Эвенкия. Путешествие по Подкаменной Тунгуске. (фото). Почему у эвенков главными являются женщины

Эвенки (ранее также встречалось название тунгусы) - один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в частности Прибайкалья. В этой статье мы не раскроем душещипательных тайн, потому как история эвенков вероятно такая древняя, что они и сами давно забыли начало. Пишут об их самобытных легендах и традициях, но тайну зарождения жизни на планете Земля видимо эти легенды отчетливо также не раскрывают.

Поэтому повествуем без сенсаций, может кому пригодится. Существует две теории происхождения эвенков. Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток. Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Увань буквально — «живущий в горных лесах народ» Сами себя они именуют скромно — орочоны, что в переводе означает «человек, владеющий оленем».

По антропологическому типу эвенки — ярко выраженные монголоиды. Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». К XVII веку при численности всего в 30.000 человек они освоили невероятно обширную территорию — от Енисея до Камчатки, и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. Они постоянно кочевали, поэтому о них говорили: эвенки везде и нигде. В начале 20-го века их численность составляла около 63 тысяч человек, а сейчас снова сократилась до 30 тысяч. В политическом отношении до встречи с русскими эвенки зависели от Китая и Маньчжурии. История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века — ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура, который принял сторону русского царя Алексея Михайловича и повел за собой своих соплеменников. Он и его дружина несли охрану российских границ. А эвенки, проживающие в Китае, охраняли свою страну. Так эвенки стали разделенным народом. В Российской империи власть придерживалась правила не совать свой нос во внутренние дела эвенков. Для них была разработана система самоуправления, в соответствии с которой эвенки были объединены в Урульгинскую Степную Думу с центром в селе Урульга. По традиции возглавляла эвенкийскую Думу династия князей Гантимуровых.

После революции, в 1930 году, был создан Эвенкийский национальный округ. Но коллективизация и насильственный перевод эвенков на оседлый образ жизни нанесли сильный удар по их хозяйственным и культурным традициям, поставив целый народ на грань вымирания.

Эвенки — настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они — великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способен поразить цель за триста метров. Были у эвенков особые, «поющие стрелы» с костяными свистунками, которые завораживали зверя.

Но волка эвенк не тронет — это его тотем. Ни один эвенк не оставит без внимания волчат, если они вдруг окажутся без родительской опеки.

В XV—XVI веках эвенки обучились оленеводству, став самыми северными в мире скотоводами. Недаром они говорят: «Наш дом — под Полярной Звездой». У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения: «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. «малу» - закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал "порог" чума. «левират» - обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата. «тори» - брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту. Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник - икэн, или эвин, посвященный наступлению лета - "появлению новой жизни" или "обновлению жизни". Первая встреча обязательно сопровождалась рукопожатием. Раньше у эвенков принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу — левой.

Женщины еще и прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем. В честь гостя специально забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития гость ставил чашку вверх дном, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвигал чашку от себя, хозяйка могла продолжать наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече. Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь. Традиционное жилище эвенков - чум - представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние - от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года. Основа традиционной пищи - мясо диких животных (у конных эвенков - конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью. Эвенкийский язык — точный и в то же время поэтичный. Эвенк может сказать о наступлении дня обыкновенно: рассвело. Но может и так: Утренняя звезда умерла. Причем второе выражение эвенк любит употреблять чаще. О дожде эвенк может сказать просто: пошел дождь. Но старый человек выразит свою мысль образно: небо льет слезы. Есть у эвенков пословица «Огонь не имеет конца». Ее смысл: жизнь вечна, ибо после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки. И не то ли это, что мы называем род?!

В конце мая мне посчастливилось вырваться из Красноярска и слетать на север нашего края в Эвенкию. Там я пробыл почти неделю - снимал, общался с людьми. На два дня мы ездили на моторной лодке вверх по Подкаменной Тунгуске. В ходе этой поездки мне довелось посмотреть на то, как живут люди совсем вдали от цивилизации, как они зарабатывают на жизнь и с какими проблемами им приходится сталкиваться. Но обо всем по порядку, пока расскажу вам про село Байкит.

1. Для начала несколько фотографий с полета. Река Подкаменная Тунгуска.

2. Конец мая, а в Тайге местами все еще лежит снег.

3. Так Байкит выглядит с самолета. Из за мутности стекла пришлось сделать такой эффект.

4. Речка Байкитик.

5. Сейчас в селе проживает около 4000 человек.

6. Аэропорт. Самолет в Красноярск летает трижды в неделю.

8. Расстояние до Красноярска по воздуху 670 км, до Туры - административного центра ЭМР 350 км.

9. Так выглядит гостиница в которой мы жили.

10. Гостиница далеко не шикарная. Двухместный номер обошелся 800 руб/сутки с человека.

11. Основано село в 1927 году. До активного освоения территории здесь проживали немногочисленные коренные народы эвенки и кеты. Сейчас в Байките проживает чуть больше 400 эвенков.

12. Среднеобразовательная школа. Единственная в радиусе нескольких сотен километров.

13. Вдоль многих улиц проложены деревянные настилы для пешеходов. Благодаря им жители могут позволить себе ходить на работу в чем то кроме резиновых сапог.

14. Село растянулось почти на 5 километров от так называемой "Колхозки" что рядом с аэропортом до "Мамаевки" (микрорайон Строитель). Холмистый рельеф весьма затрудняет перемешение по селу, поэтому в большинстве семей есть автомобиль.

15. Большинство автомобилей внедорожники, но это отнюдь не роскошь, а необходимость - хороших дорог нет ни в самом Байките, ни тем более на территории района. Если в холодное время года спасают зимники, то летом много куда нельзя проехать даже на внедорожнике.

16. Поэтому у большинства есть лодки - Подкаменная Тунгуска более надежная транспортная магистраль чем дороги через тайгу. Но без машины опять же никуда, ведь лодку нужно по крайней мере на чем-то доставить до берега.

17. Дороги в Байките только гравийные. Асфальт обещают положить давно, но когда это наконец-то случится никто не знает. Местные жители завидуют Туре - не так давно на нескольких улицах появился асфальт. Летом от дорог стоит пыль, поэтому иногда проходит машина, поливает дороги водой.

19. В селе есть водопровод. Но вода в дома жителей поступает летом только холодная, зимой только горячая.

20. А вот собственно она.

21. Мемориал ВОВ.

22. В Байките есть общественный транспорт, представленный одним маршрутом от "Колхозки" до "Мамаевки" через центр. Ходит автобус примерно один раз в час и стоит 12 рублей.

23. Большинство местных жителей занимается охотой и рыбалкой, хотя многие работают в больнице, школе и других учреждениях.

26. Строительство храма. Открытие планируется уже в этом году.

27. Климат здесь суровый, зимой нередко стоят морозы за сорок градусов. Местные к морозам привыкли и не жалуются, говорят хороший мороз бодрит. Вообще жители жаловаться не привыкли.

28. Байкитцы редко держат собак на цепи. Очень много их бегает по улицам. Но это дворняжки. Настоящие охотничьи лайки очень ценятся, говорят что сейчас хорошую собаку найти очень трудно. Поэтому бродить по улицам их не пускают.

29. С интернетом в Байките все плохо. Сейчас на все село выделен канал 1 Мбит/с. Интернет поставляется через спутниковый канал. Ни о каких "безлимитках" мечтать не приходится - как правило всем офисным работникам выделяется по 100 Мбайт в месяц. Недавно стали подключать частных лиц - для них интернет стоит от 2,3 руб/мегабайт.

30. Несмотря на суровый климат почти у всех есть свой огород. Правда почти все растет только в парниках и теплицах.

31. Кроме частных в селе немало многоквартирных домов. В таких домах везде есть вода, однако все удобства на улице.

32. Импровизированная игровая площадка.

33. Общественный туалет.

36. Эвенки, как и большинство коренных народов Сибири быстро привыкают к алкоголю. Эта женщина не смогла произнести своего имени, однако смогла предложить мне купить ей водки. "Я покажу тебе Эвенкию!" повторяла она.

39. Электроэнергия очень дорогая, так как топливо для дизельной станции заводится по реке. Часто случаются перебои с электроэнергией. Была попытка создать в Байките нефтеперерабатывающий завод для обеспечения более дешевым электричеством жителей поселка. Администрация купила американскую установку, установка была протестирована, получена пробная продукция. Однако оказалось, что американская нефть отличается от эвенкийской - наличие в ней серы и солей не позволили продолжить эксплуатацию.

40. Немало в селе брошенных разваливающихся домов. В них нередко играют дети.

41. Хотя для детей есть несколько благоустроенных игровых площадок.

42. Один из двух детских садов.

43. Второй детский сад. С одной стороны выглядит все неплохо. Деньги на ремонт выделяются ежегодно.

44. С другой стороны идут они в никуда. Ремонт приходится делать постоянно, так как здание само по себе ветхое.

45. Места в садике маловато.

46. Заведующая Елена Юрьевна показывает отошедшую на 10 сантиметров веранду. Сюда детей не пускают - боятся что в любой момент все может обрушиться.

47. В больнице ситуация похожая - главная проблема это ветхость построек. Конечно же есть и множество других проблем, например привлечение молодых специалистов. Например сейчас в больнице нет врача офтальмолога. Ехать работать на север желающих немного, даже с учетом повышенной зарплаты. Еще одна причина это трудность получения жилья для приезжих. Ведь новых муниципальных домов в Байките не строится.

48. Врач терапевт принимает пациента.

49. Главврач Марина Альгисовна.

50. КГБУ НПО Профессиональный Лицей № 91. Это единственное место, где молодежь может получить хоть какое-то профессиональное образование не уезжая на "материк". Здесь выпускники школы могут стать монтерами ЛЭП, поварами, помощниками бурильшиков.

51. Завуч Жанна Викторовна говорит, что для многих детей это единственная возможность выучиться какой-либо профессии. Сюда приезжают учиться и из соседних деревень, для них есть общежитие. Но зарплата у преподавателей небольшая - около 15 тыс.руб.

52. Центр занятости. Расположен он в частном доме, который сдается в аренду. До этого несколько месяцев работники вынуждены были работать на дому. Молодежи без образования в Байките работать негде. Можно получить профессию в местном ПТУ, однако большинство предпочитает ехать учиться в Красноярск. Некоторые люди устраиваются работать вахтовым методом на нефтяные скважины. Однако берут туда местных неохотно. Парадоксально, но доставка их до места стоит дороже, ведь проще собрать людей с юга и посадить на один самолет, чем перевозить на вертолете по несколько жителей из каждой деревни, расстояния между которыми весьма значительные. Плюс к тому жителям ЭМР положено выплачивать северную надбавку к зарплате.

53. Анна Олеговна - работает в Байкитском филиале Эвенкийского краеведческого музея, подрабатывает учителем в школе.

54. Цены в магазинах несколько выше чем в Красноярске. Конечно же это связано с плохой транспортной доступностью села. Продукты, которые могут храниться достаточно долго ненамного дороже, однако цены например на молоко, пряники и все что быстро портится значительно выше.

55. Большая часть продуктов в магазины завозится два раза в год - в конце весны, пока на Тунгуске "большая вода" и зимником.

56. Остальное, то что приходится завозить самолетом обходится значительно дороже.

57. Бутылка пива от 50 рублей.

59. Фрукты на прилавках появляются редко. Хоть их и завозят регулярно, жители быстро все раскупают.

60. Ученики старших классов все как один говорят что хотят поступить в университет и уехать из Байкита. Здесь не видят для себя никаких перспектив.

Такое вот вполне цивилизованное северное вполне село Байкит. В следующих постах я расскажу о том как живут в более глухих деревнях и как ходят на промысел охотники.

На следующий день после прилета в Байкит мы отправились вверх по Подкаменной Тунгуске и реке Камо, чтобы узнать о том, как живут в отдаленных от цивилизации эвенкийских поселениях.

1. Рано утром мы выдвигаемся на набережную Подкаменной Тунгуски.

2. Загружаем вещи в моторную лодку и отплываем.

3. Сопровождает нас местный охотник и рыбак Виталий Анатольевич.

4. Весь путь в одну сторону занял у нас целый день. По пути встретилась всего одна деревня - Куюмба и несколько небольших поселений. Однако периодически по берегу попадаются охотничьи избушки. Охотники бывает уходят на промысел на несколько недель, а то и месяцев. Территория их участков огромна, поэтому приходится строить несколько избушек. Всегда есть главная, в которой охотник проводит большую часть времени. Такие избушки называют "базами".

5. По пути нам попадаются в основном судна груженые нефтью. Пока не построили нефтепровод вывозят "черное золото" только по реке. Вообще Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождение являются одними из самых перспективных для разработки в ближайшие 10 лет.

6. Так называемый "порт" "Славнефти". Сама скважина находится в нескольких километрах от берега.

7. Через пару часов доплываем до Куюмбы.

8. Один из брошенных домов возле реки.

9. Есть несколько новых домов, построенных при государственной поддержке.

10. Население Куюмбы примерно 150 человек. Здесь есть школа, детский сад, магазин. Сотовой связи нет. Почти все жители занимаются только охотой и рыбалкой, работать в Куюмбе почти негде. Некоторые устраиваются работать вахтовым методом на нефтяные скважины, которые находятся неподалеку.

11. Ну и почти у каждого есть свое хозяйство. Кто-то держит коров.

12. По местным дорогам можно ездить только на таком транспорте.

13. Кроме как на лодке, попасть в Куюмбу можно еще на вертолете, который делает рейс раз в 1-2 недели.

16. Администрация села.

18. Первая буровая скважина Куюмбинского месторождения. Пробурена еще в 1973 году.

19. Дизельная.

22. Николай (слева)- коренной житель Куюмбы. Занимается изготовлением деревянных лодок. Наобещал сделать лодки многим, мешают этому постоянные запои.

23. На берегу мы встретились с местными охотниками.

24. Охотники говорят, что бензин стал слишком дорогой, а для моторных лодок его надо немало - двигатель лодки потребляет горадзо больше чем у любого автомобиля.

25. Ругают законы за то, что для георазведки не запрещена вырубка просек шириной до 4 метров. После вырубки охотник не получает никаких компенсаций, хотя зверь боится людей и уходит.

26. Несмотря на это, места для заготовки дров для них находятся очень далеко от деревни. Приходится порой ездить больше чем за 100 километров и тратить немало топлива для доставки.

29. Километрах в 50 от Куюмбы находится лагерь лесозаготовщиков. Здесь работает 20 человек. Живут в вагончиках и избушках.

30. Выполняют заказы как муниципальные, так и частные. За смену заготавливают до 20 кубов древесины.

31. Работники в основном из Ошарово, села в примерно 150 километрах отсюда.

32. Виталий Анатольевич говорит что нередко пьют. Из-за этого нет никакой дисциплины, а контроллировать их некому, работа встает.

34. Встречают лесопильщики нас довольно добродушно предлагают перекусить и попить чай - гостеприимство здесь у людей принято, иначе без помощи порой приходится трудно, ведь расстояния между поселениями немаленькие.

35. Сын Виталия Анатольевича.

36. Алексей следит за порядком в избушке, готовит еду.

38. И снова несколько часов по Тунгуске и мы сворачиваем направо - реку Камо.

39. Природа вокгуг порой завораживает.

40. Хотя бывает и такое. Пожары случаются и тушить их на такой огромной территории как Эвенкия бывает нелегко.

41. Делаем остановку еще в одной избушке.

42. Здесь мы встречаем Николая. Рыбаки его называют Налим. Как говорит Виталий Анатольевич - Николай хороший охотник, но большой любитель выпить. Вообще среди охотников много пить не принято, ведь это мешает промыслу.

44. Ильяз. Родился в Казахстане. В детстве с родителями переехал в Куюмбу. Работает на дизельной станции, и конечно как и все в Куюмбе занимается охотой и рыбалкой - одной зарплаты мало чтобы прокормить семью. Бывал в разных городах, видел как живут там люди, но уезжать никуда не собирается. Виталий Анатольевич попросил его быть нашим проводником по реке Камо. Река не такая полноводная как Тунгуска, чтобы в это время проехать на моторке, надо знать как объезжать пороги и отмели.

45. Под вечер наконец добираемся до места ночлега - одной из охотничьих избушек на реке Камо.

46. Природа вокруг.

49. Здесь растет ягель - так называемый олений мох. Но оленей среди тайги не разводят, они есть только на севере района в Суринде. Хотя дикие олени встречаются.

50. На ужин быстренько приготовили суп из макарон и тушенки. Виталий Анатольевич достал взятое в дорогу - копченого тайменя и вяленое оленье мясо.

51. На следующий день на привале увидели лося, подошедшего к реке с другого берега. Попытки его подстрелить оказались безуспешными, слишком далеко был.

54. На следующий день в вода в реке сильно упала. Эвенкийская традиция - кидать монеты в реку перед порогом. Считается что так можно задобрить дух реки. Так мы и сделали вместе с нашими проводниками.

55. Приплываем к устью Камо. Здесь с здесь в 1952 года стоит метеостанция.

56. Клавдия. Рассказывает, что последнее время часто приходят медведи. Оружия у них нет, не положено. Гоняют медведей собаки. Так как не разрешено оружие, охотой не занимаются, только рыбачат.

57. Работает 3 человека. 2 раза в год им завозят продукты - консервы, крупы и прочее самое необходимое. Выращивают в теплицах помидоры, огурцы.

58. Тунгуска в окрестностях Куюмбы.

59. Здесь недалеко находится небольшое поселение, где живет Александр с семьей.

60. Кроме них здесь живет еще четверо человек. Александр говорит, что бензин стал совсем дорогой, а соболь - единственное что приносит доход его семье стоит совсем мало. Мясо и рыбу продавать почти невыгодно, ведь стоимость транспортировки весьма высока.

63. Вот так живут люди вдали от асфальтированных дорог и базовых станций сотовой связи. Нельзя сказать, что живут плохо, каждый, кто не ленится может обеспечить себе нормальную жизнь. Большинству местных жителей без разницы кто сидит в Кремле. Лишь бы государство не вмешивалось в их жизнь новыми законами ограничивающими их промыслы.

64. Ну и напоследок хотелось бы показать несколько фотографий бескрайних просторов Эвенкии с высоты.

Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага - воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище, эвенкийка с легкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий.

Она занималась выделкой шкур и пошивом из них верхней одежды, унтов и шапок, сбором и обработкой бересты, из которой она же изготавливала посуду и тиски (покрытие для лодок и чумов из проваренной в пресной воде бересты). У потомков пеших эвенков женщины ухаживали за оленями, а у амурских конных охотников - за лошадьми.

Также женщина вьючила караван и вела его по определенному маршруту на место стойбища. Для подобного путешествия ей было необходимо обладать хорошими навыками ориентирования на местности. Зимой ей приходилось самостоятельно расчищать площадку от снега, рубить жерди для чума и дрова для очага.

Женщины-охотницы

В малодетных семьях, кроме домашних дел, женщины и девушки промышляли пушного зверя. В своей монографии исследователь Василевич описывает случаи, когда женщины охотились на медведей, лосей и оленей. Также она рассказывает и о том, что среди эвенков бассейна Енисея и Манчжурии наблюдала женщин, занимавшихся столь нелегким промыслом до преклонного семидесяти-восьмидесятилетнего возраста, как пушной охотой до 100 лет.

К концу XIХ века женщины стали приносить в дом и денежный доход. Высокое скорняжное мастерство эвенкиек позволяло получать заказы на изготовление меховых изделий. Кедровые шишки и ягоды также были популярным товаром у русских соседей.

Эвенки-охотники, как правило, заключали браки со взрослыми девицами. Жена, имеющая опыт ведения домашнего хозяйства с «хорошим пальцем», всегда пользовалась заслуженным уважением. Влияние матриархальных устоев материнско-родового строя, при котором авторитет женщины в общине был непререкаем, со временем нивелировалось. Ведь мужчина был не только главным добытчиков в семье, но и защитником.

Мужчина - защитник

До XX века периодически возникали вооруженные столкновения с враждующими племенами по территориальным и имущественным разногласиям. Было множество и других причин, из-за которых мог разгореться конфликт. Например, кровная месть, обвинение шамана из чужого рода в смерти сородича или неудачное сватовство. Женщина не участвовала ни в военных конфликтах, ни в судебных спорах. Она не могла быть ни судьей, ни подсудимой.

У таежных эвенков нередко встречались полигамные браки, в которых несомненное преимущество принадлежало первой жене. Вторая и последующие жены были, как правило, дополнительными помощницами для ведения хозяйства. Исследователь Третьяков писал: "Тунгусы - язычники, смотря по состоянию, имеют иногда 2 и 3 жены, которые из ревности постоянно враждуют друг против друга, и через это вынуждают иногда тунгуса колотить их немилосердно". А Степанов в своих наблюдениях отмечал, что тунгусы "имеют по многу жен и живут как с друзьями, - часто предлагают жену другому охотнику на промысел".

Множество разнообразных обязанностей, лежавших на женских плечах, делало эвенкийку более независимой. Отношения между супругами обычно строились на дружбе, взаимной поддержке и уважении.

Независимая эвенкийка

Если они жили в семье мужа, то женщина могла называть по имени его младших родственников и шутить с ними, но при общении со старшими существовали ограничения. Она не должна была прямо смотреть на них, называть по имени, прикасаться к их вещам. Женщине приходилось прятать свои волосы и открытые участки тела.

Несмотря на множество запретов, эвенкийка всегда была полноправной участницей в обсуждении семейных дел. Как правило, главами семей были пожилые женщины, которые пользовались особым уважением и авторитетом. Необходимо подчеркнуть, что ограничения, в том числе связанные и с женской физиологией, были направлены на сохранение здоровья эвенкийки и ее потомства, а также на предупреждение неприятностей на охоте.

Например, во время «критических дней» женщине запрещалось переступать через место, на котором свежевали зверя, а также самой разделывать добычу. У эвенков, занимавшихся рыболовством, в этот период женщина не могла ни принимать участие в рыбалке, ни переправляться по реке поблизости. Мужу приходилось передавать жене рыбу из рук в руки, ведь ей было запрещено прикасаться к общему улову.

Василевич отмечала: «Беременной запрещалось трогать подвесной крюк для котла, чтобы ребенок не был дураком…После родов запрещалось есть…рыбу, чтобы ребенок не был слюнявым, голову тетерева, чтобы ребенок не качал головой, мясо с головы медведя, чтобы ребенок не кусался, мясо гагары, чтобы нос его не походил на гагарий клюв, мясо зайца, чтобы у ребенка не было «заячьих» выпуклых глаз. Ребенку, пока он не говорил, не давали сосать подколенное сухожилие оленя (индыкэн), чтобы колени не болели, и мясо медведя, чтобы не онемел».

Главное божество тоже женщина

Сильное влияние матриархата отразилось на роли женщины в религиозной обрядности. Ведь главное божество, весь видимый мир – Буга (Бува, Боа) представлялось эвенкам добродушной пожилой сгорбленной женщиной. Существовали и другие устойчивые зрительные воплощения женского образа в религиозном культе. Например, считалось, что хозяйками жизни и смерти были две женщины - солнце и луна.

У илимпийских эвенков солнце считалось хозяйкой неба, а луна - ее младшим братом. Наравне с мужчинами, женщина могла становиться служителем культа, посредником между миром людей и духов – шаманом. Испокон веков женщина считалась хранительницей очага, поэтому именно она совершала обряд кормления огня – имты. Обожествлённый дух огня представлялся эвенкам доброжелательным существом в образе старушки -«бабушки» (Эникэ).

Он был связующим звеном в общении с духом - хозяином тайги, который влиял на домашних и диких животных и определял человеческую судьбу. Перед каждой трапезой первый лучший кусок бросали в огонь со словами: «Такого же пошли». После чего каждый охотник «делился» с огнем едой из своей тарелки. Нельзя было оставлять нож, иглу острием к огню, чтобы не поранить ноги «бабушке», и бросать в огонь острые предметы, чтобы «бабушка не подавилась».

Обряд дарения-улганни, сакральный подтекст которого состоит в укреплении души и судьбы человека через мир природы. Его совершают преимущественно женщины, привязывая на ветки деревьев тряпичные ленточки. Женщина всегда ассоциировалось с началом новой жизни. Именно поэтому она являлась ключевой фигурой ритуала встречи и проводов перелетных птиц. Он был связан с бесконечной сменой жизни и смерти - круговоротом в природе.

Эвенки, чья история исчисляется не одним тысячелетием, и сегодня стараются придерживаться правил, установленных предками.