Часы на башне в праге. Легенда пражского орлоя, астрономические часы в праге. Время работы и стоимость билетов

Здравствуйте, друзья! Часы Орлой в Праге заслуживают того, чтобы о них рассказать детально. Знаменитые куранты Чехии обошли по продолжительности своего существования все подобные часовые механизмы мира. Созданные в начале XV века, они до сих пор функционируют и показывают центрально-европейское время, а также старочешское и вавилонское.

Но зрители торопятся к Пражскому Орлою вовсе не за тем, чтобы сориентироваться по времени. Астрономические часы уникальны. Они одновременно являются произведением искусств, научно-историческим объектом и развлечением для посетителей , где они и находятся.

Логичнее будет, прежде чем пуститься в подробные описания, предоставить возможность взглянуть непосредственно на куранты, их действие, и на те многочисленные , среди которых они находятся. Коротенькое видео позволит быстро окунуться в гущу событий:

А теперь можно остановиться и на некоторых деталях — кто причастен к астрономическим часам, какие символы их окружают, и чем они знамениты:

  1. Как появился Пражский Орлой
  2. Астрономический диск и определение времени
  3. Символические образы курантов

Кто и когда создал Pražský orloj

Первые куранты на появились еще в конце XIV века, когда Вацлав IV распорядился установить на готической башне ударный механизм, издающий сигналы по прошествии часа.

Прошло еще немного времени, и в 1410 году ратушную башню оборудовали удивительными астрономическими часами.

Создал Орлой мастер часовых дел Микулаш из Кадани, руководствуясь расчетами и чертежами математика и астронома Яна Шинделя.

Мастером Ганушем называли пражского часовщика Яна Руже, который имел непосредственное отношение к курантам ратуши, однако несколько позднее. Мастер Гануш еще и не родился к тому времени, когда Орлой уже не только исправно отбивал временные интервалы, но и завоевал европейскую известность.

Новые факты относительно автора Пражского Орлоя открылись недавно – после 1980 года. Вот так история может водить нас за нос… Пражане веками считали, что Гануш создал куранты, и передавали из уст в уста предания о том, как жестокие городские советники приказали ослепить мастера, чтобы он не смог повторить свое изобретение. К счастью, данная изощренная средневековая жестокость оказалась только легендой.

Зато отыскался документ, который зафиксировал щедрое вознаграждение изобретателю Пражских курантов Микулашу из Кадани. Мастеру предоставили дом у Гавельских ворот и 3000 пражских грошей, что по тем временам было необычайно крупной суммой. Более того, было назначено ежегодное жалование размером 600 грошей и предоставлены гарантии на собственность – по сути, защищены авторские права.

Астрономический диск и как определить обычное время

Долгое время Орлой состоял только из одного диска – астрономического. Собственно и создавали механизм для нужд астрологии, а не для того чтобы сообщать жителям время. Астрономический диск — это специальная движущаяся карта неба, с помощью которой можно определить положение Солнца, Луны, а также их расположение относительно зодиакальных созвездий.

Представляете, вся эта махина движется, демонстрирует массу сведений, а мы — современные жители, — смотрим на этот диск и даже не знаем, как понять, который час))) Но сейчас разберемся.

Точно по центру изображена Земля. Верхняя часть диска соответствует дневному времени – она голубоватого цвета. А темный круг в нижней части – это ночь. Между днем и ночью обозначены сумерки оранжевым цветом. На всю эту картину наложено кольцо, на котором изображены знаки зодиака, но кольцо к определению времени отношения не имеет.

Настоящее время указывает стрелка с символом Солнца и золотой Рукой. Загвоздка только в том, что указывает эта рука одновременно на три числовые шкалы. И где же нужная нам? По краю диска расположены числа в виде неких «загогулин» — это старочешское время. Интересно, что в этой системе координат сутки заканчивались с наступлением сумерек.

Следующие цифровые символы в римском обозначении, размещенные также по кругу, – это и есть европейское время. Теперь вы без труда можете определить, во сколько я запечатлела астрономический диск на фото.

Там еще есть и арабские цифры – они идут ниже римских и изображены слабее. Арабские цифры позволяют определить вавилонское время. К нему же относится и та сетка из золотистых кривых линий, расходящихся от центра диска. К счастью, оно нам ни к чему, и нет потребности углубляться в эти средневековые показатели.

Что еще хочется добавить по части установки астрономических часов, так это упомянуть о заслуге архитектора Петра Парлержа, который создал каменную пристройку к ратуше, где поместили куранты. Каменная отделка вокруг астрономического диска – так же его работа.

Повторюсь, определение времени является чуть ли не побочной функцией Орлоя. Главное – отслеживать движение небесных тел. И на астрономическом диске символы Солнца и Луны перемещаются не только по кругу, но и вдоль по стрелке. Диск с зодиаком также движется… Из всего этого знатоки считывали информацию. А вот минуты в средневековье определять не пытались. Жителей того времени такие мелочи не интересовали.

В 1490 году Орлой дополнили еще одним диском. На диске помещался календарь, включающий все 365 дней в виде делений по ободу диска. Появление календаря как раз и соотносят с деятельностью мастера Гануша.

Каждый вечер календарный диск вручную поворачивали на одно деление, и такая практика была до 1566 года. С тех пор движение календарной доски механизировано.

Привлекательный календарный диск, который наблюдаем сейчас мы, появился гораздо позднее. В середине XIX века часы нуждались в капитальном ремонте. Был объявлен на это благовидное дело сбор денег среди населения Чехии. Было собрано 4 265 золотых. А лучший пражский художник того времени Йозеф Манес за скромное вознаграждение взялся за оформление календарного диска. И хотя мы видим сегодня только воссозданную копию, она близка к оригиналу:

Манес изобразил в центре диска герб Праги, а вокруг него оригинальные знаки зодиака. 12 золотистых дисков с изображениями, которые расположены по кругу, составляют серию картин «Двенадцать месяцев». Каждая картина представляет особенности средневековой сельской жизни в период определенного месяца. Обозначение дней, как и в более ранних версиях, расположено на внешнем кольце диска. Где же увидеть, какой сегодня день? Смотрите на метку с золотой чертой в верхней точке календаря. Там указано и число, и день недели.

Символические образы курантов

Большой интерес вызывают фигуры, установленные по обе стороны от астрономического и календарного диска. Скульптуры возле верхнего диска, как вы заметили во время просмотра видео, приводятся в движение во время боя курантов. Считается, что данные образы олицетворяют 4 порока, хотя это мнение вызывает вопросы.

Справа расположены Скелет и Турок. Скелет символизирует смерть, напоминает о ее неизбежности. Можно ли отнести эту аллегорию к порокам? Данный образ появился на курантах первым, еще в XVI веке.

Размещение фигуры в тюрбане рядом со Скелетом еще более загадочно. Чехия в средние века частенько использовала образ Турка в негативном контексте. Так, к примеру, появился сюжет «ворон, выклевывающий глаз турку» на гербе рода Шварценберг. Возможно, и в данном случае образ Турка обозначает порочные особенности.

Слева от астрономического диска находятся более понятные образы. Здесь установлены аллегории скупости и тщеславия:

Тщеславие всматривается в зеркало, Скупость потряхивает мешочком с деньгами. Однако в трактовке и этих образов существуют разногласия. Предполагают, что крайним слева установлен Маг, изучающий невидимые миры, что ассоциируется с познанием, а не пороком.

Ниже, у календарного диска располагаются слева Философ и Архангел Михаил, а справа – Астроном и Летописец.

Эти образы Pražský orloj всегда на виду. Но если вы посмотрели видео, то обратили внимание на шествие апостолов, которое происходит во время мини-представления курантов. Окошки над астрономическим диском с обеих сторон от скульптуры Ангела открываются и перед нами проходят 12 учеников Христа. А завершается все действо возгласом золотого Петуха.

Появление фигурок апостолов связывают с реконструкцией курантов в 1659 году. Фигуры сделаны из древесины, поэтому их несколько раз приходилось восстанавливать. Нынешнюю компанию апостолов создал скульптор Войтех Сухарда.

Последним из образов был установлен на свое место Петух. Пражане впервые услышали его 31 декабря 1882 года.

В завершение хочу сказать, что Пражский Орлой – это объект-загадка. Впрочем, это не удивляет. Астрономические часы и создавались с целью отображать информацию, понятную далеко не каждому. И столь длительный век у них, что без загадок и легенд не обошлось. Предполагаю, друзья, что многие из вас слышали нечто интересное о Пражских курантах. Если так, расскажите и нам.

Ваш euro-проводник Татьяна

Легенда гласит, что В начале XV века Староместский магистрат решил установить на башне часы, которые должны олицетворять настоящий символ привилегированного положения и богатства Праги, который будет вызывать зависть и восхищение приезжих. Для конструирования часов призвали лучшего на тот момент часовщика Чехии - мастера Микулаша из Кадании и астронома Карлова университета Яна Шинделя. Куранты начали работать в 1410 г.

В 1490 г для реконструкции часов был призван ученый Гануш.


Мастер Гануш создал большинство скульптурных украшений пражских курантов. Ему оказывали почести не только ученые, но и первые лица города, гордившиеся тем, что нигде нет таких часов, как в Праге. Существует легенда о трагической судьбе мастера Гануша, который, казалось, мог безбедно прожить всю оставшуюся жизнь, полагаясь на благодарность глав города. По преданию, главе города пришла в голову мысль, что магистр Гануш, известный многим благодаря своему таланту, может сделать часы и в другом городе, и, возможно, они будут даже лучше Староместских. Этого ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы не поколебать бы славу Праги было принято решение ослепить мастера. К ничего не подозревающему мастеру ночью явились неизвестные люди в масках. Они тихо прокрались в комнату Гануша, отворив двери своим ключом, схватили и ослепили его, а один из них сказал, уходя: «Теперь уж ты не сделаешь других часов!». Магистр Гануш выжил, но работать больше не смог. Долгими часами он просиживал в углу своей мастерской и с горечью думал о благодарности, которой ему отплатили за его работу. Вся Прага с ужасом обсуждала страшное злодеяние, однако негодяев так и не схватили. Ослепленный Гануш быстро состарился, его больше не узнавали на улицах, а приматор и городские советники отворачивались при встрече. Когда магистр почувствовал, что умирает, он попросил своего ученика отвести его к ратуше, поднялся в нее и под предлогом, что собирается проверить механизм, сумел испортить часы и они остановились. Легенда гласит что мастер Гануш шагнул в часовой механизм, тем самым остановив работу часов и свою жизнь. Часы еще долгие годы стояли и никто не мог их починить. Так мастер напоследок отомстил за свою слепоту неблагодарному городу.

В настоящее время «Куранты» являются самыми известными астрономическими часами в Европе и представляют собой целый комплекс скульптурных элементов, на первый взгляд совершенно непонятных. Под часовым циферблатом расположен второй, с символическими обозначениями двенадцати зодиакальных созвездий. Каждый день круг с созвездиями поворачивается на один зубчик и в течение года каждая картина оказывается наверху. Над часами находятся две небольшие дверцы, украшенные звездами. По бокам часы ограничены пилястрами, украшенными рельефным каменным орнаментом и небольшими статуями, которые изображают Смерть, турка, скрягу с кошельком, святых и др. Венчает все изящно изогнутая крыша, выступающая из стены и опирающаяся на пилястры. Каждый раз во время боя часов разворачивается настоящее представление, которого с нетерпением ожидают сотни туристов с разных концов света.


Фигура Смерти в виде скелета в нижнем окошке ударяет в колокол, отбивая время, дверцы над циферблатом открываются и из одного из них медленно выходят фигурки двенадцати святых апостолов, которые двигаются к другому, описывая полукруг. За фигурками следует сам Христос. Каменные апостолы не просто проходят мимо, они поворачивают голову к наблюдающим за ними людям и снова скрываются за дверцей. Фигура Смерти переворачивает песочные часы и кивает фигуре турка, в ответ тот отрицательно качает головой. В это же время фигурка человека, символизирующая скупость, встряхивает кошелек, а изображающая транжиру - смотрится в зеркало.

Нетрудно представить, какое впечатление Староместские часы производили в эпоху, не знавшую никаких технических достижений. Для простых людей они были почти чудом, для тех, кто интересовался физикой и астрономией - прекрасным инструментом для определения положения Солнца, Луны и созвездий, времени захода и восхода солнца текущим днем. Необходимо удостоить внимания и саму башню, на которой установлены часы. Она одна из самых высоких в этой части города - ее высота достигает 70 м.

В актуальное время в Староместской ратуши проводятся свадьбы, также можно зайти и осмотреть башню изнутри. Сверху кажется как будто башня стоит немного криво и вот вот упадет.

Легенда Пражского орлоя, Астрономические часы в Праге

Знаменитые на весь мир пражские куранты, или астрономические часы - один из символов и, безусловно, гордость Праги. Созданные в самом начале 15 века пражские куранты, или, как называют их сами чехи, орлой (Pražský orloj или Staroměstský orloj) - старейшие в мире, все еще работающие, астрономические часы.

Пражский орлой расположен на южной стороне ратуши на и состоит из трех частей: в верхней части астрономических часов каждый час проходит представление движущихся фигур двенадцати апостолов, в центре расположен астрономический циферблат, а под ним - календарный циферблат. Пражские куранты - это настоящее чудо техники, они точно указывают время, дату, день недели, астрономические циклы, положение Солнца, фазы Луны и праздники христианского календаря.

Немного истории

Самая старая часть пражских курантов - астрономический циферблат и механические часы. Они были созданы в самом начале 15 века часовщиком Микулашем из Кадани и математиком-астрономом Яном Шинделем, а скульптурные декоративные элементы были выполнены мастерами знаменитого чешского архитектора Петра Парлержа, работавшего над строительством таких знаменитых пражских достопримечательностей, как и . Первоначально пражские куранты работали не очень хорошо, часто ломались и подолгу бывали в нерабочем состоянии. В конце 15 века они были отремонтированы часовым мастером Яном Руже, более известным как мастер Гануш. Он же добавил к пражским курантам нижний циферблат и первую движущуюся фигуру. Очевидно, поэтому именно его и считали создателем курантов почти пять следующих столетий.

После смерти мастера Гануша и его помощника из-за отсутствия опытных смотрителей пражские куранты неоднократно останавливались и ремонтировались. В середине 17 века, во время очередного ремонта, к астрономическим часам была добавлена система вращения Луны, демонстрирующая ее фазы, и дополнительные деревянные движущиеся фигуры.

В 18 веке, находясь в критическом состоянии, пражские куранты практически не работали, и в конце столетия, во время перестройки , их собирались уничтожить. Знаменитая во всем мире пражская достопримечательность была спасена служащими пражского Клементинума. Они добились ремонта и смогли частично восстановить работу часов. Тогда же в верхней части астрономических часов появились двенадцать фигур апостолов. Полный ремонт пражских курантов провели только во второй половине 19 века: были восстановлены все части механизма, установлен хронометр, расписан нижний циферблат и добавлена фигура петуха.

Однако во Вторую мировую войну пражским курантам был нанесен, пожалуй, самый серьезный за их многовековую историю ущерб. 8 мая 1945 года здание Староместской ратуши, в башне которой тогда был размещен радиопередатчик восставших пражан, было обстреляно немецкими войсками. Вспыхнувший пожар нанес огромный ущерб и ратуше, и астрономическим часам - фигуры двенадцати апостолов и нижний циферблат были полностью уничтожены, а астрономический циферблат сильно поврежден. К счастью, за три последующих года талантливые мастера смогли восстановить пражские куранты. Они отреставрировали часовой механизм и снова запустили его, создали новые фигуры и циферблаты, и в наши дни пражские куранты на ¾ состоят из первоначальных деталей.

Световое шоу на фасаде Староместской ратуши,
посвященное 600-летию пражских курантов

Исследователи считают, что фигура каменного ангела, находящаяся в верхней части курантов, и резные каменные изображения, расположенные вокруг астрономического циферблата - работа скульпторов из мастерской Петра Парлержа, остальной же декор пражских курантов появился значительно позже. Скульптуры, украшающие пражские куранты, создавались на протяжении нескольких веков, они реставрировались и изготавливались заново, и теперь в них невозможно увидеть общий замысел. Однако кое-что все-таки можно интерпретировать точно с большой долей вероятности.

По средневековым представлениям любое строение необходимо было защищать от влияния неблагоприятных сверхъестественных сил, украшая его различными охранными элементами. На пражских курантах охранные функции выполняют василиски, петух и ангел. Два василиска, разместившиеся на покатой крыше астрономических часов - мифические существа со змеиным телом, птичьим клювом и крыльями способны взглядом превратить в камень и человека, и животное. Еще один «оберег», находящийся под самой крышей пражских курантов - позолоченный петух, символ смелости, ведь именно с первым криком петуха исчезают темные силы, царствующие ночью. Но главный борец с темными силами и, в то же время, самая старая статуя астрономических часов - каменный ангел в верхней части пражского орлоя.

Астрономический циферблат - астролябия, приводимая в движение часовым механизмом. По цветному астрономическому циферблату, который изображает Землю и небо, перемещаются кольцо со знаками зодиака, внешнее кольцо с арабскими числами, кольцо с римскими числами, указатели с символами Солнца и Луны, а также пара часовых стрелок с золотой рукой и золотой звездочкой на концах. Диаметр астрономического циферблата - более двух с половиной метров.

Как определить по пражским курантам современное время? Обратите внимание на внешний край астрономического циферблата, на нем располагаются золотые римские цифры, они-то и показывают современное центральноевропейское время. Однако, в отличие от обычных часов, на пражских курантах есть две последовательности римских цифр от I до XII, поэтому стрелка с золотой рукой, указывающая современное время, делает за сутки только один оборот вокруг циферблата. И еще на астрономических часах нет минутной стрелки.

По краю астрономического циферблата расположены каменные скульптуры вымышленных и реальных существ. Считается, что этот резной каменный декор тоже был создан в мастерской Петра Парлержа. Каждое из существ этого декора несет свой смысл, и у некоторых из них есть защитные функции. Вы увидите здесь льва, собаку, кошку, жабу, горгулий, лешего и даже дьявола. К сожалению, не все изображения полностью сохранились до наших дней, и некоторые из них не могут быть точно идентифицированы.

С двух сторон от астрономического циферблата пражских курантов находятся движущиеся аллегорические фигуры. Самая левая фигура - Тщеславие, оно рассматривает свое отражение в зеркале. По другой трактовке эта фигура изображает мага, смотрящего через зеркало за границы мира ощущений. Вторая слева фигура с мешочком денег в руке - олицетворение Скупости. Первая фигура справа - скелет человека, это - Смерть, держащая в руках колокольчик и песочные часы. Скелет - самая первая движущаяся фигура пражских курантов, она появилась здесь еще в 15 веке и иллюстрирует популярный в Средние века сюжет о тленности всего сущего. Крайняя фигура справа - мужчина в тюрбане, держащий в руке музыкальный инструмент. Обычно его называют Турком, он считается символом греха наслаждения и земных удовольствий. Однако точно интерпретировать все эти фигуры проблематично, поскольку они появились на пражских курантах в разное время.

Изначально у пражских курантов был только один циферблат - астрономический. Второй, календарный циферблат, появился на в конце 15 века. Он - нижний в астрономических часах и позволяет определить текущую дату, день недели, нерабочие дни и дни христианских праздников.

Первоначальный календарь, к сожалению, не сохранился. Тот вариант циферблата, который мы видим с вами сегодня, был спроектирован во время реконструкции астрономических часов во второй половине 19 века на основе сохранившейся копии, датируемой серединой 17 столетия. Календарь был расписан художником Йозефом Манесом, поэтому его довольно часто называют циферблатом Манеса. Однако во время работы Манес значительно отклонился от первоначального художественного оформления циферблата, мастер хотел изобразить на календаре средневековую чешскую сельскую жизнь и, несмотря на критику и протесты, не стал отказываться от своего замысла. Очень скоро после завершения Манесом работ выяснилось, что роспись сильно подвержена влиянию погодных условий, и было принято решение оригинал календарного циферблата курантов хранить в Национальной галерее, а на Староместской ратуше разместить копию. Именно этот циферблат сгорел в мае 1945 года, и сейчас на пражских курантах мы с вами видим еще одну копию календаря.

Диаметр календарного циферблата превышает два метра. Календарь пражских курантов составлен из нескольких дисков: в центре внутреннего позолоченного неподвижного диска - герб Праги времен короля Владислава II, вокруг герба расположен еще один позолоченный диск со знаками Зодиака и серия из двенадцати круглых медальонов-картин. На них изображены двенадцать месяцев со сценами сельской жизни и соответствующими событиям календарного года. Например, в январе - рождение ребенка, символизирующее наступление нового года, а в октябре – сбор винограда. Следующий диск - медный, он разделен на 365 секторов, соответственно дням года. На самом верху календарного циферблата есть крохотная стрелочка, показывающая текущий день. Также на медном диске размещены названия христианских праздников и имена важнейших святых, надписи нерабочих дней выполнены красным цветом. Раньше смотритель пражских курантов вручную поворачивал диски каждый день на одно деление. В наши дни все диски, кроме центрального, вращаясь по часовой стрелке, самостоятельно совершают полный оборот за год.

Календарный циферблат пражских курантов, как и астрономический, декорирован четырьмя аллегорическими фигурами: слева - Философ с пером и свитком и Архангел Михаил с крыльями, щитом, жезлом и мечом, справа - Астроном с подзорной трубой в руке и Летописец с книгой.

Представление движущихся фигур

Каждый час на пражских курантах проходит настоящее средневековое представление, собирающее и завораживающее толпы туристов. В расположенных по обеим сторонам от каменного ангела небольших окошках, во время боя курантов, попарно появляются фигуры двенадцати апостолов, поочередно сменяющих друг друга. Каждый из апостолов держит в руках свой традиционный атрибут или символ своих страстей. Фигуры, украшающие астрономический циферблат пражских курантов, во время движения апостолов тоже начинают двигаться: фигура Тщеславия поворачивает голову из стороны в сторону и смотрит на себя в зеркало, фигура Скупости потряхивает мешочек с деньгами, фигура Смерти кивает головой, переворачивает песочные часы и звонит колокольчиком, а фигура Турка отрицательно мотает головой. Заканчивается представление криком петуха, и куранты отбивают очередной час.

Легенды пражских курантов

Конечно же, о пражских курантах существуют легенды. Самый любимый персонаж этих легенд - фигура Смерти, украшающая астрономический циферблат. Говорят, что если чешскому государству предстоят тяжелые времена, то Смерть кивком головы обязательно подаст знак. Еще говорят, что каждый год в день своей казни, 21 июня, призраки, казненных в 17 веке на участников , приходят в полночь к пражским курантам и проверяют точность их хода: если часы идут верно – паны остаются спокойны за свою родину, если же орлой неисправен или идет неточно, призраки возвращаются к месту своего покоя опечаленные.

Но, пожалуй, самое важное поверье о пражских курантах заключается в том, что если часы на остановятся, то Чехию постигнут большие беды. Чтобы такого не произошло, за работой пражских курантов следит экспертный совет лучших часовщиков Праги, и еженедельно проводится профилактический осмотр.

Как добраться:

Staroměstské náměstí, 1/4, Praha 1. Ближайшая станция - Staroměstská (зеленая ветка). Ближайшая остановка (№17 и №18) с тем же названием — Staroměstská.

Координаты GPS : 50.086956N, 14.420639E

Немногие знают, что Астрономические Пражские часы , расположенные в одной из башен ратуши называют так же Пражскими курантами или же Пражским Орлоем . Дело в том, что оригинальное название этой легендарной достопримечательности Pražský orloj, что в переводе и означает упомянутые выше синонимы. Именно здесь можно всегда увидеть многочисленных туристов, ожидающих действо, которое называют настоящим прорывом всех времен - шоу, когда оживают фигурки, находящиеся внутри часов.

Глядя на Астрономические часы, можно определить три часовых измерения и узнать интересующее среднеевропейское, старочешское или звездное время. Помимо этих данных, с помощью часов можно увидеть зодиакальное расположение Луны и Солнца. Все необходимые данные узнаются из верхнего - астрономического и нижнего - календарного циферблатов.

Поднимаемся вверх

Верхний циферблат представляет собой один из старейших астрономических инструментов - астролябию который определяет широту и долготу. Автором астролябии Астрономических часов был Ян Шиндел,который являлся в свое время профессором математики и астрономии, а так же ректором в знаменитом университете имени Карла IV. Изготовил астролябию Микулаш из Кадани в 1410 году, а 80 лет спустя, в 1490 году был добавлен нижний циферблат с готическими скульптурами, изготовленный часовщиком Яном из Руже. Лишь в XVIII веке были добавлены движущиеся фигурки и остальные элементы декора, которые ежедневно приковывают к себе взгляды туристов и по сей день.

Сложные механизмы требовали тщательного контроля, а потому к часам был прикован смотритель, который в случае поломок всегда мог устранить причину, чтобы стрелки часов могли продолжать движение. Однако не всегда находился опытный и грамотный часовщик-смотритель, а потому были периоды, когда Пражские куранты оставались без присмотра или же останавливали свой ход. В период с 1791 по 1866 годы астролябия была сломана, тогда как часовой механизм продолжал свой ход.

После событий 8 мая 1945 года, когда как Орлой, так и вся Староместская ратуша сгорела от попадания зажигательного снаряда, началось полное восстановление утраченных ценностей. За три года, завершились восстановительные работы, в ходе которых удалось воссоздать как сам механизм, так и астролябию из первоначальных материалов. Малая часть деталей была заменена, так же модернизировался часовой механизм. Большая часть изменений пришлась на художественное оформление и декор Пражских курантов.

Амулеты на верхней части Астрономических часов

В Средние века считалось, что каждое здание поддается негативному воздействию, а потому было принято декорировать здания различными элементами, отображающими зло. Так, два мифических Василиска, которые одним лишь взглядом способны превратить в камень все живое на земле охраняют здание, расположившись на конусообразной крыше.


Под куполом крыши можно увидеть следующего защитника здания - петуха. Именно эта птица, встречающая рассвет символизирует смелость и бдительность. По поверьям, когда петух начинает петь, прочь убегает вся нечисть, именно поэтому практически на всех средневековых значимых постройках можно увидеть фигуру петуха, которая обязательно будет установлена наверху.


Чуть ниже петуха расположилась статуя ангела, которая одной из первых появилась на часах. По обе стороны от статуи расположены два окошка, в которых можно увидеть 12 апостолов.

Этот загадочный верхний циферблат

Верхний циферблат - это часовой механизм и астролябия. Здесь можно увидеть область движения солнца. В отличие от стандартных часов, здесь отсутствует минутная стрелка.

Как работает циферблат

Если взглянуть на циферблат, вы увидите несколько окружностей. Так, самая крупная по диаметру,где можно увидеть крупные арабские числа, показывает старочешское время.


Чуть ниже вы увидите римские цифры, по ним можно узнать среднеевропейское время.


Чтобы определить время, нужно найти достаточно крупную золотую стрелку с рукой в виде наконечника, и взглянуть на римские цифры.


До середины XX века, жители Праги жили по старочешскому времени, началом суток начиналось с заходом Солнца, а потому вариаций было множество.Вот почему внешний круг вращается в двух направлениях, относительно циферблата. Полдень в те времена ознаменовывался выстрелом из пушки.

Римские цифры появились относительно недавно, благодаря которым мы может узнать реальное время суток.

Так же на самой малой окружности циферблата можно увидеть 12 арабских цифр. Именно эти цифры, изображенные на светло-синем фоне, обозначают светлое время планетарных суток.


Если приглядеться, то можно увидеть, что двенадцать цифр разделены на несколько секторов, некоторые из которых подписаны. Там где расположена цифры "1" можно увидеть надпись ORTUS, что означает восход, а где цифра "12" - OCCASUS, что обозначает закат.


На темно-синем фоне изображено ночное время планетарных суток. Между кругами вы наверняка заметили светло-коричневый сектор. Он символизирует зарю - AURORA и сумерки - CREPUSCULUM.

Синий круг, который находится в самом центре часов обозначает нашу планету, вокруг которой движется Зодиакальное кольцо. Именно оно показывает в каком созвездии находится Солнце. Кольцо зодиака разделено 72-мя лучами, которые разделяют месяцы на дни, каждый промежуток между ними обозначает 5 дней.


Определить созвездие поможет стрелка с позолоченным Солнцем, а стрелка с темным шариком покажет фазы Луны от того или иного расположения Солнца. В темное время суток данную стрелку можно легко узнать по свечению, в новолуние можно увидеть ее светлую сторону.

Декорирование и отделка циферблата

Если возвести вообразимую окружность вокруг Астрономического циферблата, то можно увидеть огромное количество скульптур, где изображены живые существа, часть из которых реальны, а часть вымышленные.

В самой верхней точке окружности расположилась скульптура льва. Если вы интересовались мифологией, смотрели фильмы или читали книги, то должны понимать и знать, что лев находится в верхней цепи питания, считается королем и защитником остальных живых особей. Помимо этого, львы всегда уважаемы, а так же считаются символом смерти в равноправном бою.


Рядом с королем зверей расположена скульптура верной и бдительной собаки, которую приручили люди в первую очередь. По легендам, именно собаки охраняли клады от разбойников и воров. Изображение собаки на надгробии рыцаря означало естественную смерть усопшего.

Далее вы увидите змею с фригийским колпаком. Очевидно, что данная скульптура имеет двоякое значение, ведь колпак означал свободу от рабства в античном Риме, а змея - самое грешное и оскверненное дьявольское существо. Таким образом, данная композиция означает очищение и совершенство, то есть перевоплощение из более низкого статуса змеи в более высокий и разумный статус человека.

Затем, ваш взгляд упадет на кошку, которая так же являлась охранником кладов, однако не такой надежной как собака. Кошка символизирует независимость, фальшь, ехидство, так же считалась спутником магов и чародеев.





В верхней части циферблата вы увидите маскаронов. Это изображения лиц с озлобленными выражениями. Считалось, что расположенные на высоте маскароны отпугивают внешние стихии, которым впоследствии приходилось искать другое место для проявления своей силы.

В водостоках конструкции расположены скульптуры гаргуль, которые как не странно охраняют кладку от излишней влаги.

Затем, ваш взгляд упадет на знакомую всем жабу, которая означает грех, а так же символизирует еретиков. Пребывая во лжи, то есть в болоте, жабы постоянно лгут, издавая квакающие звуки.

После скульптуры жабы вы заметите еще одно знакомое ночное животное - ежа. Он символизирует защиту домашнего очага, однако не является добрым, так как характер состоит из трех составляющих: жадности, агрессивности и гнева.

Под астролябией в нижней части циферблата можно найти изображение дьявола, которое представлено в виде настороженного зверя с выпученными глазами.

На востоке и западе циферблата вы увидите две различные скульптуры, которые предостерегают от темных сил. Это лицо без формы и леший соответственно.

Крупные статуи по сторонам циферблата

1. Скупой Человек с мешочком и деньгами - это Скряга. Имеются сведения, что ранее на месте скряги располагался еврей, наживавшийся на процентах, но по причине политкоректности, статую пришлось видоизменить.


2. Изображение мага с зеркалом символизирует благородное духовное занятие - смотреть за границы мира. По другой интерпретации, скульптура означает тщеславие, рассматривающее свое изображение в зеркале.

3. Изображение скелета - символизирует Смерть. Песочные часы и тянущаяся к нему кисть означает звонок, который напоминает о смерти.


4. Рядом со скелетом находится скульптура Турка. По одной версии - это символ наслаждений и греха, по второй - напоминание о турецкой угрозе для существовавшей когда-то Австрийской империи.

Нижний циферблат - циферблат Манеса

К сожалению, первоначальный вариант нижнего циферблата, который является календарем, не сохранился. Сегодня туристы наблюдают за циферблатом, который был спроектирован по копии от 1659 года архивариусом Яромиром Эрбеном. В 1866 году был закончены художественные работы . Согласившись выполнять свою работу, он не взял большого гонорара, однако, внес существенные изменения в Орлой. Легенды гласили, что тот, кто отклонится от первоначальной задумки оформления Орлоя, вскоре умрет. Стечение обстоятельств или пророчество существенно изменили жизнь Йозефа Манеса: последующие годы он испытывал сильные боли, на фоне которых развилась депрессия и душевная болезнь. После завершения работы художник-реставратор прожил 5 лет.


Циферблат Манеса состоит из двух дисков. Внутренний позолоченный диск представляет собой созвездия, а медный внешний диск - обозначение дней в году. Из-за ценности календарного циферблата, оригинал было решено перенести в главную Галерею Праги, а на его место установили копию, автором которой являлся Е. К. Лишка. Таким образом, было решено уберечь циферблат Манеса от природных условий и сохранить его в оригинальном виде.

Внутренний диск циферблата

Внутренний диск циферблата изображает герб столицы Чехии, так же знаки зодиака и календарный цикл картин тематики сельской жизни в Средние века. Сами же картины символизирует 12 месяцев.

  • Январь - изображено празднование рождения ребенка.
  • Февраль - изображен крестьянин, греющий ноги у костра и жена, несущая дрова.
  • Март - изображена пахота.
  • Апрель - изображено подвязывание деревьев.
  • Май - изображен парень, который украшает шапку и девушка, собирающая цветы
  • Июнь - изображены покосы
  • Июль - изображена жатва
  • Август - изображена вымолотка зерна
  • Сентябрь - изображен посев
  • Октябрь - изображен сбор винограда
  • Ноябрь - изображены сруб деревьев и подготовка дров
  • Декабрь - изображен забой поросенка

Внешний диск циферблата Манеса

Медный диск разделен на 365 отрезков, в каждом из которых вписан стихотворный слоговой календарь - цисиоян. В нем же указаны даты упоминания святых. Если день праздничный, то в начале цисиояна указывается имя святого, чтимого в этот день. Если же день обычный, тогда цисиоян принимает осмысленное содержание на разные темы.

Декорации календарного циферблата Манеса

Основной идеей внешнего оформления циферблата является изображение растительных мотивов и символов жизни, таким образом циферблат обрамляет виноградная лоза. Считалось, что вино являясь напитком Богов освобождал от земных рутин, приносил радость, молодость и жизнь вечную.


По правую сторону от циферблата находятся скульптуры обезьяны и птицы-феникса, ведущие беседу. Феникс был почитаем всеми древними цивилизациями, символизировал вечность, цикл жизни и воскресение. Обезьяна же считалась прирученным ловким и понятливым животным до тех пор, пока в Средневековье не стала символизировать греховность, жадность и воплощение дьявола. Дополняет композицию лесной гном и птицы.

Всю конструкцию как бы поддерживают две скульптуры каменщиков из Средневековья. По одеянию можно определить их общественное положение. По одной из версий, данные скульптуры изображают мастера и подмастерье, труды которых взаимосвязаны.

В левом нижнем углу можно увидеть скульптуру совы, которая в древние времена символизировала ночь и мудрость, чуть позже сову стали ассоциировать с тьмой и неверием.

  • Летописец
  • Астроном
  • Архангел Михаил
  • Философ

Представление в стиле Средневековья

Каждый час с 8 утра и до 8 вечера на Староместской площади происходит действо в духе средневековья, когда в верхних окошках один за другим появляются апостолы а завершающим участником является Иисус. В это же время чуть ниже, в боковых сторонах, фигуры также приходят в движение. Движущиеся объекты символизируют человеческие пороки. Таким образом, скелет, который символизирует смерть переворачивает часы и кивает Турку, а Турок отрицательно мотает головой. В другой же стороне, Скряга встряхивает кошелек, а архангел с мечом, карает его, являясь воплощением наказания для грешников. Окончание представления знаменуется криком петуха.

Как добраться до Пражских курантов

Адрес: Staroměstské náměstí 1/3, 110 00 Praha 1-Staré Město
Телефон: 236 002 629

Проложить маршрут

Староместская Ратуша (Staroměstská radnice).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 1
.

Старый город (Staré Město) расположен на правом берегу реки Влтава. Он вырос из мелких поселений, которые возникли на важном перекрестке торговых путей между западом и востоком и вдоль берега Влтавы в 10 веке. При короле Вацлаве 1, который в 1232-1234 годах выстроил мощные крепостные стены, Старый Город получил городские права. Но официального согласия на постройку символа городской власти и главного места собрания горожан, Городской ратуши, жители Старого Города ждали больше 100 лет.

В 1338 году горожанами Старого Места была получена привилегия от короля Яна Люксембурга (Иоганн Люксембургский, известный также как Иоанн (Ян) Слепой, Jan Lucemburský) на строительство Ратуши.

Возникла в результате объединения нескольких домов. Основой стал готический дом богатого купца Волфина из Камене, который поселение приобрело в 1338 году. Сразу после того как была основана Ратуша , началось возведение башни высотой около 70 метров. Ее строительство было закончено в 1364 году. В 1381 году к ней пристроили готическую часовенку.

Чтобы удовлетворить административные потребности быстрорастущего города, приходилось откупать соседние городские дома и присоединять их к Ратуше . Второй дом был приобретен в 1360 году – на втором этаже он украшен ренессансным окном. Над ренессансным окном находится латинская надпись: „Prag caput regni” („Прага – глава империи”) , напоминающая о блистательном прошлом города в годы правления первого Габсбурга на чешском троне – Фердинанда 1 (1526-1564). У следующей постройки, дома меховщика Микша, псевдоренессансный фасад. Соседний дом - „У петуха”, построенный в стиле классицизма, был приобретен после 1830 года, а свой современный вид Ратуша приобрела лишь в 1896 году, когда последней составляющей частью стал выступающий на площадь дом „У минуты”. С веками превратилась в удивительное по своему изыску архитектуры сооружение.
Главной достопримечательность Ратуши являются Астрономические часы „Орлой” установленные на южной стороне ратушной башни. Построенные в 1410 году часы уже в течение многих веков являются символом Праги .

В 1784 году были соединены четыре пражских города и Ратуша стала главным административным органом всего города.

Во время второй мировой войны, во время Пражского восстания 7-8 мая 1945 года, здания были сильно повреждены. Сгорел архив, множество портретов градоначальников. Пожар полностью уничтожил новоготическое крыло, ущерб был причинен башне и курантам. Остался единственный небольшой зал, который пощадил огонь.

Старая Ратуша была примерно в три раза современной (не все восстановлено после войны) . В наше время Ратуша представляет собой комплекс состоящий из пяти домов. Каждый из домов обладает собственным характером и представляет историческую и архитектурную ценность – фасады зданий декорированы ренессансными элементами, скульптурами, уникальной росписью, украшены городским гербом и памятными надписями.
Богато украшенный главный портал ведет в вестибюль с мозаиками по эскизам Микулаша Алеша. Полностью сохранившийся старый зал советников относится к 15 веку, Большой зал заседаний – к 1879-1880 годам.

В настоящее время каждый желающий может подняться на башню Ратуши , возвышающуюся над городом почти на 70 метров. С ратушной башни открывается прекрасный вид на Староместскую площадь .
Есть возможность посетить и подземелья Ратуши. Во второй половине 13 века уровень земли в Старом городе был повышен из-за наводнений. Вода во время сильного наводнения залила первый этаж зданий и долго не уходила. Благодаря повышению уровня земли здесь сохранились здания 13 века. Под землю тогда ушли первые этажи 70 домов – они были соединены и использовались как склады рынка на Староместской площади .

И только когда торговые площади переехали в новую часть Праги, площадь стала использоваться для проведения общественно-важных событий: королевских свадеб, коронаций. Одним из самых популярных развлечений была казнь. В подземельях Ратуши сделали тюрьму для заключенных, ожидавших казни. Дольше недели они здесь не задерживались, только на то время, пока строили эшафот.

Пражские куранты

Пражские куранты (Pražský orloj).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 1/3.

Пражские куранты, или Орлой (Pražský orloj, Староместские куранты) - средневековые башенные часы, установленные на южной стене башни Староместской Ратуши на Староместской площади в Праге.
Каждый час с 8 утра и до 8 вечера происходит действо в духе средневековья, когда в верхних окошках один за другим появляются апостолы а завершающим участником является Иисус. В это же время чуть ниже, на боковых сторонах, фигуры также приходят в движение. Движущиеся объекты символизируют человеческие пороки. Таким образом, скелет, который символизирует смерть переворачивает часы и кивает Турку, а Турок отрицательно мотает головой. В другой же стороне, Скряга встряхивает кошелек, а Ангел с мячом, карает его, являясь воплощением наказания для грешников. Окончание представления знаменуется криком петуха.

Куранты Орлой (orloj с чешского так и переводится – «башенные часы») отображают достаточно много информации. Помимо непосредственно времени на них можно увидеть текущую дату, время захода и восхода Луны и Солнца, текущее расположение знаков Зодиака, даже положение Земли относительно Солнца.

Самые старые детали часов относятся к 1410 году и были изготовлены часовыми мастерами Микулашем Каданом и Яном Шинделем. Ян Шиндель был также профессором математики и астрономии в Карловом университете. Примерно в 1490 году к часам был добавлен календарный циферблат, и тогда же фасад часов был украшен готическими скульптурами. Уже в 1552 году часы были отреставрированы часовым мастером Яном Таборским. В дальнейшем часы много раз останавливались, в 17 веке были добавлены движущиеся фигурки. Фигуры апостолов были добавлены в ходе капитального ремонта 1865-1866 годов.

Во время второй мировой войны Пражским курантам был нанесен значительный ущерб, 7 мая и 8 мая 1945 года в ходе подавления немецкими войсками чешского подполья, была обстреляна , в результате чего начался пожар. Наиболее сильно обгорели деревянные скульптуры апостолов, которые в 1948 году восстановил мастер по дереву Войтех Сухарда (Vojtěch Sucharda) . Вновь часы заработали только в 1948 году после большого ремонта.

С пражскими часами связано много легенд. Самая известная повествует о судьбе мастера Гануша. Закончив свой труд, прославленный часовщик пригласил к себе в мастерскую, находившуюся тут же, в башне Ратуши, отцов города. Обновленные куранты им очень понравились, но одна мысль о том, что мастер может изготовить нечто подобное для кого-то еще, повергла их в ужас. И тогда по приказу пражского магистрата Гануш был ослеплен. „Для того чтобы не было подобного чуда нигде, кроме Праги” , - гласил приговор.
Легенды рассказывают, что Гануш отомстил неблагодарным чиновникам. Он проник в башню и вывел из строя уникальный часовой механизм. Почти 150 лет никто не мог починить куранты, а тот, кто пытался, умирал или сходил с ума. Это время было самым трудным для Чехии. Немецкие крестоносцы разбили войска чехов-протестантов, независимое чешское королевство перестало существовать, страна почти на 400 лет попала под австрийское владычество, а чешский язык был запрещен для употребления в официальной сфере…

У пражан существует поверье: если часы на ратуше остановятся, то Чехию вновь постигнут беды. Чтобы этого не случилось, за работой курантов наблюдает экспертный совет лучших часовщиков при столичном магистрате. И каждую неделю проводится профилактический осмотр.

Ратушная башня часовня в готическом стиле
дом У минуты верхняя часть Пражских часов
Тщеславие и Скупость верхний циферблат Смерть и Турок
Философ и Карающий ангел нижний циферблат Астроном и Летописец
лестница на смотровую площадку для ленивых — лифт на смотровой площадке
крыши Старого города вид на храм Девы Марии перед Тыном вид на дом У минуты