Биография гончарова кратко самое главное. Иван Александрович Гончаров. Основные этапы жизни и творчества

Трудно назвать другого писателя, в котором обстоятельства и впечатления детства и юности сложились бы в такой несокрушимый базис всего последующего творчества, как Иван Александрович Гончаров . Корнями своими и Гончаров-художник и Гончаров-чиновник нисходили к той самой почве, которая доставляла обильные питательные соки и Адуеву, и Обломову, и Райскому и прочим уроженцам «заспанной и все-таки поэтической Обломовки». Но из них Обломов был ближе, роднее прочих, как в этом признавался сам писатель, напоминавший и своим внешним видом своего героя, по собственному же описанию, – «полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами», равнодушный, кажется, ко всему, как Илья Ильич, хоронящийся от жизни за китайскую стену. Но отождествлять Гончарова с Обломовым было бы, конечно, большой ошибкой. Обломов – живой тип , но не живая личность, сложная своими противоречиями и загадками, какой был Гончаров, автор колоссальных по замыслу романов – эпопей, путешественник вокруг света, самолюбивый философ. Но что Гончаров много своего вложил в Илью Ильича, как и в Адуева и Райского, это несомненно. Им обща, в числе других, одна черта, опять-таки характеризующая самого Гончарова: слабость, почти отсутствие интереса к вопросам современности. У писателя она вытекала из любви к прошлому, в котором он жил уже с молодых лет, воспитав в себе поэзию отжившего по преимуществу, поэзию легкой грусти о чем-то прекрасном и утраченном, о чем так отрадны воспоминания, подернутые мечтательной дымкой...

Иван Александрович Гончаров

Эту поэзию прошлого в Гончарове и его творчестве создала прежде всего тихая патриархальная жизнь в усадьбе среди Симбирска, где над закрепощенной жизнью царствовали вечные будни, без головоломных задач и неразрешимых вопросов. Потом нахлынули новые идеи из книг, из университета, из столичной жизни, но они не клином вошли в родовые традиции крепостного барства, а без борьбы и волнений отслоились на них и разлили в душе мягкий свет теплого и жизнерадостного настроения. Аппарат, отражающий и созидающий жизнь в творческом синтезе, был готов; впечатления вялой жизни, сна и застоя фиксировались в нем ранее других. «У меня есть, – говорил Гончаров, – своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний, – и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».

Будучи столь ограничен в своем творчестве, Гончаров придавал своим изображениям различных сторон русской жизни огромное, всеобъемлющее значение. Три эпохи, по его признанию, отразились в его произведениях, составляющих вместе как бы один последовательный роман. «Обыкновенная история » служит как бы прологом; в ней проявляется «слабое мерцание сознания необходимости труда» в борьбе с дореформенным всероссийским застоем; представитель этого «мерцания» – тайный советник Петр Иванович Адуев, чиновник-делец, заводчик, приводящий в свою веру мечтателя-племянника. В «Обломове» рисуется картина всероссийского застоя , по временам вспыхивают яркие проблески сознания, хотя поле деятельности принадлежит почти исключительно практическим Штольцам . Но «Обрыв» знаменует уже пробуждение. Райский, герой переходной эпохи, – это проснувшийся Обломов: «сильный новый свет брызнул ему в глаза; но он еще потягивается, озираясь вокруг и оглядываясь на свою обломовскую колыбель».

Указание в лице Обломова и в родственных ему типах форм и размеров нашей обломовщины составляет коренное общественное значение и историческую заслугу творчества Гончарова. Только на их фоне видна та гигантская работа мысли писателей и деятелей эпохи реформ Александра II , которая бесповоротно разбудила русское общество, указав ему путь культурного и нравственного совершенствования. Огромный и своеобразный творческий талант Гончарова, пластичность изображений, яркая образность слога ставят его в число лучших и популярнейших русских классиков.

Литература о биографии и творчестве Гончарова : статьи Белинского (т. II), Добролюбова («Что такое обломовщина?», т. 2), А. М. Скабичевского (Соч., т. 1 и 2; История новейшей литературы), Н. В. Шелгунова («Дело», 1869, № 7), О. Миллера в «Русских писателях после Гоголя»; книги: В. П. Острогорского о Гончарове, М., 1888, Е. Соловьева – биографические очерки в серии Ф. Павленкова, Спб., 1895.

Материалы о творчестве Гончарова на нашем сайте – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Дата рождения: 18 июня 1812 года
Дата смерти: 27 сентября 1891 года
Место рождения: город Симбирск (Ульяновск)

Иван Александрович Гончаров - известный русский писатель и член Академии наук, Гончаров И.А. родился 18 июня 1812 года в Симбирске. Его отец умер, когда будущему писателю было всего 7 лет, его воспитывал и воодушевлял Трегубов Николай Николаевич, его крестный отец. Он помог Ивану получить образование и наставлял его на жизненном пути, он же был его первым учителем.

В раннем возрасте Иван начал обучение в частном пансионе, а затем его мать пристроила его в коммерческое училище Москвы. Он учился в училище 8 лет, но всю жизнь считал, что эти годы были скучными, не дали ему ничего важного и были очень трудными. Коммерческое образование не привлекало его и в 1830 году он попросил мать отчислить его, в следующем году он поступил в Московский университет на словесный факультет.

В 1834 году он закончил свое обучение. Несмотря на свое желание остаться в Москве он все же переехал обратно в Симбирск, во многом из-за заманчивого приглашения от губернатора Симбирска. Иван стал его секретарем, служба была очень скучно и Гончаров решил опять уехать, но теперь в Петербург, где долгое время работал переводчиком в министерстве финансов. В этот период он познакомился с семейством Майковых, которые покровительствовали многим литераторам, художникам и музыкантам, их дом всегда принимал их с большим радушием.

Именно в Петербурге Гончаров решил серьезно заняться литературой, в 40-х годах он стал действительно популярным, а начался его творческий путь с романа "Обыкновенная история". Он много писал и до этого романа, но именно "Обыкновенная история" стала произведением, которое сам автор оценил как достойное печати. Сначала он читал отрывки из романа в кружке Белинского и у Майковых. Напечатан роман был в журнале "Современник", а чуть позднее, в 1848, стал самостоятельным изданием.

В 1852 году, после длительной службы в министерстве финансов, он стал секретарем в адмиралтействе при Путянине. Вместе со своим начальником он отправился в Японию на фрегате "Паллада". Миссия направлялась в страну Восходящего солнца для ведения мирных переговоров. Именно в этот период Иван Гончаров начинает работать над путевым журналом. Этот журнал стал основой для книги "Фрегат "Паллада". Путешествие продлилось два года, в течение которых он побывал не только в Японии, но и в Южной Африке, в Китае, Англии, на Филиппинах и в Индонезии.

Он вернулся в Петербург в 1855 году, проделав огромный путь по суше с берегов Охотского моря. В том же году он опубликовал интересный очерк в "Отечественных записках", еще несколько эпизодов книги он опубликовал в "Морском сборнике". В 1858 году книга вышла отдельным изданием и сразу же заслужила внимание публики и критиков.

После окончания экспедиции Гончаров проработал в министерстве финансов недолго, получил должность цензора несколькими месяцами позднее. Это была ответственная и сложная должность, которая, впрочем, была напрямую связана с литературой и искусством. Эта должность вскоре стала слишком тяжелой ношей и в 1860 году Гончаров покидает эту должность. В 1859 году он закончил работу на романом "Обломов".

Именно тогда появился термин "обломовщина", который охарактеризовал целое культурное явление, которое приметил Гончаров и раскрыл в своем романе. Многие критики говорили о воплощении в Обломове русского менталитета, говорили о качественно новом нравственном пути для всех, кто был поглощен буйством прогресса в те годы. Это было литературное открытие, которое было значительным эпизодом в культурной жизни России.

Этот роман сразу же обеспечил Гончарову популярность. После невероятного фурора, который произвела книга, ему пришлось много работать. Он хотел закончить работу над романом "Обрыв" как можно быстрее, но необходимость зарабатывать на жизнь стала причиной большой активности на посту редактора газеты "Северная почта". Через некоторое время ему пришлось вернуться на государственную службу и продолжить работать в качестве цензора. Работа над романом "Обрыв" заняла почти двадцать лет, Гончаров регулярно впадал в состояние творческого кризиса, не верил в то, что у него выйдет закончить роман.

Это было последнее крупное произведение, вышедшее из-под пера писателя и стоившее ему огромных душевных сил. После окончания работы над романом Гончаров отдалился от публики, он был болен и постоянно находился в депрессии. Болезни не мешали ему продолжать активную литературную деятельность, а также продолжать общение с друзьями.

Он умер от воспаления легких в 1891 году в полном одиночестве. Он был человеком, который сумел переложить в художественный облик различные периоды развития России. Он сумел создать удивительные по своей завершенности литературные образы, которые были символом увядания крепостной системы.

Важные вехи в жизни Ивана Гончарова:

Родился в Симбирске в 1812
- Начал обучение в коммерческом училище Москвы в 1822
- Поступил в Московский университет на словесный факультет в 1831
- Начал работу в министерстве финансов в 1834
- Публикация романа "Обыкновенная история" в "Современнике" в 1847
- Публикация романа "Обыкновенная история" отдельным тиражом в 1848
- Экспедиция в Японию в 1852-1855 годах
- Публикация "Фрегата "Паллада" в 1855
- Публикация романа "Обломов" в 1959
- Отставка с государственной службы на посту цензора в 1960
- Публикация романа "Обрыв" в 1868
- Смерть писателя в 1891 году из-за воспаления легких

Занимательные факты из биографии Ивана Гончарова:

Иван Гончаров был ценителем русской литературы с самого раннего возраста. Он считал своим духовным наставником Карамзина, а заставил его задуматься над литературной карьерой "Евгений Онегин", который публиковался отдельными главами. Гончаров до конца своей жизни боготворил великого русского поэта.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - великий русский писатель, публицист. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук и обладал чином Действительного статского советника.

Это известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность.

Детство и юность

Иван Гончаров родился в 1812 году в городе Симбирске в семье купца. Там же и проходило его детство, в большом имении отца в центре города. Как известно, это является родиной Ленина и Карамзина. Впечатления об отчем доме, саде и дворе, о барском быте во многом послужили написанию его произведений и автобиографического рассказа "На родине".

Будучи семилетним ребенком, Гончаров потерял отца и стал воспитываться матерью и крестным отцом, отставным моряком. Фактически он заменил отца будущему писателю, дал ему образование и сформировал мировоззрение.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, мать настояла на его обучении в Москве в коммерческом училище. Учеба ему была малоинтересна и давалась очень тяжело. Поэтому спустя 8 лет Гончаров просит мать подать прошение об отчислении, а в 1831 году поступает в Московский университет на факультет словесности. Одновременно с Гончаровыс в этом университете получали образование Белинский, Герцен и Тургенев. Обучение там является важным стартом в его творчестве. Он успешно получает образование, знакомиться с интересными людьми.

Жизнь после университета: начало творческого пути

После окончания университета в 1834 году Гончаров отправился на родину. Увиденное его очень поразило и огорчило, так как в деревне ничего не поменялось. Писатель привык к жизни в столице, она его манила и вдохновляла. Сонный город и его жители не давали никаких перспектив, но Гончаров остается в Симбирске, принимая предложение по работе местного губернатора. Иван Александрович остается на родине в должности секретаря. Работа была скучной и неблагоприятной, зато приобретенные навыки и знания бюрократической системы в будущем очень помогут писателю.

Проработав в Симбирске около года, Гончаров решается на переезд в Петербург, где устраивается переводчиком в министерство финансов. В столице писатель строит свою жизнь заново, самостоятельно и усердно. Новая должность его не обременяла, она была высоко оплачиваемой и не сложной. Позднее Гончаров знакомится с Майковыми, где нанимается репетиром словесности и латыни для старших сыновей.

Знакомство с Майковым по праву считается началом творческого пути Гончарова. Именно в это время он знакомится с Белинским, часто бывает у него в гостях и в доме Литераторов. Одним из первых произведений Гончарова было "Мильон терзаний", написанное в стиле романтизма, и получившее высокую похвалу от знаменитого критика. Белинский восхищался техникой и стилем письма, словестными оборотами и талантом в целом молодого литератора.

1847 году в журнале "Современник" Гончаров публикует свой следующий рассказ - "Обыкновенная история".

В 1855 году свет увидел еще одно произведение - "Фрегат Паллада", написанное под впечатлением кругосветного путешествия с вице-адмиралом Путятиным.

Работая в министерстве финансов цензором, писательская и творческая деятельность Гончарова прогрессивными слоями общества воспринималась неоднозначно. А постоянная нехватка времени не давала писателю закончить свое произведение "Обломов". Поэтому Иван Александрович уходит из министерства и полностью посвящает себя творчеству.

Расцвет творческой деятельности и последние годы жизни писателя

В 1859 году Гончаров все же заканчивает написание романа "Обломов", которое принесло ему особую славу и уважение. Писатель совершил художественное открытие, раскрыв судьбу человека не только как социального объекта, но и придавая этому философский характер.

Гончаров не гнался за славой, поэтому сразу же начинает работу над новым романом под названием "Обрыв", это детище от растил почти 20 лет. И это последнее его крупное произведение.

Последние годы жизни писателя сопровождались болезнями и душевными депрессиями. Закончив работу над "Обрывом", Гончарову стало жить еще тяжелее. Новые романы он писать не стал, только маленькие очерки ("По восточной Сибири", "Поездка по Волге", "Литературный вечер" и прочее).

В 1891 году И. А. Гончаров скончался от воспаления легких, в полном одиночестве, похоронили его на Никольском кладбище, и практически сразу опубликовали некролог в "Вестнике Европы", где называли Гончарова лидирующим писателем литературы.известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность. Интересным фактом является то, что дата рождения писателя совпадает с датой рождения Пушкина и вводом войск Наполеона на территорию России.

Знаменитый русский писатель-романист Иван Александрович Гончаров родился 1812 (или около; число в точности неизвестно, так как метрическое свидетельство сгорело в пожар 1812, следовательно, не позже сентября этого года) в Симбирске, умер 15 сентября 1891. Несмотря на свое купеческое происхождение, Гончаров вырос в условиях, мало чем отличавшихся от воспитания детей в зажиточных дворянских семьях, и, благодаря заботам своей матери, женщины простой, но умной, получил основательную по тому времени умственную подготовку, давшую облагораживающее направление его наследственной деловитости. Отец Гончарова умер рано, оставив его трехлетним ребенком. Впечатления ранней биографии мальчика – впечатления сна и застоя родного города, картина праздной и привольной жизни, она во всех мелочах глубоко врезалась в душу будущего автора «Обломова» (см. полный текст и краткое содержание этого романа). В воспитании, кроме матери, принимал участие крестный отец Гончарова, отставной моряк, носящий в воспоминаниях псевдоним Якубова, человек просвещенный и любивший детей. Он выписывал книги, много читал и беседовал с Гончаровым о математической и физической географии, астрономии, знакомил с морскими инструментами и началами навигации. Последняя настолько интересовала мальчика, что временами его тогда уже тянуло к морю, или, по крайней мере, к воде, и, без сомнения, этот интерес имел свою долю участия в решимости Гончарова отправиться в кругосветное плавание много лет спустя.

И. А. Гончаров. Портрет работы И. Крамского

Для элементарного образования Гончаров помещали в частные пансионы, один из которых не остался без серьезного влияния на Гончарова. Это был дворянский пансион одного священника, жившего по соседству, в имении княгини Хованской, образованного и светски культурного человека. Жена его, родом француженка, преподавала свой родной язык, священник руководил учением и чтением учеников. Последнее состояло из поучительных и серьезных книг: путешествия; Карамзин и Голиков, Расин и Тассо , Ломоносов и Державин ; дома же Гончаров поглощал мрачные романы Радклиф, мистические «Ключи к таинствам природы» Эккартсгаузена, сказки, но любимым чтением были рассказы мореплавателей, уносившие фантазию то на Сэндвичевы острова с Куком , то в Камчатку с Крашенинниковым.

В 1822 наступил новый этап биографии Гончарова: его отвезли в Москву для дальнейшего образования и поместили в один из дворянских пансионов. Здесь Гончаров пробыл восемь лет, усвоил иностранные языки, мог с листа переводить Корнелия Непота, но читал книги в том же духе, с фантастическим элементом на первом плане, в роде «Агасфера» или «Графа Монте-Кристо». Подобное чтение, попадавшее на благодарную почву, при всей трезвости ума Гончарова, поднимало мысль слишком высоко над родной действительностью и, естественно, мешало с большим вниманием, а главное долей личного участия, вглядеться в черты окружающей жизни.

Неудивительно поэтому, что Гончаров поступил 1831 на словесный факультет московского университета с очень слабо развитым общественным чувством. Он слушал здесь Каченовского, Надеждина , Шевырева , Давыдова, и обо всех сохранил благодарное воспоминание, особенно о Надеждине и Шевыреве. Вступив в университет «со страхом и трепетом», как в святилище, Иван Александрович Гончаров чувствовал себя в нем членом «маленькой ученой республики, над которой простиралось вечно-ясное небо, без туч, без гроз и без внутренних потрясений, без всяких историй, кроме всеобщей и российской, преподаваемых c кафедр». Застав в университете еще Герцена и Огарева и товарищей Станкевича , он ни с кем из них не был знаком, и совершенно остался чужд тому умственному возбуждению, той страстной восторженности, характеризовавшей московские кружки 30-х годов, которую Герцен, вспоминая свою студенческую биографию, называл «кипением». Ни Гегель , ни Сен-Симон , ни вообще мечты о политических преобразованиях не волновали тогда, как, впрочем, и позже, Гончарова. Он тщательно изучал иностранные литературы и классиков, учился у них совершенству формы и в своих позднейших занятиях следовал указаниям и методам, вынесенным со студенческой скамьи.

Окончив 1836 университетский курс, молодой кандидат поступил на службу сначала в Симбирске, где оставался недолго, затем в Санкт-Петербург, в департамент внешней торговли, сначала переводчиком, затем столоначальником. Канцелярская служба не тяготила Гончарова, напротив, она шла к его мало подвижной натуре и ровному характеру, она гармонировала с общим направлением его мысли, очарованной Шиллером и Данте , витавшей так высоко над землею, что ее не задевали никакие пороги и неуклюжести русской жизни. Можно с уверенностью сказать, однако, что честолюбие его лежало вне канцелярских стен; впоследствии оно развилось из сознания своего художественного таланта и литературных заслуг. В Петербурге Иван Александрович Гончаров сблизился с семьей художника Ник. Апол. Майкова, отца Аполлона, Валериана и Леонида Майковых, оставивших, каждый в своей области, свои имена в истории русской литературы. В этой семье господствовала эстетическая атмосфера, поклонение чистому «объективному» искусству, давшее тон эпикурейски безмятежному примирению с жизнью и мягкому довольству собой и окружающим.

Естественно, что, познакомившись с Белинским и его кружком 1846, Гончаров не мог сойтись с ним ни на почве увлечения идеями Луи Блана и Ледрю-Роллена, а затем Жорж Санд , волновавшими тогда великого критика, ни по соучастие в той страстной тревоге общественной мысли, которая характеризовала этот кружок, и для которой Гончаров был слишком трезвой и спокойной натурой. «На меня он иногда как будто накидывался, вспоминал он впоследствии о Белинском, за то, что у меня не было злости, раздражения, субъективности. «Вам все равно, попадется мерзавец, дурак, урод или порядочная, добрая натура, всех одинаково рисуете: ни любви, ни ненависти ни к кому!»

С 1858 Гончаров служил в цензурном ведомстве цензором и членом совета главного управляющего по делам печати; в 1862 был одно время редактором «Северной Почты». В 1873 его служебная биография окончилась, и он вышел в отставку. С тех пор однообразно и без волнений проводил Гончаров зиму в Петербурге, в небольшой квартирке на Моховой (№ 9 кв. 3), лето в Усть-Нарове, в одной и той же привычной обстановке, на попечении своего старого слуги и его семьи (Гончаров женат не был), которой он завещал свою литературную собственность. Перед смертью (1891) Гончаров уничтожил часть своих старых записок, опасаясь, чтобы они не попали когда-нибудь в печать, и заранее опротестовав право посмертного обнародования, без воли автора, биографического и литературного материала в статье «Нарушение воли».

Затем в 1831 1834 годах на словесном отделении Московского университета.

После окончания университета с конца 1834 года по апрель 1835 года Гончаров служил секретарем канцелярии губернатора Симбирска.

В мае 1835 года переехал в Петербург и поступил на службу в департамент внешней торговли Министерства финансов переводчиком.

Подрабатывал репетиторством, был учителем русской словесности и латыни у детей художника Николая Майкова, в доме которого часто собирались известные писатели, музыканты, живописцы. В семье Майковых выпускались рукописные альманахи "Подснежник" и "Лунные ночи", в которых были помещены первые стихотворные и прозаические произведения Ивана Гончарова.

Первые стихотворные опыты Гончарова были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк "Иван Саввич Поджабрин" (написан в 1842 году, опубликован в 1848 году). В 1846 году Гончаров познакомился с Виссарионом Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 году был опубликован первый роман писателя "Обыкновенная история".

С октября 1852 года по август 1854 года Гончаров участвовал в экспедиции вице-адмирала (с 1858 года - адмирал) Ефимия Путятина в Японию на военном фрегате "Паллада" в качестве его секретаря. Во время экспедиции Иван Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 года вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили цикл очерков "Фрегат Паллада" , печатавшихся в журналах в 1855-1857 годах (отдельно изданы в 1858 году).

В 1855 году Гончаров вернулся на службу в департамент.

С 1856 года он работал цензором в Петербургском цензурном комитете. В 1857 1858 годах Гончаров, сохраняя должность цензора, преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу.

В 1860 году Иван Гончаров стал членом корреспондентом Академии наук по отделению языка и словесности.

В 1862 1863 годах был главным редактором правительственной газеты "Северная почта".

В 1982 году в городе был открыт литературно мемориальный музей Гончарова.

В Ульяновской области традиционные Гончаровские чтения уже треть века собирают поклонников творчества писателя со всех уголков России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников