Художественные особенности романа "отцы и дети". Художественные особенности «Отцы и дети

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» очень ярко и достоверно отразились харак­тер эпохи, те значительные изменения в русской об­щественной жизни, которые произошли в начале ше­стидесятых годов прошлого века, когда на смену дво­рянской идеологии и культуре прокладывала себе дорогу идеология революционно-демократическая, или разночинная.

Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллиген­ции и разночинной интеллигенции. Причем роман имеет ярко выраженную антидворянскую направленность, на что указывал и сам автор: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса... Это торжество демократизма над аристократией».

Основной принцип построения романа - антитеза. Это заявлено уже в его названии, которое противопоставляет отца и детей, два поколения людей. Противопоставление в семье порождает общечеловеческий конфликт - семейный. Но в романе Тургенева непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров. Их несовместимость происходит по причине идейных расхождений. При таком положении может произойти нарушение преемственности поколений, а это грозит, по мнению затора, гибелью человечеству.

Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров, выразитель идей революционно-демократической интеллигенции, и Павел Петрович Кирсанов, главный защитник либерального дворянства. Их столкновения и споры, которые составляют основу сюжета романа, рождают еще один конфликт - социально-политический.

Пути спасения России - вот главный вопрос, вокруг которого ведут яростные споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов. Отрицания разночинца основываются на общественных интересах, продиктованы временем и имеют целенаправленный характер. По его собственному признанию, «в теперешнее время» полезнее всего отрицать, разрушать. Для чего? Ответ Базарова звучит как аксиома, не требующая доказательств: «Нужно место расчистить, чтобы потом строить». Беспощадному отрицанию подвергаются все устои самодержавно-дворянской России: самодержавие и церковь, дворянская культура. Увлечение нигилизмом доводит Базарова до крайности: он пытается выбросить из жизни то, без чего не сможет обойтись: искусство и литературу, любовь, красоту природы. Для него «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Естественно, что Павлу Петровичу, воспитанному на идеалах высоких и благородных, жизнь которого не мыслится без таких понятий, как достоинство и права личности, самоуважение, честь, свобода, христианская мораль и смирение, который в романе выступает как хранитель и накопитель всех культурных ценностей. Нигилизм Базарова чужд, абсурден, неприемлем.

Как антиподы показаны в романе и два друга - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров-убежденный нигилист, Аркадий же, находясь под влиянием друга, лишь увлечен идеей отрицания. Но ему чужды те крайности нигилизма, до которых дошел Базаров. Дружба двух по-своему прекрасных людей заканчивается крахом, и вина в этом лежит не только на совести Аркадия.

Автор противопоставил своего главного героя и самой жизни, которую, по его мнению, нельзя свести к какой-либо теоретической формуле. Он показывает готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений, то есть разрушать чтобы расчистить место для тех, кто будет строить Но Тургенев не дает ему возможности действовать потому что, с его точки зрения, Россия в таких разрушениях не нуждается. Симпатизируя своему герою, он не признаёт того дела, для которого готовил себя Базаров, поэтому заставляет его умереть.

Показав картину трагического противостояния русского общества, Тургенев надеялся своим произведением положить начало сплочению и объединению лучших сил России ради спасительного обнуления Родины, которую он так страстно любил.

Художественные особенности. Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутренний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становятся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неизменно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», - писал Тургенев.

Тургенев - великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобразие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логичностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его французским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.

В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, некоторая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо - туда и дорога», «Рафаэле гроша медного не стоит».

Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписывает облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, душистые усы, «прекрасные белые зубы».

В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые волосы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизнеженность, постоянную и напряженную работу мысли.

Художественные особенности характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают лучше узнать их хозяев. Обстановка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный аристократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лабораторию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии.Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пахло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем.

Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у лирически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивается бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужики на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.

Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».-

Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо­зиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В центре системы персонажей романа один главный герой — Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отно­шению к событиям любовной коллизии. Так, в первой части ро­мана мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (за­кончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части — дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли База­ров выходит победителем, из второй — побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет­ровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей. После исто­рии с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кир­санов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петро­вичу. При первой встрече он не подал ему руки. В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудаче­ства Кирсанова.

И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша. Про­живая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке. Наконец, в финале романа оба героя остаются в пол­ном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел

Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероят­но, будет жить до смерти.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Траги­ческий «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате. Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситни­кова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изобра­жена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукши­ной. Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсано­вых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта — об­щественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсано­вых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Ар­кадия — это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии. Знакомство Базарова с Павлом Петро­вичем — завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная не­приязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного пре­зрения — развитие действия. Сцена дуэли является кульмина­цией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием. Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.

Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство База­рова с Одинцовой — завязка любовного конфликта. Жизнь Ев­гения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеев­ной — развитие действия. Кульминация — объяснение героев. Развязка — расставание героев. Эпилогом здесь становится упо­минание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.

(1862)
Тургенев был чрезвычайно чуток к жизни общества, движениям общественной мысли, нравственным и социальным поискам людей своего времени. Он ранее других улавливал и делал предметом художественного изображения идеи времени, то, что носилось в воздухе, хотя и не приобрело еще отчетливых форм в виде философских концепций, политических движений, социальных институтов. Как писателя его более всего интересовали проявления всего, о чем сказано выше, в человеческих характерах, поведении, психологии. Острую конфликтность и социальную актуальность он умел в своих романах соединить с глубоким проникновением в души персонажей, ненавязчивым, мягким, но определенным воплощением авторской нравственной позиции и оценки.
В основание замысла романа «Отцы и дети» Тургенев положил свои впечатления от полемических статей Добролюбова, направленных против людей старого, «идеалистического» времени, сочинений модных философов-материалистов К.Фохта, Мелешотта, ставших идейными авторитетами для значительной части молодежи. В списке прототипов образа Базарова писатель называет, кроме Добролюбова, его нигилистически настроенного приятеля Н.С. Преображенского. Отразились здесь и тяжелые личные впечатления 1861 г. от посещения имения в Спасском-Лутовинове. Взаимопонимания с крестьянами, которым помещик Тургенев искренне хотел добра, найти не удалось. А именно к единению сословий, партий, людей, всех здоровых и жизнеспособных сил нации стремился Тургенев. Драматизм складывающейся пореформенной общественной ситуации состоял в том, что социальные, духовные, нравственные противоречия русского общества не стали слабее, а усиливались.
И в романе мы видим, как много граней разделяет людей. Ситуация, описываемая в романе, драматична, она вполне может быть уподоблена гамлетовской — «распалась связь времен». Аркадий и Николай Петрович Кирсанов ощущают отчуждение, несмотря на кровную близость, Павел Петрович ненавидит разночинца Базарова по политическим и идеологическим основаниям, нет единства и между теми, кто для стороннего взгляда может показаться представителями одной партии: Аркадий, Базаров, Ситников с Кукшиной очень по-разному проявляют себя, хотя для стороннего взгляда все они — нигилисты. Ощущение тотального одиночества — итог развития главного героя романа. И все это происходит на фоне народного обнищания, разрушения традиционных устоев сельского общинного и семейного быта, распадения устоев патриархальной морали, ослабления связей людей с землей, о чем на всем протяжении романа напоминает автор, рисуя картины сельского быта, хозяйства, создавая образы мужиков.
Впрочем, конфликтность, противоречивость по-разному разрешается в отношении различных групп героев. Роман начинается с изображения противоречий отца и сына Кирсановых. В их основании вполне естественный вечный конфликт поколений. Молодость еще не в силах понять умудренной зрелости, нередко обижает старшее поколение своей бестактностью; зрелость не хочет и не может повторять путь поисков, обольщений, ошибок, заблуждений молодости и достаточно часто старается силой родительского авторитета оградить молодое поколение от прохождения этого естественного и необходимого для становления личности этапа.
Аркадий, подражающий Базарову, старается излечить отца от излишней чувствительности, сентиментальности, хотя сам в этом отношении его достойный наследник. Уже в первой сцене он так же, как и Николай Петрович, но в других формах, определяемых его юностью и незрелостью, восхищается красотой весеннего пейзажа, в чем никогда не признался бы своему приятелю. В дальнейшем это глубинное родство душ отца и сына проявляется в том, что оба они стремятся смягчить остроту противостояния Павла Петровича и Базарова. В финале романа и отец, и сын Кирсановы находят такое похожее, простое, понятное и необходимое всем людям спокойное счастье. Тем самым доказывается возможность преодоления естественного конфликта отцов и детей, основанием которого являются психологические особенности людей разного возраста.
Сложность описываемой в романе ситуации состоит в том, что на первый план в жизни общества выходят конфликты и противоречия иного плана. И здесь уже у писателя появляются основания говорить о возможности подлинно трагического столкновения различных общественных сил. Работая над романом, Тургенев писал: «Настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». В спорах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова выясняются особенности двух важных общественных сил, групп, двух социально-философских позиций, определяющих оценки общественной жизни, особенности поведения, отношения к различным явлениям жизни. Парадокс состоит в том, что и аристократы-либералы, и разночинцы-демократы в основание своих позиций кладут мысли или хотя бы декларации об общественном благе, прогрессе, улучшении жизни народа. Но каждый из спорящих отстаивает свою точку зрения как единственно правильную, впадает в крайность, а крайности никогда не совпадают с истиной и подлинными потребностями общества.
Тургенев заметил как-то, что его роман направлен «против аристократии как передового класса общества». Лучшие ее представители выведены в романе. Программа либералов, которую отстаивает Павел Петрович, предполагает уважение человеческого достоинства, прав личности. Идея прогресса соединяется в их суждениях с мыслями о большом значении для России как самобытной страны крестьянской общины, патриархальной семьи. Павел Петрович гордится, что иные окрестные помещики считают его «красным». Однако вполне благородные помыслы и безусловная личная порядочность Павла Петровича соседствуют с его полной неспособностью хоть в какой-то степени ответить на вопросы, выдвигаемые реальной, а не умозрительной жизнью.
Инициатором споров с Базаровым всегда является Павел Петрович. Он как бы ощущает собственную ущербность и неполноценность, стремится прежде всего себя убедить в правоте собственных взглядов и верности позиции. Начинаются споры с вопросов достаточно абстрактных — нужно ли основываться в своем поведении на незыблемых принципах или подчиниться веяниям обновляющейся жизни. Затем приходит черед обсуждению вопросов о роли эстетических и естественнонаучных начал в жизни, о соотношении поэзии и науки. Наконец, заходит речь об отношении к народу, социальным вопросам.
Павел Петрович упрекает Базарова в нигилизме, который, по его словам, состоит только в том, чтобы «ничего не делать» и «ругаться». И особенно злит его, что Базаров соглашается, что, время для созидательных дел еще не пришло, их задача всего-навсего «место расчистить», хотя, по сравнению с провинциальным аристократом, он гораздо более деятелен, тех же лягушек без конца изучает. А сам Павел Петрович провел всю жизнь в безделье, либеральном пустословии и погоне за миражами, но не решается даже себе признаться, прямо сказать об этом. И его вызов Базарова на дуэль — это, в сущности, попытка избавиться от неприятной, раздражающей уже своим существованием правды. Тонкий психологический нюанс преддуэльного конфликта героев связан с их отношением к Фенечке. Павел Петрович выступает в роли как бы защитника чести брата. Но в сущности соперники стоят друг друга: Базаров проявляет явное неуважение к гостеприимному хозяину, пытаясь обольстить его жену, но ведь и чувства к ней Павла Петровича были далеки от братских. В любовном конфликте писатель обнажает неправоту крайностей, распространяя в дальнейшем эту оценку и на иные конфликтные области.
Базаров, выигрывающий споры с оппонентом при оценки их со стороны (это заметила даже Фенечка, не понимающая сути обсуждаемых вопросов, но чуткая душой, верно оценивающая нравственное наполнение слов и поведения), совсем не так уверен внутренне. Его идеи свежее, оригинальнее: разрушить до основания мир, который бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их питало и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание, способное объяснить все — от «устройства» лягушки и человеческого глаза, где негде скрыться «загадочному взгляду», до принципов социальной организации жизни. Главный всеобщий закон жизни — борьба. И в отличие от Павла Петровича, для Базарова это не только слова. Его идеи стали образом жизни. Во всяком случае, таким он предстает в начале романа, но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противоречия. Да и все нигилистическое движение оказывается не таким уж единым и массовым, как хотелось бы, очевидно, Базарову. Герой одинок. Во всяком случае, людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается. Пародией на нигилизм, жалким подражанием выглядят Кукшина и Ситников, постепенно отходит от Базарова верный и искренний Аркадий. Он поддался обаянию куда более сильной личности, потянулся к Базарову, но нигилистические воззрения и цели в сущности для него чужды.
Больше и сильнее всего поражали окружающих, лаже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет — физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство к Одинцовой Базарова испугало: «Воттебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Жизнь неожиданно оказалась сложнее, и законами естествознания ее объяснить, ввести в берега не удается. Базаров боится своей любви, борется с ней, как с болезнью, досадует, что не может победить, в этом главная причина того, что Анна Сергеевна Одинцова не отвечает на его чувство. И достаточно пошло выглядит попытка «вылечиться» от любовной блажи при помощи Фенечки. Та дала понять Базарову, что она тоже человек, достойный, как и любой другой, каким бы «простым» он ни казался, человеческого отношения. И еще раз убедился герой, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.
Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для мужиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления социальных проектов. С горечью признается честный Базаров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смерти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, существование которой он так решительно отвергал.
В финале романа герой остается абсолютно одиноким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, проекты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемонстрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он выиграл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой говорит, почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочем. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем понятые на свой манер. Все они сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»).

Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей. Он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны.

Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и прочее) и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров - порождение пороков старшего поколения, философия Базарова - это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров - это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии - сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре - логика, софистика, схоластика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, - для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет.

Это в состоянии понять сын Николая Петровича Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная схоластика Базарова. Весь дальнейший путь Базарова, описанный в романе, - опровержение его нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от них он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова - это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой.

Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, - и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа - храм, а не мастерская и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова.

Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции - крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.). Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма - к развенчанию.

Не случайно после смерти Базарова не остается его последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, даст «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы - человек, - остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его. Ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей, живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.