Эмиль золя - биография, информация, личная жизнь. Краткая биография и анализ творчества эмиля золя

Энциклопедичный YouTube

Биография

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в городе Париже в семье принявшего французское гражданство инженера итальянского происхождения (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла ), построившего канал в Эксе , и матери француженки .

Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов - типичные «романы-фельетоны » («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines , 1866), «Поход» (Une campagne , 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne , 1897)). Эти выступления - знак его активного участия в политической жизни.

Смерть

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство , но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон » расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждения на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе, признавался ему, что намеренно заблокировали дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии .

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки Нинон» (Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte , 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867).

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи ».

Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.

Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и подлинно-глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в «Ругон-Маккарах». С той же сосредоточенностью, с какой автор систематизировал «естественное» (физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять её социальное содержание, интерес которого исключителен.

Стиль Золя противоречив в своей сущности. Прежде всего - это стиль мелкобуржуазный в чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении, - «Ругон-Маккары» не случайно являются «семейным романом», - Золя даёт здесь очень полное, непосредственное, очень органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника отличается исключительной целостностью, ёмкостью, но именно мещанское содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.

Здесь мы вступаем в область интимного - начиная с портрета, занимающего видное место, до характеристик предметной среды (вспомним великолепные интерьеры Золя), до тех психологических комплексов, которые возникают перед нами, - всё дано в исключительно мягких линиях, все сентиментализировано. Это - своеобразный «розовый период». Роман «Радость жизни» (La Joie de vivre , 1884) может рассматриваться как наиболее целостное выражение этого момента в стиле Золя.

Намечается в романах Золя и стремление обратиться к идиллии - от реального бытоизображения к своеобразной мещанской фантастике. В романе «Страница любви » (Une Page d"amour , 1878) дано идиллическое изображение мелкобуржуазной среды с сохранением реальных бытовых пропорций. В «Мечте» (Le Rêve , 1888) реальная мотивировка уже устранена, даётся идиллия в обнажённой фантастической форме.

Нечто подобное встречается и в романе «Проступок аббата Муре» (La Faute de l"Abbé Mouret , 1875) с его фантастическим Параду и фантастической Альбиной. «Мещанское счастье» дано в стиле Золя как нечто падающее, вытесняемое, отходящее в небытие. Всё это стоит под знаком ущерба, кризиса, имеет «роковой» характер. В названном романе «Радость жизни» рядом с целостным, полным, глубоким раскрытием мелкобуржуазного бытия, которое поэтизируется, дана проблема трагической обречённости, надвигающейся гибели этого бытия. Роман построен своеобразно: таяние денег определяет развитие драмы добродетельных Шанто, хозяйственная катастрофа, уничтожающая «мещанское счастье», представляется основным содержанием драмы.

Ещё полнее это выражено в романе «Завоевание Плассана» (La Conquête de Plassans , 1874), где распад мещанского благополучия, хозяйственная катастрофа интерпретируется как трагедия, имеющая монументальный характер. Мы встречаемся с целой серией таких «падений», - постоянно осознаваемых как события космической важности (запутавшееся в неразрешимых противоречиях семейство в романе «Человек-зверь» (La Bête humaine , 1890), старый Бодю, Бурра в романе «Дамское счастье» (Au Bonheur des Dames , 1883)). Когда рушится его хозяйственное благополучие, мещанин убеждён, что рушится весь мир, - такой специфической гиперболизацией отмечены хозяйственные катастрофы в романах Золя.

Мелкий буржуа, переживающий свой закат, получает у Золя полное и законченное выражение. Он показывается с разных сторон, выявляющих его сущность в эпоху кризиса, он даётся как единство разносторонних проявлений. Прежде всего, - это мелкий буржуа, переживающий драму хозяйственного распада. Таков Муре в «Завоевании Плассана», этот новый мещанский Иов , таковы добродетельные рантье Шанто в романе «Радость жизни», таковы героические лавочники, сметаемые капиталистическим развитием, в романе «Дамское счастье».

Святые, мученики и страдальцы, как трогательная Полина в «Радости жизни» или несчастная Рене в романе «Добыча» (La Curée , 1872), или нежная Анжелика в «Мечте», которую так близко напоминает Альбина в «Проступке аббата Муре», - вот новая форма социальной сущности «героев» Золя. Людей этих характеризуют пассивность, безволие, христианское смирение, покорность. Все они отличаются идиллическим прекраснодушием, но все они смяты жестокой действительностью. Трагическая обречённость этих людей, их гибель, несмотря на всю привлекательность, красивость этих «чудесных созданий», роковая неотвратимость мрачной судьбы их, - всё это является выражением того же конфликта, который определял драму Муре, чьё хозяйство рушилось, в патетическом романе «Завоевание Плассана». Сущность здесь одна, различна только форма явления.

Как наиболее последовательная форма психологии мелкой буржуазии в романах Золя даются многочисленные правдоискатели. Все они куда-то стремятся, охвачены какими-то надеждами. Но сразу же выясняется, что надежды их тщетны, а стремления слепы. Затравленный Флоран из романа «Чрево Парижа » (Le Ventre de Paris , 1873), или несчастный Клод из «Творчества» (L"Œuvre , 1886), или прозябающий романтик-революционер из романа «Деньги» (L"Argent , 1891), или мятущийся Лазарь из «Радости жизни» - все эти искатели одинаково беспочвенны и бескрылы. Никому из них не дано достигать, никто из них не поднимается до победы.

Таковы основные устремления героя Золя. Как видим, они разносторонни. Тем более полным и конкретным оказывается то единство, в котором они сходятся. Психология падающего мелкого буржуа получает у Золя необыкновенно глубокую, целостную интерпретацию.

Возникают в произведениях Золя и новые человеческие фигуры. Это уже не мещанские Иовы, не страдальцы, не тщетные искатели, а хищники. Им всё удается. Они всего достигают. Аристид Саккар - гениальный проходимец в романе «Деньги», Октав Муре - капиталистический предприниматель высокого полёта, хозяин магазина «Дамское счастье», бюрократический хищник Эжен Ругон в романе «Его превосходительство Эжен Ругон» (Son Excellence Eugène Rougon , 1876) - вот новые образы.

Золя даёт достаточно полную, разностороннюю, развёрнутую концепцию его - от хищника-стяжателя вроде аббата Фожа в «Завоевании Плассана» до настоящего рыцаря капиталистической экспансии, каким является Октав Муре. Постоянно подчёркивается, что несмотря на различие масштабов, все эти люди - хищники, захватчики, вытесняющие добропорядочных людей того патриархального мещанского мира, который, как мы видели, поэтизировался.

Образ хищника, капиталистического дельца, дан в одинаковом аспекте с вещным образом (рынка, биржи, магазина), который занимает в системе стиля Золя столь существенное место. Оценка хищничества переносится и на вещный мир. Так, парижский рынок и универсальный магазин становятся чем-то чудовищным. В стиле Золя предметный образ и образ капиталистического хищника надо рассматривать как единое выражение, как две стороны мира, познаваемого художником, приспосабливающегося к новому социально-экономическому укладу.

В романе «Дамское счастье» дано столкновение двух сущностей - мещанской и капиталистической. На костях разоряющихся мелких лавочников возникает огромное капиталистическое предприятие - весь ход конфликта представлен так, что «справедливость» остаётся на стороне теснимых. Они побеждены в борьбе, уничтожены фактически, но морально они торжествуют. Это разрешение противоречия в романе «Дамское счастье» очень характерно для Золя. Художник раздваивается здесь между прошлым и настоящим: с одной стороны, он глубочайшим образом связан с рушащимся бытием, с другой - он уже мыслит себя в единстве с новым укладом, он свободен уже настолько, чтобы представлять себе мир в его действительных связях, в полноте его содержания.

Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в специальной работе - «Экспериментальный роман» (Le Roman expérimental , 1880). Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. «„Экспериментальный роман“ есть логическое следствие научной эволюции нашего века», говорит Золя, подводя итог своей теории творческого метода, являющейся перенесением в литературу приёмов научного исследования (в частности Золя опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара). Вся серия «Ругон-Маккары» осуществлена в плане научного исследования, проведённого в соответствии с принципами «Экспериментального романа». Научность Золя является свидетельством тесной связи художника с основными тенденциями его эпохи.

Грандиозная серия «Ругон-Маккары» перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась Золя существеннейшей необходимостью. План научной организации, научный метод мышления - вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя.

Больше того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но самая природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, отличающий идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма замещает содержание. Золя выражал в своих гипертрофиях плана и организации типичное сознание идеолога технической интеллигенции. Приближение к эпохе осуществлялось через своеобразную «технизацию» буржуа, осознавшего своё неумение организовать и планировать (за это неумение его всегда бичует Золя - «Дамское счастье»); познание эпохи капиталистического подъёма у Золя реализуется через плановый, организационно-технический фетишизм. Теория творческого метода, развёрнутая Золя, специфика его стиля, обнажающаяся в моментах, обращённых к капиталистической эпохе, восходит к этому фетишизму.

Роман «Доктор Паскаль» (Le Docteur Pascal , 1893), завершающий серию «Ругон-Маккары», может служить примером такого фетишизма - вопросы организации, систематики, конструирования романа выделяются здесь на первое место. В этом романе раскрывается и новый человеческий образ. Доктор Паскаль - это нечто новое по отношению и к падающим мещанам и к побеждающим капиталистическим хищникам. Инженер Гамелен в «Деньгах», капиталистический реформатор в романе «Труд» (Travail , 1901) - всё это разновидности нового образа. Он недостаточно развёрнут у Золя, он только намечается, только становится, но сущность его уже вполне ясна.

Фигура доктора Паскаля является первым схематическим наброском реформистской иллюзии, в которой находит своё выражение тот факт, что мелкая буржуазия, форму практики которой представляет стиль Золя, «техницизируясь», примиряется с эпохой.

Типичные черты сознания технической интеллигенции, прежде всего фетишизм плана, системы и организации, переносятся на ряд образов капиталистического мира. Таков, например, Октав Муре из «Дамского счастья», не только великий хищник, но и великий рационализатор. Действительность, которая ещё недавно оценивалась как мир враждебный, теперь осознаётся в плане некоей «организационной» иллюзии. Хаотический мир, зверская жестокость которого ещё недавно доказывалась, теперь начинает представляться в розовых одеждах «плана», планируется на научных основах не только роман, но и общественная действительность.

Золя, всегда тяготевший к тому, чтобы превращать своё творчество в орудие «реформирования», «улучшения» действительности (это отражалось в дидактизме и риторизме его поэтической техники), теперь приходит к «организационным» утопиям.

Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» (Vérité , 1903), «Справедливость» (Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя. Моменты организационного фетишизма, всегда свойственные Золя, здесь получают особенно последовательное развитие. Реформизм становится здесь всё более захватывающей, господствующей стихией. В «Плодовитости» создается утопия о планомерном воспроизводстве человечества, это евангелие превращается в патетическую демонстрацию против падения рождаемости во Франции.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал свою антиклерикальную трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes , 1894), «Рим» (Rome , 1896), «Париж» (Paris , 1898). Драма аббата Пьера Фромана, ищущего справедливости, дана как момент критики капиталистического мира, открывающей возможность примирения с ним. Сыновья мятущегося аббата, снявшего рясу, выступают как евангелисты реформистского обновления.

Эмиль Золя в России

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки ». . Т. 158. - С. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы» , . Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, ) (В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., ).

Произведения

Романы

  • Исповедь Клода (La Confession de Claude , 1865)
  • Завет умершей (Le vœu d"une morte , 1866)
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin , 1867)
  • Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille , 1867)
  • Мадлена Фера (Madeleine Férat , 1868)

Ругон-Маккары . Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи (Les Rougon-Macquart. Histoire naturelle et sociale d’une famille sous le second empire ):

  • Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon , 1871)
  • Добыча (La Curée , 1872)
  • Чрево Парижа (Le Ventre de Paris , 1873)
  • Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans , 1874)
  • Проступок аббата Муре (La Faute de l"Abbé Mouret , 1875)
  • Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon , 1876)
  • Западня (L"Assommoir , 1877)
  • Страница любви (Une Page d"amour , 1878)
  • Нана (Nana , 1880)
  • Накипь (Pot-Bouille , 1882)
  • Дамское счастье (Au Bonheur des Dames , 1883)
  • Радость жизни (La Joie de vivre , 1884)
  • Жерминаль (Germinal , 1885)
  • Творчество (L"Œuvre , 1886)
  • Земля (La Terre , 1887)
  • Мечта (Le Rêve , 1888)
  • Человек-зверь (La Bête humaine , 1890)
  • Деньги (L"Argent , 1891)
  • Разгром (La Débâcle , 1892)
  • Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal , 1893)

Три города (Les Trois Villes ):

  • Лурд (Lourdes , 1894)
  • Рим (Rome , 1896)
  • Париж (Paris , 1898)

Четвероевангелие (Les Quatre Évangiles ):

  • Плодовитость (Fécondité , 1899)
  • Труд (Travail , 1901)
  • Истина (Vérité , 1903)
  • Справедливость (Justice , не завершён)

Повести

  • Осада мельницы (L’attaque du moulin , 1880)
  • Госпожа Сурдис (Madame Sourdis , 1880)
  • Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle , 1882)

Новеллы

  • Сказки Нинон (Contes à Ninon , 1864)
  • Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon , 1874)

Пьесы

  • Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin , 1874)
  • Розовый бутон (Le bouton de rose , 1878)
  • Рене (Renée , 1887)
  • Мадлена (Madeleine , 1889)

Литературно-публицистические произведения

  • Что мне ненавистно (Mes haines , 1866)
  • Мой салон (Mon Salon , 1866)
  • Эдуард Мане (Edouard Manet , 1867)
  • Экспериментальный роман (Le Roman expérimental , 1880)
  • Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes , 1881)
  • Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre , 1881)
  • Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques , 1881)
  • Литературные документы (Documents littéraires , 1881)
  • Поход (Une campagne , 1882)
  • Новый поход (Nouvelle campagne , 1897)
  • Истина шествует (La vérité en marche , 1901)

Издания на русском языке

  • Собрание сочинений в 18 томах. – М.: Правда, 1957. (Библиотека «Огонек»).
  • Собрание сочинений в 26 томах. – М.: Художественная литература, 1960–1967.
  • Собрание сочинений в 20 томах (16 книгах). – М.: Голос, 1992–1998.
  • Собрание сочинений в 12 томах. – М.–Тверь: Художественная литература, Альба, 1995–2000.
  • Собрание сочинений в 20 томах. – М.: Терра, 1996–1998.
  • Собрание сочинений в 16 томах. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2011.
  • Тереза Ракен. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы).
  • Карьера Ругонов. Добыча. – М.: Художественная литература, 1980. (Библиотека классики).
  • Западня. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1988. (Библиотека классики).

Избранная литература о Золя

Список сочинений

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. - P. : Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. - 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. - М. , 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб. , )
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». - 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». - 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». - 1887. - X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. - СПб. , 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. - М. , 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. - СПб. , 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов) . Э. Золя, Литературно-биографический очерк. - «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб. , 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. - I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. - М. , 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. - М. : Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя ( -). // «Печать и революция», 1928, I.
  • Rod E. A propos de l’Assomoir. - 1879.
  • Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. - P. : Claude Bernard et E. Zola, 1881.
  • Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. - P. , 1882.
  • Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
  • Hubert . Le roman naturaliste. - 1885.
  • Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. - Kiel, 1891.
  • Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. - 1893.
  • Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. - B. , 1894.
  • Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. - Greifswald, 1895.
  • Gaufiner . Étude syntaxique sur la langue de Zola. - Bonne, 1895.
  • Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. - Greifswald, 1896.
  • Лапорт А. Золя против Золя. - P. , 1896.
  • Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. - 1896.
  • Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. - 1896.
  • Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. - P. , 1898.
  • Буржуа, произведение Золя. - P. , 1898.
  • Брунетье Ф. После процесса, 1898.
  • Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. - Dresden, 1899.
  • Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. - 1899.
  • Vizetelly E. A. With Zola in England. - 1899.
  • Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. - 1901.
  • Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. - Lpz. , 1902.
  • Bouvier . L’œuvre de Zola. - P. , 1904.
  • Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. - 1904.
  • Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. - P. , 1909.
  • Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. - 1912.
  • Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. - P. , 1913.
  • Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». - Halle a. S., 1913.
  • Mann H. Macht und Mensch. - München, 1919.
  • Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. - B. , 1920.
  • Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. - 1921.
  • Martino P. Le naturalisme français. - 1923.
  • Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
  • France A. La vie littéraire. - 1925. - V. I. - Pp. 225-239.
  • France A. La vie littéraire. - 1926. - V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284-292).
  • Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. - P. , 1927.
  • Josephson Matthew . Zola and his time. - N. Y. , 1928.
  • Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. - P. , 1929.
  • Les soirées de Médan, 17/IV 1880 - 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. - P. , 1930.
  • Пиксанов Н. К. , Два века русской литературы. - изд. 2-е. - М. : Гиз, 1924.
  • Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. - изд. 4-е. - М. : Гиз, 1928.
  • Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. - 1894. - Pp. 247-294.

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в семье инженера Франсуа Золя, уроженца Венеции (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла). Отец будущего писателя был человеком смелым, дерзким и чрезвычайно предприимчивым. Полный новаторских идей и планов, ещё до знакомства с будущей женой он успел исколесить половину Европы, принять активное участие в строительстве первой железнодорожной линии, даже завербоваться в иностранный легион и повоевать в Алжире. Впрочем, его военная карьера не задалась — после скандала, связанного с финансовой растратой, Франсуа был вынужден подать в отставку. Эта неудача его ничуть не обескуражила и дерзости с предприимчивостью не убавила. В 1833 года Франсуа Золя возвращается во Францию, где пытается «продавить» свои проекты строительства канала в Провансе и оборонительных укреплений вокруг Парижа. Проходят месяцы, но финансов ему так никто и не выделяет. В этот сложный для себя момент Франсуа знакомится в церкви с Эмели Обер , дочерью простого маляра.

Франсуа и Эмели Золя, родители писателя. Фото: Public Domain

За юной красавицей не давали практически никакого приданого, но влюблённого Франсуа это не остановило. Ослеплённый красотой и юностью Эмели, 16 марта 1839 года 44-летний инженер-неудачник вступил в законный брак. Уже через год у четы родился сын, будущий классик французской прозы.

Ребёнок рос хилым и тщедушным, часто болел. Быть может, если бы семья решила жить в Париже, мировая литература и вовсе осталась бы без одного из своих талантливых сыновей. Но мальчику повезло: после долгих лет обивания порогов его отцу всё-таки удалось убедить власти провансского Экса в необходимости сооружения канала. Семейство Золя перебралось в Прованс. Это было золотое время в жизни маленького Эмиля — ему очень понравился город, здесь у него было гораздо больше свободы, в семье появился достаток. Увы, счастье оказалось недолговечным — в марте 1847 года Франсуа Золя умер от воспаления лёгких, простудившись во время инспекции строительства своего детища.

Поль Сезанн. Пейзаж «Рядом Экс ан Прованс»

Эмели и Эмиль остались одни, в весьма стеснённых обстоятельствах. Оказалось, что инженер оставил массу долгов, о которых его вдове ничего не было известно. Осаждаемая кредиторами, Эмели была вынуждена переехать в более дешёвый район, а также распродать все акции канала и безделушки, украшавшие дом. Семья понемногу скатывалась в нищету. Однако Эмели не оставила мысли дать сыну приличное образование. Она обратилась в городской совет с просьбой выделить средства на обучение сына «в качестве посмертного вознаграждения за услуги, оказанные её мужем городу Эксу». Городской совет пошёл навстречу, и мальчик был зачислен в пансион Бурбонов. С раннего детства Эмиль мечтал прославиться и сделать нечто такое, чем его мать могла бы гордиться. Он с усердием принимается за учёбу и преуспевает, быстро зарабатывает репутацию отличника. Но любви одноклассников ему это не приносит: его считают нищим выскочкой, пришлым чужаком. К тому же Эмиль никак не мог избавиться от дефектов — с детства он сильно шепелявил, да ещё был сильно близорук. Гонения и насмешки сильно отравляли ему жизнь, пока в один прекрасный день на его защиту не встал смуглый здоровый парень. Его звали Поль Сезанн , будущий известный художник-импрессионист. С тех пор они стали неразлучны и пронесли свою дружбу через годы.

Трудное время

Молодой Эмиль Золя. Фото: Public Domain

В 15 лет Эмиль начинает проявлять интерес к противоположному полу и заглядываться на юных девушек. Вместе с Сезанном и ещё двумя закадычными друзьями Золя с головой погружается в поэзию. Стихи, сонеты, поэмы пишутся с поразительной скоростью и частотой, юноши проводят время в бесконечных рассуждениях о светских дамах и падших женщинах. Приятное времяпрепровождение резко обрывается, когда мать Эмиля решает перебраться в Париж и, естественно, увозит с собой сына.

Столица юноше сильно не понравилась. Мрачный город производит удручающее впечатление, Золя рвётся назад в Экс, но материальная зависимость от матери, подрабатывающей шитьём, сковывает его по рукам и ногам. Сам же Эмиль никак не может себя найти — он учится в Париже и Марселе, но диплома так и не получает. Пытается поступить на службу — безуспешно. Иногда провинциальные газеты печатают стихи Золя, и тогда он вновь начинает надеяться на нечто большее, нежели карьера офисного клерка, но надежда эта быстро угасает. Зачастую материальное положение Эмиля столь плачевно, что он вынужден ловить на крыше воробьёв, чтобы зажарить их на ужин. Несмотря ни на что, он продолжает писать. Кутаясь в сильно потёртый плед в нетопленой мансарде, Золя пишет стихи и поэмы, так как это лучшее, что он умеет.

Только в конце 1861 года Эмилю (ему уже исполнилось двадцать) улыбается удача — он поступает на скромную должность рассыльного в издательстве Луи Ашетта . Воспользовавшись случаем, молодой поэт показывает свои стихи издателю, но впечатления они не производят. «Стихи неплохи, — говорит господин Ашетт, — но на вашем месте, юноша, я бы попробовал себя в прозе».

Эмиль уже и сам об этом подумывал и даже написал несколько новелл своего первого романа, поэтому предложение издателя встретил спокойно. «Проза так проза, стихи подождут», — решил юноша и быстро настрочил сказку «Поцелуй ундины», с которой и началась его литературная карьера.

Парижская цветочница

Вскоре в Париж приезжает друг Золя по пансиону Бурбонов — молодой художник Сезанн. У него схожие проблемы — стиль его живописи не нашёл одобрения на малой родине, и Сезанн решил выставляться в Париже, на Салоне 1863 года. Однако и здесь его ждёт неудача — публика тех лет, в основном зажиточные буржуа, очень не любила, когда кто-то посягал на её привычки и нравственность. Стиль живописи Сезанна, как и стили Моне, Ренуара, Писсаро, Дега и особенно Мане , вызывал ужас и неприятие, никто не хотел видеть на полотнах обнажённую натуру и откровенные сцены.

Одна из ранних работ Поля Сезанна — «Искушение святого Антония» (1867-1869)

Но Эмиля картины друга приводили в полный восторг. Новаторская живопись будила его воображение, погружая в пучину эротических фантазий. Сезанн водил Золя по творческим мастерским, где тот познакомился, а потом и сдружился со многими передовыми художниками.

В одной из мастерских он встретил Александрину Меле — цветочницу с площади Клиши, в свободное время подрабатывающую натурщицей. Яркая, общительная брюнетка производит на Золя глубокое впечатление. Александрину нельзя было назвать классической красавицей, но она обладала пышным телом, выразительными глазами, пленительной улыбкой, а главное — крепко стояла на ногах и отличалась здравыми суждениями. Именно такая женщина нужна была Эмилю — женщина-друг, женщина-соратник, женщина-мать.

Они стали жить вместе, и никогда Эмилю не было ещё так спокойно и удобно. Жена целиком взяла на себя быт, прекрасно готовила, не мешала работать. Мать Золя приняла Александрину настороженно. Ей хотелось, чтобы сын, «будущая знаменитость», нашёл себе женщину «не из простых» — более утончённую, более аристократичную, более молодую (Александрина была на год старше Эмиля). Но между тем поселилась в одной квартире вместе с сыном и его любовницей.

Public Domain

Дела Золя пошли в гору. Он очень много работал, публикуясь в парижских газетах, и на эти доходы мог позволить себе содержать семью. Правда, одного этого занятия амбициозному писателю было явно мало. Он серьёзно обдумывает цикл романов в подражание «Человеческой комедии» Бальзака, которой искренне восхищается.

На долгие годы Золя придумал себе распорядок дня: подъём в 8 утра, прогулка, работа до обеда, далее встречи с нужными людьми и работа в библиотеке. На протяжении 10 лет, пока писалась сага о Ругон-Маккарах, Золя практически ни разу не отступил от заведённого им самим распорядка. Постепенно он превратился в этакую «литературную машину», работающую без перебоев и срывов. Он воплощал свою детскую мечту — создать нечто такое, из-за чего его мать будет им гордиться.

Александрина, все эти годы находившаяся рядом, многого не требовала. Она поддерживала мужа во всём, вела его дом, избавляя от малейших бытовых трудностей. Единственная её мечта была в том, чтобы Эмиль наконец узаконил их отношения. А Эмиль и не возражал — ему было удобно, тепло и сытно. В 1870 году они отпраздновали скромную свадьбу, на которой была только мать Эмиля и несколько его друзей.

Эмиль Золя в кабинете. Фото: Public Domain

Муж двух жён

Франция, а вместе с ней и Золя пережили и крах Второй империи, и франко-прусскую войну. Всё это время романы из серии «Ругон-Маккары» с успехом издаются, деньги к писателю уже текут рекой. И Эмиль и Александрина, пережившие нищету, ни в чём себе не отказывают: покупают и антиквариат, и копеечные безделушки — всё, на чём останавливается глаз. Современники рассказывают, что кабинет писателя вмещал в себя невообразимое количество разнообразных предметов, развешанных и расставленных по стенам и полкам.

Покупаются самые дорогие продукты и вина, Эмиль ест и никак не может наесться. Очень быстро он начинает полнеть и при небольшом росте достигает веса более ста килограммов. И без того предрасположенная к полноте Александрина не отстаёт от мужа.

Эмиль Золя и Александрина Меле. Фото: Public Domain

Эмиль с женой и матерью переезжает на виллу близ Парижа, где продолжает работать в прежнем режиме — ни дня без установленной литературной нормы. Часто в гости наведываются парижские друзья — писатели и художники, которые радушно принимаются Александриной, накрываются широкие столы, вино течёт рекой.

Жанна Розеро. Фото: Public Domain

Браку Эмиля и Александрины исполнилось уже 18 лет. Детей у них не было, но супруги не сильно печалились: всё время и любовь Эмиля были отданы работе, Александрина же, полностью занятая проблемами мужа и бытом, тоже не скучала.

Летом 1888 года Александрина наняла в помощь по дому новую прачку — Жанну Розеро , дочь мельника. Девушке только-только исполнился 21 год, и она очень радовалась, что попала в услужение в такой приличный дом. Юная и весёлая Жанна ворвалась в жизнь Эмиля, подобно свежему ветру. Сорокавосьмилетний писатель влюбился, как мальчишка: он любовался стройной фигурой девушки, её личиком, слушал, как она поёт в прачечной. Его очаровал мягкий и добрый нрав Жанны, в то время как Александрина с годами становилось всё более резкой и властной.

Захваченный вихрем чувств, Золя постепенно меняет свой образ жизни: начинает больше двигаться, кататься на велосипеде, прекращает спать после обеда. К концу лета он сбрасывает 25 килограммов, с лица исчезает отёчность, глаза сияют молодым светом. Жанне льстит внимание известного писателя, она благосклонно принимает знаки внимания с его стороны.

Золя снимает для Жанны квартиру в Париже, куда начинает регулярно наведываться. Отношения Эмиля и Александрины давно стали просто дружескими, поэтому он находит в Жанне то, чего ему так не хватает в браке. Ослеплённый любовью, он теряет осторожность и начинает появляться вместе с любовницей в публичных местах. Вскоре Жанна рожает ему дочь Денизу , к великой радости писателя — наконец-то, после стольких лет, фактически на склоне жизни он становится отцом. А через два года на свет появляется и сын Жак .

Очень быстро Александрина узнаёт о тайной связи мужа. Она оскорблена и унижена, ревность и гнев переполняют её душу. Она то требует объяснений, то умоляет Эмиля порвать с любовницей. Однако Золя, который всю жизнь был мягким и покладистым, теперь отказывается наотрез. Не в силах владеть собой, несчастная женщина врывается в квартиру Жанны, находит там письма мужа к сопернице и сжигает их.

Эмиль Золя и Жанна Розеро. Фото: Public Domain

Однако Александрина всегда была женщиной умной и практичной. Она понимает, что скандал навредит в первую очередь дорогому Эмилю, чего допустить никак не может — она по-прежнему любит мужа. К тому же её собственное благополучие целиком зависит от его книг. Александрина принимает нелёгкое для себя решение: как бы то ни было, она — мадам Золя, законная супруга писателя, а всё остальное не имеет значения.

Эмиля такой подход супруги полностью устраивает. Он по-прежнему привязан к ней, ему стыдно за причинённую им боль, но от Жанны и детей он оказаться не в состоянии. Поэтому долгие годы сценарий оставался таким: первую половину дня Золя проводил с законной супругой, вторую — с Жанной и детьми. На всех светских мероприятиях появлялся с Александриной, но при первой же возможности бежал ко второй семье. Александрина скрепя сердце ему это позволяла: главное, чтобы всё имело благопристойный и респектабельный вид.

Дети Эмиля Золя Жак и Дениза. Фото: Public Domain

Странная смерть

Шли годы. Со временем сердце Александрины смягчилось, и она смирилась с тем, что Эмилю необходима вторая семья. В один из дней, заметив, как муж наблюдает за игравшими детьми в бинокль, она попросила: «Пригласи их в дом!».

С тех пор Дениза и Жак часто бывали в доме отца и даже прогуливались в парке вместе с Эмилем и Александриной. Не имея собственных детей, мадам Золя искренне привязалась к внебрачным отпрыскам мужа, была к ним добра и великодушна.

Эмиль же наконец достиг полной гармонии в своих семейных и творческих делах. Обе семьи жили в мире и согласии, и писалось ему свободно и легко. Пришла пора расширить сферу деятельности.

Эмиль Золя с Жанной и детьми. Фото: Public Domain

Раньше общественно-политическая деятельность Золя была довольно скромной. Певец народа, он мысли и чувства выплёскивал на страницах своих многочисленных произведений, ни на что другое не оставалось ни времени, ни сил. Однако в январе 1898 года он принимает активное участие в громком «деле Дрейфуса ». Этот процесс по обвинению французского офицера-еврея в шпионаже родился на фоне сильных антисемитских настроений в обществе и буквально расколол французов на два лагеря. Газета L’Aurore публикует обличительное письмо Золя к президенту республики, известное под названием «Я обвиняю». Писатель открыто и эмоционально уверяет, что дело сфабриковано и Дрейфус невиновен. Эта публикация имела эффект разорвавшейся бомбы: теперь обвинения и угрозы сыпятся уже в адрес писателя, «защитника евреев и шпионов».

Александрина Меле. Фото: Public Domain

Золя вынужден бежать в Англию, куда за ним последовали обе жены и дети. Новое место жительства он невзлюбил с первого же дня с типичным для француза набором претензий: погоду и местную кухню он счёл «вечно плохими», но главное, что все вокруг говорят по-английски. Когда страсти на родине улеглись, Эмиль смог вернуться в Париж. Как оказалось, чтобы умереть.

Вечером 29 сентября 1902 года было холодно и сыро. Писатель попросил слугу разжечь камин. Поужинав, Александрина с мужем уснули. Посреди ночи мадам Золя проснулась от того, что почувствовала себя очень плохо. Эмиль не спал — ему также нездоровилось. «Давай позовем слуг?» — предложила Александрина, но Эмиль, человек тактичный и деликатный, пожалел их и не стал будить среди ночи.

Утром слуги забеспокоились, почему хозяева, встававшие рано, до сих пор не звонят. Войдя в комнату, обнаружили труп хозяина и хозяйку в глубоком обмороке. Усилиями врачей Александрину удалось спасти. По заключению медиков, Эмиль Золя с супругой отравились угарным газом, который поступал в комнату из горящего камина.

Расследование длилось долго: обнаружилось, что дымоход был заткнут строительным мусором, на крыше виднелись следы. Но кому они принадлежали — рабочим, накануне чинившим крышу, или злоумышленникам — так и осталось неизвестным. До сих пор непонятно, было ли это несчастным случаем или убийством.

Александрина и Жанна очень тяжело переживали кончину любимого мужчины. Общее горе сблизило их, все оставшиеся годы они посвятили детям Эмиля. Писатель при жизни не раз говорил жене, как хотел бы, чтобы дети носили его фамилию. Ей удалось добиться через суд, чтобы желание мужа сбылось — Дениза и Жак получили фамилию Золя. Жанна так и не вышла замуж, до самой смерти храня верность Эмилю. Она умерла в 1914 году после неудачной операции. Александрина дожила до глубокой старости, подняв на ноги детей писателя.

Могильный камень, оставшийся в качестве кенотафа на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой 4 июня 1908 г. в Пантеон. Фото: Commons.wikimedia.org / Donarreiskoffer

В Викитеке.

Надгробие Золя в Пантеоне

Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса , которое обнажило противоречия Франции 1890-х гг., - знаменитое «J’accuse» («Я обвиняю»), стоившее писателю изгнания в Англию ().

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии .

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м гг. - «Сказки к Нинон» (Contes à Ninon, ), «Исповедь Клода» (La confession de Claude, ), «Завет умершей» (Le vœu d’une morte, ), «Марсельские тайны». Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - двадцатитомной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquarts). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, ) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи ».

Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки ее проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.

Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и подлинно-глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в «Ругон-Маккарах». С той же сосредоточенностью, с какой автор систематизировал «естественное» (физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять ее социальное содержание, интерес которого исключителен.

Стиль Золя противоречив в своей сущности. Прежде всего - это стиль мелкобуржуазный в чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении, - «Ругон-Маккары» не случайно являются «семейным романом», - Золя дает здесь очень полное, непосредственное, очень органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника отличается исключительной целостностью, ёмкостью, но именно мещанское содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.

Здесь мы вступаем в область интимного - начиная с портрета, занимающего видное место, до характеристик предметной среды (вспомним великолепные интерьеры Золя), до тех психологических комплексов, которые возникают перед нами, - все дано в исключительно мягких линиях, все сентиментализировано. Это - своеобразный «розовый период». Роман «Радость жить» (La joie de vivre, ) может рассматриваться как наиболее целостное выражение этого момента в стиле Золя.

Намечается в романах Золя и стремление обратиться к идиллии - от реального бытоизображения к своеобразной мещанской фантастике. В романе «Страница любви» (Une page d’amour, ) дано идиллическое изображение мелкобуржуазной среды с сохранением реальных бытовых пропорций. В «Мечте» (Le Rêve, ) реальная мотивировка уже устранена, дается идиллия в обнаженной фантастической форме.

Нечто подобное встречаем мы и в романе «Преступление аббата Муре» (La faute de l’abbé Mouret, ) с его фантастическим Параду и фантастической Альбиной. «Мещанское счастье» дано в стиле Золя как нечто падающее, вытесняемое, отходящее в небытие. Все это стоит под знаком ущерба, кризиса, имеет «роковой» характер. В названном романе «Радость жить» рядом с целостным, полным, глубоким раскрытием мелкобуржуазного бытия, которое поэтизируется, дана проблема трагической обреченности, надвигающейся гибели этого бытия. Роман построен своеобразно: таяние денег определяет развитие драмы добродетельных Шанто, хозяйственная катастрофа, уничтожающая «мещанское счастье», представляется основным содержанием драмы.

Ещё полнее это выражено в романе «Завоевание Плассана» (La conquête de Plassans, ), где распад мещанского благополучия, хозяйственная катастрофа интерпретируется как трагедия, имеющая монументальный характер. Мы встречаемся с целой серией таких «падений», - постоянно осознаваемых как события космической важности (запутавшееся в неразрешимых противоречиях семейство в романе «Человек-зверь» (La bête humaine, ), старый Бодю, Бурра в романе «Дамское счастье» (Au bonheur des dames, )). Когда рушится его хозяйственное благополучие, мещанин убежден, что рушится весь мир, - такой специфической гиперболизацией отмечены хозяйственные катастрофы в романах Золя.

Мелкий буржуа, переживающий свой закат, получает у Золя полное и законченное выражение. Он показывается с разных сторон, выявляющие его сущность в эпоху кризиса, он дается как единство разносторонних проявлений. Прежде всего, - это мелкий буржуа, переживающий драму хозяйственного распада. Таков Муре в «Завоевании Плассана», этот новый мещанский Иов , таковы добродетельные рантье Шанто в романе «Радость жить», таковы героические лавочники, сметаемые капиталистическим развитием, в романе «Счастье дам».

Святые, мученики и страдальцы, как трогательная Полина в «Радости жить» или несчастная Рене в романе «Добыча» (La curée, 1872), или нежная Анжелика в «Мечте», которую так близко напоминает Альбина в «Преступлении аббата Муре», - вот новая форма социальной сущности «героев» Золя. Людей этих характеризуют пассивность, безволие, христианское смирение, покорность. Все они отличаются идиллическим прекраснодушием, но все они смяты жестокой действительностью. Трагическая обреченность этих людей, их гибель, несмотря на всю привлекательность, красивость этих «чудесных созданий», роковая неотвратимость мрачной судьбы их, - все это является выражением того же конфликта, который определял драму Муре, чье хозяйство рушилось, в патетическом романе «Завоевание Плассана». Сущность здесь одна, - различна только форма явления.

Как наиболее последовательная форма психологии мелкой буржуазии в романах Золя даются многочисленные правдоискатели. Все они куда-то стремятся, охвачены какими-то надеждами. Но сразу же выясняется, что надежды их тщетны, а стремления слепы. Затравленный Флоран из романа «Чрево Парижа» (Le ventre de Paris, ), или несчастный Клод из «Творчества» (L’œuvre, ), или прозябающий романтик-революционер из романа «Деньги» (L’argent, ), или мятущийся Лазарь из «Радости жить» - все эти искатели одинаково беспочвенны и бескрылы. Никому из них не дано достигать, никто из них не поднимается до победы.

Таковы основные устремления героя Золя. Как видим, они разносторонни. Тем более полным и конкретным оказывается то единство, в котором они сходятся. Психология падающего мелкого буржуа получает у Золя необыкновенно глубокую, целостную интерпретацию.

Возникают в произведениях Золя и новые человеческие фигуры. Это уже не мещанские Иовы, не страдальцы, не тщетные искатели, а хищники. Им всё удается. Они всего достигают. Аристид Саккар - гениальный проходимец в романе «Деньги», Октав Муре - капиталистический предприниматель высокого полета, хозяин магазина «Дамское счастье», бюрократический хищник Эжен Ругон в романе «Его превосходителъство Эжен Ругон» () - вот новые образы.

Золя дает достаточно полную, разностороннюю, развернутую концепцию его - от хищника-стяжателя вроде аббата Фожа в «Завоевании Плассана» до настоящего рыцаря капиталистической экспансии, каким является Октав Муре. Постоянно подчеркивается, что несмотря на различие масштабов, все эти люди - хищники, захватчики, вытесняющие добропорядочных людей того патриархального мещанского мира, который, как мы видели, поэтизировался.

Образ хищника, капиталистического дельца, дан в одинаковом аспекте с вещным образом (рынка, биржи, магазина), который занимает в системе стиля Золя столь существенное место. Оценка хищничества переносится и на вещный мир. Так, парижский рынок и универсальный магазин становятся чем-то чудовищным. В стиле Золя предметный образ и образ капиталистического хищника надо рассматривать как единое выражение, как две стороны мира, познаваемого художником, приспособливающегося к новому социально-экономическому укладу.

В романе «Дамское счастье» дано столкновение двух сущностей - мещанской и капиталистической. На костях разоряющихся мелких лавочников возникает огромное капиталистическое предприятие - весь ход конфликта представлен так, что «справедливость» остается на стороне теснимых. Они побеждены в борьбе, уничтожены фактически, но морально они торжествуют. Это разрешение противоречия в романе "Дамское счастье» очень характерно для Золя. Художник раздваивается здесь между прошлым и настоящим: с одной стороны, он глубочайшим образом связан с рушащимся бытием, с другой - он уже мыслит себя в единстве с новым укладом, он свободен уже настолько, чтобы представлять себе мир в его действительных связях, в полноте его содержания.

Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в специальной работе - «Экспериментальный роман» (Le roman expérimental, ). Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. «„Экспериментальный роман“ есть логическое следствие научной эволюции нашего века», говорит Золя, подводя итог своей теории творческого метода, являющейся перенесением в литературу приемов научного исследования (в частности Золя опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара). Вся серия «Ругон-Маккары» осуществлена в плане научного исследования, проведенного в соответствии с принципами «Экспериментального романа». Научность Золя является свидетельством тесной связи художника с основными тенденциями его эпохи.

Грандиозная серия «Ругон-Маккары» перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась Золя существеннейшей необходимостью. План научной организации, научный метод мышления - вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя.

Больше того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но самая природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, отличающий идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма замещает содержание. Золя выражал в своих гипертрофиях плана и организации типичное сознание идеолога технической интеллигенции. Приближение к эпохе осуществлялось через своеобразную «технизацию» буржуа, осознавшего свое неумение организовать и планировать (за это неумение его всегда бичует Золя - «Счастье дам»); познание эпохи капиталистического подъема у Золя реализуется через плановый, организационно-технический фетишизм. Теория творческого метода, развернутая Золя, специфика его стиля, обнажающаяся в моментах, обращенных к капиталистической эпохе, восходит к этому фетишизму.

Роман «Доктор Паскаль» (Docteur Pascal, ), завершающий серию «Ругон-Маккары», может служить примером такого фетишизма - вопросы организации, систематики, конструирования романа выделяются здесь на первое место. В этом романе раскрывается и новый человеческий образ. Доктор Паскаль - это нечто новое по отношению и к падающим мещанам и к побеждающим капиталистическим хищникам. Инженер Гамелен в «Деньгах», капиталистический реформатор в романе «Труд» (Travail, ) - всё это разновидности нового образа. Он недостаточно развернут у Золя, он только намечается, только становится, но сущность его уже вполне ясна.

Фигура доктора Паскаля является первым схематическим наброском реформистской иллюзии, в которой находит свое выражение тот факт, что мелкая буржуазия, форму практики которой представляет стиль Золя, «техницизируясь», примиряется с эпохой.

Типичные черты сознания технической интеллигенции, прежде всего фетишизм плана, системы и организации, переносятся на ряд образов капиталистического мира. Таков, например, Октав Муре из «Счастья дам», не только великий хищник, но и великий рационализатор. Действительность, которая еще недавно оценивалась как мир враждебный, теперь осознается в плане некоей «организационной» иллюзии. Хаотический мир, зверская жестокость которого еще недавно доказывалась, теперь начинает представляться в розовых одеждах «плана», планируется на научных основах не только роман, но и общественная действительность.

Золя, всегда тяготевший к тому, чтобы превращать свое творчество в орудие «реформирования», «улучшения» действительности (это отражалось в дидактизме и риторизме его поэтической техники), теперь приходит к «организационным» утопиям.

Незаконченная серия «Евангелий» («Плодовитость» - «Fécondité», , «Труд», «Справедливость» - «Vérité», ) выражает этот новый этап в творчестве Золя. Моменты организационного фетишизма, всегда свойственные Золя, здесь получают особенно последовательное развитие. Реформизм становится здесь всё более захватывающей, господствующей стихией. В «Плодовитости» создается утопия о планомерном воспроизводстве человечества, это евангелие превращается в патетическую демонстрацию против падения рождаемости во Франции.

В промежутке между сериями - «Ругон-Маккары» и «Евангелия» - Золя написал свою антиклерикальную трилогию «Города»: «Лурд» (Lourdes, ), «Рим» (Rome, ), «Париж» (Paris, ). Драма аббата Пьера Фромана, ищущего справедливости, дана как момент критики капиталистического мира, открывающей возможность примирения с ним. Сыновья мятущегося аббата, снявшего рясу, выступают как евангелисты реформистского обновления.

Эмиль Золя в России

Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Contes à Ninon» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки», , т. 158, стр. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», , кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами.

Роман «Le ventre de Paris», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, ) (В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., ).

Библиография

  • Полное собрание сочинений Э.Золя с иллюстрациями, Bibliothèque-Charpentier, P.,
  • L’Acrienne,
  • Сказки Нинон,
  • Посвящение Клода,
  • Thérèse Raquin,
  • Мадлен Фера,
  • Ружон-Маккар, социальная история семьи, живущей во времена второй империи, 20 vv., - Lourdes, ; Rome, ; Paris, ; Плодовитость, ; Работа, ; Правда,
  • Экспериментальный роман, Натурализм в театре, s. a.
  • Темлинский С., Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп., М., .
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», , «Вестнике Европы», , I, и «Наблюдателе», , XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», , VIII; , VI; , XI; , VI; , IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПБ., )
  • Андреевич В. (в «Вестнике Европы», , VII)
  • Слонимский Л. Золя (в «Вестнике Европы», , IX)
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. (в «Вестнике Европы», , X, к в Собр. сочин.)
  • Барро, Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность, СПБ.,
  • Пелисье Ж., Французская литература XIX век, М.,
  • Кудрин Н. Е. (Русанов). Э. Золя, Литературно-биографический очерк, «Русское богатство», , X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», )
  • Аничков Евг., Э. Золя, «Мир божий», , V (и в книге «Предтечи и современники»)
  • Венгерова Золя, Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», , IX (и в «Лит-х характеристиках», кн. II, СПБ., )
  • Лозинский Евг., Педагогические идеи в произведениях Э. Золя, «Русская мысль», , XII
  • Веселовский Ю., Э. Золя как поэт и гуманист, «Вестник воспитания», , I, II
  • Фриче В. М., Э. Золя, М.,
  • Его же, Очерк развития зап.-европейской литературы, Гиз, М.,
  • Эйхенгольц М., Э. Золя ( -), «Печ. и рев.», , I
  • Rod E., A propos de l’Assomoir,
  • Ferdas В., La physiologie expérimentale et le roman expérimental. Claude Bernard et E. Zola, P.,
  • Alexis P., Emile Zola, notes d’un ami, P.,
  • Maupassant G., de, Emile Zola,
  • Hubert, Le roman naturaliste,
  • Wolf E., Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft, Kiel,
  • Sherard R. H, Zola: biographical and critical study,
  • Engwer Th., Zola als Kunstkritiker, Berlin,
  • Lotsch F., Über Zolas Sprachgebrauch, Greifswald,
  • Gaufiner, Étude syntaxique sur la langue de Zola, Bonne,
  • Lotsch F., Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller, Greifswald,
  • А.Лапорт, Золя против Золя, П.,
  • Ж.Л. Монэстэ, Настоящий Рим: реплика Золя,
  • Rauber A. A., Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola,
  • А.Лапорт, Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение,П.,
  • Буржуа, произведение Золя, П.,
  • Ф. Брунетье, После процесса,
  • Bürger E., E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs, Dresden,
  • Macdonald A., Emil Zola, a study of his personality,
  • Vizetelly E. A., With Zola in England,
  • Ramond F. C., Персонажи Ружон-Маккар,
  • Conrad M. G., Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne, Lpz.,
  • Bouvier, L’œuvre de Zola, P.,
  • Vizetelly E. A., Zola, novellist and reformer,
  • Lepelletier E., Emile Zola, sa vie, son œuvre, P.,
  • Patterson J. G., Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography,
  • Martino Р., Le roman réaliste sous le second Empire, P.,
  • Lemm S., Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles», Halle a. S.,
  • Mann H., Macht und Mensch, München,
  • Oehlert R., Emil Zola als Theaterdichter, Berlin,
  • Rostand E., Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola,
  • Martino P., Le naturalisme français,
  • Seillère E. A. A. L., Emile Zola, : Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique,
  • France A., La vie littéraire, v. I (pp. 225–239),
  • France A., La vie littéraire, v. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284–292),
  • Deffoux L. et Zavie E., Le Groupe de Médan, P.,
  • Josephson Matthew, Zola and his time, N.-Y.,
  • Doucet F., L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J., Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola, P.,
  • Les soirées de Médan, 17/IV -17/IV , avec une préface inédite de Léon Hennique, P., .
  • Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, Гиз, М.,
  • Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М.,
  • Laporte A., Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie (pp. 247–294), .

Экранизации

  • Человек-зверь (La bête humaine), 1938
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin), 1953
  • Чужие жёны (Pot-Bouille), 1957
  • Зандали , 1991 (по мотивам «Терезы Ракен»)

Ссылки

Золя (Zola) Эмиль (1840-1902), французский писатель.

Родился в Париже. Ранняя смерть отца привела к тому, что Золя вырос в бедности, рано пошел работать (начинал клерком в издательстве); с 1865 года он зарабатывал на жизнь, публикуя стихи, рассказы и литературно-критические статьи.

В 1867 году увидел свет первый значительный роман Золя "Тереза Ракен". Этим романом Золя "основал" новое литературное направление - натурализм.

Основное произведение - 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» (1871-93) история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880). Выступал с протестами в памфлете «Я обвиняю», 1898. Это письмо-памфлет было направлено против французских чиновников, по ложному обвинению признавших артиллерийского офицера Альфреда Дрейфуса виновным в государственной измене (знаменитое "дело Дрейфуса").

Творчество Золя оказало значительное влияние на современную литературу.

Французский писатель

Родился 2 апреля 1840г. в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель.

Детские и школьные годы Золя проводит в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей становится художник Поль Сезанн.

1847 – умирает отец Золя, оставив семью в бедственном положении.

1852 – Золя начинает учёбу в коллеже.

1858 – рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переезжает с сыном в Париж, где он продолжает своё образование в лицее.

1862-1866 – Золя работает в издательстве «Ашет», а затем увольняется в надежде обеспечить своё существование литературным трудом.

1864 – Золя собирает написанные им в разное время рассказы и новеллы романтического плана и опубликовывает их под общим названием «Сказки Нинон» (Contes a Ninon).

1865 – Золя публикует первый роман – откровенную, завуалированную автобиографию «Исповедь Клода» (La Confession de Claude).

1867 – роман «Марсельские тайны» (Les mysteres de Marseille), продемонстрировавший мастерство Золя-фельетониста и его интерес к социальным проблемам. Также в этом году выходит итоговое произведение молодого Золя – роман «Тереза Ракен» (Therese Raquin) – глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу.

1868 – у Золя возникает замысел серии романов, посвящённых одной семье («Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» – Les Rougun-Macquart, histoire naturelle et sociale d’une famille sous le Second Empire), судьба которой исследуется на протяжении четырёх-пяти поколений. Ориентируясь на «Человеческую комедию» Бальзака и его панорамность в изображении действительности, Золя не отказывается от своей натуралистической доктрины. Первой задачей своего цикла он считает изучение на примере одной семьи вопросов наследственности и среды. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От её детей – одного законного и двух незаконных – берут начало три ветви рода. Вторая задача цикла, как её формулирует писатель: «изучить всю Вторую империю, от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество, злодеев и героев». Это намерение Золя прямо отсылает к бальзаковскому пониманию писателя как «секретаря общества».

Первые книги серии не вызывают большого интереса.

1871 – первый роман из серии «Ругон-Маккары» «Карьера Ругонов» (La fortuna des Rougon), своеобразный пролог, рассказывающий о происхождении семьи Ругон-Маккаров и одновременно о возникновении режима Второй империи, и второй роман о представителях процветающей ветви семьи «Добыча» (La Curee).

1973 – третий роман о представителях третьей ветви, Маккаров, отличающихся крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком, – «Чрево Парижа» (Le Ventre de Paris), в котором воссоздана атмосфера центрального рынка столицы.

1874 – четвёртый роман «Завоевание Плассана» (Le ventre de Paris).

1875 – пятый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров «Проступок аббата Муре» (La Faute de l"Abbe Mouret).

1876 – шестой роман из серии «Ругон-Маккары» о представителях процветающей ветви семьи «Его превосходительство Эжен Ругон» (Son Excellence Eugene Rougon) – исследование политических махинаций в царствование Наполеона III.

1877 – выходит седьмой том «Ругон-Маккаров» «Западня» (L"Assommoir), снискавший большой успех и принёсший Золя как славу, так и богатство. Он приобретает дом в Медоне около Парижа и собирает вокруг себя молодых писателей (среди них были К.Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу».

1878 – восьмой роман «Страница любви» (Une page d’amour).

1880 – девятый роман «Нана» (Nana), героиня которого, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой и её сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет.

1882 – десятый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров, семействе Муре, «Накипь» (Pot-Bouille).

1883 – одиннадцатый роман о второй ветви рода Ругон-Маккаров «Дамское счастье» (Au Bonheur des dames).

1884 – двенадцатый роман «Радость жизни» (La joie de vivre).

1885 – тринадцатый роман «Жерминаль» (Germinal), посвящённый забастовке шахтеров на рудниках северной Франции.

1886 – четырнадцатый роман «Творчество» (L"Oeuvre), в который включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи.

1887 – пятнадцатый роман «Земля» (La Terre), повествующий о крестьянской жизни.

1888 – шестнадцатый роман «Мечта» (Le reve).

1890 – семнадцатый роман «Человек-зверь» (La Bete humaine), в котором описывается жизнь железнодорожных рабочих.

1891 – восемнадцатый роман из серии «Ругон-Маккары» о представителях процветающей ветви семьи – «Деньги» (L"Argent), где речь идёт о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами.

1892 – девятнадцатый роман «Разгром» (La Debacle) – изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе.

1893 – двадцатый роман «Доктор Паскаль» (Le docteur Pascal), которым завершается цикл Ругон-Маккаров.

1894-1898 – цикл «Три города» (Les Trois Villes) – «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898).

1898 – Золя пишет открытое письмо президенту республики «Я обвиняю» (J"accuse), в котором содержится разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку в деле Дрейфуса (1897-1898), офицера французского генерального штаба, еврея по национальности, в 1894г. несправедливо осуждённого за продажу военных секретов Германии. Из-за этого письма Золя приходится бежать в Англию, так как он обвиняется в клевете и приговаривается к году тюремного заключения.

1899 – после того, как ситуация изменяется в пользу Дрейфуса, Золя возвращается во Францию.

1899-1902 – цикл «Четыре Евангелия» (Les Quatre Evangiles), оставшийся незаконченным (четвертый том написан не был).

28 сентября 1902 – Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире. Причиной смерти стало отравление угарным газом – «несчастный случай», по мнению некоторых историков, подстроенный политическими врагами писателя.

Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Его примеру последовали многие писатели, в т.ч. Ж.Дюамель (хроники Паскье), Д.Голсуорси («Сага о Форсайтах») и Д.Мастерс (книги о Сэвиджах) и мн.др. Кроме того, Золя является автором теории экспериментального романа. Созданный им новый литературный жанр он называет так, желая этим подчеркнуть, что в своём художественном творчестве он пользуется научным методом точного наблюдения и объективного описания.

Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.

Золя Эмиль (1840-1902 гг.)

Французский писатель. Родился 2 апреля 1840 г в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П. Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858 г., рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.

В начале 1862 г Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырех лет, он уволимся в надежде обеспечить свое существование литературным трудом. В 1865 г Золя опубликовал первый роман -жесткую, слабо завуалированную автобиографию «Исповедь Клода». Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Э. Мане в его обзоре художественной выставки 1866 г.

Примерно в 1868 г у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, «Западня», снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство. Последующие романы серии были встречены с громадным интересом - их с одинаковым усердием поносили и превозносили.

Двадцать томов цикла «Ругон-Маккары» представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее «Терезу Ракен». В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: «Три города» - «Лурд», «Рим», «Париж»; и «Четыре Евангелия» (четвертый том написан не был). Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности.

Ко времени завершения цикла (1903 г.) Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В. Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897-1898 гг.). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 г. был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии.

Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком «Я обвиняю». Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899 г., когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.

28 сентября 1902 г Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире. Причиной смерти стало отравление угарным газом - «несчастный случай», скорее всего, подстроенный его политическими врагами.