«Это ты, наша молодость…» Молодёжь, её судьба и подвиг в повести Б.Л. Васильева «Завтра была война». За что боролись герои повести Завтра была война

Эссе Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война».
Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева.
Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.
Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.
Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.
В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.
С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи – и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга.

Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из такихкниг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева. Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь. Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» — это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей. Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания — казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности. Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова — лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине. В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много. С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде — вместе, везде — сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи — и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга. На долю ребят выпало первое в их жизни серьезное испытание. Смерть — всегда нежданная гостья, тем более в шестнадцать лет. Именно в таких ситуациях, не в радости, а в горе, каждый показывает свое истинное лицо, раскрывается без остатка и еще больше сближается с настоящими друзьями. Подростки пережили это вместе, и, возможно, поэтому автор не испытывает восторга от встреч с одноклассниками. Воспоминания лежат тяжелым камнем на их сердцах и слишком больно ворошить старые раны. Молчаливый понимающий взгляд нередко бывает приятнее получаса пустой беседы. В 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм по этой книге. Несомненно, экранизация интересная и эмоциональная, но читать мне понравилось больше, чем смотреть. В учебниках истории война — это цепь сражений, переговоры, мирные договоры, капитуляции и контрибуции. В прочитанном произведении Васильева война — это перечеркнутые раз и навсегда жизни, искалеченные судьбы. Герой, погибший за свою страну, — не простые слова. Лишить себя радости увидеть своих детей и внуков, познать радость любви, пройти жизненный путь постепенно и спокойно умереть в старости — большинство учеников 9 «Б» променяли все это на жизнь своей страны и нас, будущих поколений.

В этой статье мы рассмотрим одно из лучших творений Бориса Васильева - повесть «Завтра была война». Краткое содержание произведения будет интересовать нас в первую очередь. Также поговорим о теме и идее.

О чем эта повесть

Книга была написана в 1972 году, но в печать не вышла, так как ее запретила цензура. Впервые повесть смогли прочитать только в перестройку. «Завтра была война» (краткое содержание представим ниже) - произведение, основанное на реальных событиях, так как в нем описываются судьбы одноклассников писателя.

Повесть рассказывает о становлении личности, о взрослении ребенка, о том, как он постепенно формируется и преображается. Пролог и эпилог отделены от основных событий десятками лет, это уже не воспоминания автора о прошлом, а голос из настоящего. В них Васильев дает понять, что юность - самое лучшее время в человеческой жизни. Родители не должны вмешиваться во взросление отпрысков. Их удел - воспитывать детей, но как только те вырастают, они уже не вправе что-либо менять. Родителям остается одно - любить их.

«Завтра была война»: краткое содержание по главам. Пролог

Начинается произведение с воспоминаний о 9 «Б» классе, в котором автор учился. В память о былых временах у него осталась лишь старая фотография. Ее подбила всех сделать Искра Полякова, неутомимая активиста. Из всего класса в живых, кроме автора, осталось только 19 человек. Возникают перед внутренним взором писателя и другие товарищи - спортсмен Пашка Остапчук, изобретатель Валька Александров, робкая Лена Бокова, легкомысленная Зина Коваленко.

Вспоминает он тихого Зининого отца, у которого вся спина была исполосована шрамами - память о Гражданской войне, и мать Искры, ходившую в кожанке и высоких сапогах. Эту женщину дети побаивались, но не знали, что у нее в таких же шрамах была душа.

Глава первая. Судьба Сашки Стамескина

Начинается описанием осени повесть «Завтра была война» Васильева (краткое содержание по главам представлено в статье). Зина Коваленко, пока родителей нет дома, разглядывает свое тело в зеркале и понимает, что стала женщиной. В этот момент раздается звонок в дверь - пришла Искра Полякова, «совесть класса», которую Зина слегка побаивалась. Идеалом для Искры была ее мать, товарищ Полякова, служившая комиссаром. Недавно девочка узнала, что ее мать - очень несчастная женщина, когда застала ту ночью плачущей, за что была выпорота солдатским ремнем.

Искра пришла к Зиночке рассказать о том, что Сашка Стамескин бросает школу. Занятия с этого года будут платными, а мать Сашки растит сына одна, и лишних денег у них нет. Искра считала Стамескина личным достижением, так как еще год назад он был двоечником и хулиганом, и только ее влияние помогло образумить его.

Зиночка нашла выход: Стамескина можно устроить на авиационный завод, при котором открыта вечерняя школа. Вскоре дело было улажено, и Сашку взяли на работу.

Глава вторая. Артем Шефер

Начинается произведение знакомством с группой подростков-одноклассников (это подтверждает и краткое содержание). «Завтра была война», вопреки названию, рассказывает о жизнях и судьбах детей, а не о военных действиях.

Героем этой главы стал Артем Шефер, который увлекался легкой атлетикой и книгами. Лишь один недостаток не позволял ему стать отличником - мальчик «скверно говорил», не мог отвечать на уроках устно. А все было из-за Зиночки, в которую Артем был влюблен. Под взглядом девочки его язык костенел. Эту тайну знал один Жорка Ландыс, его лучший друг.

Все лето Шефер работал чернорабочим, и весь заработок собирался потратить на празднование шестнадцатилетия. В назначенный день у Артема собралась большая компания, возглавляла которую Искра. Гости играли в фанты, танцевали и читали стихи. Вика Люберецкая выбрала что-то из «упадочного» Есенина. Искре так понравилось, что она попросила у одноклассницы потрепанный томик на время.

Глава третья. Валендра

Немаловажная ценность повести в том, что она прекрасно рисует советское время. Составить представление о жизни довоенной страны поможет даже краткое содержание. «Завтра была война» описывает именно мирное время.

Ребята учились в многоэтажной школе, которую построили совсем недавно. Сначала директором назначили Валентину Андроновну, которую дети звали Валендрой. Она навела казарменный порядок в школе. Но через полгода на ее место назначили Николая Ромахина, который вернул все как было и распорядился повесить зеркала в женских уборных. Валендра была очень зла.

Зиночка случайно рассказывает Валентине Андроновне о стихах Есенина. Девочка опасается последствий и отправляется к Люберецким, чтобы предупредить.

Глава четвертая. Кого выбрать?

В каждом учебном году Зина выбирает для себя нового возлюбленного. При этом ее целью было не понравиться объекту воздыхания, а мечтать о взаимности и страдать от ревности. Однако в этом году влюбиться у нее не получилось. Дело было в том, что она никак не могла выбрать среди трех претендентов, одним из которых был Юра, первый красавец в школе. В метаниях Зиночка написала 3 одинаковых письма к разным адресатам. Но ни одно отправить сразу не решилась. За несколько дней раздумий два послания она потеряла, и одно из них случайно нашла Валендра. Учительница отнесла находку к директору, но тот просто сжег письмо.

В это же время дружеские отношения между Искрой и Сашкой переросли в нечто большее. Как-то, гуляя по парку, они поцеловались.

Глава пятая. Арест

Можно увидеть устроенный и налаженный быт многих людей, читая краткое содержание («Завтра была война»). Ничего не предвещает грядущей трагедии. Дети взрослею, влюбляются, радуются жизни.

Красавец Юра приглашает Зину в кино на вечерний сеанс. Родители бы не отпустили девочку, но в этот день они были на работе. После просмотра фильма Юра предложил посидеть где-нибудь. Зина вспомнила про укромную скамеечку в кустах у дома Люберецких.

Пока молодые люди там сидели, к дому подъехал черный автомобиль, из которого вышли трое мужчин. Они вошли в тот подъезд, где жила Вика. Через какое-то время они вывели и посадили в машину отца Люберецкой. Зина побежала к Искре и обо всем ей рассказала. Девочка предела случившееся маме. Полякова отправляет в ЦК письмо, в котором защищает арестанта.

Глава шестая. Враг народа

Подходит к своей кульминации повести, а следовательно, и наше краткое содержание. «Завтра была война» - произведение, которое нельзя назвать соцреалистическим, так как оно обнажает и неприглядные стороны советской власти. Именно поэтому книга так долго находилась под запретом.

Искра и Зина договорились не рассказывать об аресте никому. Но Юра разболтал всем о случившемся. Ребята решили, что это неправильно, и задумали отомстить ему. Вызвав первого красавца в котельную, Артем начинает с ним драку. Когда «дуэль» окончилась, ребята отправились к Вике, чтобы поддержать ее.

Валендра пишет на директора доносы, из-за которых тот получает выговор. Учительница обвиняет и Артема, намекая на то, что драка была политической. Но Зина вступается за друга, сказав, что это она стала причиной ссоры. Валендра пытается заставить Искру исключить Вику из комсомола на общем собрании. Девочка отказывается. Позднее Сашка рассказывает, что Люберецкого объявили врагом народа за то, что он продал разработку нового самолета немцам.

Глава седьмая. Неожиданная смерть

Есть и весьма трагические моменты в повести «Завтра была война» (краткое содержание по главам). Васильев не идеализирует свое прошлое, несмотря на то, что читает это время лучшим в жизни.

По школе разносится слух о скором увольнении Ромахина. Также становится известно о том, что на ближайшем школьном совете Вика будет исключена. За день до собрания девочка зовет друзей к себе на дачу. Но дом был опечатан, и ребята разожгли костер рядом и сидели разговаривая. На берегу реки Вика позволила Жорке, давно в нее влюбленному, поцеловать себя.

На следующее утро состоялось собрание, но Люберецкой на нем не было. Зину посылают за подругой, девочка возвращается и рассказывает, что та умерла.

Глава восьмая. Похороны

Продолжается наше краткое содержание («Завтра была война» Бориса Васильева). Сутки велось расследование смерти Вики. Девочка оставила записку, в которой говорилось, что она отравилась снотворным. Похоронами занялась мама Артема. Но машину достать не удалось. Тогда директор закрыл в день похорон школу и вместе с другими старшеклассниками нес гроб через весь город. Искре мать запретила «устраивать панихиду», но она не выдержала и на кладбище громко читала стихи Есенина. Мальчики посадили на могиле куст шиповника. Только Сашка не пришел на похороны.

Дома Искру за непослушание мать собиралась выпороть, но девочка пригрозила, что уйдет. Полякова очень любила дочь, поэтому не стала ее наказывать.

Глава девятая. Развязка

Как можно заметить, нет и строчки о Велико Отечественной в произведении «Завтра была война» (содержание книги доказывает это).

Искра получает бандероль от Вики. В ней было две книги (Грина и Есенина) и письмо. В послании она рассказала, почему решилась на такой шаг - ей легче было умереть, чем отказаться от отца. Сашка, гуляя с Искрой, стесняется ее, так как девочка общалась с «дочерью врага народа». Девочка в слезах убегает домой.

Директора увольняют и даже собираются исключить из партии. Но власть Валендры длится недолго. Мать Зины помогает Ромахину вернуться на прежнее место.

Вскоре оправдывают Люберецкого. Сашка прибегает в класс с этим известием. Ребята решают всем классом сходить к нему, чтобы рассказать о последних дня дочери. Люберецкий сначала не понимает, что 45 детей делает у него под окном. Но постепенно завязывается разговор, Зина предполагает, что виноват во всех бедах високосный год. Следующий должен стать намного лучше. Однако девочка ошиблась - следующим годом был 1941-й.

Эпилог

С тех пор прошло 40 лет. Автор едет на встречу выпускников в родной город. Из их большой компании живы только Зина, Пашка Остапчук и Валька. Шефер погиб, подрывая мост, Жора был летчиком и не вернулся с войны. Ромахин руководил подпольем, связным которого была Искра. Обе Поляковы были повешены немцами.

У Зины родилось двое сыновей - Жора и Артем. Стамескин выбился в люди, стал директором авиазавода. А Пашка, носивший прозвище Эдисон, теперь часовщик, хотя в детстве ему пророчили судьбу великого изобретателя.

Так оканчивается повесть «Завтра была война» Васильева. Краткое содержание, разумеется, не может передать эмоций и силы оригинала, но дает представление о сюжете и героях.

1. Б. Л. Васильев и его повесть « Завтра была война».

Борис Львович Васильев родился двадцать первого мая 1924 года в семье командира красной армии, в городе Смоленске, на Покровской горе. Когда началась война, Борису Васильеву было всего семнадцать лет. Он ушёл на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под миномётным огнём противника, теряя на этой войне друзей и близких. Именно пережитое писателем на этой войне помогло донести до нас то, что происходило в те страшные годы. Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как «В списках не значился», «Встречный бой».

В популярном когда-то молодёжном журнале «Юность» (№ 6, 1984) была напечатана повесть Бориса Васильева, которая заставила заговорить о себе и читателей, и критиков, и ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель назвал своё произведение «Завтра была война».

Повесть «Завтра была война» написана в 1972 году. И наряду с повестью этого писателя «А зори здесь тихие» стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Его талант выразился главным образом в том, что он мог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком. Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть рассказывает о самом трудном и прекрасном времени в нашей жизни – юности.

Роман «Завтра была война» о старшеклассниках, которые мечтают о красивом будущем и ещё не знают, что их ждёт за школьным порогом. А за школьным порогом их ждала война...

Свой первый бой герои книги выдержали ещё до Великой Отечественной войны, каждый из героев пережил свою нравственную войну, сделал свой выбор. Мальчишки и девчонки взрослели. У каждого появлялся свой идеал, больше стали прислушиваться к другим людям, к себе. Появлялись разногласия с теми, кому привыкли подчиняться. Молодые герои начали устанавливать свои правила, трезвее оценивать ситуации, совершать много хороших поступков, помогать друг другу.

Бориса Васильева волнует момент произведения - взросление детей. Автор утверждает: «Ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей; воспитывать подрастающее поколение, конечно, необходимо, но взросление должно идти своим особым путём ».

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель размышляет, обдумывая и переоценивая всё то, что произошло с ним сорок лет назад.

Герой Васильева, убелённый сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие. Основная часть произведения - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, повествователь переключается на более ранние события, затем снова возвращается к нему. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.

Эпилог подытоживает повесть резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в тысяча девятьсот семьдесят втором году, размышляя вместе с автором над прошлым.

Повесть называется «Завтра была война». Смысл такого названия в том, что автор в настоящем времени рассказывает о прошлом и о том, что ждёт героев в будущем. Слово «завтра» предполагает будущее время, а стоящий рядом глагол «была» - прошедшее время. Это название парадоксально. Васильев подобрал именно это название, потому что он пишет о своей юности, о своем прошлом, когда войны еще не было. Для героев книги война - завтра, а юность была накануне войны. Повесть перед эпилогом заканчивается словами: «Следующий год будет счастливым, вот увидите!». Следующим был 1941 год. В то время это значило, что война будет завтра, а сейчас мы говорим, что война была.

О войне в произведении практически ничего не сказано, и это не случайно. В повести нет бомбёжек, стрельбы и сражений. Самой войны нет. В книге описывается то, как жили люди до неё. До тех страшных сороковых годов. Война ещё впереди, завтра, но суровая её тень уже накрывает всё происходящее в знаменитом на всю школу 9-м классе «Б». Война не главное в этой повести, она как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы.

Борис Васильев пишет: «Разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим». И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

На страницах повести раскрыта целая историческая эпоха. Это были непростые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Сама обстановка морально подготовило подрастающее поколение к предстоящей войне, но никто из них не знал, что их ждет впереди. Каждый из них жил и думал о своем счастливом будущем. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться, но были жестоко оборваны. В это время ученикам знаменитого 9 «Б» выпало тяжелое испытание, именно в эти, ещё довоенные годы, герои книги выдержали свой первый бой.

Девушки и юноши слушают танго «Утомлённое солнце», стремятся на великие стройки пятилеток. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но в эту романтику врывается страшное настоящее: репрессии, аресты и доносы. Семья репрессированного автоматически выключается из жизни общества, и её члены должны сделать свой выбор: либо отречься от родного человека, который вдруг становится врагом народа, либо пережить свой круг ада, страданий и унижений вместе с народом.

2. ТРАГЕДИЯ ВИКИ ЛЮБЕРЕЦКОЙ

История с Викой Люберецкой, трагедия её семьи поставила шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассников девочка. Она, похоже, была старше их, может, поэтому не имела друзей до девятого класса. Возможно, эта непохожесть на других девочек и привлекла Жорку Ландыса, который давно был влюблён в Вику. Вика это чувствовала. Она призналась в этом Искре, в своём прощальном письме.

«А вчера я прощалась с вами, с Жоркой Ландысом, который давно был влюблён в меня, я это чувствовала. И поэтому поцеловалась в первый и последний раз в жизни».

Вика была красивой. Не миленькой толстушкой, как Искра, не хорошеньким бесёнком, как Зиночка, а вполне сложившейся, спокойной, уравновешенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами. И взгляд этих глаз был необычен: он словно проникал сквозь собеседника в какую-то видимую только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому что Вика всегда ей улыбалась.

Вика всегда стремилась подружиться с Искрой Поляковой. Ей нравилась прямота девушки, ее искренность. Искра, в свою очередь, попросить о чем - либо Вику не могла, считала её несколько подозрительной, какой – то странной, совсем не героической. Вика же считала Искру максималисткой.

Девочки часто спорят о красоте. У Искры была своя точка зрения на красоту. Полякова признавала красоту, запечатленную раз и навсегда на полотнах, в книгах, музыке или скульптуре, а от жизни требовала лишь красоту души, подразумевая, что всякая иная красота сама по себе уже подозрительна. Красота для Искры была лишь результатом, торжеством ума и таланта, очередным доказательством победы воли разума над непостоянным и слабым человеческим естеством. Сомнений для неё не существовала, так как её мать- товарищ Полякова - убеждённая коммунистка - считала все сомнения душевной слабостью. До общения с семьёй Люберецких Искра всегда знала все ответы на все вопросы.

Именно Вика помогла Искре посмотреть на жизнь иначе. А началось, наверное, всё с чтения стихов Сергея Есенина.

«Вика прошла на середину комнаты, раскрыла тонкий, потрёпанный томик, строго посмотрела вокруг и негромко начала:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я с роду…

Это Есенин,- сказала Искра, когда Вика замолчала. - Это упадочнический поэт. Он воспевает кабаки, тоску и уныние.

Вика молча усмехнулась.

Молчала и Искра, поскольку стихи ей очень понравились, и спорить она не могла. И не хотела. Она точно знала, что стихи упадочнические, потому что слышала это от мамы, но не понимала, как могут такие стихи быть упадочническими. Между знанием и пониманием возник разлад, и Искра честно пыталась разобраться в себе самой.

Ты умная, Искра?

Не знаю, - опешила Искра.- Во всяком случае, не дура.

Да, ты не дура,- улыбнулась Вика.- Я никому не даю эту книжку, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.

Спасибо, Вика, - Искра тоже улыбнулась ей, кажется впервые в жизни. – Верну в собственные руки.

Искра бережно прижимала к груди зачитанный сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина».1

Так происходит первый значимый контакт между двумя совершенно противоположными девочками, между Искрой Поляковой и Викой Люберецкой.

Вика тяготится своим одиночеством. Она самолюбива, больше всего боится, что кто-нибудь будет её жалеть, а жалость ей была не нужна. Нужно открытое, честное понимание. Вика верит, что на такие отношения способна принципиальная Искра, честно считавшая, что « в своих делах мы должны разбираться сами. Надо вырабатывать характер». Именно Искра первая среди одноклассников понимает, что Вика перешагнула некий рубеж, повзрослела раньше их, «приноровилась» к новому состоянию.

Девочки не спорят, они смело высказывают свое мнение на волнующие их темы.

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине совершенно разные, но это не мешает им уважительно относиться друг к другу. Рисунок № 3

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине

Вика Искра

    Представление Искры о счастье Вика считала долгом.

    Счастье – любить и быть любимой.

    Святая обязанность женщины – научиться любить, рожать детей, создавать в доме уют.

    Главное – это семья, построенная на взаимном уважении.

    Красота – гармония

    Истину надо доказывать

    Счастье – быть полезной своему народу, это помощь угнетенным народам, это уничтожение капитализма во всем мире.

    Считает, что для женщины тоже важно служить своему делу

    Красота – результат победы разума над слабостью человеческой души

    Зачем спорить с истиной?

Да, Искра очень тянулась к Вике, чувствуя в ней умную и тонкую девушку. Тянулась к хорошим книгам и разговорам, к уюту большой квартиры, к удобному, налаженному быту, хотя, если б ей сказали об этом, она бы яростно, до гневных слёз, отрицала эту слабость.

Но больше всего девочка тянулась к отцу Вики, Леониду Сергеевичу Люберецкому, потому что у самой Искры отца не было, и в её представлении Люберецкий был идеальнейшим из всех возможных отцов, которого, правда, надо было немножко перевоспитать. И Искра непременно бы его перевоспитала, если бы.… Но никакого « если бы » не могло быть, а пустыми мечтаниями Искра не занималась.

Вика тоже всегда восхищалась своим отцом, считала его идеалом и любила до самозабвения. Она гордилась его наградами: орденом Боевого Красного Знамени за гражданскую войну и орденом за высокие достижения в мирном строительстве. Гордилась его многочисленными именными подарками от наркома: фотоаппаратом и часами, радиоприёмниками и патефонами. Гордилась его статьями, его боевыми заслугами в прошлом и его прекрасными делами в настоящем.

И вдруг в одну тёмную осеннюю ночь арестовали отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Его увезли на «чёрной Марусе» - это машины, в которых увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, - увезли как врага народа.

Отца арестовали. Почему? Неужели её добрый, умный отец - враг? В это, конечно, невозможно поверить. Но, тем не менее, шестнадцатилетняя девочка оказалась перед выбором: либо отречься от своего отца и сохранить верность идеалам своей страны, либо остаться со своим отцом и считаться той, которая предала интересы своей страны.

«Уйти отсюда – значит поверить, что папа и в самом деле преступник. А он ни в чём не виновен, он вернётся, обязательно вернётся, и я должна его ждать!» - в это Вика свято верит.

Дочь не могла отказаться от своего отца, она, шестнадцатилетняя девчонка, выбрала смерть. Это страшный выбор. Жизнь Вики закончилась, так и не успев начаться.

Своё прощальное письмо Вика адресовала Искре, потому что Полякова её самый большой и единственный друг. Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика ценила это.

Вика писала: « Я пишу не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызвали к следователю, и я знаю, в чём именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа -честный человек. Я всё время об этом думаю, думаю о вере в отцов и твёрдо убеждена в том, что, если мы перестанем верить своим отцам, что они честные люди, мы окажемся в пустыне. Тогда ничего не будет. Одна пустота».

Вика поступила так, потому что любила отца, не могла отказаться от него, не могла и не хотела,. Она твердо была уверена, что « нельзя предавать своих отцов, иначе мы убьём сами себя, своих детей, своё будущее», разорвём мир, выроем пропасть между настоящим и прошлым.