Худ лит во 2 младшей группе. Перспективный план художественной литературы во второй младшей группе

Воспитатель МДОУ «ЦРР - детский сад № 247» г. Саратов

Учебно-методическая разработка. Перспективный план в ДОУ

Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования.

Тексты прилагаются.

Сентябрь «Мы и наш детский сад»

«Игрушки»

«На что похоже солнце» Т. Бокова

Вспомнить, что летом дети много играли с игрушками; помочь вспомнить знакомые стихи

Познакомить детей с понятием «рифма»; развивать мышление

«Мои игрушки» З. Петрова

«Некогда» Б. Иовле

Помочь детям научиться слушать стихотворные тексты; воспитывать бережное отношение к игрушкам

Воспитывать умение различать плохие и хорошие поступки

«Лето» В. Орлов

«Утренние лучи» К. Ушинский

Закрепить основные признаки лета

Развивать умение слушать небольшие рассказы; продолжать знакомить детей с сезонными признаками

Н. Калинина «В лесу»

Стихотворение «Осеннее»

Продолжать учить детей слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания о деревьях, цветах

Продолжать знакомить детей с осенними признаками; расширять кругозор

Октябрь «Мы и природа»

Стихотворение «Трава. Кусты. Деревья»

И. Токмакова «Осенние листья»

Закреплять знания детей о видах растительности

Продолжать знакомить детей с основными осенними признаками

Ф. Гуринович «Огород»

«По ягоды» Я. Тайц

Закрепить знания об овощах и месте их произрастания

Продолжать учить слушать небольшие произведения; воспитывать любовь к близким

Н. Кисилева «Котенок и щенок»

Русская народная песенка «Коровки»

Поддерживать интерес к сказкам; закрепить знания о домашних животных; знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения

Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами; закреплять знания о домашних животных; учить отвечать на вопросы по тексту

С. Маршак «Детки в клетке»

К. Чуковский «Айболит»

Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знания о диких животных

Продолжать учить слушать большие по объему стихотворные произведения, отвечать на вопросы; закрепить знания о диких животных

Ноябрь «Цветная страна»

Л. Разумова «Красный цвет»

«Светофор» Б. Житков

Закрепить знания красного цвета; продолжать учить детей находить в окружающем предметы красного цвета

Продолжать развивать умение слушать рассказы; закрепить знания красного цвета; продолжать знакомить с элементарными правилами дорожного движения

К. Чуковский «Цыпленок

«Солнышко, похожее на маму» А. Павлова

Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; закрепить знание желтого цвета.

Продолжать знакомить детей с природными явлениями; учить детей находить в окружающем предметы желтого цвета

В. Сутеев «Капризная кошка»

«Разноцветный подарок» П. Синявский

Учить оценивать поступки героев; закрепить знание основных цветов

Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знание основных цветов

«Карандаш» Я. Тайц

«Сказка про то, как краски рисовали» М. Шкурина

Учить понимать юмор литературных произведений; закрепить знание синего цвета

Познакомить детей с тем, что при смешивании красок получается другой цвет

Декабрь «Зима»

М. Клочкова «Снежинки»

Зима для здоровья З. Александрова

Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега

Помочь детям понять пользу морозного воздуха

Стихотворение «Птица»

Стихотворение «Зимующие птицы»

Продолжать знакомить детей с отличительными признаками птиц

Закреплять имеющиеся знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам зимой

Стихотворение «Звери зимой»

«Как на горке снег» И. Токмакова

Знакомить детей с тем, как зимуют дикие звери

Продолжать знакомить детей с тем, что делают звери зимой

О. Чусовитина «Скоро,скоро Новый год»

Н. Мигунова «Новый год»

Помочь детям запомнить стихотворение

Продолжать знакомить детей с новогодними стихами

Январь «Мы и наша семья»

Потешка «Вот наши ручки»

Про нос и язык. Пермяк Е. А.

Продолжать знакомить с малыми формами фольклора; закрепить знание частей тела человека

Продолжать знакомить детей с назначением частей тела

З. Александрова «Плохая девочка»

«Сам» В. Степанов

Помочь понять детям, что все люди разные и поступают по разному; учить оценивать поступки героев

Прививать детям положительные привычки

Е. Благинина «Голышок - малышок»

«Сто одежек»

Закрепить знания детей о видах одежды

Расширять словарный запас детей названиями предметов одежды

Февраль «Наша семья»

Н. Павлова «Чьи башмачки»

«Модница и туфельки»

Виктор Полянских

Продолжать учить слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания обуви

Продолжать знакомить детей с разнообразием видов обуви

Стихотворение «Моя семья»

«Помощница» Е. Благинина

Помочь понять детям, кто является их семьей

Помочь детям понять, чем можно помочь дома

Полюбуйтесь-ка, игрушки!

Е. Благинина

Приходите, поглядите!

Е. Благинина

Воспитывать желание помогать взрослым

Поддерживать желание детей совершать хорошие поступки

З. Александрова «Дождик»

И. Пивоварова «Волшебные палочки»

Развивать усидчивость, внимание; закрепить знание о фиолетовом цвете

Развивать умение воспринимать стихотворные тексты; закрепить знание основных цветов

Март «Мы и наш дом»

З. Александрова «Что взяла - клади на место»

«У стола четыре ножки» С. Я. Маршак

Помочь понять смысл стихотворения; закрепить знания мебели

Продолжать знакомить детей с предметами мебели

Что нельзя купить?

Владимир Орлов

«Три копейки на покупки» Ш. Галиев

Помочь понять детям, что не все можно купить за деньги

Помочь понять детям, что игрушки дорогие; воспитывать скромность

И. Токмакова «Ай да суп»

«Ой как вкусно пахнет щами»

Помочь заучить наизусть небольшие стихи; закрепить знания о кухонной и столовой посуде

Закрепить знания предметов столовой и кухонной посуды

Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

Учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить знания о чайной посуде

Учить слушать большие по объему стихотворные произведения; продолжать учить отвечать на вопросы

Апрель «Весна и времена года»

А. Плещеев «Мой садик»

Р.н.с. «Заюшкина избушка»

Учить находить в стихотворении сезонные признаки

Познакомить с новой сказкой; помочь понять причину таяния лисичкиной избушки

«Старик и яблони» Л. Толстой

«Сказка про котенка Кузьку и прекрасный цветок» М. Шкурина

Познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья

Воспитывать бережное отношение к природе

В. Сутеев «Кораблик»

«Солнечная краска» М. Скрябцова

Помочь понять смысл произведения: закрепить знание голубого цвета

Довести до сознания детей смысл рассказа; закрепить голубой цвет

Э. Мошковская «Добежали до вечера»

Н. Калинина «Утром»

Закрепить знание частей суток

Продолжать знакомить с частями суток

Май «Что мы знаем и умеем»

Считалка «Мы делили апельсин»

Лето Л. Корчагина

Помочь запомнить считалку; закрепить знания о фруктах

Продолжать знакомить детей с сезонными признаками

«Медведь» Г. Ладонщиков

«Времена года» А. Кузнецова

Закрепить знания детей о временах года; воспитывать чувство юмора

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

В. Осеева «Плохо»

«Страшный рассказ» Е. Чарушин

Помочь детям понять смысл рассказа; воспитывать доброту, сострадание

Развивать умение слушать произведения большие по объему; довести до сознания детей смысл

«Здравствуй, лето» Т. Бокова

Загадки об игрушках

Развивать умение воспринимать стихотворный текст, выделяя сезонные признаки

Развивать умение отгадывать загадки; мышление

На что похоже солнце? Татьяна Бокова

На что похоже солнце?

На круглое оконце.

Фонарик в темноте.

На мяч оно похоже,

На блин горячий тоже

И на пирог в плите.

На жёлтенькую пуговку.

На лампочку. На луковку.

На медный пятачок.

На сырную лепёшку.

На апельсин немножко

И даже на зрачок.

Только если солнце мяч — Почему же он горяч?

Если солнце — это сыр,

Почему не видно дыр?

Если солнце — это лук,

Все бы плакали вокруг.

Значит, светит мне в оконце

Не пятак, не блин, а солнце!

Пусть оно на всё похоже,

всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ!

Скачать Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы

Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.

Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление

Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.

В.А. Сухомлинский

Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

  • вырабатывание полного представления о мире;
  • развитие навыков разговорной речи;
  • продолжение знакомства с художественным словом;
  • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
  • развитие восприятия художественных образов;
  • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
  • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

  • ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
  • пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
  • формирование навыка выразительного чтения, интонации;
  • расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).

Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы

Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:

  • художественное слово - чтение текста;
  • рассказ воспитателя - тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
  • заучивание наизусть;
  • индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
  • соединение двух видов искусств - просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
  • инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
  • дидактические игры.

Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.

Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению

Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
  2. Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
  3. Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
  4. Подбор иллюстраций к книге.

Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:

  • смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
  • чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
  • включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) - это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
  • использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например - «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» - и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.

Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»

Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.

Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями

Занятие можно составить следующим образом:

  1. Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
  2. Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
  3. Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
  4. Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
  5. Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол - столик, чашка - чашечка»).
  6. Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.

Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.

Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал

При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.

Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)

Месяц Тема На что направлены занятия
Сентябрь Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного
  • Познакомить с творчеством Саши Чёрного;
  • вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
  • Познакомить детей с русской народной сказкой;
  • учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
  • развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.
Русская народная сказка «Три медведя»
  • Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой;
  • воспитывать послушание и чувство сопереживания девочке, заблудившейся в лесу.
Октябрь Чтение русской народной сказки «Колобок»
  • Познакомить со сказкой «Колобок»;
  • учить слушать художественное произведение;
  • отвечать на вопросы по его содержанию;
  • рассматривать иллюстрации;
  • развивать слуховое восприятие.
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
  • Познакомить детей со стихотворениями А. Барто;
  • воспитывать добрые чувства, положительные эмоции;
  • учить слушать;
  • учить воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень»
  • Приобщать к поэзии;
  • развивать поэтический слух;
  • вызвать сочувствие к герою стихотворения;
  • научить запоминать стихи.
Ноябрь Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • Довести до сознания детей замысел сказки;
  • помочь в оценке персонажей;
  • воспитывать у детей добрые чувства к близким.
Чтение стихов о маме
  • Приобщать детей к поэзии;
  • развивать поэтический вкус;
  • формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать ей приятное.
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр»
  • Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание;
  • вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
Декабрь Русская народная сказка «Маша и медведь»
  • Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»;
  • помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой).
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
  • Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»;
  • вызвать желание послушать ещё раз;
  • показать образы героев;
  • воспитывать интерес к художественным произведениям.
Русская народная сказка «Лиса и волк»
  • Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк»;
  • познакомить с образами лисы и волка, с характерами героев сказки;
  • воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Январь Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»
  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы из других сказок;
  • учить слушать произведения, отвечать на вопросы.
Е. Чарушин рассказ «Волчишко»
  • Дать детям представление об образе жизни животных;
  • воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.
Февраль Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
  • Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы;
  • воспитывать любовь к животным;
  • сочувствие к детёнышам, попавшим в беду.
З. Александрова стихотворение «Мой мишка»
  • Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»;
  • воспитывать добрые чувства;
  • принести положительные эмоции.
Русская народная сказка «Рукавичка»
  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка»;
  • способствовать общему эмоциональному развитию;
  • учить высказываться о характере героев сказки.
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко»
  • Продолжать знакомство с русской народной сказкой;
  • учить осмысливать характеры персонажей.
Март Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама»
  • Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»;
  • воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»
  • Познакомить со стихотворением;
  • учить называть признаки весны;
  • развивать поэтический слух;
  • воспитывать интерес к искусству.
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
  • Познакомить детей с русской народной сказкой и напомнить известные народные сказки;
  • учить пересказывать сказку;
  • тренировать речь.
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»
  • Довести до сознания детей мысль автора (нужно всегда говорить правду);
  • помочь запомнить рассказ;
  • развивать память, мышление.
Апрель Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
  • Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;
  • способствовать воспитанию послушания;
  • учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок»
  • Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыплёнок»;
  • расширить знание детей о жизни животных;
  • учить осмыслению иллюстраций.
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»
  • Познакомить с русской народной сказкой;
  • воспитывать чувство сопереживания героям сказки.
Май Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца
  • Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»;
  • поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.
В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?»
  • Познакомить со стихотворением Маяковского;
  • учить различать хорошие и плохие поступки.
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки»
  • Познакомить с яркими поэтическими образами животных в стихотворении Маршака;
  • развивать поэтический слух, память, внимание.

В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.

«Детский сад»

Сентябрь

Чтение

С.Черный « Приставалка»;

Г Цыферов « Про друзей»,

« Когда не хватает игрушек» (из книги « Про цыпленка, солнце и медвежонка»);

« Два жадных медвежонка» (венг.; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;

« Пальчик - мальчик…», « Храбрецы», англ., обр.. С Маршака.

Чтение

«Кот петух и лиса», обр. Боголюбской; К. Б.;

К. Бальмонт « Осень»;

А. Н. Толстой «Еж»;

К. Д. Ушинский « Петушок с семьей»;

«Заинька попляши…»;

« Волк и козлята».

Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

К. Чуковский. «Путаница»,

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел»);

М. Зощенко. "Умная птичка"

П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Заучивание наизусть: Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»

Чтение » Еду-еду к бабе, к деду...»,.

К. Бальмонт. «Осень»;

А. Майков. «Колыбельная песня»,

С. Черный., «Про Катюшу»;

Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько

Заучивание наизусть: «Огуречик, огуречик...»

Список художественной литературы

« Я и моя семья»

Сентябрь

Чтение

«Заинька, попляши...»

«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

К. Чуковский» Краденое солнце»,

Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»;

К. Чуковский. «Так и не так»;

Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;

Заучивание наизусть:

Октябрь

Чтение

«Заинька, попляши...»,

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

«Упрямые козы», узб., обр. Ш.

С.Черный « Приставалка»;

К. Чуковский. «Мойдодыр»,

Б. Житков. «Зебра», (из книги «Что я видел»);

М. Зощенко. "Умная птичка";

Заучивание наизусть: . А. Плещеев. «Сельская песня»;

Список художественной литературы

« Осень»

Октябрь

Чтение

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака;

С. Маршак. «Зоосад», (из цикла «Детки в клетке»);

К. Чуковский., «Мойдодыр»,

Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); . А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;

Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;

Чтение

«Сорока, сорока...?,

«Колобок», обр. К. Ушинского;

Песенки. «Кораблик», англ., обр. С. Маршака;

С. Маршак. «Жираф», «Зебры», (из цикла «Детки в клетке»); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел»);

Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько

Чтение

А. Блок. «Зайчик»;

«Тили-бом! Тили-бом!...»;

А. Плещеев. «Осень наступила...»,

А. Майков. «Колыбельная песня»,...» (из новогреческих песен);

С. Маршак«Белые медведи», «Страусенок», (из цикла «Детки в клетке»);

К. Чуковский. «Путаница»,

М. Зощенко. "Умная птичка";

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;

Список художественной литературы

« Мой дом, мой аул»

Ноябрь

Чтение

«Сорока, сорока...?,

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

С. Маршак. «Пингвин», «Верблюд», (из цикла «Детки в клетке»); Г. Цыферов. «Про друзей», из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);

К. Чуковский. «Так и не так»;

Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;

Чтение

С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»);

К. Чуковский. «Краденое солнце»,. «Так и не так»;

А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой;

Список художественной литературы

« Новый год»

Ноябрь

Чтение

«Ночь пришла,..»,

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;

К. Бальмонт. «Осень»;

А. Блок. «Зайчик»;

К. Чуковский «Так и не так»;

Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;

Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка»

Декабрь

Чтение

«Как у нашего кота...»,

«Лиса и заяц», обр. В. Даля;

С. Гродецкий, «Кто это?»;

Заучивание наизусть: А. Плещеев. «Сельская песня»;

Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Сидит белка на тележке...»,

А, Пушкин. « Свет наш, солнышко!.», (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;

Чтение

«Ай, качи-качи-качи »...»,

«Гуси-лебеди»;,обр. М. Булатова;

«Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

А, Пушкин. «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

С. Капугикян. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Т. Спендиаровой

А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова;

Чтение

«Жили у бабуси...»,

«Снегурочка и лиса»; обр. М. Булатова

В.Берестов. «Курица с цыплятами»,

Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет»);

А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова

Заучивание наизусть: Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.);

Список художественной литературы

« Зима»

Январь

Чтение

«Заря-заряница...»;

«Маленькие феи», англ., обр. С. Маршака;

С. Маршак. «Тихая сказка»,

А. Н. Толстой. «Петушки».

Й. Чапек. «Трудный день», «(из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;

Чтение

«Чики-чики-чикалочки...»,

«Гуси-лебеди»; обр. М. Булатова;

В.Берестов. «Бычок»;

Н. Носов «Ступеньки»;

Чтение

«Гуси-лебеди»;

«Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой

«Кисонька-мурысенъка...»,

«Лиса и заяц», обр. В. Даля;

«Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;

Д. Хармс. «Храбрый еж»;

Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка» (в сокр.);

Список художественной литературы

« День защитника Отечества»

Февраль

  • неделя
  • Чтение

    «Как у нашего кота...»,
    «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой;

    «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;

    Й. Чапек. «В лесу», (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;

    Чтение

    «Сидит белка на тележке...»,
    «Лиса и заяц», обр. В. Даля;
    К. Чуковский. « «Муха-цокотуха»,

    Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина;

    . Заучивание наизусть: Н. Саконская. «Где мой пальчик?»

    Чтение

    «Ай, качи-качи-качи »...»,
    Д. Хармс. «Храбрый еж»;

    Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;

    «Как у нашего кота...»,

    Заучивание наизусть: К. Чуковский. «Елка»

    Список художественной литературы

    Февраль

    Чтение

    В. Берестов. «Петушки»;
    «Жили у бабуси...»,
    А, Пушкин. « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»);

    Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;

    Заучивание наизусть: . В. Берестов. «Петушки»;

    Март

  • неделя
  • Чтение

    «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

    С. Маршак. «Тихая сказка»

    В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»,А. Н. Толстой. «Еж», «Петушки».

    Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;

    Список художественной литературы

    « Здоровье»

    Март

  • неделя
  • Чтение

    П. Косяков. «Все она»;

    «Травка-муравка.,.»,

    Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»;

    Чтение

    «На улице три курицы...»

    «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;
    «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;

    «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

    П. Косяков. «Все она»;

    К. Ушинский. «Васька»,

    Чтение

    «Тень, тень, потетень..»,
    «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

    Д. Хармс. «Храбрый еж»;

    А. Майков. «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);

    К. Чуковский « Айболит»

    Л. Толстой. «Таня знала буквы...»;

    Заучивание наизусть: . «Мыши водят хоровод.,.» - рус. нар. песенки;

    Список художественной литературы

    «Весна»

    Апрель

    Чтение

    «Дождик, дождик, пуще...»,
    «Теремок», обр. Е. Чарушина

    «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;

    К. Чуковский « Айболит»

    Л. Толстой. «У Вари был чиж,..»,

    М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

    Чтение

    А. Плещеев. «Весна» (в сокр.);

    «Божья коровка..,»,

    «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова

    А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;

    К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна»;

    «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
    С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;

    О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;

    Список художественной литературы

    «День Победы»

    Апрель

    Чтение

    «Радуга-дуга...»,
    «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»;

    К. Чуковский. «Черепаха»;

    Л. Толстой. «Пришла весна...»;

    О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Чтение

    А. Плещеев. «Весна» (в сокр.);

    «Курочка-рябушечка...»

    «Разговор лягушек», пер. с чеш. С. Маршака.

    В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица»;В. Бианки. «Купание медвежат»;

    «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Список художественной литературы

    « Безопасность»

    Чтение

    «Травка-муравка.,.»,
    С. Михалков. «Песенка друзей»;

    Э. Мошковская. «Жадина»;

    Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»;

    «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;

    Чтение

    «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;

    «Тень, тень, потетень..»,
    «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака.

    «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;

    И. Токмакова. «Медведь».

    К. Чуковский. «Чудо-дерево»,

    С. Прокофьева. «Маша и Ойка»,

    А. Н. Толстой «Лиса»,

    «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;

    Чтение

    «Курочка-рябушечка...»,
    Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой

    К. Бальмонт, «Комарики-макарики»;

    П. Косяков. «Все она»;

    С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);

    «Мыши водят хоровод.,.» - рус. нар. песенки;


    Колыбельникова Ольга Владимировна

    Цель: приобщение детей к художественной литературе, через ознакомление с рассказом В. Сутеева «Три котёнка» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

    Задачи:

    Образовательные:

    • помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,
    • формировать эмоционально-образное восприятие рассказа,
    • учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа,
    • пояснить детям значение слов сажа, самоварная труба,
    • активизировать в речи детей слова: мука, сажа, самоварная труба,
    • показать через познавательно-исследовательскую деятельность, каким образом в рассказе котята меняли цвет.

    Развивающие:

    • развивать диалогическую речь,
    • развивать звуковую культуру речи,
    • развивать внимание, память,
    • развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    Воспитательные:
    воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературные произведения,
    воспитывать отзывчивость (желание помочь).

    Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: игрушка-персонаж мультфильма «Котенок по имени Гав», фланелеграф, персонажи из рассказа для фланелеграфа, емкости на каждого ребенка с мукой, с сажей, с водой, полотенца.

    Конспект занятия по художественной литературе во 2 младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка»

    Ход НОД

    Создание мотивации для предстоящей деятельности.

    Звучит песня « Я пушистый маленький котенок…», в группе появляется персонаж, мягкая игрушка «котенок».

    — Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел (ответы детей).

    Обращаю внимание на то, чтобы дети отвечали предложением в процессе всей непосредственно-образовательной деятельности.

    — Котёнка зовут «Гав». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются с персонажем)
    — Ребята, котенок Гав шепнул мне на ушко, что у него совсем нет друзей, ему скучно и одиноко.
    — Вы согласны помочь котёнку? (ответы детей)
    — Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей)

    — Если дети затрудняются с ответом, предлагаю. Давайте мы познакомим его с другими котятами. Я знаю шустрых и очень любопытных котят. Сейчас я покажу вам и нашему гостю одну историю, которая случилась с этими любопытными котятами. Этот рассказ называется «Три котенка», его написал Владимир Сутеев. Вы вместе с нашим гостем послушайте, посмотрите и потом мы вместе с вами выясним, что же произошло с котятами.

    Показ рассказа на фланелеграфе (с повтором).

    Поясняю детям значение слова сажа, самоварная труба.

    — Ребята котёнок Гав предлагает поиграть.

    Физминутка «Маркиз»


    То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет вперед
    Это делает разминку наш Маркиз — пушистый кот.
    Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).
    У Маркиза все в порядке: когти шерсть и аппетит.

    — Дети, вам понравился рассказ « Три котенка»? Давайте спросим нашего гостя, понравился ли ему рассказ? (дети спрашивают котенка).
    — Какого цвета были котята в самом начале рассказа? (ответы детей)
    — Кого увидели и за кем гнались котята в рассказе? (ответы детей) Если дети затрудняются, делаю визуальные подсказки с помощью изображений на фланелеграфе.
    — Почему котята стали белые? (ответы детей)
    — Почему котята стали серые? (ответы детей)
    — Почему котята стали мокрые? (ответы детей)
    — Какого цвета они стали, когда высохли? (ответы детей)
    — Котята были любопытными, они познавали мир.

    А хотите превратиться в любопытных котят и пройти все их приключения? Тогда, я вас превращаю в маленьких котят, проходим и садимся за столы.

    На столе стоят по три емкости на каждого ребенка (с мукой, сажей и водой) и лежат полотенца.

    — Ребята, давайте вспомним, куда сначала прыгнули котята? (ответы детей) Опускаем ручки в муку. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
    — Куда котята залезли, когда гнались за лягушкой? (ответы детей) Чем испачкались в самоварной трубе котята? (ответы детей)
    — Опускаем ручки в сажу. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
    — А потом котята куда прыгнули? (ответы детей)
    — Опускаем ручки в воду, что случилось с нашими руками? (ответы детей) А теперь вытираем руки полотенцем.
    — А что случилось с котятами, когда они выпрыгнули из воды? (ответы детей)
    — Какого цвета стали котята, когда высохли? (ответы детей)

    Подведение итога деятельности


    — Дети, понравилась вам история про любопытных котят? (ответы детей)
    — Ребята котёнок говорит вам большое спасибо за то, что вы познакомили его с котятами, теперь у него есть друзья. Вместе им будет весело играть.

    Рефлексия

    На столе лежат мордочки котят – веселые, грустные и нейтральные. Предлагаю детям выбрать любую на память о том, как помогли котёнку.