Город саломея. Иродиада и саломея. Иродиада и Саломея

Иродиада (ок.15 до н.э. — после 39 н.э.) — внучка Ирода Великого от его сына Аристовула.

С её именем связывают казнь Иоанна Крестителя.

Согласно историку Иосифу Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, а потом вступила в сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой.

В текстах Нового Завета Иродиада упоминается как жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Филиппа. Даже в то время, с точки зрения иудейской религии, да и вообще моральных норм, браки между родственниками крайне не одобрялись, а кровосмешение считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка.

Иродиада была жестокой, коварной, алчной, развращенной и непомерно гордой женщиной. Исследуя ее жизнь, даже предвзятые к Библии историки, не могут найти ничего хоть сколько-нибудь положительного в ней. Даже среди весьма развращенного высшего общества того времени ее фигура заметно выделяется в отрицательном смысле. С юных лет она мечтала о царской короне любой ценой. Злая Иродиада таила злобу на пророка Иоанна за то, что он, не боясь, говорил о ее порочности. Желая погубить его, она оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот Иродиаде представился случай погубить Иоанна Крестителя.


В одну из ночей 28 года по Р.Х. дворец Ирода Антипы горел огнями. Двор отмечал день рождения правителя, пир продолжался уже за полночь, когда пьяный тетрарх пожелал, чтобы перед его гостями танцевала искусная в этом Саломея, его падчерица, дочь Иродиады. Воспитанная своей развращенной матерью, юная Саломея не постеснялась исполнить неприличный сладострастный танец в обнаженном виде. Отчим, увидев восторг гостей, пообещал ей любую награду, какую только она пожелает, вплоть до половины своего царства!


Танец Саломеи

«Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф.14:8-11). Соломее тогда было не более 15-16 лет.



Обезглавливание Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Подговорив свою дочь Соломею попросить голову Иоанна Крестителя, Иродиада вынесла себе и дочери вечный приговор. Что же постигло Ирода, Иродиаду и Саломею после такого злодеяния?

Своими интригами Иродиада навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в ссылку в Галлию. Неимоверно жестокая и порочная Иродиада закончила свою жизнь в бедности и безызвестности. Гордую внучку Ирода Великого постигло именно то, чего она боялась более всего. Но эту свою участь она избрала себе сама, когда через Саломею отдала приказ убить Иоанна Крестителя, чем вынесла себе приговор.

А Саломея в дальнейшем «вышла замуж за трахонского тетрарха Филиппа, сына Ирода Великого», то есть, стала женой своего двоюродного дедушки и бывшего мужа своей матери. Филипп управлял своей областью 38 лет, с 4 года до н.э. до 34 года н.э. и прославился, в частности, тем, что на южных склонах горы Хеврон построил языческий храм в честь императора Августа, что было вопиющим поступком в глазах монотеистов иудеев. По смерти Филиппа Саломея вышла замуж за Аристовула, сына Ирода и брата Агриппы. У них было трое детей — Ирод, Агриппа и Аристовул. Аристовул вёл очень умелую политику по отношению к Риму, добиваясь расположения и доверия императора Нерона, который в 55 году н.э. отдает ему во владение Малую Армению, даровав ему при этом и царский титул.


Роберт Генри, Саломея, 1909 г.

Саломее было дано много времени, чтобы покаяться в содеянном, но вместо этого в своей гордыне она возносилась выше и выше. Царский титул, о котором так мечтала ее мать, был у нее. Более того, она носила тройной титул: царица Халкиды, Малой и Великой Армении.

История сохранила рассказ о её страшной смерти. Как-то раз по неосторожности, Саломея провалилась в прорубь, и льды сомкнулись у нее на шее. Криков Соломеи никто не услышал, так как именно в это время никого из людей не оказалось рядом. Пытаясь вырваться из западни, она извивалась под водой, словно исполняя страшный танец, подобно тому, как в далекой юности она плясала во дворце отчима. Несмотря на отчаянное сопротивление, Соломея не могла выбраться из этого положения и продолжала висеть на шее, в то время как её туловище мерно раскачивалось подо льдом до тех пор, пока лед сверхъестественным образом не перерезал шею. После этого её тело упало на дно реки, а голову погибшей Соломеи принесли и отдали Ироду и Иродиаде.

Великий Библейский принцип посева и жатвы исполнился особенно наглядно в жизни Саломеи. Приговорив Иоанна Крестителя к смерти с легкостью, даже ни на мгновение не смутившись и не задумавшись,Саломея подписала и свой собственный приговор, и не только к страшной гибели в земной жизни, но и вечную погибель.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Дочь царя Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Человек, утверждающий подобное, скорее всего связан с деятелями культуру, нежели священнослужителями. Расхожий сюжет, многократно растиражированный в искусстве, когда красавица за свой танец требует головы Иоанны Предтечи, превратил ее в роковую женщину.

Сюжет об участии Саломеи или Саломии в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий. Тициан и Пикассо, Гейне и Уайльд, художники и скульпторы, поэты и драматурги увековечили образ этой femme fatale . В православной иконописной традиции сюжет известен под названием "Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи".

Напомним этот известный сюжет. Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде.

На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. "И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями…". Но имя ее не названо. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.

Французский историк и писатель, эзотерик и оккультист Робер Амбелен в книге "Иисус, или смертельная тайна тамплиеров" предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.

"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".

Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и вследствие брака с Иродиадой) отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставив потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.

В своем дворце в Тивериаде Ирод Антипа устраивает большой пир. Допустим, Саломея восседает за столом, где собрались высшие сановники Иудеи, вместе со своим вторым супругом — Аристобулом. Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"

И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".

Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? Не станет лучше, если попытаться заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было пятьдесят лет.

Представляется, что не обделенные талантом писатели Марк и Матфей решили представить казнь Иоанна Крестителя не как рядового политического заключенного, а как жертвы любовной интриги. И в этом качестве сюжет упал на благодатную почву искусства и запомнился многим поколениям. Противопоставление танца и смерти оказалось олицетворением и древних мифов и исторических анекдотов. Страсть и преступление фигурировали в самой Библии: Самсон и Далила, но особенно Юдифь с головой Олоферна. В реальной истории достаточно вспомнить имена шотландской королевы Марии Стюарт или шпионку Мату Хари.

Следуя логике Робера Амбелена, Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейский народ. Год спустя он повелел обезглавить его в той же крепости Махеронт, когда восстание зелотов стало приобретать опасный размах. К личности члена Французской Академии и Всемирной Ассоциации франкоязычных писателей, мартинисту Амбелену и его книге можно относиться как к беллетристике, а не как к научному труду, но трудно не согласиться с выводом, сделанным им по поводу Саломеи и ее участия в гибели Крестителя.

"Это была лишь простая и жестокая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему отцы церкви ничего не знали о пресловутом "танце Саломеи", эпизоде, который следует отнести к сфере легенд", — заключает Амбелен.

Как известно, когда Бог желает покарать, он исполняет наши желания. Так и Саломея, царевна Иудейская, прекрасная и белая, словно голубка или же светящаяся в ясную темную ночь луна, поклялась в том, что ее то желания боги точно исполнят. Волею судеб и случая ей довелось увидеть Иокаана — Иоанна Крестителя — грязного, закованного в кандалы пророка, и вожделеть его до такой степени, что ничего другого ей не надо ни за какие сокровища мира. И опутывая пророка прекрасными, как нити драгоценных камней монологами, Саломея получает в ответ лишь его проклятия, жалящие ее словно клубки ядовитых змей. И чем больше он клеймит развращенность ее души, тем сильнее разгорается огонь в ней, ибо «тайна любви больше, чем тайна смерти»…

Аль Пачино, уже не первый раз снимающий классику, видимо, изголодавшись по сочным драматическим ролям после фильмов с бесконечными мафиозными разборками (к слову, «В поисках Ричарда» был прекрасной иллюстрацией того, насколько он грандиозен как шекспировский актер), здесь берется за материал гораздо более неблагодарный и сложный. Декадентская, пронизанная с начала до конца темой неотвратимости смерти, пьеса Оскара Уайльда, которому в принципе не везет на экранизации, словно это еще одно проклятье, постигшее его, только уже посмертно, здесь же вдруг обретает полноценную плоть и кровь и становится вполне достойной своего именитого автора.

Делая нарочито театрализованную постановку, себе Пачино выбирает в персонажи Ирода Антипу, а на главную роль приглашает Джессику Честейн, тем самым доводя свою затею до совершенства. Фантастическая актриса, она заполняет собой не только роль, но и все пространство пьесы, каждую его клетку, и даже когда ее нет на экране, она незримо присутствует в каждом кадре. О чем бы ни говорили герои, подспудно они имеют в виду только ее. Бешенная энергетика Саломеи пробивает экран и порабощает зрителя также как всех персонажей пьесы.

Однако, при всей точности и значительности постановки Пачино, он одним крайне простым режиссерским решением переставляет акцент в пьесе на противоположный, тем самым полностью меняя всю концепцию замысла автора. Пачино переносит запрограммированную Уайльдом кульминацию пьесы с момента поцелуя Саломеей мертвой головы Иокаана на «танец семи покрывал», делая его, правда, танцем одного покрывала — очень коротким, бурным и чувственным, когда зритель реагирует на него точно также как и сам пожирающий глазами обнаженную Саломею Ирод. Но противостоять вызванным этим танцем эмоциональному натиску невозможно, он заслоняет собой все, тем самым отрубая словно мечом бешеных страстей первую часть пьесы, где посыл неистового плотского желания доминировал над рациональностью и зовом разума.

И оттого выполнение Иродом данного им обещания становится не безумием, а непременным условием, и никакие обещанные сапфиры и бериллы, как и никакой страх предсказанной ему пророком смерти не смогут заставить его отговорить Самолею от ее награды, потому как не было в ней невинности или чистоты, так нет в ней и благоразумия. И вот она бездумно стоит на своем, упиваясь властью своей женственности и красоты. Красоты не гламурной и не навязанной модой, а ведомой тем первородным инстинктом, о котором писал Мандельштам, «когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?».

И как доказывают греческие мифы, а мифы современные лишь подтверждают — не любовь, но обещание любви еще более сильное оружие и путеводная звезда. Иокаан отвергает Саломею, но обещание обладания и жажда мести не дадут ей покоя до последнего вздоха, и под щитами воинов, которые задавят насмерть эту бурю, Саломея все равно будет собственнически прижимать к себе окровавленную голову пророка, а Ирод в ужасе отвернётся, потому что ничто не страшит властителей больше, чем желания, которыми они не в силах повелевать.

Mobile applications Everbook, МТС, Билайн and etc.

Биографические сведения о Саломее отличаются неполнотой и множеством разночтений. Без указания имени она упоминается в Библии (Евангелие от Матфея 14:3-11 и Евангелие от Марка 6:17-29). Более подробный рассказ о Саломее содержится в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».
Мать Саломеи – Иродиада, младшая дочь Береники (Вероники ) и Аристобула, казненного сына Ирода Великого. Оставшись сиротой, Иродиада вышла замуж за собственного дядю Ирода Филиппа I. Образцом для подражания Иродиада избрала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду. Подобно Ливии, жене императора Августа, она подыскивала стареющему мужу любовниц-девственниц, чтобы упрочить свое влияние. Ее дочь Саломея с детских лет находилась в Риме, обучалась танцам и музыке. Честолюбивая Иродиада жаждала власти, поэтому вскоре бросила Ирода Филиппа ради галилейского тетрарха Ирода Антипы (Антиспас или Сосипатр ), сводного брата бывшего мужа.
В библейские времена близкородственная связь Иродиады отнюдь не была чем-то исключительным. Тем не менее, народ глухо роптал: «Иродиада ведь не вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость! » Особенно сильно досаждал Иродиаде иудейский проповедник ессейского толка Иоканаан, прозванный Иоанном Крестителем. Одной из главных тем его критики было обличение безнравственности Иродиады. Согласно Библии: «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его «. Тем не менее, дерзкого еретика на всякий случай заключили в темницу.
Вскоре Иродиаде представился весьма удобный случай расправиться с Иоанном. В 39 (?) Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты. На торжество пригласили многочисленных гостей, «вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских «. Среди них была и Саломея. Она привлекла всеобщее внимание своей внешностью и смелыми манерами. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки каноническая историяСаломеи излагается почти одними и теми же словами: «Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства «.
В Библии не содержится описания танца, который Саломея исполнила пред своим отчимом. В позднейших сочинениях он называется танец семи покрывал (dance of the seven veils) . Античные авторы Дион Кассий, Павсаний, Демосфен и др. упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак: ритмические покачивания бедрами, сопровождающиеся сбрасыванием одежды. По мнению некоторых историков, Саломея вообще не могла танцевать на пиру. На тот момент ей едва исполнилось пять-шесть лет и она просто играла сама с собой, а Ирод восхитился наивной прелестью ребенка.
В любом случае, Саломея была так молода, что не смогла выбрать себе награду без подсказки матери: «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Евангелие от Марка 6:24-25). «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». (Евангелие от Марка 6:26-28). По преданию, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык пророка булавкой и бросила голову в выгребную яму.
Бессмысленное убийство Иоанна не принесло Иродиаде никакой выгоды. Народ Галилеи возмущался и откровенно сочувствовал проповеднику. Муж не оправдал ее надежд: Ирод Антипа отнюдь не обладал высокими амбициями, вполне удовлетворяясь ролью мелкого провинциального деспота. Деятельная натура Иродиады не могла смириться с такой участью. Она настояла на поездке в Рим, чтобы заручиться поддержкой императора Калигулы. Однако, тот встретил супругов сурово. Он подозревал Ирода в измене и сговоре с парфянским царем Артабаном. Калигула лишил Ирода трона, отобрал все имущество и приговорил к ссылке в гальский город Лугдунум (нынешний Лион). Незадачливая чета иудейских интриганов окончила свои дни в изгнании, бедности и забвении.
Достоверная информациия о дальнейшей судьбе Саломеи отсутствует. По некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Через некоторое время Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. Этот брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея повторно вышла замуж, на этот раз за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери. Супруги прожили долгую жизнь и произвели троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеисвидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением, датируемые 56-57. На лицевой стороне монет отчеканен профиль её мужа и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул ), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея ).
Точная дата и обстоятельства смертиСаломеи неизвестны.
Образ легендарной искусительницы и роковой женщины древности породил целую традицию в европейской художественной культуре. В живописи: Джотто. Пир у царя Ирода, 1320; Мазаччо. Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1426; Донателло. Пир царя Ирода, 1427; Фра Филиппо Липпи. Пир царя Ирода, 1452-1465; Д.Беллини. Голова Иоанна Крестителя, 1464-1468; А.Вероккио. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1477-1480; С.Боттичелли. Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, 1488; А.Дюрер. Обезглавливание Св. Иоанна, 1510; Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя, 1511; Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1515; Ч. да Сесто. Саломея, 1516; Б. Луини. Иродиада, 1527-1531; Лукас Кранах Старший. Саломея, ок. 1530; Караваджо. Саломея с головой Крестителя, 1605; Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1605; П.Рубенс. Пир у царя Ирода; Г.Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1639-1640; Рембрандт. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1640; Г.Доре. Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865; В.Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872; Г.Моро. Саломея, танцующая перед Иродом, 1874-1876; О.Бердсли. иллюстрации к пьесе «Саломея», 1893; Ловис Коринт. Саломея, 1900; Ф. фон Штук. Саломея, 1906; Г.Климт. Саломея, 1909 и др.

Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530

Лукас Кранах Старший. Саломея с головой Иоанна Крестителя


Andrea Solari — Salome with the Head of St John the Baptist


Г.Моро. Танец Саломеи (фрагмент)


Gaston Bussiere (1862-1929) — Танец семи вуалей


О.Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея»

В литературе: Гюстав Флобер. «Three Tales» («Простое сердце», «Сент-Джулиан» и «Иродиада»), 1877; пьеса О.Уайльда «Саломея» (1891), написанная специально для С.Бернар; поэма Константина Кавафиса «Salome» (1896) и др. Оперы Жюля Массне «Hérodiade» по произведению Г.Флобера, 1881 и Рихарда Штрауса «Salome», 1905. Балеты Флорента Шмитта (1907) и Акира Ифукубе (1948). В кино: одноименные фильмы «Саломея» режиссеров Гордона Эдвардса с Тедой Бара в заглавной роли (1918); Чарльза Брайанта с А.Назимовой (1923); Уильяма Дитерле с Ритой Хейуорт (1953); короткометражный фильм Педро Альмодовара (1978) и мн. др. Саломея является героиней целого ряда произведений современной рок- и поп музыки, а также видео- и компьютерных игр.

Саломея, прабабушка Саломеи

Луини. "Саломея с головой Иоанна Крестителя" (правнучка героини этой публикации)

Из серии "Евангельская персоналия"
Игорь ТРИБЕЛЬСКИЙ
Судя по частоте употребления, это имя было весьма популярно среди уважаемых иудейских женщин. В оригинальном виде оно звучит Шломит, женский род имени Шломо, которое мы привычно произносим как Соломон. Может иметь форму Шломцион. Так, например, звали жену царя Александра Янная (103-76 гг. до н. э.), которая после смерти мужа была регентшей (76 - 67 гг. до н. э.) при своем старшем сыне Гиркане II. И вроде, неплохой политик - при ней впервые в истории человечества и задолго до победы советской власти появился закон об обязательной грамотности. Правда, только среди мужчин. Но сегодня речь пойдет не о ней.
Есть своя Саломея в Евангелии. Догадались, кто? Правильно! Это мама апостолов Иакова и Иоанна (и, как следствие, жена их папы Зеведея, который, надо думать, носил арамейское имя Завейда). В русском переводе ее имя пишется как Саломия - и правильно, зачем беречь звучание имени, которое и так искажено. Да и то, написали бы прямо - Солоха, и дело с концом. А между прочим, Саломия эта - важный персонаж. Мало того, что она стояла у Голгофы под крестом, а потом была в числе жен-мироносиц, пришедших к могиле Иисуса. Она еще намного раньше, в Иерихоне, просила его посадить одного своего сына по правую руку от себя (надо думать, что Иакова), а другого - по левую (по остаточному принципу, это должен быть Иоанн, которого, по ошибке, считают автором Евангелия от Иоанна). А теперь, скажите честно - заслуживает ли такая женщина отдельного поста или нет? И я вам отвечу - да! Поэтому здесь и сейчас мы говорить о ней не будем.
Есть ведь и еще одна замечательная Саломея. По Флавию, она - дочка Ирода Боэтоса и Иродиады. Единственная в семье, даже братьев у нее не было. Наверное, избалованная донельзя. У Марка и Матфея упоминается дочь Иродиады, которая за свой искрометный танец на пиру попросила голову Иоанна Крестителя. Значит, она. То есть, любимицу всех поэтов, художников, музыкантов "Серебряного века" от Оскара Уальда до Альфреда Мухи тоже звали Саломея. Да какой пост - о ней написаны две повести, опера, балет, симфония, о картинах вообще не говорю, причем, в координатах от Англии до Японии включительно! И это только сотая доля того, что ей посвящено. И все-таки, необходимое внимание этой даме уделить надо. Но не сейчас. Почему? Потому что все нужно делать по порядку. И прежде, чем говорить о правнучке, следует замолвить доброе слово за ее прабабушку. Тем более, что ее тоже звали Саломея (на самом деле, конечно, наоборот, правнучку тоже)! И именно ее имя вынесено в название поста. А не всех этих прославленных тезок.
Так вот, та Саломея, из-за которой, собственно, и начался весь этот сыр-бор, была сестрой царя Ирода. Сначала по рождению, а потом и по основной специальности. Потому что для всех окружающих Ирод был сделан из стали различных сортов: для членов семьи и подчиненных он был твердым негнущимся чугуном, тогда как для римских начальников, Цезаря Октавиана Августа и Марка Випсания Агриппы, он становился гибким дамасским клинком. И только для Саломеи Антипатровны он был глиной. Может быть, немного пересушенной. Для придания ему нужной формы требовалось долго разминать, скатывать в трубочку, сжимать, растягивать, потихонечку примешивая нужные мысли. И никто не умел это делать с таким совершенством, как она, хотя многие пытались. Об этом можно судить по результатам долгой и кропотливой работы.
Представьте себе на минуту: вы - женщина царского рода, у вас в жилах кровь бурлит, а тут муж, который уже давно надоел. Свободы нравов никакой, да еще и разводы по инициативе женской стороны запрещены. Так что ж теперь, так и плюнуть на свою жизнь, которая у всех у нас одна? Но наша Саломея была не из категории добровольных жертв, собственными руками ставящих на себе крест. Она умело подвела под казнь двоих своих мужей! Сначала Иосифа (ИД, XV, 3:9), затем Костобара (ИД, XV, 7:10). И когда на горизонте появился красивый иностранец, набатейский князь Силлай (вот уж кто заслуживает отдельный пост!), она была свободна, как птица, для новой любви. И не ее вина, что Ирод этого Силлая, набатейского "Ивана Сусанина", невзлюбил политической неприязнью и поставил условием женитьбы гиюр с обрезанием. А Силлай оказался слаб для большой любви и слишком горд, чтобы отказаться от мельчайшей частички своего тела. Одним словом, не срослось, как говорится. И набатейский Казанова, не солоно хлебавши, уехал в Рим к Августу (ох, какой он там заработал пост своим поведением!). А Ирод пристроил сестренку за Алексой, который, вероятно, и поднес ей последний стакан воды.
Мужья мужьями, а главным мужчиной ее жизни был старший брат. И когда у него появилась жена, да еще любимая, Саломее это должно было показаться верхом мировой несправедливости. Это ж каким талантом в своем деле надо было обладать, что суметь превратить мужскую любовь в сгусток ревности и гнева и довести дело до казни Мариамны I (ИД, XV, 7:4)!
А что ей, Саломее, было ждать от детей покойницы, Александра и Аристобула? Что они вырастут, станут царями и отомстят? А кому хочется заранее отказываться от будущего? Поэтому, не позволив себе, как следует, попочивать на лаврах, ей пришлось взяться за второе поколение. Но как?
Ирод настолько заботился о своих детях, что лично подбирал им пары. С помощью старшего он порадовал Августа. Первый человек Рима видел в семье образец для своего мирового сверхгосударства, и поощрял подвластных царьков вступать в семейные связи со своими соседями. Вот Ирод и взял за Александра Глафиру, дочь каппадокийского царя Архелая (первый израильско-турецкий союз, если хотите).
Если брак Александра был "жертвой" Августу, то в отношении остальных детей Ирод реализовывал собственные амбиции. Ему нужен был сильный сплоченный род, сжатый в единый кулак. И он создавал внутриклановые пары на уровне двоюродных братьев и сестер. И первым экспериментом стал брак Аристобула с Береникой, дочерью Саломеи.
Дорогие френды! Прошу вас, срочно отложите в сторону все свои дела и заботы, и запомните детей этих А. и Б. Имя каждого я напишу на отдельной строке.
Иродиада.
Агриппа.
Ирод.
Аристобул.
Теперь Аристобула можно забыть, но, при этом, продолжать иметь в виду, что он есть. Когда у Филона появятся "четыре сына царя, не уступающие честью самому царю", то это будет наша тройка плюс Ирод Антипа. И забудьте на время то, что я сейчас сказал.
А вот Иродиаду надо помнить! Сначала Ирод Великий, дедушка, выдал ее замуж за Ирода Боэтоса, дядю. Потом назначил мужа наследником, а через некоторое время отправил в вечное политическое небытие. Но когда на ее горизонте появился еще один дядя, Ирод Антипа, тетрарх (то есть, царь, между прочим) Галилеи и Переи, то в молодой пятидесятилетней женщине вскипела бабушкина властолюбивая кровь. А Ирод Антипа тоже вырос в семье, где внутриклановые браки были нормой, родовой парадигмой. И они резко так полюбили друг друга.
Батистелло. "Саломея"Дорогие друзья! Я уже готов вам простить, если вы вдруг забудете Иродиаду, Агриппу, Ирода и Аристобула. Небескорыстно, конечно. От вас потребуется кое-что простить мне. Понимаете, они все, евангелисты Марк и Матфей вместе с Иосифом Флавием пишут, что Ирод полюбил Иродиаду и… А я говорю, что не было между ними никакой любви, а только голый расчет с той и другой стороны. А он, в отличие от любви, всегда рационален, и его можно понять. И об этом будет отдельный пост, хотя, по-моему, уже был, и не один. Например, в рассказе о Гамле. В виде туманных намеков.
Агриппа. Мы, иерусалимцы, этого человека не забудем, даже если захотим: его имя носит улица, с которой начинается рынок Махане Иехуда. Рядом с его бурной судьбой одиссея капитана Блада просто отдыхает. Для него император Клавдий превратил провинцию Иудею в самостоятельное царство. Вот так, ни много, ни мало! Агриппа I Великий заслужил не только самостоятельный пост, но и увлекательный роман.
Как и Ирод. Став царем, Агриппа I выхлопотал для братана тетрархию Халкия (сегодня город Аджнан в Ливане на дороге Дамаск - Бейрут). И об Ироде Халкидском есть что сказать. Но сначала о его сыне, Аристобуле. Помните Аристобула, которого вы должны были забыли? Это дядя. А вот его племянника, Аристобула Иродовича, где-нибудь у себя пометьте. Не то чтобы такой важный, но именно он стал мужем той самой Саломеи. Которая правнучка, которая плясала перед Иродом Антипой и за это попросила голову Иоанна Крестителя. Этот человек сделал всем нам бесценный подарок! Мы его увидим в ближайших публикациях. Обещаю.
Те, кто к этому месту успел окончательно запутаться, начните сначала. И там вы увидите, что главный персонаж этой публикации - Саломея Антипатровна, сестра Ирода Великого. Ее дочь, Береника, стала женой сына одного из старших сыновей царя, Аристобула. В этой малой семье возник конфликт теща - зять. Впоследствии ставший модным и распространенным. Его решает позиция младшей женщины: кто она, в конце концов, дочь или жена? Береника оказалась больше дочерью. Она "стучала" маме на мужа. А та собирала на него компромат для своего брата. И в нужный момент все выложила на стол.
Саломея, дочь Иродиады, и ее муж АристобулТалантливый человек, все таки, эта Саломея Старшая. Ей удалось довести дело до того, что отец (царь Ирод) казнил обоих сыновей (Александра и Аристобула) от любимой жены (Мариамны I(. Которые ей самой приходились родными племянниками, а один из них еще и зятем. Да тут перед нами бледнеют парижский, мадридский и стамбульский дворы вместе взятые!
Но на этом ее заслуги перед престолом не закончились. После казни Александра и Аристобула Ирод возвысил своего первенца, Антипатра. Ну, и что, что он не представлял никакой опасности для Саломеи? Она уже почувствовала вкус чужой крови и не хотела отказываться от новой порций. И нашептала Ироду, что Антипатр задумал его отравить…
А теперь скажите мне, должен ли был Ирод как-то отблагодарить сестренку? Почему нет? И он подарил ей четверть царства. Правда, самую маленькую, отчего она имела статус топархии. Но состояла из двух больших частей - городов Ашдода (одно из фото) и Явне с окрестностями (раз) и округа Фацаэлида в Иорданской долине (два). Сейчас это место нескольких кибуцов и мошава Пцаэль с крупными финиковыми плантациями от северной окраины деревни Эль Уджа до Монумента Долины (на снимках).
Прежде, чем раствориться в составе провинции Иудея, это топархия сменила трех владельцев. Все они были женщинами и составляли "женское лобби", неформальную группу, обладавшую скрытым влиянием. Точнее сказать, два разных лобби, но тесно связанных друг с другом. Одно в Иудее (Саломея Старшая, ее дочь Береника, ее внучка Иродиада, ее правнучка Саломея Младшая), второе в Риме.
Писать о нем здесь и сейчас - сильно забегать вперед. Но судьба уголков родной земли требует, хотя бы, назвать имена этих дам. Первая из них - жена Октавиана Августа и мать Тиберия, Ливия Друзилла (вот у кого надо учиться женской мудрости!). После смерти она обожествила Августа, взяла себе титул его дочери (то есть, стала Дочерью Бога!) и жреческое имя Юлия. Ей-то и завещала свою топархию наша Саломея. А та, в свою очередь передала ее в наследство "серому кардиналу" Тиберия, вдове его младшего брата, Друза, Антонии Младшей.
Игорь Трибельский