Холуй лаковая миниатюра творческие художники. Холуй. Уход и хранение

Художественный хо́луйский промысел считается самым молодым из русских лаковых промыслов. Но если учитывать то, что он рождён мастерами- иконописцами древнего Хо́луя, то иконописный промысел известен здесь с XVI в. И в таком случае Холуй был самым древним из них.

Первоначально здесь занимались иконописью в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также писали недорогие иконы для окрестных жителей. После революции 1917 г. иконопись стала не актуальна. Иконы даже запрещали писать, и промысел стал угасать.

В настоящее время хо́луйская миниатюравид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Из папье-маше изготавливают шкатулки, коробочки, ларцы и др. предметы, а также декоративные лаковые панно и иконы.

Роспись «Пастушок»

Возник промысел в 1932 г. в пос. Хо́луй Ивановской области на базе местного иконописного промысла. Сначала это был филиал мстёрской артели «Пролетарское искусство», а в 1934 г. была образована самостоятельная Холуйская художественная артель. С 1960 г. она была переименована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.

Технология изготовления изделий из папье-маше в Холуе

Подробно об этом процессе мы рассказали в статье «Процесс производства федоскинской шкатулки» . Эта технология была заимствована Холуем, Мстёрой и Палехом оттуда.

В общих чертах этот процесс выглядит так: сначала из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых разнообразны – это зависит от вида выбранного изделия. Эти трубки называются навивами . Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который далее наносят грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

Высушенный грунт шлифуют и красят шкатулку красным (внутри) и черным (снаружи) лаком, после чего она попадает в руки художника.

Роспись

Роспись «Первый снег»

Холуйская миниатюрная роспись выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Темперные краски – одни из древнейших. Их история насчитывает более 3 тыс. лет. Темпера – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – важный залог успешной работы художника.

Темперу используют и другие промыслы лаковой миниатюры, кроме федоскинского и хохломского – там расписывают масляными красками.

Круглая шкатулка «Пастушок»

В росписи Холуя используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне условно-декоративного пейзажа. Используют также и современные мотивы, натюрморт и пейзаж.

Искусству мастеров Холуя присущи и особая декоративность, и любовь к реальному пейзажу, в котором отражаются впечатления окружающего мира и родных мест: виды Холуя, Владимира, Суздаля, Ярославля. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями.

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

Заключительный этап создания лаковой миниатюры – полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Все изделия выполняются исключительно вручную.

Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры в настоящее время дополнила ассортимент выпускаемой продукции предметами быта, подсвечниками, визитницами и др.

Иконопись

Государственный музей холуйского искусства (создан в 1959 г.)

Возрождается искусство иконописи. Но иконописная манера Холуя всегда отличалась своеобразием. Холуйцы легко отступали от строгих канонов иконописи и вносили в изображения черты народного лубка, хотя здесь в большей мере, чем в мстёрских и палехских работах, проявляются глубинные народные традиции владимиро-суздальского письма XIV в. Это выражается в лаконизме и образности, в подчёркнутой монументальности композиции. Царский указ 1667 г. гласил, что «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Основу композиции Холуйского музея составляют иконы холуйского письма. Музей располагает также уникальной коллекцией вышивки с XIX в. по настоящее время.

Особенности холуйской миниатюры

Тарелка «Снегурочка»

Главное отличие холуйской миниатюры было заложено с самого начала: для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. Ещё одно главное отличие холуйской живописи – использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры более реалистичны и более декоративны по сравнению с изделиями других промыслов.

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.
Холуй, поселок в Ивановской области, расположен по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много — её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.
Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ — полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.
Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».
Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».
Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).
К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.
Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар — иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени — в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом. К XVIII веку вся округа — Холуй, Мстёра, Палех, Шуя — являлась средоточием народного ремесленного иконописания.
Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 года. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.
Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.
Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная «картинность». Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.
Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.
Третье направление — орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.
Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые «бисерницы», и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.
В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.
Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.
Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.
Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.
Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе. Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.
Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.
Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.
Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золото же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Русские народные промыслы. Холуйская миниатюра. June 19th, 2018

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Шемогодскую резьбу: а сегодня немного поговорим о Холуйской миниатюре. Это народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.
В документах за 1613 г. слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название «Холуй» произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые «холуи», «холуйники» - так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов.

Холуян в округе довольно зло называли «фараонами». Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, «фараонов» не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной «малёвкой» зашибают.
Но это все зависть:-))

Отличительные особенности миниатюры Холуя отличить не всегда просто. Часто путают с Мстерой и о которой мы с Вами поговорим в следующий раз, и Палехом. Но у холуян более крупный, чем в Мстёре, приближенный к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком палешан, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.
Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.
Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И отдают шкатулки в покраску, где их по несколько раз лакируют чёрным снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё V- VII вв. назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII в.). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера древней Руси, в том числе и древнего Холуя, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски - минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.


Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями.
Сусальное золото же полируют особо. И после этого - опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка. И всё это вручную, женскими, можно сказать, девичьими руками.
После революции иконописцы остались без работы. В конце 1920-х гг. мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся её филиал. Но настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. Поэтому в 1932 г. холуяне решили попробовать силы в миниатюре. В 1934 г. холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молёв организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Холуйские художники с 1937 г. участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 г. их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев.
Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков - Н. Денисов, Б. Киселёв, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие - по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. В 1959 г. в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок.
Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном, всё чаще начинают использовать насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Всё это - в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.

В 1989 г. Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 г. носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе. И слава Богу:-)
Приятного времени суток.

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

Холуй — село древнее. Видимо, после того как полчища Батыя сожгли Суздаль, Ростов и Владимир, в здешних местах начали селиться суздальцы. Теза изобиловала рыбой, и первым их занятием стала рыбная ловля. Из ивовых ветвей они сооружали сети-запруды, называвшиеся «холы» или «холуи». Не отсюда ли название поселка?

Среди переселенцев было немало иконописцев. И к XVIII веку Холуй вместе с недальним Палехом и Мстерой становится центром иконописания. Судоходными реками он был связан со всей Русью, поэтому стал вскоре местом многолюдных ярмарок, где в большом количестве продавали произведения местных живописцев.

Со временем палехские художники стали писать дорогие иконы, строго соответствовавшие тому или иному стилю. Иконописцы Мстеры обратились к реставрации и выделке «подстаринных» икон. Холуйские же мастера занялись в основном изготовлением «расхожих» (дешевых, наскоро написанных) образов, которые разносили коробейники. В отличие от мстерцев и палешан землепашеством холуяне не занимались и на жизнь зарабатывали писанием икон.

Положение иконописцев резко ухудшилось в конце XIX века, когда иностранная фирма «Жако и Бонакер», выпускавшая банки для ваксы, занялась производством икон, штамповавшихся на жести. Как обогнать машину? Сохранилось предание, что один холуянин возами доставлял продукцию к дому хозяина. Подготовку ликов он производил не кистью, а всеми десятью пальцами, обмакнув их в краску. Каждое прикосновение — лицо, которое он прописывал кистью. Естественно, что при таком поспешном письме холуйские мастера далеко отступали от канонов иконописи. Религиозным сюжетам они придавали характер бытовых сцен, подсмотренных в жизни. И все чаще обращались к приемам станковой живописи, постепенно утрачивая традиционное мастерство.

Стремление работать быстрее и быстрее приводит к разделению труда иконописцев. В производстве иконы участвуют до десяти мастеров: один пишет «доличное», второй — лики и руки, третий чеканит орнамент. Каждый умеет делать лишь свою часть работы, что получается в целом, его не волнует. Икона перестает быть художественным произведением, искусство превращается в ремесло.

В 1884 году в Холуе открылась школа иконописания, призванная остановить этот процесс. Руководили ею выпускники Петербургской академии художеств Н. Харламов, а затем Е. Зарин. Из стен школы вышли и зачинатели холуйской миниатюры. После революции иконописцы остались без работы. Многие ушли из Холуя. Оставшимся было жалко своего искусства, при встрече они горячо обсуждали, какое найти ему применение. В конце 20-х годов ХХ века некоторые мастера начали прибиваться к Мстере. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся ее филиал, а потом завели и собственную артель.
В то время Палех и Мстера уже славились своим искусством. Настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. И в 1932 году холуяне решили попробовать силы в миниатюре.

Первые шаги давались трудно. Ведь миниатюрная живопись имеет совсем другие законы, чем иконопись или фреска. В то время мало кто верил, что Холуй найдет собственный стиль, отличный от палехского и мстерского. «Третьему из-под двух не выбраться», — говорили вокруг. Но эти опыты поддержал профессор А. Бакушинский. «Стиль Холуя должен быть более реалистичным, чем у Палеха и Мстеры, но более декоративным, Нежели у Федоскина», — предложил Бакушинский. В 1937 году холуяне показали свои произведения на Всемирной выставке в Париже. Работы Мокина и Пузанова были удостоены бронзовой медали. Холуй постепенно завоевывал известность.

С Палехом и Мстерой много общего. Роспись одинаковых вещей, одной и той же яичной темперой. В основе образного языка приемы древнерусской живописи. Но Холуй имеет и свое лицо. В чем же его своеобразие? Черный фон облекает предмет и является основой росписи. Мстерцы закрашивают его и пишут на светлых тонах. Четко отграничивая живописное поле, отчего миниатюра кажется приклеенной. У палешан наоборот, черный фон проходит через все изображение, строя внутреннее пространство произведения. А холуяне? Они умеют писать и на светлом фоне, но обычно приглушают его к краям. Однако нередко впускают черный фон и внутрь композиции как организующее цветовое начало. Иногда же используют его по примеру палешан как пространство, слегка подцвечивая, тонируя, чтобы чернота не казалась такой бездонной.

Лаковой миниатюре свойственен развернутый сюжет, который должен легко «читаться». Мстера наиболее повествовательна: «пересказ» сюжета здесь такой подробный, что главные эпизоды как бы уравнены со второстепенными. Поэтому все фигуры мелкие, словно тающие в пейзаже. Палех и Холуй не столь многословны. Главное событие тут «придвинуто» к зрителю, более крупные фигуры являются основными цветовыми пятнами.
Своеобразие холуйского искусства во многом обусловлено особенностями здешней иконописи. Миниатюра более жизнеподобна, чем палехская, которая ближе к канонам иконописи. Например, силуэты фигур у холуян менее условны. Положите рядом мстерскую шкатулку, и более строгий силуэт окажется у Холуя. Еще отличие: условную форму палешане выявляют золотыми и серебряными штрихами, завершающими роспись. У холуян образы более материальны и форма моделируется цветом. Но красочное пятно все-таки остается в Холуе локальным. Во Мстере его нагружают полутонами, и пятно напоминает тканый узор. Можно сказать, что работы холуян живописнее палехских, но графичнее и декоративнее мстерских.

Подобные особенности позволяют холуйским художникам и создавать символические образы (тогда отчетливее проступают иконописные основы миниатюры), и передавать непосредственные жизненные впечатления — и тогда вперед выступают «пленэрные» возможности искусства Холуя.