Где проживают ижоры. Народы России. Ижорцы

Ижорцы ижо́рцы

(самоназвание - изури), народ в России (в Ленинградской области. 450 человек, 1995) и Эстонии (306 человек). Язык ижорский. Верующие ижорцы - православные.

ИЖОРЦЫ

ИЖО́РЦЫ, народ в Российской Федерации (327 чел., 2002), в том числе в Ленинградской области 177 человек. Живут также в Эстонии (300 человек, 1996). Язык ижорский прибалтийско-финской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные
В 18 - начале 20 века ижоры расселялись в западных районах Петербургской губернии и южной части Карельского перешейка чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Селения современных ижорцев в основном сохранились на территории Кингисеппского района Ленинградской области. В 1848 году численность ижоры составляла 17,8 тысяч человек; по переписи 1989 года в России жило 449 человек. В составе ижорцев выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хевааская (на реке Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья Луги), оредежская (верховья реки Оредеж), ижорцы Карельского перешейка, которые к 20 веку полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами.
Ижорцы относятся к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. Ижорский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и делится на четыре диалекта: сойкинский, хевааский, нижнелужский и оредежский. Ижорский язык близок к эвремейсскому диалекту финского языка. По переписи 1989 года 36,8 % ижорцев назвали национальный язык родным. Письменность была разработана в 1920-е годы на основе латинской графики, ей пользовались до конца 1930-х годов.
Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже первого-второго тысячелетия нашей эры и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе реки Ижоры, откуда в дальнейшем началось продвижение ижорцев на запад вплоть до бассейна Нарвы. В конце первого тысячелетия территория расселения ижоры вошла в состав новгородских земель. Православное вероисповедание способствовала ассимиляции ижорцев русским населением. Хозяйство ижорцев схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Ижорцы выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с 19 века картофель; разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Широко были распространены отхожие промыслы. Крестьяне-ижорцы уходили на заработки в Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы.
Ижорцы жили в деревнях и в основном были крепостными крестьянами. В 19 веке существовала сельская община с регулярными переделами земли. Основной формой семьи в начале 20 века стала малая семья. Ижорские деревни имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорцами жили водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.
Мужская одежда ижорцев в 19 веке уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей. Женская одежда до конца 19 века хранила архаические черты. Женщины носили рубаху «рятсиня», ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. В 19 веке в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала 20 века в обиход вошли юбки и кофты общеевропейского образца.
Значительную часть рациона питания в 19 веке составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины 19 века - картофель. Из овса готовили толокно, были распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Ижорцы исповедуют православие, которое начало распространяться со времени вхождения в состав Новгородской земли. В 16 веке многие ижорцы оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того времени отмечено существование жрецов (арбуи). Дохристианские элементы сохранялись в обрядности вплоть до 20 века. У ижорцев записано большое количество произведений эпической поэзии (руны). Ижорские руны использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста «Калевалы» (цикл о Куллерво). Известна была ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из деревни Мискула Лемболовского прихода (Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была распространена и обрядовая - свадебные и похоронные причитания.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ижорцы" в других словарях:

    - (самоназвание изури) народ в Российской Федерации (в Ленинградской обл., 449 человек, 1992) и Эстонии (306 человек). Язык ижорский. Верующие ижорцы православные … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    ИЖОРЦЫ, цев, ед. орец, рца, муж. и ИЖОРА, ы, собир., жен. Народ, живущий немногочисленными группами в Ленинградской области. | жен. ижорка, и. | прил. ижорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание ижора), народ в Российской Федерации (ок. 450 человек), в основном в Ленинградской области. Живут также в Эстонии. Язык ижорский прибалтий ско финской ветви финно угорских языков. Верующие православные. Источник: Энциклопедия… … Русская история

    Ижорцы - (самоназвание ижора, карьяляйн, изури) народность общей численностью 820 чел., проживающая на территории Российской Федерации (449 чел.) и Эстонии (306 чел.). Язык ижорский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ижорцы - ИЖОРЦЫ, ев, мн (ед ижорец, рца, м) и {{stl 8}}ИЖОРА{{/stl 8}}, ы, ж Собир. Народ, живущий немногочисленными группами в Ленинградской области, в основном по берегам Невы и побережью Финского залива; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ижорский … Толковый словарь русских существительных

    Карта водского языка и соседних финских и ижорских деревень, 1848 2007 гг. Ижорцы, ижора финно угорский народ, в древности основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты… … Википедия

    ижорцы - иж орцы, ев, ед. ч. рец, рца, твор. п. рцем … Русский орфографический словарь

    Ижорцы, малочисленный народ, живущий в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Территория расселения И. Ижорская земля в древности входила в состав Великого Новгорода. До начала 20 в. И. сохраняли свой язык (финской… … Большая советская энциклопедия

Ижорцы — малая народность в Российской Федерации. Самоназвание ижоры, карьялайсет, изурит. Живут в Ленинградской области. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы; отмечается слабая монголоидная примесь. Ижорский язык, относящийся к прибалтийско-финской подгруппе, имеет 4 диалекта. Распространен также русский язык, который большинство ижорцев считает родным.

Самоназвание ижоры, карьялайсет, изурит. Живут в Ленинградской области. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоиднойрасы; отмечается слабая монголоидная примесь. Ижорский язык, относящийся к прибалтийско-финской подгруппе, имеет 4 диалекта. Распространен также русский язык, который большинство ижорцев считает родным.

Отделившись от южно карельских племен, ижорцы в конце I-начале II тыс. н. э. расселились в бассейне р. Ижора и затем постепенно продвигались на запад Ингрии, частично ассимилируя водское население. Первое упоминание ижоры содержится в летописи XIII в., когда они входили в состав Новгородской земли. В XVI в. ижорцы были обращены в православие.

Традиционные занятия — земледелие, рыболовство, в том числе морское, лесные промыслы. В XIX в. было развито отходничество, посредническая торговля, ремесла (деревообделочное, гончарное).

Традиционная материальная культура близка русской. До середины XIX в. этническая специфика сохранилась в женской одежде. В восточных районах Ингрии носили рубаху с коротким обрезным оплечьем, поверх — одежду из двух полотнищ на лямках, одно на правом, другое на левом боку. Верхнее закрывало весь корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем. Западные ижорцы (по р. Луга) носили поверх рубахи несшитую юбку, у восточных бытовал длинный, спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор, у западных — убор типа русской сороки. Украшения: тканый и вышитый орнамент, бисер, раковины каури. В конце XIX в. старые формы одежды были вытеснены русским сарафаном.

Этническое своеобразие сохранялось до XX в. в семейной и календарной обрядности, например, в особом женском (т. н, бабьем) празднике. Существовала вера в духов-хранителей (домашнего очага, хозяина риги, бани и т. д.), духов земли, воды. Развит фольклор, обрядовая (свадебные и похоронные плачи-причитания) и эпическая поэзия, например, руны о Куллерво, частью вошедшие в Калевалу.

История ижоры

Ижорцы вместе с вепсами составляют коренное население Ингерманландии. Областью их этногенеза были территории, лежащие между рекой Нарвой и Ладожским озером и далее к югу. Их название происходит от реки Ижора (по-фински Inkere — Инкере), впадающей в Неву. Этнонимы «ижора» и «инкери» часто употребляются как синонимы по отношению к двум прибалтийско-финским народам — православным ижорцам и исповедующим евангелистскую веру финнам-инкери (ингерманландцам). Несмотря на родство между двумя языками и многовековое совместное проживание народов-носителей этих языков, следует тем не менее провести разграничение между двумя этносами.

Ижорский язык относится к северной (по другой классификации — к восточной) ветви группы прибалтийско-финских языков, ближайшие родственные ему языки — карельский и восточные диалекты финского. некоторые лингвисты не считают ижорский отдельным самостоятельным языком.

Ижорцы, по всей вероятности, выделились из карельской этнической группы, на это указывает близость обоих языков, а также и тот факт, что часть ижорцев называет себя карелами. Ранее это разделение двух народностей относили к X1-XII вв., однако в последнее время археологические находки и лингвистические исследования свидетельствуют о том, что этот процесс завершился ещё в 1 тыс. н. э. В наше время начинает завоёвывать признание гипотеза о том, что племя ижора произошло от слияния нескольких прибалтийско-финских племён.

Восточнославянские племена кривичей и словен в VI-VIII вв. добрались до южных земель Ингерманландии, а в Х в. уже наладили оживлённые связи с местным прибалтийско-финским населением. Первый письменный источник, упомянувший ижорцев, относится к XII в., в нём папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. Водные пути от озера Ильмень до Ладоги с конца IX в. оказались под контролем Новгорода. Жившие здесь малочисленные прибалтийско-финские народности принимали участие в образовании Новгородского княжества. Уклад и образ жизни малочисленных финно-угорских народов Прибалтики был однотипным. Общее название этих народов в древнерусских летописях было «чудь». На их роль в истории Новгорода Великого указывает и то, что в городе даже была Чудская улица.

В русских летописях ижора впервые упоминается под этим именем в 1228 г., и с того времени ижорцы часто фигурируют в летописях вместе с карелами при описании битв с врагами, вторгающимися на русские земли с запада. При ослаблении власти Новгорода вначале на землях ижоры активизируется деятельность Литвы, и в течение XIV в. литовцы многократно собирали с них дань. В XV в. звезда Новгорода окончательно закатилась, и ведущую роль у него перехватила Москва. Процесс колонизации русскими переселенцами этих земель продолжался дальше быстрыми темпами. Московские князья раздавали своим верным приверженцам поместья и на этих территориях. Из составленного в 1500 г. так называемого «водского податного списка» выясняется, что население Ижоры составляло примерно 70 тыс. чел. Невзирая на последовательное искажение на русский манер названий и имён вероятно всё же, что тогда прибалтийско-финские народы были ещё в большинстве. В XVI в. особенное внимание уделялось распространению православия. Ижорцы также были охвачены сетью церквей, религиозных общин, монастырей.

Во второй половине XVI в. имели место длительные шведско-русские войны, которые принесли немало разрушений и гибель ижорцам и карелам, но населённые ижорой территории в то время оставались в руках России. В начале XVII в. Швеция воспользовалась ослаблением Русского государства в «Смутное время» и присоединила к своей империи Ингерманландию. Факт присоединения был признан при подписании Столбовского мирного договора 1617г. Это состояние сохранялось до конца Северной войны, до 1721 г. В тот период на ижорские земли прибыло финское население, исповедовавшее лютеранскую евангелистскую веру, как об это подробно говорится в статье, освещающей их историю. После восстановления власти России помещики вновь в больших количествах стали переселять крепостных на территорию Ингерманландии. Наряду с этим в XVIII в. немцы, а в XIX в. эстонцы также селились в Ингерманландской губернии. Этническая карта этой территории стала весьма пёстрой.

Усилившееся с начала XVIII в. русское влияние особенно возросло и углубилось во второй половине XIX в. Под воздействием русскоязычных школ и в силу близости столице России среди ижорцев выросло число знающих русский язык, участились межнациональные смешанные браки. Ижорские деревни к концу XIX в. уже мало чем отличались от русских.

С середины прошлого века до наших дней численность ижорцев складывалась следующим образом:

1848 — 178000 чел. 1897 — 21700 чел. 1926 — 26137 чел. 1959 — 1026 чел. (владение родным языком — 34,7%) 1970 — 781 чел. (владение родным языком — 26,6%) 1979 — 748 чел. (владение родным языком -32,6%) 1989 — 820 чел. (владение родным языком -36,8%)

Советская эпоха началась для ижорцев так же, как и для других финно-угорских народов России. Был создан алфавит на основе латинских букв, на котором был выпущено в свет около двадцати книг, начала развиваться система школьного образования. Затем всё это прекратилось. Сначала в связи с коллективизацией многие были депортированы в Сибирь и в Среднюю Азию, затем во второй половине 30-х гг. террор обрушился и на ижорскую интеллигенцию. Вторая мировая война принесла им то же, что и ингерманландским финнам и водскому народу. Перебежавших в Финляндию финны вынуждены были выдать Советскому Союзу, но многие добровольно вернулись на родину, поверив обещаниям. Однако всех их ожидало горькое разочарование. Они были расселены по всей стране, и лишь после 1956 г. им разрешили возвратиться на родные земли и поселиться там вновь.

Большая часть ижорцев уже в период между двумя войнами считалась двуязычной, а послевоенные поколения уже почти не говорят на языке отцов и дедов. Географическое расположение, а также окружение более крупных по численности народов не позволили ижорскому народу и его культуре развиваться с течением истории. К сожалению, и в настоящее время у них осталось немного шансов для выживания.
Список литературы:

Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997
Сородичи по языку. Будапешт, 2000

05.12.2006 "Их взгляды вобрали в себя камни, их голоса ушли в бесплодную землю, их слезы, смешавшись со стылой водой залива, придали ей слабый горьковатый вкус, их кровь проступает на закате багровым цветом на стволах искривленных прибрежных сосен. Я хочу, чтобы все знали: земля, на которой мы сейчас живем, по которой ходим, не замечая ее древней силы и не осознавая ее глубинной памяти, - это ижорская земля. Для многих она стала родиной, каждый нашел или находит в ней что-то свое, пронзительное - острый стальной изгиб реки, податливую мягкость хвои на влекущей в детство глухой лесной тропинке, тысячеоттеночную сжатость серого цвета петербургского двора и многое другое, личное и потаенное. Но если бы эти реки, дороги и камни сумели прорваться через мучительный порог безголосья, мы бы услышали мягкую, похожую на движение предвечерней воды ижорскую речь". Автор этих строк - координатор ижорского национального движения этнограф Ольга Игоревна Конькова, рассказывает о прошлом и настоящем этого народа, волею судьбы связанного с историей нашего города.

Мы почти не знаем, на какой земле живем. Не в смысле ее местонахождения или статуса. Я говорю о ее почти бесконечном прошлом. Всегда политически выгодная и потому распространенная история об основании Санкт-Петербурга на почти пустынных болотистых берегах Невы сформировала у обывателя представление, что исходной точкой отсчета петербургского "локального" времени является лишь начало ХVIII века. Где-то далеко, в стороне, в невероятном отрыве от сегодняшних дней стоят Северная Русь и Ладога (тогда еще не "Старая"), Новгородское государство и события Новгородской поры. Память о них служит достойным основанием для "русской" предыстории Петербурга. При этом особый мир, издавна существовавший и поныне рядом существующий, исключен из системы обычных исторических представлений. Наивный, но жесткий в своей очевидности эксперимент: спросите любого, кто такие аборигены Америки, и вам абсолютно каждый расскажет об индейцах, гуронах и апачах, вигвамах и скво, об охоте на бизонов и перьях орла над гордым профилем вождя, о вероломстве "белых братьев" и резервациях. А теперь спросите, кто такие аборигены петербургской земли. Вы слышите ответ? Я - нет.

Мы отторгаем глубочайший по древности и исключительный по культуре мир коренных народов этой земли. И этот мир, почти не замечаемый и потому не понятый, понемногу уходит от нас. Народы, чье прошлое безмерно, народы, о которых говорили средневековые папские послания и древнерусские летописи, народы, насчитывавшие и в лучшие свои годы всего тысячи, но претерпевшие столь много, исчезают. И это, увы, уже не предотвратить. Конечно. Вся история мировой цивилизации - это исчезновение одних народов, формирование других, и опять череда исчезновений и появлений. Но одно дело - народы, порой полумифические из-за своей отдаленности в пространстве и во времени - и совсем другое - живущие рядом и исчезающие на твоих глазах. Это сравнимо с осознанием смерти: понятно, что она неизбежна для всех, но не тогда, когда дело касается твоих близких.

НЕМНОГО ОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

В Ленинградской области, на южном берегу Финского залива, между Нарвой и Ломоносовым, и ныне живет прибалтийско-финский народ - ижора. Ижора, наряду с водью, - древнейшее население северо-западных земель. Недавние антропологические исследования показали, что основу этого народа составили доиндоевропейские и дофинноугорские племена, т.е. предками ижоры были самые первые люди, начавшие свою многотрудную жизнь на земле от прилужских болот до лемболовских озер. Во второй половине ХII века ижора впервые упоминается в булле папы Александра III, где говорится о язычниках "инграх", которые полстолетия спустя уже признавались в Европе сильным и опасным народом. И эти опасения были обоснованными: согласно русским летописям, ижора с ХIII века выступает вместе с новгородцами в военных столкновениях со шведами, финским племенем Емь и ливонскими рыцарями. Так, в общеизвестном летописном сказании о невской битве князя Александра со шведами в 1240 году говорится, что именно "старейшина в земле Ижерстей, именем Пелгусий (или Пелгуй)" предупредил новгородцев о подходе шведских кораблей. А уже с 1270 года ижорские земли вошли в состав новгородской "волости". В Скандинавии и Прибалтике часто весь Северо-Запад называли Ингардией (это как бы "Ижория") или Ингерманландией. Последнее название - от ижорских слов "ингерин маа" (что значит "ижорская земля") и шведского "ланд" ("земля", "провинция"). Когда в 1611 году Швеция овладела этой территорией, то за ней окончательно закрепилось название "Ингерманландия". В ХVIII веке "ижорян" насчитывалось около 14,5 тысяч, в конце XIX века - более 20 тысяч.

ТРОСТНИКОВАЯ СВИРЕЛЬ

Сколько песен можно запомнить за всю свою жизнь? Обычные люди знают десятки, талантливые - сотни. А какой эпитет подобрать человеку, знавшему их более тысячи? Звали ее Ларин Параске, в девичестве - Параскева Никитична Никитина. Она родилась в 1833 году в деревне Мякиенкюля прихода Лемпаала (по-русски - Лемболово) на территории нынешнего Всеволожского района. Ей повезло - она выросла на Ижорской земле, где древних песен было больше, чем камней на маленьких крестьянских полях. Ведь ее народ - ижоры, чья численность никогда не превышала 20 тысяч человек, сохранил более 125 тысяч песен! В ижорских деревнях пели почти все. Но она превзошла всех. От нее записано 1152 песни, 1750 пословиц, 336 загадок, множество причитаний. Она знала более 32 тысяч стихов!

У нее была просто фантастическая память и невероятный талант. В любую старинную песню она вносила что-то свое, ее импровизационный дар завораживал всех. Она придумывала песни сама и вкладывала в них всю свою тихую радость и огромную боль.

Жизнь Ларин Параске была тяжела и многотрудна, но ее голос пел чисто и прекрасно, как "руокопилли", как тростниковая свирель. Это был забытый нами голос народа, который первым пришел на эти земли много тысяч лет назад.

На могиле Ларин Параске, умершей одинокой и всеми забытой, в 1904 году были выбиты слова:
Приносил мне песни ветер,
Ледяной порыв весенний,
Их ко мне толкало море,
Гнали их морские волны.

МОРЕ, ПАРУСА И ЗАСТЫВШИЕ ПТИЦЫ

Ижоры издавна занимались морским рыболовством, этот промысел тяжел, опасен и требует огромной выдержки. Вероятно, поэтому ижоры были более хладнокровными и спокойными, чем соседние народы. Праздники свои они отмечали "без шуму и ссоры…и если явится кто шумной или бранчливый, то тащат в воду и окунят, чтоб был смирен". Ижоры были храбры и преданы своей культуре, а также христианской вере, еще в средневековье заимствованной у русских. До наших дней дошли традиционные черты ижорского характера: удивительное трудолюбие и стойкость, гостеприимство и сдержанная доброта. Нельзя умолчать об исключительной привязанности ижор к родным местам, гордости за свою землю.

Великолепна была и старинная ижорская одежда, привлекавшая всех своей красотой и необычностью. Она украшалась бисером, жемчугом и раковинами "каури" (их привозили с берегов Индийского океана!). Особенно нарядным был головной убор "саппано". Он был вышит золотыми и разноцветными нитями, и имел длинный, доходящий до пят узорчатый хвост. Когда женщина шла по берегу моря или по высоким холмам, ветер раздувал "саппано", как парус. Паруса рыбацких "лайб" на синем море, паруса женских "саппано" под синим небом и узкая золотистая полоса прибрежного песка между ними - это и была ижорская земля.


Необычны были и ижорские дома. Поразительное сочетание черного от копоти, "бархатного" потолка и желто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось и внешним видом дома: соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название "харакат" (т.е., "сороки"). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом.

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

Двадцатый век принес ижорам мало радости и много бед. Хотя в конце 1920-х - начале 1930-х годов можно было надеяться на лучшее - ведь тогда были созданы первые ижорские школы и учебники, ижорские сельсоветы и рыбацкие кооперативы. Ижорский язык учили в ленинградских институтах. Ветер с залива еще раздувал необычные головные уборы ижорских женщин и разносил повсюду великолепные древние ижорские песни. Но затем все изменилось. В декабре 1937 года все ижорские школы были закрыты, учебники изъяты, учителя арестованы. В 1943 году ижоры были вывезены в Финляндию в качестве рабочей силы. По возвращении в СССР путь в родные деревни был закрыт. В конце 50-х годов с мест высылки вернулись далеко не все. Именно в это время появилась "этническая скрытность" ижор, когда многие утаивали свое ижорские происхождение и, по возможности, в паспортах записывались русскими.

Последняя перепись населения насчитала лишь 449 ижор по всей нашей огромной стране. В наши дни их всего 176 человек. Живут они, в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги. К северу от Невы, на родине Ларин Параске, ижор давно уже нет. Последний старик, помнивший ижорскую речь, когда-то звучавшую в оредежских деревнях Новинка. Чаща, Озерешно, Тарасино, умер в 1983 году. Не звучат более ижорские песни и в окрестностях Соснового Бора, а ведь там, по берегам реки Коваши (Хевааха) когда-то пелись древнейшие калевальские руны о сотворении мира из яйца утки, о ковке свода неба и создании солнца.

Школ, где преподавали бы родной язык, у ижор нет, книг и газет нет и подавно. На ижорском языке говорят лишь пожилые люди. Молодые языка не знают. Но есть музей в поселке Вистино на Сойкинском полуострове в Кингисеппском районе.

ИЖОРСКИЙ МУЗЕЙ

Идея создания Ижорского музея возникла еще в конце 80-х годов, когда стало понятно, что только музей способен поддержать память исчезающего народа. Ситуация на то время была уникальной: сам народ решил создать музей собственной культуры как средство самосохранения.

В 1992 году местный рыболовецкий колхоз "Балтика" в поселке Вистино отдал будущему музею деревянное здание бывшей начальной школы. И мы начали "делать" музей.

Мы - это местная жительница Наталья Чаевская (ныне - прекрасный директор, стараниями которой держится весь музей), Михаил Сметанин (в то время сотрудник областной Дирекции музеев), художник Владимир Зернов и я. Какое это было прекрасное время! Когда создавать можно было все: от деревянных рамок до идей вторичной фольклоризации ижор! Появилась реальная возможность "выплаты долга" своему народу.



Директор ижорского музея Наталья Чаевская. Фотогр. О.Коньковой.

Я вспоминаю десятки пыльных чердаков, темные, затянутые паутиной чуланы, порой даже подозрительно выглядевшие свалки на окраинах огородов. И посеревшие бочки, и рассохшиеся кадки, и съежившиеся сапоги, и старые пыльные одежды, и развешанные на балках запутанные сети, и многое-многое другое.

"Можно? - А зачем? - В музей. - А кому это надо? - Вам. - А зачем? Это никому не надо". Так было вначале.

1 октября 1993 года музей открылся. Люди шли и не узнавали ни свои, казалось, прежде ненужные вещи, ни своих отцов и прабабок, устало смотревших на них со старых фотографий, не понимая, что их давнее прошлое велико, а недавнее - прекрасно. Я видела, как менялись их лица, а потом и мысли. Ещё в 80-х годах ответом на вопрос о национальности обычно служили слова: "Отец у меня, к сожалению, ижор, мать - тоже ижорка, но я - русская!" теперь же слово "ижор" начинало звучать с гордостью. Такого результата я не ожидала: я видела своими глазами возникновение национального самоуважения. Один небольшой сельский музей (пусть даже очень хороший - это не мои слова), тысяча старых вещей и фотографий изменили статус народа.

НАШИ ДНИ

В 1994 году на волне перестроечного национального подъема было создано объединение ижор Сойкинского полуострова "Шойкула". Вера в себя, радость этнического самоутверждения и надежда на многократно и отовсюду обещанную государственную поддержку делали свое дело. Члены общества регулярно собирались. Вспоминали язык и строили планы. Тем более, что Сойкинский полуостров и устье Луги попали в сферу федерального строительства: проект создания Усть-Лужского порта включал в себя и программу культурного возрождения ижор (я сама ее неоднократно писала), и программу исследования археологических памятников ижоры, и другое подобное. Закончилось как обычно: порт и все сопутствующее строят, все "ижорские" планы забыты. Эти и многие другие внешние "обломы" привели к печальным результатам: к потере "внешней" значимости, когда люди стали понимать, что их национальные идеи нужны только для поддержания чужих проектов. Были потери и "внутренние". Очевидный антимарксистский ответ на вопрос о роли личности в истории здесь приобрел явный вид: без лидера с определенной стратегической программой национального движения этого национального движения не будет. А программа должна включать в себя и культурную работу на местах (иначе как научить народ уважать себя), и обязательную работу с молодежью (иначе вся национальная жизнь закончится с уходом стариков), и "фандрайзинг" (по-русски говоря, поиск средств на различные проекты), и создание местных экономических структур (иначе как обычный сельский мужик поймет, что быть ижором хорошо?). Кроме того, для такой программы нужны профессионалы, хорошо образованные национальные кадры, причем с национальной, а не с личной экономической идеей в голове. А время было трудное, рыболовецкий колхоз почти разорился. Музей удалось сохранить благодаря его директору и переходу под крыло отдела культуры Кингисеппской администрации. Почти вся национальная жизнь сойкинских ижор стала заключаться в музее: там все еще собирались ижорские старики. Но все реже и реже и все в меньшем числе.

Правда, еще пели, Просуществовала года два великолепная песенная девичья группа (к счастью, одна девушка, воспитанная ижорской бабкой, знала родной язык). Как они пели! Но не было "раскрутки", кроме того, девушки имеют обычай выходить замуж и рожать детей. При этом песни отодвигаются. Есть и вторая попытка: в клубе деревни Логи тоже вспомнили и запели. Хоть и одетые в псевдорусские костюмы, поют красиво, в районе их любят, но настоящей поддержки нет.

УМИРАЕТ ЛИ НАДЕЖДА?

Старики уходят в уже забытую ими ижорскую страну мертвых Калму. Ижорский язык как культурный слой древнего исчезнувшего царства, отложенный в кое-где сохранившихся ижорских учебниках 30-х годов, в ученых статьях и словарях, лишь изредка золотой пылью взлетает над ижорскими деревнями. Ижорские песни разучивают как высочайшие образцы древнего финского пения в Академии Сибелиуса в Финляндии, но их уже не слышно на прибрежных холмах. Кажется, все, как песок, уходит сквозь пальцы. Но есть хорошее присловье: "Смерть не все берет, лишь свое берет".

Что она взяла, мы знаем. А что не взяла? Не взяла страсть человека к самопознанию, вечное стремление многих ответить на вопрос: кто я? Откуда? И зачем живу? Не взяла порой чрезмерную страсть к самоопределению, потому что всегда это самоопределение дает устойчивость и внутреннюю силу. Потому что мы хватаемся за наше прошлое, как единственно достоверное.

Создано весной этого года Объединение ижор и финнов в Усть-Луге. Создаются ижорские общества в Сосновом Бору и Петербурге. Собирается новое поколение. Почти не знающее язык, почти не помнящее своей истории, почти не умеющее жить, как народ. Откуда идет эта вторая национальная волна, волна "потомков"?

Спросите себя, изменилась ли бы ваша жизнь, стали бы вы иначе думать и оценивать свои и чужие поступки, если бы узнали, к примеру, что вы - прямой потомок царя? Я думаю, все изменилось бы колоссально: вы бы иначе стали смотреть на себя в зеркало, у вас стала бы другая походка, вы бы ходили в музеи и всматривались в потускневшие лица императоров, и вы бы стремились изменить что-то в вашей по-новому бесценной жизни.



Ижорская "лайба" на Финском заливе. Фотогр. 1926 г.

Это важно - знать, что прошлое твоего рода велико. Отблеск этой славы светится и на твоем лице. Нам необходимо знать, кто стоит за нашей спиной, чья многовековая мудрость и талант случайно (а, может, и нет) сконцентрировалась в нас. Мы ищем своего царя. Мы ищем ижору внутри нас.


Ольга Игоревна Конькова

Народ ижора — самый малочисленный из всех народов, населяющих Россию. Тут их насчитывается около 200 человек, еще 60 из них живут на территории Эстонии. происходит от шведского слова Ingermanland — так именовали земли к югу от Финского залива. Есть две версии о том, откуда это название: либо от имени Ингигерды, жены Ярослава Мудрого, либо от имени древнерусского князя Игоря, сына Рюрика.

Так что же известно о представителях этнической группы ижора? Общие сведения о народе, помещенные ниже, помогут узнать больше.

Территория расселения

В 12-13-м веках ижорцы жили по обе стороны от Невы, приблизительными границами их поселений были Тосна, Назия. В начале 16-го века их владения достигли реки Оредежи на юге. Но потом территория начала постепенно сокращаться: сначала исчезли поселения на Карельском перешейке, потом около прибрежной зоны Ломоносова, а затем и у реки Оредеж. Сейчас ижорцы проживают лишь в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Некоторые представители этой народности переселились в Санкт-Петербург. Но все же не пренебрегают своими корнями, а идентифицируют себя как ижорцы.

Основной же ареал проживания — Сойкинский полуостров, который находится между Лужской и Копорской губой. Природные особенности этой местности такие, что она почти изолирована от материковой части чередой озер и непроходимыми болотами. Именно поэтому народ ижора в тех поселениях смог сохранить свою самобытную культуру, несмотря на фактическую близость с северной столицей.

История

Первое упоминание о язычниках-ижорцах встречается в булле папы Александра, написанной в 12-м веке. Вскоре в Европе стало известно, что ижора — народ сильный и опасный. В русских же летописях ижорцы впервые упоминаются в 13-м веке в качестве союзников новгородцев. Они отвечали за охрану прибрежных областей от шведов.

Но в 1611 году их землей все-таки завладела Швеция, поэтому многие коренные ижорцы переселились на территорию, подвластную Руси. Но в 1721 году отвоевал эти земли, и они вошли в состав Петербургской губернии.

Перепись 1732 года показала, что на территории Ингерманландии насчитывается около 14 с половиной тысяч ижорян. В 19-м веке их количество слегка увеличилось - до 18 тысяч. Статистика 1926 года показывает следующие цифры: 16137 человек.

Но Вторая мировая война внесла свои коррективы: большая часть коренных жителей была вывезена в соседнюю Финляндию, а много поселений просто уничтожены. Когда они вернулись, жить на родине им не дали, а переселили в Сибирь, где сохранить свою этническую принадлежность и язык стало фактически невозможно. А те ижорцы, что обитали на Карельском перешейке, тоже ассимилировались с местным населением. Носителями языка и исконной культуры остались только жители Кингисеппского района (северо-запад бывшей Ингрии), а также частично уроженцы деревень по реке Коваши.

Терерь ижора — народность вымирающая. В 1959 году их насчитывалось чуть больше тысячи, в 1970-м — 781, а в 1989-м — 276. Самые последние данные — это 266 человек (2010 год). Прискорбно, что средний возраст их составляет 68-70 лет, а это значит, что спустя несколько лет ижора как народность может исчезнуть вовсе.

Язык

Он принадлежит к балтийско-финской группе. Ижорский язык имеет несколько диалектов:

  • сойкинский;
  • хэваский;
  • нижнелужский;
  • оредежский.

Сойкинский является основным, на нем говорит большинство ижорцев полуострова. Хэваский распространен в Ломоносовском районе. По-нижнелужски говорят в низовьях где чувствуется сильное влияние водского языка, потому что водь и ижоры живут там вперемешку. Оредежский исчез еще в 1930-х годах, когда умерли последние его носители. Считается, что это был самый чистый из всех диалектов, поскольку избежал влияния

Но речь вначале была только устной у этнической группы ижора. Народ даже не имел своего алфавита. Письменность у ижорцев появилась только в 1930-х годах по инициативе правительства в рамках программы по культурному развитию малых народов. На базе латинского алфавита были созданы буквы, затем разработана единая грамматика. Даже учеба в школах проводилась на родном языке ижорцев, для этого были изданы учебники. Правда, эту программу вскоре свернули. Сейчас всего лишь половина ижорцев владеют родным языком, поэтому с 2009 года он включен в "Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения" ЮНЕСКО.

Вероисповедание

Ижора — народ, имеющий богатую духовную культуру. Испокон веков ижорцы были язычниками, но в 13-м веке их начали активно обращать в православие.

После того как Швеция завоевала их земли, стало насаждаться лютеранство, правда, оно не пустило свои корни глубоко. Теперь религия ижоры состоит из симбиоза православия и язычества. Например, до сих пор сохранилась вера в духов земли, воды, хранителей домашнего очага, почитаются священные рощи, камни и т.д.

Ремесла

Традиционными занятиями ижорцев издревле были рыболовство и земледелие. Скотину почти не держали. Были развиты гончарство и деревообработка. Промысел салаки и корюшки был основным заработком ижорцев из прибрежных областей до недавнего времени. Но, к сожалению, эта рыба почти перестала там ловиться из-за размножения одного вида рачков. Поэтому старики остались в деревнях, а их дети и внуки давно переселились в в основном в Санкт-Петербург, в поисках хорошей работы.

Культура

Ижора — народ достаточно самобытный. Одним из интересных элементов национальной одежды являлся особый платок (саппано), который женщина носила, не снимая ни днем, ни ночью. Традиционная женская и мужская рубаха (рятсиня) была расшита богатым орнаментом и скреплялась овальной пряжкой у шеи. Также женщины опоясывались поясом, украшенным бисером и

Была близка русской. Это видно и в традиционных избах, и в орудиях земледелия. Песни-причитания — это неотъемлемый атрибут всех обрядов, начиная со свадьбы и заканчивая похоронами.

Известна на весь мир рунопевица Ларин Параске, ее стихи-песни вошли в эпос "Калевала". Памятник, изображающий эту знаменитую ижорку, стоит в центре Хельсинки.

Возможно, вскоре останутся лишь воспоминания об этом некогда могучем народе. Но пока существуют последние представители ижоры, жива и их древняя культура.

Кто такие ižora?

Ижора или по иному инкеройн (inkeroin), ижоралайн (ižoralain), карьялайн, ижор, ižora - это один из малочисленных народов, проживающих в РФ. Численность ижоры в Российской Федерации, по данным на 2010 год, составляет 266 человек. Небольшие этнические группы проживают, также, в Украине, в Эстонии. Относятся ижорцы к финно-угорской группе народов и, наряду с водью, являются коренными жителями Ингерманландии, то есть Ижорской земли, сейчас это Кингисеппский и Ломоносовский районы Ленинградской области. Самые близкородственные народы для ижоры, это финны, карелы. Язык, по лингвистике, больше всего схож с финским. В 2009 году ижорский язык был включен в списки ЮНЕСКО, как мировое культурное наследие, которое может полностью исчезнуть.

По антропологическим характеристикам ижорцы - это люди с европеоидной внешностью, многие голубоглазые, светловолосые или русые, у некоторых наблюдается слабая монголоидная примесь, роста среднего, мужчины коренасты. Открытые, добродушные люди, со слегка лукавым огоньком в глазах, любящие порядок и чистоту, не терпящие праздности, привыкшие работать, но умеющие отдыхать и праздновать. Так можно охарактеризовать народность ижора.

Ещё в начале ХХ века сохраняли они свои обычаи, самобытный жизненный уклад. Однако, с приходом советской власти начались жестокие гонения, репрессии по национальному признаку. Многие были сосланы, другие убиты, оставшиеся грубо ассимилированы. Культурные и языковые традиции изживались, уничтожались. Всё это привело к тому, что ижорцы практически утратили культурное наследие предков, а сам народ стоит на пороге полного исчезновения, как этнос.

История ижоры

Ижорцы, вместе с другими финно-угорскими народностями являются исконным населением Ингерманландии, это земли по руслу реки Невы, вдоль Финского залива, ограниченные Нарвой и Ладожским озером. Имя своё народ получил по названию реки Ижора, возле которой возводили люди свои жилища, в реке же ловили рыбу. Соседствовали ижора с финнами-инкери, об этом говорит схожесть их языков. Некоторые историки-лингвисты, на основе данного факта полагают, что ижорский - это не самостоятельно сформировавшийся язык, а одно из наречий финского. Однако тут нужно учитывать, что ижорцы генетически ближе к карельскому этносу, нежели к финскому. Скорее всего, так показывают лингвистические исследования и археологические находки, в первом тысячелетии нашей эры народность ижора отделилась от общего с карелами прародителя, как самостоятельная этническая ветвь. Уже позже произошло слияние с финскими племенами.

Житель ижорской деревни

Позднее, в VI-VIII веках, пришли на южные территории Ингерманландии славянские племена. В IX столетии водные торговые пути взял под свой контроль «господин великий Новгород». К Х веку с коренными народами у славян сложились добрососедские отношения, торговые и межкультурные связи. Финно-угорские племена принимали активное участие в становлении княжества новгородского. Примечательно, что для славян не было особой разницы в прибалтийско-финских племенах, в русском простонародье все они именовались «чудью». В отличии от западных, католических соседей. Так существует документ в котором, от имени папы Александра III, прописан указ о запрете купцам продавать оружие языческим народам, а далее идёт перечисление: карелам, саамам, води, ижоре.

А что говориться в летописях древнерусских старцев? Первое упоминание ижоры, наряду с карелами, датируется 1228 годом. Летописец перечисляет их среди народов, помогавших Новгороду сражаться против врагов, пришедших с западных территорий. Интересен факт, что в самом Новгороде была улица Чудская, то есть названная в честь финно-угорских соседей. Но со временем могущество новгородских князей ослабевает. В то время господство над землями Ингерманландии взяло княжество Литовское. Литовцы до конца XIV века брали дань с жителей тех земель. В XV веке бразды правления перехватила, вошедшая в силу, Москва. Князья московские, в отличии от новгородских, не сочли нужным учитывать интересы коренного населения, объявив новые территории княжеской собственностью, стали они раздавать их своим вассалам направо и налево. С XVI века началось активное и яростное насаждение православия.

Далее, со второй половины XVI до конца XVII века велись русско-шведские войны, в результате которых, в 1617 году, земли Ингерманландии отошли во владение Швеции. Данные факт был подтвержден мирным договором, датируемым тем же годом. Такое положение вещей сохранялось до начала Северной войны 1721 года, в результате которой регион опять стал частью государства Российского. Помещики, не долго думая, снова начали переселять на вновь обретённые территории своих крестьян, кроме этого тут уже жили финны-лютеране, селились немцы и эстонцы. В общем, этническая карта местности представляла собой лоскутное одеяло. С XVIII века русское влияние усилилось. Близость тогдашней столицы, культовые служения на русском языке, открытие русских школ - всё это способствовало угнетению национального самосознания ижоры, отдаления от самобытных истоков.

Так продолжалось до XIX века, к концу которого только 35% из всего населения, численностью 820 человек, знали родной язык. Потом была революция 1917 года. Советская власть началась для ижоры многообещающе. Стали издаваться учебники родного языка, сформировалась ижорская письменность, на основе латинской азбуки. Принялись реформировать систему образования. Но вскоре всё это сошло на нет, пришел 1930 год, а с ним репрессии, ссылки, коллективизация, террор, угнетение местного населения. Вторая мировая, как и её завершение, также не принесли ничего хорошего. Ижорцев, бежавших в Финляндию, вернули назад. Людей расселяли, сгоняя с исконных мест, по всей территории союза. Только после смерти «вождя народов» и развенчания культа его личности, в 1956 году, смогли ижорские семьи вернуться на свою родину.

Традиции и религия

Исконными промыслами для ижорцев были рыбная ловля, в том числе выходили они в море, земледелие, сбор ягод, грибов, дикого мёда. Позже развитие получили охота, торговля. Из ремёсел популярными являлись гончарное дело, резьба по дереву. Кроме того, женщины, вплоть до середины XIX века, шили традиционные костюмы.

Народное платье

Женщины народности ижора носили длинную рубаху с укороченными рукавами, поверх одевалось одеяние из двух полотнищ, с лямками на плечах, но меж собою не сшитых, по бокам расходившихся. Характерна была юбка без шва, её обматывали поверх рубахи, крепили поясом. Голову покрывали убором наподобие русской «сороки» или головным полотенцем, длинным, спускавшимся до плеч. Конечно, любили женщины украшать свои одежды: бисером, вышивкой, бусами, раковинами каури. Позже, на смену традиционному костюму пришел сарафан, на манер русского.

Верования

С XVI века ижорцев начали обращать в православную веру. До этого у них существовали свои верования, отголоски которых сохранялись до ХХ века. Поклонялись духам-хранителям, каждый из которых выполнял свои функции. По преданию домашний очаг охраняло одно божество, другой дух был хранителем бани, третий оберегал амбар и так далее. Различали лесных и озерных духов, охранителей рыбаков и промысловиков. Уникальным, в своём роде, был специфичный для ижор «бабий» праздник, так называемый женский день. До сих пор сохранился фольклор ižora, это песни: свадебные и погребальные, сказки, эпическая поэзия. Предания о Куллерво, изложенные в рунах. Часть этих рунических текстов являются составляющей эпоса Калевала.

Что готовит день грядущий?

Для сохранения наследия малочисленного народа энтузиастами-краеведами создан музей, в котором кропотливо собраны, бережно отреставрированы и выставлены: народные костюмы, предметы труда, быта, всякая утварь. В последнее время, с возросшей популярностью фольклорных музыкальных коллективов, были созданы несколько фолькгрупп, исполняющих песни на языке ižora.

Экспонаты Ижорского музея

Но и теперь, как в старые времена, из-за людской жадности и халатности чиновников возник риск полного уничтожения культуры ижоры. В наши дни последним, компактным, обособленным местам проживания ижорцев угрожает расширяющееся строительство порта Усть-Луга. Деревни могут попросту снести, это окончательно уничтожит ижору, как самобытную этническую группу.