Герой фольклора петрушка кто он. Театр Петрушки: история, представления. Кукольный театр

История этой куклы уходит корнями в начало XVII века. Хотя у нее много прообразов в народных театрах Италии, Франции, Германии, Турции. Театр Петрушки пользовался огромной популярностью, сначала у простых людей, а затем и у более обеспеченных слоев населения.

История театра

Народный театр Петрушки является одним из старейших в России. Точно установлено, что он существовал еще в самом начале XVII века на Руси. Подтверждение этого факта можно найти в Соборе Святой Софии в Киеве, где на фреске изображен кукольник, который поднимает занавес.

Также об этом свидетельствуют записи в путевом дневнике ученого, дипломата и путешественника Адама Олеария (Эльшлегера), который переиздавался неоднократно. Он был в России два раза: в 1633-1634 годах - в качестве секретаря немецкого посольства, в 1635-1639 годах - как научный исследователь.

Олеарий подробно описывал кукольный театр Петрушки, дополняя свой рассказ иллюстрацией, позже выполненной гравером по просьбе автора. Характер и тип кукольных представлений, который изобразил Адам Олеарий, говорит о том, что эти выступления были прообразом театра Петрушки XIX века.

Описание театра

Театр Петрушки представлял собой ширму, которая состояла из рам, скрепленных специальными скобами, затянутыми тканью, чаще всего ситцем. Эта конструкция крепилась вокруг тела кукольника. После того как ее поднимали над головой, образовывалось некое подобие сцены, на которой и происходили представления.

В спектакле театра кукол Петрушки в XVII веке участвовал гусляр либо гудочник, который поддерживал диалоги с куклой и со зрителями. Музыкант зазывал публику на выступление и собирал плату по его окончании.

Кукольником Петрушки на Руси мог быть только мужчина. Когда он «водил» куклу и озвучивал ее, актер вставлял себе в гортань свисток (пищик). Это делало голос персонажа звонким и громким, что было необходимо на ярмарочных выступлениях, где присутствовало большое количество людей. Одновременно с этим из-за пищика речь была не всегда разборчивой, в таких случаях на помощь приходил аккомпаниатор, который все и объяснял зрителю.

История куклы

Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Этот персонаж одет в рубаху красного цвета, холщовые штаны и заостренный колпак с кисточкой на конце. В словаре В. И. Даля Петрушка позиционируется как балаганная кукла, потешник, русский шут, остряк в красном кафтане и колпаке.

Внешность у него совсем не славянская, хотя он и был главным персонажем русского народного театра Петрушки. У куклы сильно увеличенные руки и голова, которые вырезались из дерева, обработанного специальным составом для его затемнения.

Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и черной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторые принимают за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы, итальянского комедийного персонажа.

Происхождение имени

Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. В подтверждение этой версии говорят тексты и лубочные изображения (потешные листы,) идентичные сюжетам театра Петрушки.

Также существует гипотеза, что свое имя Петрушка получил от известных актеров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время.

Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша.

Свое имя кукольный персонаж получил в «Петровский век», когда император Петр I, по одному из выражений, не пером, а дубиной подписывал свои рескрипты, а в свободное время пьянствовал и дурачился под именем Петрушки Михайлова во «всепьянейших соборах».

Сценарии выступлений

Существовало несколько сценариев в театре Петрушки. Основные сюжеты - это покупка лошади и поездка на ней, обучение солдатскому делу, подготовка свадьбы, сценка с жандармом либо квартальным, с собакой или смертью. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем, в которой он неизменно одерживал победу.

Обычно выступление начиналось с того, что Петрушка хочет приобрести лошадь, а аккомпаниатор зовет продавца-цыгана. Главный герой долго осматривает коня, а затем начинает длительный торг с цыганом, в результате которого за попытку обмана избивает последнего палкой по спине.

После этого Петрушка садится на лошадь, но она сбрасывает его и убегает. Он остается лежать на земле, дожидаясь доктора, который появляется позже. С врачом также происходит конфликт, и все заканчивается дракой с использованием дубины. Позже идет стычка с жандармом или квартальным, в которой Петрушка также побеждает их при помощи палки. А заканчивалось все его встречей с собакой либо со смертью, после чего он погибал.

Популярность героев театра Петрушки

Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись. Неизменным был лишь Петрушка, которого также называли Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй или Петр Иванович Укусов. Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России. Любовь простого народа к главному персонажу выступлений объяснялась по-разному. Одни утверждали, что причина заключалась в злободневности сатиры, а другие говорили о доступности, простоте и понятности выступлений.

В ежемесячном журнале «Дневник писателя» в 1876 году Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников. Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике. Автор задается вопросами: почему вам так смешно из-за Петрушки, так весело, когда вы смотрите на него? Отчего все радуются - и старики, и дети?

Родственники Петрушки

Некоторые историки считают, что у Петрушки существуют так называемые родственники в театральном кукольном мире других стран. Это, например, Пульчинелла - персонаж, считающийся прародителем Петрушки, так как он появился в XVI веке. Во Франции это Полишинель - герой народного театра, горбун, веселый забияка и насмешник. В Англии это Панч, которого описывают как горбуна с заостренным крючкообразным носом и в колпаке. Он плут, драчун, весельчак и гуляка.

В Турции прообразом театра Петрушки был теневой театр, главным героем которого была кукла по имени Карагез (по-турецки - черноглазый). Он также обладал веселым, задиристым характером. Часто в сценках представлений выражалось недовольство народа существующей властью.

В Германии собратом Петрушки была кукла Кашперле (Каспер), который также участвовал в комических постановках на ярмарках и гуляниях. Каспер по складу характера был простым веселым балагуром, шутившим на злободневные темы.

Театр Петрушки в XIX веке

Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают все чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он прекращает убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их.

В конце XVIII - начале XIX века в театре происходят перемены. На смену таким музыкальным инструментам, как гусли и гудок, приходят скрипка и шарманка. Последняя находит особенно широкое распространение. По сути, она была первым механическим музыкальным инструментом и пришлась по нраву публике. Она не требовала особых навыков игры и поэтому постепенно вытеснила гусли, скрипку и гудок.

Также в XIX веке изменяется и устройство самой ширмы, теперь она представляет собой две жерди, на которых растянута грубая ткань, чаще всего, крашенина, имеющая синий цвет. Из-за этой конструкции кукольник и показывал свой спектакль.

От острослова - к герою детских праздников

Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов, а «петрушечник» является уже не уличным, а салонным актером. Саму сцену украшают красивыми пышными драпировками, а участвующие в представлении одеваются в атласные одежды с блестящей мишурой, что делает выступление парадным, торжественным.

Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Все чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.

Петрушка в ХХ веке

В советское время появляется новый персонаж - товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес. Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо. В ХХ веке утрачивается фривольность сюжетной линии, события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой и сбор вторичного сырья.

От первоначального Петрушки остается лишь его склонность к обличительству. Он указывает, выявляет и предает осуждению пьяниц и бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе.

Внешний вид куклы также претерпевает трансформацию. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным.

Петрушка в современности

История театра Петрушки в наше время изучается учеными и театроведами. И сегодня этот персонаж не изжил себя. Так, например, Петрушка стал героем одноименного балета, который часто отождествляют со своеобразной эмблемой Русских балетных сезонов.

Он явился настоящей ключевой фигурой для творчества композитора И. Ф. Стравинского, написавшего прекрасную музыку к балету, для основателя классической русской балетной школы М. М. Фокина, который и создал эту постановку, а также для танцовщика В. Нижинского, который исполнял главные партии в этом балете.

Петрушка так и остался в образе непримиримого борца с несправедливостью и отрицательными характеристиками человека. Высмеивая все это, он старается изменить его в лучшую сторону.

Галина Морозова

Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка »

Составила и провела : Морозова Галина Викторовна

Место проведения занятия : МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл

Предмет : Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами , декоративное рисование.

Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут .

Организационный момент – 2 минуты.

Презентация «Петрушки разных стран » - 3 минуты.

Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.

Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки » способом оригами - 2 минуты.

Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.

Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут .

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки » - 2 минуты.

Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут .

Анализ работ – 2 минуты.

Материалы к занятию :

Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки .

Раздаточный материал : Дидактическая игра «Подбери заплатку» , квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.

Методы и приемы использованные на занятии :

Информационно– рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

В занятие включены : организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран » , дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.

Цель : Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой , обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.

Задачи :

Обучающие задачи :

Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;

Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.

Развивающие задачи :

Развивать конструктивное мышление , глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи :

Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.

Словарь :

Существительные : Петрушка , скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Прилагательные : красивый, озорной, смешной, веселый , нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.

Глаголы : играет, веселит , шутит, смешит, выступает.

Предварительная работа :

Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.

Пословицы

Что скоморошья жена, всегда весела .

Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.

Весел как вешний жаворонок.

Радует, как скоморох на своем гудке.

Скоморох как веник, по избе пляшет.

Отгадывание загадок :

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка ,

А зовут его… Петрушка

Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

Я веселый , озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Он в лавры громко бьет,

На праздник всех зовет.

Веселая игрушка , наш добрый друг… Петрушка

Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,

Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку

Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,

Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка

В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.

Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр

Беседа «Кто народ веселил » - скоморохи, шуты, петрушки

Энциклопедическая информация об объекте : Петрушка это кукла , которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия . Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка , по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак , с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка , который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма . Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю , лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты , как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек , живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением , без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Театральные куклы марионетки

Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка , в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол : лошадь, Петрушка и Цыган .

Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович , Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь . «Не конь, а диво : бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь!» - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются. Она то - летает с лихим наездником Петрушкой , то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику . Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.

Ход занятия

Педагог :

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему занятия назовёт .

Загадка : Наряд его пестрый, колпак острый,

Шутки смех, веселят всех !

Он – веселая игрушка , а зовут его…

Дети : Петрушка .

Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка

(все действия и текст за Петрушку говорит педагог , меняя интонацию своего голоса).

Петрушка : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Я Петрушка весельчак – это знает , всяк!

С вами буду я играть и заниматься помогать!

Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.

Петрушек из разных стран .

Хотите с нами познакомится?

Ответы детей

Петрушка : В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

Хотите с ними познакомиться?

Ответы детей

Петрушка : Давайте знакомиться?

Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Педагог : Ребята, посмотрите, каков Петрушка ! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

Нравится вам такой веселый герой ?

Ответы детей

Детям через проектор показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов» , педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку

Текст слайдов :

Петрушка : «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.

Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.

И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка . Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей » .

Педагог демонстрирует детям книгу.

В этой книге Петрушка еще совсем юный , но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.

1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»

2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд

Петрушка :

Ребята, понравились вам мои друзья?

Много у меня «родственников» в разных странах?

А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы , разноцветные?

Ответы детей

Петрушка : – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.

Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры : Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

Материал : Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры : На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Дети выполняют задание

Петрушка : Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать .

Хотите научиться?

Ответы детей

Петрушка : Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.

Что, сможете смастерить таких Петрушек , ручки то у вас умелые или так себе?

Педагог : Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак, - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка : интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.

Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки

Последовательность изготовления Петрушки

1. Сложим базовую форму «воздушный змей» , согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.

2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.

3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.

4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.

5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки .

6. Приклеим круглую головку, парик и руки.

Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.

Петрушка : Мы сами все веселые и веселим всех вокруг , а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки »

Мы веселые Петрушки ,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Шире рот откроем «А» , рожицы состроим.

Как скажу я слово «Три» , все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.

Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд

Петрушка : Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки , и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.

Дети разукрашивают костюмы Петрушкам .

Педагог : предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку » , спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек .

А что особенного у твоего Петрушки , как ты его узнал?

Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему : у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.

Петрушка : Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки .

Дети и педагог : Спасибо тебе Петрушка , ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил , интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.

Петрушка : Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.

Петрушка гладит всех детей по голове.

А сейчас откройте все глазки, занятие окончено , на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка » .


































Считается, что родиной современного кукольного театра является Индия и Древний Китай. Позже этот вид демократичного искусства был занесен бродячими артистами, возможно, цыганами, в Древнюю Грецию, а оттуда распространился по всей Европе. Когда кукольники появились у нас в стране, доподлинно неизвестно, однако русский народный театр Петрушки около трех веков пользовался огромной популярностью у людей всех возрастов и сословий.

Предыстория

Исследователи считают, что в России существовало 3 вида :

  • марионеточный, в котором куклами управляли с помощью ниток;
  • театр Петрушки — с фигурками персонажей, надевающимися на пальцы кукольника;
  • вертеп — театр, в котором кукол неподвижно закрепляли на стержнях и передвигали по прорезям, сделанным в специальном ящике.

Последний вариант был популярен только в южных районах страны и в Сибири, а вплоть до конца 19 века марионетки, из-за сложности исполнения фигурок, использовались довольно редко. Таким образом, говоря о русских дореволюционных кукольных представлениях, чаще всего имеют в Петрушки. Он получил свое название по имени главного героя веселых спектаклей, разыгрываемых прямо на улице.

Кто такой Петрушка

Такое прозвище получила перчаточная кукла, которая обычно была наряжена в красную рубаху, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой. До сих пор не совсем ясно, почему ее физиономии традиционно придавали «нерусские» черты. В частности, у него чрезмерно большие голова и руки, смуглое лицо, огромные миндалевидные глаза и Скорее всего, внешность Петрушки связана с тем, что его создавали по образу и подобию итальянского Пульчинеллы.

Что касается характера персонажа, то и мошенник, которому не писаны никакие законы.

Появление Петрушки

В России перчаточная кукла со странными чертами лица и по имени Иван Ратютю появилась в 17 веке. Однако наибольшее распространение и свое окончательное название она получила только 200 лет спустя. Кстати, сам Петрушка представлялся как Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Описание театра на раннем этапе

В 17 веке представления разыгрывались без ширмы. Точнее, традиционный театр Петрушки предполагал участие только одного актера, который подвязывал к поясу юбку. К ее подолу был пришит обруч, поднимая который, кукольник оказывался скрытым от посторонних глаз. Он мог свободно двигать руками и представлять сценки при участии двух персонажей. При этом комедиант почти всегда работал в паре с медвежьим вожаком и выполнял также функции паяца.

Описание театра после середины 19 века

С 1840-х годов стала использоваться ширма. Она состояла из трех рам, которые были скреплены скобами и затянуты ситцем. Ее ставили прямо на землю, и она скрывала кукольника. Обязательным атрибутом, без которого нельзя было представить театр Петрушки, являлась шарманка. Ее звуки зазывали зрителей, а за ширмой комедиант общался с публикой через специальный свисток. Во время спектакля он мог выбежать к зрителям в с длинным носом и в красном колпаке. При этом шарманщик становился его партнером, и они вместе разыгрывали комические сценки.

Кукловоды

Театр Петрушки, история которого до конца не изучена, считался сугубо мужским. Чтобы голос кукловода был более писклявым и громким, использовался специальный свисток-пищик, который вставляли в гортань. Кроме того, кукловод старался говорить очень быстро и противно смеяться каждой своей шутке.

Сюжеты

Пьесы театра (Петрушка являлся их главным, но не единственным героем) были довольно однообразны. Основные сюжеты: лечение и обучение солдатской службе, свидание с невестой, покупка и испытание лошади. Сценки следовали одна за другой в определенном порядке. При этом длительность спектакля зависела от того, как долго зрители удостаивали своим вниманием это уличное представление.

Действие происходило в следующей последовательности:

  • Петрушка решает купить лошадь у цыгана-барышника. Он долго торгуется с продавцом. Потом это занятие ему надоедает, и он бьет цыгана, который убегает.
  • Петрушка старается взобраться на лошадь, но та его сбрасывает и отправляется вслед за барышником, оставляя хитрюгу лежать неподвижно.
  • Приходит доктор. Он расспрашивает Петрушку про его хвори. Оказывается, что у того тысяча болезней. Доктор и Петрушка дерутся, так как пациент называет врача невежей. Забияка сильно бьет медика дубинкой по голове.
  • Появляется квартальный и спрашивает Петрушку, почему тот убил доктора. Плут отвечает, что тот «плохо свою науку знает». Затем Петрушка бьет дубинкой квартального и убивает его. Прибегает собака. Петрушка обращается к публике и просит ее о помощи. Затем он старается задобрить пса и обещает кормить ее мясом кошек. Собака хватает Петрушу за нос и уволакивает. На этом представление заканчивалось, и зрители расходились.

«Петрушкина свадьба»

Иногда, обычно во время Масленицы и других народных гуляний, спектакль по пожеланию публики мог продолжаться еще дольше. Тогда разыгрывали сценку «Свадьба Петрушки». Ее сюжет был грубым и фривольным. Петрушке приводили невесту, которую он осматривал так, как если бы это была лошадь. После того как он соглашался жениться, начинались долгие уговоры невесты «пожертвовать собой» до свадьбы. С этого момента спектакля зрительницы уходили, уводя детей. Оставшиеся мужчины с восторгом слушали сальные шутки Петрушки.

Существовала также сценка с попом или дьяком. Однако из-за цензурных соображений она не вошла ни в один из сборников, где были записаны тексты представлений с Петрушкой.

«Смерть»

Среди персонажей театра Петрушки был и один самый зловещий, который побеждал главного героя. Это была Смерть, которая после словесной перепалки забирала Петрушку с собой. Однако вскоре герой воскресал в другом месте. Это обстоятельство стало поводом для того, что некоторые исследователи стали находить связь между Петрушкой и языческими божествами, которые бесконечно умирали и возрождались то там, то здесь.

Кукольные театры Москвы

До Октябрьской революции таких постоянно действовавших культурных учреждений не существовало, и спектакли устраивались артистами-одиночками на улицах или в балаганах, либо их приглашали в частные дома с тем чтобы они развлекли гостей. Первые настоящие кукольные театры Москвы появились в начале 1930-х годов. Самый известный из них со временем стал крупнейшим в мире. Это театр им. С. Образцова. Он расположен по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 3. Кроме него, примерно в это же время в столице появился Московский театр кукол, созданный изначально для популяризации детской литературы. Он гастролировал по стране и знакомил зрителей с новыми произведениями советских авторов, написанными специально для подрастающего поколения.

Позже появились и другие кукольные театры Москвы: «Альбатрос», «Жар-птица», «Сказочный», «Камерный» и другие. В них можно посмотреть не только детские спектакли, но и постановки, специально созданные для взрослых.

Чтобы сохранить традиции русских уличных представлений для детей и взрослых, Андрей Шавель и художник Валентина Смирнова организовали новый творческий коллектив. Он получил название русский народный театр «Петрушка» и дебютировал в 1989 году в городе Фрезино.

Театр устраивает представления длительностью 30 минут прямо на улице и старается не отходить от традиционных сценариев балаганных представлений.

Возникновение театра «Петрушка» связано с желанием его создателей сохранить то лучшее, что было в уличном массовом искусстве прошлых веков.

Спектакли разыгрываются и в помещениях. В таких случаях зрителей знакомят также с историей Петрушки и русского балаганного театра. В своей работе актеры используют реквизит, являющийся точной копией ширм и кукол, которые были у их предшественников, развлекавших публику на улицах российских городов 150-200 лет назад.

Теперь вы знаете, как возник кукольный русский народный театр. Петрушка и сегодня вызывает интерес у детей, поэтому обязательно сводите их на какой-нибудь спектакль в балаганном стиле.

Кукла «Петрушка» на основе современной бытовой формы.

Кукла для перчаточного театра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото


Юмашева Антонина Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида г. Рассказово, Тамбовская область.
Описание: Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, детей младшего школьного возраста, воспитателей ДОУ, а так же любителей домашнего с детьми театра, будет полезен тем, кто любит поделки своими руками из бросового материала, бытовых форм, тем, кто хочет дать отслужившему предмету вторую жизнь.
Назначение: Поделка, подарок, кукла для кукольного театра своими руками, сувенир.
Цель: Создание оригинальной куклы для театра своими руками на основе современных бытовых упаковочных материалов.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с историей возникновения куклы Петрушка;
2.Научить видеть художественный образ в обычных формах;
3.Научить использовать куклу для театра, сделанную своими руками.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру;
2.Воспитывать уважение к собственному труду;
3.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Развивающие:
1.Способствовать развитию воображения, фантазии и творческого начала;
2.Развивать ручную умелость, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с ножницами:
1.Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3.При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу,
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7.Желательно, что бы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз после работы колющие предметы убирают на своё место.


Материалы для выполнения куклы детьми старшего дошкольного возраста самостоятельно с использованием пластилина:
1.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одной стороны.
2.Кусок пластилина жёлтого цвета.
3.Немного пластилина белого, чёрного, розового, оранжевого цвета.
4.Готовая рубашка из ткани размером 11х16 см.
5.Готовый колпак из картона.
Дополнительные материалы и инструменты к мастер – классу для изготовления куклы детьми младшего школьного возраста, взрослых из ткани и пряжи:
6.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одой стороны.
7.Пряжа жёлтого цвета.
8.Ткань для рубашки.
9.Ткань для колпака.
10.Ткань для подложки - круг, равный диаметру контейнера Kinder–сюрприза
11.Пластилин
12.Иголка с ниткой на магните.
13.Ножницы.
14.Наждачная бумага.

История рождения Петрушки, его устами говорил сам народ!


Как ни странно , Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, в Германии -Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, а в Турции - Карагёз, в Венгрии - витязь Ласло, в Индии - Видушака. Все они являются театральными куклами - марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. Традиционно Петрушка это кукла перчатка.
Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам… Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам - же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что, в конце концов - именно он преодолеет всё и всех»
Одежда у Петрушки , поэтому иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны.
Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Она отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно вырезано из дерева и обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным. Большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот - улыбка Петрушки, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).
Петрушка, как фольклорный персонаж , непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.


У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.
Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж.
Здравствуйте детишки
Девчонки и мальчишки!
Я в красивом колпачке,
С погремушкою в руке.
Я - веселая игрушка,
А зовут меня …Петрушка.

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство.
Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории.
Балет «Петрушка» порой отождествляют с эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль.
Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.
Способы управление перчаточной куклой Петрушка.
Указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони.


Изображение куклы, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.


И так начнём наш мастер - класс по изготовлению куклы Петрушки
1. Для изготовления куклы в форме-контейнере из-под Kinder–сюрприза (далее форма), необходимо сделать отверстие для указательного пальца. Отверстие должны сделать взрослые в целях безопасности. Отверстие маленькое, форма гладкая и нож может соскользнуть!
Отверстие нужно зачистить наждачной шкуркой от заусенец.
И так форма с отверстием для пальца готова. Рубашка из ткани, колпак из картона – сделаны предварительно детьми на ручном труде, сшили рубашку и склеили колпак по выкройкам, можно начинать!


2. Кусок жёлтого пластилина разделим пополам и одну часть, разминая, раскатаем в пластину это будущие волосы куклы. Оставшуюся часть дети используют для чёлки и по своему усмотрению. Скатаем два белых шарика и два чёрных – это глаза куклы. Для носы можно соединить два цвета – оранжевый и жёлтый, что бы приблизить к цвету формы. Рот сделать из красного пластилина.
Преимущества большого использования пластилина в кукле в том, что все детали соединяются без труда и созданная тяжесть помогает манипулировать ребёнку куклой.
Она отлично ведёт себя даже в танце.


3. Всё готово для оформления головы куклы, можно всё соединить, как показано на рисунке, на котором я соединила все этапы выполнения, используя слайд в Microsoft Office, этапы не сложные, а вместе воспринимаются лучше для быстрого и удачного соединения деталей.


4. Рубашка традиционно красная, но здесь она не красная, что бы в дальнейшем в мастер – классе отличались куклы.


5. И вот Петрушка готов!



Далее я предлагаю сделать куклу Петрушку с волосами из пряжи,
Такая кукла более привлекательна, долговечна и проста в хранении, её можно использовать для игр, как Ведущий на преставлениях и утренниках.
1. Для волос возьмём пряжу и намотаем по подложку, свяжем той же пряжей, отрежем по направлению стрелок, как показано на рисунке, который я сделала в редакторе Рисование. Получатся волосы с чёлкой.


2. На рисунке показано, как вырезать и сшить рубашку и колпак. Круг-подложка потребуется для крепления волос и колпака на форму.


3. Берём форму с вырезанным отверстием с одной стороны и приклеиваем круг с другой стороны. Этот круг позволит нам пришить к форме волосы и колпак.
Желательно круг приклеить в цвет волос, здесь я использовала контраст только для лучшей демонстрации.


4. Готовые волосы кладём на круг, кладем, так что бы чёлка находилась на переде – лице куклы, раздвигая волосы, пришиваем по всей длине окружности круга.



5. И вот наш задорный, озорной Петрушка, готов! Можно с ним поиграть!

Русский трикстер, носитель народной смекалки, лукавый мистификатор, выходивший невредимым из любых передряг, Петрушка всегда отражал время, поэтому за свою историю поменял много обликов. Однако под пестрым нарядом шута скрыто любящее и страдающее сердце…

Обрусевший Пульчинелла

Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, Германии - Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, Турции - Карагёз, Венгрии - витязь Ласло, Индии - Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пуличинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза - черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.

Шут Анны Иоанновны

У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.

Уличный остряк

Петрушка - фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Завязка могла начинаться с того, что Петрушка хотел купить лошадь или жениться. По ходу действия он встречал множество персонажей: от цыган, до квартальных и духовенства, которых наш герой либо огревал своей дубинкой, либо убивал. Неизменным оставалась встреча Петрушки со Смертью. И тогда кукла обращалась к толпе, прося о помощи. Если зрителям представление нравилось, то они бросали деньги актерам, тем самым спасая Петрушку и требуя продолжения представления.

Домашний Петрушка

Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж. Более того, из-за театральности сцены наш герой из перчаточной куклы трансформируется в марионетку и теперь нередко выступает именно в таком виде.

Товарищ Петрушка

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, утратив фривольность сюжетов, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство. Он выявляет и осуждает лодырей и пьяниц, объясняет читателю нормы общественного поведения. Меняется и облик куклы. Красный камзол превращается в косоворотку или гимнастерку, на голове появляется кепка, фуражка или «буденовка». Даже некогда длинный горбатый нос постепенно укоротился и стал сначала курносым, а после и вовсе обычным.

"Петрушка-иностранец"

Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории. А главное, Петрушка вновь становится обличителем времени, бесстрашным красноречивым героем, бросающим вызов судьбе. Неизменным в сюжете осталось и то, что он то и дело обращается к зрителю-читателю за помощью или советом.

Петрушка в "Русских сезонах"

Балет «Петрушка» порой отождествляют эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Для Стравинского он обозначил подъем в авангарде современной музыки, для Бенуа - явился одной из центральных работ, для Михаила Фокина - послужил вершиной творчества, а для Вацлава Нижинского, возможно, стал олицетворением самого себя. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль. Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.

Ксения Тимошкина