Детские годы чернышевского кратко. Чернышевский николай гаврилович

Николай Гаврилович Чернышевский. Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове - умер 17 (29) октября 1889 года в Саратове. Русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Родился в Саратове в семье священника, саратовского кафедрального протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского (1793-1861).

До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

Начитанность Николая поражала окружающих. В детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников». Не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву , вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855-1862 годах являлся руководителем наряду с и , вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства».

Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.), был вовлечён им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».

В июне 1859 г. Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе».

С сентября 1861 г. находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.

В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.

Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Библиография Чернышевского:

Романы Чернышевского:

1862-1863 - Что делать? Из рассказов о новых людях.
1863 - Повести в повести (незаконч.)
1867-1870 - Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконченный)

Повести Чернышевского:

1863 - Алферьев.
1864 - Мелкие рассказы.
1889 - Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано)

Литературная критика Чернышевского:

1849 - О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
1854 - Об искренности в критике.
1854 - Песни разных народов.
1854 - Бедность не порок. Комедия А. Островского.
1855 - Сочинения Пушкина.
1855-1856 - Очерки гоголевского периода русской литературы.
1856 - Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
1856 - Стихотворения Кольцова.
1856 - Стихотворения Н. Огарёва.
1856 - Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
1856 - Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого.
1856 - Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского.
1857 - Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
1857 - «Губернские очерки» Щедрина.
1857 - Сочинения В. Жуковского.
1857 - Стихотворения Н. Щербины.
1857 - «Письма об Испании» В. П. Боткина.
1858 - Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
1860 - Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
1861 - Не начало ли перемены? Рассказы Н.В. Успенского. Две части.

Публицистика Чернышевского:

1856 - Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
1856 - «Русская беседа» и её направление.
1857 - «Русская беседа» и славянофильство.
1857 - О поземельной собственности.
1858 - Откупная система.
1858 - Кавеньяк.
1858 - Июльская монархия.
1859 - Материалы для решения крестьянского вопроса.
1859 - Суеверие и правила логики.
1859 - Капитал и труд.
1859-1862 - Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
1860 - История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
1861 - Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
1861 - О причинах падения Рима.
1861 - Граф Кавур.
1861 - Непочтительность к авторитетам. По поводу "Демократии в Америке" Токвиля.
1861 - Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
1862 - В изъявление признательности Письмо к г. З(ари)ну.
1862 - Письма без адреса.
1878 - Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары Чернышевского:

1861 - Н. А. Добролюбов. Некролог.
1883 - Заметки о Некрасове.
1884-1888 - Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.
1884-1888 - Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия Чернышевского:

1854 - Критический взгляд на современные эстетические понятия.
1855 - Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
1855 - Возвышенное и комическое.
1885 - Характер человеческого знания.
1858 - Критика философских предубеждений против общинного владения.
1860 - Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
1888 - Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы Чернышевского:

1860 - «Основания политической экономии Д. С. Милля» (со своими примечаниями).
1861-1863 - «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
1863-1864 - «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.
1884-1888 - «Всеобщая история Г. Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).



Русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, публицист и писатель.

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. С детства Николай много читал.

Несколько лет будущий писатель учился в Саратовской духовной семинарии, а в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение университета в Петербурге. На становление Чернышевского как писателя сильно повлияли французские философы Шарль Фурье и Анри де Сен-Симон.

С 1850 года писатель преподавал в Саратовской гимназии, где параллельно проповедовал революционные идеи. В 1853 году он познакомился со своей будущей супругой – О. С. Васильевой. С 1854 года он был удостоен должности преподавателя во Втором кадетском корпусе, однако проработал там недолго.

С 1853 года началась литературная карьера Чернышевского. Его заметки стали появляться в «отечественных записках», а также в «Санкт-Петербургских ведомостях». С 1854 года печатался в «Современнике» и пытался использовать журнал в качестве трибуны революционной демократии.

С 1858 году Чернышевский был первым редактором журнала «Военный сборник». Вместе с Герценым и Огаревым он стоял у истоков народнического движения, а также участвовал в тайном революционном кружке «Земля и воля». С осени 1861 года за ним тайно наблюдала полиция.

В июне 1862 он был арестован по подозрению в составлении провокационных прокламаций. Следствие по этому делу велось более года. За это время Чернышевский не только вел упорную борьбу со следственной комиссией, но и работал над своим романом «Что делать» (1863), который позже был опубликован в «Современнике».

Чернышевский Николай Гаврилович (1828- 1889 гг.)

Русский революционер, писатель, журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского повлияли французские философы-социалисты - Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье.

В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой. Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке - идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность. Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать».

В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова. В 1855 г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав свой тезис: «Прекрасное - есть жизнь».

В конце 50-х -начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник» был закрыт. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена, уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу и предложил продолжить издание за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского и Серно-Соловьевича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни».

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу -роман «Что делать».

Только в 1883 г Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

Чернышевский Н.Г. - биография

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889)
Чернышевский Н.Г.
Биография
Русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ. Родился Чернышевский 24 июля (по старому стилю - 12 июля) 1828 в Саратове. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович, знал не только древние, но и современные языки. В школе, построенной тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям. Николай, по словам современников, "походил на ангела во плоти". Среднее образование Чернышевский получил в тиши мирно жившей семьи, миновав ужасную бурсу дореформенной эпохи и низшие классы семинарии. В 1842 - 1845 учился в Саратовской духовной семинарии, поступив в 14 лет прямо в старшие классы и приводя учителей в изумление своими обширными знаниями. Товарищи его обожали: это был всеобщий поставщик классных сочинений и усердный репетитор всех обращавшихся к нему за помощью.
В 1846 отправился в Петербург, где поступил в университет, на историко-филологический факультет. Чернышевскому-отцу пришлось выслушать по этому поводу упреки со стороны некоторых представителей духовенства, считавших, что он не должен был "лишать церковь будущего светила". В университете Чернышевский стал убежденным фурьеристом и всю жизнь остался верен этой наиболее мечтательной из доктрин социализма, одновременно придавая большое значение политике. Мировоззрение Чернышевского, сложившееся в основном в студенческие годы, формировалось под влиянием работ классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма (Гегель (Hegel), Фейербах Людвиг (Feuerbach), Ш. Фурье), сочинений Белинский В.Г. и Герцен А.И. . Из литераторов давал высокую оценку произведениям Пушкин Александр Сергеевич ., Гоголь Н.В. , лучшим современным поэтом считал Некрасов Н.А. .
В 1850 Чернышевский окончил курс кандидатом и уехал в Саратов, где получил место старшего учителя гимназии, и где он женился на любимой девушке (напечатанный 10 лет спустя роман "Что делать" "посвящается другу моему О. С. Ч.", то есть Ольге Сократовне Чернышевской). В конце 1853 перешел на службу в Петербург, учителем русского языка во 2-м кадетском корпусе, но продержался не больше года. Превосходный преподаватель, он был недостаточно строг к ученикам, которые сами почти ничего не делали. Литературная деятельность началась в 1853 небольшими статьями в "Санкт-Петербургских Ведомостях" и в "Отечественных Записках", познакомился с Некрасов Н.А. . В начале 1854 он перешел в журнал "Современник", где в 1855 - 1862 являлся руководителем наряду с Н.А. Некрасовым и Добролюбов Н.А. . В 1855 Чернышевский выдержал экзамен на магистра, представив в качестве диссертации рассуждение "Эстетические отношения искусства к действительности". Диссертация была принята и допущена к защите, но степень не была дана, т.к. кто-то успел настроить против Чернышевского министра народного просвещения А.С. Норова. 1858 - 1862 были эпохой усиленных занятий над переводом миллевской политической экономии. С лета 1861 по весну 1862 был идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля». С сентября 1861 находился под тайным надзором полиции. В мае 1862 "Современник" был закрыт на 8 месяцев, а 12 июня 1862 Чернышевский, писавший статьи для политического отдела "Современника", был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где пробыл 22 месяца. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н.А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Оказавшись в одиночной камере Алексеевского равелина, занялся литературным творчеством, написав роман "Что делать?", ряд повестей и рассказов. В 1864, несмотря на отсутствие улик и блестящую самозащиту, на основе улик, сфабрикованных следствием, был признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления» и осужден на 14 лет каторжной работы и вечное поселение в Сибири, но срок был сокращен до 7 лет.
После обряда гражданской казни на Мытнинской площади, совершенной 13 мая 1864 (по другим сведениям - 19 мая), был отправлен в Нерчинскую каторгу (Кадайский рудник на монгольской границе; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа). Во время пребывания в Кадае ему было разрешено трехдневное свидание с женой и двумя маленькими сыновьями. Политические арестанты в то время настоящей каторжной работы не выполняли и в материальном отношении жилось Чернышевскому не особенно тяжело; одно время он даже жил в отдельном домике. Для спектаклей, устраивавшихся иногда на Александровском заводе, Чернышевский сочинял небольшие пьесы. В 1871 закончился срок каторги и Чернышевский должен был перейти в разряд поселенцев, которым самим предоставлялось избрать место жительства в пределах Сибири, но шеф жандармов, граф П.А. Шувалов, вошел с представлением о поселении его в Вилюйске, в самом суровом климате, что ухудшило условия его жизни. В 1883 министр внутренних дел граф Д.А. Толстой ходатайствовал о возвращении Чернышевского, которому для жительства была назначена Астрахань. В ссылке жил на средства, присылавшиеся Некрасов Н.А. и родственниками. Все работы астраханского периода подписывались псевдонимом Андреев, одна из статей была подписана псевдонимом "старый трансформист". В 1885 друзья устроили для него у известного издателя-мецената К.Т. Солдатенкова перевод 15-томной "Всеобщей Истории" Г. Вебера. В год переводилось по 3 тома, каждый в 1000 страниц. До 5 тома Чернышевский переводил буквально, но затем стал делать большие сокращения в оригинальном тексте, который ему не нравился своей устарелостью и узконемецкой точкой зрения. Взамен выброшенных отрывков он стал прибавлять ряд все разраставшихся очерков. В Астрахани Чернышевский успел перевести 11 томов. В июне 1889, по ходатайству астраханского губернатора - князя Л.Д. Вяземского, ему разрешено было поселиться в родном Саратове. Там было переведено 2/3 12 тома и планировался перевод 16-томного "Энциклопедического Словаря" Брокгауза. Чрезмерная работа надорвала старческий организм, обострилась давнишняя болезни - катар желудка. Проболев всего 2 дня, Чернышевский, в ночь на 29 октября (по старому стилю - с 16 на 17 октября) 1889, скончался от кровоизлияния в мозг.
Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905 - 1907. Среди произведений - статьи, рассказы, повести, романы, пьесы: "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855 - 1856), «О поземельной собственности» (1857), «Взгляд на внутренние отношения Соединенных Штатов» (1857), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Русский человек на rendez-vous» (1858, по поводу повести Тургенев И.С. «Ася»), «О новых условиях сельского быта» (1858), «О способах выкупа крепостных крестьян» (1858), «Труден ли выкуп земли?» (1859), «Устройство быта помещичьих крестьян» (1859), «Экономическая деятельность и законодательство» (1859), «Суеверие и правила логики» (1859), «Политика» (1859 - 1862; ежемесячные обзоры международной жизни), «Капитал и труд» (1860), «Примечания к „Основаниям политической экономии” Д.С. Милля» (1860), «Антропологический принцип в философии» (1860, изложение этической теории «разумного эгоизма»), «Предисловие к нынешним австрийским делам» (февраль 1861), «Очерки политической экономии (по Миллю)» (1861), «Политика» (1861, о конфликте между Севером и Югом США), «Письма без адреса» (февраль 1862, опубликованы за границей в 1874), «Что делать?» (1862 - 1863, роман; написан в Петропавловской крепости), «Алферьев» (1863, повесть), «Повести в повести» (1863 - 1864), «Мелкие рассказы» (1864), «Пролог» (1867 - 1869, роман; написан на каторге; 1-я часть опубликована в 1877 за границей), «Отблески сияния» (роман), «История одной девушки» (повесть), «Мастерица варить кашу» (пьеса), «Характер человеческого знания» (философская работа), работы на политические, экономические, философские темы, статьи о творчестве

Биография

Русский революционер, писатель , журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С 1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского повлияли французские философы-социалисты - Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье .

В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой . Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке - идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность. Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать» .

В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова . В 1855 г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства» , сформулировав свой тезис: «Прекрасное - есть жизнь» .

В конце 50-х -начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник» был закрыт. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена , уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника» , он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу и предложил продолжить издание за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского и Серно-Соловьевича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни» .

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу - роман «Что делать» .

Только в 1883 г Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

Романы

1862 - Что делать? Из рассказов о новых людях.
1863 - Повести в повести (незаконч.)
1867 - Пролог. Роман из начала шестидесятых годов.(незаконч.)

Публицистика

1856 - Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
1856 - «Русская беседа» и её направление.
1857 - «Русская беседа» и славянофильство.
1857 - О поземельной собственности.
1858 - Откупная система.
1858 - Кавеньяк.
1858 - Июльская монархия.
1859 - Материалы для решения крестьянского вопроса.
1859 - Суеверие и правила логики.
1859 - Капитал и труд.
1859−1862 - Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
1860 - История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
1861 - Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
1861 - О причинах падения Рима.
1861 - Граф Кавур.
1861 - Непочтительность к авторитетам. По поводу "Демократии в Америке" Токвиля.
1861 - Барским крестьянам от их доброжелателей.
1862 - В изъявление признательности Письмо к г. Зну.
1862 - Письма без адреса.
1878 - Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Философия и эстетика

1854 - Критический взгляд на современные эстетические понятия.
1855 - Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
1855 - Возвышенное и комическое.
1855 - Характер человеческого знания.
1858 - Критика философских предубеждений против общинного владения.
1860 - Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
1888 - Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни

Мемуары

1861 - Н. А. Добролюбов. Некролог.
1883 - Воспоминания о Некрасове.
1884−1888 - Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.
1884−1888 - Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.