Главная мысль рассказа последний из могикан. Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан. Спасение Ункаса, хитрое перевоплощение

Познавательный аспект:

Предложить поразмышлять над тем, какое значение вкладывается в понятие “пленный”.

Развивающий аспект:

Продолжить формирование умения анализировать систему образов, работая над фрагментом художественного произведения.

Воспитывающий аспект:

Подвести учеников к пониманию того, что любому пленному должна быть гарантированна жизнь, и отношение к нему должно быть гуманным.

1. Вступительное слово учителя.

Второй год мы с вами обсуждаем проблемы, поднятые в книги “Вокруг тебя – мир…” Пожалуй, самая животрепещущая из них – это право человека на уважение его достоинства. Помните, на уроках мы наблюдали, как Петя Ростов проявлял искреннее сочувствие к маленькому пленному французу-барабанщику, открыто жалел его? Мы пытались представить, какие чувства испытывал пленник. А надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Что он переживает? Пленного человека чуждых взглядов, традиций трудно жалеть, ему трудно сочувствовать.

2. Беседа.

Может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей? (Мнения нескольких учащихся.)

Конечно, может, потому что “Войне надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать”, – так говорил великий русский полководец А. Суворов. Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

3. Вы прочитали фрагмент из романа Фенимора Купера “Последний из могикан”. (Выступление заранее подготовленного ученика. Краткие биографические сведения о Ф. Купере).

Спасибо. Вот здесь представлены несколько произведений: “Зверобой”, “Последний из могикан”, “Следопыт”, “Пионеры”. Я хочу поблагодарить ещё тех, кто, прочитав отрывок, выразил свои ощущения в рисунках. У вас получились прекрасные иллюстрации к произведению. Посмотрите, как чётко передан характер Ункаса: сильный, смелый. А вот жилище индейцев, как оно называется?

Какое впечатление произвёл на вас отрывок из романа? (Ответы ребят.)

Что представлялось вам ярче всего? (Ответы учащихся.)

4. Анализ эпизода.

Задание 1.

Перечислите всех, кто действует в этом эпизоде. (Учитель записывает на доске.)

Посмотрите на запись. Всё ли вас в ней устраивает? Отражает ли эта запись расстановку сил в ситуации конфликта в данном эпизоде? (Ответы учеников.)

(Ункас противостоит всем) Учитель убирает имя Ункаса и записывает его напротив всех героев.

Так кто такой Ункас? (Ункас – пленный.)

Задание 2.

Найдите в тексте выражения, показывающие отношение толпы к пленнику.

Найдите определение, которое более точно передаёт состояние толпы. (Ответы ребят.)

Чем объясняется именно такое отношение толпы к пленнику? (Ответы учащихся.)

Кто выделяется в беснующейся толпе? (Колдунья и мальчик.)

Задание 3.

Найдите в тексте слова, позволяющие составить портрет колдуньи. (На экране высвечивается описание портрета старухи.)

Как вы думаете, чьими глазами мы видим эту старуху? Объясните свою точку зрения, обратившись к тексту.

А какой дополнительный акцент приобретает этот эпизод благодаря тому, что рядом с колдуньей появляется фигура мальчика? (Контраст усиливает негатив толпы.)

Как ведёт себя среди этой толпы пленник? (Ответы учеников.)

Задание 4.

Найдите в тексте слова, выражения, при помощи которых описывается поведение пленника. Какое слово повторяется чаще всего? (Спокойный.)

В какой момент спокойствие покинуло его и почему? (Ответы учащихся.)

Мы отмечаем, что Ункас держался с чувством собственного достоинства. Как вы понимаете значение слова “достоинство”? (Запись на доске.)

Был ли среди участников эпизода кто-то, кто оценил самообладание пленника? (Вожди и большая часть знаменитых воинов.)

Но, тем не менее, они были непреклонны в своём решении. Как вы думаете, о каком решении идёт речь? Что ожидало пленника? (Ответы учеников.)

Как вы думаете, почему его ждала такая судьба? (Он был беззащитен, бесправен, людьми руководила ненависть.)

Какой была бы, по-вашему, участь воина, взятого в плен племенем Ункаса? (Такой же.)

Совместимы ли для вас понятия “пленный” и “достоинство”? (Ответы учащихся.)

Всякий ли пленный, на ваш взгляд, обладает честью и достоинством? (Ответы ребят.)

5. Продолжение беседы.

Обращение с военнопленными всегда волновало лучших людей мира. Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права. В 1949 году была принята Третья Женевская конвенция об обращении с военнопленными. В нём говорится о том, что военнопленные имеют право на гуманное обращение независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения. Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства.)

6. Заключительное слово учителя.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас сохранил в душе то, о чём мы говорили на уроке. Чтобы “совесть”, “благородство” и “достоинство” были с вами всю вашу жизнь.

Совесть, благородство, и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь…

Б. Окуджава

7. Домашнее задание.

Если вас заинтересовала история Ункаса, и вы хотите знать дальнейшую судьбу героев, прочитайте роман Дж. Ф. Купера “Последний из могикан” полностью и поразмыслите над тем, какое значение для героев романа имеют понятия “совесть”, “благородство” и “достоинство”.

«Последний из могикан» - исторический роман Джеймса Фенимора Купера

«Последний из могикан» краткое содержание

Действие романа происходит в британской колонии Нью-Йорк в августе 1757 года, в разгар Франко-индейской войны. Часть романа посвящена событиям после атаки на форт Уильям-Генри, когда с молчаливого согласия французов их индейские союзники вырезали несколько сотен сдавшихся английских солдат и поселенцев. Охотник и следопыт Натти Бампо, представленный читателю в первом (по порядку развития действия) романе «Зверобой», вместе со своими друзьями-индейцами из племени могикан - Чингачгуком и его сыном Ункасом - участвуют в спасении двух сестёр, дочерей британского командира.

В это неспокойное время дочери полковника Мунро – Кора и Алиса – решили навестить родителя в осажденном английском форте Уильям-Генри, что находился на озере Лейн-Джордж в провинции Нью-Йорк. Чтобы сократить путь, девушки в сопровождении майора Дункана Хейворда и рассеянного учителя музыки отделились от военного отряда и свернули на потайную лесную тропинку. Ее вызвался показать индеец-скороход Магуа по прозвищу Хитрая Лисица. Магуа из союзного племени мохоков заверял путников, что по лесной тропинке они доберутся до форта за несколько часов, в то время как по основной дороге им предстоит изнурительное путешествие, длиною в сутки.

Кора с Алисой смотрят с подозрением на молчаливого провожатого, что лишь бросает отрывистые взгляды исподлобья и всматривается в гущу леса. Хейворда также посещают сомнения, но появление нескладного учителя музыки, который спешит в Уильям-Генри, разряжает обстановку. Под девичий смех и песни маленький отряд сворачивает на роковую лесную тропу.

А в это время на берегу быстроводного лесного потока белокожий охотник Натаниэль Бампо по прозвищу Соколиный Глаз вел неспешную беседу со своим другом – индейцем Чингачгуком, Великим Змеем. Тело дикаря было покрыто черно-белой краской, что придавало ему устрашающую схожесть со скелетом. Его гладко обритую голову украшал один единственный хвост волос с большим пером. Чингачгук рассказывал охотнику историю своего народа от светлых времен, когда его праотцы жили в мире и достатке, и до темного часа, когда они были вытеснены бледнолицыми людьми. Теперь от былого величия могикан не осталось и следа. Они вынуждены таиться в лесных пещерах и вести жалкую борьбу за выживание.

Вскоре к приятелям присоединяется молодой индеец Ункас по прозвищу Быстроногий Олень – сын Чингачгука. Троица устраивает охоту, но запланированную трапезу прерывает топот лошадиных копыт. Бампо не распознает его среди лесных звуков, однако мудрый Чингачгук тут же припадает к земле и сообщает – едет несколько всадников. Это люди белой расы.

У реки в самом деле появляется малочисленная компания: военный, нескладный мужчина на старой кляче, две очаровательные барышни и индеец. Это дочери полковника Мунро со своими сопровождающими. Путники немало обеспокоены – недолго до захода солнца, а конца лесу не видать. Кажется, их провожатый сбился с пути.

Соколиный Глаз тут же ставит под сомнение честность Магуа. В эту пору года, когда реки и озера полны водами, когда мох на каждом камне и дереве сообщает о будущем расположении звезды, индеец просто не может потеряться в лесу. Кто ваш провожатый? Хейворд сообщает, что Магуа – мохох. Точнее, гурон, принятый племенем мохох. «Гурон? – восклицает охотник и его краснокожие спутники, – Это предательское, вороватое племя. Гурон останется гуроном, кто бы ни принял его к себе… Он всегда будет трусом и бродягой… Надо только удивляться, что он еще не заставил вас наткнуться на целую шайку».

Соколиный Глаз собирается немедленно подстрелить лживого гурона, но Хейворд его останавливает. Он хочет лично схватить скорохода более гуманным способом. Его план проваливается. Хитрая Лисица умудряется скрыться в лесной чаще. Теперь путникам нужно как можно быстрее уйти с опасной тропы. Предатель, скорее всего, наведет на них воинственную шайку ирокезов, от которых нет спасения.

Соколиный Глаз приводит барышень и их провожатых на скалистый остров – одно из тайных убежищ могикан. Здесь компания планирует остаться на ночлег, чтобы утром отправиться в Уильям-Генри.

Красота юной белокурой Алисы и старшей темноволосой Коры не остается незамеченной. Больше всех очарован молодой Ункас. Он буквально не отходит от Коры, оказывая девушке различные знаки внимания.

Однако изнуренным путникам было не суждено отдохнуть в каменном убежище. Засада! Ирокезам, ведомым Хитрой Лисицей, все же удалось выследить беглецов. Соколиный Глаз, Чингачгук и Ункас вынуждены мчаться за подмогой, в то время как дочери Мунро оказываются в плену.

Кора и Алиса теперь в руках Хитрой Лисицы. Оказывается, таким образом индеец пытается свести личные счеты с полковником Мунро. Много лет назад он приказал высечь Магуа за пьянство. Тот затаил злобу и долго выжидал подходящего времени для расплаты. Наконец, час настал. Он хочет взять в жены старшую Кору, но получает решительный отказ. Тогда рассвирепевший Магуа сожжет заживо своих пленников. Когда кострище уже разложено, поспевают Соколиный Глаз с подмогой. Гуроны разбиты, Магуа застрелен, прекрасные пленницы освобождены и едут вместе со своими спутниками в форт к отцу.

В это время французы занимают Уильям-Генри. Англичане, в том числе и полковник Мунро с дочерьми, вынужден покинуть укрепление. В пути обозы настигает воинственное племя с Магуа. Оказывается, индеец только претворился мертвым в схватке на каменном острове. Он вновь похищает Кору и Алису. Первую Хитрая Лисица отправляет к делаварам, вторую забирает с собой в земли гуронов.

Влюбленный в Алису Хейворд устремляется спасать честь пленницы, а Ункас мчится выручать обожаемую Кору. При помощи хитроумного плана, в котором принимает участие Соколиный Глаз, майор крадет Алису из племени. Быстроногому Оленю, к сожалению, не удается спасти Кору. Хитрая Лисица вновь оказывается на шаг впереди.

Ункас, на этот момент уже верховный вождь делаваров, следует по пятам за похитителем. Делавары, которые много лет назад закопали свои томагавки, вновь вышли на тропу войны. В решающей битве они разбивают гуронов. Понимая, что исход сражения предрешен, Магуа достает кинжал, собираясь зарезать Кору. Ункас бросается в защиту любимой, но опаздывает на несколько мгновений. Предательский клинок Лисицы пронзает Ункаса и Кору. Злодей торжествует недолго – его тут же настигает пуля Соколиного Глаза.

Хоронят молодых Кору и Ункаса, Быстроногого Оленя. Чингачгук безутешен. Он остался один, сирота в этом мире, последний из могикан. Но нет! Великий Змей не одинок. У него есть верный товарищ, который в этот горький момент стоит рядом. Пусть у его спутника другой цвет кожи, другая родина, культура, и колыбельные ему пели на чужом непонятном языке. Но он будет поблизости, что бы не случилось, ведь он тоже сирота, заблудившаяся в приграничной зоне Старого и Нового света. И имя ему Натаниэль Бампо, а прозвище – Соколиный глаз.

Самый известный и любимый в США и за рубежом роман Фенимора Купера "Последний из могикан" (1826) входит в так называемую пенталогию о Кожаном Чулке — цикл из пяти романов, созданных в разное время. Это "Пионеры" (1823), "Последний из могикан" (1826), "Прерия" (1827), "Следопыт" (1840) и "Зверобой" (1841). Все они объединены образом центрального героя — пионера-первопроходца Натаниэля (Натти) Бампо, который выступает под прозвищами Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Длинный Карабин, Кожаный Чулок и показан в разные годы его жизни. Он двадцатилетний юноша в "Зверобое" (действие происходит в 1740 году), зрелый мужчина в "Последнем из могикан" и "Следопыте" (1750-е), пожилой человек в "Пионерах" (конец XVIII века) и глубокий старик в "Прерии" (1805 год).

Судьба Натти Бампо драматична: следопыт-разведчик, когда-то не имевший себе равных, на склоне дней наблюдает конец так любимой им свободной и дикой Америки. Он теряется среди незнакомых ему вырубок, не понимает новых законов, введенных землевладельцами, и чувствует себя чужаком среди новых хозяев страны, хотя когда-то сам указал им дорогу и помог здесь обжиться.

Расположенные не по времени создания, а по хронологии событий, романы этого цикла охватывают более шестидесяти лет американской истории, представленной как художественная история освоения фронтира — постепенного движения нации с северо-востока материка ("Зверобой") на запад ("Прерия"). Это романтическая историография. В судьбе Натти Бампо, как в капле воды, отразился процесс освоения материка и становления американской цивилизации, включавшего как духовные взлеты, так и нравственные потери. По общему признанию, пенталогия о Кожаном Чулке — лучшее из того, что было написано Купером; именно она принесла своему создателю посмертную славу.

При этом нельзя не заметить некоторых неувязок в сюжетах романов, как и их стереотипности. В каждом из них Кожаный Чулок кому-то помогает, выручает из беды, спасает от смерти и затем, когда его миссия окончена, уходит один в леса, а когда лесов не остается — в прерию. Однако, если в "Пионерах" повествование еще несколько скачкообразно и как бы топчется между напряженным действием и скучной морализацией, то в последующих романах цикла действие определяет все. Ход событий стремительно ускоряется, промежутки между роковыми выстрелами Длинного Карабина так коротки, минуты относительной безопасности так ненадежны, шелест в лесу так зловещ, что читатель не знает покоя. Зрелый Купер — превосходный рассказчик, и уже то, что он в столь занимательной форме повествует о предметах, весьма серьезных — исследует основы американского общества и национального характера — делает ему огромную честь.

"Последний из могикан" — второй по времени создания роман пенталогии. Он написан уже зрелым автором, находящимся в расцвете творческих сил и таланта и вместе с тем еще до его отъезда в Европу, ознаменовавшего начало жизненной драмы Купера. Сюжет романа построен на традиционном для американской литературы, но романтически переосмысленном автором "рассказе о плене и избавлении". Это история о коварном захвате добродетельных дочерей полковника Мунро — прекрасной и храброй черноокой Коры и белокурой хрупкой и женственной Алисы — хитрым и жестоким гуроном Магуа и о многократных попытках Соколиного Глаза (Натти Бампо) с помощью его верных друзей — индейцев-могикан Чингачгука и его сына Ункаса — спасти пленниц. Перипетии романа: преследования, ловушки и жестокие схватки — заметно осложняют, но и украшают сюжет, делают его динамичным и позволяют в действии раскрыть характеры героев, ввести разнообразные картины американской природы, показать экзотический мир "краснокожих", дать описание фронтирского быта.

В художественном исследовании Купером характера мужественного пионера-первопроходца "Последний из могикан" — важный этап. Натти Бампо показан здесь в зените жизни: личность его уже полностью сформировалась, и он еще полон сил и энергии. Оформилось и писательское мастерство автора: романтически обособленный характер героя предстает живым и естественным. Он погружен здесь в свою подлинную среду — стихию нетронутых американских лесов, и потому ярко проявляются его постоянные свойства: простота, бескорыстие, щедрость, бесстрашие, самодостаточность и духовная мощь. В них отражается его органическая связь с природой; ими определяется бескомпромиссное неприятие героем цивилизации, которая противоположна ему по духу.

Натти Бампо — первый и идеальный самобытный герой национальной словесности, и его свободолюбие, независимость, самодостаточность и бескомпромиссность, ассоциированные с природным началом, будут постоянно отзываться в характерах литературы США — в мелвилловском Измаиле, твеновском Геке Финне, фолкнеровском Маккаслине, хемингуэевском Нике Адамсе, сэлинджеровском Холдене Колфилде и во многих, многих других.

Полноправным действующим лицом выступает у Фенимора Купера могучая и величавая природа Америки. В "Последнем из могикан" это многоликий пейзаж района реки Гудзон. Помимо чисто художественной, эстетической, он имеет и иную весьма важную функцию, которая отлична от функции пейзажа в произведениях европейских романтиков, где природа выступает олицетворением души героя. Купер, как и другие американские романтики-нативисты, тяготеет не к лирическому, а к эпическому изображению природы: пейзаж становится у него одним из средств утверждения национальной самобытности, необходимым компонентом эпического рассказа о молодой стране.

Столь же, если не более действенным средством раскрытия национальной специфики является изображение индейцев, их экзотического быта, их красочных ритуалов, непостижимого и противоречивого индейского характера. Фенимор Купер выводит в "Последнем из могикан" (не говоря обо всей пенталогии) целую галерею образов коренных американцев: с одной стороны, это хитрый, коварный, "злобный и свирепый" гурон Магуа, с другой — отважные, стойкие и преданные лучшие друзья Натти Бампо, бывший вождь истребленного племени могикан мудрый и верный Чингачгук и его сын, "последний из могикан", юный и пылкий Ункас, который гибнет, тщетно пытаясь спасти Кору Мунро. Роман завершается колоритной и глубоко трогательной сценой похоронного обряда над Корой и Ункасом, гибель которого символизирует трагедию индейского народа, "исчезающей расы" Америки.

Поляризация характеров индейцев (сгущение их положительных либо отрицательных свойств) связана в "Последнем из могикан" с особенностями и условностями романтической эстетики.

Фенимор Купер с его условными "добрыми" и "злыми" индейцами, помогающими либо противостоящими белому человеку, положил начало новому, хотя также во многом мифологизированному восприятию коренного американца в национальной словесности и оказал огромное воздействие на культуру США, разработав жанровые параметры вестерна.

Так, столь впечатляюще и художественно выразительно показанные Купером жизнь на фронтире и образ "краснокожего", предстают менее совершенными эстетически, но более достоверными и отнюдь не условными, в прозе коренных американцев .

Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" :

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

  • Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
  • Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

  • Купер. Анализ романа "Последний из могикан"

Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан»

Отражение проблем фронтира в произведении

В романе «Последний из могикан» Купер воспроизводит события англо-французской колониальной войны второй половины 50-х годов XVIII столетия, т.е. обращается к более далекому прошлому страны. События развертываются в густых, почти не проходимых лесах Америки:

«Отличительная особенность колониальных войн в Северной Америке заключалась в том, что прежде чем сойтись в кровавом бою, обеим сторонам приходилось претерпевать невзгоды и опасности скитаний по дикому краю. Владения враждовавших между собой Франции и Англии были отделены друг от друга широкой полосой почти непроходимых лесов».

Лишь отважным разведчикам Соколиному Глазу, Чингачгуку и Ункасу известны тайные лесные тропы. По ним и ведут они англичан, поступив на службу в их войско.

Тема освоения континента представлена в виде конфликта между цивилизацией и природой. А именно, четко прослеживается столкновение «противоестественной» цивилизации пришельцев с естественными навыками и обычаями краснокожих аборигенов, а сама трагическая судьба становится одним из лейтмотивов повествования.

Куперу удалось раскрыть тему освоения земель, используя только достоверные исторические факты. Чтобы проследить, насколько тонко и глубоко осветил Купер эту тему в своем романе, обратимся к исторической справке.

История освоения и покорения Северной Америки протекала следующим образом. Здесь коренные жители и пришельцы из-за океана с самого начала не нашли общего языка, не смогли выработать принципы сосуществования, не признали права друг друга. Правда, племена Новой Англии, например, очень гостеприимно встретили первых колонистов-пилигримов и даже помогли им пережить голодные времена. Ответ христиан не заставил себя долго ждать. Как только английские колонии немного окрепли, они начали ничем не мотивированное физическое уничтожение «краснокожих язычников» и захват их земель. Уже через несколько десятилетий после начала колонизации восточного побережья Северной Америки многие племена Новой Англии и Вирджинии были просто истреблены. Колонии неудержимо продвигались на запад, и их варварская политика по отношению к коренному населению оставалась неизменной.

Индейская политика колонизаторов поражает своей жестокостью, цинизмом и бескомпромиссностью. В отличие от других континентов, где белые колонисты более-менее мирились с соседством местного населения, английские, а затем и американские поселенцы в Новом Свете с поистине маниакальным упорством стремились очистить занятые или приобретенные территории от индейцев. Белые абсолютно не выносили присутствия краснокожих рядом. Именно в Северной Америке возник феномен границы (знаменитый «фронтир»): по одну сторону - белые, по другую - индейцы.

Да, действительно, именно этой проблеме посвящает Купер свой роман. Мы наблюдаем на страницах романа, с какой жестокостью утверждала себя европейская цивилизация на новых землях. Захватывая пространства, на которых тысячелетиями охотились, ловили рыбу, занимались земледелием исконные жители Америки - индейцы, - английские и французские колонизаторы беспощадно истребляли их. Туземцы отчаянно сопротивлялись этому вторжению; но, натравливая одни индейские племена на другие, вовлекая их в войны, спаивая, обманывая, европейцы сломили сопротивление мужественного и гордого народа. Например, Магуа из племени гуронов сетует на колонизаторов:

«Разве Лисица виноват, что голова у него не из камня? Кто дал ему огненную воду? Кто сделал его негодяем? Бледнолицые люди»

Купер показывает жестокость колонизаторов, истребляющих индейцев, правдиво изображает дикость и «кровожадность» отдельных индейским племен. Однако процесс колонизации воспроизводится и оценивается в этом романе Купером как бы с позиции колониста-англичанина, способствовавшего созданию США. Купер симпатизирует англичанам и противопоставляет им французских колонизаторов, осуждая неоправданную жестокость проводимой ими политики завоевания земель. И именно те индейские племена, которые выступают на стороне французов против англичан, показаны как бесчеловечно жестокие (племя ирокезов).

Купер - сторонник проникновения цивилизации не с помощью огня и бессмысленных убийств ни в чем не повинных индейцев, а путями более гуманными.


?20

Министерство образования и науки Украины
Севастопольская городская государственная администрация
Севастопольский городской гуманитарный университет
Филологический факультет

кафедра русского языка и зарубежной литературы

Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан»

Курсовая работа по
дисциплине ИЗЛ 19в.
студентки группы АР-2
Зацепиной Анны

Научный руководитель
к.ф.н. доцент Дашко Е.Л.

Севастополь 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ..…..….3
ГЛАВА I МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА……………...….…..…..4
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США.….....4
Ф.Купера………………………………………………………8

ГЛАВА II ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»………………………………………...... 14
1.1 Отражение проблем фронтира в произведении………………14
1.2 Образы англичан и французов в романе………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……..….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. ..20

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена теме освоения американского континента, представленной в романе Ф.Купера «Последний из могикан». Эта проблема является довольно актуальной в наше время, поскольку в связи с различными мировыми политическими противоречиями и проблемами общество нуждается в достоверной истории своего народа. Необходимо помнить, что все блага доставались человечеству путем лишений и кровопролитных битв. И мы видим сейчас, что обстановка в современном мире мало чем отличается от не такого уж и далекого прошлого. Многие государства вступают в войны ради наживы. Люди гибнут целыми нациями, часто оказываясь ни в чем не повинными жертвами жестоких агрессоров, которые потеряли гуманность в поисках своего благосостояния.
Цель работы – исследовать проблемы, связанные с колонизациями европейцами на территории Америки на примере романа Купера «Последний из могикан».
Предметом исследования является конфликт колонизаторов и местных жителей материка.
Объектом исследования выступают сложные отношения европейцев и аборигенов, влияние «белых» на краснокожих.
Задачи исследования:
- охарактеризовать американскую романтическую литературу XIX века;
- обозначить значение творчества Ф.Купера в литературе эпохи романтизма США;
- рассмотреть образы англичан и французов в романе;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав («Место творчества Ф.Купера в американской романтической литературе XIX века », «Тема освоения континента в романе «Последний из Могикан»), заключения и списка использованной литературы общим объемом 20 страниц.

ГЛАВА I
МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США
Романтическая эпоха в истории американской литературы охватывает почти полстолетия: начало ее приходится на второе десятилетие XIX в., конец озарен пламенем Гражданской войны 60-х годов.
Романтизм относится к числу наиболее сложных, внутренне противоречивых и неспокойных периодов в американской литературной истории. Вместе с тем трудно переоценить его значение. Здесь складывались непреходящие традиции национальной литературы. Но процесс е формирования был полон драматических конфликтов, жестокой полемики, больших и малых литературных войн.
Фундаментом романтической идеологии явилось стремительное социально-экономическое развитие страны в начале XIX в., поднявшее ее до уровня наиболее развитых европейских держав и обеспечившее плацдарм для последующего капиталистического прогресса. Подобных темпов не знала в XIX столетии ни одна страна мира. В считанные десятилетия США из конгломерата разобщенных аграрных колоний превратилась в мощную державу с высокоразвитой промышленностью, торговлей, финансами, сетью коммуникаций и огромным флотом. Именно в этом процессе начал постепенно выявляться уродливый нравственный смысл прагматической этики буржуазной Америки.
Энергичные преобразования в экономической и социальной структуре США в 20 – 30-е годы XIX в. Объясняют не только самый факт возникновения романтической идеологи, но и некоторые ее специфические особенности, в частности своеобразный дуализм – соединение патриотической гордости за молодое отечество и горечи разочарования, вызванного перерождением демократических идеалов революции.
При дальнейшем развитии романтической идеологии в США первоначальная сбалансированность этих элементов быстро нарушилась. Первый неукоснительно убывал, второй нарастал.
Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа. Ранний (20 – 30-е годы) – это период «нативизма» – романтического освоения национальной действительности, природы, истории, попытки художественного исследования американкой буржуазной цивилизации, ее заблуждений, ошибок и аномалий. Существенно, однако, что исследование это исходит в целом из убежденности в здоровой основе американской демократии, способной справиться с «внешними» отрицательными влияниями.
Непосредственным предшественником раннего этапа был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы. Крупнейшие писатели раннего романтизма – В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, У.К. Брайент, Д.П. Кеннеди и др. С появлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения. Вместе с тем в раннем романтизме зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во всех сферах жизни американского общества. Они ищут альтернативу буржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии, патриархальном прошлом страны и т.д.

Зрелый этап (конец 30-х – середина 50-х годов), наступление которого сопряжено с экономическими потрясениями конца 30-х годов, мощным подъемом радикально-демократических движений, тяжкими внутри- и внешнеполитическими конфликтами 40-х годов, характеризуется рядом трагических открытий, сделанных романтиками, и в первую очередь открытием, что социальное зло не воздействует извне на якобы идеальную общественную структуру, а кренится в самой природе американской буржуазной демократии. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречающаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.
Финальный этап (от середины 50-х годов до начала гражданской войны) – эпоха кризиса романтического сознания и романтической эстетики в США, в результате которого американские писатели и мыслители постепенно пришли к пониманию того, что романтическое сознание не в силах долее справляться с материалом общественной жизни, не может дать ключей к объяснению ее загадок и указать пути к разрешению ее противоречий. Через полосу тяжелейшего духовного кризиса, повлекшего за собой иногда полный отказ от творческой деятельности, прошли многие писатели этой поры, в том числе В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, Д. Кеннеди и др. Романтическая идеология и романтическая литература в США возникли значительно позднее, чем в передовых странах Европы. К началу 20-х годов, когда американские романтики впервые обратили на себя внимание своих сограждан, романтическое движение в европейской мысли и литературе уже накопило богатый опыт. Американские мыслители и поэты широко пользовались завоевания европейского – особенно английского – романтизма. Речь идет не только о подражаниях и заимствованиях, коих было предостаточно, но и о творческом использовании опыта европейской романтической философии, эстетики и литературы.
На всех этапах развития для американского романтизма характерна тесная связь с общественно-политической жизнью страны. Именно это делает романтическую литературу специфически американской по содержанию и форме. Кроме того, существуют и некоторые другие отличия от европейского романтизма. Американские романтики выражают свое неудовлетворение буржуазным развитием страны, не принимают новых ценностей современной Америки. Сквозной в их творчестве становится индейская тема: американские романтики проявляют искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу.
Американский романтизм, в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Это касается политических теорий, социологических идей, методологии мышления, жанровой эстетики. Иными словами, американский романтизм выступает не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого ее наследника.
Американские романтики – создатели национальной литературы США. Это, прежде всего, отличает их от европейских собратьев. В то время как в Европе начала XIX в. национальные литературы закрепили за собой качества, складывавшиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие их специфическими национальными чертами, американская литература, так же как и нация, еще только определялись. На американских романтиков была возложена довольно серьезная задача, кроме формирования национальной литературы они должны были создавать и весь сложный этико-философский кодекс молодой нации – помогать ей сформироваться.
Кроме того, необходимо отметить, что для своего времени романтизм был наиболее действенным методом художественного освоения действительности; без него процесс эстетического развития нации был бы неполным.
Таким образом, проследив историю развития американской романтической литературы, мы обнаруживаем, что поиск романтического идеала, который противостоит антигуманной действительности, провоцируется разочарованием результатами послереволюционного развития страны. Поэты и прозаики акцентировали внимание на потребностях растущего национального самосознания американцев. И одним из первых деятелей литературы смог уловить эти потребности Фенимор Купер. Его творчество было важным новым этапом, Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе.

1.2 Особенности исторического романа

Джеймс Фенимор Купер (1789 – 1851) с полным основанием считается создателем американского исторического романа, основоположником «морского романа» в мировой литературе и, наконец, творцом того особого типа романтического повествования, в котором комплексно разрабатывались национальные темы «границы», исторической судьбы индейских племен, американской природы и которое до сих пор не получило четкого терминологического обозначения.
Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьёй, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» - понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое - между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся всё дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке.
В 1803году в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключён за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.
В 1811 Купер женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман: «Предосторожность». Предполагая, что в виду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английскою жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики.
Творческая биография Купера может быть условно разделена на два периода: ранний (1820 – 1832) и поздний (1840 – 1851). Между ними располагается хронологическая полоса протяженностью в семь лет, которая являет собою своего рода «публицистическую интерлюдию». Немногочисленные произведения, созданные им в эти годы «войны с соотечественниками», имеют откровенно полемическую окраску.
Купер обратился к литературной деятельности уже зрелым человеком, убеждения которого, в том числе и общественно-политические, в значительной мере установились. Он был стопроцентным республиканцем, сторонником джефферсоновской демократии.
Фенимор Купер осознал, что исторический роман – жанр, способный удовлетворить интерес читателей к героическому прошлому Америки и одновременно дать выражение патриотическому чувству гордости за молодое отечество, которое своим примером, как представлялось современникам, открывало новую страницу в истории человечества. Эти соображения побудили Купера на литературный эксперимент, принесший ему мгновенную славу.
Один из первых романов Купера «Шпион» (1821) заложил традицию американского исторического романа. До Купера оставалась неясной сама принципиальная возможность написать исторический роман на материале истории Соединенных Штатов. Главные ее события были у всех на памяти. Писатель, бравшийся за изображение исторических деятелей и хода Войны за независимость, обязан был соблюдать полную точность и целиком подавить порывы воображении. Иными словами, он должен был превратиться в историографа.
Купер отыскал новый метод соединения истории и вымысла, не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. Этим был предвещен успех эксперимента, и вслед за «Шпионом» на американский книжный рынок хлынул поток исторических романов и повестей о Войне за независимость. Очевидно, тип исторического романа, созданный Купером, отвечал стоявшей перед американкой литературой нравственной задаче: утвердить моральное превосходство Нового Свете над Старым, республики над монархией, государственной независимости над колониальным режимом.
Другое направление экспериментов Купера связано с попыткой исторического исследования некоторых важнейших процессов и явлений современной действительности, носящих специфически национальный американский характер. Речь идет прежде всего о территориальной экспансии и о сопутствующем ей особом социальном феномене, который традиционно именуется «пионерством», о трагической судьбе коренных обитателей континента – индейцев и в конечном счете о будущем американского народа. Именно этот круг вопросов образует проблематику романов о Кожаном Чулке, представляющих собой наиболее ценную часть художественного наследия Фенимора Купера.
Он создал более 30 романов, из которых заметно выделяются пять самых известных и значительных, образующих целую серию, пенталогию о Кожаном Чулке: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Это своеобразный «американский эпос», охватывающий 1740-1790-е гг., история освоения Североамериканского континента, наступления «цивилизации» на первозданную природу, разрушения уклада коренных жителей - индейцев.
Роман «Пионеры» (1823) был задуман первоначально как историческое повествование о нравах «границы». Здесь формировались социальные отношения, философские, экономические и юридические принципы, общественные навыки и нравственные законы – иными словами, особая разновидность цивилизации, которую Купер не без оснований полагал весьма важной для будущего Америки. Действие романа отнесено назад, но не далеко – менее, чем на тридцать лет. В романе нет исторических персонажей или исторических событий. Протяженность действия – всего один год. События развиваются неспешно, перебиваясь отступлениями, обстоятельными описаниями, очерковыми подробностями. Ключевой в идейном содержании романа является проблема философско-социального характера, возникающая из сложной системы взаимодействия в «треугольнике»: природа – человек – цивилизация.
В романе «Прерия» (1827) на первый план выдвигается проблема скваттерства, всесторонне исследуемая Купером. Скваттерство, как оно представлено в «Прерии», – это не просто захват необработанных земель, но жизненная позиция, нравственный принцип, агрессивная психологическая установка.
В основе сюжета «Зверобоя» - судьба героя, которому здесь чуть за двадцать и который впервые ступает на «тропу войны» с индейцами племени гуронов. В этой смертельно опасной борьбе возникает и крепнет дружба Натти с молодым индейцем из племени могикан Чингачгуком, дружба, которую они оба пронесут через всю жизнь. Ситуация в романе осложняется тем, что белые союзники Зверобоя - «Плавучий» Том Хаттер и Гарри Марч - жестоки и несправедливы по отношению к индейцам и сами провоцируют насилие и кровопролитие. Драматические приключения - засады, сражения, плен, побег - разворачиваются на фоне живописной природы - зеркальной глади Мерцающего озера и его лесистых берегов.
В «Следопыте» изображены сцены англо-французской войны 1750-1760 гг. В этой войне и англичане и французы подкупом или обманом привлекали на свою сторону индейские племена. Бампо со своим метким карабином и Чингачгук участвуют в сражениях на озере Онтарио и в очередной раз помогают своим товарищам одержать победу. Однако Натти, а вместе с ним автор резко осуждают развязанную колонизаторами войну, ведущую к бессмысленной гибели как белых, так и индейцев. Значительное место в романе занимает история любви Бампо к Мэйбл Дунхэм. Ценя мужество и благородство разведчика, девушка, однако, отдает предпочтение более близкому ей по возрасту и характеру Джасперу. Бампо великодушно отказывается от брака (хотя Мэйбл была готова сдержать обещание, данное погибшему отцу, и выйти замуж за Следопыта) и уходит дальше на Запад.
Таким образом, пять романов пронизаны темой трагедии американского пионерства, ставшая результатом разлада между благородными целями первопроходцев и территориальной экспансией в условиях капитализма.
Проследим данную тему более детально в романе Купера «Последний из могикан»

ГЛАВА II
ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»
1.1 Отражение проблем фронтира в произведении
В романе «Последний из могикан» Купер воспроизводит события англо-французской колониальной войны второй половины 50-х годов XVIII столетия, т.е. обращается к более далекому прошлому страны. События развертываются в густых, почти не проходимых лесах Америки:
«Отличительная особенность колониальных войн в Северной Америке заключалась в том, что прежде чем сойтись в кровавом бою, обеим сторонам приходилось претерпевать невзгоды и опасности скитаний по дикому краю. Владения враждовавших между собой Франции и Англии были отделены друг от друга широкой полосой почти непроходимых лесов».
Лишь отважным разведчикам Соколиному Глазу, Чингачгуку и Ункасу известны тайные лесные тропы. По ним и ведут они англичан, поступив на службу в их войско.
Тема освоения континента представлена в виде конфликта между цивилизацией и природой. А именно, четко прослеживается столкновение «противоестественной» цивилизации пришельцев с естественными навыками и обычаями краснокожих аборигенов, а сама трагическая судьба становится одним из лейтмотивов повествования.
Куперу удалось раскрыть тему освоения земель, используя только достоверные исторические факты. Чтобы проследить, насколько тонко и глубоко осветил Купер эту тему в своем романе, обратимся к исторической справке.
История освоения и покорения Северной Америки протекала следующим образом. Здесь коренные жители и пришельцы из-за океана с самого начала не нашли общего языка, не смогли выработать принципы сосуществования, не признали права друг друга. Правда, племена Новой Англии, например, очень гостеприимно встретили первых колонистов-пилигримов и даже помогли им пережить голодные времена. Ответ христиан не заставил себя долго ждать. Как только английские колонии немного окрепли, они начали ничем не мотивированное физическое уничтожение «краснокожих язычников» и захват их земель. Уже через несколько десятилетий после начала колонизации восточного побережья Северной Америки многие племена Новой Англии и Вирджинии были просто истреблены. Колонии неудержимо продвигались на запад, и их варварская политика по отношению к коренному населению оставалась неизменной.
Индейская политика колонизаторов поражает своей жестокостью, цинизмом и бескомпромиссностью. В отличие от других континентов, где белые колонисты более-менее мирились с соседством местного населения, английские, а затем и американские поселенцы в Новом Свете с поистине маниакальным упорством стремились очистить занятые или приобретенные территории от индейцев. Белые абсолютно не выносили присутствия краснокожих рядом. Именно в Северной Америке возник феномен границы (знаменитый «фронтир»): по одну сторону - белые, по другую - индейцы.
Да, действительно, именно этой проблеме посвящает Купер свой роман. Мы наблюдаем на страницах романа, с какой жестокостью утверждала себя европейская цивилизация на новых землях. Захватывая пространства, на которых тысячелетиями охотились, ловили рыбу, занимались земледелием исконные жители Америки – индейцы, - английские и французские колонизаторы беспощадно истребляли их. Туземцы отчаянно сопротивлялись этому вторжению; но, натравливая одни индейские племена на другие, вовлекая их в войны, спаивая, обманывая, европейцы сломили сопротивление мужественного и гордого народа. Например, Магуа из племени гуронов сетует на колонизаторов:
«Разве Лисица виноват, что голова у него не из камня? Кто дал ему огненную воду? Кто сделал его негодяем? Бледнолицые люди»

Купер показывает жестокость колонизаторов, истребляющих индейцев, правдиво изображает дикость и «кровожадность» отдельных индейским племен. Однако процесс колонизации воспроизводится и оценивается в этом романе Купером как бы с позиции колониста-англичанина, способствовавшего созданию США. Купер симпатизирует англичанам и противопоставляет им французских колонизаторов, осуждая неоправданную жестокость проводимой ими политики завоевания земель. И именно те индейские племена, которые выступают на стороне французов против англичан, показаны как бесчеловечно жестокие (племя ирокезов).
Купер – сторонник проникновения цивилизации не с помощью огня и бессмысленных убийств ни в чем не повинных индейцев, а путями более гуманными.

1.2 Образы англичан и французов в романе

Образы англичан явно идеализированы в романе. В этом проявилась ограниченность писателя, повлекшая за собой нарушение жизненной правды. Однако временами писатель преодолевает присущую ему ограниченность и в ряде сцен правдиво изображает жестокость обращения англичан и индейцами и ненависть индейцев к поработителям вне зависимости от того, являются ли они англичанами или французами:
«Разве гуроны – собаки, чтобы терпеть все это? Кто поведает жене Минаугуа, что его скальп достался рыбам, а родное племя не отомстило за его смерть? <….> Что мы ответим старикам, когда они спросят нас о скальпах, а у нас даже не окажется волоса бледнолицего? Женщины будут указывать на нас пальцами. На имени гуронов лежит пятно позора, и мы должны смыть его кровью!».
Купер опасался, что аборигенов ждет полное истребление и что это в глазах потомков вечным позором покрое белых завоевателей. В позиции писателя превалировала не снисходительная жалость к побежденным, а горькое сожаление о невозвратимой утрате, о гибнущих ценностях культуры индейцев, которая могла бы обогатить европейцев-переселенцев нравственными достоинствами присущего ей идеала человека: беззаветной отвагой, презрением к смерти и физическим страданиям, верность долгу, высоким чувством собственного достоинства, непобедимым свободолюбием, которое предпочитает смерть рабству. Этот идеал изображен обреченным на гибель, как и весь народ, судьбу которого символизируют два последних представителя племени могикан: Чингачгук и его сын Ункас. Великий Змей (Чингачгук) вспоминает, как погибали его предки в борьбе с белыми людьми:
«Белые дали мои праотцам огненную воду; они стали пить ее, пили с жадностью, пили до тех пор, пока им не почудилось, будто земля слилась с небом».
Собственный идеал Купера наиболее полно воплотился в образе Натаниэля Бампо. Это сын поселенца, выросший среди жителей «границы» и индейцев. Он тянется к людям, быстро сходится с ними, самоотверженно помогает им. Автор рисует его самобытным философом, хранящим верность своему слову, долгу дружбы и справедливости. Своеобразие его характера писатель мотивирует необычными условиями формирования. Он усвоил лучшее из индейских обычаев и навыков, но в то же время остался верен гуманным аспектам европейской культуры. Его воззрения несут отпечаток просветительского культа разума, освобождения от расовых, национальных и религиозных предрассудков; он твердо убежден, что индейцы являются истинными хозяевами лесов.
Наряду с разведчиком Бампо центральное место в романе занимают индейцы из племени могикан – Чингачгук и Ункас, воплощающие лучшие черты характера индейского народа. Суровая требовательность Чингачгука к сыну сочетаются с глубокой, сдержанной любовью и гордостью. Индейцы в изображении Купера не только ни в чем не уступают европейцам, но и превосходят их глубиной и мудростью своих суждений, непосредственностью восприятия окружающего.
Таким образом, Фенимор Купер, раскрывая противоречивую борьбу колонизаторов-европейцев и аборигенов, освещает тему освоения американского континента. С сочувствием и грустью он пишет о вымирании и истреблении индейцев. Печальная нота звучит уже в самом заглавии «Последний из могикан», возвещающем, говоря словами писателя, «неизбежную, по-видимому, судьбу всех этих народов, исчезающих под напором… цивилизации, как опадает листва их родных лесов под дуновением мороза». Гибель отважного юного Ункаса и любимой им Коры как бы символизирует в изображении Купера эту историческую трагедию целого народа. Купер сумел показать, что рядовые американцы (олицетворением которых выступает Натти Бампо) не желают уничтожения краснокожих, они легко находят с ними общий язык, живут с ними в мире и дружбе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проследив пути развития американской романтической литературы и в частности творчества Фенимора Купера, можем сделать вывод, что тема, поднятая им в романе «Последний из могикан», полностью отвечает менталитету американцев 19 века. Однако писатель не ставил себе целью изобразить историю с реалистической точностью. Он был писателем романтического направления, поэтому пользовался и преувеличениями и иной раз украшал действительность вымыслами. Но в своих лучших романах, и в частности в «Последний из могикан», он сумел воспроизвести выразительней и ярче, чем кто-либо другой из его современников, очень важные события из истории своей страны и своего народа: колонизацию североамериканского материка и гибель индейских племен, составляющих его коренное население. В «Последнем из могикан» Купер создаёт некий комплекс, объединяющий американскую природу и коренное население Америки, комплекс, в котором была воплощена столь дорогая сердцу романтиков идея национального наследия, которое американцам предстояло еще освоить при строительстве новой «цивилизации».
После выхода исторических романов Купера европейская критика вынуждена была отказаться от высокомерного взгляда на Америку как на «край эпигонов» и признать, что в Соединенных Штатах есть свои самобытные национальные писатели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастасьев Н.А. Купер/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.,2002
2. Елизарова М. Е. История зарубежной литературы XIX в. – М.: Просвещение, 1972
3. Зарубежная литература XIX в. Романтизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов филолог. специальностей пед. ин-тов/ Под ред. проф. Я. Н. Засурского. – М.: Просвещение, 1976
4. История всемирной литературы. В 9-ти томах. Т. 6. – М.: Наука, 1989
5. История зарубежной литературы XIX в. Ч. 1/Под ред. проф. А.С. Дмитриева. – М. 1979
6. История зарубежной литературы XIX века/Под ред. Н. А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. – 637с.
7. Купер Ф. Последний из Могикан, или Повествование о 1757 годе. Роман/Пер. с англ. П. Мелковой. – М.: Худож. лит., 1990. – 303с.
8. Основные произведения иностранной художественной литературы: Лит-библиогр. справочник/Отв. ред. Л.А. Гвишиани-Косыгина. – 5-е изд. – М.: Книга, 1983
9. http://feb-web.ru
10. http://articles.excelion.ru/ science/literature/other...
11. http://www.mesoamerica.ru/ indians/north/victims.htlm
и т.д.................