Д поленов золотая. Сочинение по картине В. Д. Поленова «Золотая осень». Сочинение по картине Поленова «Золотая осень


Сочинение по картине Поленова "Золотая осень"


Я стою перед картиной В.Д. Поленова и не могу отвести взгляд. Перевожу глаза от одной детали к другой и не могу налюбоваться той красотой, которую запечатлел художник. Сколько света, сколько яркого блеска вокруг! Скромная русская природа предстает на картине в таком великолепии, что от восхищения захватывает дух.
На многих полотнах В.Д. Поленов изобразил родную реку Оку, на берегах которой прожил долгие годы, и природой которой он не переставал восхищаться. Не исключение и картина "Золотая осень". Это я узнала позже, полистав энциклопедию. А сначала я просто стояла у творения великого художника и не могла сдвинуться с места, как завороженная.
И действительно, сколько волшебства в грациозном изгибе реки, в ее синей, зеркальной глади. Сколько великолепия в прибрежных лесах, в церкви на высоком берегу Оки. От картины исходит тепло погожего осеннего денька, яркого и солнечного. В ней очень много солнечного света. Он наполняет ее всю. Хочется даже зажмуриться - настолько ярок солнечный свет.
Осень еще только вступает в свои права. Деревья частью стоят еще зеленые. Но березы уже успели сменить свой наряд. И теперь их листва сверкает золотом в лучах по-летнему приветливого солнца. Утоптанная тропинка манит в лес пройтись в осенней тишине, когда еще не шуршат под ногами опавшие листья, когда еще зеленеет трава, и цветут последние осенние цветы. И мне, действительно, захотелось в лес, в тишину, захотелось остаться наедине с умиротворяющим миром родной природы.

Сочинение по картине В. Д. Поленова "Золотая осень".
В художественной школе нашему классу дали задание: нарисовать осенний пейзаж. В пример преподаватель представил нам иллюстрации нескольких картин. Больше всего меня поразила картина Поленова Василия Дмитриевича "Золотая осень".
Картина выполнена в мягких жёлтых, голубых и зёленых тонах, это говорит о том, что художник находился в хорошем, спокойном настроении, когда создавал это произведение искусства. Пожелтевшие листья, готовящиеся упасть на землю, напоминают золото. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зелёные сосенки, а три старые сосны, собравшись в кучу, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зелёные островки. Они "прощаются" с зелёными летними денечками и, желтея "переходят" в золотую осень. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды. Река - зеркало всего пейзажа. На ёё глади отражаются деревья, которые растут вдоль неё и голубое небо. Она тянется, разделяя картину на две части. Берег реки усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведёт в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу видна тень от большого дерева. Сам пейзаж нарисован с высоты. Чтобы изобразить всё это, художник, наверно, забрался на возвышенность, перед этим долго выбирая место, где он будет нарисовать.
Вдохновившись картиной, я приступила к творчеству, только я стала рисовать не пейзаж с картины, а в моём селе. Природа на иллюстрации была очень похожа на нашу, Брейтовскую. В конце урока я показала работу учительнице. "Молодец, пять"- одобрила она.


Описание картины В. Д. Поленова "Золотая осень".

Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина "Золотая осень" квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски - волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд - тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника - и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.
Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Русский художник Василий Поленов, Золотая осень.
В пейзаже Золотая осень, написанном Поленовым спустя несколько лет, после того как он поселился в своей усадьбе в имении Бёхово, представлен вид Оки в сентябре в сторону Очковых гор. Вполне конкретное место, очевидно, не раз виденное художником, предстало однажды перед его изумленным взором во всей своей захватывающей красоте, во всей полноте и завершенности образа. Величественно-спокойный, наполненный внутренней гармонией осенний мотив давал возможность художнику выразить в картине свое мироощущение, свою мечту о высоком искусстве, очищенном от всего прозаического, будничного, о величавых образах, возвышающих душу.
Замерла умиротворенно-торжественная природа с ее изумительно чистыми красками ранней осени - с мягкой пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, прозрачной голубизной реки и нежными красками неба - от серо-зеленого и голубого к палево-желтым и розовым тонам. Пейзаж дан в широком панорамном развороте, но открывается не сразу. У него свои затейливые ритмические ходы. Зритель легко "входит" в него слева и оказывается в замкнутом пространстве. Дорожка легко выводит его в глубину картины, он мысленно огибает речку и поднимается по плавным текучим линиям холмов - до горизонта, обозначенного белой церковкой с колоколенкой. Отсюда открываются завораживающие своей красотой дали. Небо низко опускается к земле и линия горизонта очерчена так мягко, что непонятно - небо ли является продолжением земли или земля есть продолжение неба. Беспредельность мира, где эта прекрасная, уютно-обжитая земля с церковкой является точкой отсчета, - вот основа для того созерцательного настроения, которое вызывает поленовский пейзаж, воссоздающий единство человеческого и космического, как наиболее полную картину мира.

«Золотая осень».

Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Интернет-ресурсы:

Наглядно-демонстрационный материал : слова для орфографической подготовки, записанные на доске.

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

Сегодня урок по развитию речи.

На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

II. Знакомство с творчеством художника.

Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)) , педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).

1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.

Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски) .

Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)

Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)

Осень – любимое время года художника.

Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)

Что вы видите в центре картины? (Реку.)

Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же».
(Из письма художника К. Коровину.)

Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)

Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)

Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)

Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)

Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)

2. Составление рассказа.

Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)

О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)

О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)

Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)

3. Пересказ составленного рассказа.

Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)

(Два или три предложения.)

А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)

Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)

Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)

Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

Соответствует ли содержание рассказа теме?

Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Физкультминутка

4. Лексико-орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)

Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Запись предложений в тетради.

Запишите предложения по репродукции картины.

Вариант 1

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Вариант 2

На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.

Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Василий Дмитриевич Поленов - известнейший художник. Его можно назвать живописцем природы. Он создал множество пейзажей, которыми и по сию пору хочется любоваться. Одна из самых художника посвящена картины «Золотая осень» Поленова можно начать с небольшого рассказа о нём самом, чтобы понять, почему он так любил природу.

Биография живописца и его любовь к природе

Василий Дмитриевич родился 20 мая 1844 года в просвещенной многодетной дворянской семье в усадьбе Борог под Тулой. Ребёнку были доступные с ранних лет красоты окружающей природы, что, конечно же, повлияло на его художественный вкус. Мама его тоже хорошо рисовала, хотя и была писательницей. Отец был археологом. Большую роль в формировании художественного вкуса мальчика сыграла его бабушка Вера Николаевна Войенкова. Она придумывала интересные конкурсы для своих внуков. За лучшую живопись бабушка раздавала детям медали. Поленов всю жизнь помнил свои яркие впечатления от девственной природы Оленецкого края, куда он ездил вместе с бабушкой. Всё это и дарование помогло сформироваться вот такому великому художнику.

Описание картины «Золотая осень» Поленова

Данное произведение живописец создал в 1893 году. Картина приковывает взгляд с первых же секунд созерцания. Видно, с какой любовью художник изобразил родную природу в самом начале осени. Многие люди искусства любили эту пору и посвящали ей свои шедевры. Например, Александр Сергеевич Пушкин. Золотая осень была его самой любимой порой. Он воспевал её в своих стихотворных произведениях. И Василий Дмитриевич Поленов не мог не запечатлеть природное очарование.

Описание картины «Золотая осень» Поленова делали знатоки его живописи. Они отмечают, что картину художник создал в своей манере. Он организовал на полотне пространство при помощи такого приёма, как дуга. В её роли здесь выступает Вдоль её русла растут травы и деревья. На левом берегу простираются бескрайние поля, на правом нашли приют деревья. В основном это берёзы. Желтизну их листвы оттеняет величавый которого ещё имеют зелёную окраску. На фоне этого горделивого великана, который широко распростёр ветви, белоствольные берёзки выглядят ещё изящнее и стройнее.

О чём мечтается, глядя на шедевр

Описание картины «Золотая осень» Поленова можно продолжить рассказом о голубом небе. Оно очень гармонирует с Окой. Такая же нежная синева. Облака чуть желтоватые и ряска на воде имеют одинаковый оттенок. Картина будто бы пропитана солнечным светом. Он - повсюду. Солнце позолотило кроны деревьев, траву и даже облака. Вот такое великолепие создал Поленов. «Золотая осень» - картина, которая пробуждает мечты. Глядя на неё, хочется оказаться в этом краю, пройтись по тропинке, которая тянется вдоль берёз. Хочется спуститься к реке, смотреть на её воды и дышать свежим воздухом. При взгляде на на холмы, которые очерчены мягкими линиями, пробуждается желание прилечь на их шёлковую траву, вдохнуть её аромат и подставить лицо лучам ещё яркого солнца.

Вот такие мечты и желания пробуждает картина «Золотая осень». Поленов к моменту написания картины жил в этих краях 22 года, имел счастье любоваться такими красотами и оставить их для потомков, запечатлев на холсте.

Одно из самых живописнейших времен года «золотая осень". Листья уже пожелтели, но ещё держатся на ветвях, небо блистает особой, глубокой синевой, реки успокаиваются и текут ровно и поверхность их становится зеркалом, в котором природа любуется сама собой.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Тютчев Федор.

Одно из самых живописнейших времен года «золотая осень». Листья уже пожелтели, но ещё держатся на ветвях, небо блистает особой, глубокой синевой, реки успокаиваются и текут ровно и поверхность их становится зеркалом, в котором природа любуется сама собой.
Золотую осень писали, кажется, все художники пейзажисты. Известно множество картин с таким названием. И все же особое место в этой череде картин принадлежит «Золотой осени» кисти Поленова.
Художник немало времени прожил на берегах реки Оки и написал несколько картин, в которых передал красоту полюбившихся ему мест.
На картине написана излучина реки, которая подошла к гряде холмов и, не в силах её преодолеть, поворачивает вдоль этой гряды.
На Заокской стороне мы видим необозримые луга, видимо их заливает во время половодья и они и сейчас радуют глаз свежей зеленью.
На переднем плане изображена узкая тропинка, по которой так приятно прогуляться в хорошую погоду. А с холмов сбегают к реке березки в расцвеченном убранстве, которые сияют всеми осенними красками.
Могучая сосна стоит в своём зеленом уборе, как бы не обращая внимание на времена года.
А вдаль уходит возвышенность, вся раскрашенная осенними березками.
Такой пейзаж очень нравится.

Василий Дмитриевич Поленов имел золотую медаль Академии Художеств, был учителем Левитана и Остроухова (также известных художников), был признан народным художником РСФСР, почётным членом французской Академии. Относительно других его знаменитых картин пейзаж «Золотая Осень» малоизвестен.

Написанная недалеко от собственной усадьбы Поленова на Оке картина изображает радость художника от прихода золотой осени. Ясный солнечный день. Монастырь на взгорье у изгиба реки сияет в солнечном свете. Но он привлекает внимание зрителей не сразу. Зато, когда заметишь его – глаз уже не отвести. А поначалу обращает на себя внимание величественный изгиб реки, живая синяя лента на золотом поле осени, туманная, голубоватая дымка холмов, меж которых исчезает река.

Только потом, пристально рассмотрев передний план пейзажа, отмечаешь, что осень-то – едва успела прибежать в этот уголок: слишком небрежно она окрасила желтизной с вкраплениями красного цвета деревья. И зеленый исполин перед глазами – напоминание о лете. Но на этой картине поражает даже не ярко-желтый окрас деревьев, не аккуратная тропинка над яром, а сама река. Вглядитесь, как она чиста, как, бликуя под лучами, отражает солнце и небо, как на голубоватых отмелях собирается опавшая листва и как в темно-синих прибрежных омутах по правому берегу отчетливо видны деревья с «лесного» берега.

«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, — писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. — Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».

«Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

Иначе картину можно было бы назвать «бабье лето». Потому что, хотя на картине осень, но она вся еще пронизана летним теплом и светом. Но, вернее всего – в случае с Поленовым, так проникновенно, пусть и при помощи не самых ярких красок, показавшим красоту русской природы, было б назвать картину «Родина»…

Слова-синонимы для предупреждения речевых ошибок в сочинении

Что такое пейзаж? Пейзаж – картина, изображающая виды природы.

План

1. Что изобразил художник в своей картине «Золотая осень»?

2. Передний план пейзажа (деревья, их наряд). Его особенности (краски, цвета).

3. Средний план – река, её берега, заливные луга…

4. Дальний план – монастырь.

5. Какое настроение вызывает у вас пейзаж Поленова? Что понравилась вам в картине «Золотая осень»?