Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных. Что это - Барочный дворец или Дом-комод? Апраксинский дворец

Покровка, 22 – знаменитый Дом-комод. Он же – дом Апраксина и усадьба Трубецких. Дом, построенный по заказу графа Апраксина в 1766-1769 гг., по проекту Д.В. Ухтомского , является единственным в городе памятником елизаветинского барокко. По стилю он получил свое "прозвище". Плавно изгибающийся фасад главного дома, переходящий в боковые фасады флигелей и обилие декора напоминало современникам комод, сделанный в стиле барокко. Так что в названии нет ничего "осуждающего".

В 1772-1861 гг. усадьбой владели Трубецкие, за что их прозвали "Трубецкие-Комод". Хотя, кому-то дом напоминал Зимний дворец.

С 1861 г. в доме Покровка, 22 размещалась 4-я мужская гимназия. Вообще-то, как владение 4-й мужской гимназии, дом упоминается с 1845 г. В ней учились Н.Е. Жуковский , К.С. Станиславский , С.Т. Морозов, A.M. Ремизов.

После 1917 г. дом стал общественным достоянием. Вначале его превратили в коммуналку, потом отдали студентам под общежитие. С 1958 г. в нем размещался Дом комсомольцев и школьников Бауманского района.

Церковь Сергия Радонежского

Покровка, 22 А С2 – домовая церковь Сергия Радонежского при родильном доме С.В. Лепёхина построена во второй половине XIX в. (1890 г.?)

Выходит в Лепёхинский тупик, по которому числится под номером 29 А.

Покровка, 22 А С1 – жилой дом купцов Андроновых конца XVIII-XIX вв.

С 1929 г. в здании находится Московский Областной Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Гинекологии (МОНИИАГ).

Прогуливаясь по Покровке, невозможно не обратить внимания на голубой дом, который стоит около памятника Чернышевскому. Праздничный, богато украшенный. За прямоугольную форму его прозвали «Дом-комод». У этого особняка невероятно богатая история!

Одна из самых известных легенд, связанная со строительством дома, гласит, что здание было свадебным подарком императрицы Елизаветы тайному мужу – графу Алексею Разумовскому. Дворец якобы был «репетицией» Зимнего. И что на самом деле императрица венчалась не в Перово, а на Покровке – в барочной церкви Воскресения в Барашах. Церковь была украшена особым знаком – короной и имела придел в честь Захария и Елизаветы. Легенда красивая, если бы не даты. Особняк был построен в 60-е годы XVIII века для графа Апраксина – в то время, когда императрица доживала последние дни. По иронии судьбы, автор проекта неизвестен. Наиболее вероятная версия такова: дом построили для двадцатилетнего графа Матвея Апраксина к его свадьбе с троюродной сестрой Петра III. Но хозяин почти не успел пожить в новом доме: не успели достроить дворец, как в 1772 году Апраксин перепродает его графу Трубецкому, семья которого владела домом 90 лет.

Интересная деталь: дом был построен после Указа о вольности дворянства 1762 года. Теперь дворяне могли не служить. Они уезжали из столицы в Москву или деревни и строили семейные гнезда. Дом построен в стиле растреллиевского барокко, который больше был популярен в Петербурге. Дворец имеет небесно-голубой цвет и щедро украшен пилястрами, барельефами, колоннами, наличниками, портиками, лепниной. Большие кабинеты, огромные бальные залы, спальни и будуары – к сожалению, мы не можем увидеть первоначальный вид интерьеров из-за пожара. Но сейчас обстановку воссоздали. Трубецкой надстроил флигели и соединил их с главным домом, а также перенес парадную лестницу. Причина расширений была в большом числе слуг, которые не помещались в доме. Новый владелец создает прямоугольный двор и пышный дворовый фасад с круглыми окнами. Планировка дома насчитывала по шесть круглых помещений на каждом этаже. Трубецкой желал большего, но из-за дороговизны материалов не сделал всего, чего хотел. В 1783 году выстроили каменную конюшню, надстроили над третьим этажом служебный корпус.

Не успели закончить, как через два года прохудилась крыша. После смерти Дмитрия Юрьевича хозяйство отошло к его сыну Ивану Трубецкому, который женился на Екатерине Мансуровой. Дворянские семьи проводили в доме осень, зиму и весну, а на лето уезжали в имение. Дом же сдавали. Трубецкой был камергером, а потому чаще был в разъездах или при дворе, чем дома. В 1812 году в Москве был страшный пожар, «Дом-комод» сильно пострадал – сгорели все перекрытия и перегородки на втором и третьем этажах. В 1825 году здание значилось все еще недостроенным. Несмотря на это, князя и его семейство навещали и родственники, и друзья. Один из самых знаменитых гостей – Михаил Погодин – историк, профессор Московского университета, коллекционер и журналист. Когда-то он пришел устраиваться на службу к Трубецким – обучать младших детей. Несколько лет он обучает детей, а вскоре становится другом семьи.


Восстание декабристов отдаленно коснется семьи: дальнего родственника Сергея Трубецкого приговорят к смертной казни, а потом отправят на каторгу. Гостил на Покровке и поэт, литературный критик Дмитрий Веневитинов. Он был безответно влюблен в Зинаиду Волконскую, а под конец жизни увлекся Александрой Трубецкой. Еще одни знаменитые гости дома – семья Пушкиных. Александр Сергеевич близко дружил с дальним родственником семьи, который жил на Знаменке. Отец поэта был Ивану Трубецкому троюродным братом (сын Дмитрия Юрьевича). Поэтому семейство очень часто бывало на Покровке. Да и взрослым Пушкин захаживал в гости. Известный факт: он был у хозяев после Михайловской ссылки, после коронации Николая I и наверняка заглядывал в гости зимой 1827 года, которую провел в Москве.

Именно в стенах голубого дома произошел сговор отца и матери Льва Толстого. Марья Волконская воспитывалась отцом-генералом. Когда он уезжал, то оставлял дочь на попечение родственников. После отставки он забрал ее в Ясную Поляну. Чтобы понять отношения между дочерью и отцом, вспомните старого князя Болконского из «Войны и мира», который больше мучал близких, нежели любил. К 30-ти годам за глаза Марью называли старой девой. После смерти генерала она стала наследницей большого состояния. Николай Толстой был младше жены на 4 года. За 8 лет у них родилось пять детей. Через полгода после рождения младшей дочери Марья умерла от нервной горячки.

В 1861-м году после издания Манифеста о свободе крестьян и финансовых трудностей Трубецкие продали за 125 000 рублей дом 4-й мужской гимназии, которая и была там до 1917-го. Среди знаменитых выпускников гимназии – Константин Станиславский, Николай Жуковский, Савва Морозов, Алексей Ремизов, Александр Шахматов, Николай Астров. Красный Октябрь закрыл учебное заведение, домашнюю церковь и заселил дом под свои нужды. Он стал многоквартирной коммуналкой, где в одной комнате жили по 10-20 человек. В 30-х годах здесь было даже общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В военные годы – НИИ геофизических методов разведки и Дом пионеров Бауманского района. В 60-х годах XX века коммуналки окончательно расселили, учреждения вывели, а здание было впервые отреставрировано. В начале 2000-х часть помещений арендовал Российский фонд милосердия и здоровья.

Земельный участок под строительство дома приобрел в 1764 году купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. По заказу Апраксина здание было построено в стиле елизаветинского . За характерную форму особняк Апраксина прозвали «дом-комод».

Архитектор здания точно не установлен. По одной из версии им был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, по другой - неизвестный мастер круга Растрелли, по третьей Дмитрий Васильевич Ухтомский. Эксперты склоняются к последней версии.

В 1772 году Апраксины продали особняк лейб-гвардии капитан-поручику князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

В начале 19 века здесь были многие знаменитости - Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия, которая выделялась среди казенных гимназий и соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке (старейшая в Москве гимназия, основанная в 1804 году).

4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», академик Алексей Шахматов, философ Владимир Соловьев. Здесь гимназист Константин Сергеевич Станиславский познакомился с будущим меценатом его театра Саввой Морозовым. В гимназии № 4 учились братья Ремизовы. Творчество писателя Алексея Ремизова Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции 1917 года гимназию закрыли, а в доме организовали коммуналки.

В 1960–х годах в здании разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики.

Изображения


В середине 1980-х годов реставраторы института Спецпроектреставрация (Гл. архитектор проекта реставрации И.Г. Серова, автор исторической справки Е.И. Острова) открыли, то особняк, который считался построенным для своей семьи в 1830-е годы Осипом Бове, на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей он 17 века.

Вот их описание - Парадный фасад древних палат через двор, обнесенный забором, выходил в некогда существовавший Трубецкой переулок, который шел параллельно Б. Дмитровке. Трубецким он назван потому, что вдоль него были обширные владения Трубецких.
Массивное здание из красного кирпича построено "покоем". Причем лицом он был обращен к Высокопетровскому монастырю.

В свое время жилые палаты были перекрыты кирпичными сводами. На верхний этаж вели, по всей видимости, наружные деревянные всходы красного крыльца, как принято было в 17 столетии. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом.
Высокие окна обрамляли пышные наличники из резного белого камня.

По бокам оконных проемов стояло по колонке, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Завершался наличник эффектным, 2разорванным" посередине фронтоном с затейливой вставкой в центре. В общем типичное нарышкинское барокко.

Так кто построил этот дом.
Я не буду здесь перепечатывать все версии и их доказательства.
Но скорее всего заказчиком и строителем этого красавца был Патриарх Адриан и палаты скорее всего построены в промежуток 1690-1700. т.к. в этом году патриарх скончался, что дало Петру право упразднить патриаршество и учредить Синод.

Итак вот он строитель и первый владелец палат.

После его смерти возможно его двор отписал на себя Петр I, а затем пожаловал его стольнику Дмитрию Протасьеву. У вдовы его племянника М.А. Протасьева Феклы в 1731 году князь Алексей Юрьевич Трубецкой купил эти палаты. Его жена Анна Львовна ур. Нарышкина (двоюродная сестра Петра I, дочь Льва Кирилловича брата царицы Натальи Кирилловны), получила в наследство от батюшки соседний участок.


В 1766 и 1774 ее сын Иван Алексеевич Трубецкой занимается переустройством старого дома, он к тому времени требовал ремонта. К тому времени относится план владения, который выдала Трубецкому Полицейская канцелярия. Он требовался для переустройства.
С приходом к власти Петра III дворянство получило вольность и многие уехали жить из первопрестольной в Москву и перестраивают свои особняки по требованию своего времени. Живут здесь в богатстве и роскоши.
Фасады дворцов украшались колоннадами, внутри непременно анфилады парадно убранных комнат.
В "Кратком руководстве к гражданской архитектуре или зодчеству", изданном в 1789 г. говорилось: "Апартаменты назначаются или для фамилии, или для гостей, или для великолепия".
Согласно этим указаниям Трубецкие и перестроили древние палаты. Была произведена перепланировка помещений, изменили расположение окон и дверей. На стенах были лишь легкие лепные украшения в виде розеток или барельефов в углублениях. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно.

В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания был устроен главный зал. Дом был богато декорирован.
Словом дом Трубецких был отстроен не хуже, чем у других вельмож их ранга.
В начале 19 века домом уже владеет сын Ивана Алексеевича Алексей Иванович, который был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой, дочери профессора С.Е. Гурьева.
Дом чудом уцелел во время пожара Москвы 1812 года.
А через несколько месяцев после изгнания французов в заграничном походе 3 февраля 1813 г. под Лейпцигом погиб князь А.И. Трубецкой. И дом достается его вдове.

В 1816 году она вступает во второй брак с 32- летним известным архитектором Осипом Ивановичем Бове.

Этот брак наделал много шума в Москве. Свет не мог простить княгине такого поступка. Мыслимое ли дело: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей выходит замуж за архитектора. Княжна Туркестанова писала в=своему корреспонденту: Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят лишь бы выйти замуж.
Но тем не менее они поженились и Осип Иванович перебрался из своего дома в Пименовском переулке в особняк жены. И прожил здесь всю оставшуюся жизнь. И именно здесь он создал все свои гениальные проекты по застройке послепожарной Москвы.
В 1833 году Осип Бове на участке жены строит особняк для семьи новый дом(теперьешний дом. №8). Небольшой двухэтажный дом с двумя входами, благодаря чему он мог использоваться как доходный.

И в 1830 году свой старый особняк(перестроенные палаты Адриана)с большой частью участка супруги продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову.

Еще до продажи они этот дом сдевали внаем. в 1827-30 гг. у них его нанимал и жил в нем один из создателей ранней преддекабристской организации "Орден русских рыцарей" генерал-майор М. А. Дмитриев-Мамонов.

Дмитриев-Мамонов в 1812 г., будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался на свой счет набрать, обмундировать и вооружить целый полк. Тогда в начале Отечественной войны, как писал А. С. Пушкин в своем неоконченном романе "Рославлев", "везде повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего всем своим состоянием. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених". Он был назначен шефом полка в чине генерал-майора и за участие в сражениях при Тарутине и Малоярославце был награжден золотой саблей с надписью "за храбрость".
У него рано обнаружились признаки душевной болезни, которая послужила причиной взятия в опеку его имения. Прожил он долгую жизнь и погиб на 73-м году, когда на нем случайно загорелась рубашка, облитая одеколоном.
В это время супруги жили у Нескучном у графини Анны Алексеевны Орловой. Бове надлежало кое-что сделать для графини. А свой дом они сдали опекунам Мамонова за 6 тысяч рублей ассигнациями.

Но возвратимся к истории дома. Ротмистру не под силу было содержать такой большой дом и он в 1840-е годы богатому купцу и золотопромышленнику,меценату П.В. Голубкову .
Сохранилось описание дома, сделанное этнографом П. И. Небольсиным. Здесь находились картинная галерея с произведениями Рубенса, Греза, Тенирса и коллекция различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.
В 1855 году П.В. Голубков скончался. Личные бумаги его исчезли бесследно, коллекция рассыпалась по разным местам.
После его смерти дом на некоторое время перешел в руки некоей П.И. Кушакевич.
В конце 1850-х его владелицей становится М.Б. Спиридонова. Она была женой коммерции советника грека Владимира Христофоровича Спиридонова. Они были известны как благотворители. Являлись пожизненными попечителями Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества.
В 1868 году Спиридоновы задумали грандиозный ремонт особняка. Но по каким то причинам был ненадстроен третий этаж, а особняк к 1880му году приобрел тот облик, который нам знаком. С мезонином и подвалом.
В 1898 году после смерти супругов дом оказался на два года в руках купца Е.П. Чихачева.
Но в 1900 году дочь Спиридоновых генерал-майорша М.В Сокол вернула родительский дом себе.
И эта вся история усадьбы до революции.
В 1920-х гг. тут помещался Всерокомпом - Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был М.И. Калинин.
Около десяти лет в этом доме прожил известный певец Г. М. Нэлепп.

После реставрации в особняке разместился Музей Большого театра. И его стоит посетить, чтобы увидеть чудесно сохранившееся и отреставрированное убранство особняка.

А теперь про соседний дом.

Первоначально этот дом (№ 8) был построен супругами Бове для себя, но уже в нашем столетии небольшой ампирный дом был совершенно неузнаваемо перестроен. В 1902 году архитектор И.А.Иванов-Шиц перестроил его в модном в то время стиле модерн. Отличительные признаки нового стиля - мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами - характеризуют декор эпохи модерна конца XIX - начала XX в.

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов размещается сегодня в двух домах Волконских и Трубецких. Первый музей декабристов в Иркутске был открыт 29 декабря 1970 года в доме, принадлежавшем по легенде семье декабриста С.П. Трубецкого (ул. Дзержинского, 64).

В 1839-1845 годах декабрист князь С.П. Трубецкой вместе с женой и детьми находился на поселении в с. Оёк Иркутской губернии. В 1845 году Трубецкие переехали на жительство в Иркутск. В городе семья декабриста проживала до 1856 года в просторном деревянном доме в Знаменском предместье. Тот дом сгорел в 1908 году. Городская легенда о том, что дом на Арсенальской (ныне ул. Дзержинского, 64) принадлежал декабристам, послужила основанием для установки на его фасаде в 1936 году мемориальной доски.

С 1940-х годов этот дом постоянно стал именоваться домом Трубецкого. В действительности сам Сергей Петрович никогда здесь не жил. По предположениям иркутских историков, дом мог быть построен Трубецкими для одной из трех дочерей. В 1960-е годы старинный дом отреставрировали по проекту архитектора Г.Г. Оранской и передали Иркутскому областному краеведческому музею. Его назвали Домом-музеем декабристов. В 1970 году здесь открылась первая выставка «Декабристы в Иркутске». На ней были представлены мемориальные вещи декабристов, собранные еще в 1920-е годы, документы, книги. Первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» была построена научными сотрудниками музея Н.С. Струк и Т.В. Налетовой при участии иркутских художников В.А. Ильина, А.М. Муравьева и Н.И. Домашенко. Молодой музей стал центром притяжения для всех, кому были дороги имена декабристов. В маленьком уютном старинном доме при свечах проходили литературно-музыкальные вечера, камерные спектакли, встречи с учеными, писателями и поэтами. Дом жил, светился, согревался теплом памяти благодарных потомков. Экспозиция пополнялась новыми мемориальными предметами. В 1985 году в мемориальном доме С.Г. Волконского на соседней улице открылся второй музей декабристов. Именно с этого времени в название дома на Дзержинского, 64, вернулось из легенды имя С.П. Трубецкого. Из музейного отдела два этих дома в 2000 году превратились в самостоятельный государственный музей. В 2005 году Дом-музей Трубецких решено было закрыть на текущий ремонт. Но 150-летний деревянный дом к тому времени угрожающе обветшал и нуждался в полной реставрации. Летом 2007 года Дом-музей Трубецких был разобран до основания, и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. В сентябре 2011 года обновленный и похорошевший Дом-музей Трубецких вновь открылся для посетителей.



Если о принадлежности дома семье декабриста С.П. Трубецкого нет единого мнения специалистов, то о жизни семьи в Иркутске сохранилось множество документальных и материальных свидетельств. На их основе в легендарном доме середины XIX века Иркутский музей декабристов создал новую экспозицию - «Эпоху отразившая судьба» (автор И.В. Пашко). Она рассказывает о сибирской судьбе декабриста С.П. Трубецкого и его семьи. В истории жизни этого человека как в капле воды отразилась судьба целого поколения декабристов. Русский князь, лейб-гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, он стал одним из руководителей тайных обществ, диктатором восстания на Сенатской площади, был осужден в каторжную работу навечно, провел в Сибири тридцать лет (из них одиннадцать лет в Иркутске). Любящий муж и отец, он за это время похоронил троих своих малолетних детей и горячо любимую супругу, блестяще воспитал, дал достойное образование и выдал замуж трех дочерей. Всегда открытый для своих друзей, умный, благородный, отзывчивый на чужую беду, щедрый в помощи ближним - таким помнили его современники, таким Трубецкой предстает в своем эпистолярном наследии.

Экспозиция размещается в цокольном (подклете) и первом (жилом) этажах Дома-музея. Комнаты жилого этажа закольцованы в анфиладу. Здесь воссозданы типологические интерьеры дворянского дома середины XIX века, в пространстве которых размещены мемориальные вещи семьи Трубецких и других декабристов. Историческая экспозиция полуподвала (подклета) повествует о тринадцатилетней каторге и последующем поселении декабристов в Сибири.




Знакомство с Домом-музеем начинается с приемной жилого этажа.

Экспозиция приемной рассказывает о жизни будущих декабристов до 14 декабря 1825 года. Начальная и заключительная части экспозиции решены в одном пространстве с использованием интерактивного «окна в прошлое», в котором отражается жизнь декабристов до 14 декабря 1825 года и после 1856 года. Между этими двумя датами - тридцатилетняя жизнь самого С.П. Трубецкого и его товарищей по несчастью со всеми ее невзгодами и радостями.

Перед посетителем проплывают картины светской жизни дворянского общества первой четверти XIX века, Петербург, Москва и Париж. Об участии С.П. Трубецкого в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах свидетельствуют памятные медали (в копиях) «Бой при Кульме. 1813», «Бой при Малом Ярославце» и «Покорение Парижа. 1814», созданные в 1836 году по рисункам графа Ф.П. Толстого.

На стене комнаты два судьбоносных документа повествуют об участии князя С.П. Трубецкого в восстании 14 декабря 1825 года. Первый - «Манифест к русскому народу» (копия), написанный рукой С.П. Трубецкого в ночь с 13 на 14 декабря 1825 года. Он должен был быть печатно обнародован в виде листовки и распространен «среди читающих граждан Отечества». Второй - «Определение Верховного уголовного суда о государственных преступниках и Высочайший манифест». В нем под № 1 значится: «Полковник Трубецкой. Осужден навечно в каторжную работу». Копии портретов царственных особ Александра I, Николая I и великого князя Константина - знакомцев, свидетелей и участников в судьбе Сергея Трубецкого - остаются в импровизированной дворцовой комнате, а мы вслед за Трубецким и его товарищами по несчастью отправляемся «во глубину сибирских руд».

Цокольный этаж

Эта часть дома по-сибирски называлась подклетом и служила в прошлых веках для устройства кухни и отопления всего жилища. Низко нависающие потолки, бревенчатые стены и большая русская печь напоминают об условиях жизни декабристов на каторге.

Дорога в Сибирь

На стене размещена «Генеральная карта Азиатской России по новейшему разделению на губернии, области и приморские управления, с показанием путей российских мореходцев» (СПб., 1825). По ней можно проследить путь следования «государственных преступников» в Сибирь от Санкт-Петербурга до каторжных мест Забайкалья. С.П. Трубецкой был в числе восьми декабристов, которых первыми провезли этим путем летом 1826 года. На карте обозначены все населенные пункты Сибири, в которых жили декабристы с 1826 по 1856 год.

В Благодатском руднике

«Во глубине сибирских руд» С.П. Трубецкой и семь его товарищей- декабристов провели более десяти месяцев (1826-1827). Мрак подземелья и теснота каторжной тюрьмы усугублялись лязгом кандалов, которые не снимали с узников даже ночью. В ножные кандалы, подобные тем, что лежат на столе, декабристы были закованы более двух лет.


Ангелами-хранителями для каторжников стали княгини Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская. Они своим присутствием ободряли всех декабристов и своей любовью до самоотречения помогали им выжить в суровых условиях Благодатского рудника. Образы двух первых декабристок можно разглядеть через маленькое отверстие в «тюремной» двери. Портреты восьмерых благородных узников Благодатска в обрамлении кандальных браслетов размещены на фоне шахты свинцово-серебряного рудника.

Декабристы в Читинском остроге

Картины острожной жизни и каторжной работы были созданы самими декабристами с натуры. Большая копия акварельного рисунка декабриста Н.П. Репина «Декабристы на мельнице в Чите» (1828-1830) представляет каторжный «урок» декабристов. Крайний справа - Сергей Петрович, вращающий ручной жернов. На противоположной стене комнаты - копия рисунка того же автора «Декабристы в камере Читинского острога» (1828). Этот рисунок служит иллюстрацией быта и взаимоотношений декабристов на каторге. В Чите сложилось острожное братство декабристов, в котором каждый старался быть полезным товарищам своими знаниями, опытом, талантами, средствами к существованию, наконец. Все книги, полученные узниками из России, помечались рукой коменданта С.Р. Лепарского. Надпись на французском журнале декабриста П.В. Аврамова «Британское обозрение» (1825) гласит: «видал Лепарский». В Читинском остроге декабрист Н.А. Бестужев начал создавать портретную галерею своих товарищей и их дорогих спутниц и спасительниц. В раме старинного зеркала поочередно сменяются портреты всех одиннадцати жен декабристов, приехавших в Сибирь, и звучит стихотворение А.И. Одоевского «Княгине М.Н.Волконской» (1829). У зеркала - письмо княгини Марии (на французском языке), адресованное из Читы своей свекрови А.Н. Волконской. Подлинник этого бесценного документа хранится в фондах нашего музея.

Узники Петровского Завода

В 1830 году декабристов для отбытия каторжных работ перевели из Читы в Петровский Завод. В одиночных сырых и темных камерах некоторым декабристам пришлось прожить девять лет. Увеличенный фрагмент тюремной камеры декабриста Н.А. Бестужева, нарисованной самим «хозяином» в 1831 году, дает представление об обстановке последнего этапа каторги декабристов. Простая мебель, скромная обстановка. Здесь царят книги, различные приборы, мольберт и кисти. На мольберте - портреты декабристов, написанные Николаем Бестужевым за все годы каторжных работ. Через «окно» тюремной камеры можно разглядеть окрестности Петровского Завода, запечатленные художниками-декабристами. В Петровском Заводе благородные узники открыли школу для местных ребятишек. Учителем в ней и хранителем декабристской библиотеки оставался до конца своих дней декабрист И.И. Горбачевский. В экспозиции на столе - деревянная кустарной работы шкатулка для шахмат И.И. Горбачевского. Ее передала в Иркутский музей декабристов П.Б.Львович - потомица ученика декабриста. В том же интерьере представлен деревянный дорожный сундучок декабриста Н.В. Басаргина.



На поселении

Летом 1839 года каторжные работы декабристов были завершены.

В числе последних покидал Петровский Завод и С.П. Трубецкой вместе со своей многочисленной семьей. За годы каторги у Трубецких родилось пятеро детей. В память о проведенных на каторге тринадцати годах декабристы увезли в разные концы Сибири альбомы, сделанные своими руками, с рисунками товарищей и своими собственными. Подобный альбом Е.И. Трубецкая отправила младшей сестре графине Зинаиде Лебцельтерн в Италию. Сохранившийся у французских потомков семьи де Винераль, этот альбом вернулся в Сибирь (в копиях) в 2001 году и представлен в экспозиции.

Поселение декабристов в разных деревнях и селах Сибири вынудило многих обзавестись собственными домами и заняться сельским хозяйством. Трубецкие построили дом в с. Оёк, завели свой огород, лошадей и коров. Хозяйство развивалось успешно благодаря радению просвещенного земледельца князя С.П. Трубецкого. О строгой регламентации жизни поселенцев свидетельствуют архивные документы о разрешениях на переписку, на перемещение по Сибири, на вступление в брак и, наконец, о поведении ссыльнопоселенцев.

Разводная

По возвращении из полуподвала посетитель знакомится с последним «иркутским» этапом жизни семьи Трубецких. Здесь у лестницы представлен комплекс документов, относящихся к несохранившемуся подлинному дому Трубецких. Его единственная фотография начала ХХ века соседствует с документами о покупке дома.



Уютный интерьер столовой наполнен мемориальными вещами семьи Трубецких. Здесь икона-пелена «Богоматерь Владимирская» золотного и лицевого шитья XVII- начала XVIII века, два стула ручной работы, шкатулка дамская (несессер) в стиле «шинуазри» французской работы первой половины XIX века, бисерная салфетка с дарственной надписью декабриста Ф.Б. Вольфа. Четыре вышитые вещи 1830-1840-х годов - покровец (воздух) на чашу со Святыми Дарами, обложка блокнота, пресс-бювар и шкатулка для писем - выполнены, по легенде, самой княгиней Е.И. Трубецкой. Тема нравственного выбора княгини Каташи, последовавшей за мужем на каторгу, получила в экспозиции документально-художественное воплощение. На стене столовой - «картина» в раме. На ней в технике коллажа представлены копии писем и портреты четы Трубецких того времени, когда они писали эти письма (1826 год). При желании картину можно «оживить», и тогда с экрана зазвучат подлинные документы.

Теплые сени

Драгоценным украшением маленькой проходной комнаты служит «Пейзаж с озерком». Картина выполнена на картоне маслом в конце 1840-х - начале 1850-х годов. Ее автор - старшая дочь Трубецких Александра. Первые уроки живописи маленькой Саше давал декабрист Н.А. Бестужев еще в годы каторги в Петровском Заводе.

Акварельный портрет трех юных княжон Трубецких представлен здесь же профессиональной копией в технике оригинала. Неизвестный художник выполнял его, предположительно, в 1845 году, когда Трубецкие переселились из Оёка в Иркутск. Об успехах в учебе Зины и Лизы можно узнать из ежемесячных ведомостей Девичьего института Восточной Сибири. Все документы на стенах теплых сеней рассказывают о судьбах трех дочерей Трубецких.


Кабинет князя

Этот раздел экспозиции посвящен личности самого князя Сергея Петровича и отражает круг его интересов и родственных связей. Одной из главных обязанностей Трубецкого в это время было воспитание и образование собственных детей. В педагогической практике декабрист применял оригинальные пособия собственной редакции по разным предметам гимназического курса, фрагменты которых представлены в экспозиции в копиях. На письменном столе можно увидеть уникальную книгу из библиотеки С.П. Трубецкого с его автографом. Это - один из томов исторического сочинения об эпохе воцарения и крушения Наполеона Бонапарта «Мемуары герцогини д"Абрантес» (Брюссель, 1834). Данный автограф - единственный в Иркутске.



Парадная комната дома отдана иркутской поселенческой колонии декабристов. В Иркутской губернии в разное время проживало более 50 декабристов. Портреты товарищей по изгнанию, обо многих из которых заботился С.П. Трубецкой, представлены на стене. В шкафах - книги конца XVIII - первой половины XIX века по истории гражданской и военной, естествознанию, философии и европейским языкам. Часть этих изданий выписывали из России и читали декабристы по всей Сибири. Две мемориальные реликвии покоятся в углах гостиной под стеклянными колпаками. Это - большая фарфоровая ваза российской фабрики Сафронова 1830-1840-х годов и изящный гипсовый бюст 1830-х годов. Первую, по преданию, подарил иркутянам перед отъездом в память о почившей супруге Екатерине Ивановне сам князь С.П. Трубецкой. Второй мемориальный предмет был извлечен в 1924 году из надгробного памятника декабристу А.З. Муравьеву. По предположениям ученых, это скульптурный портрет двенадцатилетнего сына Никиты. Бюст был заказан в паре с бюстом младшего брата Лёвушки в Петербурге после смерти обоих детей женой декабриста В.А. Муравьевой и прислан мужу в Сибирь.



Приемная

Замыкая жизненный круг декабриста С.П. Трубецкого, мы вновь возвращаемся к началу экспозиции. Здесь перед нами в том же «волшебном» окне проплывают облака над могилами тех декабристов, которые навсегда остались в Сибири, и портреты тех из них, кому удалось покинуть ее после амнистии 1856 года. На столике у зеркала - текст амнистии декабристам и фотопортрет князя Трубецкого после 30 лет, прожитых в Сибири. Напротив - фотографии могилы жены и детей и товарищей, похороненных в Иркутске.