент принуждения в творческом акте должен совершенно отсутствовать. Этот акт должен быть предельно свободным и в то же время подчиняться необходимости.

Как же этого достигнуть? Прежде всего, необходимо иметь выдержку и терпение, не удовлетворяться до тех пор, пока выполнение задания не станет органической потребностью актера. Для этого режиссер должен увлечь актера этим заданием. Он должен разъяснять и увлекать, воздействуя одновременно и на разум, и на чувство, и на фантазию актера, до тех пор, пока сам собою не возникнет творческий акт, то есть пока результат режиссерских усилий не выразится в форме совершенно свободной, как бы совсем непреднамеренной, непроизвольной реакции актера. Все дело во внутреннем психологическом рисунке, в точном отборе средств актерского выражения. Прежде всего, меняется способ думать. Эти два человека - актер и режиссер - мыслят по разному. Не о разном, а по разному. И потому, что вы хотите проникнуть в тайну их мысли и находитесь все время в процессе постижения этого, вы получаете эстетическую радость.

Нельзя давать зрителю возможность угадывать то, что актер совершит дальше. Если он опережает актера, значит тот находится в плену архаичной манеры исполнения. Артист должен вести зрителя за собой, управляя его эмоциями.

Итак, творческое самочувствие актера выражается в том, что он, находясь на сцене, всякое заранее известное воздействие воспринимает как неожиданное и отвечает на него свободно и в то же время верно. Именно такое самочувствие и должен стараться вызвать режиссер в актере и затем старательно его поддерживать.

Язык режиссерских заданий - действия

Самый "вредный" способ режиссерской работы - требование от актера немедленной "выдачи" определенного чувства в определенной форме, то есть требование немедленного результата. Актер при всем желании не может этого выполнить, не насилуя своей естественной природы. Помочь актеру осуществить эту подготовку - вот истинная задача режиссера. А заключается эта подготовка в том, чтобы подсказать актеру не чувство и не форму его выражения, а то действие, которое приведет актера к нужному чувству и вызовет нужную реакцию. С определенной точки зрения самым главным "врагом" в актерской игре является обозначение чувств вместо подлинного их наличия. Утверждение Станиславсого о том, что нельзя играть чувство, понимается многими как отсутствие, уничтожение эмоциональности вообще.

Если говорить о методологии, то режиссер и актер должны добиваться "высокой температуры" эмоционального накала на сцене, после чего можно заботиться о выразительности средств. Режиссер должен уметь подсказать актеру не чувство, а верное действие для каждого момента его сценической жизни. Итак, язык режиссерских заданий должен быть языком действий, а не языком чувств.

Форма режиссерских заданий

Любое режиссерское указание может быть сделано как в форме словесного объяснения, так и в форме режиссерского показа. Словесное объяснение справедливо считается основной формой режиссерских указаний, но обойтись только словами невозможно. Показ конечно же необходим, хотя с этим связана весьма серьезная опасность творческого обезличивания актеров. Очевидно, что хороший режиссер в своих показах будет исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала того актера, с которым он работает.

Очень важный этап работы режиссера с актерами - так называемый застольный период работы над пьесой. Это закладка фундамента будущего спектакля. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. Режиссер должен донести замысел до актера так, чтобы он - замысел - стал творческим замыслом всего коллектива.

Работа режиссера над мизансценой.

Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены - через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние психологические отношения и действия. Предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры также закономерна для начинающего или малоопытного режиссера, как импровизация для зрелого мастера. Работа режиссера над мизансценой состоит в мобилизации режиссерского воображения, которое позволяет режиссеру, во-первых, видеть сценическую площадку и передвигающихся по ней действующих лиц в определенных сочетаниях друг с другом, и, во-вторых, внутренне проигрывать, проживать каждую мизансцену за каждого из исполнителей. Конечный результат должен сложиться в соответствии с актерами и в их взаимодействии друг с другом.

Устранение творческих препятствий

Одно из серьезных препятствий к достижению желаемого результата в актерском творчестве - отсутствие внимания к партнеру и к окружающей актера сценической среде, Преодолевается такое препятствие, например, следующим образом: после очередного повтора ответственного куска роли режиссер останавливает актера на самом патетическом месте и предлагает ему внимательно приглядеться к партнеру. Рассмотреть,например, пуговицу на пиджаке партнера (какого она цвета, из чего сделана, сколько в ней отверстий), потом прическу, потом его глаза, а когда режиссер увидит, что актер сосредоточился на заданном ему объекте, можно продолжить текст.

Не менее серьезная проблема - мускульное напряжение. Здесь иногда бывает достаточно сказать актеру, чтобы он освободил, например, правую руку, или лицо, лоб, шею, чтобы актер избавился от творческого зажима. На самом деле различных препятствий великое множество, но режиссер должен знать: никогда не следует идти дальше, не добившись безупречного с точки зрения художественной правды исполнения данного отрывка.

Можно представить, каким знанием актерского материала, каким острым глазом, какой чуткостью и проницательностью должен обладать режиссер для реализации своих замыслов! К счастью все эти качества развиваются, если режиссер ценит и любит актера, если он не терпит на сцене ничего механического, если он не удовлетворяется до тех пор, пока актерское исполнение не станет органичным, внутренне исполненным и художественно правдивым.

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.

Имена и фамилии ведущих режиссёров мира и страны у всех на слуху. Однако мало кто знает, как можно получить эту профессию, где надо учиться и как устроиться на работу. Узнайте об этом, прочитав подробный обзор.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Режиссер – это человек, который управляет всеми творческими процессами в театре, кино или на телевидении. У него достаточно широкий спектр обязанностей, грамотное выполнение которых позволит создать настоящий шедевр. Первые режиссеры появились одновременно с театральными постановками. Впервые о них упоминается в словаре Даля как о людях, управляющих игрой актеров и созданием представления. Но само понятие режиссуры зародилось лишь в конце 19 века. Оно применялось как ансамблевость или подчинение всех процессов в театре одному замыслу. Данная идея одновременно зародилась в Париже и Берлине. В 20 веке режиссура начала стремительно развиваться в кинематографе. Но следует помнить, что истоки данного искусства остаются в театре, откуда и был перенесен режиссерский опыт.

Описание

В наши дни режиссура имеет колоссальное развитие. Теперь это не один человек, а целый спектр специалистов, которые подчиняются режиссеру-постановщику. В зависимости от типа работ определяется суть профессии. Существуют такие направления режиссуры:

Сутью профессии режиссера является управленческая работа съемочными процессами. Он видит картинку в целом и четко понимает, каким должен быть каждый персонаж. Режиссер является интерпретатором сценария, который доносит задумку автора до актеров и следит за ее выполнением.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы получить шанс устроиться на работу режиссером, следует выбрать одну из таких специальностей:

  • Режиссура театра.
  • Режиссура игрового кино.
  • Режиссура неигрового кино.
  • Режиссура анимационного фильма.
  • Кинорежиссура.
  • Режиссура неигрового кино- и телефильма.
  • Режиссура театрализованных представлений и праздников.
  • Режиссура шоу-программ.
  • Режиссура эстрады.
  • Режиссура цирка.
  • Режиссура.

Все выше перечисленные специальности позволят работать режиссером. Выбирать следует исходя из того, в какой сфере вы бы хотели проявить свой талант: кино, театр, телевидение, цирк, эстрада и т.д.

Где учиться

Высших учебных заведений, в которых преподается режиссура не так уж много в нашей стране, но самыми престижными являются:

  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Театральный институт им. Б. Щукина.

Данные вузы не единственные, но признаны самыми престижными. Если вам удалось поступить в один из них и с успехом закончить, без работы вы точно не останетесь.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Каждый режиссер выполняет целый спектр управленческих обязанностей:

Режиссер во всем спектре своих обязанностей выступает связующим звеном между всеми составляющими съемочного процесса. Хорошая режиссура – гарантия успеха любого фильма или шоу.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит сильным и волевым людям. Режиссер должен быть прирожденным лидером и уметь управлять огромным количеством персонала одновременно. Он должен быть профессионалом своего дела и обладать огромным творческим потенциалом. Режиссер беспристрастен и не заводит любимчиков – это важно в творческом коллективе. Данный специалист должен быть начитанным, артистичным и интеллектуально развитым. Широкий кругозор – лучший помощник постановщика.

Востребованность

Данная профессия не слишком востребована. Мало кто решается вкладывать средства в молодых, неизвестных режиссеров.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Гонорары у режиссера зависят от того, где он занят. Если это не очень прибыльные небольшие театры или цирк, то оклад около 15-30 тысяч в месяц. Масштабные же представления в больших, известных театрах и съемки кино – это уже совсем другие цифры. Суммы не разглашаются.

Легко ли устроиться на работу

Если вы известный режиссер, то проекты сами будут вас находить. Новичкам же приходится сложно. Инвесторы обычно ищут именитых специалистов, а не выпускников вузов. Режиссура доступна тем, у кого есть связи и солидные спонсоры. Именно они являются решающим фактором и помогают выйти в люди.

Как обычно строится карьера

Началом карьеры становится должность ассистента режиссера. Вы будете выполнять мелкие поручения и получать самое главное – практику и опыт. Ведь наблюдая за работой профессионала, вы очень быстро переймете его годами накопленный опыт.

Режиссер – это следующий этап развития. Если вы работаете не в слишком крупном проекте – это вершина. В масштабных мероприятиях – вы помощник постановщика. Вы контролируете процессы второго плана и получаете возможность проявить свои режиссерские качества. Вашу работу проверяет и корректирует режиссер-постановщик. Именно он исправляет недочеты и обучает вас самым значимым тонкостям данной работы.

Режиссер-постановщик – это пик карьеры. Вы получаете всю власть и помощников, которые займутся второстепенными процессами. Теперь вы руководите творческими направлениями работы. Эта должность достается только самым опытным и хорошо зарекомендовавшим себя режиссерам.

Перспективы профессии

Основной перспективой профессии является участие в известных кинопроектах. В результате вы сможете получить популярность и любовь публики и инвесторов. Именно они предоставят вам дальнейшую работу и солидные гонорары. Качественно отснятые и вызывающие восхищение критиков фильмы – пропуск в мир зарубежного кино. Это уже абсолютно другой уровень и возможность заработать солидные суммы.