Как изменяется характер князя андрея на войне. Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского. Общая характеристика Андрея

/ / / Духовная эволюция Андрея Болконского (по роману Толстого «Война и мир»)

– это замечательный персонаж романа «Война и мир». К тому же, это и любимый герой самого автора - Льва Николаевича Толстого. С князем Андреем читатель знакомится уже с первых страниц романа. Он выделяется на фоне светской массы лживых и неискренних людей, которые привыкли все делать ради выгоды, ради прибыли. Болконский чувствует себя лишним. Он никак не может смириться с теми жизненными принципами, которые стояли во главе в таком грязной обществе.

Главными чертами характера Андрея были независимость, справедливость, честность, прямота. Он всегда мог в открытую высказать свои мысли, и не редко, такие слова были похожи на грубость.

В начале романа герой предстает перед нами 26 – летним молодым человеком, который был женат, который вскоре должен был стать отцом. Однако искренних чувств к своей жене Андрей уже не испытывал.

Вначале Андрея отличала от всех необычайная скромность, которая с развитием сюжета переросла в одно из лучших качеств характера героя. Семья Болконских также могла похвалиться своим патриотизмом, верой в родную и любимую страну. Князь Андрей сближается с Пьером, между парнями возникает настоящая дружба, которая основывалась на сходстве душевных качеств. Главный герой всегда пытался придерживаться активной жизненной позиции. Он хотел совершить подвиг, за который на него обратят внимание. Кумиром Болконского стал сам Наполеон.

Князь Андрей решает принимать участие в военных сражениях 1805 года. В ходе сражения, герой понимает, что одному простому человеку никак не справиться с управлением огромного войска. Также, Болконский знакомится с настоящими патриотами, с храбрыми и отважными людьми.

Одним из таких персонажей становится капитан Тушин. Он без страха ведет активное нападение на врага, хотя находится в очень сложном положении. Андрей помогает Тушину и всей батареи выбраться и отступить.

В ходе войны Болконский осознает, что не за все храбрые поступки тебя будут хвалить. Вот к примеру, с капитаном Тушиным вышло именно так. Его бранили, на него кричали за такой неоправданный риск и наступление. Только лишь князь старался защитить скромного капитана.

Показать себя и совершить подвиг князь Андрей планирует и во время битвы при Аустерлице. Однако вражеская пуля ранит его. Лежа на поле боя, он всматривается в бескрайнее небо и осознает бессмысленность своих поступков.

После ранения, Андрей возвращается в родные Лысые Горы. Он пытается изменить жизнь людей, принять участие в реформировании. Очередное разочарование принуждает Андрея оставить свои эгоистичные и мнимые идеи. Он погружается в семейную жизнь, переживает страдания жены, которая умирает во время родов. Князь Андрей остается со своим сынишкой, которого безумно любит.

Попадая в Отрадное, герой встречается со старым дубом. Ему кажется, что жизнь окончена. Однако встреча с жизнерадостной и светлой девушкой – Наташей Ростовой в корень меняет мировоззрение Болконского. Андрей влюбляется, он желает видеть Наташу своей женой. Для князя начинается новая жизнь. Даже тот старый дуб, который недавно был угрюмым и страшным, полностью перерождается, оживает.

Участвуя в Бородинском сражении, князь Андрей желает постичь народную роль. По мнению Болконского, только лишь особый военный настрой войска сможет принести победу в сражении. На поле боя князь Андрей не чувствует себя центром всех событий, он является их частью. Болконский пытается подать пример другим солдатам. Он совершает подвиг, в результате которого и получает смертельное ранение.

Эволюция чувств, которая происходит в душе Болконского, приводит его к победе над личным, эгоистичным «я». Смерть князя Андрея была славной!

Согласно некоторым подсчетам, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» более пятисот действующих лиц. Но, несмотря на это, автор умудряется на страницах своей книги не только раскрыть характер героев, но и их путь к становлению личности. Как течение жизни, нравственное и духовное развитие заставляют его персонажей постоянно пересматривать и подвергать сомнению собственные взгляды и убеждения. Самым ярким примером постоянных исканий является один из главных героев романа-эпопеи – князь Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского можно поделить на шесть этапов. В начале произведения он предстает перед читателем тщеславным и амбициозным молодым человеком. Его тяготит семейная и светская жизнь. Он мечтает о подвигах и славе. Болконский одержим своими честолюбивыми стремлениями. Он решает оставить беременную жену на попечение отца, чтобы отправиться на войну. Однако участие в битве под Аустерлицем приносит князю лишь разочарование, крах идеалов, а также новое понимание жизни. Страшное ранение заставляет пересмотреть свои ценности. То, что не так давно казалось ему таким великим и желанным, стало ничтожным и бессмысленным. Теперь князя радует самая обычная трава под ногами и небо над головой. У него нет желания умирать. Болконский пришел к пониманию того, что любит жизнь и жаждет ее. А для него стала лишь бессмысленной бойней.

С момента ранения Болконского под Аустерлицем начинается второй этап его жизни. Возвращается он к себе в имение лишь после длительного лечения и плена. В это же время на свет появляется его сын Николай. Однако столь радостное событие омрачается огромной потерей. При родах умирает любимая жена князя. Он никогда не забудет ее последний взгляд с укором. Глаза с застывшим в них вопросом на протяжении всей его дальнейшей жизни будут преследовать, мучить и тяготить.

После похорон жены князь Болконский принимает решение обустроиться в Богучарове и заботиться о своем сыне. Он сосредотачивается на повседневных хлопотах деревенской жизни. И довольно хорошо справляется с ними. Князь Андрей реализует прогрессивные идеи, которые для его современников были немыслимы или же оставались лишь мечтой. Он отпускает некоторых своих крестьян на свободу и наделяет их землей. А другим заменяет барщину оброком. Однако и такой уклад жизни не делает Болконского счастливым. Ничто не радует князя. Его взгляд становится вялым и потухшим.

Третий этап жизни нашего героя начался с момента знакомства со Сперанским. После длительного уединения Болконский отправился в Петербург. Там состоялась их встреча и знакомство. Сперанский был одним из самых влиятельных мужчин России. Логический склад ума и трезвый расчет выгодно выделяли его среди других соотечественников. В руках Сперанского была сосредоточена судьба практически всей страны. Болконский посчитал его здравомыслящим человеком, совершенным воплощением мужчины, к которому и сам стремился. Но князь вовремя успел распознать всю призрачность и фальшивость суждений Сперанского, а также полное отсутствие духовных ценностей в его мировоззрении.

После очередного разочарования только юная Наталья Ростова смогла зажечь искру жизни в Андрее Болконском. Она пробудила в нем чувства и эмоции, которые, как ему казалось, уже давно истлели в сердце. Благодаря ей он оправился от нравственной и физической апатии. Она открыла ему особый мир, наполненный радостью и грезами. Болконский уже начал мечтать о счастливом будущем, как его поджидала измена и крах надежд.

Несмотря на принятое ранее решение, разрыв с Наташей Ростовой, а также новое нашествие Наполеона обусловили желание князя пойти в действующую армию. Он отказался от предложения остаться в штабе у государя. Болконский был убежден, что только служба в действующей армии сделает его полезным для народа. И на этом, пятом, этапе жизни главную роль в душевном обновлении князя сыграли обычные солдаты. Ему в командование дали полк, где Болконский завоевал всеобщую любовь и доверие. Однако на Бородинском поле князь Андрей получил серьезное ранение, которое стало причиной прекращения его активной деятельности. Но и даже во время болезни, в часы физических страданий и полубреда, он продолжает размышлять. Князь Андрей мучительно раздумывает о настоящей всепрощающей любви. Пройдя путь долгих исканий и страданий, он приходит к пониманию простых христианских истин.

В часы тяжелой болезни рядом с Болконским была Наталья Ростова. Она самоотверженно ухаживала за ним. Однако князь не оправился от болезни. Ему приснился сон, в котором он боролся за жизнь, но смерть оказалась сильнее. Это видение стало переломным для нашего героя. Он сдался и умер. Однако на протяжении всей жизни Болконский стремился быть полезным народу. Его личности, духовному облику всегда был присущ пытливый и трезвый ум. Он всю жизнь посвятил борьбе за счастье, но трагическая смерть оборвала эти долгие искания.

Общая характеристика Андрея

Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.

Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…». Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.

Начало пути. Эгоизм и стремление к славе

В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.

Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.

Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба?

И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год!»

Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.

Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.

В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.

Достигших идеала забирает Бог…

Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.

Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.

Тест по произведению

Своеобразие характера князя Болконского проявляемся во всем и везде. Где бы он ни появился, личные качества всегда возвышают его над окружающими. В штабе Кутузова князь Андрей «своей особенной гордой и учтивой манерой» умел себя так поставить к обществу богатых веселых гвардейцев, что на него смотрели как на «человека особенного, только временно занимающего должность адъютанта, и неприятного товарища», но, несмотря на то, что «многие с ним были на ты, его невольно уважали».

Оставалось однако чувство, смущавшее князя Андрея,- он боялся, что «гений Бонапарта» окажется «сильнее всей храбрости русских войск. Он» боялся за Русские войска и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя». Единственно возможное разрешение «этого противоречия» князь Андрей находил в том, чтобы он «сам командовал русской армией против Бонапарта». Он не мог только представить себе, когда бы это могло быть.

Следующее событие войны 1805 года, которое существенно повлияло на взгляды князя Андрея, было, как иронически замечает , «знаменитое сражение» под Кремсом, за которое воздавались похвалы «со стороны русских и австрийцев русским войскам», а «со стороны французов французским войскам». Князь Болконский, участвовавший в сражении, «с великой похвалой был представлен Кутузову» и от Кутузова с донесением «об этой победе» послан в Брюнн к австрийскому двору. В Брюнне князь Андрей встречается с дипломатом Билибиным и его кружком, присутствует на приеме во дворце австрийского императора.

Не дошли до окончательного текста эти размышления. Ведь честолюбивые мечты князя Андрея в накануне Аустерлица оказались бы повторением ранее сказанного. Поэтому раздумья князя Андрея о своей карьере заменены в этой же рукописи кратким сообщением автора о том, что князь Андрей был «один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела», и что, узнав о разгроме армии под Ульмом, Болконский понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней».

Размышления князя Андрея продолжает автор, рассказывая, что «воспитанный в воспоминаниях века Екатерины и сам участвовавший в легких победах русских в Турции, князь Андрей никогда ни на мгновение не сомневался в том, что русские войска – лучшие войска в мире. И представляя себе – это была его любимая мечта – как оя с знаменем впереди ведет полк на обсыпаемый картечью мост или вал укрепления, он чувствовал, что этим войскам ничто противостоит, не может, и потому был счастлив теперь на скорое осуществление своих мечтаний».

Узнав о поражении Мака, князь Андрей невольно испытал «волнующее радостное чувство», вызванное «посрамлением самонадеянной Австрии». Уже нет речи о Наполеоне как о «величайшем гении после Кесаря», а только отражен страх князя Андрея перед гением Бонапарта, который «мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск». Так в рукописях и в окончательном тексте.

Толстому важно показать, как князь Андрей, очутившись в атмосфере высших кругов, был вновь охвачен мыслями о славе. «Тот сырой и холодный вечер» после Кремского сражения, когда он верхом объезжал «серые шинели солдат и в первый раз услыхал свист пуль, был далек от него, как будто это было десять лет назад». Князя Андрея везде «встречали и льстили»; он был приятно взволнован успехом. И опять «в его воображении восстал знакомый образ: маленький человечек с орлиным носом и твердым ртом. Он вспомнил свое лицо и сравнил одно с другим.

Толстой ослабил восхищение князя Андрея перед гением Наполеона, разъяснив, что это была «радость за посрамление самонадеянных педантов австрийцев, которое он предсказывал, и, главное, он чувствовал радость от того, что теперь скоро придется и русским войскам вступить в дело с столь страшными для всех французами». Исправленный текст зачеркнут, и ощущения князя Андрея выражены по-иному: в центре их не столько ироническое отношение к тому, что «полусумасшедший старый фанатик Мак хотел бороться с величайшим гением после Кесаря», хотя мысль эта оставалась,- сколько «волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянных австрийцев», а главное, надежда принять участие в столкновении русских с французами и «положить на одну сторону весов и свою долю любви к славе и равнодушия к жизни».

Отношение князя Андрея к войску звучит в новом варианте совсем по-иному, оно уважительное. Он возражает на ироническую реплику Билибина о «победоносном православном воинстве», говорит, что это «воинство» в сущности, не так плохо, что он узнал это в последнем сражении. «Солдат очень хорош. Офицеры дрянь. Но все вместе – Это еще хорошее орудие в руках искусного человека». Князь Андрей с удовольствием говорит о том, что завтра после вечера у княгини Эстергази он будет «в палатке, в избе, с солдатами». Разговор он закончил признанием: «Я это люблю, право, люблю». Хотя с тою же настойчивостью повторяются его честолюбивые мечты о славе, карьере, однако отношение его к Кутузову и особенно к войску, к солдатам качественно совершенно отлично от того, какое было в предыдущем варианте.

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.