Граффити-художник Алекс Монополи: «Иногда я получаю сумасшедшие заказы. Алек Монополи: как американский граффити-художник покорил мир, не раскрывая своего лица

Многие интересуются человеком, который носит шляпу и бандану, чтобы покрыть его лицо — художник-граффити из Лос-Анджелеса Алек Монополи. Он скрывает свою личность по двум причинам. По его словам, он вынужден делать это по юридическим причинам. Полицейские преследовали его в Нью-Йорке, и его адвокат сказал, что он должен оставаться анонимным.

За последние несколько лет уличные граффити стали все более и более интересными, и немало уличных художников завоевали популярность создавая подобные работы, сохраняя при этом свою анонимность. Алек Монополи — человек, которого называют "Ким Кардашян" в мире искусств. Монополи, настоящее имя которого Алек Эндон, начинал как уличный художник, но теперь он стал знаменит во всем мире. Не слишком удивительно, как для сына богатых нью-йоркских финансистов.

Он является представителем бренда TAG Heuer, выпускающей часы. Швейцарские часовщики называют его "арт-провокатором" компании. Он также продет художественные произведения. Он создает оригинальные произведения для бренда и превращает их бутики в художественные галереи. Работа с часовщиками была его мечтой всей жизни. Он мечтал спроектировать свои собственные часы и изобразить его художественные работы на циферблате часов. Его клиентами уже выступили такие знаменитости, как Джастин Бибер, Снуп Догг, Адриен Броуди и Майли Сайрус.

Художник Алек Монополи любит носить шляпу, но его лицо обычно прикрыто банданой. Он признается, что его настоящая страсть — это граффити и стены. Он рассказывал, что Wynwood Walls, район в Майами, это просто потрясающее место для творчества. Это связано с тем, что там позволительно рисовать на стенах, не беспокоясь о том, что полиция может арестовать за вандализм. Монополи остается за маской, но не стесняется ничего, когда дело доходит до его развивающегося искусства.

Почему Алек Монополи скрывает свое лицо

Алек Монополи начинал свою карьеру в Нью-Йорке. Поскольку, он занимается рисованием граффити, ему приходилось изрисовывать стены города. Местной полиции это не нравилось. Они всячески пытались его выследить. Из-за это преследования он вынужден стал скрывать свое лицо. Для продолжения развития своего творчества художник перебрался в Лос-Анджелес.

Несмотря на свою популярность в данный момент, он все еще позирует для фотографий с закрытым лицом. Он наполняет свой материал в Instagram фотографиями себя в масках и противогазах. Иногда есть фотографии, где он просто закрывает свое лицо рукой. Монополи говорит, что это способ держать мир искусства ориентированным на его работы, а не на его лицо.

Алек Эндон – современный художник, работающий в направлении стрит-арта, больше известен под псевдонимом Алек Монополи . Широкая публика не знает ни года рождения, ни точного адреса проживания (Алек проговорился, что обитает рядом с Тейлор Свифт в Беверли-Хилз) ни даже лица этого человека. Свою анонимность Эндон оправдывает неодобрительным отношением американских властей к граффити.

Мистер Монополи родился в Вестхемптон-Бич, Штат Нью-Йорк. Его отец был успешным финансистом, а мать профессиональным художником – именно она научила Алека (еще в детские годы) технике рисования, навыкам по сравнению и оценке перспективы, которые парень смог реализовать уже в школе, продав свою первую картину за 500 долларов.

Мистер Монополи

Псевдоним Алек Монополи, художник взял от главного героя большинства своих сюжетов – Мистера Монополи, многим известного из настольной игры «Монополия». Мистер Монополи начал появляться в работах Алека с 2008 года, в период финансирования правительством США крупнейших банков и бизнесменов, которые фактически владели страной.

Граффити-художник объясняет свой выбор тем, что, во-первых, стремится работать с конкретным и понятным публике персонажем, а не абстрактными картинами, а во-вторых, с его помощью поднимаются важные социальные проблемы современного общества.

Особенности работы уличного художника

Первый опыт стрит-арта Монополи приобрел в Нью-Йорке, расписывая стены зданий и вагоны метро. В качестве «вознаграждения» за труды Алек мог получить тюремную камеру или, по меньшей мере, судебный штраф. Собственно в связи с активным противодействием городских властей граффити и «вандализму» молодому человеку пришлось скрывать свое лицо и личную информацию.

В различных интервью художник отмечал свою любовь к родному городу, но позже все же перебрался Лос-Анджелес (считая, что большое количество рекламы и билбордов облегчит его работу), а затем и в Калифорнию. Основная причина переезда – возможность заниматься рисованием круглый год из-за теплого климата морского побережья.

Творит свои шедевры Монополи под утро или посреди ночи , преимущественно на стенах промышленной застройки Калифорнии. Выбранное время Алек объясняет не только необходимостью скрываться от властей, но и особенной атмосферой и абсолютной тишиной в это время суток.

Одним из наиболее благоприятных городов для работы считает Берлин . Там власти, да и жители, лояльно относятся к стрит-арту, поэтому творить тут можно не боясь преследований правоохранителей или публики. Для создания нового шедевра достаточно найти подходящую стену и локацию.

Профессиональные достижения

История успеха Алека коротка и лишена многих подробностей, но некоторые существенные достижения художника все же известны. Так в 2016 Швейцарский производитель часов — TAG Heuer признал Монополи официальным представителем и «арт-провокатором» дизайна своих изделий . Появилась даже серия часов и аксессуаров в граффити-стилистике. Известно, что новоиспеченный сотрудник TAG Heuer прибыл на свое назначение на собственноручно раскрашенной Ламборджини.

Кроме того, Эндон был приглашен в Москву, в качестве судьи конкурса «Viber Sticky Fingers 2: My City, My Vibe», на котором оценивал «стикеры», созданные стрит-художниками со всего мира, вдохновленными любовью к родным городам. Кстати, оба раза в состязании побеждали участники из России.

Картины Алека Монополи приобрела Мэйли Сайрус, Эндриен Боуди, Снуп Дог и многие другие знаменитости со Штатов и всего мира. Его рисунки можно найти не только на заброшенных стенах мегаполисов, художник работает дома в собственной студии, изображая мистера Монополи и другие символы поп-культуры на полотне или даже в статуэтках.

Следующей целью Алек считает открытие собственной выставки . В своем интервью Монополи говорит, что стрит-художникам закрыта дорога галереи и как следствие — признание среди культурной элиты, поэтому он, как и его кумир Баския стремится преодолеть этот барьер.

Новичкам, граффити-художникам Монополи рекомендует обращать внимание на работы более опытных уличных художников и постоянно искать поле для творчества и возможности дальнейшего развития. Участие в батлах, конкурсах и взаимодействие с местным и всемирным графити-комъюнити – вот, что необходимо начинающему художнику.

Недавно Москву посетил известный граффити-художник Алек Монополи, чей фирменный герой Мистер Монополия всего за несколько лет обрел множество поклонников по всему миру.

Алек был приглашен в жюри выставки-конкурса «Viber Sticky Fingers 2: My City, My Vibe» и при всей занятости все же нашел время пообщаться с The Vanderlust: рассказал, как он видит задачи street art`а, поделился именами любимых художников, впечатлениями от Москвы и дал пару советов начинающим.

О призвании


Если честно, я нигде и никогда особо не учился. Моя мама - художница, и все приемы правильного рисунка, разные методы сравнения и пространственного анализа я перенял от нее. Не безрезультатно, как оказалось. В детстве я очень любил серфинг, и как-то раз моя картина, посвященная океану, была продана на школьной выставке за 500 долларов!

И хотя тогда я спустил все деньги на ерунду вроде конфет, в тот момент у меня возникло четкое понимание, что увлечение рисованием может не только стать делом моей жизни, но еще - о чудо! - приносить неплохой доход.

Об искусстве и кумирах

Современное граффити, на мой взгляд, - что-то вроде постоянно развивающегося организма, который чутко реагирует на изменения в обществе. Иногда из уличных творений рождаются целые бренды, и это становится новой страницей в развитии искусства. Мы живем в очень интересное время!


Конечно, есть много авторов, чье творчество известно на весь мир, и они не могут не вдохновлять. Но главные имена для меня - Баския и Бэнкси. Ведь Баския сначала прославился именно как граффити-художник, а уже в 1980-х стал успешным неоэкспрессионистом и, кстати, первым воплотил мечту всех граффитчиков выставляться в музеях.

Дело в том, что музейная и галерейная аудитория для нас недоступна, это и выход на новый уровень, и завоевание признания у культурной элиты - то, о чем я мечтаю. Ну а Бэнкси… Он просто бог, недостижимый идеал в борьбе за социальные ценности.

Мистер Монополия


В отличие от большинства граффити-художников, предпочитающих масштабные абстрактные полотна, мне нравится работать с конкретными персонажами, вокруг которых впоследствии концентрируется внимание зрителя. Тут важно еще, что для меня лично street art не просто искусство, а социальный протест, призыв к действию.

Я начал рисовать своего Мистера во время кризиса 2008 года, и так получилось, что моя реакция на происходящее в обществе вылилась в то, чем я сейчас занимаюсь.

О вдохновении

Конечно, ничто так не вдохновляет, как признание в любви на сотнях языков, тысячами разных способов! Я был свидетелем этого на конкурсе стикер-арта Sticky Fingers, где мне выпала честь оценивать художников и просто креативных ребят со всего мира, которые создавали стикеры, вдохновленные образами своих любимых городов. Кстати, конкурс проходил уже дважды, и в обоих случаях победители были из России - отчасти поэтому я здесь.


В Москве я побывал в Музее современного искусства, в Кремле, и он так меня вдохновил, что я решил изобразить собор Василия Блаженного на стенах ВИНЗАВОДа. Мне кажется, получилось круто, причем мы долго подбирали краску, чтобы фон точно соответствовал цвету кремлевских стен. Правда, после этой работы я сразу валился спать, словно из меня высосали всю энергию, такой собачий холод! Как вы тут живете?! Но очень хочу вернуться в Москву летом, возможно, с персональной выставкой.

Сам я из Нью-Йорка и очень люблю этот город, но для постоянной деятельности все же выбрал солнечное побережье Калифорнии. Причина простая: там можно заниматься граффити круглый год. У меня собственная студия в моем доме в Беверли-Хиллз, живу я, кстати, по соседству с певицей Тейлор Свифт. Выбираюсь «на охоту» рано утром, а иногда и в 3 часа ночи, и обычно выбираю районы с промышленной застройкой. В это время город во власти тишины: поет хор утренних птиц, слышны сигналы коммунальных служб - лучшее время для вдохновения.


И еще фантастический, возможно, самый лучший город для стрит-арта с точки зрения свободы творчества - Берлин. Я люблю его именно за лояльность властей к проявлениям уличного искусства. Едешь по городу, понравилась стена и локация - с ходу начинаешь работать. В Америке в этом отношении с законодательством очень сложно, поэтому я рисую ночами и в безлюдных районах. Хотя, конечно, граффити, как любой социальный протест, существует на грани вандализма... Я сам не раз побывал в полиции, однажды меня даже нашли по свежим следам краски, и я еле скрылся, прыгнув в мусоропровод.

Советы начинающим


Тем, кто только делает первые шаги в направлении street art`а, я бы посоветовал для начала как можно больше наблюдать за работой других художников. Тем более что сейчас много разных граффити-сообществ, в Москве, например, уже год существует международное сообщество Secret Walls.

Недавно они устроили масштабный баттл в Варочном цехе, где свои работы представляли самые известные московские граффитчики. Вот на таких ивентах и можно знакомиться с яркими представителями этого мира, получать дельные советы и обмениваться опытом.

Впервые замеченные на улицах Нью-Йорка в конце нулевых изображения Мистера Монополия и Скруджа Макдака распространились по Штатам, а затем и за их пределами со скоростью вирусных Youtube-роликов, превратив своего создателя Алека Монополи в одного из самых востребованных современных художников. Впрочем, несмотря на то, что сегодня граффитчика знает весь мир, лица его по-прежнему никто не видел.

Выставку Монополи организовал TAG Heuer: с 2016 года Алек является арт-кон-суль-тан-том швейцарского часового бренда

Герой Джуда Лоу в сериале "Молодой Папа " утверждал: самые успешные проекты в мировой культуре - анонимные. Вы поэтому не раскрываетесь?

Это исключительно вопрос безопасности. Граффити преследуется в Штатах по закону, а для нью-йоркских копов поймать "особо опасного" художника, кажется, предел мечтаний. Так что мой юрист рекомендует оставаться анонимным, если я хочу продолжать рисовать на улицах. А я хочу.

Случалось бывать в полицейском участке?

Бывал. (Смеется. ) Честно говоря, еле выпутался.

Ваша мама - художник, причем классической школы. Как ей ваше увлечение?

Поначалу она была против: боялась неприятностей. К тому же на первых порах я рисовал просто надписи - они ей не нравились. Но когда я придумал Мистера Монополия, она приняла мой стиль.

Монополи - придворный граффитчик fashion-индустрии, его привлекали к сотрудничеству Hermes, Louis Vuitton, Philipp Plein

Как вы его придумали?

В разгар кризиса 2008-го: экономика была в упадке, лю-ди - на грани нервного срыва, я начал рисовать добродушного банкира просто в качестве шутки. И посмотрите, как далеко он меня завел.

Тема денег в ваших работах основная, но вы как будто богатство не порицаете.

Да, едва ли могу назвать себя социально заряженным художником. Просто посылаю окружающим позитивный сигнал: любите, творите, процветайте.

В московскую экспозицию вошли 17 картин с изображением знаковых персонажей граффитчика и скульптура добродушного банкира Мистера Монополия, символизирующая партнерство с TAG Heuer

Но граффити - протестное искусство, а вы, получается, идете против его сути, да еще и с брендами вроде Tag Heuer сотрудничаете.

Поверьте, я отклонил много предложений и делаю только то, что приносит удовольствие. Например, TAG Heuer не просто дает возможность разрисовывать часы - по сути, бренд предоставляет мне средство передвижения для путешествий по странам и даже эпохам. Натурально позволяет перемещаться во времени.

Что для вас время?

Самое ценное - оно ограничено, его нельзя купить и повернуть вспять.

Для чего вы рисуете?

Главной целью всегда было выставляться в музеях, так что теперь и не знаю, о чем мечтать. (Смеется. )

Говорят, увидев свое граффити на выставке, еще один большой мистификатор наших дней и ваш кумир Бэнкси сказал: "Мы проиграли. Мы оказались в музее ".

По мне это победа - так картины становятся бессмертными. Честно говоря, думаю, Бэнкси тоже в восторге, просто выпендривается.

Вы с ним знакомы?

Нет, но если бы и были, я бы никогда не признался.

Сотрудничество с известными брендами не мешает ему оставаться уличным художником

Ваши работы можно найти во многих частных коллекциях, например, у Эдриена Броуди, Бенисио Дель Торо и Роберта Де Ниро. Знаете, за сколько была продана самая дорогая?

Не уверен. К счастью, мои картины постоянно растут в цене.

А вы собираете искусство?

Да, как раз недавно начал. Уже приобрел Уорхола и Бойса, в планах Кит Харинг и Баскья, когда заработаю на него, - вот уж кто действительно дорогой художник. (Смеется. )

В качестве арт-консультанта Моно-поли уже не раз принимал участие в создании лимитированных моделей для бренда TAG Heuer. Например, часов Formula 1 с изображением банкира и турбийона, который был впоследствии выставлен на аукционе Global Gift Gala в 2017-м

В рамках своего первого визита в Москву знаменитый уличный художник и трэп-диджей Алек Монополи нарисовал граффити, посвященное российской столице

Сюжет граффити построен по мотивам стикерпаков, придуманных участниками глобального конкурса стикер-арта Viber’s Sticky Fingers 2: My City, My Vibe. В основу легли
Kupiki by Paramon Parfenov и I love Moscow by Tanya Zaytseva, завоевавшие особые симпатии редакции TimeOut.Ru. Для стиля Алека Монополи, в отличие от большинства граффити-художников, предпочитающих масштабные абстрактные полотна, характерно работать
с конкретными персонажами, вокруг которых концентрируется внимание зрителя. Московское граффити на ВИНЗАВОДе, в создании которого также принял участие победитель первого сезона конкурса Viber’s Sticky Fingers Станислав ака drawkman, ложится в канву концепции Алека Монополи, развивающейся на стыке поп-арта, культурной критики и социального протеста.

За работой над проектом следили друзья и поклонники Алека по всему миру в его личном паблик чате Viber, где он вел фотодневник своего первого визита в Россию. Среди прочих интересных кадров здесь есть даже фото художника с известным российским рэпером Тимати с их совместной прогулки по Красной площади. Загружая из магазина стикеров Viber авторский стикерпак Алека Монополи, вы подписываетесь на его паблик чат автоматически.

5 неожиданных фактов об Алеке Монополи

  • Считает несправедливым, когда его успех приписывают богатству родителей и их связям. Художник утверждает, что его семья не была ни богатой, ни бедной — обычная семья со среднестатистическим достатком. Популярность Алека сегодня — результат упорного труда и целеустремленности, и никакие гонорары не повлияют на его верность своим идеалам.
  • За идею может запросто утопить любимый роллс-ройс. Чего только не сделаешь ради искусства!..
  • Однажды бросил все и пролетел несколько тысяч километров, чтобы исправить мемориальное граффити в честь своего друга, поврежденное злоумышленниками.
  • Верит в карму и любит нежно-голубой цвет.
  • Холост, свободен, открыт для новых встреч и впечатлений.

Прежде чем нанести финальные штрихи, накануне презентации городу готового рисунка на «Стене», Алек дал эксклюзивное интервью в рамках лекции с куратором выставки

Viber’s Sticky Fingers Милославом Чемодановым. Алек Монополи рассказал о перипетиях своего творческого пути и специфике работы в жанре граффити и стикер-арта и поделился взглядами на актуальные тенденции мирового уличного искусства. Завершился паблик-ток эффектным перформансом: прямо при зрителях Алек Монополи нарисовал еще одно граффити. На специальном холсте художник изобразил традиционную фигуру
Мистера Монополии в полный рост.