Быть ли «российской нации»? Российская нация

В постсоветской России национальная политика была направлена на создание «российской нации». При этом не все знают, что концепция «российской нации» влияет на мировую политику и национальную безопасность страны.

Начнём с теоретических основ. В мире существует два понятия нации. Первое, франко-американское, понимает нацию как совокупность всех граждан страны. Эта концепция применяется в странах, где нет государствообразующего народа, а население представляет из себя конгломерат различных народов или рас. При этом, данная концепция намеренно исключает общность происхождения как единственный верный критерий (современные евреи говорят на разных языках, однако у них общее происхождение). Кроме того, данная концепция намеренно выдаёт обычное согражданство (политическую или гражданскую «нацию») за нацию, а гражданство связывает напрямую с государством, как будто бы это государство создаёт нацию, а не наоборот.

Второе определение нации, исторически традиционное для Германии и России, подразумевает под нацией этап в истории народа, когда он создаёт своё национальное государство. Путаницу в понятие «Нация» вводит тот факт, что значение этого слова в английском и французском языках включает в себя те значения, которые недопустимы с научной точки зрения в русском языке.

В реальной жизни абсурдность «российской нации» проявляется следующим образом. Если нация - это граждане Российской Федерации любой национальности, то русские, осетины и лезгины, отрезанные от остальной России, не должны интересовать Кремль. На деле, Россия так не считает и принимает меры по защите русских на дипломатическом уровне. Такая двойственность и нечёткость делает нынешнюю концепцию «Русского мира» такой же размытой.


В. А. Тишков

Для самой России «российская нация» вообще смертельна опасна. Во-первых, она постулирует политическое равенство всех народов, проживающих в России. Абсурдность данного положения заключается в том, что малочисленные коряки не имеют государственности за пределами России, а у более многочисленных евреев существует своё национальное государство Израиль. Во-вторых, «российская нация» и её автор, академик В. А. Тишков, выступают против русской правосубъектности.

При этом национальные республики, являющиеся национальными государствами, согласно Конституции 1993 г. должны быть сохранены. Это противоречит статье 19 Конституции, запрещающей дискриминацию по национальному признаку. Кроме того, в США и Франции, где господствует такая модель, административно-территориальное деление не имеет национального характера. Все департаменты во Франции равны по своим правам и даже Корсика разделена на 2 департамента. В-третьих, политическое равноправие народов ведёт к сепаратизму в национальных республиках, что особо характерно для Татарии. Наконец, политическое равноправие народов ведёт к разрушительной многовекторности во внешней политике, когда якуты стремятся к сближению с США, а Татария налаживает связи с Турцией.


Муфтий Татарстана Камиль Самигулла и глава Комитета по делам религии Турции Мехмет Гёрмез

Теперь следует рассмотреть научно-политический вклад В.А. Тишкова. Прежде всего, он известен как сторонник гражданской нации и критик этнической нации. Также он положительно отзывается о борьбе за права человек и меньшинств, ведущуюся с 1960-х годов.

Таким образом, академик В. А. Тишков левый либерал.

Чтобы понять антинаучность представлений о том, что расы и народы являются «воображаемыми сообществами» или «социальными конструктами» следует обратиться к реальной жизни. Так, в инструкции к препарату Розувастатин Канон в разделе «Противопоказания» написано следующее:

– Особые популяции;

– Этнические группы.

При изучении фармакокинетических параметров розувастатина у пациентов, принадлежащих к разным этническим группам, отмечено увеличение системной концентрации розувастатина среди японцев и китайцев. Следует учитывать данный факт при применении препарата Розувастатин Канон у данной группы пациентов. При применении доз 10 мг и 20 мг рекомендуемая начальная доза для пациентов монголоидной расы составляет 5 мг (1/2 таблетки по 10 мг). Противопоказано применение препарата в дозе 40 мг у пациентов монголоидной расы.

Таким образом, расы и народы действительно существуют.

Сам В. А. Тишков известен своими странными высказываниями. Например этим:

«Поморы – не особый этнос, а подгруппа русских, наряду с устьинцами и камчадалами, именно в таковом качестве они и изображаются как население ряда мест на последних картах, подготовленных Институтом. Это не исключает возможности их включения в состав коренных малочисленных народов. Но при определении этих народов и отнесении к ним мы вообще склонны уходить от этнического принципа. Закон о поддержке коренных малочисленных народов распространяется только на тех, кто продолжает вести традиционный образ жизни, как только например поморы перестанут вести традиционные рыбные промыслы и переселятся в города они немедленно потеряют право на поддержку их в качестве представителей коренных малочисленных народов. Без этого никаких привилегий и статуса у них не будет. Поморы – часть населения России и не имеют никаких особых прав на участие в распределение природных ресурсов Севера».

Как видно из этого высказывания, Тишков вроде бы признаёт поморов частью русского народа и тут же отделяет в особую этническую группу. Также он страдает догматизмом, ведь левый либерализм и борьба с этническим принципом для него важнее научной истины. Результаты не заставили себя ждать.

В 2017 г. на норвежские гранты была выпущена Поморская энциклопедия, где рассказывается о поморах как особом народе, отличном от русских. Цель поморских сепаратистов-отделение от России и помощь Норвегии в борьбе за Арктику.

На внешнеполитическом фронте Тишков также отличился, заявив в 2017 г. насчёт современной Украины и украинского этнического национализма о том, что

«Я уверен, что можно все отыграть. Это даже было уже в постсоветское время – в зависимости от разных президентов. Были колебания то к России, то прочь от нее».

Кроме повторения догм о гражданской нации и констатации кризиса этой модели в Северной Америке и Западной Европе, в этом интервью досталось русским:

«Родной язык и национальность далеко не всегда совпадают. Родной язык – это основной язык знания и общения. Русский – не только родной язык русских. У нас добрая половина мордвы, марийцев, бурят, чувашей, якутов, карел, калмыков не знает даже языка своей национальности, для них родной язык – русский. У нас что, евреи только на иврите говорят, что ли? Для 99 процентов из них родной язык – русский.»

Стоит напомнить, что в принятом «Законе о родных языках» русский язык признан родным для русских.

Ещё более интересным является интервью 2016 г. с провокационным заголовком «Есть вопрос: как быть русским, чтобы они учили татарский язык?», где В. А. Тишков считает, что русские дети в Татарии должны владеть татарским языком. Видимо академик не в курсе, что именно татары имеют право на изучение и сохранение своего национального языка. А вот насильственное изучение татарского языка русскими детьми приведёт к межнациональной розни.

Наконец, предложение Тишкова ввести термин «татаро-башкиры» опасен вовсе не ассимиляцией и сокращением численности татар или башкир. На самом деле, это предложение создать из двух родственных народов единый тюркско-мусульманский суперэтнос, который в идеологическом плане будет стремиться к созданию Идель-Урала.


Предполагаемые территории сепаратистской республики

Новый тюркско-мусульманский суперэтнос будет вести свою родословную от Волжской Болгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и участников башкирских восстаний. Таким образом, это проект направленный одновременно против татар, башкир, русских и России.

Попытки заявить о двойной идентичности похоже по своей антинаучности на «гендерную теорию». Если «гендерная теория» считает пол социальным конструктом, то конструктивизм в этнополитике считает расы и этносы социальными конструктами.

Таким образом, и то, и другое антинаучно. В России Хобсбаумы, Бенедикты Андерсоны и Геллнеры должны стать синонимами лжеучёности. В юридическом смысле термин «многонациональный народ» также является абсурдом.

Что касается норм, то доклад Freedom House за 2001 г. ясно обозначил, что страны где 2/3 и населения принадлежат к одному этносу считаются мононациональными.

Если говорить про Россию, где русские составляют более 80% населения, то это мононациональная страна с полиэтническим составом населения. В России есть государствообразующий народ – русские, коренные народы, не имеющие государственности за пределами России и национальные меньшинства, у которых есть национальные государства за пределами России. А вот синоним понятия «граждане России» - политическая нация России.

Вывод из всего этого простой: нужно отказаться от «российской нации» и проводить политику, направленную на благо России, что невозможно без учёта интересов русских и коренных народов России.

Пётр Македонцев

Разработчики закона, который условно называют законом «О российской нации», с самого начала столкнулись с серьезным препятствием - отсутствием самого понятия «российская нация», которое устраивало бы всех. Теперь проблема близка к разрешению: ученые РАН разработали словарь основных понятий в области национальной политики и межнациональных отношений. Как сообщил «Известиям» академик РАН Валерий Тишков, в созданном глоссарии устанавливается приоритет понимания российской нации как политической, а не этнической общности. Также там говорится, что Российская Федерация - это национальное государство с разнообразным этническим и религиозным составом населения и региональной спецификой.

В РАН появился Научный совет по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений. Он создан в соответствии с поручениями президента для обсуждения важнейших проблем в сфере межнациональных (межэтнических) отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики.

Как сообщил «Известиям» сопредседатель совета, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН академик Валерий Тишков, 25 апреля, на первом заседании будут обсуждаться базовые категории и понятия в этой области. То есть начать решили с азов: что такое нация, этническая общность, межнациональные отношения.

Последние десятилетия любое публичное упоминание таких понятий становится поводом для ожесточенных дискуссий, которые ни к чему не приводили.

После октябрьского заседания президентского Совета по межнациональным отношениям в Астрахани, когда главе государства предложили принять закон «О российской нации», в СМИ и соцсетях долго спорили, что это такое и как это надо понимать. Дискуссии продолжились 2 марта на заседании рабочей группы по созданию концепции закона. Многих смущало в названии слово «нация», которое еще с советских времен вызывает негативные ассоциации у части общества. По словам Валерия Тишкова, члены рабочей группы пока не пришли к окончательному решению, как должен называться этот законопроект. Среди вариантов - «О российской нации» и «Об основах государственной национальной политики». Не исключено, что в окончательном варианте оба названия найдут отражение.

Валерий Тишков отметил, что надо исходить из поручения президента, которое звучит так: «Президиуму Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)».

Главное сейчас найти смысл, содержание, что положить в этот закон: ответственность и разграничение полномочий органов государственной власти; какую миссию должны нести институты гражданского общества; вопросы, связанные с утверждением российской идентичности и патриотизма; преодоление напряженности и конфликтов, которые могут представлять риски для единства российского народа. Задача - найти этим вещам правовую форму, - сказал Валерий Тишков.

Чтобы работа над законами не увязала в одних и тех же спорах о словах, ученые создали понятийный аппарат. К первому заседанию совета уже подготовлен небольшой терминологический словарь государственной национальной политики. В нем раскрываются следующие определения: автономия, в том числе этнотерриториальная и национально-культурная; ассимиляция; геноцид; групповые права; коренные (аборигенные) народы; ксенофобия; межнациональное (межэтническое) согласие; меньшинства; национализм; национальное государство; национальное самосознание (идентичность); нация; расизм; самоопределение; сепаратизм; этническая общность (этническая группа, этнос).

К примеру, национальное государство определяется в глоссарии как государство с общей, контролируемой центральной властью хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. При этом оговаривается, что понятие «национальное государство» следует отличать от понятий «моноэтническое государство» и «полиэтническое государство».

«Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой», - говорится в документе.

В статье «Нация» отмечается, что в современных науке и праве под этим понимаются два типа человеческих сообществ: совокупность граждан одного государства (политическая, или гражданская, нация) и этническая общность (этнонация).

«Члены политических наций отличаются общегражданским самосознанием, или национальной идентичностью, выражающейся в соотнесении гражданина со своей страной, что отражается прежде всего в названии ее жителей (напр., американцы, индийцы, испанцы, китайцы, мексиканцы, россияне, французы)», - говорится в словаре.

При этом ученые обращают внимание, что в России этническое понимание нации сохраняет свое влияние, что отражается в политической и научной лексике и массовом сознании.

«Часть экспертов, политиков и общественных активистов отрицают понимание российского народа как социально-политической и историко-культурной целостности в форме гражданской нации. Однако авторитетные опросы населения страны показывают, что российская идентичность («мы - россияне») стоит на первом месте среди всех других форм коллективной идентичности», - заключают авторы словаря.

Поликультурная страна всегда находится в поисках стратегии согласия разных культур и их диалога, - пояснил «Известиям» завкафедрой психологии личности психфака МГУ Александр Асмолов. - Принятие государственных решений без научного анализа, экспертной позиции по этнокультурной политике всегда может оказаться рискованным. Именно уменьшение рисков является одной из задач совета. Чтобы в обществе не было недопонимания и не возникало неправильного толкования национальной проблематики, и работают подобного рода экспертные группы.

Помимо терминологического словаря на заседании рассмотрят «Краткий вариант понятий для глоссария законодательного акта» - эти материалы должны будут использоваться при разработке законодательства. В документе, в частности, определяется, что такое «многонациональный народ Российской Федерации». С этой формулировки начинается Конституция РФ, однако вокруг нее также время от времени возникают жаркие дискуссии.

Глоссарий определяет многонациональный народ РФ как «общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации».

Российская нация, согласно глоссарию, - это гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности.

Кроме того, глоссарий дает три значения слова «народ»: это согражданство (российский народ, россияне), этническая общность (национальность), «в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации», либо вообще любое скопление людей.

Краткий вариант понятий для глоссария законодательного акта

Государственная национальная политика (государственная политика в сфере межэтнических отношений) - система целенаправленных действий органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества по обеспечению конституционных прав народов и граждан Российской Федерации на этнокультурное развитие, обеспечение гармонизации межнациональных отношений и укрепление на этой основе единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)

Гражданская идентичность - отождествление себя с гражданами страны, государственно-территориальным пространством, представление о государстве, обществе, стране, образ «мы» и чувство общности, солидарности, ответственности за дела в стране.

Многонациональный народ Российской Федерации - общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации.

Межэтнические отношения - совокупность политических, социально-экономических, культурно-языковых и иных отношений между людьми разной этнической принадлежности в деловой, общественной и иных сферах общения.

Российская нация - гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью.

Этническая общность (группа) - сложившаяся на основе общей культуры и языка, компактно или дисперсно расселенная на территории Российской Федерации общность людей, члены которой обладаю общим самосознанием.

Национальная (этническая) принадлежность - отнесение индивидом самого себя к определенной этнической общности на основе свободного волеизъявления.

Народ - 1. Как согражданство (российский народ, россияне), 2. Как этническая общность (национальность), в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации, 3. Как любое скопление людей.

Президент Путин сделал важное заявление: «Что точно совершенно можно и нужно реализовывать — это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать — это закон о российской нации ». Эта актуальнейшая задача требует вернуть в общественное сознание некоторые исторические константы , которые погребены пеленой мифов и ложных идеологем.

Русский народ-государствообразователь – создатель российской государственности. «Даже те государства, которые в своём окончательном виде состоят из многих племен и народностей, возникли в результате государственной деятельности одного народа, который являлся в этом смысле “господствующим”, или державным. Можно идти как угодно далеко в признании политического равенства разных наций, их исторической равноценности в государстве это всё равно не установит. В этом смысле Россия, конечно, остаётся и останется русским государством при всей многоплемённости даже при проведении самого широкого национального равноправия» (прот. Сергий Булгаков).

Русское государство является формой исторического бытия русского народа, условием сохранения национального языка, культуры, образования, общенационального экономического и социального уклада. Поэтому протоиерей Сергий Булгаков мог сказать: «Русское государство дорого мне не как государство или известная определённая форма правового порядка вообще (мы знаем, как велики его несовершенства в этом отношении), но как русское государство, в котором моя народность имеет свой собственный дом» . Разрушение Российского государства, помимо всего прочего, угрожает существованию русского народа, равно как и российская государственность не возродится без творческого исторического действия русских. Русский человек во имя самосохранения призван проявить твердую государственную волю , русский народ должен осознать себя субъектом государствообразования . Тысячелетняя история доказывает, что русские национальные интересы соответствуют жизненным интересам всех народов России. Только волевое государствование – политическая самоорганизация русского большинства населения страны в борьбе за свои фундаментальные жизненные интересы – способно вовлечь её народы в дело воссоздания общенационального российского дома.

При коммунистическом режиме наибольшим репрессиям подвергся русский народ. Была разрушена русская деревня – основа национальной жизни. С разрушением Православия была протравлена душа народа, искажено традиционное мировоззрение. Основные тяготы коллективизации и индустриализации пали на русский народ. Русские люди понесли наибольшие потери во время Отечественной войны. Русские выполняли основные работы при восстановлении послевоенной экономики и создании ракетно-ядерного щита страны. Как и в предшествующие века, русский народ нёс на себе основное бремя государственного строительства, помимо этого, при коммунистическом режиме русский народ подвергся геноциду.

Оздоровление русского национального сознания блокируют не только враждебные или конкурирующие политические силы, но и внутренние болезни – расхожие иллюзии и фикции. Одна из них – панславизм . Бесспорна историческая роль культурного и религиозного славянского единства. Но всякий раз, когда эта идея славянского единения обретала политические формы, они не приносили ничего либо приносили бедствия России.

Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя, 1883 г.

Художник - В. Смирнов.

К 1877 году идеи панславизма господствовали в русской элите и в обществе. Россия, взявшая на себя роль защитника всех славян, вступила в войну с Османской империей во имя освобождения братьев славян . В результате победы русского оружия славянские страны были освобождены от турецкого владычества, восстановилась государственность Болгарии, были освобождения и увеличили территории Сербия и Черногория. Но на Берлинском конгрессе славянские государства поддержали не освободительницу Россию, а европейские страны.

Россия, не имея столкновения геополитических интересов с Германией и Австро-Венгрией, ради защиты славянской Сербии вступила в первую мировую войну, которая закончилась национальной катастрофой.

Для оправдания Беловежского государственного переворота в декабре 1991 года был запущен миф о «единстве славянских народов» . С тех пор нам внушают, что Российская Федерация, Украина и Белоруссия населены «славянскими народами» . Авторы этого мифа сознавали мощные центростремительные силы раздираемых частей русского народа, поэтому прикрывали разрушение страны демагогией о «славянском единстве» . С нелегкой руки «реформаторов» призрак «мы – славяне» и сегодня бродит по России. Утопия, порождённая политической конъюнктурой, может привиться в истории, что неизбежно отзовётся новыми катастрофами.

До 1917 года русские, украинцы и белорусы были народностями русского народа, говорящими на великорусском, малорусском и белорусском наречиях русского языка: «Русский язык – это совокупность тех говоров, поднаречий и наречий, на которых говорит русский народ, то есть известные племена и народности, объединённые общностью нравов, верований, преданий и самого языка» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). В русском этносе, состоящем из множества народностей, основными народностями являются: великоросская (среднерусская), малоросская (украинская), белорусская. Поэтому вредоносным мифом являются утверждения о «братских» славянских народах – русском, украинском и белорусском.

Когда Малороссию и Белую Россию захватывали другие государства, они неизменно возвращались в лоно единой России. Ибо «народ, говорящий языком, коего отдельные наречия и говоры столь близки между собою, что в практической жизни – общественной, торговой, политической – не представляют затруднения к взаимному пониманию, должен составлять и одно политическое целое. Так, народ русский, несмотря на различия в наречиях – великорусском, малорусском и белорусском, или немецкий, несмотря на более сильное различие в наречиях верхне- и нижненемецком, должны составлять самостоятельные однородные политические целые, называемые государствами» (Н.Я. Данилевский). Поэтому истории не известны ни великоросская, ни украинская, ни белорусская нации, ни «суверенные» великоросское, украинское и белорусское государства. Из чего следует историческая предопределённость русских жить в едином государстве.

Очевидно, что и в советский период, при глобальных социальных и экономических потрясениях, не произошло ничего, что превращало бы великоросскую, малорусскую и белорусскую народности в отдельные самостоятельные народы. Хотя идеологизированный политический язык содержал такие понятия, как «белорусский народ», «украинский народ». Иначе говоря, до 1991 года в истории нет свидетельств распада русского народа. Земли Западной Руси завоевывались или отъединялись насильственно, и при появлении исторических возможностей возвращались в лоно русской государственности.

Помимо этнически русских к русскому народу относятся множество национальностей России. Ибо русские – это суперэтснос , многонациональный народ, включающий множество этносов – народов и народностей. Русские – все, кто говорит и думает по-русски, считает себя русским, независимо от этнического происхождения . Поэтому русский татарин, русский башкир, русский еврей, русский немец, русский туркмен… – органичная форма национальной самоидентификации в предреволюционной России, таковой историей завещано и новой России. За пределами России до сих пор всех нас так и величают – русские , и мы, наконец, должны вернуть свое национальное именование. Когда мы обращаемся к полякам или сербам, мы можем говорить: мы с вами славяне . Но когда мы говорим о себе, идентифицируем себя – выделяемся как народ из других, то должно говорить: мы русские , а не славяне или россияне , а тем более русскоязычные . Те народности и граждане, кто в России не идентифицирует себя русскими, единятся вместе с русским народом в российской нации.


Народ – это органичное единство исторической судьбы. Как всякий организм, народ имеет душу, национальный менталитет и характер, который во многом определяет его исторические формы. Народ с отсеченными частями – искалечен. Сопротивляясь разрушениям, национальный организм может восстановить основные жизненные функции, не сопротивляясь – может окончательно деградировать. Расчленённый русский народ по всем законам духа и природы стремится восстановить своё органичное единство. К этому призывают не только разорванная экономика, не только разъединённые семьи, не только лавина неразрешимых проблем, но прежде всего душа нации . Эта тонкая материя (выражающаяся в инстинкте национального единства, национальном самосознании и воле) невидимыми токами действует в нашей жизни. Одни политики пытаются подавить основной жизненный интерес народа, сжимая пружину национального сопротивления. Другие эксплуатируют духовную волну реинтеграции, выигрывая выборы и референдумы, раздавая «объединительные» посулы.

Отстаивание русских национальных интересов не умаляет других российских народов. Русских в Российской Федерации более 85%. Русский народ создавал многонациональное российское государство. От волеизъявления русского большинства страны зависит судьба шестой части суши и всех народов, на ней проживающих. Русский вопрос сегодня – это вопрос жизни или смерти России. В этом смысле действительно «Россия для русских» . Как и всякое государство построено – не для иностранцев же. Притом, что в России всегда другие коренные народы, и даже те из них, кто не считал себя русским, имели и имеют не меньшие права, чем русские, а к иностранцам русские относились и относятся гостеприимней, чем к нам на Западе. И сейчас националистических эксцессов в России меньше, чем в Европе.

Самосохраниться для русских означает с достоинством осознать себя государствообразующим народом, игнорируя русофобские выпады и не поддаваясь ксенофобской истерии. Открыто формулировать свои основные жизненные интересы и бороться за то, чтобы власть: признала статус расчленённого русского народа ; признала дальнейшие попытки развала преступлением против великого народа и великой культуры; признала объективную реальность – территории дореволюционной России или бывшего СССР, населённые русским большинством, неизменно тяготеют к восстановлению государственного единства, ибо государство есть форма самосохранения русского народа.


В девяностые годы прошлого века этот органичный процесс одни политики старались не замечать, другие с ним боролись – при слове «русский» не упускали возможности припечатать: экстремизм , если же речь заходила о национальном самосознании русских, то это уже фашизм . Радикальная либеральная интеллигенция не упускала возможностей заклинать: патриотизм – это последнее прибежище для негодяев . Напротив, экстремизм (крайние взгляды и действия) – это когда кромсают живое тело нации с таким видом, будто облагодетельствовали его, возмущаясь ожесточённой реакцией сопротивления. Бедственность происходящего требовала суровых слов и сильных выражений, а не заклинаний типа «не мешайте работать» , так как очередной раз грядет «стабилизация». Но политики, умерщвляющие нацию, знали, что творили, поэтому, с одной стороны, пестовали фашиствующие организации, чтобы интеллигенция в испуге от «русского фашизма» вновь припала к дряхлеющей власти, с другой – плодили «ряженых» патриотов, которые в нужный момент прогорлапанят власти: Любо!

Национальная государственная самозащита – не экстремизм, а наш исторический долг перед небом и землей, перед предками и потомками. Средства должны соответствовать достоинству и задачам возрождения великого народа. Каждая нация может и должна контролировать ту территорию, на которой она составляет большинство. Для того чтобы государственно воссоединились русские земли, не требуется ни войн, ни блокад, ни шовинистической истерии. Исторический пример – ФРГ, не признававшая ГДР, но и не штурмовавшая Берлинскую стену. Правительство Федеративной Республики Германии открыто добивалось воссоединения немецкого народа мирными средствами – и преуспело в этом. Когда в России на высшем государственном уровне будет сформулирована политика воссоединения русского народа , её трудно будет упрекнуть в экстремизме.

Территории с русским большинством – Российская Федерация, Белоруссия, Украина (за исключением Галиции – нескольких западных областей, исторически, культурно, религиозно давно ориентированных на Запад), Южная Сибирь (ныне называемая Северным Казахстаном) – и до сего дня тяготеют к тем или иным формам воссоединения. Задача национальных лидеров – создать условия для исторического волеизъявления народа, разорванного на части. Политики должны учитывать современные сложные реалии, но в свете стратегической цели национального воссоединения . Это откроет долгий, многотрудный, но реальный путь: поддержка десятков миллионов соотечественников, лишённых родины, переселение русских из территорий, окончательно ушедших из России, экономическое сближение, размывание таможенных и иных барьеров, соединение интересов безопасности и обороны, конфедеративные союзы, а когда-то и референдумы спорных территорий... Ко всему этому следует относиться не как к обременительной помощи чужим, а как к программе национального самоспасения . Важно не поддаться сладкоголосому пению политических сирен о том, что свершившееся исторически необратимо, что «народы – независимые», а «государства – суверенные» . Если же отдадимся антинациональному гипнозу, то в недалёком будущем услышим от тех же аналитиков, что Московское, Сибирское, а может быть, и Тверское государства тоже «суверенные» и должны жить в дружбе, поскольку населены «славянскими народами»…


Исторический опыт русского народа, строившего не моноэтническое, а многонациональное государство, диктует сегодня отвергнуть химеры типа «русской республики» (стремления вырезать на теле Российской Федерации зоны с чисто русским населением) или «принципа национально-пропорционального представительства» . Никогда русский народ в своём государственном строительстве не руководствовался этническими «принципами». Это очередные привнесения извне – «национально-пропорциональное представительство» – пытались реализовать в Южно-Африканской Республике. Попытки внедрения новых шовинистических утопий приведут к кровавой междоусобице и гибели русского народа. Необходимо единить русские земли, бережно сохраняя национальную самобытность всех российских народов.

Русский народ – российская нация. Нация – это сверхэтническая общность . До нации дорастают народы, созидающие собственную государственность. Суверенная государственность защищает и укрепляет нацию. Но нация может существовать какое-то время и без собственной государственности либо иметь расчленённую государственность. Ибо собственно «нация – это духовное единство, создаваемое и поддерживаемое общностью духа , культуры, духовного содержания, завещанного прошлым, живого в настоящем и в нём творимого будущего» (П.Б. Струве). Нация – это не только совокупность всех граждан определённого государства. Нация – это общность исторической судьбы народов, не навязанная исторической случайностью, роком или фатумом, а созидаемая волевым усилием национального духа , выраженного в национальной идее . «Нация – это сообщество, объединённое надэтнической культурой, творческим поиском идеи совместного существования и стремлением к суверенной государственности» (А. Кольев).

Русский народ является стержнем российской нации , конституирующим вокруг себя исторический, культурный, политический союз народов России . Российская нация складывается на основе русской культуры потому, что она имеет сильнейшую соборную доминанту , выражающуюся, в частности, в редкостной культурной открытости и бытовой уживчивости русского человека. Поэтому российские граждане различных народов общаются на русском языке, что не умаляет, а возвышает их этническое достоинство. Идентифицируя себя с российской государственностью, мы можем называть себя гражданами России. Идентифицируя же себя с российской нацией, мы называем себя русскими. Поэтому адекватным обращением ко всем нам будет не «россияне», а «граждане России», «соотечественники», «русские люди».


Хотим мы этого или не хотим, сознаём или нет, но все народы России трагической историей сплавлены в единую нацию, ибо живут единой духовной традицией и единством исторической судьбы. Нас объединяет многовековой опыт созидания единой культуры, цивилизации и государственности, опыт противостояния бесчеловечному режиму, опыт совместного страдания, изживания идеологии ненависти и разрушения. Невозможно созидательно решать наши проблемы независимо друг от друга. Нас освободит только совместная борьба с поработителями нашего духа. Российская нация сохранится в качестве соборного субъекта социального и политического действия только в том случае, если возродит собственное государственное тело.

Российская нация – это духовно-политический собор народов России , основой которого является русский многонациональный (многоэтнический) народ . Полноценная нация – это сообщество свободных и ответственных граждан, которое основано на духовно-нравственных принципах, на обеспечении безопасности, защите жизненных интересов и собственности всех граждан страны, вне зависимости от национальных, религиозных, политических различий. Русский народ сплачивает российскую нацию и конституирует Российскую державу. Только Российская держава позволит выжить всем народам России перед лицом грядущего жесточайшего передела мировых ресурсов.

Только Российское государство способно сохранить в истории каждый народ России, способно защитить традиционный российский жизненный уклад, культуру и цивилизацию, а значит – сохранить все российские элиты. Российское государство способно восстановиться только при возрождении государствообразующего народа. Русский народ строил государство для всех народов России, он всегда отличался веротерпимостью и отсутствием агрессивного национализма. Поэтому жизненный интерес каждого народа России и всех её элит – общероссийских и региональных – в национальном возрождении русского народа . «Русский народ – это основатель и стержень российской государственности. Другие народы… вошли в русский проект , причём вошли осознанно в русское православное царство… И пока стержневая роль русских не подверглась сомнению, тогда и цвели на этом древе все другие народы, которые осознанно связали с русским народом свою судьбу и сохранили ему верность. И это не означает никакой межнациональной розни, наоборот. Выживет русский народ, сохранит он себя как преемственный субъект истории и культуры, тогда и расцветут на этом древе все другие народы» (Н.А. Нарочницкая).

Как-то весной 1992 года я летел в Брюссель на очередную международную конференцию. В ВИП зале аэропорта Шереметьева подошёл молодой человек: «С вами хочет поговорить министр иностранных дел Беларуси» . Молодой ухоженный министр радушно обратился ко мне: «Виктор Владимирович, мы знаем, что вы этнически чистый белорус, мы внимательно следим за вашей политической деятельностью, может быть ваш опыт понадобиться вашей родине. Вы не только политик, но и опытный аналитик, скажите, как будут развиваться отношения наших стран дальше?» . На этнически чистый я ответил то, что думал: «Мы единый народ. Расчленённый русский народ рано или поздно восстановит своё единство. От нас, политиков, зависит только – раньше или позже, с большими или меньшими жертвами» . Министр оторопело: «Ну нас теперь только танками соединишь» . На что я выдал своё заключение: «Вас – может быть и танками, а народ сам воссоединится» .

Виктор АКСЮЧИЦ


Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани поддержал предложение о создании закона о российской нации. ​Эксперты в республиках Поволжья дали свою оценку этой инициативе и возможным путям реализации закона.

ВИТАЛИЙ СТАНЬЯЛ, председатель Центрального совета чувашских старейшин, Чебоксары:

– Наверное, под "российской нацией" приходится понимать гражданскую и политическую общность всех народов страны, многочисленных мигрантов и представителей зарубежных стран, проживающих в Российской Федерации. Тогда коренные этнические сообщества (татары, башкиры, чуваши и другие) лишаются определения "нация": не может же "главная" нация признавать рядом с собой какие-то мелкие нации...

Русификаторы всех рангов и достоинств веками бились со своими инородцами, натворили много горя и несправедливостей, но уничтожить многонародность империи не смогли

Мне думается, что в России трудно будет искусственно создавать капиталистическую, так называемую (по Э. Смиту) аристократическую нацию, потому что в нашей многонациональной стране все-таки корни гражданской общности лежат в этнических, народных структурах. Шовинисты и русификаторы всех рангов и достоинств веками бились со своими инородцами, натворили много горя и несправедливостей, но уничтожить многонародность империи не смогли. Может, теперь, когда страну наводнили миллионы мигрантов, державной Москве удастся малочисленные нации и народы уложить на лопатки заодно с приезжими горемычными гастарбайтерами.

Еще в 2012 году, размышляя о статье В.В. Путина "Россия: национальный вопрос", многие из нас в своих статьях по проблемам российской гражданственности, защищая ценности наций, народов, национальностей, этнических общностей, предлагали московским политологам термин "меганация" для обозначения общероссийской нации. Каков же был ответ? Обозвали невежами!

Столица не умела и не умеет слышать чаяния работящих народов

Так что рассуждать по поводу "Закона о российской нации" в каких-то Шубашкарах, Ишкарах или Йошкарах бессмысленно. Москва – барин, и будет так, как она сказала. Столица не умела и не умеет слышать чаяния работящих народов. Только при великой нужде она вспоминала о поволжских инородцах, а в остальное время пеклась лишь о покорении и управлении ими. Поэтому, видимо, предложенный вариант "О Российской нации и управлении межэтническими отношениями" для меня звучит грубее, чем доклады и выступления Сталина столетней давности.

Вариант "О Российской нации и управлении межэтническими отношениями" для меня звучит грубее, чем доклады и выступления Сталина столетней давности

В материалах об Астраханской встречи Президента В.В. Путина четкости в понятиях о нациях и национальностях мне не удалось уловить. Президент говорит о «ключевой роли общественного, духовного единства нашего народа», о сохранении и защите "культуры, традиций, языков народов России", но госсоветники пишут не о народах, не о взаимности национального самосознания с российской гражданственностью, а об этносах и мигрантах, о неуверенности четверти россиян в пользе многонациональности, об угрозе межнациональных конфликтов. Местные госчиновники вовсю травят неподвластные им общественные объединения, тут же чебоксарские церковники продолжают непримиримую войну с чувашской древнейшей этнорелигией...

Иногда мне кажется (наверное, оттого, что живу среди тихого и терпеливого народа), что нас нарочно будоражат по национальному вопросу и не совсем по адресу ищут среди коренных поволжских наций и народов причины бед с мигрантами, террористами, коррупционерами. Как говорят аксакалы, "Утне çитмен – туртине" (Не доставший коня лупит по оглоблям).

СТАНИСЛАВ ШКЕЛЬ, политолог, доктор политических наук, Уфа:

– Концепт российской идентичности, концепт российской гражданской, политической нации, без каких-то этнических характеристик – это единственный бесконфликтный концепт, который способен создать условия для сосуществования разных этнических групп в России и в целом консолидировать российское общество. Тем более, что, по сути, этот концепт уже стал реальностью – социологические данные говорят о том, что, если в начале 1990-х лишь меньшинство жителей РФ идентифицировало себя в качестве членов российской нации, граждан РФ, то с 2011 года, по данным социологов РАН, не менее 70 процентов жителей России идентифицируют себя таким образом. На мой взгляд, это работающая модель всех цивилизованных стран.

Такие тонкие материи, как национальные идентичности, не создаются законами

Закон еще не написан, его трудно обсуждать, но мне кажется, он ни на что не повлияет. Такие тонкие материи, как национальные идентичности, не создаются законами. Столь долговременные феномены создаются больше цепью позитивных событий, которые консолидируют людей, делают причастными их к общему делу. Например, это политические выборы или референдумы, когда люди совместно принимают решения о судьбе своей страны. Разумеется, выборы должны быть свободными и честными, только в таком случае они создают чувство причастности к общему делу. В ином случае они порождают лишь апатию, разочарование или протестную мобилизацию. Не меньшую роль играют общие успехи страны в науке, технологиях, спорте – вот это все рождает гордость за страну, формирует нацию.

Политизация этничности представляет собой дорогу к сепаратизму

Альтернатива модели единой гражданской нации – это политизация этничности, что представляет собой дорогу к сепаратизму. Надо здесь понимать, что концепт российской гражданской нации вовсе не исключает этнической идентификации. Если соблюдать разумный паритет, давать всему этническому многообразию развиваться и интегрировать его на основе вот этого зонтичного концепта общегражданской внеэтнической политической нации, то с ней этнические концепты вполне могут сосуществовать.

От рудиментов "республиканских суверенитетов" 1990-х надо избавляться – они, кроме этнического авторитаризма и угрозы сепаратизма, ничего не дали и не дадут России

В рамках Советского Союза был проведен первый опыт формирования общегражданской, советской идентичности. Эта советская идентичность была очень мощная и до сих пор многие люди испытывают ностальгию. Поэтому я не считаю, что этот опыт был неудачен, скорее наоборот. Другое дело, что СССР был в национальной политике весьма непоследователен – наряду с формированием советского проекта, вполне успешного, коммунисты также вполне успешно развивали политику "коренизации" народностей, по сути, стимулировали развитие этничности. И эти противоречивые процессы, в конце концов, взорвали Советский союз изнутри. Нам нельзя повторять ошибки СССР и политизировать этничности. Тем более, что в нынешнее законодательство перекочевали эти ошибки и болезни из советского наследия. Само по себе понятие "многонациональный народ Российской Федерации", как говорится в преамбуле Конституции РФ, на мой взгляд, уже абсолютно не соответствует реалиям и необходимости формирования единой российской гражданской нации. От рудиментов "республиканских суверенитетов" 1990-х надо избавляться – они, кроме этнического авторитаризма и угрозы сепаратизма, ничего не дали и не дадут России.

ИЛЬДАР ГАБДРАФИКОВ, региональный координатор и эксперт Международной Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, кандидат исторических наук, Уфа:

– Формирование российской гражданской нации – правильная идея, но ведь не принятием законов осуществляются такие вещи. Тут должно работать сознание принадлежности к единому государству граждан нашей многонациональной, поликонфессиональной страны. Основа для этого есть - мы все имеем российские паспорта, мы все пользуемся благами этой страны, несем какие-то обязанности, гордимся успехами страны, переживаем за какие-то ее просчеты. Разумеется, этого недостаточно - чтобы создать крепкую российскую нацию нужны институты гражданского общества, нужен прозрачные, честные, справедливые выборы. Нужна развитая инфраструктура, хорошие коммуникации везде, от Калининграда до Владивостока. Нужно, чтобы гражданин России везде, на всей территории страны мог чувствовать себя безопасно, уютно и комфортно. Но не думаю, что все это нужно закреплять каким-то новым законом.

Нужно, чтобы гражданин России везде, на всей территории страны мог чувствовать себя безопасно, уютно и комфортно

Кроме того, есть уже действующие акты – есть закон о национально-культурных автономиях, есть Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, есть Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России". Их, по-моему, достаточно. Если и нужен какой-то рамочный закон, то разве что декларативный.

Житель России вполне может ощущать и гражданином Российской Федерации, и оставаться при этом русским, татарином или башкиром

Полагаю, что, в принципе, российская гражданская нация уже сформировалась в сознании многих людей. Нужно просто людям объяснять, что это такое. Известно, что в национальных республиках есть противники этого понятия – они утверждают, что оно несет в себе угрозу этничности. Что Россия, принимая такие законы, стремится нивелировать все национальное разнообразие и, в конечном счете, ликвидировать национально-территориальные образования. Думаю, что их опасения напрасны – одно вполне может дополнять другое. Ведь человек – это носитель множества идентичностей и житель России вполне может ощущать и гражданином Российской Федерации, и оставаться при этом русским, татарином или башкиром.

Замечу также, что вообще этнических федераций в мире очень мало. Была Югославия – она распалась. Была Грузия – но Абхазия и Южная Осетия вышли из ее состава. Есть отдельные национально-территориальные образования в составе Узбекистана, Китая. Но такого разветвленного этнического федерализма, как в России, нет нигде. Большинство стран предпочитает в качестве модели территориальный федерализм.

ВАЛИАХМЕТ БАДРЕТДИНОВ, руководитель Межрегиональной общественной организации "Союз башкирских общественных объединений "Аркадаш", Уфа:

Башкирская общественность, интеллигенция будет против его принятия

– Идея создания такого закона проталкивается уже много лет такими учеными из Института этнологии и антропологии, возглавляемым Валерием Тишковым. Они идут по ложному пути, по которому уже шли в Советском Союзе, конструируя общность "советский народ". Тогда поборники этого пути выступали за постепенное сокращение использования национальных языков, предполагая все заменить одним русским языком, пропагандируя "слияние наций". Да и в современной России уже не раз предпринимались попытки ликвидировать школы с преподаванием на национальных языках. Невозможно такие общности как нация создать законами, указами или директивами. Общенациональное единство появляется не сразу, а в течение долгого времени, на основе совместной жизненной практики.

Согласно указу президента РФ о стратегии национальной политики, её главной целью является "упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации )".

Формулировка "многонациональный народ" встречается и в преамбуле Конституции РФ, однако там не даётся расшифровки, что означает это понятие. В то же время в конституциях других стран подобные термины строго определены.

Известно, что авторы Конституции РФ намеревались ввести в текст и понятие "российская нация", но эти попытки не увенчались успехом. Между тем этот термин, встречающийся в указе президента, требует к себе внимания на самом высоком уровне - законодательном.

"Российская нация" - это термин не гражданско-политический, а этнический. Собственно, это должно быть зафиксировано на конституционном уровне. Однако мы не можем сразу предложить внести изменения в текст Конституции РФ. Необходим промежуточный шаг в виде федерального закона, который бы предоставил чёткие юридические пояснения того, что такое "российская нация".

Я как глава экспертной группы предложил не просто закон "О российской нации", а закон, который бы соответствовал задачам, поставленным в президентском указе. Название закона: "О российской нации и управлении межнациональными (межэтническими) отношениями".

Крайне важно, чтобы в нём фигурировало понятие "этнос", не позволяющее оторвать российскую нацию как гражданскую от нации этнической. Таким образом мы замыкаем единство гражданско-политической и этнической наций.

Это позволит нам выйти на уровень европейского правового поля, где нация чётко определяется как гражданская, но в то же время это позволяет нам сохранить и разнообразие межэтнических отношений, которые являются неотъемлемой частью Российской Федерации.

Впрочем, идея данного закона родилась не сегодня. Подобные предложения возникали и ранее, но они были, что называется, вокруг да около. Поскольку как раз определяли нацию не через двуединство гражданского и этнического и не давали жёсткого нормативного определения понятия "российская нация". Ведь это термин, который, кроме как в тексте президентского указа, нигде не фигурирует на официальном уровне. Да и там он заключён в скобки как примечание. Однако если подробнее ознакомиться с публичными выступлениями президента и его статьями, то становится понятно, что этот вопрос для него крайне важен.

Нужно понимать, что решение подобной задачи - это не элементарная арифметика. Речь идёт о решении сложнейшего вопроса. Однако уже сейчас можно сказать, что на основании существующих наработок можно дать строгое юридическое определение понятию "российская нация".

Без пояснений тут не обойтись.

Российский народ - понятие политическое, а не этническое. Это, грубо говоря, все мы: и татары, и евреи, и русские, и ингуши, и чеченцы и т.д. Это мы, российский народ.

Русский же народ или русская нация - это уже этническое понятие. Однако исторически понятие "русский народ" являлось полиэтническим: это и русские, и украинцы, и белорусы. В царское время, к примеру, это множество делилось на великороссов, малороссов, белорусов, а "русский" было определением исключительно гражданским.

Позже деление было убрано по понятным причинам, однако уже при Ельцине оживились дискуссии о необходимости восстановления понятия "великоросс". С этим, конечно, большинство не согласилось, а "русский" вошло в чистый "этнос". Так, украинцы себя русскими уже не называют.

Любопытно, но на украинский язык "русский" переводится как "россиянин". Но в действительности россиянин и русский - понятия не тождественные. Это сложно принять жителям наших многочисленных республик. Так, нам было крайне сложно ввести в Стратегию понятие "российская нация".

Например, якуты категорически отказывались принять её по этой самой причине. Мы выезжали, беседовали, пытаясь достигнуть консенсуса. И сейчас, при принятии нового закона, таких обсуждений, конечно, не избежать. Работа с республиками предстоит очень серьёзная, но я думаю, что понимание будет найдено.

Пресса уже пишет, что президент одобрил наш закон, но это не совсем так. О сроках говорить пока рано. Состоялся Совет при президенте, по итогам которого мы ожидаем прямого поручения от Владимира Путина через несколько дней. И уже после этого будет составляться экспертная группа, которая начнёт работу в этом направлении. Группу возглавлю я.

Далее всё стандартно: подготовка законопроекта, его принятие в Госдуме, Совете Федерации и подписание лично президентом. Если закон будет успешно принят, за ним могут последовать и соответствующие изменения в Конституции. Ведь формулировку "многонациональный народ" необходимо уточнить: за ней стоит этнический народ Российской Федерации, множество этносов, а не гражданская нация.

Почему это важно?

Официально считается, что в России нет государственной идеологии, но в действительности без идеологии государство не может жить. У каждой политической партии как части государства есть своя идеология, у президента - тоже есть определённые идеологические ориентиры.

Вопрос в другом. Государственную идеологию нельзя делать обязательной. А само же государство неминуемо должно идти по определённой идеологической стезе. И люди, которые придут на смену нынешней власти, смогут изменить парадигму этой идеологии.

Поэтому наш закон имеет целевую установку, как в США, которые создали государство именно через целеполагание, или даже СССР, который видел своей целью достижение коммунизма. А какую цель ставит перед собой современная Россия? Какова цель многонационального народа? Он просто живёт?

Цель нашего законопроекта - русская нация и её объединение.

Лермонтов - великий русский поэт, но уберите из его творчества "Мцыри", "Героя нашего времени" и "Демона". Всё, Лермонтова нет. А почему? Да потому что нет Кавказа в его творчестве. Я думаю, в этом примере понятие "русская" или "российская нация" раскрывается полностью.