Брейк данс история. История брейк-данса

Что такое "брейк": модный танец или стиль жизни? Попробуем разобраться в этой статье.

История брейка

В середине 70-х прошлого столетия на улицы американских городов выходит модное движение Break Dance. Вначале это просто развлечение для молодежи из небогатых кварталов, своего рода состязание, когда нужно поразить оппонента оригинальностью и элементами акробатики. Говорят, тогда устраивались своего рода баттлы (battles) и выигрывал тот, чьи движения отличались оригинальностью, и никто не мог их повторить.

Совсем скоро "брейк-данс" распространится по всему миру и станет частью танцевальной культуры, завоевав сердца миллионов. В переводе с английского “break” - это ломать, получается «ломаный танец». На сленге “брейк” - это значит сумасшедший, что очень точно передает суть этого танца, ведь его движения не спутать ни с чем. С легкой руки диджея Kool Herc сам танец стали называть B-boying, а танцоров B-boys и B-girls - танцорами ломаного бита. Да, да, среди поклонников этого танца было и есть немало девчонок. И пусть он считается сложнее других так как требует отличной физической подготовки, би-гелс не уступают парням. Первоначально в танце использовались элементы вращения на земле (Get on the Good Foot). А 1977 г. группа из Бронкса Rock Steady Crew отредактировала танец, добавив много акробатических движений и пластики.

Основные направления

Условно "брейк" танцы разделяют на два направления:

  • нижний "брейк" (style, power moves и power tricks) состоит из сложных акробатических трюков, требующих хорошей физической подготовки;
  • верхний "брейк" - это свободный стиль танцевальных движений и много импровизации.

Каждый из них имеет ряд характерных отличий. В нижнем, в основном, используются акробатические связки и силовые трюки, преимущественно на полу.

Верхний "брейк" нереально пластичный, это уникальные, с точки зрения физики, перемещения в пространстве, невероятное владение собственным телом, это просто удивление и восторг. Но и это еще не все. Он делится еще на 5 стилей: "электрик-буги", "кинг-тат", "робот", "локинг" и "попс". А эти пять можно разделить еще на две группы: уличный и сценический. «Стрит дэнс», уличные виды танца, «локинг» и «попс», более живые, в них меньше правил, больше импровизации. Остальные три - это уже сценические "брейк" танцы, для каждого из которых характерны свои основные элементы.

Немного о стилях

"Электрик буги" (Electric Boogie) - это в основном волны, "вэйвы": ломаные, трясущиеся, дискретные, переходящие одна в другую. Важный элемент для волн телом (body wave) - "глайдинг" или скольжение над полом, как на коньках или по кругу, как циркуль. "Эксплоужен" - взрывы, переносящие туловище вперед, назад, из стороны в сторону, из одной точки. "Снэп" (щелчок "брейк") - это подпрыгивания из одной сферы в другую всем телом, из одного настроения в следующее. "Твист оф флекс" - гибкий поворот вокруг своей оси сверху вниз и наоборот. Такое впечатление, что танцор зависает в воздухе, движется в вязкой массе.

"Кинг тат" напоминает ушу. Здесь повсюду прямые углы, прямые кисти рук плюс мягкие движения змеи и волны. Иногда его считают «танцем фараонов».

"Робот брейк" - это очень жесткий стиль. Это вибрация, тряска, статика. Одним из родоначальников данного стиля считают Эдди Эддисона, основные элементы "брейкинга" изложившего в фильме «Брейкит». По его версии, робот движется с прямыми вытянутыми руками, ногами, корпусом, с широко раскрытой грудью. Чуть позже этот стиль видоизменяется, вносятся элементы плавности и легкости. Как пример, робот Майкла Джексона с его лунной походкой.Создается впечатление, что он передвигается не по твердой почве, а в условиях лунной гравитации или движется в чем-то вязком.

В этом стиле есть и подстили: "кибер-робот", "био-робот", "робот-домкрат", "пластиковый человек", "робот-марионетка", и др. Если это "брейк данс" для детей, здесь очень важно передать походку, характер. Так, робот-домкрат жесткий, био-робот намного мягче, робот-полицейский - немного агрессии. Походки у всех разные: с фиксациями, залипающая, походка через вспышку, примагничивающаяся, плавная, Есть такие, когда двигаешься вперед, а идешь назад, с мелкой трясучкой, как от ударов током, с поднятием руками ног и др. Современные Би-бои объединяют "брейк" танцы нескольких стилей, что позволяет сделать выступление намного интересней.

Музыка в стиле хип-хоп

Развитие "брейк данса" тесно связано с электронной музыкой. С тех пор многое изменилось, но стиль остается прежним. "Брейк данс" относится к хип-хоп культуре, поэтому требует музыкального сопровождения в стиле фанк, рэп, соул. Одно из негласных правил "брейк-данса": никогда не танцуй, если не играет хип-хоп!

Что необходимо знать новичку

Приступая к занятиям, важно знать, что этот вид танцев очень травматичен. Ведь он содержит сложные связки и акробатические элементы.


Особенно "брейк" для начинающих - без специальной физической подготовки его не освоить. Здесь нужна выносливость, умение правильно дышать и владеть собственным телом, умение правильно распределять нагрузки.

Спорт для Би-боев

Перед тем, как попробовать или сальто, важно укрепить все группы мышц. Начинать нужно со спортивных занятий: подкачать пресс, заняться бегом и прыжками. Не исключение и "брейк данс" для детей. Хорошо, если это не только занятия в тренажерном зале, но и ежедневные занятия дома: бег, прыжки, подтягивания, отжимания, приседания, растяжка, пресс. Ведь без ежедневных тренировок вероятность получения травм только возрастает.

И только через несколько месяцев после начала упорных тренировок можно приступать к "брейк дансу". Для начала неплохо научиться стоять и двигаться на руках, на голове («балбы», «свечка», «фризы», «крикет», различные «татлы»), заняться растяжкой, а еще лучше, садиться на шпагат («даласал» и все виды «геликов»).

1999 или 2000
Элемент брейкданса.вращение на руке (руках) вокруг вертикальном оси. Отличие заключается в положении рук во время вращения.1999 - вращение производится на одной руке,2000 - вращение производится на двух сложенных вместе руках.
Airtwist(эйртвист)
Наверное самый сложный элемент нижнего брейка.Человек,выполняющий элемент находится в стойке на руках, совершает махи ногами и за счет махов крутится и подпрыгивает на руках.
B-boy или B-girl(Бибой,бигёрл)
Брейкер,человек танцующий брейкданс.
Backspin (бэкспин)
вращение на спине с прижатыми к телу руками и ногами.
Backdrop (Бекдроп)
в русскоязычном варианте: пружина.Падение на спину с подкруткой и с последующим выпрыгиванием на ноги.Используется принцип китайского фляга.
Babymills(бейбимиллз)
в русскоязычном варианте: бочка - разновидность Windmill,Выполняется почти так же как и обыкновенный Windmill,только со скрещенными в щиколотках ногами.Принцип вращения тот же самый.Вращение должно происходить за счет отталкивания плечами от пола, резкого попеременного выпрямления/сжатия ног и скручивания тела.
Bellymills(бэллимилз)
по-русски промокашка - разновидность Windmill.Для выполнения элемента необходима мощная работа ног.особенно мах ногой вверх при переходе со спины на грудь.
Battle (баттл)
Соревнование (битва) брейкеров.
Breaking(брейкинг)
нижний брейк
Coins(коинс)
разновидность Windmill.Отличается лишь тем,что руки должны быть расставлены в стороны.
Downrock(даунрок)
то же что и Style
Electric boogie(Электрик буги)
одно из направлений верхнего брейка.основывается на "волнах" выполняемых руками,ногами и телом.
Flare (флэр)
элемет заимствованный из спортивной гимнастики (даласал).вращение ногами,стоя руками на полу с поочередным "выбрасыванием" одной из ног вперед.
Footwork (Футворк)
Ритмичные шаги ногами по кругу вокруг своего тела, выполняется,как бы в "положении сидя", держа вес тела на руках.
Freeze(фриз)
и Фиксы - Замирание в различных положениях.Фризы - понятие относящееся к нижнему брейку.Это замирание в стойке на руках,плечах и в самых невообразимых положениях.Фризы абсолютно индивидуальны у каждого брейкера. Фикс - понятие верхнего брейка в основном относящееся к стилям Robot и Electric boogie,представляющее собой четкую фиксацию движений.
FLOATS(флотс)
Вращения тела паралельно полу, при этом вес тела держится только на руках, а ноги пола не касаются.Floats включает в себя такие элеметы как Turtle и UFO.
Glide (Глайд)
Всевозможные скольжения ногами,"лунные походки" и т.д.
Helicopter(геликоптер)
То же что и Windmill
Headspin (хэдспин)
вращение на голове.
Handcuffs
Разновидность Windmill.Отличие заключается в том,что при выполнении элемента,руки должны находиться за спиной и перекат тела совершается через лоб.
HANDGLIDЕ
это вращение на одной руке. Вес тела балансируется на одной руке, которая локтем упирается в живот, а свободной рукой можно отталкиваться. Ноги расставлены в стороны
Jam (джем)
Почти то же что и battle,но более дружественное понятие:-)
King-tut(Кинг-тат)
Элементы использующиеся в верхнем брейдансе.King-tut был позаимствован у древнеегипетских фресок.Основной принцип King-tut"а - угол между всеми частями тела должен быть равен 90 градусам.
Nutcrackers(наткрекерс)
Разновидность Windmill.Отличие заключается в том,что при выполнении элемента,руки должны быть "пристроены" между ног.
NECKMOVE (некмув)
Один оборот Windmill"а
Pop locking (поп локинг)
стиль верхнего брейка состоящий из резких,ритмичных,похожих на удары движений,выстроенных в "связки".
Popping (поппинг)
Так "у них" называют верхний брейкданс.
Power move(пауэр мув)
одно из направлений breaking"а.Самый сложная и зрелищная часть брейкданса,включающая в себя акробатические и вращательные элементы.
Power tricks(пауэр трикс)
одно из самых молодых направлений breaking"а.Включает в себя "связки" состоящие из силовых элементов и фризов.Чаще всего используются переходы от фриза к фризу.
Robot(робот)
Самый старый стиль верхнего брейка.основывается на подражании движениям робота.
Style(cтайл)
или
Downrock(даунрок)
одно из направлений Breaking"а.Это ритмичные шаги ногами по кругу вокруг своего тела, выполняется,как бы в "положении сидя", держа вес тела на руках. Стайл состоит из Footwork"a и из фризов.Чаще всего брейкеры придумывают свои "связки" основываясь на базовых элементах footwork"а.
SPIN (спин)
Различные вращения,например - Backspin,windmill и т.д.
Swipe(свайп)
вращение тела на 360 градусов вокруг горизонтальной оси.
Turtle(тартл)
в руccкоязычном варианте:черепашка - Горизонтальное вращение тела на согнутых руках.
TOPROCK (топрок)
Вертикальная работа ногами (стоя).Так сказать,прелюдия к Breaking"у.Каждый брейкер придумывает себе свой toprock. Переход от toprock"а к элементам, выполняемым на полу называется godown.В наши дни эти понятия объеденины и называются uprocking.
TRACK (трэк)
Вращение вокруг своей оси, касаясь пола только головой, и поддерживаясь толкаясь только руками или иногда локтями.
UPROCK (апрок)
Это,как бы танцевальный "битва", в которой танцоры не касаясь друг друга, инсценируют борьбу.Сейчас uprock очень часто смешивают с еще одним элементом - toprock"ом.
UFO (ю.эф.оу)
то же самое вращение, как и turtle, только без упора локтей в живот.Ноги остаются в том же положении, а руки выпрямлены.
Windmill(вайндмилл)
в русском: гелик (от Helicopter) - Вращение на полу с широко расставленными ногами.
Worm (ворм)
в русском:червячок - Волна создаваемая всем телом,в положении лежа.

Брейк-данс – зрелищный танец, сочетающий в себе удивительную пластику и сложность акробатических трюков. Основные его свойства - импровизация, оригинальность и зажигательность

Брейк-данс представляет танцевальное направление хип-хоп культуры и включает в себя множество стилей. Для его исполнения необходимы хорошая координация, физическая выносливость, чувство ритма и гибкость. В движениях, включающих импровизационные переходы от оригинальной пластики к акробатическим элементам с вращениями на голове, прыжками на руках и оборотами вокруг своего тела, танцор не только демонстрирует мастерство, но и выплескивает свои эмоции и энергию.

История возникновения танца

Существует интересная легенда, повествующая о том, что в начале 70-х годов в Америке выходцы из бедных кварталов Нью-Йорка, привыкшие с оружием в руках выяснять отношения, решили продемонстрировать свою силу и ловкость более оригинально. Противники выходили по очереди друг против друга и показывали свои умения и намерения на языке движений.

В основе любой легенды лежат реальные факты, поэтому можно однозначно сказать, что брейк-данс зародился как уличный танец и только в процессе своего развития стал исполнительным искусством. Танцоры брейк-данса редко пользуются этим названием, предпочитая «брейкинг» или «би-боинг». Термин «брейкдансинг» создан искусственно и использовался в СМИ. Необходимо это было, чтобы отделить разные направления, включающиеся в понятие брейкинга.

Брейк-данс преимущественно исполняют представители мужского пола, так как девушкам в силу физических особенностей обучаться ему сложно, хотя многие би-гёрлз (девушки, танцующие брейк-данс) также достигают поразительных успехов.

В своем прогрессе брейк-данс прошел несколько этапов, включающих как заимствование из других танцев, вошедших своими элементами в брейк-данс, так и собственно развитие би-боинга. Так можно упомянуть стиль Good Foot, в котором впервые появились ломаные движения и элементы вращения на земле. Не стоит забывать про влияние пуэрториканцев, разработавших и внедривших много акробатических трюков. «Участвовали» в формировании брейк-данса и элементы кунг фу, и ритмические составляющие, пришедшее от африканских иммигрантов и т.д.

Безусловно, развитию брейк-данса способствовали баттлы - состязания брейкеров, в которых очень важно было поразить противника как можно большей изощренностью комбинаций движений и трюков. Танцоры стали объединяться в команды, разрабатывая собственные стили и оригинальные движения.

В настоящее время брейк-данс распространен по всему миру, существуют многочисленные школы брейк-данса, проводятся чемпионаты и фестивали.

Стили

Условно брейк-данс делится на верхний и нижний. Деление это формальное, потому что танец включает комбинации элементов обоих уровней.

Элементы верхнего брейк-данса требуют больше пластики и импровизационных ходов, тогда как нижний - физической подготовки и акробатических навыков.

К верхнему брейк-дансу относят множество направлений, но основными являются:

  • Animation - cтиль, в котором танцоры имитируют прерывистые движения анимированных кукол.
  • Waving - движения тела, которые визуально напоминают волны.
  • King tut - танец, в котором движения конечностей должны осуществляться под прямым углом.
  • Slowmo - стиль, похожий на замедленное воспроизведение видеосъемки.

В свою очередь нижний брейк-данс включает следующие основные стили:

  • Флай (flare/delasal) - представляет собой передвижение ног по кругу со сменой рук.
  • Вращения на голове (headspin, drill)
  • Вращения на спине или лопатках (backspin, windmill)

Стилей брейк-данса множество, и чем больше их в арсенале танцора, тем больше у него возможностей для успешных выступлений на баттле.

Особенности брейк-данса

Брек-данс танцуют под быструю музыку с сильными ударными, чаще всего используются музыкальные жанры:

Несмотря на распространение обучающих видеофильмов, учиться брейк-дансу лучше в школе под руководством опытного тренера.

Чтобы различать танцоров-парней и танцовщиц-девушек, МС объявляли: «Би-бойс» (англ. B-boys ) и «Би-гёлз» (англ. B-girls ). Слово «Би-боинг» обрело популярность в 1980-х годах, когда оно стало достоянием общественности. Дэвид Туп (David Toop) описывает брэйкданс как адаптацию Брэйка (англ. Break ), танца, бывшего популярным до того как его выместил Freak , но вновь поднявшегося на высоту благодаря таким исполнителям как Nigga Twins, Spy и Zulu Kings. Однако один из родоначальников хип-хопа , Dj Kool Herc утверждает, что слово breaking происходит от сленгового слова break , (дословно «пауза») так как изначально лучшие танцоры выходили в музыкальные проигрыши во время песни - паузы. Впервые слово «b-boy» употребил Dj Kool Herc, который так называл людей, исполнявших брейк-данс.

Разновидности брейкинга

Брейкданс, собственно, как танец представлен только одной формой - breaking (или b-boying). В бывшем СССР долгое время было принято разделять брейк-данс на «нижний» и «верхний». Такое разделение родилось ещё в середине 80-х годов прошлого века, когда сквозь железный занавес в страну попадали лишь отрывистые сведения о брейк-дансе. Во многом из-за отсутствия правдивой информации на территории СНГ долгое время развивался «верхний брейк», не существовавший нигде в мире более, поэтому западная танцевальная культура ушла далеко вперед.

Собственно то, что у нас называли «верхним брейком», представляет собой другую форму брэйкданса, берущего начало не на Восточном побережье США, а на Западном. Эти танцы основаны на фанковой (ни в коем случае не рэповой и не электровой) культуре Западного побережья и представлены стилями поппинг , локинг и электрик-бугалу (не путать с электрик-буги!). Стиль локинг был придуман человеком по имени Дон «Campbellock» Кемпбелл, и получил развитие и известность при помощи созданной им команды The Lockers. Стили электрик-бугалу и поппинг были созданы Сэмом «Boogaloo Sam» Саломоном и развиты в его команде «Electric Boogaloos».

Так же есть в брейкинге такое понятие как "7 to smoke" Пары выстраиваются в линию, как обычный джем. Далее первая пара делает свой выход (восемь восьмерок). Задача следующей пары сделать свой выход интереснее и лучше чем у первой. После выступления (выхода) второй пары судьи сразу выносят решение, кто из этих двух пар победил. Если победила первая пара, то она остается на месте и становится лидером (Пара победитель получает 1 победу), а вторая пара уходит в конец очереди. Если же победила вторая, все происходит в точности наоборот. Итак, победила первая пара, теперь следует выступление третей пары (по очереди). Затем первая пара (Лидер) отвечает третей паре своим выступлением. Судьи решают, кто победил и т.д.

Funkstyles

(не путать с Rapstyles, Breakbeatstyles, Electrofunkstyles)

  • Strobing - имитации движений в свете стробоскопа . Состоит из множества мелких фаз, остановок, с резкими переходами между ними. Важно то, что для легкого и правильного выполнения стиля мышцы должны быть расслаблены. Необходимо отработать жест сначала плавно и расслабившись, затем также плавно, но с полным напряжением мышц.
  • Dimestop - Даймстоп это как стиль, так и способ остановки, фиксации. Название произошло от американского «dime» - монета в десять центов, и «stop» - остановка. Объясняется это тем, что когда человек учился данному направлению, он разбрасывал вокруг себя монетки. Наступая во время движения на монетку, танцор на мгновение замирал. Таким образом, dimestop - это быстрая остановка всего тела или его части, но без какого-либо импульса либо толчка.
  • Floating/Gliding - Скольжение так же, является и отдельным стилем среди других funk styles, и отдельным движением. Всего существует более 40 его вариаций. Наиболее популярными являются glide - скольжение влево, вправо или по геометрической фигуре (кругу, квадрату), moonwalk. Это, конечно, не считая всевозможных knee glides - скольжений на коленях. Здесь необходимо сделать отступление и провести четкую границу между gliding и floating. Все вышеописанное - это glides. Под floats же надо понимать ни что иное, как элементарную ходьбу «пятка-носок».
  • Waving - волны. Именно волны, в сочетании с фиксацией, в России и называют «электрик-буги». Хотя, конечно, это не «буги», а вэйвинг - один из фанковых стилей. Основная его идея - имитация того, что по телу танцора перемещается волна, либо сгусток энергии. Вернее, это визуальный эффект, а не идея. В вэйвинге существует огромное количество подстилей.
  • 3D - Информация по данному стилю весьма скупа. Можно лишь сказать, что 3D - это совокупность вэйвинга и стробинга, когда волна, идущая по телу, разбивается на большее количество точек.
  • Bopping - секретный стиль танцора Boppin" Dre (Andre), и команды LA Bopping crew. Ученики Боппин Дре основали команду, практикующую преимущественно это направление. Наиболее короткое определение гласит, что боппинг - это танцующий робот.
  • King tut (tutting) - примитивный арго king tut - сокращённое от «король », изначально представлял собой имитацию древнеегипетских рисунков, изображавших людей в различных позах. Характерным являлось то, что во всех движениях соблюдаются прямые углы между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем. Ладони ровные (либо «лодочкой»), пальцы вместе, ноги либо вместе, либо под определёнными углами к корпусу.
  • Spiderman - это стиль, в России пока ещё не освоеный. Что же такое, все эти «диджитс» и «спайдермэны»? Когда-то давно Poppin" Pete, родной брат Boogaloo Sam’а, основателя команды The Electric Boogaloos, создал стиль spiderman, суть которого заключалась в работе пальцами рук. Впоследствии Америку захлестнула волна рэйв -культуры, тогда и появились два стиля танца, не имеющие к фанку никакого отношения - один назывался «liquid», а другой «digits». Digits - это танец исключительно пальцами. То есть, ладони и пальцы выполняют определённые последовательности движений под музыку. Качественно исполненный, этот танец просто завораживает. К сожалению, на сегодняшний день, увидеть его можно только поискав в Интернете видеоклипы. В своё время существовали целые разделы, посвященные видео liquid и digits. Однако сейчас найти их не так просто. Finger waving говорит сам за себя - волны пальцами, в различных последовательностях и комбинациях. Внимание зрителя всегда непроизвольно охватывает не танцора целиком, а лишь отдельные части его тела. Очень большую роль здесь играют кисти и стопы.
  • Robot (botting) - именно этот стиль, в своё время, и сделал имя брейк-дансу в Советском Союзе (впрочем, это спорно). Одним из основоположников направления botting (robotting) является американский мим Роберт Шилдс. В семидесятых годах на телевидении существовало шоу, где двое талантливых артистов демонстрировали искусство пантомимы в различных сюжетах. Шоу называлось Shields&Yarnell (Ярнел - так звали партнершу Шилдса). Возможно эта телепередача - и не единственное, что послужило толчком к созданию танцевального направления, но, во всяком случае, она оказала просто огромное влияние на танцующую молодёжь. Возможно, как раз поэтому Роберт Шилдс считается чуть ли не живой легендой и пользуется огромным уважением среди людей, знающих историю фанковых стилей. Сам же он, будучи уже немолодым человеком, является владельцем дизайнерской компании, но выбирает-таки иногда время, чтобы показаться на крупных мероприятиях, наподобие Freestyle Session и Bboy Summit. «Робот» Шилдса - классический, и использует он как раз технику даймстопа, хотя по нынешним временам это и не обязательно. Секрет боттинга, как стиля, заключается в двух вещах. В технике это, конечно, изоляция. Все движения должны быть максимально изолированы друг от друга. «Изоляция» - термин пантомимы, и подробнее о нём можно прочитать в соответствующих источниках. Второй же секрет лежит в мироощущении. Существуют ещё некоторые важные детали. Внимание зрителя фиксируется не на теле в целом, а на таких вещах, как кисти, пальцы и, конечно, лицо (в частности, глаза). Поэтому вышеперечисленным частям тела и мимику необходимо уделять особое внимание.
  • Hitting/Ticking - оба этих термина имеют двойное значение. С одной стороны, они подразумевают то, что называется «фиксацией», то есть резкое сокращение мышц и, как следствие, сильно, или не сильно заметный толчок. С другой же стороны, «тикингом» можно назвать и своё направление в танце. Танцор использует резкие сокращения мышц не в начале или конце движения, а во время его. Иными словами, «тикинг» - это как бы строубинг, только плавный и с фиксацией.
  • Strutting - Страттинг - как стиль, подразумевает характерные перемещения, то есть движения ногами. Суть перемещений состоит в том, что полный шаг разбивается на несколько маленьких шажков. Например, танцовщик стоит, правая нога впереди, левая сзади, корпус посередине. При обычном шаге перенос веса тела на правую ногу и шаг левую на полную длину, так что она оказывается спереди, а правая сзади. Простейший страттинг будет подразумевать, что сначала надо приставитт левую ногу к правой, а уже потом шагнете вперед. Таким образом, ваш шаг делится на две части. Можно, конечно, поделить его и на более мелкие сегменты. Можно добавить сюда тикинг (фиксацию корпуса) или даймстоп на каждый мелкий шажок.
  • Saccin" (Sacramento style) - стиль зародился где-то в Сакраменто . Сэккин подразумевает характерные перемещения ногами, вместе с фиксацией. Поза «А»: правая нога сзади, левая впереди, корпус посередине, вес тела на двух ногах. Поза «Б»: все то же самое, только ноги поменялись местами - правая спереди, левая сзади, корпус остался на том же месте. В процессе шага сначала двигается та нога, которая впереди. Она становится назад, и тогда другая нога шагает вперед. Тело остается на месте, то есть шаги выполняются без непосредственного перемещения.
  • Filmore - Филмор как направление также берет своё название от улицы Filmore street. Точного описания этого стиля нет практически нигде. Филмор, выполняясь в процессе поппинга, подразумевает движения руками, с соблюдением четких углов. Ничего общего с Египтом у филмора нет. Руки либо прямые, либо согнуты под прямым углом. Приводилась аналогия с солдатами, марширующими с винтовками на параде.
  • Popping - поппинг является как отдельным стилем танца, и одновременно так называемым umbrella term, то есть общим термином для всех фанковых стилей. Хотя использовать его, как общий термин, все-таки некорректно. Popping, как один из фанковых стилей, подразумевает ритмичное сокращение всех основных групп мышц тела под музыку, создающее эффект вздрагивания. Свободное перемещение по танцполу, тело принимает в пространстве различные позы, положения. Процесс поппинга и сводится к смене различных поз под ритм наряду с попсовой фиксацией. Основная музыка для поппинга - это фанк. Поппинг имеет набор базовых движений, таких, как «fresno» и т. п. Сам по себе, в чистом виде, он совсем не похож на то, что привыкли понимать под «верхним брейк-дансом» в бывшем Советском Союзе. Тем не менее, поппинг - самый распространённый фанковый стиль. Создателем его является Сэм Соломон (Sam Solomon, основатель группы The Electric Boogaloos).
  • Boog (boogaloo) - Бугалу описывать чрезвычайно сложно, но этот стиль очень интересен. России этот стиль в баттлах объединили в electrickboogie, popping. Его отцом также является Сэм Соломон (Boogaloo Sam). Бугалу - очень плавный стиль, характеризующийся тем, что тело принимает неестественные позы, осуществляя плавные переходы между ними. Одними из базовых движений являются так называемые boogaloo rolls, дословно «перекаты». Под перекатами подразумевается вращение различных частей тела - ног (leg rolls), бедер (hip rolls), груди (chest rolls) и пр.
  • Snaking - Стиль, включающий в себя несколько подстилей. Снэйкинг был создан во времена зарождения фанковой культуры членами команды Mysterious Poppers. Танцоры в этом коллективе имели в арсенале каждый свою версию снэйкинга. Наиболее распространённой из них, и, пожалуй, визитной карточкой всего стиля, стала «кобра». Это сложная, многосоставная волна. Смысл кобры в одновременном вращении головы, плеч (в разные стороны, одно по часовой стрелке, другое против), вращении груди (в сторону, противоположную голове), бедер, а также определённой работе ногами (когда во время вращения снизу оказывается правое плечо, сгибается правая нога, выводется, таким образом, колено вперед, а когда внизу левое плечо - наоборот).
  • Slowmo - Слоумо (сокращение от slow motion - замедленное движение) - это имитация замедленного воспроизведения видео или кинопленки. Слоумо смотрится очень эффектно при условии качественного выполнения. Например, в какой-то момент танца можно резко замедлиться в ритм музыки и повторить уже выполненные движения, но только медленно, а потом резко ускориться, или наоборот, замедляться медленно и до полной остановки.

Подробнее о локинге, электрик-бугалу и поппинге

Виды элементов breaking’а

Как таковой, «нижний брейк» существует только в программах обучения для начинающих танцоров, в качестве разъяснений по танцевальным техникам. Breaking - это совукопность полного набора элементов, а также сменой уровней.

  • Downrock - уровень breaking"a, который состоит из 5 частей: Footwork, Toronto style, Legwork, Backrock и No Hands.
  • Toprock - уровень breaking’а, который некоторые называют верхним. На самом же деле Top rock наряду с футворком является одним из самых явных показателей уровня B’boy’я или B’girl. Top Rock состоит из многих элементов. Ниже пример лишь немногих и основных: Cross Step, indian step, crossover step, salsa rock, front step, march step и т. д.
  • Фриз - замирания на пару секунд в одной позе. К этому виду относятся Baby freeze, Headstand freeze, Chair, Halo freeze и т. п.
  • Power move (Силовые элементы) - Также называемый «Air Moves» - силовые вращательные движения, такие как Windmill , Flares, Head Spin, Air Twist (Air Tracks), Elbow Twist (Elbow Tracks), Flare (Fly), Elbow Flare (Elbow Fly), 1990 (Spin), 1999 (Revers), 2000, Elbow Spin (1990), Elbow Revers Spin (1999), Halo (Tracks), Windmills, Muchmills (Baby mills), Swipes, Airplane mills, Turtle, Cricket, Jackhummer, Ufo, Alligator, Wolf и т. д.

Однако на стадии сценической реализации (а только она в конечном счете и имеет значение), например на мировом чемпионате Battle of the Year (и других), брэйкданс выступает во всей полноте, где многие брэйк-команды демонстрируют техники попинга, локинга, электрик-бугало, и других подстилей.

Элементы power move

Flare/Delasal - в русском: флай - вращение ног по кругу, расставив ноги уголком, поочерёдно меняя руки.

Windmill - в русском: гелик (от Helicopter) - Вращение на полу с широко расставленными ногами. Вращение происходит за счёт маховых движений ног. Переход через спину должен происходить через район лопаток, чтобы снизить вероятность повреждения позвоночника. После перехода с лопаток голова упирается в пол, рука упирается в пресс для возможности произвести следующий заход. Существуют разновидности этого элемента, один из которых заключается в установке положения рук за спиной и, как следствие, после перехода со спины руки не задействованы.

Munchmill - в русском: бочка - похожа на гелик, но переворачивание происходит прыжком при помощи толчка ногами, которые скрещены и прижаты к груди.

TombStones - (бочка углом), тоже что и munchmill, только на данном элементе ноги прямые, отсутствуют толчки ногами, только махи руками, корпусом.

Headspin - вращение на голове - вращение происходит с помощью рук. Положение ног при этом может быть разным. Наиболее распространённое - с раздвинутыми ногами и согнутыми в тупой (или прямой) угол. Часто выполняется в сочетании с «геликом» и завершается каким-либо элементом (чаще всего в виде одной выпрямленной ноги и второй, проставленной поперёк колена, наподобие перевёрнутой «4»).

1999/ninety-nine - в русском: свеча - вращение на прямой руке, есть много вариантов расположения ног и второй руки.

2000\two-thousand - также называют свечой, но это вращение на двух руках. Также множество вариантов для ног.

Swipe - вращение тела на 180 градусов вокруг горизонтальной оси с отталкиванием от пола одной или двумя ногами и сменой опорной руки. Ключевые особенности этого элемента заключаются в сильном вымахе ноги или ног с одновременным скручиванием тела. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в постановке на пол локтей, а не кистей.

Turtle - в русскоязычном варианте: черепашка - Горизонтальное вращение тела на согнутых руках, которые упираются локтями в пресс. Вращение заключается в перетаскивании тела с одного локтя, который упирается в определённую часть пресса (правую или левую), на другой опорный локоть с одновременным направлением тела в сторону движения

Air Flare - в русском: твист - один из самых сложных элементов. Движением рук, он очень схож с элементом Swipe, но главная особенность заключается в том, что ноги не входят в контакт с полом, они постоянно совершают маховые движения по окружности в воздухе, тем самым давая поддерживать тело в положении, близком к горизонтальному. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в постановке на пол локтей, а не прямых рук.

Cricket - элемент, который очень схож с элементом Turtle. В этом элементе вместо переноса центра тяжести тела с одного локтя на другой используется только одна рука, вторая же является направляющей. Первая рука делает толчок, и за счёт этого тело подпрыгивает. В этот момент кисть первой руки разворачивается и ставится на пол после чего вторая рука, упёршись в пол, прокручивает тело. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в использовании только одной руки для толчка и для прокручивания тела.

Backspin - кручение на спине на 360 и более градусов с широко раставленными или скрещёнными ногами. Схож с Windmill прокрутом на лопатках.

Air Chair - фриз, локоть упирается трицепсом в тазобедренную часть, ноги вместе и на себя, тело разворачивается как можно сильнее к полу, чтобы казалось, будто бибой стоит спиной к земле.

Drill - Один из видов хедспина, ноги выпрямляются вверх скрещены между собой, руки прижаты к плечам, или расставлены, но не касаются пола. B-boy быстро вращается, стоя на одной-только голове.

Halo - Элемент схожий с Baby freeze, но при этом движении бибой прокручивает голову в сторону потом встаёт на Baby freeze и снова «jackhammer» - элемент схожий с Cricket, но прыжки совершаются на одной руке.

Это не все элементы бибоинга, танец безграничен и бибой в первую очередь индивидуален.

Легендарные команды

Rock Steady Crew

На сегодняшний день официально в состав Rock Steady Crew входят: Crazy Legs, Prince Ken Swift, Y-Not, Mr.Wiggles, Masami, Orko, Bailrock.

ICE KID из 2nd II None

Flying Steps

Однако направления музыки для этого танца не ограничено только выше перечисленными. Можно танцевать под любой жанр музыки (часто это бывают ремиксы разных песен). На мировых батлах также прогрессируют такие жанры, как European electronica и даже оперные композиции.

В СССР и России

Среди первых танцоров стиля «электрик-буги» были Игорь Захаров, Олег Смолин, Алексей Герулайтис, Константин Михайлов.

Сейчас уровень би-боев в России достаточно высок. Наиболее известные команды: «All the most » (Москва), «BMT» (Москва), «Predatorz Crew » (Москва), Original Breakers Circle (Москва), Тор9 (Санкт-Петербург), Funk Fanatix (Санкт-Петербург), Illusion of Exist (Ростов-на-Дону).

18 октября 2008 на XIX чемпионате мира по брейк-дансу «Battle of the Year » команда Тор9 одержала уверенную победу. Так же Тор9, стали победителями в номинации «Лучшее шоу». На данный момент, благодаря заслугам Тор9, Россия является действующим чемпионом мира по версии «Battle of the Year ».

Одежда для брейкинга

Основная задача танцора брейкинга - соединить в своём костюме комфорт, удобство, свободу движения и стиль. Не надо путать традиционную рэперскую одежду с одеждой би-боя и би-гёрл. Би-бои почти не спускают штаны, так как это мешает движению ног, но би-мэнам это не мешает, потому что длина штанин для них несущественная деталь. Намного свободнее в выборе одежды чувствует себя би-гёрл, би-бой и би-мэн, танцующие верхний брейк-данс. В основном, би-бои надевают спортивную одежду, например такие марки как: Puma, Adidas, Nike, Reebok, Tribal, Biggest & Baddest. Би-мэны же напротив пренебрегают выбором какой-либо определенной торговой марки или вида одежды. Также, есть несколько важных атрибутов в одежде би-боя, например: напульсник, шапка для хедспина(кручение на голове), налокотники, наколенники и т.д. Ну а вообще, в наше время существует много спортивной одежды, идеально подходящей для би-боя, би-мэна и би-гёрлс.

В других сферах

В 2006 году вышла игра для PlayStation Portable и PlayStation 2 B-Boy the game, в которой игроки соревнуются с более чем сорока профессиональными бибоями.

Ссылки

  • Информационный и развлекательный сайт о брейк-дансе

Примечания

Появление брейк-данса

В конце шестидесятых, начале семидесятых годов появились люди, которые стали своеобразно двигаться под музыку. Так родился танец, вскоре получивший название «Good Foot», благодаря одноименной пластинке легендарного Джеймса Брауна. Good Foot был единственным танцем, в котором люди стали сочетать падение на землю с элементами вращения.


B-boying зародился в Бронксе, в одном из районов Hью-Йорка. Сам термин B-boy или B-boying придумал dj Kool Herc, который часто крутил пластинки на разных уличных тусовках. Слово B-boys означает Break boys- парни, танцующие под ломаные римты музыки (отсюда, кстати, пошло название Breakbeat). Hекоторые начинающие танцоры, бывало, зацикливались на отдельных элементах и старались работать в рамках какого-то одного направления. Многие считали, что это не совсем правильно, поскольку настоящий B-boy должен уметь все. Первым, кто смог выделиться из толпы и продемонстрировать свою индивидуальность, был коллектив Rock Steady Crew, который объединил между собой все направления и сумел придать каждому танцевальному элементу свою особую отличительную черту.

Благодаря новому поколению би-боев breaking обретает новую жизнь. И в первую очередь это заслуга пуэрториканцев, которые смогли заново осеменить танцевальную хип-хоп культуру и выдвинуть брейкинг на более высокий уровень.

Они стали использовать в танце больше акробатических трюков и усердно работали над изобретением новых танцевальных элементов. Hапример, хорошо известный всем B-boy по кличке Crazy Legs из команды Rock Steady Crew в свое время придумал и внедрил в массы такие элементы, как backspins и windmills. Очень сильно повлияли на процесс обновления B-boy культуры фильмы с участием звезд восточных единоборств, например таких, как Брюс Ли. Hекоторые танцоры пытались использовать в своих движениях элементы кунг фу, так как фильмы, в которых узкоглазые парни довольно шустро махали руками и ногами, бали очень популярны в Hью-Йорке в середине семидесятых годов. Кстати, такой танцевальный элемент как windmills появился на свет благодаря стилю кунг фу и позволял человеку резко в прыжке отрывать туловище от пола.

Брейкинг, другими словами би-боинг, значительно отличается от других видов танца. Можно даже было бы сказать, что это прогрессивное развитие предыдущих форм танца.

В Нью-Йорке в 50-60 гг. был большой наплыв иммигрантов. Каждый внес какую-то свою частичку в танец, как, например, африканцы, которые внесли в танец ритм. Влияние африканского танца на брейкинг очевидно, не только из-за «танца в кругу». Также выражение би-боинг (b-boing) может быть позаимствовано от африканского слова Boioing, что означает «Hop (танцы), jump (прыжок)».

Брейкинг, в начале известный также как Rocking - это прогрессивное развитие танцевального стиля Good Foot. Молодые танцоры выходили на танцпол и «ломали» обыкновенные движения в такт ломанным битам пластинки. В первое время своего существования би-боинг состоял из Toprocks, Floorrocks и Freezes - вращения тогда еще не были введены. Когда «танцевальные битвы» упрочили свое положение в то время, и брейкинг стал частью хип-хоп культуры («боритесь с помощью творчества, а не с помощью оружия»), он все больше заставлял танцоров использовать свое воображение, чтобы выполнять всевозможные трюки на баттлах. Главной целью на баттлах было побить противника большей изобретательностью всевозможных фризов и движений и выполнением быстрых и четких забежек. Это обстоятельство объясняет также и то, что те люди, которые объединялись в команды и вообще танцевали вместе, разрабатывали свой собственный стиль, чтобы противостоять другим командам.

Первая би-бой команда называлась The Nigga Twins, и они были пионерами би-бой движения с такими командами как The Zulu Kings, The Seven Deadly Sinners, Shanghai Brothers, The Bronx Boys, Rockwell Association и т.д. После некоторых лет развития этого танца в середине 70-х гг. появились люди со значительным опытом в танце. Они считались королями: Robbie Rob (Zulu Kings), Vinnie, Off (Salsoul), Bos (Starchild Lа Rock), Willie Wil, Lil’ Carlos (Rockwell Association), Spy, Shorty, (Crazy Commanders), James Bond, Larry Lar, Charlie Rock (KC Crew), Spidey, Walter (Master Plan) и это еще далеко не все!

В 80-х гг. в Нью-Йорке появились такие команды как Rock Steady Crew, NYC Breakers, Dynamic Rockers, United States Breakers, Crazy Breakers, Floor Lords, Floor Masters, Incredible Breakers и т.д. В то время большое соперничество было между RSC и NYC Breakers, а также между RSC и Dynamic Rockers. Баттлы между этими командами в начале 80-х привлекали средства массовой информации.

В 81-ом шоу RSC было показано ABC в Линкольн Центре.

В 82-ом баттл между RSC и Dynamic Rockers был записан на пленку для документального фильма «Style Wars».

В 83-ем на экранах появился фильм «Flashdance» и видеоклип Malcolm McLarens «Buffalo Gals». RSC сыграли главную роль в обеих продукциях, и стали показываться по всему миру из-за огромного успеха и фильма, и клипа. Для многих брейк видео стало тогда чем-то новым, чего еще никогда не было раньше, чего еще никто никогда не видел, чем-то, что было действительно зрелищно и захватывающе.

В этом же году выходит фильм «Wild Style», и в поддержку этого фильма состоялось турне, которое было первым интернациональным туром хип хоп культуры - MC, DJ, райтеры и би-бои поехали в Париж и Лондон - и это был первый раз, когда брейкинг увидели «живьем» в Европе.

В 84-ом вышел фильм «Beat Street», в котором также приняли участие знаменитые Rock Steady, NYC Breakers и Magnificent Force , и на закрытии церемонии LA Olympic Summer Games более ста би-бой и би-герл показали захватывающее шоу.

С каждым годом брейкинг становился все более популярным и модным, брейкеры стали появляться в коммерческих проектах (ТВ шоу, реклама, клипы и т.д.), брейкинг как бы становился частью шоу бизнесса. Но в 87-ом брейкданс вдруг потерял свою значимость для большинства людей и, в особенности, для средств массовой информации. Только немногие продолжали тренироваться и серьезно танцевать, и не только в Нью-Йорке, а по всему миру. Но именно эти немногие и повлияли на дальнейшее развитие брейкинга, на то, что мы видим сейчас, на то, как нам представляется би-боинг сейчас. А это уже совсем другая история...