Что изобрел сакс. Адольф сакс и его восхитительный саксофон

Музыкальный инструмент: Саксофон

Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его с трастный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Не зря поэты в своих лирических стихах поющий и плачущий голос саксофона часто связывают с романтическими переживаниями героев. Но не только слезы и печаль характерны для этого инструмента, который обладает большими выразительными возможностями. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха , нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.

Историю саксофона и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.

Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

Диапазон инструмента, составляющий более двух октав, делится на три регистра: низкого, среднего, и высокого звучания. Их выбор зависит от характера произведения заложенного композитором.

Звукообразующий элемент на инструменте - трость, которую исполнитель заставляет колебаться, вдувая в саксофон воздух. Принцип извлечения звука близок к звукоизвлечению на кларнете , а вот аппликатура саксофона похожа на аппликатуру гобоя .

Фото :





Интересные факты

  • Граждане Бельгии очень гордятся тем, что человек, создавший саксофон, является их соотечественником. В знак признания великого изобретателя, ещё до введения единой валюты для стран «еврозоны», национальным банком страны была выпущена банкнота 200 франков с изображением Адольфа Сакса.
  • Детство Сакса было очень драматичным, мать называла его ребёнком, обречённым на неудачу. В два года он упал со второго этажа, сильно ударившись о камень. Родители думали, что сын не выживет. В три года Адольф отравился серной кислотой и проглотил булавку. Далее были сломанная нога, корь и три дня в коме, ожоги от порохового взрыва, сломанная рука, сильное отравление от испорченного вина и другие неприятные ситуации.
  • Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.
  • Памятник, а также самый большой музей А. Сакса находится в г. Динант, на родине великого изобретателя. Его жители, очень гордящиеся своим земляком, выбрали саксофон символом своего города. Логотип в виде саксофона здесь можно встретить везде: в барах, ресторанах, кафе, магазинах. Именем изобретателя названа улица, и на зданиях висят фигурки, изображающие саксофон.
  • В 1948 году в СССР постановлением ВКПб от 10 февраля слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.
  • В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный.
  • Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз-бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все же сыграл.
  • Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях.

  • Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
  • Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
  • Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
  • Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
  • Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

Исполнители

С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.

В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.

Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.

Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.

История

Начало истории саксофона не надо искать в глубине веков, так как инструмент сравнительно молодой, и возник он только в сороковых годах позапрошлого века. Весь путь происхождения саксофона тесно связан с биографией его великого изобретателя Адольфа Антуана Жозефа Сакса, который появился на свет 6 ноября 1814 года в маленьком бельгийском городке Динанте. Отцом Адольфа был замечательный мастер по изготовлению музыкальных инструментов, настолько успешный, что смог получить приглашение в столицу Бельгии Брюссель для назначения на должность придворного мастера, отвечающего за обеспечение военных оркестров духовыми инструментами.

Музыкальные способности и увлечение конструированием у своего первенца Шарль Сакс заметил еще в раннем детстве. Мальчик вместо веселых игр со своими ровесниками любил проводить время в мастерской отца, наблюдая за его работой. Уже к шестнадцати годам Антуан, освоил филигранную технику производства деталей духовых инструментов и совместно с инструментами отца отправил на выставку изготовленные им кларнет и две флейты.

Сильное влечение к музыке и желание молодого человека поглубже узнать особенность звукоизвлечения на духовых инструментах приводят его в Брюссельскую консерваторию, где он учится играть на кларнете. В то же время Антуан не оставляет работу в мастерской своего отца, продолжая заниматься над совершенствованием духовых инструментов. В итоге он делает свой жизненный выбор, решив стать в дальнейшем музыкантом-изобретателем, и в 20 лет принимает на себя управление мастерскими отца. Уже в этом молодом возрасте Антуан активно работает над модернизацией клапанной системы кларнета в строе «B» немецкой системы и усовершенствованием басового кларнета. Несколько позже он начинает преобразование сопранового кларнета и системы Бема. Все начинания молодого Сакса приносят не только вознаграждения и патенты, но и опыт, который помог ему в дальнейших изысканиях. Занимаясь модернизацией инструментов, у Антуана возникает мысль создания нового инструмента, который бы имел характерные особенности звучания деревянных и медных духовых инструментов одновременно. Для воплощения своей идеи Сакс видоизменил металлический корпус офиклеида под форму басового кларнета, прикрепил мундштук с тростью от кларнета и приспособил клапанный механизм гобоя, тем самым соединив особенности деревянных и медных духовых инструментов.

Сначала инструмент не отличался красивым звуком, и мастеру понадобилось некоторое время, чтобы довести его до совершенства и затем представить на выставке в Брюсселе в 1841 году. Изначально инструмент был запатентован под названием «мундштучный офиклеид».

В 1842 году в жизни талантливого бельгийца произошло знаковое событие, он знакомится с молодым, но тогда уже популярным композитором и журналистом Гектором Берлиозом, который, услышав звучание нового инструмента Сакса, был приятно поражен. Положительно относившийся ко всему новаторскому в музыке Берлиоз пишет хвалебную статью об изобретателе и новом инструменте, который он первым назвал саксофоном. В результате этой публикации о саксофоне узнали не только в Европе, но и в России. Однако композитор на этом не остановился, он сочинил произведение, в котором впервые была написана партия для нового инструмента - «Хорал», и сам же его продирижировал. После такой премьеры новоявленного инструмента и другие композиторы стали использовать звучание саксофона в своих произведениях.

На пике успеха Адольф Сакс решает обосноваться в Париже, центре европейской культуры. Однако не все во французской столице были рады такому эмигранту. Кроме друзей, среди которых известные композиторы Г. Берлиоз, Д. Мейербер, Г. Доницетти, Д. Россини, Ф. Галеви, Л. Обер, были и недоброжелатели - местные мастера, завидовавшие таланту незаурядного бельгийца. Несмотря на интриги Сакс, открыв собственное производство, активно работает, изобретает инструменты и выполняет заказы правительств разных государств по поставке духовых инструментов для военных оркестров. В 1844 году он впервые выставляет саксофон на парижской промышленной выставке, а затем в 1846 году на инструмент и его разновидности получает патент. К сожалению, саксофон, как мечтал мастер, постоянного применения в симфоническом оркестре не получил, но зато в дальнейшем, стал поистине «королем» нового появившегося направления, который получил название «джаз ».

Биография инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. Саксофон был изобретен бельгийцем Антуаном - Жозефом Саксом, который известен как Адольф Cакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса.

В самом деле, у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе - применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель - «Болеро», С. В. Рахманинов - «Симфонические танцы», А. К. Глазунов - Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев - ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян - в балет «Гаянэ», М. Равель - в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.


В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз - это его родная стихия.


Саксофон - это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас- кларнет, аппликатура схожа с гобоем. Саксофон имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. В настоящее время используется семь разновидностей саксофона, а наиболее популярные - сопрано, альт, тенор, баритон. Они имеют различный диапазон и строй, их партии нотируются в скрипичном ключе и записываются в диапазоне: от Си - бемоль малой октавы до Фа третьей октавы.


Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременно звучание гобоя, виолончели и кларнета, в forte его звук приближается к медным. Его характерный «гнусавый тембр» обогатил музыкальную палитру ХХ столетия.


История создания саксофона.

Адольф Сакс
(1814-1894)

Адольф родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Его отец Шарль - Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель с тем, чтобы продолжить свое интересное и выгодное дело. Уже в 1818 году королевский альманах называет Шарля - Сакса в числе изготовителей музыкальных инструментов, допущенных ко двору короля басков. Все растущая популярность, предприимчивость трудолюбивого динанца были замечены королем. Он назначает его придворным музыкальным мастером, направив энергию и усилия Ш. Сакса на производство и поставку духовых инструментов для оркестров бельгийских полков.


Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Он выработал новую акустическую теорию о распределении воздушного столба в трубках духовых инструментов, что позволило ему более точно определить расположение звуковых отверстий на стволе деревянных духовых инструментов. Не случайно многие мастера потом копировали его лучшие образцы. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали. Только с 1825 по 1852 годы ему было вручено двенадцать авторских свидетельств об усовершенствованиях.


Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса из шести решили продолжить его дело. Ш. Сакс рано заметил у своего старшего сына Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и по возможности участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.


Стремление глубже понять природу музыкальных духовых инструментов, а также усиленная тяга к музыке привели пытливого юношу в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете под руководством авторитетного в то время кларнетиста и дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера (1801-1873). Владение игрой на кларнете помогло Саксу проверять звуковые качества изготовляемых в мастерской отца инструментов. Исполнительство оказалось также полезным для него в целях пропаганды изобретений.


Насыщенная музыкальная жизнь столицы Бельгии, общение с коллегами-музыкантами оказали, безусловно, огромное воздействие на творческое формирование молодого Сакса - будущего исполнителя, дирижера и педагога. В эти годы Антуан окончательно выбрал путь музыканта-изобретателя. Когда Cаксу исполнилось двадцать лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно тогда он делает первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов.

Одной из значительных работ этого периода жизни - Сакса явилось усовершенствование в 1834 году кларнета in B немецкой системы, который он снабдил двадцатью четырьмя клапанами, очень удобно расположив их на стволе инструмента. В результате этого усовершенствования кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс, добавив клапан ми-бемоль малой октавы, расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента. Новый кларнет Сакса был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году изобретатель получил за его реформу патент. Несмотря на это, инструмент все же не нашел должного практического применения, оставшись своего рода образцом для конструктивных поисков других музыкальных мастеров.


K этому периоду относятся также оригинальное усовершенствование старого бас-кларнета, который до настоящего времени сохранил без особых изменений форму и устройство, установленные Саксом. Путем точной разметки трубки бас-кларнета изобретатель проделал большую работу по иному расположению звуковых отверстий, по устранению тембровой разнородности в регистрах и фальшивой интонации, по расширению общего диапазона звучания инструмента. Благодаря добавлению второго клапана для передувания, который вообще отсутствовал в старых басовых кларнетах, в том числе в признанной модели 1793 года дрезденского музыкального мастера Г. Грензера, новый инструмент Сакса приобрел более ясное звучание и легкое звукоизвлечение в верхнем регистре. Сакс отказался от сложенной пополам фаготообразной формы бас-кларнета геттингенского мастера Г. Штрейтвольфа, а для сокращения большого размера инструмента поместил в его верхнюю часть металлическую трубку, изогнутую в форме латинской буквы "S", на которую надевался деревянный мундштук с тростью. Нижний конец бас-кларнета Сакс решил закончить развернутым несколько вперед и вверх металлическим раструбом, расположив на его хвостовике четыре дополнительных клапана. Это придало внешнему облику инструмента типичное очертание курительной трубки.
Сакс решается распространить свой принцип размещения клапанов и на фагот, одновременно он задумывает новую идею по преобразованию английского рожка. Сакс разрабатывает также приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры. Все эти изобретения сулили - Саксу большой успех. До своего отъезда в Париж он успел получить уже шесть авторских свидетельств.


Работы по усовершенствованию традиционного кларнета in B, бас-кларнета, а также сопрано-кларнета и кларнета системы Т. Бема принесли пытливому мастеру не только первые награды, патенты, известность, но и создали хорошую теоретическую и практическую базу его дальнейшим поискам. Тогда-то и зародилась у Сакса идея создания иного типа духового инструмента с совершенно новым инструментальным "голосом". Впрочем, когда же все-таки пришла в голову столь дерзкая мысль?

Именно такой вопрос как-то задал Саксу его друг, в будущем известный композитор и видный историк военной музыки Георг Кастнер (1810-1867). Сакс ответил, что идея захватила его в то время, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. - уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он "подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными".

Создателем этого чудного инструмента считают выдающегося франко-бельгийского инструментального мастера Адольфа Сакса. Однажды Саксу стало интересно узнать, можно ли сделать музыкальный инструмент, который бы стал промежуточным звеном между деревянными и медными духовыми.

Инструмент, который бы был способен сочетать тембры меди и дерева, как нельзя кстати пригодился бы для несовершенных на то время военно-духовных оркестров Франции. Для воплощения своей идеи в реальность Сакс решил прибегнуть к новому принципу построения: он соединяет коническую трубу с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Инструмент имел металлический корпус. Внешне он был похож на басовый кларнет. Сама трубка расширялась в конце и сильно загибалась вверх. К ней была прикреплена трость на наконечнике из метала. В целом получившейся инструмент чем-то напоминал английскую букву S. Отметим, что задумка Сакса получилась великолепной. Новому инструменту удалось соединить в себе свойства медного и деревянного духовых военных оркестров. Кроме того, особое внимание привлек получившийся тембр. Звук, издаваемый саксофоном, напоминает звучание английского рожка, кларнета и виолончели. Но, нельзя упустить тот факт, что сила звука саксофона во много раз превышает силу звука, издаваемую кларнетом.

Сначала саксофон стали активно использовать в военно-духовых оркестрах Франции, а в скором времени им заинтересовался оперный с симфоническим оркестры. Не одно десятилетие саксофон использовали только французские композиторы, а именно Тома, Массне, Бизе, Равель и др. Но по истечению некоторого времени саксофон обрел популярность среди композиторов разных стран мира. Рахманинов, например, задействовал саксофон для воспроизведения своей одной самой прекрасной мелодии в первой части «Симфонических танцев».

Интересно, что с момента своего возникновения саксофон прошел интересный путь и даже столкнулся с мракобесием. В Германии, когда в этой стране процветал фашизм, игру на данном инструменте запретили, мотивируя это тем, что саксофон имеет неарийское происхождение.

В начале 20 века саксофоном заинтересовались музыканты из джаз-ансамблей и таким образом этот инструмент стал «королем джаза». Большинство композиторов 20 века высоко оценили саксофон. Например, Дебюсси придумал Рапсодию для данного инструмента с оркестром.

Если и вы решили научиться играть на легендарном инструменте, трости для альт саксофона купить вам будут просто необходимы. Обратитесь к профессионалам в Магазин музыкальных инструментов duhoviki.ru, там вам помогут выбрать то, что нужно из всего многообразия предложений.

Саксофон — история создания, особенности и виды инструмента

Инструмент, передающий нежность и страсть, - саксофон — изобрел Адольф Сакс, а название необычному творению дал его друг, композитор Гектор Берлиоз.

История популярности

Музыкальный инструмент оказался своеобразным, уникальным, хотя Парижский суд не признал поначалу его существование.

Его делают из металла, но относится он к деревянным духовым, задумывался для симфонического оркестра, но популярен у джазменов, рок-музыкантов, его звучание не могут достоверно скопировать синтезатором.

Романтическое звучание саксофона способствовало быстрому взлету популярности инструмента у композиторов, но особого почета он удостоился в Америке, когда родился джаз.

Сакс разработал 16 разновидностей саксофонов, поделив их на 2 вида: для симфонических оркестров и для духовых. Первые превратились в музейные раритеты, вторые вошли в симфонические оркестры, джаз-, рок клубы. После их конструкция подвергалась усовершенствованию многими представителями: Жоржем Лебланом, Генри Сельмаром, Фердинандом Бюшером, и другими. Создавались новые модификации на основе известных.

Саксофон: разновидности

Современные музыканты используют 7 видов этих духовых.

Самые популярные:

— Альт - хозяин современного джаза. Диапазон звучания широк - от низких до высоких тонов. На альте играли Чарли Паркер, Фил Вудс, Пол Дезмонд.

— Тенор - глубокий, хрипловатый, уютный тембр привлекает любителей и исполнителей джаза. Принцип работы схож с кларнетом. Гровер Вашингтон виртуозно владел этим инструментом наряду с другими, его музыка сочетала R&B и джаз.

— Сопрано - небольшой инструмент, формой напоминающий кларнет, имеет выразительное, благородное звучание. Одним из первых на сопрано сыграл Сидне Беше, вызвав восторг у слушателей своим соло.

Модели саксофонов

Эти инструменты в своем большинстве - транспонирующие. Нота «до» в партитуре при исполнении прозвучит как ми-бемоль или си-бемоль, в зависимости от строя инструмента: in E♭ или in B♭

    Для начинающих музыкантов разработаны ученические модели. Они просты во внешнем оформлении, имеют, правда, более тугую механику, зато цена значительно уступает профессиональным. Качество звучания у некоторых моделей очень неплохое.

    Приобретя навык игры, научив пальцы бегать непринужденно по клавишам, определившись с музыкальными устремлениями, можно выбрать полупрофессиональный вариант. Это очень хорошие по звучанию модели, даже саксофонисты профессионалы играют на таких. Но они не воспроизводят такую ширину диапазона, как профессиональные.

    Профессиональные - удобная и легкая на ощупь техника, прекрасное звучание, идеальны строй. Таких качеств мастера добиваются ручной сборкой, использованием сплавов высшего качества. Часто применяют дорогое покрытие и украшения корпуса. Это инструмент для достигших определенного мастерства, чувствующих малейшие нюансы, оттенки, настроение музыки.

Перечисленные виды - наиболее популярны у музыкантов, но есть люди, очарованные баритоном, контрабасом. Разнообразие саксофонов позволяет выбрать свой — неповторимый.

Саксофон – это тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

 Конструкция

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубка. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидность саксофонов

Сопранино

Сопранино, являясь самой высокой разновидностью семейства, обладает ярким и выразительным звуком, напоминающим звучность малого кларнета, однако в отличие от него имеет все же более мягкий оттенок звучания, в котором отсутствует некоторая резкость, присущая звучанию малого кларнета.

Сопрано

Сопрано в нижнем и среднем регистрах несколько напоминает тембр английского рожка, а в верхнем и частично в высшем регистре – корнет. Этому инструменту свойственно полное и сочное звучание. Наиболее выразительное, красивое и благородное звучание саксофона-сопрано выявляется в музыке кантиленного характера. Технические возможности этого инструмента также достаточно велики.

Альтовый

Альт является одним из самых выразительных представителей семейства саксофонов. Богатство и многокрасочность его звуковой палитры придают ему качество одного из ярких солирующих голосов духового, симфонического, джазового оркестров, а также различных камерных ансамблей. Эти качества привлекают внимание многих композиторов, которые в своих произведениях поручают саксофону-альту исполнение напевных, кантиленных мелодий и сложных технических пассажей.

Звуки среднего регистра альтового саксофона напоминают тембр человеческого голоса, а при усилении динамики характер звучания инструмента приобретает черты экспрессивности и драматизма. Чем выше тесситура, тем больше напряженности в звучании инструмента, так как звукам верхнего регистра присуща некоторая пронзительность, а вместе с тем особая яркость и блеск. В этом регистре возможна динамика от меццофорте до форте.

Теноровый

Тенор, так же как и альт, имеет широкое применение в сольной, оркестровой и камерно-ансамблевой музыке. Благодаря своему полному, «грудному», и сочному звуку и большим техническим возможностям саксофону-тенору доступно исполнение как кантилены, так и технически трудных пассажей.

Баритоновый

Баритон обладает густой и сильной звучностью, особенно в нижнем и среднем регистрах. Однако его верхний регистр звучит менее выразительно и как бы сдавленно. Ему доступно исполнение мелодий кантиленного характера. Технические возможности инструмента вполне достаточны для исполнения беглых пассажей, гамм и арпеджио.

Басовый

Cаксофону-басу свойственно объемное и насыщенное звучание в нижнем и среднем регистрах. В верхнем же регистре инструмент звучит блекло и несколько хрипло. Технические возможности саксофона-баса ограничены.

Контрабасовый