Дип перпл биография группы. Deep Purple в Квебеке. Corbeau забирает себе шоу. Deep Purple: Успех в США

1968, Великобритания

Исходный состав: Род Эванс (Rod Evans: 19.01.1947) - вокал; Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore: 14.04.1945) - гитара; Ник Симпер (Nick Simper: 3.11.1945) - бас; Джон Лорд (Jon Lord: 9.06.1941 - 16.07.2012) - клавишные; Йан Пэйс (Ian Pace: 29.06.1948) - ударные

Инициатором создания DEEP PURPLE оказался Крис Кёртис (26.08.1941), барабанщик известной в середине 60-х бит-группы THE SEARCHERS. В 1966 г. он решил создать новый проект, участники которого отличались бы высочайшим профессионализмом. Кёртис одним из первых в Англии понял, что грядет эпоха высокотехничных групп и музыкантов-виртуозов. В конце 1967 г. он остановил свой выбор на клавишнике Лорде (THE BILL ASHTON COMBO, RED BLUDD"S BLUSIANS, THE ARTWOODS, SANTA BARBARA MACHINE HEAD, THE FLOWERPOT MEN) и гитаристе Блэкморе (SCREAMING LORD SUTCH AND THE SAVAGES, THE OUTLAWS, NEIL CHRISTIAN AND THE CRUSADERS). В начале 1968 г. проект назвали ROUNDABOUT, в него вошли также басист-вокалист Дэйв Кёртис и барабанщик Бобби Кларк. Сам Крис Кёртис рассчитывал на место вокалиста. Однако уже в марте 1968 г. ситуация изменилась - лидерство в ROUNDABOUT захватили Лорд и Блэкмор, настоявшие на уходе Кларка и двух Кёртисов. Им на смену после долгих прослушиваний пришли одаренный ударник Пэйс (MI5, THE MAZE), басист Симпер (THE NEW PIRATES, THE FLOWERPOT MEN) и вокалист Эванс (MI5, THE MAZE). Название сменилось на DEEP PURPLE (в честь одноименной песни Бинга Кросби) - так сформировался первый классический состав группы.
В марте 1968 г. DEEP PURPLE подписали контракт с американской фирмой звукозаписи "Tetragrammoton", a 20 апреля группа дала свой первый концерт в датском городке Таструп. Изначальная ориентированность DEEP PURPLE на американский музыкальной рынок имела следующие негативные моменты. Во-первых, ставка делалась на кавер-хиты ("Kentucky Woman" Нейла Даймонда, "Hush" Джо Сауса и др.), во-вторых, сама стилистика группы базировалась в рамках ординарного прогрессив-рока тех лет и, наконец, в третьих, DEEP PURPLE не были известны у себя на родине. Однако быстрое падение интереса к DEEP PURPLE в США (уже третий альбом группы поднялся только до 162-го места в американских чартах) заставило музыкантов резко изменить выбранный курс. Блэкмор, оценив все перспективы английского музыкального рынка конца 60-х, пришел к выводу, что DEEP PURPLE нужно начать играть более тяжело и энергично, т.е. прийти к хард-року (успех LED ZEPPELIN служил тому наглядным примером). По настоянию Блэкмора в июле 1969 г. из состава DEEP PURPLE были выведены Эванс и Симпер - они, по мнению гитариста группы, мыслили и играли по-старому. Освободившиеся вакансии заняли обладатель высокого мощного вокала Йан Гиллан (Ian Gillan: 19.08.1945) и басист Роджер Гловер (Roger Glover: 30.11.1945). В DEEP PURPLE оба пришли из команды EPISOD SIX, причем Гловер лишь в последний момент решился на переход. Получившийся в результате второй состав DEEP PURPLE принято называть "золотым".
Начали реформирование DEEP PURPLE экспериментальной работой: записью сюиты Лорда в сопровождении симфонического оркестра. Гиллан здесь впервые попробовал свои силы в качестве текстовика. Легкое недоумение критиков и слушателей исправил альбом "Deep Purple In Rock", вышедший на 4-е место в Англии. Успех диска не был случайностью: DEEP PURPLE удалось точно уловить новые веяния и стать одними из законодателей хард-рока - стиля, захватившего в начале 70-х лидирующие позиции на мировой музыкальной сцене. Музыка DEEP PURPLE оказалась своеобразной квинтэссенцией хард-рока: динамичной, жесткой, обрамленной элементами барокко, джаза и рок-н-ролла, с характерным "парящим" вокалом Гиллана и виртуозными дуэлями гитары Блэкмора и органа Лорда. Легкость, с которой группа исполняла свой репертуар на концертах, была поразительной, а постоянные импровизации стали залогом непрекращающегося интереса к ее концертным альбомам, давно обретшим в дискографии DEEP PURPLE равенство со студийными пластинками.
Наивысшего творческого расцвета DEEP PURPLE достигли в конце 1971 г. когда записали материал к диску "Machine Head". Произошло это в швейцарском городе Монтрё, именно там родилась композиция "Smoke On The Water", ставшая благодаря гитарному риффу Блэкмора своеобразным гимном хард-рока. Но и остальные композиции по праву могли претендовать на классику стиля, это - "Highway Star", "Pictures Of Home", "Space Truckin"", "Maybe I"m A Leo". 22 апреля 1972 г. "Machine Head" натри недели возглавил британские чарты; позднее в США он стал 7-м. Последовавшее в июле мировое турне подтвердило претензии DP на титул королей хард-рока.
Однако груз славы и утомительных турне стал отрицательно сказываться как на качестве композиций, так и на взаимоотношениях между членами группы. Музыканты резко сократили репетиции в студии, Блэкмор, в довершение ко всему, развернул "войну" против Гиллана и Гловера. Записав малоубедительный альбом "Who Do We Think We Are" и дотянув до конца контракта, ушел Гиллан. Негласный бойкот вынудил покинуть DEEP PURPLE и Гловера.
Третий состав DEEP PURPLE сформировался достаточно быстро: уже осенью 1973 г. в группу влились басист Гленн Хьюз (Glenn Hughes: 21.08.1952, TRAPEZE) и вокалист Дэвид Ковердэйл (David Coverdale: 22.09.1949, FABULOSER BROTHERS). Характерной чертой нового состава стал вокальный дуэт Хьюза и Ковердэйла, кроме этого акценты в музыке DEEP PURPLE сместились под влиянием "новобранцев" в сторону хард-фанка и соула. Альбомы 1974 г. имели большой успех как в Британии, так и в США, однако угадывать характерный почерк DEEP PURPLE за композициями типа "Hold On" становилось все труднее. 6 апреля 1974 г. на фестивале в Калифорнии группа взяла свой последний громкий аккорд - на сцене Блэкмор сначала гитарой разбил телекамеру, а потом разлил и поджег целую канистру керосина. Огонь моментально добрался до аппаратуры и последовавшая взрывная волна едва не стерла с лица земли самих музыкантов.
Внутренние разногласия в DEEP PURPLE достигли предела к весне 1975 г. Не нашедший общего языка с Ковердэйлом и Хьюзом Блэкмор 21 июня 1975 г. оставил группу (к этому времени у него уже была создана своя команда - RAINBOW). Блэкмора заменил американский гитарист Томми Болин (Tommy Bolin - 18.04.1951 - 6.12.1976), ранее выступавший в JAMES GANG и вместе с джаз-роковым ударником Билли Кобхэмом. Но пристрастие Болина к сильным наркотикам не дало DEEP PURPLE дожить до своего десятилетия - 19 июля 1976 г. было официально объявлено о распаде хард-роковой легенды.
Выходившие в последующие восемь лет сборники и концертники DEEP PURPLE засвидетельствовали непрекращающийся интерес слушателей к наследию группы. Например, сборник лучших вещей "Deepest Purple" в 1980 г. возглавил британский хит-парад. Все это само по себе наводило на мысли о возможном воссоединении DP в "золотом" составе. И в конце 1983 г. камбэк состоялся. Хотя карьеры, сделанные Гилланом, Гловером, Блэкмором, Лордом и Пэйсом вне DEEP PURPLE, совсем неудачными назвать нельзя, все же никому из музыкантов не удалось даже приблизиться к славе DEEP PURPLE.
Гиллан вместе со своим аккомпанирующим составом достаточно высоко котировался в конце 70-х - начале 80-х в Англии (например, альбомы "Glory Road" и "Future Shock" попали в Топ-3), однако к 1982 г. финансовые дела Гиллана оказались на нуле (именно по этой причине певец вскоре оказался в BLACK SABBATH). Джон Лорд в 1976 г. создал вместе с Йан Пэйсом и Тони Эштоном кратковременный проект PAL, а в 1978 г. присоединился к группе Ковердэйла WHITESNAKE. Много внимания Лорд также уделял сольным работам экспериментального характера. В WHITESNAKE также пришел и Пэйс (июль 1979 г.), позднее (в 1982 г.) перешедший в группу Гэри Мура. Роджер Гловер, давно проявивший себя в качестве грамотного и удачливого продюсера, с 1979 г. выступал в составе RAINBOW Ричи Блэкмора.
Одиннадцатый студийный альбом DEEP PURPLE появился в 1984 г. и разошелся по миру многомиллионным тиражом. Новый диск был выдержан в старых добрых традициях группы, конечно, с учетом новых реалий музыкального рынка. Воссоединение DEEP PURPLE произошло в то благоприятное время, когда, во-первых, началась "реабилитация" всех "старых" коллективов, а во-вторых - на пике популярности находился хэви-метал. DEEP PURPLE же давно считались одними из пионеров тяжелого металла. Новые хиты группы ("Perfect Strangers" и "Knocking At Your Back Door" показали, что музыканты стремятся жить не только за счет своих былых заслуг.
К сожалению, искусственность, в изрядной доле присутствовавшая в камбэке DEEP PURPLE, проступила очень быстро - уже в 1986 г. Блэкмор противопоставил себя остальным коллегам и в первую очередь Гиллану. Неудивительно, что следующий альбом "House Of Blue Light" получился второразрядным. Конфликт разрешился в 1989 г. с уходом Гиллана. На место вокалиста DEEP PURPLE Блэкмор предложил своего бывшего коллегу по RAINBOW Джо Линн Тернера (Joe Lynn Turner - 02.08.1951), с которым и был записан альбом 1990 г. Но к 25-летию DEEP PURPLE менеджмент потребовал вернуть Гиллана. Несмотря на полную отчужденность гитариста и вокалиста, диск 1993 г. "The Battle Rages On" оказался высококачественным. Тем не менее это не остановило Блэкмора - 17 ноября 1994 г. в Хельсинки прошел его последний концерт в DEEP PURPLE. Блэкмора спешно заменили гитаристом-виртуозом Джо Сатриани (Joe Satriani - 15.07.1956.), с которым группа и довела турне до конца.
Перестало DEEP PURPLE трясти от смены составов только с приходом в 1995 г. гитариста Стива Морса (Steve Morse: 28.07.1954; DIXIE DREGS, KANSAS). Морс успешно прижился в DEEP PURPLE и уже успел записать с группой два студийных диска. Продукция современных DEEP PURPLE отличается намеренной обезличенностью, а музыкальный ряд служит в основном для демонстрации вокального мастерства Гиллана.

P.S.
В 2002 году Джон Лорд объявил о намерении заняться сольными проектами, и его место занял Дон Эйри (Don Airey: 21.07.1948; Rainbow/Ozzy Osbourne). Год спустя новый состав выпустил первый за пять лет студийный альбом "Bananas" (получивший перевосходные отзывы прессы и раскритикованный лишь за название) и тут же вышли на гастроли. В июле 2005 года они выступили в Парк-плейс (Барри, Онтарио) в рамках фестиваля Live 8, а в октябре того же года выпустили "Rapture of the Deep", за которым последовал "Rapture of the Deep tour".
В феврале 2007 года Иэн Гиллан обратился к фэнам с призывом не покупать концертный альбом, выпущенный Sony BMG. Запись, сделанная в бирмингемском National Exhibition Center (NEC), уже выходила бутлегами. Гиллан назвал этот концерт одним из худших в его жизни.

Изменения состава
1969: - Эванс и Симпер; + Йан Гиллан, вокал, и Роджер Гловер, бас
1973: - Гиллан, Гловер, + Дэвид Ковердэйл, вокал, и Гленн Хьюз, бас, вокал
1975: - Блэкмор; + Томми Болин, гитара, вокал
1984: состав 1969-1973 годов
1989: - Гиллан; + Джо Линн Тернер, вокал
1994: - Блэкмор, + Джо Сатриани, гитара
1995: - Сатриани. + Стив Морс, гитара.
2002: - Джон Лорд. + Дон Эйри, клавишные

У Йэна Гиллана сегодня день рождения.

Британскому рок-музыканту, автору текстов песен и вокалисту исполнилось 68 лет. Йэн в разное время участвовал в рок-группах Moonshiners, The Javelins, Wainwrights, Ian Gillan Band, Epizode Six, Sweet, Whocares, так же записал Born Again с Black Sabbath, но остался наиболее известен как участник Deep Purple. Джон Лорд и Ричи Блэкмор, искавшие замену Роду Эвансу, не вписывавшемуся в идеологически новый на тот момент стиль группы, увидели Гиллана на одном из выступленией вышеупомянутых Episode Six и предложили ему присоединиться к группе.

Так, летом 1969 Йэн присоединился к Deep Purple, прихватив с собой басиста Episode Six Роджера Гловера. Именно этот состав группы позже будут называть классическим, «золотым» или Deep Purple Mark II.

Альбом Concerto for Group and Orchestra в исполнении Deep Purple и Королевского филармонического оркестра, записанный на концерте в Альберт-холле 24 сентября 1969 года, стал первой записью Гиллана в составе новой группы. Композиция, к слову, сочинена Джоном Лордом.

Позже, в 1970 вышла пластинка In Rock, в 1971- Fireball, в 1972- Mchine Head. Между записью первой и второй, в декабре семидесятого, вышла рок-опера Эндрю Ллойд Уэббером с либретто Тима Райса - «Иисус Христос - суперзвезда», ставшая впоследствии классикой мировой музыки. Арию Иисуса Христа исполнял Йэн Гиллан. Жаль, он не снялся в киноленте, которая вышла тремя годами позже, в это время Гиллан гастролировал с Deep Puple. Роль, кстати, досталась Теду Нили.

В том же 1973 вышел и Who Do We Think We Are, который стал последним, записанным Гилланом в составе группы, однако отношения между Блэкмором и Гилланом начали портиться уже в 72: доходило до того, что Йэн гастролировал отдельно от остальных. Видимо, поэтому последний альбом, разочаровавший и критиков и самих музыкантов, способствовал уходу из группы Гловера, а влед за ним и Гиллана.

Mark III: В июне 1973 года трое оставшихся участников Deep Purple пригласили вокалиста Дэвида Ковердэйла, работавшего на тот момент в фэшн-бутике, и Гленна Хьюза, басиста с крайне сочными вокальными данными. Уже через год, в феврале 1974 вышла пластинка Burn, намекавшая на смену стиля группы: любитель голосовых мелизмов Ковердэйл и любитель «верхов» Хьюз совместно придали музыкальной атмосфере группы ритм-энд-блюзовый оттенок. А чего, собственно, еще было ожидать? Однако Блэкмору не прельщало всеобщее увлечение «белым соулом», почему и приберегал лучшие идеи для Rainbow, куда ушел в 75.

На замену ему пришел любитель фузза и эхоплекса американец Томми Болин, влияние которого отчетливо слышно на Come Taste the Band. Однако в декабре 1976 он скончался от передозировки алкоголем, да и остальная группа, почти уже разбежавшаяся на тот момент, официально объявила о распаде в июле. Однако уже в начале 80-х музыканты воссоединились вновь.

В недавнем интервью журналу «Guitarworld» гитарист группы Deep Purple Стив Морс сообщил, что они провели несколько сессий, записывая материал для нового альбома. Стив так же подчеркнул, что продюсировать пластинку будет снова Боб Эзрин, легендарный продюсер, работавший над записью последнего диска Now What?! Новый альбом группы Flying Colors «Second Nature» выходит в свет 29 сентября 2014 года в Европе, а днем позже — и в США.

Состав группы не изменился — вместе с гитаристом Deep Purple Стивом Морсом снова играли барабанщик Майк Портной, бас-гитарист Дэйв Ла Ру, гитарист Кейси Макферсон и клавишник Нил Морс. А Гленн Хьюз, тем временем, собирается посетить столицу: его новый проект California Breed приезжает в Россию в рамках тура поддержки своего дебютного альбома (California Breed), вышедшего в мае нынешнего года.

ПИОНЕРЫ ХЕВИ-МЕТАЛА – DEEP PURPLE

В истории тяжелой музыки найдется совсем немного групп, коих можно поставить в один ряд с – легендами рока, которые окрасили мир в темно-лиловые тона.

Их путь был извилист, как гитарные переборы Ричи Блэкмора и органные партии Джона Лорда.

Каждый из участников заслуживает отдельной истории, но именно вместе они стали знаковыми фигурами рока.

На карусели

История этого славного коллектива уходит корнями в далекий 1966 год, когда барабанщик одной из ливерпульских групп Крис Кертис решил создать свой собственный коллектив Roundabout («Карусель»). Судьба свела его с Джоном Лордом, который уже был известен в узких кругах и слыл великолепным органистом. Кстати выяснилось, что у него на примете есть замечательный парень, который с гитарой просто чудеса вытворяет. Этим музыкантом оказался Ричи Блэкмор, который в то время играл в составе группы «Три мушкетера» в Гамбурге. Его тут же вызвали из Германии и предложили место в команде.

Но вдруг исчезает инициатор самого проекта Крис Кертис, тем самым нарисовав жирный крест на своей карьере и поставив под удар зарождавшуюся группу. По слухам, в его исчезновении были замешаны наркотики.

За дело взялся Джон Лорд. Благодаря ему в группе появился Иэн Пейс, поразивший всех своим умением молотить по барабанам, вышибая из них невероятные дроби. Место вокалиста тогда занял Род Эванс – товарищ Пейса по бывшей группе. Бас-гитаристом стал Ник Симпер.

Им все глубоко фиолетово

С подачи Блэкмора группу нарекли , и в этом составе команда записала три альбома, первый из которых вышел уже в 1968 году. Песня Нино Темпо и Эйприла Стивенса «Deep Purple» была любимой композицией бабушки Ричи Блэкмора, поэтому музыканты не стали долго мудрствовать и взяли ее за основу в названии группы, не вкладывая никакого особого смысла. Как оказалось, точно так же называлась марка наркотика LCD, которая в то время продавалась в США. Но вокалист Иэн Гиллан клянется и утверждает, что участники группы никогда не употребляли наркотических средств, а отдавали предпочтение виски с содовой.

Купаясь в роке

Успеха пришлось ждать несколько лет. Группа была популярной только в Америке, на родине же она почти не вызывала интереса у меломанов. Это стало причиной раскола в коллективе. Эванса и Симпера пришлось «уволить», несмотря на их профессионализм и пройденный совместный путь.

Не всякая группа могла бы совладать с таким невезением, но подоспел на выручку Мик Андервуд – известный барабанщик и давний друг Ричи Блэкмора. Именно он порекомендовал ему Иэна Гиллана, который «замечательно вопил высоким голосом». Иэн в свою очередь привел своего друга, бас-гитариста Роджера Гловера.

В июне 1970 года новый состав группы выпустил альбом «Deep Purple in Rock», который имел сумасшедший успех и наконец-то вывел «темно-лиловых» в эшелон популярнейших рокеров столетия. Бесспорной удачей пластинки стала композиция «Child in Time». Она по сей день считается одной из лучших песен группы. Этот альбом в течение года удерживал верхние позиции хит-парадов. Весь следующий год коллектив провел в разъездах, однако нашлось время и для записи новой пластинки «Fireball».

Дым от Deep Purple

Уже через несколько месяцев музыканты отправились в Швейцарию для записи очередного альбома «Machine Head». Поначалу они хотели сделать его на передвижной студии «The Rolling Stones», в концертном зале, где завершались выступления Фрэнка Заппы. Во время одного из концертов начался пожар, который и вдохновил музыкантов на новые замыслы. Именно об этом пожаре повествует композиция «Smoke on the Water», ставшая впоследствии международным хитом.

Роджеру Гловеру даже приснился этот пожар и расстилавшийся дым над Женевским озером. Он в ужасе проснулся и сказал фразу «дым над водой». Она-то и стала названием и строчкой из припева песни. Несмотря на тяжелые условия, в который создавался альбом, пластинка явно удалась, став на долгие годы визитной карточкой .

Сделано в Японии

На волне успеха команда поехала на гастроли в Японию, впоследствии выпустив не менее успешный сборник концертной музыки «Made in Japan», который стал платиновым.

Японская публика произвела на «темно-лиловых» удивительное впечатление. Во время исполнения песен японцы сидели почти не шелохнувшись и внимательно слушали музыкантов. Зато после окончания песни они взрывались овациями. Такие концерты были необычны для , ведь они привыкли, что в Европе и Америке зрители постоянно что-то выкрикивают, вскакивают с мест и кидаются к сцене.

Во время выступлений Ричи Блэкмор был настоящим шоуменом. Его партии всегда отличались остроумием и были полны неожиданностей. Не отставали и другие музыканты, демонстрируя мастерство и прекрасную коллективную сплоченность.

Калифорнийское шоу

Но, как это часто бывает, отношения в группе накалились настолько, что Иэн Гиллан и Ричи Блэкмор с трудом уживались друг с другом. В результате Иэн и Роджер покинули команду, а «темно-лиловые» вновь остались у разбитого корыта. Заменить вокалиста такого уровня оказалось большой проблемой. Впрочем, как известно, свято место пусто не бывает и новым исполнителем в группе стал Дэвид Кавердейл, который до этого работал обычным продавцом в магазине одежды. Вакансию бас-гитариста занял Гленн Хьюз. В 1974 году обновившаяся группа записала новый альбом под названием «Burn».

Чтобы опробовать свежие композиции на публике, группа решила поучаствовать в знаменитом концерте «Калифорния Джем» в окрестностях Лос-Анджелеса. Он собрал аудиторию приблизительно в 400 тысяч человек и в мире музыки считается уникальным событием. До захода солнца Блэкмор отказывался выходить на сцену и местный шериф даже грозился его арестовать, но наконец-то зашло солнце и началось действо. Во время выступления Ричи Блэкмор растерзал гитару, испортил камеру оператору телеканала и устроил в финале такой взрыв, что сам едва остался в живых.

Возрождение Deep Purple

Следующие пластинки имели успех, но, к сожалению, не продемонстрировали ничего нового. Группа незаметно исчерпала себя. Годы шли, и поклонники стали думать, что некогда любимая стала историей, но наконец-то в 1984 году «темно-лиловые» возродились в своем «золотом» составе.

Вскорости было организовано мировое турне и в каждом городе на пути их следования билеты на концерты раскупались в мгновение ока. Дело было не только в старых заслугах, виртуозность участники группы ничуть не растеряли.

Второй альбом новой эпохи – «The House of Blue Light» – был выпущен в 1987 году и продолжил цепочку несомненных побед. Но после очередных разборок с Блэкмором снова от группы откололся Иэн Гиллан. Такой поворот событий был на руку Ричи, ведь он привел в коллектив своего давнего товарища Джо Линн Тернера. С новым вокалистом был записан альбом «Slaves & Masters» в 1990 году.

Битва титанов

Не за горами было 25-летие группы, и после небольшого перерыва вокалист Иэн Гиллан вернулся в родные пенаты, а вышедший в 1993 году юбилейный альбом был назван символично «The Battle Rages On…» («Бой продолжается»).

Битва характеров тоже не останавливалась. Зарытый топор войны был извлечен Ричи Блэкмором. Несмотря на продолжавшийся гастрольный тур Ричи покинул команду, которая к тому моменту перестала его интересовать. Музыканты пригласили Джо Сатриани, чтобы с ним доработать концерты, а вскоре место Блэкмора занял Стив Морс – талантливый американский гитарист. Команда по-прежнему высоко подняла знамя хард-рока, что и доказали альбомы «Purpendicular» 1996 года и «Abandon», выпущенный два года спустя.

Уже в новом тысячелетии клавишник Джон Лорд объявил участникам группы о том, что хотел бы посвятить себя сольным проектам и покинул команду. На его место пришел Дон Эйри, который ранее работал с Ричи и Роджером в группе Rainbow. Через год в очередной раз обновленный состав выпустил первый за пятилетку альбом «Bananas». На удивление, пресса и критики отозвались о нем замечательно, вот только название мало кому пришлось по душе.

К сожалению, через 10 лет успешного сольного творчества Джон Лорд умер от онкологического заболевания.

Старики-разбойники

В 2000-х годах группа , не смотря на солидный возраст участников, продолжала гастрольные туры. По мнению музыкантов, ради этого коллектив и должен существовать, а вовсе не для производства студийных альбомов. Последним сборником стал 19-й по счету альбом «Now What?!», выпущенный к 45-летнему юбилею «темно-лиловых».

После такого красноречивого названия альбома должен последовать вопрос: «Что дальше?» А это уже покажет время – увидим ли мы еще хоть раз воссоединение, и успеют ли музыканты поразить еще чем-то своих поклонников. Пока же они одни из немногих, на чьи концерты дедушки идут со своими внуками и одинаково кайфуют от музыки.

Когда их спрашивают: «Куда вы движетесь?», они удивительно логично отвечают «Только вперед. Мы не стоим на месте и постоянно работаем над собой, над новым звучанием. И до сих пор нервничаем перед каждым концертом так, что по спине бегают мурашки».

ФАКТЫ

На гастролях в Австралии в 1999 году на одной из телепрограмм был организован телемост. Участники группы исполнили синхронно с несколькими сотнями профессиональных гитаристов и любителей «Smoke on the Water».

Интересно, что Иэн Пейс был участником всех составов группы, но никогда не становился ее лидером. Тесно связана и личная жизнь музыкантов . Клавишник Джон Лорд и барабанщик Иэн Пейс женились на сестрах-близнецах Вики и Джеки Гиббс.

Меломаны стран бывшего Советского Союза, невзирая на «железный занавес», находили способы знакомства с творчеством группы . В русском языке даже появился удивительный эвфемизм «глубоко фиолетово», то есть «совершенно безразлично и далеко от темы обсуждения».

Обновлено: Ноябрь 20, 2017 автором: Елена

Deep Purple — британская рок-группа, играющая вжанре хард-рок. Была образована в 1968 году под названием Roundabout. В апрелетого же года название было изменено на Deep Purple.

Группа считается одной изсамых заметных и влиятельных в рок-музыке 1970-х, одними из основателей жанрахэви-метал (хотя причисление самих Deep Purple к металу остается спорным) иповлиявшими на всю последующую «тяжелую» музыку. Музыканты Deep Purple, вособенности гитарист Ричи Блэкмор, считаются образцом виртуозной игры.

Состав

За 40-летнюю историю существования группы её составнеоднократно менялся. Ударник Иэн Пэйс является единственным музыкантом,участвовавшим во всех составах Deep Purple.

Составы Deep Purple принято нумеровать Mark X (сокращённоMkX), где X — номер состава. Существуют два разных способа нумерации —хронологический и персональный. Первый даёт на два состава больше из-за того,что в 1984 и 1992 годах группа возвращалась к составу Mark 2.

Из-за этой неопределённости фанаты группы часто называют составы по имени участников,которые были заменены.

Состав Mark 2 (Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд, Пэйс)считается «классическим» составом Deep Purple, поскольку именно в этом составегруппа приобрела всемирную известность и записала ставшие классикой хард-рокаальбомы In Rock, Fireball и Machine Head.

Впоследствии этот состав собиралсяещё дважды и записал в общей сложности 7 студийных альбомов из 18, выпущенныхгруппой к настоящему моменту.

1976—1984 группа не существовала. В 1980 Род Эванс выступалс группой малоизвестных музыкантов под названием «Deep Purple», но выступлениябыли вскоре прекращены по решению суда.

Таким образом, в общей сложности в составе Deep Purple выступали 14 человек:

1. Род Эванс(1968—1969)

2. Ник Симпер(1968—1969)

3. Ричи Блэкмор(1968—1975, 1984—1993)

4. Джон Лорд(1968—1976, 1984—2002)

5. Иэн Пэйс(1968—1976, с 1984 по сей день)

6. Иэн Гиллан(1969—1973, 1984—1989, с 1992 по сей день)

7. РоджерГловер (1969—1973, с 1984 по сей день)

8. ДэвидКовердейл (1973—1976)

9. Гленн Хьюз(1973—1976)

10. Томми Болин(1975—1976)

11. Джо ЛиннТёрнер (1989—1992)

12. Джо Сатриани(1993—1994)

13. Стив Морс (с1994 по сей день)

14. Дон Эйри (с2002 по сей день)

Предыстория

Инициатором создания группы и автором изначальной концепциистал барабанщик Крис Кёртис, в 1966 году ушедший из The Searchers инамеревавшийся возобновить карьеру. В 1967 году он пригласил на должностьменеджера антрепренера Тони Эдвардса, который в то время работал на Вест-Энде всобственном фамильном агентстве Alice Edwards Holdings Ltd, но участвовал и вмузыкальном бизнесе, помогая певице Эйше (Ayshea, позже — ведущая телешоу LiftOff).

В тот момент, когда Кертис обдумывал планы своего возвращения, нараспутье оказался и клавишник Джон Лорд (Jon Douglas Lord, род. 9 июня 1941года в Лестере): он только что ушел из состава ритм-энд-блюзовой группы TheArtwoods, собранной Артом Вудом (братом Рона) и вошел в гастрольный состав TheFlowerpot Men, группы, созданной исключительно для раскрутки хита Let’s Go ToSan Francisco.

На вечеринке у знаменитой «искательницы талантов» Викки Уикхэмон случайно познакомился с Кёртисом, и тот увлёк его проектом новой группы,участники которой приходили бы и уходили «как на карусели»: отсюда и названиеRoundabout. Вскоре, однако, оказалось, что Кертис живёт в своём, «кислотном»мире.

Прежде чем покинуть проект, третьим участником которого должен был статьДжордж Робинс (George Robins), в прошлом — бас-гитарист Cryin Shames, Кёртис заявил, что у него есть на примете для Roundabout «…фантастический гитарист —англичанин, который живёт в Гамбурге».


Блэкмор и Симпер

Гитарист Ричи Блэкмор, несмотря на юный возраст, успел кэтому времени поиграть с такими музыкантами, как Джин Винсент, Mike Dee And TheJaywalkers, Скримин Лорд Сатч, The Outlaws (студийной группе продюсера ДжоМика) и Neil Christian and the Crusaders — благодаря которым и оказался вГермании (где основал и собственный коллектив, The Three Musketeers).

Первая попытка привлечения Блэкмора в Roundabout совпала с исчезновением Кертиса(который объявился затем в Ливерпуле) и оказалась неудачной, но Эдвардс (сосвоей чековой книжкой) проявил настойчивость, и вскоре — в декабре 1967 года —гитарист вновь прилетел на прослушивание из Гамбурга.

Ричи приехал ко мне на квартиру с акустической гитарой, и мытут же написали And The Address и Mandrake Root. Мы провели чудесный вечер.Сразу же стало ясно, что дураков он вокруг себя не потерпит, но это мне ипонравилось. Выглядел он мрачно, но — таким ведь был и всегда. — Джон Лорд.Вскоре в состав группы вошли Дэйв Куртисс (экс-Dave Curtiss & the Tremors)и проживавший в тот момент во Франции барабанщик Бобби Вудман, который в 1950-хгодах под псевдонимом Бобби Кларк играл в группе Винса Тейлора Playboys, атакже с Марти Уайлдом в Wildcats.

«Ричи увидел Вудмана в составе группы ДжонниХоллидея и был поражен тем, что тот использует сразу две бочки в своейустановке», — вспоминал Джон Лорд.

После ухода Куртисса Лорд и Блэкмор возобновили поискбасиста. «Выбор пал на Ника Симпера просто потому, что он тоже играл в The FlowerpotMen, — вспоминал Лорд. — Кроме того, он был неравнодушен к кружевным рубашкам,что понравилось Ричи. Ричи вообще больше внимание придавал внешней сторонедела».

Симпер (успевший поиграть и в Johnny Kidd & The New Pirates), по его собственному признанию, не принимал предложение всерьёз до тех пор, пока неузнал, что в новой группе задействован Вудман, которого он боготворил. Но кактолько квартет начал репетиции в Дивз-Холле (Deeves Hall), большой ферме на югеХартфордшира, стало ясно, что именно барабанщик выбивается из общей картины.Расставание было нелегким, потому что личные отношения у всех с ним былипрекрасными.

Параллельно продолжался и поиск вокалиста: группа в числепрочих прослушала Рода Стюарта, который, по воспоминаниям Симпера, «был ужасен»,и даже пыталась переманить Майка Харрисона из Spooky Tooth, который, каквспоминает Блэкмор, «не хотел об этом и слушать».

Отказался и имевшийконтрактные обязательства Терри Рид. В какой-то момент Блэкмор решил вернутьсяв Гамбург, но Лорд и Симпер уговорили его остаться — по крайней мере на времярепетиций в Дании, где Лорд уже был хорошо известен. После ухода Вудмана вгруппу пришли 22-летний вокалист Род Эванс и барабанщик Иэн Пэйс: оба до этогоиграли в The MI5 (группе, которая позже под названием The Maze выпустила двасингла в 1967 году).

В новом составе, под новым названием но по-прежнему подруководством менеджера Эдвардса, квинтет провёл короткое турне по Дании. О том, что название нужно менять, все участники группыдоговорились заранее.

В Дивз-Холле мы составили список возможных вариантов. Чутьне выбрали Orpheus. Concrete God — это нам показалось очень уж радикально. Былв списке и Sugarlump. А однажды утром там появился новый вариант — Deep Purple.После напряжённых переговоров выяснилось, что внёс его Ричи. По той причине,что это была любимая песня его бабушки. — Джон Лорд.

Cтиль и имидж

Первое время участники группы не имели чёткого представленияо том, какое выберут направление, но постепенно главным примером для подражаниястали для них Vanilla Fudge. Джон Лорд был потрясен концертом группы в клубеSpeakeasy и целый вечер провёл в беседе с вокалистом и органистом МаркомСтайном, расспрашивая о технике и трюках. Тони Эдвардс, по собственномупризнанию, совершенно не понимал ту музыку, что начинала создавать группа, новерил в чутье и вкус своих подопечных.

Сценическое шоу группы было разработано в расчёте наБлэкмора-шоумена (Ник Симпер рассказывал позже, что провёл много времени узеркала рядом с Ричи, повторяя его пируэты). «Ричи с первых же дней поразилменя своими выкрутасами, — вспоминал Джон Лорд. — Он выглядел сказочно, почтикак танцор балета. Это была школа середины 60-х: гитара за голову… все как уДжо Брауна!..»

Участники группы оделись в бутике Mr Fish Тони Эдвардса, за его жеденьги. «Одежда эта выглядела очень красиво, но минут через сорок начиналарасползаться по швам… Некоторое время мы себе страшно нравились, но со сторонывыглядели ужаснейшими пижонами», — говорил Лорд.

Первая возможность выступить перед большой аудиториейпредставилась для группы в апреле 1968 года в Дании. Это была знакомая дляЛорда территория (за год до этого он играл здесь с St Valentine’s DayMassacre), кроме того, Дания находилась в стороне от большой рок-сцены, чтоустраивало музыкантов. «Мы решили начать, как Roundabout, — вспоминал Лорд, — ав случае неудачи превратиться в Deep Purple».

Согласно другой версии (НикаСимпера) название поменялось на борту парома: «Тони Эдвард, естественно,называл нас Roundabout. Но тут вдруг подошёл к нам репортер, спросил, как мыназываемся, и Ричи ответил: Deep Purple».

Датская публика оставалась в неведении относительно этихманевров. Первый концерт группа провела как Roundabout, но при этом на постерахбыли упомянуты Flowerpot Men и Artwoods.

Deep Purple постарались произвести напублику сильнейшее впечатление и, как вспоминает Симпер, имели «ошеломляющийуспех». Пэйс оказался единственным, у кого об этом турне остались мрачныевоспоминания. «Из Харвича в Эсберг мы направились морем. Требовалось разрешениена работу в стране, а бумаги у нас были далеко не в полном порядке.

Из портаменя в полицейской машине с решётками отвезли прямиком в участок. Я подумал:хорошенькое начало! По возвращении от меня воняло псиной».

Успех в США

Весь материал дебютного альбома Shades of Deep Purple былсоздан за два дня, в течение почти непрерывной 48-часовой студийной сессии вдревнем особняке Хайли (Балькомб, Англия) под руководством продюсера ДерекаЛоуренса, которого Блэкмор знал ещё по совместной работе с Джоном Миком.

В июне 1968 года на Parlophone Records вышел первый синглгруппы Hush, композиция американского кантри-певца Джо Саута. Однако, за основугруппа взяла версию Билли Джо Ройала, с которой группа только и была в тотмомент знакома. Идея использовать Hush в качестве стартового релизапринадлежала Джону Лорду и Нику Симперу (вещь была очень популярна в лондонскихклубах), аранжировал же ее Блэкмор.

В США сингл поднялся до 4 места, причёмогромную популярность имел в Калифорнии. Лорд считает, что причиной томуотчасти было удачное совпадение: в этом штате в те дни широкое распространениеполучила разновидность «кислоты» под названием «Deep Purple». В Британии синглуспеха не имел, но здесь группа дебютировала на радио в программе Top GearДжона Пила: их выступление произвело на публику и специалистов сильноевпечатление.

Второй альбом The Book of Taliesyn группа сконструировала поизначальной формуле, основные надежды связав с кавер-версиями. Kentucky Woman иRiver Deep — Mountain High имели умеренный успех, но его оказалось достаточно,чтобы протолкнуть пластинку в американскую «двадцатку».

Уже сам по себе тотфакт, что альбом, вышедший в США в октябре 1968 года, появился в Англии лишь 9месяцев спустя (причем без всякой поддержки со стороны рекорд-компании),свидетельствовал о том, что EMI утратила интерес к группе. «В США мы сразу жезаинтересовали большой бизнес, — вспоминал Симпер. — В Британии EMI, эти глупыестарички, не сделали для нас ничего».

Почти всю вторую половину 1968 года Deep Purple провели вАмерике: здесь — при посредстве продюсера Дерека Лоуренса — они подписаликонтракт с лейблом Tetragrammaton Records, финансировавшимся комедийным актёромБиллом Косби. Уже на второй день пребывания группы в США один из приятелейКосби, Хью Хефнер, пригласил Deep Purple к себе в Playboy Club.

Выступление группы в программе Playboy After Dark остаётся одним из самых курьезныхмоментов в её истории, особенно эпизод, где Ричи Блэкмор «учит» хозяина шоуиграть на гитаре. Ещё более странным было появление участников группы впрограмме The Dating Game («Игра в свидание»), где Лорд оказался в числепроигравших и был очень расстроен (потому что девушка, которая его отвергла «…была такая красивая»).

Новое направление

Deep Purple вернулись домой к Новому Году и (после такихзалов, как лос-анджелесский Inglewood Forum) неприятно удивились, узнав, что импредлагается выступить, например, в помещении Студенческого союзаГолдмит-колледжа на юге Лондона. Изменились — как самооценка участников группы,так их взаимоотношения.

Ричи был особенно раздражен тем фактом, что Эванс и Лорд наби-сайд поместили свою вещь и кое-что заработали на продаже сингла. Ричижаловался мне: Род Эванс всего лишь написал слова песни! На что я отвечал ему:Любой идиот может сочинить гитарный рифф, а ты попробуй напиши осмысленныйтекст!.. Ему это совсем не понравилось. — Ник Симпер.

Март, апрель и май 1969 года группа провела в США, но довозвращения в Америку успела записать третий альбом Deep Purple, ознаменовавшийпереход группы к более тяжёлой и сложной музыке. Между тем, к тому времени, какон (несколько месяцев спустя) вышел в Британии, группа уже изменила состав.

В мае Блэкмор, Лорд и Пэйс втроем тайно встретились в Нью-Йорке, где принялирешение о смене вокалиста, о чем проинформировали второго менеджера ДжонаКолетту, сопровождавшего группу в поездке. «Род и Ник достигли предела своихвозможностей в группе, — вспоминал Пэйс. — Род обладал прекрасным вокалом длябаллад, но его ограниченность становилась все более очевидной. Ник был прекраснымбасистом, но его взгляды были устремлены в прошлое, а не в будущее».

Кроме того, Эванс влюбился в американку и вдруг захотел стать актером. По словамСимпера, «… рок-н-ролл для него потерял всякую значимость. Его сценическиевыступления становились все слабее и слабее». Между тем, остальные участникиразвивались стремительно, и звучание ужесточалось день ото дня. Свой последнийконцерт американского турне Deep Purple дали в первом отделении Cream. Послених хэдлайнеров зрители свистом согнали со сцены.

Гиллан и Гловер

В июне, по возвращении из Америки, Deep Purple приступили кзаписи нового сингла Hallelujah. К этому времени Блэкмор (благодаря барабанщикуМику Андервуду, знакомому по участию в The Outlaws) открыл для себя(практически неизвестную в Британии, но интересовавшую специалистов) группуEpisode Six, исполнявшую поп-рок в духе The Beach Boys, но имевшую необычносильного вокалиста. Блэкмор привёл на их концерт Лорда, и тот также поразилсямощи и выразительности голоса Иэна Гиллана.

Последний согласился перейти в DeepPurple, но — чтобы продемонстрировать свои собственные композиции, — привёл ссобой в студию и басиста Episode Six Роджера Гловера, c которым уже сформировалпрочный авторский дуэт. Гиллан вспоминал, что при встрече с Deep Purple его поразилапрежде всего интеллигентность Джона Лорда, от которого он ждал много худшего.Гловер (который всегда одевался и вёл себя очень просто), напротив, был напуганмрачностью участников Deep Purple, которые «… носили чёрное и выглядели оченьзагадочно». Гловер принял участие в записи Hallelujah, к своему изумлению, тутже получил приглашение войти в состав, и на следующий день его после долгихколебаний принял.

Примечательно, что пока записывался сингл, Эванс и Симпер незнали, что их судьба решена. Остальные трое днём втайне репетировали с новымивокалистом и басистом в лондонском центре Hanwell Community, а по вечерамдавали концерты с Эвансом и Симпером. «Для Purple это был нормальный modusoperandi, — позже вспоминал Гловер.

Тут было принято так: если возникаетпроблема, главное — всем о ней молчать, полагаясь на менеджмент.Предполагалось, что если ты профессионал, то с элементарной человеческой порядочностью должен расстаться заранее. Мне было очень стыдно за то, какпоступили с Ники и Родом». Свой последний концерт старый состав Deep Purple далв Кардиффе 4 июля 1969 года. Эвансу и Симперу выдали трёхмесячное жалование, акроме того позволили взять с собой усилители и аппаратуру.

Симпер через суд отсудил ещё 10 тысяч фунтов, но утратил право на дальнейшие отчисления. Эванс удовлетворился малым и в результате в течение последующих восьми лет получал ежегодно по 15 тысяч фунтов от продажи старых пластинок. Между менеджерами Episode Six и Deep Purple возник конфликт, улаженный без суда, через компенсациюв размере 3 тысяч фунтов.

Оставаясь практически неизвестными в Британии, Deep Purple постепенно и в Америке теряли коммерческий потенциал. Неожиданно для всех Лордпредложил менеджменту группы новую, в высшей степени привлекательную идею.

Мысль о том, чтобы создать произведение, которое могло было бы исполняться рок-группой с симфоническим оркестром, появилась у меня ещё в The Artwoods. Натолкнул меня на неё альбом Дэйва Брубека «Brubeck PlaysBernstein Plays Brubeck». Ричи был обеими руками за. Вскоре после прихода Иэнаи Роджера Тони Эдвардс вдруг спросил меня: «Помнишь, ты мне рассказывал о своейидее? Надеюсь, это было всерьез? Ну так вот: я арендовал Алберт-Холл иЛондонский филармонический оркестр — на 24 сентября». Я пришел — сначала вужас, потом в дикий восторг. На работу оставалось около трех месяцев, и я тутже к ней приступил.— Джон Лорд.

Издатели Deep Purple привлекли к сотрудничестве композитораМалкольма Арнольда, оскаровского лауреата: он должен был осуществлять общеенаблюдение над ходом работы, после чего встать за дирижёрский пульт.Безоговорочная поддержка Арнольдом проекта, который многие считалисомнительным, в конечном итоге и обеспечила успех.

Менеджмент группы нашёл спонсоров в лице The Daily Express икинокомпании British Lion Films, снявшей это событие на плёнку. Гиллан и Гловернервничали: через три месяца после прихода в группу их выводили на самуюпрестижную концертную площадку страны. « Джон был очень терпелив с нами, —вспоминал Гловер. — Никто из нас не понимал нотной грамоты, так что нашибумажки пестрели замечаниями, вроде: «дожидаешься той дурацкой мелодии, потомсмотришь на Малкольма и считаешь до четырёх».

Deep Purple - британская рок-группа, образованная в феврале 1968 года в Хартфорде, Англия. Она считающаяся одной из самых заметных и влиятельных в хард-роке 70-х годов. Музыкальные критики считают Deep Purple одними из основателей хард-рока и высоко оценивают их вклад в развитие прогрессивного рока и хеви-метала. Музыканты «классического» состава Deep Purple (в частности, гитарист Ричи Блэкмор, клавишник Джон Лорд, барабанщик Иэн Пейс) считаются инструменталистами-виртуозами. В мире продано более 100 миллионов копий их альбомов.

Первый состав Deep Purple (Эванс, Лорд, Блэкмор, Симпер, Пэйс)

Более чем за 40 лет истории существования группы её состав неоднократно менялся, в общей сложности в разное время в группе выступали 14 человек. Ударник Иэн Пэйс является единственным музыкантом, участвовавшим во всех составах Deep Purple.

Составы Deep Purple принято нумеровать Mark X (сокращённо MkX), где X - номер состава. Существуют два разных способа нумерации - хронологический и персональный. Первый даёт на два состава больше из-за того, что в 1984 и 1992 годах группа возвращалась к составу Mark 2. Из-за этой неопределённости фанаты группы часто называют составы по имени участников, которые были заменены.

Состав Mark 2 (Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд, Пэйс) считается «классическим» составом Deep Purple, поскольку именно в этом составе группа приобрела всемирную известность и записала ставшие классикой хард-рока альбомы In Rock, Fireball и Machine Head. Впоследствии этот состав собирался ещё дважды и записал в общей сложности 7 студийных альбомов из 19, выпущенных группой к настоящему моменту.

В полной мере потенциал нового состава реализовался в конце 1969 года, когда Deep Purple приступили к записи нового альбома. Едва группа собралась в студии, как Блэкмор категорически заявил: в новый альбом войдёт только всё самое волнующее и драматичное. Требование, с которым согласились все, стало лейтмотивом работы. Работа над Deep Purple In Rock продолжалась с сентября 1969 года по апрель 1970-го. Выпуск альбома задержался на несколько месяцев, пока обанкротившийся Tetragrammaton не перекупила компания Warner Brothers, автоматически унаследовавшая и контракт Deep Purple.

Тем временем Warner Bros. выпустили в США Live In Concert - запись с Лондонским филармоническим оркестром - и вызвали группу в Америку выступить в Hollywood Bowl. После ещё нескольких концертов в Калифорнии, Аризоне и Техасе 9 августа Deep Purple оказались вовлечены в очередной конфликт: на этот раз на сцене Национального джазового фестиваля в Пламптоне. Ричи Блэкмор, не желая уступать своё время в программе опоздавшим Yes, устроил мини-поджог сцены и вызвал пожар, из-за чего группа была оштрафована и практически ничего за своё выступление не получила. Остаток августа и начало сентября группа провела в гастролях по Скандинавии.

Альбом In Rock вышел в сентябре 1970 года; он поднялся до 4 места в UK Albums Chart и в первой тридцатке списков продержался более года (в США поднявшись лишь до 143 места). Менеджмент не сумел выбрать из материала альбома сингл, и группа отправилась в студию, чтобы срочно что-нибудь записать. Созданный почти спонтанно «Black Night» обеспечил Deep Purple второе место в UK Singles Chart и стал на некоторое время визитной карточкой группы.

В декабре 1970 года вышла рок-опера, написанная Эндрю Ллойд Веббером по либретто Тима Райса - «Иисус Христос - суперзвезда», которая стала мировой классикой. Заглавную партию в оригинальном (студийном) варианте альбома исполнил Иэн Гиллан. В 1973 году на экраны вышел фильм «Иисус Христос - суперзвезда», который от оригинала отличали аранжировки и вокал Теда Нили (англ. Ted Neeley) в роли Иисуса.

Fireball вышел в июле в Британии и в октябре - в США. Группа провела американские гастроли, а британскую часть тура завершила грандиозным шоу в лондонском Альберт-холле, где в королевской ложе были размещены приглашённые родители музыкантов.

Deep Purple договорились с Rolling Stones об использовании их передвижной студии Mobile, которую предполагалось расположить около концертного зала «Казино». В день приезда группы, во время выступления Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention (куда отправились и участники Deep Purple), произошёл пожар, вызванный выстрелом из ракетницы, посланной кем-то из зрителей в потолок. Здание сгорело, и группа арендовала пустовавшую гостиницу Grand Hotel, где и завершила работу над пластинкой. По свежим следам была создана одна из самых знаменитых песен группы, «Smoke On The Water». Если верить легенде, текст Гиллан набросал на салфетке, глядя из окна на поверхность озера, окутанного дымом, а заголовок предложил Роджер Гловер, которому якобы приснился ночной кошмар и он, проснувшись, повторял «дым над водой, дым над водой».

Альбом Machine Head вышел в марте 1972 года, поднялся до первого места в Британии и разошёлся 3-миллионным тиражом в США, где сингл Smoke On The Water вошёл в первую пятёрку «Биллборда».

В июле 1972 года Deep Purple вылетели в Рим для записи следующего студийного альбома (вышедшего впоследствии под заголовком Who Do We Think We Are). Все участники группы были морально и психологически истощены, работа проходила в нервной обстановке - ещё и из-за обострившихся противоречий между Блэкмором и Гилланом. 9 августа студийная работа была прервана, и Deep Purple отправились в Японию. Записи проведённых здесь концертов вошли в альбом Made in Japan.

«Идея живого альбома - добиться как можно более естественного звучания всех инструментов при энергетической подпитке от публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии», - говорил Блэкмор.

В 1972 году Deep Purple пять раз вылетали на гастроли в Америку, а шестой тур прервали уже из-за болезни Блэкмора. К исходу года по общим тиражам пластинок Deep Purple были объявлены популярнейшей группой мира, обойдя Led Zeppelin и Rolling Stones.

Deep Purple. 2004 год

Состав Вокал Гитара Бас-гитара Клавишные Ударные
Mark 1 Род Эванс Ричи Блэкмор Ник Симпер Джон Лорд Иэн Пэйс
Mark 2 Иэн Гиллан Роджер Гловер
Mark 3 Дэвид Ковердейл Гленн Хьюз
Mark 4 Томми Болин
Mark 5 (2a, 2.2) Иэн Гиллан Ричи Блэкмор Роджер Гловер
Mark 6 (5) Джо Линн Тёрнер
Mark 7 (2b, 2.3) Иэн Гиллан
Mark 8 (6) Джо Сатриани
Mark 9 (7) Стив Морс
Mark 10 (8) Дон Эйри