К. Ушинский. Утренние лучи. Интегрированное занятие по рассказу К. Ушинского «Утренние лучи

кочурова елена
Интегрированное занятие по рассказу К. Ушинского «Утренние лучи»

Задачи :

Познакомить детей с произведением К. Д. Ушинского .

Помочь детям принять участие в беседе по произведению, опираясь на их опыт и с помощью различных средств обогащать эмоции.

Продолжать учить узнавать музыкальное произведение по отрывку и слушать его до конца.

Упражнять в подборе эпитетов.

Ребята, сегодня я вам прочту рассказ , который называется «Утренние лучи » , написал его Константин Ушинский . Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. (Чтение произведения)

Всплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю .

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебристую песенку : «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе ! Как хорошо! Как привольно!».

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу : побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал на курятник. Петух захлопал крыльями и запел : ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал на улей. Выползла пчелка, села на окошко, расправила крылышки и – зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю : режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Ребята, о чем это произведение?

Что делали солнечные лучи ?

Послушайте музыкальную загадку и узнаете, кого разбудил первый лучик .

(Слушание. Звучит музыкальная загадка «Песня жаворонка» П. И. Чайковский)

Да, первый лучик попал на жаворонка . Он встрепенулся, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко-высоко и запел свою серебристую песенку.

Воспитатель предлагает охарактеризовать песню жаворонка (веселая, звонкая, радостная, весенняя)

Что за шорох в кустах? Чьи это уши показались? Кого же разбудил солнечный лучик ? После ответов детей, выставляет на мольберт иллюстрацию зайца. Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу. Воспитатель предлагает детям игру малой подвижности «Серенький зайка»

Кого же еще разбудил лучик ? Да, петух захлопал крыльями и запел. Как петушок поет?

Дети : – «ку-ка-ре-ку!» Замечательные петушки.

Четвертый лучик попал на улей . Выползла пчелка, села на окошечко, расправила крылья и. Послушайте как гудят пчелы. (Прослушивание звуков природы)

А этот лучик попал на . (показ картинки) лентяя : режет ему глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Но мы же с вами не ленивые. Мы рады солнышку, мы давно проснулись и сладко потянулись.

Дети, как вы думаете, какое солнышко в этом произведении?

Вы хотите поиграть с солнечным лучиком .

Упражнении на релаксацию.

Солнечный лучик заглянул вам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями : на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руку, ноги. Он забрался на животик – погладьте его там. Солнечный лучик любит и ласкает вас , а вы погладьте его и подружитесь с ним. Положим солнечный лучик себе в карман , и он будет согревать нас своим теплом.

Конспект урока чтения во 2-ом классе

Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.

Цели урока:

1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи»

2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.

3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.

Оборудование:портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.

Ход урока

I . Оргмомент. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя

К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи».

Но вначале проведем звуковую разминку.

1. Артикуляция звуков

а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ

протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень

3. Работа со скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит.

II . Проверка домашнего задания

Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его.

Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…» )

Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы. )

А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду .)

Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле. )

Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают )

III . Рассказ о писателе

(Учитель показывает портрет. )

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг . Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться. )

О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе. )

Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.

IV . Первичное чтение рассказа

Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора.Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи» )

Понравилось ли вам это произведение?

Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика. )

V . Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания

Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие. )

Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел.

Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике.

Кельи – это домики для пчел или ульи.

А теперь, ответим на вопросы.

О каком времени года говорится в рассказе?(В нем говорится о весне. )

Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной. )

Как начинается рассказ? Прочитайте. (Выплыло на небо красно солнышко. )

Куда попал его первый луч? Прочитайте. (Первый луч полетел и попал в жаворонка. )

Куда попал второй луч? Прочитайте. (Второй луч попал на зайчика. )

Куда попал четвертый луч? Прочитайте. (Четвертый луч попал в улей. )

Куда попал пятый луч? Прочитайте. (В детскую кроватку. )

Какой луч я пропустила? (Третий. )

Куда он попал? Прочитайте. (В курятник. )

VI . Работа с неправильным планом

Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом?

Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка

(Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка. )

Учитель исправляет план.

Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее.

А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию.

Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова.

Выплыло, красное солнышко, встрепенулся, гнездышко, серебряную песенку, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку.

Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова.

Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.

VII . Работа по иллюстрации

Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?» )

VIII . Работа над выразительным чтением

А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему. )

В каком абзаце говорится о песенке?

Сколько предложений в этой песенке? (Три. )

Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки.

Прочитайте песенку целиком.

Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело .)

Передайте настроение зайчика при чтении.

Аналогично работают с каждой частью рассказа.

Прочитайте задание 4 на стр. 193.

IX . Работа над вопросами и заданиями для повторения

1.Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником , капельником .

В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей . В лесу появляются первые весенние цветы – подснежники, поэтому апрель еще и цветень .

В мае растет первая зелененькая травка – травень. ).

2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д. )

3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля – Благовещение, 1 мая, 9 мая .)

4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других .)

Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5

X . Итог урока : С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?

Выберите рубрику Для Детей Копилка советов Рисуем с детьми: поэтапно, по клеточкам, по точкам Рисовать по клеточкам: уроки, шаблоны, схемы — более 1000 картинок 1000 Рисунков по клеточкам — от Простого к Сложному Разные рисунки по клеточкам — 1000 рисунков для срисовки Раскраски по клеточкам Рисунки по клеточкам — 3 Урока для начинающих Рисунки по клеточкам Для девочек — рисунки для срисовки Рисунки по клеточкам Для мальчиков — рисунки для срисовки Рисунки по клеточкам Легкие и Красивые — 1000 рисунков для срисовки Рисунки по клеточкам Сложные и Красивые — 1000 рисунков для срисовки Рисунки Черной ручкой для срисовки по клеточкам Рисуем по точкам: уроки, шаблоны от простого к сложному Рисуем по точкам с детьми 11-12 лет Рисуем по точкам с детьми 13+ лет Рисуем по точкам с детьми 3-4 лет. Развиваем моторику. Рисуем по точкам с детьми 5-6 лет. Развиваем моторику. Рисуем по точкам с детьми 7-8 лет Рисуем по точкам с детьми 9-10 лет Рисуем поэтапно: животных, транспорт, мультяшных героев Рисуем поэтапно Животных: большая коллекция пошаговых схем Рисуем поэтапно Транспорт: большая коллекция пошаговых схем Рисуем водный транспорт: картинки детям по шагам Рисуем воздушный транспорт: картинки детям по шагам Рисуем наземный транспорт: картинки детям по шагам Рисуем подводный транспорт: картинки детям по шагам Рисуем подземный транспорт: картинки детям по шагам Рисунки поэтапно Мультгерои: сказки, мультики, супергерои, персонажи для детей Учись и играй ДОМ Лайфхаки Рукоделье Красота и Здоровье Мамины рецепты По Страницам Детских Книг БАСНИ Крылов И.А. Михалков С.В. Толстой Л.Н. ЭЗОП Детские стихи: по возрасту, по поэтам, по категориям Детские стихи к празднику: маме, папе, бабушке и другие Короткие стихи и потешки малышам 1-2-3 лет с картинками Стихи зарубежных поэтов Милн А. Стихи по возрасту для детей Стихи детям 11-12-13 лет Стихи детям 14-16 лет Стихи детям 4-5-6 лет с картинками Стихи детям 6-7-8 лет Стихи детям 8-9-10 лет Стихи русских поэтов Барто А.Л. стихи детям с картинками Стихи Берестова В.Д. для детей с картинками Стихи Михалкова С. для детей с иллюстрациями РАССКАЗЫ Виктор Драгунский Денискины рассказы Носов Н.Н. Незнайка и его друзья Остер Г.Б. Поучительные рассказы Ушинского К.Д. с иллюстрациями для детей Рассказы Берестова В.Д. для детей с картинками Рассказы Зощенко М.М. в картинках — читать онлайн Рассказы Михаила Пришвина для школьников Сказки и рассказы Бажова П.П. с картинками Сказки и рассказы Бианки В.В. с иллюстрациями Сказки и рассказы Редьярда Киплинга с картинками. Читать онлайн СКАЗКИ Алекcандрова Татьяна Андерсен Г.Х. Аудиосказки для детей Братья Гримм Волшебные иллюстрированные сказки для детей Маршак С.Я. Популярные сказки на ночь Пушкин А.С. Русские народные сказки Сутеев В.Г. Толстой А.Н. Чуковский К.И. Шарль Перро Чтение по слогам с иллюстрациями Развивающие раскраски для детей от 3 лет — скачать бесплатно Рисунки животных на букву А Рисунки животных на букву Б Рисунки животных на букву В Рисунки животных на букву Г Рисунки животных на букву Д Рисунки животных на букву Е и Ё Рисунки животных на букву Ж Рисунки животных на букву З Рисунки животных на букву И и Й Рисунки животных на букву К Рисунки животных на букву Л Рисунки животных на букву М Рисунки животных на букву Н Рисунки животных на букву О Рисунки животных на букву П Рисунки животных на букву Р Рисунки животных на букву С Рисунки животных на букву Т Рисунки животных на букву У Рисунки животных на букву Ф Рисунки животных на букву Ц Рисунки животных на букву Ч Рисунки животных на букву Щ Рисунки животных на букву Я СЕМЬЯ О своем, о женском Отношения Эзотерика и самопознание Гороскопы