Г гюго. Виктор Гюго. Биография и обзор творчества. Последние годы жизни

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Виктор Гюго краткая биография французского писателя, поэта и драматурга изложена в этой статье.

Виктор Гюго биография кратко

Годы жизни — 1802-1885

Известные произведения Гюго: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Кромвель».

Виктор Гюго родился в 1802 году в Безансоне, в семье наполеоновского офицера. Семья много путешествовала. Гюго посетил Италию, Испанию, Корсику.

Гюго учился в лицее Карла Великого. И уже в 14 лет писал первые произведения. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены.

Читатели обратили внимание на его творчество после выхода сатиры «Телеграф». В 20 лет Гюго женился на Адель Фуше, с которой впоследствии имел пять детей. Через год вышел в свет роман «Ган Исландец».

Бурную реакцию публики вызвала пьесы «Кромвель» (1827) с элементами романтической драмы. В его доме чаще стали бывать такие выдающиеся личности как Мериме, Ламартин, Делакруа.

Большое влияние на его творчество оказал известный романист Шатобриан. Первым полноценным и, несомненно, успешным романом писателя считается «Собор парижской Богоматери»(1831). Это произведение сразу же было переведено на многие европейские языки и стало привлекать тысячи туристов со всего мира во Францию. После выхода этой книги в стране стали бережнее относится к старинным зданиям.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании (жил в Брюсселе).
В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

В мае 1885 года Париж прощался с знаменитым писателем, поэтом и драматургом. На пути траурной процессии от Триумфальной арки до Пантеона выстроилось множество людей. Они отдавали последние почести создателю Гуимплена, Козетты, Жана Вальжана и Квазимодо, благородному человеку со старомодными манерами и ораторским пафосом. Его звали Виктор Мари Гюго.

Детство

Родился он 26 февраля 1802 года в Безансоне. Детство Гюго прошло под аккомпанемент семейных политических дискуссий между отцом-бонапартистом и матерью-роялисткой.

Отец, выходец из крестьян, дослужился до бригадного генерала наполеоновской армии. Он мечтал вырастить сына жизнелюбивым и активным. Мать же воспитывала в ребенке мечтательность и всячески прививала любовь к литературе.

В первом поэтическом сборнике «Оды» Виктор возвеличивал королевскую власть. Однако вскоре юноша с его пылкой душой и жаждой справедливости проникся ненавистью к тирании и неприглядным образом изобразил короля Людовика XIII в пьесе «Марион Делорм».

Знаток французского народа

В 1827 году Гюго опубликовал драму «Кромвель». В то время во Франции кипела полемика о принципах драматического искусства. Предисловие к драме «Кромвель» стало манифестом романтического течения во всей французской драматургии. По мнению Гюго, жизнь нужно изображать в контрастах, показывая прекрасное рядом с уродливым.

Писатель заговорил с народом на его языке, смело сочетая цветистые сравнения и метафоры с просторечными оборотами. Он имел все основания утверждать, что знает французский язык лучше всех.

Трагическая несправедливость жизни и несчастная, но самоотверженная любовь воплотились у писателя в образе безобразного и доброго горбуна Квазимодо, персонажа романа «Собор Парижской Богоматери» .

Герои Гюго стойко переносят превратности судьбы. Бродяга Жан Вальжан из романа «Отверженные» превращается в мэра и фабриканта, а затем по своей воле снова в изгоя. Странствующий актер Гуимплен, «Человек, который смеется» , узнает о своем аристократическом происхождении. Но в любых ситуациях герои Гюго всегда добры, великодушны и верны себе.

Политическая карьера и изгнание

39-летний литератор был счастлив, когда стал членом Французской академии, графом и пэром, которым, впрочем, ему пришлось пробыть недолго. После падения монархии титул он утратил, однако сумел сохранить уважение сограждан. Писатель даже стал мэром одного их округов Парижа, а в 1848 году – членом Национального собрания.

Авторитет Гюго сыграл свою роль в избрании Шарля Луи Наполеона Бонапарта, племянника императора, президентом республики. Но вскоре писателю пришлось пожалеть об этом. После монархического переворота Гюго и его сыновья, как сторонники демократических реформ, были выдворены из страны. Обосновалась семья на острове Джерси, находящемся между Англией и Францией. Изгнание стало тяжелым ударом для Гюго и его близких.

Возвращение на родину

Французская революция 1830 года и публичные казни пробудили в литераторе отвращение к убийству. В повести «Последний день приговоренного к смерти» Гюго рассуждал о том, в праве ли один человек отнимать жизнь у другого. Своим идеалам писатель не изменил даже после амнистии, объявленной Наполеоном III в 1857 году, заявив, что вернется на французскую землю лишь тогда, когда туда вернется свобода. Падения режима пришлось ждать еще долгих 14 лет.

Соотечественники встретили своего любимца овациями и восторженными криками. Писатель встал на сторону парижских коммунаров. Одна из пушек была отлита на его деньги и названа «Виктор Гюго». Каждый понедельник литератор устраивал обеды для бедных детей.

Последнее разочарование

Но кровавый террор, этот вечный спутник революции, привел Гюго к очередному разочарованию. Он пытался примирить Коммуну и Версаль. За готовность выступить в защиту справедливости Гюго называли совестью Франции. Сам же он в последние годы жизни страдал от невыносимой душевной боли. Его любимая старшая дочь утонула, младшая – повредилась рассудком и умерла у него на руках. Тяжелая болезнь унесла обоих сыновей. Но последним ударом стала смерть его музы - Жюльетты Друэ, французской актрисы, которая всю сознательную жизнь была его спутницей.

Французский писатель, драматург и поэт Виктор Мари Гюго, практически ровесник XIX столетия, был не только свидетелем, но и участником самых значительных событий этого века. Его государственные похороны были не только данью уважения заслугам великого человека, но и апофеозом прославления французской Республики. Останки литератора были помещены в Пантеон, рядом с великими мыслителями Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.