Эсамбаев махмуд алисултанович. Махмуд Эсамбаев: Моя еврейская мама. Детство, фронтовая юность

Как будет отмечаться юбилей на родине легендарного танцовщика, рассказала «ВМ» Роза Ташаева, начальник отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Чеченской Республики:

– У нас сейчас идет Рамазан, не очень принято в это время устраивать мероприятия, но в такой день, 15 июля в Грозном, в одном из домов культуры, даст концерт детский ансамбль песни и танца, который носит имя Махмуда Эсамбаева. А основные крупные мероприятия, связанные с 90-летием танцовщика, пройдут в столице Чеченской Республики осенью. VI ежегодный международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который пройдет с 15 по 20 октября, мы посвящаем памяти великого артиста. Он проходит ежегодно, к нам приезжают артисты из разных стран и со всей России. У нас всегда на конкурсе работает компетентное жюри, куда входят российские и зарубежные хореографы. Когда основная часть конкурса закончится, 19 октября состоится большой гала-концерт – вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Кроме того, с апреля 2014 года у нас проходит конкурс изобразительного искусства, посвященный нашему прославленному земляку. Лучшие работы участников в жанрах скульптура, живопись, графика, прикладное искусство – будут показаны в Грозном с 18 сентября по 20 октября на выставке, посвященной творчеству Эсамбаева. Мы пропагандируем творчество и имя этого человека, его вклад в хореографию.

У Абдуллы Эсамбаева, племянника артиста, корреспонденты узнали, что в Москве вечер памяти также переносится на осень:

Юбилейный вечер, посвященный памяти Махмуда Эсамбаева, пройдет в Москве 26 сентября в концертном зале «Россия» в Лужниках. Большой концерт будут вести народный артист СССР Иосиф Кобзон и народный артист России, известный диктор Владимир Березин. Среди участников не случайно Иосиф Кобзон и Юрий Антонов: они работали в Чечено-Ингушской республике и стали там заслуженными артистами. Начало их пути к славе было проложено там и при помощи Махмуда Эсамбаева. Например, Иосиф Давыдович называл Махмуда Эсамбаева старшим братом, он об этом написал в своей книге. Его мама попросила, когда Иосиф Давыдович не был еще таким знаменитым, чтобы Махмуд как за братом за ним смотрел. У чеченцев если дано слово – значит до конца. Еще в концерте примут участие Сосо Павлиашвили, Тамара Гвердцители и многие другие популярные исполнители.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Алисултановича:

– Рано утром 15 июля я еду на кладбище. Там в этот день по традиции собираются поклонники отца из Москвы, Петербурга и других городов страны. Я продолжаю с ними общаться, они мне звонят, пишут, помнят его и не перестают любить, для них он – живой. Удивительно, но у отца, несмотря на всю его занятость, гастроли, всегда находилось время для поклонников. Всегда и всем доставал контрамарки. Но на письма не мог всем ответить – отвечала мама. Она ему рассказывала, что пишут, а он говорил, что кому ответить. Знаете, когда отца не стало, поклонники очень тяжело переживали его смерть…
Я совсем недавно в книжном магазине открыла книгу и меня поразило, что Махмуд в переводе с персидского означает «сверкающий». Имя ему удивительно подходит. Отец был не только удивительный артист, но и жизнерадостный человек. Всегда говорил: «Никогда не делайте ничего плохого. Даже если вас обидели, никогда не отвечайте злом». Я должна написать о нем книгу, потому что он этого достоин. Он был трудоголик, всю жизнь посвятил искусству. Но мне пока тяжело…

Из биографии Махмуда Эсамбаева

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 - в Пятигорском театре музкомедии. Юность Эсамбаева пришлась на годы Великой Отечественной войны, и он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений, в госпиталях. В 1944–1956 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (поскольку семья была выслана в Среднюю Азию, как и другие семьи чеченцев), где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

Затем артист оставил академическую сцену и выбрал главным делом жизни народный танец, став в 1957 года солистом филармонии Чечено-Ингушской АССР. Много гастролировал по стране и за рубежом и всюду имел грандиозный успех, создал свой коллектив и первую сольную в СССР программу «Танцы народов мира».

Народный артист СССР Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в городе Грозный построены новые здания драматического театра и цирка.

В честь Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. В 2007 году в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области установлен памятник артисту. С 2009 года проспект Революции в Грозном носит имя артиста. В 2011 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга А. Н. Мусаева «Махмуд Эсамбаев».

Знаменитые танцы Махмуда Эсамбаева: «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), «Танец огня», «Ля-коррида» (испанский).

Факт

Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. Композитор Никита Богословский однажды пошутил: «Самые неудобные места в зрительном зале – это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе».

"Главное, чтобы люди были объединены, чтобы они не говорили, кто какой национальности. Об этом не думали". Махмуд Эсамбаев

Боже, как сегодня актуальны эти слова!
А с экранов телевизора только и слышишь - чеченцы, таджики, грузины,украинцы и т.д...
Когда-то мы все были одним народом, и до сих пор нас многое объединяет, не смотря на политику и политиков!


Великая балерина Галина Уланова сказала о нем однажды:
"Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются раз даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы..."

"Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет", - отмечал Юрий Григорович
, известный балетмейстер.

Герой светских хроник последних лет, где его неизменная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет гордости Эсамбаева - осиная до старости талия...

29 октября 2009 года в 18:00 во Дворце Спорта "Лужники" ГЦКЗ "Россия" состоялся "Вечер Памяти Махмуда Эсамбаева".

В июле 2009 года отмечалось 85-летие со дня рождения выдающегося танцовщика XX века.

Биография Махмуда Эсамбаева:

Великий танцовщик Махмуд Эсамбаев ушел из жизни в начале 2000-го года. Ему исполнилось 75 лет. По традиции его должны были похоронить в чеченском родовом селении Старые Атаги, но война не позволила соблюсти традицию, Эсамбаева похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Близкие говорят, что военные события в Чечне ускорили смерть этого человека, в последние годы жизни Махмуд жил с болью в душе.

Махмуд Эсамбаев, будущий академик Международной академии танца, родился 15 июля 1924 года, 85 лет назад, в селе Старые Атаги, где умел танцевать каждый мужчина и каждая женщина. Не считая танец профессией, отец Махмуда, Алисултан, был в ярости, когда узнал, что его сын выступает со своим номером в коллективе кочующего по чеченским аулам цирка. Отец прятал от Махмуда одежду, запирал дома, но все было бесполезно. В 15 лет Махмуд поступил в хореографическое училище г. Грозного, куда переехала их семья. Одновременно участвовал в концертах Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца.


Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете».
Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.

Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы.
Его приняли, оценив возможности самородка, после двухлетнего профессионального образования (для танцовщика срок малый до невозможности). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в "Тарасе Бульбе" и феи Карабос - отрицательной героини "Спящей красавицы". Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр. И объедет весь мир с программой "Танцы народов мира".
И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.

Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды и почетные звания - народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя социалистического труда. Трижды он был лауреатом международных конкурсов.

Его при жизни называли "чародеем танца", "Шаляпиным в танце", звездой балета и эстрады, великим, гениальным, "легендой XX века"... Об Эсамбаеве и с его участием снято несколько художественных и документальных кинофильмов. Имя Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее "Звезды эстрады Российской Федерации" в Москве перед Государственным концертным залом "Россия".

Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка...

Актёрские работы - фильмография:

* Великий Туран (1995) (из цикла "Зов предков", 1-й фильм дилогии)
* Увертюра (1994)
* Приключения маленького Мука (1983)
* Пока бьют часы (1976)
* Честное волшебное (1976)
* На край света(1975)
* Земля Санникова (1972)

Воспоминания об Эсамбаеве близко знавших его людей:
http://www.esambaev.ru/me.php?id=16

Руслан Наршхоев:
После спектакля в Большом театре в Москве фуршет был. Махмуд в шапке, галстуке, как всегда, подтянутый, грустный был, в очень депрессивном состоянии. "Скажи?" Махмуд не решался. В конце концов, когда его доняли, а там был Лужков, там были министры, он сказал: "Я скажу", и он сказал очень грубые, но точные слова: "Пусть сдохнут все, кто начал войну". Сделал паузу и сказал: "И все, кто за это не выпьет". И все выпили.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Эсамбаева:
Может быть, с начала войны он постепенно стал угасать, понимая, что ничем не может помочь. Можно сказать, что это явилось одной из основных причин его смерти. Вы знаете, уже в больнице он каждый раз просил включить, когда были новости. И мы видели его глаза, наполненные слезами.

Это был фанат, трудоголик, он мог работать в репетиционном зале по восемь часов. Утром у него был легкий завтрак, так как он мало ел, а потом он уходил и работал. Если концерт, то он четыре часа репетировал до концерта, он старался каждый день репетировать, чтобы поддерживать себя в форме. Спокойно восемь часов, десять часов мог быть в репетиционном зале. Просто человек был одержим своим искусством, и он не представлял себя вне работы. Если он не репетировал, и если у него не было концерта, значит он должен был целый день ходить помогать людям, кому он мог помочь. То есть у него все время было занято, тем не менее, он всегда находил время уделить каждому, как бы и мне, и своим внукам.

А вообще сложно сказать, какой самый любимы танец. Танец-заклинание. Там такой текст, что колдун режет белую курицу, наносит на себя магические пятна и начинает свой танец медленный, ритуальный для того, чтобы освободить людей от зла. И потом вбирает всю негативную энергию и в конце он гибнет. И вы знаете, на самом деле это был танец, который был потрясающий. Он настолько себя отдавал в этом танце, он настолько входил в эту роль, что даже был такой случай: на сцене вошел гвоздь ему в ногу, и он дотанцевал этот танец и упал без сознания. То есть он входил в этот образ. Да, этот танец очень сильное впечатление оставлял у зрителя. Просто я знаю отзывы о "Макумбе", сам танец был настолько поставлен виртуозно и здесь, можно сказать, его воплощение в роль. То есть были такие случаи, когда приводили своих больных детей, просили его исцелять после этого танца. То есть настолько верили в то, что он на самом деле колдун.

Олег Кусов:
В начале 60-х годов в Баку на студии "Азербайджан-фильм" была снята художественная картина "Я буду танцевать" о жизни Махмуда Эсамбаева. В фильме он представлен под фамилией Ишхоев. В нем есть эпизод и о небывалом успехе танцовщика на престижном фестивале.
"Я буду танцевать" - это не единственная телекартина, в которой снялся Махмуд Эсамбаев. Интересны его актерские работы в таких фильмах, как "Земля Санникова", "На край света", "Честное волшебное", "Увертюра", "Великий Tуран". Об Эсамбаеве сняты документальные ленты, написаны книги. Руслан Наршхоев автор одной из них - "Махмуд Эсамбаев - чародей танца".

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. В этой статье я расскажу вам о человеке, имя которого во всех уголках Земли произносят с воодушевлением. При этом, каждый раз используют эпитеты – «маэстро танца», «патриарх мировой хореографии», «величайший танцор века», «народный артист восьми республик». Как вы уже поняли, зовут его – Махмуд Эсамбаев.

Говорят, что есть люди, которых невозможно перехвалить. Именно к таким относится Махмуд Алисултанович. Его жизнь – это настоящее воплощение победы сильного духа над трусостью и злом. Махмуд Эсамбаев на протяжении 35 лет избирался депутатом Верховного Совета и за это время его назвали «народным слугой». Ведь, девизом его жизни всегда было – помогать людям и не ждать за это благодарности. Фраза «доброта спасет мир» принадлежит ему. Махмуд всю жизнь протягивал руку помощи людям и хотел обогреть их теплотой своей души. Но, самое главное, каждый раз, делая добро, он сам становился от того счастливее.

Такие танцоры рождаются раз в 1000 лет. Во всем вире великие хореографы и танцоры, такие как Игорь Моисеев, Галина Уланова, давно это признали. Эсамбаев очень любил Россию и свой чеченский народ. Ведь, вспомним знаменитые слово маэстро: «У меня два крыла – Чечня и Россия». Без участия Махмуда Алисултановича не проходило ни одно значимое в Советском Союзе мероприятие. Концерты, фестивали, праздники, знаменательные даты, юбилеи, «Голубой огонек» — везде Махмуд был самым желанным гостем. И, практически всегда, он задавал тон, неоднократно просили его выступить на «бис».

Биография и творчество Махмуда Эсамбаева

Родился будущий король танца в селении Старые Атаги 15 июля 1924 года в семье чеченца Алисултана из тейпа Ишхой (кстати, о чеченских тейпах напишу большую статью). Любовь к танцу у в те годы прививалась еще с младенческих лет. Ведь, людей, которые не умели танцевать, на Кавказе считали неполноценными.

Когда Махмуду было 7 лет, отец очень часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор поражал всех своим талантом. Но, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что этот юнец прославится на весь мир. В те времена по селам и городам разъезжали кочевые цирки. В 8 лет Эсамбаев в составе одного из таких цирков начинает гастролировать по Чечне. Данный факт вызывает ярость у его отца, так как он считает, что – это не дело настоящих мужчин и так семью нельзя прокормить.

Вообще, складывается такое ощущение, что сама судьба вела его за руку к вершинам мастерства. Все, что происходило в жизни Махмуда, случалось «вопреки, а не благодаря». В 1934 году в Чечню приезжает Любовь Орлова и ей говорят, что есть мальчик, который просто превосходно пародирует ее. Конечно же, Орловой стало интересно посмотреть на него. Когда Махмуд спародировал ее, она очень долго смеялась и сказала, что у этого мальчика большое будущее. Именно встреча с цирком и Любовью Орловой укрепили в сознании маленького Махмуда ясное и четкое желание стать актером.

В 1939 году в возрасте 15 лет Эсамбаев поступает в Грозненское хореографическое училище и начинает участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля. Но, в 1941 года начинается . Махмуд в составе ансамбля уезжает на фронт, но во время выступления его ранят в ногу. Лечащий хирург тогда объявит ему, что он больше не сможет танцевать. Это был первый удар судьбы. Но, Эсамбаев не опускает руки и в 1943 году в Пятигорске в театре оперетты ему предлагают сразу несколько ролей. Кстати, он был награжден «Орденом Отечественной войны» II степени.

Но, в 1944 году приходит новая беда. Всю семью Эсамбаевых насильственно депортируют в Киргизию. Этого удара судьбы не перенесла его мать, которая ушла из жизни, видя страдания своей семье. Отец тоже очень сильно заболел. Но, Махмуд и здесь не сломался. Он упорно трудился и верил, что его звезда когда-нибудь взойдет.

Здесь талант молодого раскрылся в новой огранке. Долгих 12лет, вплоть до 1956 года, Эсамбаев является солистом Киргизского театра оперы и балета. До сих пор, в этой среднеазиатской республике считают его одним из основателей киргизского балета. Махмуд Алисултанович исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан». Кстати, именно здесь отец признал, что был не прав, когда противился выбору своего сына.

Позже сам Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии». Махмуд стал самым первым танцующим мужчиной в Киргизии, которому было присвоено звание Народного артиста Киргизской ССР. Хочется сказать, что он во всем был первым, ведь не зря в дальнейшем он станет Народным артистом еще 7 республик.

Наступает 1957 год и, начиная с этого времени, фортуна сопровождает его везде. Как раз в тот год в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи. Махмуд очень хотел попасть на него, но понимал, что средств на это у него нет. В это тяжелое для семьи время его поддержала жена Нина.

Они продали все ценности, хоть и было их немного (ковер, швейная машинка), и он поехал покорять столицу. Конечно же, сейчас мало кто помнит о том, что ему пришлось спать на вокзалах и жить впроголодь, лишь случайная встреча с балетмейстером Большого театра Крамаревским, который был знаком с Эсамбаевым, помогла молодому таланту.

Дальше была победа в двух номинациях, золотые медали, слезы счастья родных. Лучше всех тот момент описала дочь Стелла Эсамбаева:«Я была маленькая, а мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, закричала: «Стеллочка, папа наш получил все!». И вот я помню этот момент, я как ребенок воспринимала тот момент, но я была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости. На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, то есть она была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой.

На фестивале Махмуд Эсамбаев удостоился самых лестных отзывов и почестей. Прочитайте, что о нем сказала великая Галина Уланова:

«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются, даже не знаю, во сколько лет, может быть единожды. Он имеет уникальные данные. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен, и самое замечательное, что он своими силами нашел форму выражения своего искусства, искусства своего народа. Мне кажется, что его танцы, все, что он исполняет, никто другой не смог бы сделать как он. Даже имея физические данные, которые бывают только у считанных людей, и то не всякий артист балета сможет делать то, что удается Махмуду. К тому же он начал заниматься искусством нашего классического балета довольно поздно. Может, это даже и лучше, что он начал в детстве танцевать не в классической школе, может быть, у него тогда много и пропало бы. А так у него осталась народность, народность во всех смыслах этого слова. И это здорово»

После фестиваля Эсамбаев решает расширить свой репертуар и начинает обучаться различным танцам народов мира. Самым сложным здесь является то, что мало исполнить танец технически, нужно прочувствовать его так, чтоб народ посмотрел и признал его своим. Вот, как описывает свое решение перейти в жанр народных танцев сам Махмуд Эсамбаев:

«Оставив академическую оперу, я двинулся в трудный и полный неожиданностей путь. Трудный оттого, что традиций сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало, и, потому, что работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом. И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцору мало. Его школой должна быть сама жизнь»

На этом поприще талант Эсамбаева раскрылся в новых красках. Рассказать о всех танцах, которые исполнил Махмуд, лучше не сможет никто, кроме него самого. Поэтому, предлагаю вам посмотреть уникальный фильм, в котором сам Махмуд Эсамбаев рассказывает о своей жизни и творчестве:

Здесь же хотелось бы сказать о том, что каждый юбилей Махмуда отмечался с большим размахом и помпезностью. Нет, он сам не хотел этого, просто друзья и товарищи каждый раз устраивали в его честь грандиозные мероприятия. На свое 50-летие в 1974 году он был удостоен звания Народного артиста СССР, в день своего 60-летия в 1984 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В 70 лет его награждают орденом Дружбы за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность, а в 75 лет – он получает орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Отношение к войне и своему народу

Однажды в Большом театре на фуршете в присутствии бывшего мэра Москвы Лужкова и многих министров Правительства Эсамбаев произнес следующие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне!». Все были просто обескуражены, но никто не посмел сказать ему слова. принесла большие страдания Эсамбаеву. Он видел и чувствовал боль своего народа. Переживания усиливались еще и потому, что он всю жизнь старался помогать людям, а тут был бессилен. Махмуд пытался докричаться и достучаться до Правительства и мирового сообщества, но его никто не слышал.

Каждый раз, когда у него спрашивали о его состоянии, ответ был таким: «Это все мелочи, там гибнут мои родные люди – и это самое страшное». Близкие люди стали видеть, как на глазах Махмуд стал угасать. Вот, о чем мечтал великий танцор в последние годы жизни: «Приезжая всякий раз с гастролей, я ходил по Грозному и любовался каждым вновь построенным домом. Сам помогал строить и аэропорт, и театр, и здание Республиканского комитета. Теперь все это разрушено. Нет, я не смогу видеть все, что там натворили, я сразу же упаду и умру». Он со слезами на глазах произносил: «Только вот еще бы раз хотел увидеть мои тополя, которые я посадил в родном селе Старые Атаги. Но, видно, этому не суждено сбыться».

Действительно, за время двух Чеченских компаний был нанесен невосполнимый урон культуре не только чеченского народа, но и . Посмотрите, что пишет дочь Эсамбавева о его тогдашних переживаниях:

«Наш дом в Чечне безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией. Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну»

К великому сожалению, Махмуд Эсамбаев не дожил до этого дня. 7 декабря 2000 года ушел из жизни великий сын Кавказа, а вместе с ним – величайшая эпоха. Это день ознаменовался трагедией не только для всех , но и для всего мира. Согласно традиции, его должны были похоронить в родном селе на чеченской земле, но пламя войны не позволило исполнить последнее пожелание Махмуда. Его похоронили в Москве на Даниловском мусульманском кладбище.

Несомненно, что война в Чечне ускорила смерть мэтра. Сегодня в его честь в Грозном установлен памятник. Дело его продолжают племянники Саид-Абдул и Саид-Магомед Эсамбаевы, а также дочь Стелла Эсамбаева. Созданы и успешно функционируют Всемирный Благотворительный Фонд и ансамбль имени М.Эсамбаева. Также, его именем назван астероид 4195 (Esambaev).

Махмуд Эсамбаев навсегда останется в наших сердцах как человек, который любил и восхвалял людей. Он стал гражданином мира и таковым будет всегда! Для нас Махмуд всегда будет жив! В заключении хочу показать вам небольшой репортаж о нем:

– Стелла Махмудовна, далеко не все поклонники таланта вашего отца знают, что его феерическая карьера начиналась чуть ли не в лагерных условиях...

– В 1944 году он, как и весь чеченский народ, был депортирован в Среднюю Азию. Отцу каждый день приходилось отмечаться в комендатуре как спецпереселенцу. Однажды папа отказался от этой унизительной процедуры. Состоялся скорый суд, и его отправили на рудники в отдаленный поселок Актюз. Условия там были ужасные, папа тяжело заболел и чуть не умер. Но как только поправился, пришел в лагерный клуб, собрал людей и начал репетировать с ними разные номера.

Труппу стали приглашать на другие рудники и даже в городские театры. А вскоре ансамбль под его руководством получил известность во всей Киргизии. Через шесть месяцев папу освободили.

Мало кто знает, что Эсамбаев был ранен на фронте. Агитбригада советских мастеров искусств, в которой он тогда работал, часто выезжала с концертами на передовую. Однажды во время его выступления вблизи разорвался снаряд. Осколок попал в ногу. Несмотря на адскую боль, папа дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач прооперировал его и сказал: «Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете».

После ранения отец вернулся домой, в Киргизию. Устроился работать в Киргизский театр оперы и балета. В те годы здесь собрались известные мастера искусств, оказавшиеся в эвакуации. Вскоре он стал местной знаменитостью. Люди приходили специально посмотреть «на Эсамбаева».

Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта «Танцы народов мира». Как он возник?

– Вначале папа танцевал в балете, где ставки молодых артистов, даже известных, были невысокими. Чтобы немного подработать, он устроился еще в филармонию. И долгое время разрывался между филармонией и театром.

В послевоенные годы по всей стране гремел ансамбль под руководством Игоря Моисеева. Именно знакомство с творчеством Моисеева, по словам отца, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Он долго вынашивал ее.

Однажды, это было весной 1957 года, пришел домой после концерта и сказал маме, что собирается в Москву, где состоится первый международный фестиваль. Хочет попробовать свои силы.

Конечно, это был рискованный шаг. Но мама его поддержала: «Ты должен поехать. Уверена, ты добьешься успеха».

И вот приезжает он в Москву и сразу попадает на всероссийский конкурс. Исполнил испанский танец. Жюри единогласно присудило победу высокому и красивому танцору из Киргизского балета. Потом выступил на всесоюзном конкурсе, и опять высшая награда. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три высшие награды только за один год.

Позже Игорь Моисеев поставил ему восточный танец с ножами. Это был очень эффектный и динамичный танец.

В 1959 году папа выехал на четыре месяца в Южную Америку, где начал собирать материал для сольной программы.

– Видимо, оттуда привез и «Макумбу»?

– Вы знаете, во время исполнения этого танца заговорил мальчик, потерявший речь из-за тяжелой травмы. Это произошло в Херсоне в 1964 году. Отца пригласили выступить в культпросветучилище. Он рассказывал о себе, и все это время с первого ряда на него вдумчиво смотрел, не задавая никаких вопросов, юноша. Потом отец узнал, что его звали Анатолий Барыкин. В конце выступления папа спрашивает у директора: «Почему этот мальчик все время молчит?» Директор отвечает: «Вы знаете, Махмуд, пять лет назад с ним произошел несчастный случай и вследствие этого он перестал разговаривать. Врачи ничего не могут поделать».

«Приведите его на концерт, – говорит отец, – и вообще, возьмите всех ваших детей».

Папа рассказывал, что в тот вечер он танцевал «Макумбу» для этого мальчика. Будто чувствовал, что сможет помочь ему. Это очень тяжелый, драматичный ритуальный танец. Колдун совершает магические действия и постепенно изгоняет злого духа. Но сам при этом погибает, ценой жизни избавляя людей от зла.

И вот во время танца, когда герой падает, раздается душераздирающий крик. Это был немой Барыкин. Он кричал: «Махмуд…» А затем упал без чувств.

Папа, конечно, об этом не знал. Он сидел в гримерке и приходил в себя. И тут заваливается целая процессия. Все кричат, плачут. Творится что-то невообразимое. Отец рассказывал, что такого сильного эмоционального подъема он никогда не испытывал в жизни.

– Махмуд Алисултанович не имел духовного образования. Но все его поступки удивительно сочетаются с канонами священных писаний...

– Отец всегда любил говорить – «Делай добро! И никогда не жди, что тебе ответят». Он не посещал мечеть, но жил по Корану. Был очень набожным человеком, хотя и не совершал традиционный намаз. «Аллах должен быть в душе», – любил он повторять. При этом каждый свой шаг сопровождал молитвой, даже выход на сцену.

– А каким был Эсамбаев в обычной жизни, в отношениях с близкими – детьми, супругой, родственниками?

– Знаете, очень легким человеком, с огромным чувством юмора. У нас всегда было приподнятое настроение только оттого, что он дома. Не помню, чтобы мы когда-нибудь унывали, когда оставались вместе. В доме всегда царила радостная атмосфера. Он умел жить легко, несмотря на то, что жизнь его не баловала.

В общении с людьми также был необычайно легок. Норвежские телевизионщики сняли картину «Танцующий дипломат», подчеркивая необычайную деликатность его манер и талант общения.

И еще он очень любил людей. Однажды в Ялте я зашла утром к нему в номер и вижу следующую картину – все кровати заняты, везде спят дети, взрослые, а его нигде не видно. Оказывается, ночью к нему приехали друзья из Хабаровска и он уступил им свое место.

Папу я нашла на балконе. Он спал на надувном матраце, прикрыв голову соломенной шляпой и укрывшись сверху полотенцем.

– А как ваша мама, Нина Аркадьевна, воспринимала происходящее? Ведь женщине нелегко выдержать такой ритм?

– Конечно, она очень уставала, но никогда не подавала виду. Она жила ради него и для него.

Мама никогда не оставалась равнодушной к людям, хотя росла в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Родители без слов понимали и всегда поддерживали друг друга.

– 80-летие Махмуда Эсамбаева будет сегодня широко и торжественно отмечено в киноконцертном зале «Россия». А как вы отмечаете дни рождения своего отца дома?

– Весьма скромно. К нам в этот день приходят только самые близкие друзья – те, чьей дружбой отец очень дорожил.

7 января 2017 года - годовщина со дня смерти выдающегося артиста балета и эстрадного танцовщика, актёра, хореографа и балетмейстера, народного артиста СССР, героя Социалистического Труда Махмуда Алисултановича Эсамбаева. Накануне мы побывали на его могиле. Памятник ему был наполовину засыпан снегом. Нам пришлось буквально раскапывать его.
Махмуд Эсамбаев скончался в Кремлевской больнице в 15 часов 10 минут в возрасте 76 лет. Тогда все средства массовой информации сообщили о том, что похороны великого танцовщика состоятся, как и положено по его статусу, на Новодевичьем кладбище. Однако могила, вырытая рядом с покоящимися здесь выдающимися артистами Борисом Бруновым и Галиной Улановой, так и осталась пустой. Почему…
- Решение о месте захоронения Махмуда Эсамбаева принимали Владимир Путин и Юрий Лужков (тогдашний мэр Москвы – Р.И.), сообщила мне в те траурные дни начальник Управления Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Татьяна Чепелькина. – По просьбе родственников умершего и с учетом его заслуг правительственная комиссия дала согласие на мемориальное кладбище рядом с Новодевичьем монастырем. И все-таки по религиозному признаку и в связи с новым обращением близких покойного, а также согласно его воле мы остановились на мусульманском участке Даниловского кладбища…
Но, как выяснилось, ни о каком мемориальном кладбище никто из родственников покойного никогда и не заикался.
- Он умер на моих руках, - рассказал мне Абдулла Эсамбаев, племянник Махмуда Алисултановича. – За 15 минут до смерти ему стало плохо. Рядом находилась его дочь Стелла, которая очень любила и уважала своего отца. Я не хотел, чтобы она видела последние мгновения самого дорогого человека, и попросил ее покинуть палату. Мой дядя умер достойно, как мужчина, с именем Аллаха на устах.
Я тогда задал вопрос племяннику, ожидал ли его дядя скорой смерти, и он сказа мне:
- Да. И мы тоже это понимали. Когда я у него спросил, есть ли какое-либо желание, что нужно сделать, дядя сказал: «Пока будут силы – творите добро». После кончины я и два моих брата отвезли его к себе в подмосковный пансионат «Лесной городок». Там мы произвели обмывание тела и сделали все необходимое, как положено по нашим законам. Проститься с ним туда пришло много народу.
Я спросил Абдуллу, оставил ли Махмуд Эсамбаев завещание и говорил ли дядя что-либо по поводу своих похорон?
- По нашим обычаям человека хоронят там, где он родился, - заявил мне тогда племянник артиста. – Поэтому после известия о смерти дяди на его родине в селе Старые Атаги, подготовили могилу и ждали нашего прибытия. Да и здесь, в Москве, взбунтовались чеченские друзья. Они требовали переправить тело в Чечню. Конечно, никто из нас не слышал последнего слова усопшего, не знал о завещании. А все происходило так. Собрал он как-то нас, троих племянников, пригласил свою супругу Нину Аркадьевну и заявил: мол, в Москве есть мусульманское кладбище, где татары захоронены, вот туда меня и положите. Это вам мой наказ. Да и раньше дядя говорил: «Если дома будет идти война. Похороните меня здесь…» Ему не хотелось, чтобы во время этого священного ритуала что-нибудь случилось. Ведь в Чечне были случаи, когда во время военных действий обстреливали траурную процессию и даже убивали людей.
Родственники великого танцовщика были глубоко удивлены тому, как правительство отнеслось к их горю, предоставив престижное место для захоронения Махмуда Эсамбаева. И все же они решили не изменять своим традициям. По их мнению, Новодевичье кладбище – это музей. Здесь лежат великие люди. И, тем не менее, когда им сообщили о том, что там для великого танцовщика уже вырыта могила, они возмутились тому, что с ними этот вопрос никто не согласовывал.
- Речь шла только об организации процедуры прощания и поминок, как положено у христиан, - пояснил мне Абдула Эсамбаев. - Мы пошли навстречу. Хотя надо отметь, сделали это в ущерб усопшему. У нас, если человек умер вечером, то на следующий день до заката солнца обязаны его похоронить. Нам пришлось откладывать все на сутки и выделить практически целый день на то, чтобы все желающие могли бы проститься с покойным. Мы старались понять людей, но нарушать правила тоже не хотелось. Вы же видели, дядя лежал не в гробу, а на ковре, укрытый буркой, как и полагается по нашим законам. Конечно, нас вынудили в чем-то уступить, но не выполнить последнюю волю дяди мы просто не могли. Его завещание – для нас закон. Вот почему мы отказались от Новодевичьего кладбища.
Я напомнил племяннику его же слова, что по закону чеченец должен быть похоронен там, где родился. На что он мне категорически заявил:
- Перезахоронение обязательно будет. Даст Бог, лучшие времена наступят, и тогда наш дядя сможет вернуться домой.
- Да друзья мечтают перезахоронить нашего Махмудика на его родине, - подтвердила мне тогда вдова Эсамбаева Нина Аркадьевна.
Вот уже прошло 17 лет со дня смерти Махмуда Эсамбаева. Однако его тело до сих пор покоится в Москве. Как нам сообщили в администрации Даниловского кладбища, никто из родственников не обращался с просьбой перезахоронения артиста на родине. Более того, после смерти его вдовы её похоронили тут же…
Руслан ИГНАТЬЕВ-ИЖЕВСКИЙ