Идеи какой эпохи нашли отражение в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “.имеют. долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, - проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “.не оставляют двора. двор им полезен”, “.чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врг. ча к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные “.правила, которым следовать должны.” настоящие дворяне:

1) “.Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

2) “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.

3) “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.

4) “.Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.

5) “Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.

6) “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.

7) “.Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим. Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство. погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Комедия «Недоросль» Фонвизина является шедевром русской литературы 18 века. Произведение вошло в фонд классической литературы, затрагивая ряд «вечных проблем» и привлекая современных читателей красотой высокого слога. Название пьесы связано с указом Петра I, в котором правителем было указано, что молодым дворянам-«недорослям» без образования запрещается жениться и поступать на службу.

Замысел комедии появился у писателя еще в 1778 году. А в 1782 она уже была написана и представлена публике. Анализ «Недоросль» Фонвизина был бы не полным без краткого освещения времени создания пьесы. Автор написал ее в эпоху правления Екатерины II. Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Их распространению и популярности среди образованного дворянства и мещанства во многом способствовала сама императрица, которая состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России. Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения.

Анализ комедии «Недоросль» требует рассмотрения пьесы как части литературной традиции и культурной эпохи, во время которой она была написана. Произведение является одним из лучших примеров классицизма. В «Недоросле» наблюдается единство действия (нет второстепенных сюжетных линий, только борьба за руку и имущество Софьи), места (герои не перемещаются на большие расстояния, события происходят либо в доме Простаковых, либо около их дома), и времени (все события не занимают более суток). Кроме того, Фонвизин использовал традиционные для классицистической пьесы «говорящие» фамилии и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительные Правдин, Милон, Стародум, Софья противопоставляются отрицательным Простаковым, Скотинину, Митрофану. При этом сами имена героев дают понять читателю о том, какие черты превалируют в образе данного персонажа – например, Правдин является олицетворением правды и морали в пьесе.

На момент своего создания, «Недоросль» стала важным шагом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств. При этом поучительные монологи не отягощают восприятия пьесы, а дополняют произведение, делая его более глубоким.

«Недоросль» поделена на 5 действий. В первом читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым Митрофаном. Сразу вырисовываются и характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинин отрицательные герои, а Правдин и Софья положительные. Первое действие включает экспозицию и завязку произведения. Экспозиция – читатель знакомится с героями, узнает, что Софья живет на попечении у Простаковых и ее собираются отдать замуж за Скотинина. Завязка пьесы – прочтение письма от Стародума – Софья теперь богатая наследница, а ее дядя возвращается со дня на день забрать ее к себе.

Второе, третье и четвертое действие – развитие событий произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются понравиться Стародуму, однако их фальшивость, лесть, чрезмерная жажда наживы и необразованность только отталкивает, выглядит смешно и глупо. Самой смешной сценой пьесы является опрос Митрофана о том, что он знает, где обнажается не только глупость юноши, но и его матери.

Пятое действие – кульминация и развязка действия. Мнения исследователей по поводу того, какой момент пьесы является кульминацией пьесы, разнятся. Так, существует три наиболее распространенных версии: первая – похищение Софьи Простаковой; вторая – прочтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью переходит под его опеку; третье – ярость Простаковой, когда она осознает свое бессилие и хочет «отыграться» на слугах. Каждая из версий справедлива, так как рассматривается с разных точек прочтения произведения. Первая – с точки зрения сюжетной линии женитьбы Софьи, вторая – с социально-политической, как момент торжества справедливости в данном поместье, третья – с исторической, Простакова олицетворяет в этот момент обессилевшие, ушедшие в прошлое, но все еще «не верящие в свое поражение» идеалы и принципы старого дворянства, основанного на необразованности, непросвещенности, низких моральных устоях. Развязка пьесы – все бросают Простакову, у которой ничего не осталось. Стародум же, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».

Говоря о главных персонажах пьесы, то, как уже указывалось выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына. Простаков предстает «тенью» своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит. Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям. Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от свое дяди унаследовал любовь к свиньям. Вообще в пьесе важное место занимает вопрос наследственности и родственных связей. Так, Простакова только замужем за Простаковым (действительно «простым» человеком, нежелающим многого), на самом деле она Скотинина, под стать своему брату. Митрофан же вобрал в себя качества обоих родителей – глупость и «животные» качества Скотининых («не хочу учиться, хочу жениться», приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).

Аналогичные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованы, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, «впитывая» его науку, уважает его. Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. «Дети» – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. «Родители» – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. «Женихов» – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются «голосом правды», некими «ревизорами», однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.

Анализируя «Недоросль» Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.
Как показал анализ произведения «Недоросль», центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.

Тест по произведению

Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укреп-ления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего вре-мени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и кре-постничества. Показывая их пороки, писатель не призывал к революционным потрясениям. Он лишь пытался сатиричес-ким изображением этих пороков пробудить у правящего класса стремление облегчить участь крестьян и способствовать про-грессивному развитию страны, которое ему виделось на путях просвещения. Самым выдающимся произведением, в котором он выразил свои взгляды на существующие в стране порядки, стала его комедия «Недоросль».

«Недоросль» — одно из немногих драматических произве-дений восемнадцатого века, которое ставится на сцене и в наши дни. Это объясняется не только критическим зарядом произведения по отношению к социальному устройству Рос-сии того времени, но и созданием образов, которые в той или иной форме остались неизменными на протяжении многих десятилетий. Взять хотя бы главного героя комедии Митрофа-нушку, чье имя стало нарицательным для определения велико-возрастных бездельников, сидящих на шее у своих родителей. Разве таких «Митрофанушек» мало в наше время? А мать его, госпожа Простакова? Тоже ведь вполне современный персо-наж: любыми способами, честными и нечестными, добиться благополучия для своего чада, не заботясь о том, чтобы сын стал образованным и порядочным человеком. Так же предста-вимы сейчас и господин Простаков, муж-подкаблучник, и Та-рас Скотинин, чья фамилия точно определяет сущность этого умственно неразвитого и недалекого человека. Но интересно отметить, что живыми типами и для нашего времени остались те персонажи фонвизинской комедии, которых мы восприни-маем как отрицательных. Положительные же герои: Правдин, Стародум, Милон, Софья — по большей части схематичны и маловыразительны. Вероятно, при их создании драматург опи-рался больше на свои представления о том, какими должны быть положительные герои, чем на реальные прототипы.

Своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что она выходит за рамки норм и требований господство-вавшего в восемнадцатом веке литературного направления — классицизма. Все внешние признаки классицизма соблюдены: единство времени и места, положенные пять действий, нали-чие четко обрисованных положительных и отрицательных ге-роев с «говорящими» фамилиями. Благополучный финал, в котором добро торжествует, а зло наказано. Четкий моральный урок: «Вот злонравия достойные плоды», — вложенный в уста резонера Стародума. В то же время больше всего привлекают нас сегодня в комедии проявляющиеся в ней реалистические элементы. Во-первых, это живой разговорный язык персона-жей. А во-вторых, попытка представить их характеры не в чер-но-белых красках, а с использованием более гибких изобрази-тельных средств.

Вот, казалось бы, сугубо отрицательный тип — госпожа Простакова. Она идет на прямые злодеяния для достижения своих целей. Но мы понимаем, что в такой искаженной фор-ме проявляются у нее добрые материнские чувства. И когда она в финале комедии бросается обнимать сына со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — а тот с досадой говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навяза-лась…» — нам хочется пожалеть несчастную женщину, воспи-тавшую неблагодарного эгоиста сына. Материал с сайта

Основной конфликт пьесы — это противопоставление раз-личных групп внутри дворянского класса по вопросу об отно-шении к крепостному праву. Но сатирическая направленность комедии проявляется не только в изображении отрицательных сторон «барства дикого», но и в изображении быта и нравов дворянской среды. В первую очередь это касается проблемы воспитания и образования. Эпоха Просвещения, какой был для Европы восемнадцатый век, в России с трудом находила себе последователей. Корни этого опять-таки крылись в кре-постничестве. Ведь с точки зрения крепостника, зачем, дей-ствительно, Митрофанушке география, если извозчики знают, куда его везти. Зачем делить найденные деньги с кем-то, ког-да их можно взять себе. Эти и другие комические подробнос-ти, в изобилии рассыпанные по страницам комедии, едко высмеивают невежество и тупость «Простаковых» и «Ско-тининых». Только широкая образованность, по мнению Фон-визина, способна просветить косные умы недальновидных дворян. И только просвещенная нация может осознать вред крепостничества и обуздать присущие ему пороки. В этом и состоит идейный пафос комедии Фонвизина.

Но писатель отнюдь не посягает на основы общественно-го устройства. Его цель в другом — обратить внимание власть предержащих на опасность беззакония и произвола для само-го существования государства. И не случайно его положитель-ные герои, прежде всего Стародум, несут в себе набор тех черт, которые писатель считал необходимыми для тех, кто правит страной. В этом также состоит непреходящее значение сатири-ческой комедии Фонвизина для нашего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • средства изобразительности в комедии недоросль
  • образ и нравы дворянства в комедии недоросль
  • картинки к любому эпизоду на комедии недоросль
  • что такое просвещение по мнению фонвизина
  • чем сегодня интересен нам недоросль

Денис Фонвизин был яркой личностью и талантливым писателем, который умел правдиво изображать различные проблемы русского общества в своих произведениях. Обладая отменным чувством юмора, он непринужденно говорил о сложных вещах, заставлял смеяться над невежеством и глупостью. И все же его смех был не ради развлечения, а ради привлечения внимания к проблеме. Так вышло и в его пьесе «Недоросль».

По форме она названа комедией, но отображает трагические моменты в истории русского государства, а именно: расцвет крепостного права, произвол самодержавия и пагубное воспитание. Центральная проблема – воспитание молодых дворян. Фонвизин показывает на примере главного героя Митрофана, как неправильный подход в воспитании и обучении формирует уродливую личность героя.

Автор был сторонником Просвещения, и свои просветительские идеалы воплотил во многих произведения, в том числе и в комедии «Недоросль». Так как деятели Просвещения ценность искусства видели, прежде всего, в его воспитательно-нравственной функции, то не удивительно, что главная проблема в пьесе – это воспитание недоросля. Писатель был ярым противником домашнего обучения, которое было принято в богатых дворянских семьях. Ведь дети видели только пример своей семьи, не имели социального опыта.

Не слушает своих платных учителей, потому что перенимает стиль общения Простаковой, грубой и невежественной госпожи. Она не умеет читать и писать, поэтому не видит смысла в учебе. Недоросль, видя пример своего дяди Скотинина, начинает и сам вести себя, как грубая и примитивная скотина. А вот рабский пример няньки и отца утверждают в нем мысль о том, что перед властными людьми преклоняются. Поэтому Митрофан и ведет себя властно, грубит другим людям.

Платные учителя не имеют влияния на ученика, потому что боятся увольнения и не видят поддержки со стороны госпожи Простаковой. В таких условия вряд ли может идти речь о полноценном воспитании и науке. Автор поддерживал идею помещения детей в учебные заведения, чтобы оторвать о семьи и только их примера.

Герой живет по «старым» порядкам, не выпрашивая себе высокой должности, как делают это многие другие дворяне. Он видит предназначение настоящего дворянина в делах, в службе родине, а не в чине: «Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».

Идеальное государство, по мнению автора, должно опираться на разумные прогрессивные начала, а не на жестокий центризм власти управленцев. Идеалы Просвещения должны породить человека гуманного и умного на месте крепостника. Только прогрессивные умные люди могут управлять державой – основная идея комедии Дениса Фонвизина «Недоросль».

Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укреп­ления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего вре­мени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и кре­постничества. Показывая их пороки, писатель не призывал к революционным потрясениям. Он лишь пытался сатиричес­ким изображением этих пороков пробудить у правящего класса стремление облегчить участь крестьян и способствовать про­грессивному развитию страны, которое ему виделось на путях просвещения. Самым выдающимся произведением, в котором он выразил свои взгляды на существующие в стране порядки, стала его комедия «Недоросль».

«Недоросль» — одно из немногих драматических произве­дений восемнадцатого века, которое ставится на сцене и в наши дни. Это объясняется не только критическим зарядом произведения по отношению к социальному устройству Рос­сии того времени, но и созданием образов, которые в той или иной форме остались неизменными на протяжении многих десятилетий. Взять хотя бы главного героя комедии Митрофа­нушку, чье имя стало нарицательным для определения велико­возрастных бездельников, сидящих на шее у своих родителей. Разве таких «Митрофанушек» мало в наше время? А мать его, госпожа Простакова? Тоже ведь вполне современный персо­наж: любыми способами, честными и нечестными, добиться благополучия для своего чада, не заботясь о том, чтобы сын стал образованным и порядочным человеком. Так же предста­вимы сейчас и господин Простаков, муж-подкаблучник, и Та­рас Скотинин, чья фамилия точно определяет сущность этого умственно неразвитого и недалекого человека. Но интересно отметить, что живыми типами и для нашего времени остались те персонажи фонвизинской комедии, которых мы восприни­маем как отрицательных. Положительные же герои: Правдин, Стародум, Милон, Софья — по большей части схематичны и маловыразительны. Вероятно, при их создании драматург опи­рался больше на свои представления о том, какими должны быть положительные герои, чем на реальные прототипы.

Своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что она выходит за рамки норм и требований господство­вавшего в восемнадцатом веке литературного направления — классицизма. Все внешние признаки классицизма соблюдены: единство времени и места, положенные пять действий, нали­чие четко обрисованных положительных и отрицательных ге­роев с «говорящими» фамилиями. Благополучный финал, в котором добро торжествует, а зло наказано. Четкий моральный урок: «Вот злонравия достойные плоды», — вложенный в уста резонера Стародума. В то же время больше всего привлекают нас сегодня в комедии проявляющиеся в ней реалистические элементы. Во-первых, это живой разговорный язык персона­жей. А во-вторых, попытка представить их характеры не в чер­но-белых красках, а с использованием более гибких изобрази­тельных средств.

Вот, казалось бы, сугубо отрицательный тип — госпожа Простакова. Она идет на прямые злодеяния для достижения своих целей. Но мы понимаем, что в такой искаженной фор­ме проявляются у нее добрые материнские чувства. И когда она в финале комедии бросается обнимать сына со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — а тот с досадой говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навяза­лась…» — нам хочется пожалеть несчастную женщину, воспи­тавшую неблагодарного эгоиста сына.

Основной конфликт пьесы — это противопоставление раз­личных групп внутри дворянского класса по вопросу об отно­шении к крепостному праву. Но сатирическая направленность комедии проявляется не только в изображении отрицательных сторон «барства дикого», но и в изображении быта и нравов дворянской среды. В первую очередь это касается проблемы воспитания и образования. Эпоха Просвещения, какой был для Европы восемнадцатый век, в России с трудом находила себе последователей. Корни этого опять-таки крылись в кре­постничестве. Ведь с точки зрения крепостника, зачем, дей­ствительно, Митрофанушке география, если извозчики знают, куда его везти. Зачем делить найденные деньги с кем-то, ког­да их можно взять себе. Эти и другие комические подробнос­ти, в изобилии рассыпанные по страницам комедии, едко высмеивают невежество и тупость «Простаковых» и «Ско­тининых». Только широкая образованность, по мнению Фон­визина, способна просветить косные умы недальновидных дворян. И только просвещенная нация может осознать вред крепостничества и обуздать присущие ему пороки. В этом и состоит идейный пафос комедии Фонвизина.

Но писатель отнюдь не посягает на основы общественно­го устройства. Его цель в другом — обратить внимание власть предержащих на опасность беззакония и произвола для само­го существования государства. И не случайно его положитель­ные герои, прежде всего Стародум, несут в себе набор тех черт, которые писатель считал необходимыми для тех, кто правит страной. В этом также состоит непреходящее значение сатири­ческой комедии Фонвизина для нашего времени.