Где родился стивенсон роберт. Литература о жизни и творчестве р.л.стивенсона

Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон (Robert Lewis Balfour Stevenson, 13 ноября 1850 – 3 декабря 1894) – известный шотландский писатель и поэт, ставший популярным, благодаря множеству произведений приключенческой направленности. Его считают одним из основателей и видных представителей течения неоромантизма.

Детство

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября в Эдинбурге в обычной семье, где мать и отец работали инженерами и разрабатывали маяки. Мальчику с детства твердили о том, что, став взрослым, он должен будет открыть собственное дело и производить еще более улучшенные модели маяков, но Роберт всегда относился к этой профессии нейтрально.

Сложно было сказать, что именно его не утраивало. То, что родители, будучи постоянно занятыми, оказывали ему мало внимания, или же сама работа с её многочасовым поиском нужной детали, которая, в случае несовпадения, увеличивала процесс вдвое и втрое.

Но, несмотря на всё это, мальчик с довольно-таки большим интересом наблюдал за работой родителей и даже пытался им помогать.

В возрасте 5-ти лет Роберт переносит своё первое серьезное заболевание – круп. Оно представляет собой сильнейшее воспаление верхних дыхательных путей, из-за которого пациент начинает учащенно и неровно дышать и хрипло кашлять. Круп считается наиболее опасным заболеванием для детей, поскольку их иммунной системе труднее всего справиться с вирусом, что в некоторых случаях приводит к летальному исходу. Однако Стивенсону удалось полностью победить болезнь, но, по утверждению некоторых биографов, проблемы со связками сопровождали его на протяжении всей жизни.

Как только Роберту исполнилось 7 лет, он пошел в школу. С этого момента его интересы и отношение к жизни резко меняются. В учебном заведении он быстро находит новых друзей, и они практически никогда не разлучаются: вместе ходят на занятия, обедают в школьной столовой и гуляют. В это же время у Роберта появляется увлечение приключениями. Родители, решив, что о путешествиях и опасностях мечтают все мальчишки его возраста, не придают этому значения, но Роберт Льюис теперь точно знает, что в его жизни всегда должны быть приключения.

Юность и начало писательской карьеры

После окончания средней школы Стивенсон ненадолго забывает о своих потаенных мечтах и, к огромной радости родителей, поступает в Эдинбургский инженерный университет, где в течение нескольких месяцев обучается изготовлению маяков. Но, спустя некоторое время, юноша понимает, что он никогда не хочет что-либо производить и даже являться участником этого процесса. Именно поэтому он, вопреки угрозам и ссорам с родителями, уходит с факультета и поступает на юридическое отделение, которое с отличием заканчивает в 1875 году.

Хотя Стивенсон в своё время закончил юридический факультет Эдинбургского университета, он ни одного дня не работал в качестве юриста или адвоката. После окончания высшего учебного заведения у него начал проявляться писательский талант. Своё первое произведение он написал в 1875 году, назвав его «Пентландское восстание.

Страница истории, 1666 год». Но после написания молодой человек столкнулся с серьезной проблемой: у него не было денег на публикацию. А поскольку он еще нигде не работал, вывести рукопись в свет было просто невозможно. На помощь ему приходит отец, который издает книгу на свои деньги. С этого самого момента жители Эдинбурга узнают о новом писателе.

Как и мечтал Стивенсон, его жизнь всегда была полна приключений, даже несмотря на болезнь, которая давала о себе знать. Он сплавлялся на байдарках по горным рекам, взбирался на вершины гор и путешествовал по многим городам, что позже было отражено в его втором произведении «Дорога». К слову, подобное название было выбрано Робертом отнюдь не случайно. Оно должно было символизировать всё мужество и отвагу человека, находящегося на стадии развития серьезного заболевания, но абсолютно не обращающего на него внимание.

По окончании путешествия Стивенсон спешит в родной Эдинбург, чтобы быстрее выразить на бумаге все эмоции и опубликовать несколько рукописей. Так, в свет выходят такие его произведения, как «Путешествие внутрь страны» (1878), «Ночлег Франсуа Вийона» (1879), «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Через год Роберт выпускает целый цикл произведений, объединенных названием «Новые тысяча и одна ночь».

Создание «Острова сокровищ»

Изначально биографы неверно утверждали о том, что идея создания романа «Остров сокровищ» имела реальную подоплеку, в которой участвовал сам Стивенсон. Конечно, его жизнь трудно было назвать скучной и однообразной, но здесь биографы, действительно, сильно ошибались.

Дело в том, что идея создания романа пришла к нему, в большей мере, случайно. После создания двух циклов рассказов у Стивенсона начался творческий кризис. Он мог целый день сидеть на одном и том же месте, глядя в единственную точку и не замечая ничего вокруг. Однако спустя несколько дней он неожиданно стал рисовать, чтобы хоть немного отвлечься от гнетущих мыслей. А поскольку все его мечты были связаны с увлекательным и вмеру опасным приключением, Роберт в шутку нарисовал маленькую, но невероятно детальную «карту острова сокровищ». А уже на следующий день он с головой ушел в создание произведения «Судовой повар», которое впоследствии приобрело то же самое название – «Остров сокровищ».

В 1882 году роман был впервые опубликован, но, к сожалению, в редакцию сразу же стали поступать гневные письма от множества читателей, которые заявляли о том, что идея произведения стара, а стиль написания – слишком скучный, чтобы завлекать публику. Тогда главный редактор придумывает оригинальный ход: он иллюстрирует книгу Стивенсона и рассылает её для публикации в еще два журнала, но уже под другими псевдонимами. Так, в 1884 году одна из этих редакций, наконец, закончила публиковать книгу, а Стивенсон стал известен на весь мир.

После «Острова сокровищ» вдохновленный Роберт Льюис Стивенсон публикует еще множество своих повестей, рассказов и романов, таких как «Маркхейм» (1885), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Похищенный» (1887), «Владелец Баллантрэ» (1889), «Вересковый мед» (1890) и многие другие.

Личная жизнь

Первой любовью Роберта Льюиса Стивенсона стала Кэт Драммонт, певица, работавшая в одном из ночных таверн Эдинбурга. Их роман длился несколько месяцев, после которых будущий писатель попытался сделать девушке предложение. Но в его планы вмешался отец, который был категорически против подобного брака, считая, что его сын достоин лучшего.

После неприятной истории Роберт долго не мог встречаться с другими девушками, пока не встретил молодую актрису театра, на которой впоследствии и женился. Супруга была на несколько лет старше него и уже была замужем и даже родила сына. Но Роберт тепло отнесся к пасынку и всю жизнь считал его своим родным ребенком, поскольку он воспитывал его с юных лет.

Роберт Стивенсон - один из самых известных писателей, которого часто считают автором одной книги - романа «Остров Сокровищ», романтического и юношеского произведения. Несмотря на это, Стивенсон был неоднозначным человеком, а его самый известный роман на самом деле более глубокий, чем это может показаться.

Влияние национальной культуры на будущего писателя

Шотландец по рождению, шотландец по воспитанию и шотландец по национальному духу - это те характеристики, которые очень точно описывают такого человека, как Роберт Льюис Стивенсон. Биография писателя подтверждает, что шотландская культура и история оказали огромное влияние на формирование Стивенсона как личности. Родился будущий писатель в Эдинбурге - культурной и политической

По линии матери будущий писатель принадлежал к старинному и известному роду Бэлфуров, которые походили из знатных кланов пограничной и равнинной части Шотландии.

История семьи, своя родословная, глубокие корни - это те вещи, которыми живо интересовался Роберт Стивенсон. Биография указывает, что, где бы он ни был, он всегда оставался истинным шотландцем. Даже находясь в Полинезии, где температура никогда не опускалась ниже 40 градусов, в своем доме он соорудил типичный шотландский камин.

Детство и юность

Роберт Льюис Стивенсон был единственным ребенком в семье. Будучи маленьким, он перенес серьезную болезнь, которая впоследствии оказала на него влияние до конца дней. Луиса часто лихорадило, он постоянно кашлял, ему не хватало воздуха. Все распространенные биографии указывают на туберкулез легких или очень сильные проблемы с бронхами. Болезненность, бледность, слабость и худоба - это вещи, которыми всю жизнь страдал Роберт Стивенсон. Фото автора четко это подтверждают.

Свое детство и юность автор вспоминает как бесконечные периоды жара, боли и бессонницы. В школу мальчика отправили в шесть лет, однако в связи с его состоянием учеба не была успешной. Льюис сменил несколько школ, личных преподавателей, некоторое время учился в престижной школе для детей известных и состоятельных родителей - Эдинбургской академии. Повинуясь отцу, он решает продолжить семейное дело и поступает в где изучает инженерное дело, в частности построение маяков.

Интерес к литературе

Инженерия и строительство маяков - это вещи, которыми действительно интересовался Роберт Льюис Стивенсон. Биография указывает на то, что он охотно занимался практической частью учебы, которая осуществлялась на строительных площадках. В программу также входило опускание в скафандре на морское дно, где можно было изучать подводный рельеф и скалы, которые служили основой для сооружения маяка.

Спустя некоторое время Льюис подает заявку на участие в конкурсе в Королевском шотландском обществе наук, где он презентовал свое стихотворение «Новый вид проблескового огня для маяков», за что получил серебряную медаль. Уже через две недели в серьезном разговоре с отцом Стивенсон заявляет, что хочет бросить инженерное дело. Отец был против литературы, поэтому было решено, что сын станет адвокатом. Такой вариант Луиса устраивал. Во-первых, занятие адвокатурой давало ему больше свободного времени, а во-вторых, известный земляк Стивенсона, Вальтер Скотт, также был адвокатом, что не помешало ему впоследствии стать известным писателем. Льюис сдал все экзамены и получил звание адвоката, однако это было только подтверждением того, что на самом деле он литератор.

Начало литературной деятельности

Впервые писатель Роберт Стивенсон заявил о себе в возрасте шестнадцати лет. На средства его отца была выдана небольшая книжечка «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год». Здесь юный автор описывал двухсотлетние восстания крестьян в Шотландии. Это сочинение не было известным, однако уже здесь был виден интерес автора к национальной истории, а также желание быть объективным и точным.

Первым серьезным произведением стал роман Роберта Стивенсона «Дороги». Название очень символично, поскольку, несмотря то, что Стивенсон был болезненным и слабым, его жизненные необходимости и душевные порывы заставляли его много путешествовать.

Первые путешествия

В 1876 году Стивенсон вместе со своими друзьями совершил путешествие на байдарках по рекам и каналам Франции и Бельгии. Конечным пунктом был Париж, однако друзья останавливались также в приречных деревушках, богатых своей историей. оказало огромное влияние на Стивенсона. Вернувшись домой, он сразу начал работу над описанием своего путешествия, что впоследствии превратилось в произведение «Путешествие в глубь страны», а также оказало влияние на его последующее творчество.

Автор описывает сам процесс путешествия, разнообразные забавные и нелепые ситуации, которые случились во время поездки, описывает людей, их характеры и нравы. При этом он делает это легко и ненавязчиво, позволяя читателю составить обо всем собственное мнение. Именно во время этого путешествия Роберт Стивенсон встретил Фанни Осборн, ставшую впоследствии Фанни Стивенсон.

Фанни

С Франсес Матильдой Осборн Льюис познакомился в одной из французских деревушек в то время, когда она увлекалась живописью. Практически все биографы утверждают, что эта встреча была любовью с первого взгляда. Фанни была на десять лет старше Льюиса, замужем за неудачником, имела двух детей и искала уединения после смерти своего младшего ребенка. Они много разговаривали, проводили вместе время, а после расставания постоянно переписывались.

Спустя несколько лет, в 1879 году, Роберт Стивенсон получил от Фанни письмо, содержание которого осталось неизвестным для истории. Предположительно она говорила о своей серьезной болезни. Состояние Льюиса на то время было сложным: затяжная болезнь, финансовые проблемы, ссора с отцом, слова друзей, которые говорили, что Фанни замужняя женщина. Все это не остановило Льюиса. Он быстро собрался и оправился в Америку, где на тот момент проживала Фанни. Путешествие было долгим и сложным.

После прибытия в Америку он долго ехал иммигрантским поездом от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Однако Фанни там не оказалось, она переехала в Монтеррей. Льюис отправился в очередное путешествие. Он ехал один верхом на лошади. В пути его состояние очень ухудшилось, и он потерял сознание. Нашел его местный охотник на медведей, который выхаживал Льюиса, пребывающего на грани жизни и смерти несколько дней. Обретя силы, Стивенсон все-таки добрался до Фанни.

Несмотря на все преграды, в 1880 году Стивенсон женился на Фанни Осборн и вернулся домой вместе с женой, ее детьми и огромным багажом знаний, впечатлений и жизненного опыта. Фанни и ее дети сопровождали Стивенсона в его путешествиях и были с ним до его последних дней.

Тип путешественника в работах Стивенсона

Путешествия занимали огромную роль в творчестве автора. Эта тема не была новой в литературе, однако другие писатели видели героя-путешественника не так, как это видел Роберт Стивенсон. Произведения автора описывают путешественника, который ведет себя нелогично и нерасчетливо. Такой путешественник был чаще всего художником или писателем. Он не ищет какой-либо выгоды, отказывается от наград или дополнительных привилегий.

Стивенсон начинал традиционно. Путешествие изображалось в виде небольшой и простой прогулки, в ходе которой раскрывается весь идиотизм человека-обывателя. Позже эту идею в своем творчестве использовали и другие известные литераторы, в том числе и К. Джером.

Опыт, приобретенный в первом и последующих путешествиях, оказал влияние на литературную деятельность автора, в том числе на его самое известное произведение - роман «Остров сокровищ».

«Остров Сокровищ»

«Остров сокровищ», несомненно, самый известный роман Роберта Льюиса Стивенсона. Еще незаконченное произведение печаталось в известном детском журнале под псевдонимом, однако не принесло популярности. Более того, в редакцию журнала часто приходили негативные и даже возмущенные отклики. Отдельной книгой и с реальным именем автора роман вышел через год. В этот раз роман получил несомненный успех.

Несмотря на то что роман имеет достаточно простую фабулу и сюжет, как и любой роман приключений, он содержит моменты напряжения. Общую картину автор создает не детальным описанием бытовых ситуаций, а самой формой повествования. Стивенсон активно использует диалоги, что придает сюжету более активный и драматический вид.

Несмотря на то что роман считается юношеским и романтическим, в его основе лежат серьезные проблемы и темы. В частности, речь идет о проблеме контраста характеров, душевных переживаний и о противостоянии добра и зла.

«Окаянная Джанет»

Свой интерес к душе и сущности человека Роберт Льюис Стивенсон воплощает в произведении «Окаянная Джанет». В этом рассказе автор решил совместить реальное и фантастическое, а также обратиться к тому, что всегда было ему дорого - шотландские традиции и мотивы. Несмотря на то что произведение относительно небольшое, в нем автору удалось очень глубоко показать человеческую душу, ее страхи и переживания.

Благодаря особенной форме повествования автор сумел сделать так, что все реальное в рассказе кажется фантастическим, а все фантастическое - реальным. При этом сам рассказ совершенно логичен и правдоподобен. Проблема душевных переживаний стала настолько интересна автору, он продолжает ее раскрывать дальше, в частности в известной повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Толчком для написания повести стало ознакомление Стивенсона с романом Достоевского «Преступление и наказание», где были по-новому представлены проблемы человеческой морали и нравственности. Герой повести - умный, почтительный, добропорядочный доктор Джекил - вследствие неудачного эксперимента расщепляет свою личность и выпускает на свет своего уродливого и злого двойника мистера Хайда.

Стивенсон поднимает проблему цели жизни, проблему свободы, выбора, внутренней собранности и легкости. Повесть была написана в форме, которой не ожидали от Стивенсона, и вызвала всеобщий восторг.

Роман «Владетель Баллантрэ»

Это произведение Льюиса считается одним из самых мрачных, однако именно в нем Стивенсон достиг вершины своего мастерства. Именно в этом романе он соединил две самые важные темы своего творчества: противостояние добра и зла и обращение к шотландским традициям и истории. В романе он описывает двух братьев, чьи характеры ярко воплощают эти проблемы. Корни названных проблем автор пытался найти глубоко, начиная от национального характера и заканчивая пуританизмом в стране.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Стивенсон, Роберт. Роберт Льюис Стивенсон Robert Louis Stevenson … Википедия

Stevenson. Стивенсон, Роберт Льюис Балфур (Stevenson, Robert L.) (1850 1894) Английский писатель неоромантик. Афоризмы, цитаты Стивенсон Роберт Луис. Stevenson. Биография. Нет у нас обязанности, которую бы мы так недооценивали, как обязанность… … Сводная энциклопедия афоризмов

Стивенсон (Stevenson) Роберт Льюис (13.11.1850, Эдинбург, ‒ 3.12.1894, остров Уполу, Самоа), английский писатель. Шотландец по происхождению, сын инженера. Окончил юридический факультет Эдинбургского университета (1875). Много путешествовал.… … Большая советская энциклопедия

Стивенсон, Роберт Льюис - СТИ/ВЕНСОН Роберт Льюис (1850 1894) английский писатель, автор морских приключенческих романов. По происхождению шотландец. Окончил юридический факультет Эдинбургского университета (1875). Жил в Бельгии, Франции, Калифорнии, путешествовал по… … Морской биографический словарь

- … Википедия

Стивенсон Роберт Льюис - (1850 1894) английский романист и поэт … Словарь литературных типов

Роберт Льюис Стивенсон Robert Louis Stevenson Имя при рождении: Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон (Robert Lewis Balfour Stevenson) Дата рождения: 13 ноября 1850 Место рождения … Википедия

- (Stevenson) Роберт (1772 1850), шотландский инженер строитель, специализировавшийся на строительстве МАЯКОВ. Всего разработал конструкцию и построил 23 маяка, а также системы подачи световых сигналов. По его проектам строились каналы и порты. Сын … Научно-технический энциклопедический словарь

Книги

  • Роберт Льюис Стивенсон. Собрание сочинений в 8 томах (комплект из 8 книг) , Роберт Льюис Стивенсон. В собрании представлены произведения известного английского писателя Роберта Луиса Стивенсона о приключениях, ставших спутниками многих поколений читателей. Благородство и великодушие…
  • Роберт Льюис Стивенсон. Малое собрание сочинений , Роберт Льюис Стивенсон. Многочисленные произведения Роберта Льюиса Стивенсона, знаменитого английского писателя, литературного критика, поэта, основоположника неоромантизма, занимают прочное место среди шедевров…

(1850-1894) английский писатель, критик и публицист

Биография Роберта Льюиса Стивенсона, человека мужественного характера и драматической судьбы, волновала воображение современников наравне с его произведениями. Имя и жизнь его овеяны легендами. Сразу же после смерти писателя были изданы его пространные биографии, статьи и эссе с сенсационными догадками о различных эпизодах жизни Стивенсона.

Современное литературоведение видит в нем основоположника, теоретика и ведущую фигуру английского романтизма последней четверти XIX века, получившего название неоромантизма.

Буржуазному миру погони за богатством, миру корысти и фальши писатель противопоставил экзотику приключений и романтику высоких порывов к добру и справедливости.

Прожив всего 44 года, Роберт Льюис Стивенсон оставил читателям более 30 томов самых разных по жанрам и темам произведений.

Свое писательское призвание он осознал очень рано, уже в детские годы. В кармане у него всегда торчали две книжки: одну он читал, а в другой вел записи точных слов, деталей, поразивших его строчек стихов. Это была школа мастерства. Он много писал, подражая знаменитым писателям, «обезьянничал», как говорил сам. Это вырабатывало литературный вкус, чувство гармонии и профессиональную технику.

Роберт Стивенсон родился в политическом и культурном центре Шотландии - городе Эдинбурге, как и Вальтер Скотт. Его дед был видным гражданским инженером, строил мосты, маяки и волнорезы. На картине знаменитого английского художника Джона Тернера изображен сооруженный им маяк «Кулак дьявола» на скале Белл-Рок на востоке Шотландии. За славные сооружения дед был удостоен герба. Его сыновья продолжили дело отца. Внук ценил родословную своей семьи, но сам избрал другой путь.

Мать принадлежала к славному старинному роду Бэлфуров, была дочерью священника. Роберт, единственный ребенок в семье, с детства страдал болезнью бронхов, которая частенько приковывала его к кровати и повергала в мучительное состояние.

Некоторое время Роберт Стивенсон проучился в Эдинбургском университете, согласившись с пожеланием отца продолжить семейную инженерную традицию, и даже получил серебряную медаль за конкурсное сочинение об огне для маяков, потом решительно сменил профессию инженера на юриста и получил звание адвоката, но душа жила уже в полную мощь мечтой о литературе. Первым опытом начинающего писателя была тоненькая книжечка, написанная 16-летним юношей и изданная на средства отца, о крестьянском восстании в Шотландии в 1666 г.

В 1876 г. вместе с другом Роберт на байдарках отправился в путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции в Париж. Юноша прекрасно знал французский язык и литературу. По возвращении в Эдинбург он издает «Путешествие внутрь страны» (1876) - путевые очерки, стиль которых будет подхвачен Джеромом. К. Джеромом в книге «Трое в лодке», где в канву путевых заметок ловко вплетен критический взгляд на существующий мир вещей.

В ряде статей Роберт Стивенсон размышляет о задачах искусства и придает главную роль не реалистическому воспроизведению жизни, а сфере воображения. Пусть писатель увлечен рассказом о том, что читатель никогда в реальной жизни не испытает. В определенной мере это шло от неприятия Стивенсоном меркантильной действительности. Он старался развить в людях лучшие чувства - нетерпение, дерзание, решимость, благородство.

Его давно занимала личность талантливейшего поэта Франции Франсуа Вийона - рыцаря чести, бродяги, пропойцы и вора, в котором смешались добро и зло. В 1877 г. в печати появляется рассказ «Ночлег Франсуа Вийона», в котором на фоне зимнего Парижа 1456 г. изображена трагическая судьба необычайно талантливого поэта, - первое художественное произведение Стивенсона.

Под названием «Новые тысяча и одна ночь» (1882) писатель создает остроумную пародию на ремесленную авантюрно-приключенческую литературу. Новые «сказки Шахразады» состояли из двух книг - «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Во второй книге в фантастическом сюжете о бесценном алмазе, владение которым превращает грубого служаку колониальных войск Томаса Ванделера в прославленного светского льва, выгодного жениха, Роберт Стивенсон тонко изобразил, как истинные ценности подменяются ложными под воздействием магической злой силы, заключенной в вожделенном камне. Сказки содержали мудрые намеки на серьезные проблемы жизни английского общества.

В 1878 г. в сопровождении ослика, тащившего безо всякого удовольствия поклажу, Роберт Льюис Стивенсон отправился по историческим местам партизанской войны французских протестантов за свою независимость и убеждения. Об этом он рассказал в «Путешествии с ослом в Севеннах» (1879).

В «Этюдах о людях и книгах» он рисует портреты. Читатели оценили мастерство изящного стиля молодого автора и талант рассказчика о необыкновенных приключениях. Неожиданное путешествие в Нью-Йорк, вызванное письмом женщины, горячо любимой им, чуть не стоило Стивенсону жизни. Он пересек океан и верхом на лошади помчался от Сан-Франциско до Монтерея. В пути он заболел, местный охотник нашел его лежащим под деревом без сознания. На грани жизни и смерти Роберт Стивенсон окажется в Америке еще не раз. Он сочетался браком с Фанни, которая наконец получила развод от своего беспутного мужа, вернулся на родину и издал книгу «Дом на дюнах» - лучшее произведение раннего периода творчества. В занимательном сюжете Стивенсон раскрыл содержательную тему: на примере очень ярких и сильных характеров двух героев - Фрэнка Кессилиса и Норсмора - показал несостоятельность индивидуализма и эгоизма традиционного романтического героя.

Стремление Роберта Стивенсона создать роман осуществилось совершенно случайно. Однажды что-то рисуя, его пасынок Ллойд попросил его написать что-нибудь интересное. Увлекшись, Стивенсон набросал контуры воображаемого острова, напоминавшего «приподнявшегося толстого дракона». Получилась карта вымышленного «Острова сокровищ». Эта карта и породила фабулу.

«Судовой повар» - так сперва назывался роман. Его главы читались в кругу семьи, кое-что из подсказанного слушателями включалось в текст. Произведение вышло с посвящением мальчику - Ллойду Осборну. Публика встретила роман восторженно, журнальные критики - по-разному, от снисходительного одобрения до высоких похвал. В основе фабулы - поиск несметных сокровищ, спрятанных знаменитым пиратом капитаном Флинтом. Жители захолустного городка: мальчик Джим, его отец-трактирщик и завсегдатаи трактира - оказываются перед лицом загадочных событий, вовлекаются в рискованную авантюру и становятся героями заманчивых и опасных приключений. Мальчик попадает в крайне опасные ситуации, глядит в глаза смерти, действует решительно и самостоятельно; его мужество, восторженная преданность мечте, нравственная чистота задают тон всей книге. Джим и его друзья сталкиваются с пиратами-мародерами, разбойниками и негодяями, а не с благородными корсарами. И в этом мире зла его герой обнаруживает истинные душевные сокровища.

Роберт Стивенсон любил роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», видел его достоинства не столько в цепи происшествий, сколько в «очаровании обстоятельств». И свой роман он построил не столько на эффекте чисто внешнего действия, сколько на психологической достоверности и убедительности живых картин. Мастерство Стивенсона в умении нарисовать столь выпуклую картину настолько убедительно, что мы постоянно чувствуем свою сопричастность происходящему.

Традиционный авантюрный сюжет - пираты, сокровища, морские приключения, затерянный остров - оказался совсем не традиционным благодаря остроте и открытости взгляда героя-рассказчика Джима Хокинса. Герои обрисованы зримо, убедительно.

Особая удача автора - образ Джона Сильвера. Полемизируя с традиционным представлением о победе добра и порочности зла, Стивенсон рисует привлекательный образ одинокого корабельного повара Сильвера - коварного, злобного, жестокого, но умного, энергичного и ловкого.

Жизнеспособность зла и коварная привлекательность порока и раньше интересовали и волновали Роберта Стивенсона. В 1885 г. он прочитал во французском переводе роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» и был потрясен силой воображения, мистического двойничества добра и зла в человеческой натуре.

В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) доктор посредством изобретенного им препарата отделяет темные силы своей души, и на свет появляется его двойник - уродливый карлик мистер Хайд, который совершает одно за другим преступления и при этом не испытывает мук совести, никаких сомнений - только чувство злобы и страха.

Приемы научной фантастики и детектива, разработанные Робертом Стивенсоном в этой повести, были восприняты Гербертом Уэллсом в «Человеке-невидимке».

Тема борьбы Шотландии с Англией за независимость и еще более далекие страницы истории - вражда Алой и Белой Розы - представали на страницах романов «Похищенный», «Катриона» и «Черная стрела».

В «Похищенном» и «Катрионе» Стивенсон рассказывает историю юного шотландца Дэвида Бэлфура, наследство которого присвоил себе его дядя. Встреча с насилием и коварством рождает в юном герое не отчаяние, а молодую решимость и отвагу. Пережив множество приключений, Дэвид находит свое счастье с Катрионой.

В 1888 г. для Роберта Льюиса Стивенсона наступила пора океанских странствий. Он за два года посетил несколько архипелагов Тихого океана. Это были места, где путешествовал и погиб знаменитый Кук, где были и русские, совершившие кругосветное плавание, где странствовал Герман Мелвилл, знаменитый писатель, где позже плыл на «Снарке» Джек Лондон, где был «остров Робинзона Крузо». Почувствовав себя обновленным, Стивенсон закончил работу над одним из лучших своих произведений - «Владельцем Баллантре» (1889) - романом-трагедией, как определил его жанр сам автор. Писатель исследовал причины трагедии двух братьев-соперников, воплотивших в характерах прямо противоположные начала: силу, дьявольскую удачливость и порочность одного и порядочность, честность, но безжизненность, аморфность другого. Действие происходит в Шотландии XVIII века, в местах, хорошо знакомых автору.

Надеясь поправить здоровье, Роберт Стивенсон поселяется на острове Уполу (Самоа) и уходит в свое третье плавание в океан. Он много работает и создает, сотрясаемый кашлем и валясь от усталости, «Потерпевших кораблекрушение» (1892), «Дэвида Бэлфура», «Катриону» (1893), в которых эгоизму и жестокости противопоставил душевное благородство и нравственную чистоту. Во всех этих произведениях неотступно присутствует его родина - Шотландия. Писатель продолжает работать над романами «Сент-Ив» и «Уир Гермистон».

В сборнике «Вечерние беседы на острове» он отразил экзотические впечатления от поездки по островам, где встречался с самоанцами и читал им свою повесть «Сатанинская бутылка». Они называли его Туситалой, т. е. Рассказчиком, и верили, что он обладает волшебным сосудом, который хранится в его сейфе. Самоанцы бережно хранили память о писателе еще и потому, что Роберт Льюис Стивенсон выступил в защиту местного населения от бесчинства колонизаторов и несколько лет печатал в «Тайме» свои статьи в защиту мира и справедливости. Он посещает лагерь прокаженных и делает достоянием печати ханжество служителей церкви.

Судьба и история Шотландии колоколом бьет в сердце писателя. Он высоко ценил роль исторической памяти народа в созидании будущего. В его сознании возникал замысел «настоящего исторического романа, охватывающего эпоху целиком и народ, наш народ... » Определилось заглавие - «Бродяга», но отнялась правая рука, участились кровотечения из горла. А потом случилось кровоизлияние в мозг.

Тело Роберта Стивенсона, покрытое английским государственным флагом, было торжественно похоронено на горе Веа. Сюда, к могиле своего любимого писателя, в 1908 г. приплыл на яхте «Снарк» Джек Лондон . Он прошел через штормы, стоя сам у руля и гордясь своей победой над стихией. С трудом вместе с женой Чармиан пробирался он сквозь густую чащу на вершину горы. Чармиан недоумевала, как смогли доставить на такую высоту гроб Стивенсона, и Джек рассказал ей, что, выполняя последнюю волю обожаемого человека, пожелавшего быть погребенным на этой вершине, несколько сот островитян работали всю ночь, прорубая в зарослях дорогу. А поутру вожди племен на своих плечах торжественно, в сопровождении тысяч почитателей писателя, принесли его сюда.

Ро́берт Лью́ис Сти́венсон (англ. Robert Louis Stevenson, первоначально Robert Lewis Balfour Stevenson) - английский писатель и поэт, по происхождению - шотландец, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма.

Роберт Стивенсон родился в Эдинбурге, в семье потомственного инженера, специалиста по маякам. При крещении получил имя Роберт Льюис Бэлфур. Учился сперва в Эдинбургской академии, затем - на юридическом факультете Эдинбургского университета, который он окончил в 1875 г. В возрасте 18 лет отказался от слова Бэлфур в своем имени, а в слове Льюис изменил способ написания с Lewis на Louis (не меняя произношения).

Много путешествовал, хотя с детства страдал тяжелой формой туберкулёза. С 1890 жил на островах Самоа. Первая книга, «Пентландское восстание», вышла в 1866 г. Мировую славу писателю принёс роман «Остров сокровищ» («Treasure Island» 1883, рус. пер. 1886) - классический образец приключенческой литературы. Затем последовали историко-приключенческие романы романы «Принц Отто» («Prince Otto» 1885, рус. пер. 1886), «Похищенный» («Kidnapped» 1886, рус. пер. 1901), «Чёрная стрела» («The Black Arrow» 1888, рус. пер. 1889), «Владелец Баллантре» (The Master of Ballantrae 1889, рус. пер. 1890), «Катриона» («Catriona» 1893, рус. пер. 1901), «Сент-Ив» («St. Ives», окончен после смерти Стивенсона А.Квиллером Кучем 1897, рус. пер. 1898). Все эти романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей. Последний роман Стивенсона «Уир Гермистон» («Weir of Hermiston» 1896), обещавший стать его шедевром, остался неоконченным.

Вместе со своим пасынком Ллойдом Осборном Стивенсон написал романы из современной жизни «Несусветный багаж» («The Wrong Box» 1889, рус. пер. 2004), «Потерпевшие кораблекрушение» ("The Wrecker 1892, рус. пер. 1896, этот роман особенно ценил Х.Борхес), «Отлив» («The Ebb-Tide» 1894).

Стивенсон является автором нескольких сборников рассказов: «Новые арабские ночи» («New Arabian Nights» 1882, рус. пер. 1901, здесь вводится популярный образ Флоризеля, Принца Богемского), «Еще раз Новые Арабские ночи» («More New Arabian Nights», в соавторстве с Ф.Стивенсон, женой писателя, 1885), «Веселые ребята и другие истории» («The Merry Men, and other Tales»,1887), «Вечерние беседы на острове» («Island Night’s Entertainments» 1893, рус. пер. 1901).

Наряду с «Островом сокровищ» наибольшей известностью среди произведений Стивенсона пользуется психологическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» («The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde» 1886, рус. пер. 1888).

Стивенсон выступал также как поэт (сборники «Детский цветник стихов» 1885, «Баллады» 1890, в России пользуется большой популярностью баллада «Вересковый мед» в переводе С. Маршака), эссеист и публицист.

На русский язык произведения Стивенсона переводили К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Кашкин, К. Чуковский.