Безмозглые градоначальники. М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города": описание, герои, анализ произведения

Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Одно изсамых известных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – «История одного города».Несмотря на название, это произведение – не иносказательная историческаяхроника, а сатирический роман, в котором нашло гениальное воплощение состояниеобщества при самодержавии. Это состояние возникло в России намного раньше 1731года, обозначенного как начало повествования, и не прекратилось в 1825 году,хотя на нем и обрывается рассказ летописца. Положение в стране ничуть неизменилось и в 60-ые годы 19 века, когда была написана книга. Данная ситуацияхарактерна не только для царской России, но и для любого общества,испытывающего на себе гнет самовластия.

Итак, власть и народ – вот та кардинальнаяпроблема, которая является внутренним стержнем книги и делает ее цельной,несмотря на внешнюю самостоятельность глав.

Все главы, кроме первой - «О корени происхождения глуповцев» - посвящены жизни народа под гнетом самовластия. Причем каждая из них раскрываеткакую-то новую грань воплощения произвола и насилия над людьми. Какие бымероприятия ни проводил бы самодержец, какими бы намерениями он при этом нируководствовался, результат всегда был один: бесконечный испуг жителей исвалившиеся на их головы новые бедствия и несчастья.

Глуповская властьпредставлена в книге целой галереей градоначальников. С многообразием лиц, «вразное время Глуповым правивших», сатирик знакомитчитателя в главе «Опись градоначальникам». Краткие характеристики перечисленныхв ней правителей поистине впечатляющи. Кто только не распоряжался судьбами глуповцев! И Амадей Мануйлович Клементий, вывезенный из Италии Бироном «за искуснуюстряпню макарон», и произведенный в надлежащий чин; и Ламврокакис– «беглый грек, без имени и отчества и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре»; и Петр Петрович Фердыщенко - бывший денщик князя Потемкина; и Онуфрий Иванович Негодяев – бывший гатчинский истопник…

Биографии многих из градоправителей могутпоказаться неправдоподобными. Между тем, они отражают реальное положение вещей.При самодержавном строе у вершин власти зачастую оказывались люди совершеннослучайные. Но они чем-то «приглянулись» императору или его приближенным. Так,например, Бирон, который вывез из Италии Клементия,сам был вывезен императрицей Анной Иоанновной из Курляндии и получил в еецарствование неограниченную власть. А Кирилла Разумовский, якобы поймавший Ламврокакиса, стал графом и даже правителем всей Украинытолько благодаря своему брату Алексею – фавориту Елизаветы I. Что же касается Фердыщенко и Негодяева, то ихвзлет напоминает некоторые действительные факты. Достаточно сказать, чтоЕкатерина II даровала графский титул своему парикмахеру, а Павел I возвел вграфы своего камердинера. Поэтому писателю порой не нужно было даже прибегать кпреувеличению: действительность давала ему большой материал.

И все же есть в «Истории одного города» немалотакого, что носит откровенно фантастический характер. Градоначальник сорганчиком вместо головы… Градоначальник с фаршированной головой…Оловянныесолдатики, наливающиеся кровью и остервенело ломающие избы…

Зачем же нужны писателю эти и другиеаналогичные им образцы? Как понимать все эти «несообразности»? Сам сатирикговорил: «Бывают чудеса, в которых, по внимательному рассмотрению, можноподметить довольно яркое реальное основание».

Действительно, с помощью образаградоначальника Брудастого, деятельность которого описана в главе «Органчик»,сатирик показывает: для того, чтобы править Глуповым,вовсе не обязательно иметь голову. Для этого вполне достаточно обладатьпростейшим механизмом, способным воспроизводить всего две фразы – «разорю!» и«не потерплю!». Брудастый представляет собой как бы саму суть «правительства»,«очищенную от всего постороннего». С помощью гротеска Щедрин делает предельнонаглядным то, что свойственно всем «градоначальникам» вообще, независимо от ихличных склонностей, характера, убеждений.

Разные были в Глуповеградоначальники: «деятельные» и «бездеятельные», либеральные и консервативные,вводившие просвещение и искоренявшие его. Однако все их многообразнейшие«прожекты» и поползновения в конце концов сводились к одному: к выколачиванию«недоимок» и пресечению «крамолы».

Галерея градоначальников начинается сБрудастого, являющегося своего рода «общим знаменателем всех градоначальников»,и завершается Угрюм-Бурчеевым, представляющим собойвеличину более значительную, а потому и более зловещую. Прототипом Угрюм-Бурчеева послужил Аракчеев. Но неверно было быограничивать широкое обобщающее значение этой фигуры. В ней сконцентрированы изаострены черты, характерные для особого типа правителей. Для какого же типа?

Угрюм-Бурчеевпревзошел всех своих предшественников безграничным идиотизмом и неиссякаемойэнергией. Но эта энергия была направлена на то, чтобы превратить город, аточнее всю страну, в казарму и заставить с утра до вечера маршировать. Егоидеалы – это «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная донаготы». Античеловеческая сущность самовластия показана здесь Щедриным спотрясающей силой.

Именно благодаря таким неординарным образамградоначальников «История одного города» живет и сейчас. Эта замечательнаякнига известна не только у нас в стране, но и по всему миру и прочно стоит вряду величайших достижений мировой сатиры.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был талантливым сатириком, которые высмеивал начальников и правительство. В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупове, который за сто лет своего существования поменял многочисленное количество градоначальников. Михаил Евграфович любил пользоваться в описании своих героев гротеска, таким образом, он считал, что в полной мере описывал характер и образ начальников, чиновников.

Салтыков-Щедрин считал, что даже преувеличение не может испортить образа, который писатель пытался передать читателю. Михаил Евграфович относился к начальникам не как к людям, он больше считал их не за людей, а за функции. Каждый из чиновников выполнял свои функции, но никто никогда не обращал внимания на людей и их потребности. Чиновники и начальники никогда не слышали людей, потому что им было все равно на них, каждый из них беспокоился лишь о своем благосостоянии. Каждому градоначальнику и чиновнику не нравится, что народ приходит к ним с многочисленными жалобами, поэтому они стараются от них как можно быстрее откреститься. При этом каждый из них считает, что думать не обязательно, а скорее всего даже вредно для них.

Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» описал огромное количество градоначальников, которые пытались управлять городом Глупов. Писатель пытался осветить всю несостоятельность самодержавия. Каждый из градоначальников пытался править по своему, но все точно знали, что не должны идти на поводу у народа. Салтыков-Щедрин написал о полной несостоятельности власти и высмеял градоначальников.

В романе пишется о многочисленных градоначальниках сменяющих один одного и об их нелепом руководстве городом. Михаил Евграфович создал образ многих начальников и описал в одном романе. Начальники все отличались, но лишь в одном они были все одинаковы, они секли своих горожан. Некоторые из них объяснили, за что наказывали их, а другие даже не считали нужным объяснять.

Градоначальник Дементий Варламович Брудастый был очень глуп и своеобразен. Его словами всегда были «Не потерплю» и «Разорю» народ не понимал начальника. В один из дней они нашли градоначальника сидящим за своим столом, но без головы она спокойно лежала рядом. Здесь писатель решил выделить такой момент, что голова градоначальника была абсолютна пуста. Мастер часов подсказал народу Глупова, что голова была неисправна, в углу стоял органчик и кричал лишь две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». Тогда он решил оповестить в Петербург, чтобы прислали новую исправную голову, но она так и не пришла. Салтыков-Щедрин высмеивает Брудастого, что он начальник с пустой головой.

Затем в Глупове появились самозванцы, а потом и вовсе город некоторое время был предоставлен сам себе. Затем Глуповом пытались руководить градоначальницы, но тоже ничего не вышло.

После многочисленных смен начальников в Глупов приехал Петр Петрович Фердыщенко, при котором город расцвел на шесть лет. Затем Фердыщенко совершил ошибку и влюбился в замужнюю девушку, и в город пришла засуха. Когда народ разобрался с Аленкой, Фердыщенко увлекся другой женщиной и пришли пожары. Тогда Петр Петрович решил бросить женщину и закончить свою службу городу путешествием. На третий день путешествий по городу он умер от объедения. Таким образом, писатель решил сделать акцент на том, что градоначальник очень любил себя и умер от чревоугодия, коим являлся его грехом.

За Фердыщенко последовали другие начальники, которые разоряли город и не знали вообще, как им управлять. Подавляли народное восстание войнами и пытались привить свою религию. Один устраивал каждодневные баллы, что привело к голоду, потому что люди обленились и перестали засеивать огороды. Некоторые из градоначальников, то и дело занимались лишь своей личной жизнью и больше их ничего не волновало.

Когда в Глупове появился последний градоначальник, город был беден и растаскан предшественниками. Угрюм-Бурчеев оказался не совсем умным человеком и Салтыков-Щедрин пишет о нем, что он идиот. Бурчеев решает снести город и построить на его месте новый идеальный, с идеальными улицами и людьми. Но начальнику так и не удалось возвести идеальный город с ровными уличками, ведь ему помешала река. Как ни старался Бурчеев, река не поддавалась и осталась на своем месте, тогда Угрюм-Бурчеев увидел что-то, что автор называет «оно» и убежал из города навсегда. Так и закончилась жизнь города Глупов и его горожан глуповцев. Они все шли за своими начальниками и делали то, что им навязывали и приказывали. Таким образом, они вместе с начальниками загубили свой родной город.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, написав свой роман «История одного города» хотел показать читателю, что стоит отстаивать свои права и всячески их защищать. Не стоит подстраиваться под каждого начальника и губить свой город. Салтыков-Щедрин использовал много смешных моментов, но и с ними читателю понятно о том, что власти не хотят делать ничего для народа, а лишь пускают пыль в глаза, а люди им верят. Хоть в этом романе и много моментов, которые вызывают улыбку, на самом деле в романе пишется о том, как не совсем умные начальники загубили жизнь целого города и его горожан. Свои романом Салтыков-Щедрин призывает каждого человека не доверять слепо каждому кто приходит к власти, а самим что-то делать для своей страны и города.

Сочинение Образы градоначальников в романе История одного города

Роман «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина был опубликован в 1870 году. Пользуясь литературным приемом гротеск, автор высмеивает самодержавие. В произведении, признанном сатирическим, нашли отображение образы, созданные по подобию некоторых российских самодержцев и политических деятелей. Повествование идёт от имени вымышленного летописца.

На примере истории города Глупова и его градоначальников, писатель образно показывает все изъяны исторической несостоятельности самодержавного строя. При всей кажущейся неправдоподобности, Щедрин описывает реальные события. При самовластии управлять государством порой назначались самые случайные люди. Достаточно было произвести положительное впечатление на монарха или его приближённых. Тому в истории немало примеров.

Рисуя портреты градоначальников, Щедрин создаёт образы бездарных временщиков, пригревшихся у власти. Весь их интерес заключается в том, чтобы наворовать побольше. Им неинтересна судьба государства, из казны которого они воруют. Народ, живущий в этом государстве, и вовсе никому не нужен.

Градоначальников в городе Глупове перебывало великое множество. Их было ни много, ни мало, а целых 22 человека, согласно «описи градоначальников». Каждый из них выделялся среди других чем-то особенным. Так, например, Дементий Брудастый, которому выпала честь быть первым градоначальником города Глупова. Он был назначен на эту должность впопыхах. Возможно, поэтому никто не обратил внимания на то, что вместо головы у него был маленький органчик.

Некто Угрюм-Бурчеев, человек недалёкий по складу своего ума. Это один из самых отрицательных образов среди градоначальников Глупова. Неспособный учиться, думать и созидать, этот человек мечтал о всеобщей муштре и беспрекословном исполнении своих глупых указов.

Недаром у всех градоначальников такие характерные фамилии. Иногда они указывают на прототип, с которого писался образ героя произведения. Так, например, образ Бородавкина, который стремился к осуществлению реформ, можно отождествить с Петром I. Градоначальник Пфейфер напоминает Петра III, Негодяев – Павла I, Грустилов – Александра I, Перехват-Залихватский указывает на Николая I. А под Угрюм-Бурчеевым подразумевался граф Аракчеев.

Все деяния и «заслуги» управителей города Глупова не выдерживают никакой критики. Чем бы каждый из ни занимался, пользы городу и людям, живущим в нём, не было никакой. Городом правили разные люди. Но всех их объединяло одно: человеконенавистническое начало. Все их действия были направлены на личное обогащение, разворовывание государственной казны, безоговорочное подчинение народа.

С такими правителями народу жилось всё хуже и хуже. Посредством созданных образов, автор показывает всю суть единовластия и истинное лицо тирании. Что бы ни происходило в городе Глупове, кто бы ни был у власти, произвол и насилие над населением оставалось постоянным. Какими бы «благими» намерениями ни руководствовались градоначальники, людям они не сулили ничего, кроме новых бед и репрессий.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Травки из рассказа Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Неоднократно упоминается, что Травка - это гончая собака. Как правило гоняла она животных для своего хозяина Антипыча

М. Е. Салтыков-Щедрин

Типы градоначальников в «Истории одного города»

Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» беспощадно изображает российскую действительность. В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для их изображения автор пользуется такими литературными приемами, как сатира и гротеск, полный намеков и недомолвок эзопов язык, открытая насмешка, ирония и сарказм.

Первый градоначальник, с которым сталкивается читатель на страницах произведения в главе «Органчик», – Д. В. Брудастый. Глуповцы встречают его радостно и восторженно, заявляя, что «новому правителю уже по тому одному должно быть отдано преимущество, что он новый». Под управлением этого начальника в городе закипает небывалая деятельность. Эта деятельность бессмысленна и бесполезна, она не приносит ни порядка, ни благоденствия жителям города – ничего, кроме вреда, но все прекращается, когда становится известно, что у Брудастого пустая голова, в которой находится органчик с двумя мелодиями.

Следующий портрет – градоначальник Двоекуров.

«Он ввел медоварение и пивоварение, сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Начал различать два сорта сечения: сечение без рассмотрения и сечение с рассмотрением». Все его нововведения – сплошные глупости, не приносящие никакой практической пользы.

Этот активный и неугомонный начальник начал «войны за просвещение», которые стали вершиной его ограниченной, бестолковой деятельности.

Он вводил различные указы: первый был за обязательное употребление горчицы, второй имел своей целью разъяснить глуповцам пользу от устройства под домами каменного фундамента, третий возник вследствие отказа обывателей разводить персидскую ромашку, и четвертый, наконец, был вызван разнесшимся слухом об учреждении академии.

Вполне естественно, что вместо академии был основан съезжий дом. На этом и закончились все «войны за просвещение».

Образ следующего градоначальника – Прыща – не менее интересен в своей никчемности и непригодности к каким-либо действиям. «Я человек простой-с и не для того сюда приехал, чтобы издавать законы-с. …у меня есть план …отдохнуть-с». Начальник оказывается бездельником и тунеядцем. В довершение следует сказать, что у Прыща оказалась фаршированная голова, которую с большим аппетитом чуть позже съел предводитель дворянства.

Символические образы пустой головы Брудастого с органчиком и фаршированной головы Прыща, используемые автором, служат для того, чтобы подчеркнуть вековую российскую беду: с головы, от начальников, правителей и руководителей, идет то зло, которое обрушивается на простой народ, делает его жизнь невыносимо пустой и тягостной.

Завершает ряд портретов градоначальников Угрюм-Бурчеев – «апофеоз» всех негативных черт и качеств.

Угрюм-Бурчеев предстает в произведении ярчайшим примером тупости, ограниченности и «идиотизма». Он ведет аскетический образ жизни, его удивляют любые проявления чувств и эмоций. Градоначальник Угрюм-Бурчеев – это само безличие, «отверженное и вполне успокоившееся в самом себе идиотство». Этот деятельный правитель все свои реформы проводит в соответствии со своей теорией нивелирования, уравнивания, что явно идет против людей и природы.

Идеал мироустройства для него – большая казарма, он хотел бы сделать жизнь людей строго однообразной, до предела распланированной, бессмысленной и совершенно лишенной радостей. Разумеется, современники тут же поняли, что за описанием Угрюм-Бурчеева скрывается вполне реальный прототип – Аракчеев...

Произведение оканчивается глубоко символичным образом – образом мистического «Оно», некоего смерча, сметающего все на своем пути. «Земля затряслась, солнце померкло... Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца... Оно пришло...».

Налетевшее на Глупов «Оно» стерло с лица земли Угрюм-Бурчеева, из чего можно сделать вывод о том, что природа русской души все же победит косность и тупость любых градоначальников.



Произведение представляет собой сатирическое иносказание об истории городка Глупов, в котором изображены многочисленные образы градоначальников, в разные годы руководивших городской властью.

Одним из правителей Глупова являлся Амадей Клементий, прославившийся сначала на итальянском полуострове, а затем и в городке своим кулинарным талантом по приготовлению макарон, закончил свое правление ссылкой за измену.

Следующей городской главой был назначен Фотий Ферапонтов, ранее являвшийся цирюльником, а в бытность руководителя города усиленным борцом с налоговыми неплательщиками. Слабостью Ферапонтова была его увлеченность жестокими зрелищами, на которых он присутствовал лично. Правил Фотий Петрович недолго, поскольку погиб при нападении на него разъяренных собак.

После этого на посту градоначальника оказался Иван Великанов, отличавшийся жестокостью по отношению к чиновниками и жадностью. Через два года своего правления за любовный роман с Лопухиной был отправлен в острог.

Затем в кресло мэра города сел военный офицер Маныл Кильдибаев, безумно отважный человек, уволенный спустя пять лет с почетного места.

Сменивший его Ламврокакис оказался беглым греком, когда-то торговавший на рынке греческими мелочами. За время своего руководства в городе выделился тем, что поддерживал классическое образование, скончался от укусов клопов.

Еще одним ярким представителем города являлся Дементий Брудастый, прозванный органчиком из-за того, что имел в своей голове прибор в виде органа и произносивший всего две фразы. При его правлении Глупов находился в постоянном страхе, а после окончания власти Органчика в городе начались беспорядки.

Очень деятельным руководителем Глупова оказался Семен Двоекуров, сумевший отремонтировать дороги, наладить производство пива и меда, приобщивший горожан к выращиванию горчицы и лаврового листа, мечтающий об открытии городской академии.

Примечателен в роли градоначальника глупый денщик Фердыщенко, мирно правящий городом на протяжении шести лет, а затем будто бы потерявший рассудок.

Отличающийся сластолюбием и легкомыслием, он наплевательски относился к сбору налогов, допустил во время своего правления период голода и пожаров и скончался от обжорства.

Самым бездеятельным главой являлся Грустилов Эраст, развращенный меланхоличный человек, в результате правления которого горожане погрузились в пучину страшного разврата и многобожия. В наследство городу Эраст оставил после смерти собственные идиллические произведения.

Больше всех отличился идиотским руководством Глупова Угрюм-Бурчеев, решившим переделать жизнь города и направить ее в военное русло. Жителям приказали одеваться в военную форму, ежедневно маршировать на плацу, строго следовать установленному расписанию.

Описывая образы многочисленных градоначальников Глупова, писатель, используя сатирические методы, раскрывает истинную суть самовластия, основанного на произволе и насилии над людьми.

Характеристика Градоначальников города Глупов

Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной. Именно поэтому основной темой, которая затрагивается в произведении, является тема простого народа и самовластного правительства, их взаимоотношений и взаимодействия.

В каждой главе романа «История одного города» Салтыков-Щедрин показывает своим читателям, как живут люди во времена правительства абсолютной власти, как именно эта власть в лице градоначальников распоряжается своими правами и насколько хорошо выполняет свои обязанности. Знаменитая опись градоначальников, приведённая в книге, указывает, что всего за историю города Глупова их было двадцать два. Нетрудно заметить, что все они были несколько странноватыми. К примеру, первый градоначальник Глупова, Дементий Брудастый, назначен на свою должность был в суете, от чего никто и не заметил, что в голове этого любопытного человека находится самый настоящий маленький «органчик», а последний правитель города, Угрюм-Бурчеев, человек не самых высоких умственных способностей, и вовсе разрушил весь город, чтобы построить на его месте новый, правда, толком непонятно, зачем и для чего это было ему нужно.

В своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин использует говорящие фамилии для того, чтобы лучше подчеркнуть характерные особенности каждого из градоначальников. К примеру, Эраст Грустимов, один из самых трепетных и нежных правителей Глупова, скончался от меланхолии, однако до того успел оставить после себя несколько романов и повысить дань с выкупа до пяти тысяч рублей в год, а Онуфрий Негодяев попросту разрушил все дороги, а из полученного камня выстроил монументы. Стоит заметить, что все двадцать два градоначальника были именно такими – странными, гротескными, однако очень хорошо отражающими основные негативные черты, которыми грешна практически каждая власть – это и жадность, и желание навариться на подчинённых, и недальновидность, и непрактичность, и банальная глупость. Ведь, если задуматься, основная разница между жителями города и представителями власти заключается лишь в том, что вторые оказались в нужное время в нужном месте, а первые просто продолжали жить так, как они жили раньше, без особых взлётов и падений.

Невозможно не заметить факт того, что произведение «История одного города» наполнено многими абсолютно фантастическими и неправдоподобным моментами, однако можно догадаться, что за этим гротеском скрывается истина – та, какой её видит Михаил Салтыков-Щедрин. Обличая градоначальников в их невежестве и их грехах, писатель не стесняется обращаться к средствам художественной выразительности, ведь с их помощью роман становится куда более наглядным и понятным для восприятия читателей – нетрудно себе представить фантастический образ градоначальника с фаршированной головой или же правителя с органчиком вместо головы. В этой доступности для понимания каждому человеку и заключается сила данного произведения.

Я полагаю, что роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» очень чётко отражает действительность, всё то, что происходило во времена правления абсолютной власти. До конца непонятно, чем руководствовались предыдущие правители, подыскивая себе достойную, как им казалось, замену, а также то, почему царил такой беспредел и такое своеволие, однако одно очевидно – годы идут, поколения сменяются, а во многом данное произведение остаётся актуальным и понятным и в наши дни. Человеческим фактором сложно пренебречь, поэтому все мы люди со своими грехами, желаниями найти собственную выгоду и устроить свою жизнь получше. Просто важно не забывать то, что в первую очередь нужно оставаться человеком с большой буквы – уважать чужой труд, извлекать уроки из истории, анализировать и подходить к жизни рационально и рассудительно, тогда и жизнь будет радовать в ответ, а не приносить неожиданные разочарования и огорчения, которые, на самом-то деле, можно было и предвидеть, если внимательно относиться к жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Мальчики

    Написанный в 1887 году, опубликованный в «Петербургской газете», рассказ А.П. Чехова «Мальчики», является продолжением знаменитого цикла рождественских рассказов. Как и многие произведения того периода он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте

  • Образ и характеристика Марсилия в Песне о Роланде сочинение

    Марсилий – король испанского города Сарагосы. Персонаж этот отличается самыми неприятными чертами человека - хитроумностью, подлостью, трусостью, меркантильностью и жестокостью. Подтверждается это во многих эпизодах произведения, например, ради того

  • На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем

  • Герасимов А.М.

    Художник из купеческой семьи. Закончил училище живописи, ваяния и зодчества. Два года прослужил в армии на время Мировой войны.

  • Образ и характеристика Луки в пьесе На дне Горького сочинение

    Пьеса Максима Горького На дне затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука.

В 1870 году после ряда публикаций отдельных глав вышло в свет произведение Михаил Салтыкова-Щедрина «История одного города». Это событие получило широкий общественный резонанс – писателя обвиняли в насмешках над русским народом и очернении фактов российской истории. Жанр произведения – сатирическая повесть, обличающая нравы, взаимоотношения власти и народа в самодержавном обществе.

Рассказ «История одного города» насыщен такими приемами как ирония, гротеск, эзопов язык, иносказание. Все это позволяет автору, в отдельных эпизодах доводя до абсурда описываемое, ярко изобразить абсолютную покорность народа любому произволу власти. Пороки современного автору общества не изжиты и в наши дни. Прочитав «Историю одного города» в кратком содержании по главам вы ознакомитесь с самыми важными моментами произведения, наглядно демонстрирующими сатирическую направленность повести.

Главные герои

Главные герои повести – градоначальники, каждый из которых сумел чем-то запомниться в истории города Глупова. Поскольку портретов градоначальников повесть описывает немало, стоит остановиться на наиболее значимых персонажах.

Брудастый – потряс жителей своей категоричностью, своими возгласами по любому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!».

Двоекуров со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.

Бородавкин – воевал с собственным народом «за просвещение».

Фердыщенко – его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.

Прыщ – к такому правителю, как он, народ оказался не готов – слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.

Угрюм-Бурчеев – при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь свою бредовую идею.

Другие персонажи

Если главные герои – градоначальники, второстепенные – народ, с которыми они взаимодействуют. Простой народ показан как собирательный образ. Автор в целом изображает его как повинующегося своему правителю, готового терпеть все притеснения и различные странности своей власти. Показаны автором как безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.

От издателя

«История одного города» рассказывает о городе Глупове, его истории. Глава «От издателя» голосом автора уверяет читателя в том, что «Летописец» подлинный. Он приглашает читателя «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах». Автор подчеркивает, что сюжет повествования однообразен, «почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников».

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

В этой главе автор ставит перед собой задачу – передать «трогательное соответствие» власти города, «в меру дерзающей» народу, «в меру благодарящего». Архивариус рассказывает о том, что представит читателю историю правления в городе Глупове градоначальников, один за другим сменяющихся на высшем посту. Рассказчики, четверо местных летописцев, излагают поочередно «подлинные» события, происходящие в городе с 1731 по 1825 гг.

О корени происхождения глуповцев

В этой главе рассказывается о доисторическом времени, о том, как древнее племя головотяпов одержали победу над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников, кособрюхих и проч. После победы головотяпы стали думать о том, как навести порядок в своем новом обществе, поскольку дела у них никак не шли на лад: то «Волгу толокном замесили», то «теленка на баню затащили». Они решили, что им нужен правитель. С этой целью головотяпы отправились искать князя, который бы управлял ими. Однако все князья, к которым они обращались с этой просьбой, ответили отказом, поскольку никто не захотел управлять глупыми людьми. Князья, “поучив” жезлом, головотяпов отпускали с миром и с «честию». Отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел помочь найти князя. Князь ими управлять согласился, однако жить вместе с головотяпами не стал – послал в качестве своего наместника вора-новотора.

Головотяпов переименовал в «глуповцев», а город соответственно, стал называться «Глупов».
Управлять глуповцами новотору было совсем несложно – этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказов власти. Однако их правителя это не радовало, новотор желал бунтов, которые можно было бы усмирять. Финал его правления был очень печален: вор-новотор проворовался до того, что князь не выдержал и послал ему петлю. Но новотор сумел и из этой ситуации вывернуться – не дожидаясь петли, он «зарезался огурцом».

Затем в Глупове стали поочередно появляться другие правители, которых присылал князь. Все они – одоевец, орловец, калязинец, – оказались бессовестными ворами даже еще хуже новатора,. Князь устал от таких событий, лично явился в город с криком: «Запорю!». Этим криком начался отсчет «исторического времени».

Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 - 1826)

В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22)Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».(непонятен смысл главы)

Органчик

1762 год ознаменовался началом правления градоначальника Дементия Варламовича Брудастого. Глуповцы были удивлены тем, что их новый правитель угрюм и не говорит ничего, кроме двух фраз: «Не потерплю!» и «Разорю!». Они не знали, что и думать, до тех пор, пока не открылась тайна Брудастого: его голова совсем пустая. Письмоводитель случайно увидел ужасную вещь: туловище градоначальника по обыкновению сидело за столом, а вот голова отдельно лежала на столе. И в ней не было ничего вообще. Горожане не знали, что теперь им делать. Они вспомнили о Байбакове – мастере часовых и органных дел, который совсем недавно приходил к Брудастому. Расспросив Байбакова, глуповцы выяснили, что голова градоначальника была оснащена музыкальным органчиком, который исполнял только две пьески: «Не потерплю!» и «Разорю!». Органчик вышел из строя, отсырев в дороге. Мастеру самостоятельно починить его не удалось, поэтому он заказал в Санкт-Петербурге новую голову, однако заказ что-то задерживался.

Наступило безвластие, финал которому положило неожиданное явление одновременных двух абсолютно одинаковых правителей-самозванцев. Они увидели друг друга, «смерили друг друга глазами», а наблюдавшие эту сцену жители молча медленно разошлись. Прибывший из губернии рассыльный забрал с собой обоих «градоначальников», а в Глупове началась анархия, которая длилась целую неделю.

Сказание о шести градоначальницах (Картина глуповского междоусобия)

Это время было очень насыщено событиями в сфере градоправления – город пережил целых шесть градоначальниц. Жители наблюдали борьбу Ираиды Лукиничны Палеологовой, Клемантинки де Бурбон, Амалии Карловны Штокфиш. Первая уверяла, что достойна быть градоначальницей из-за того, что ее муж какое-то время занимался градоначальничейской деятельностью, у второй – занимался отец, третья некогда сама была градональнической помпадуршей. Помимо названных, на власть претендовали также Нелька Лядоховская, Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. Оснований у последних претендовать на роль градоначальниц не было вообще. В городе разыгрались нешуточные баталии. Глуповцы топили и сбрасывали с колокольни своих сограждан. Город устал от анархии. И тут наконец-то появился новый градоначальник – Семен Констатинович Двоекуров.

Известие о Двоекурове

Новоявленный правитель Двоекуров правил Глуповым в течение восьми лет. Он отмечен как человек передовых взглядов. Двоекуров развил деятельность, которая стала для города благотворной. При нем стали заниматься медо- и пивоварением, приказал обязательно употреблять в пищу горчицу и лавровый лист. В его намерения входило учреждение в Глупове академии.

Голодный город

На смену правления Двоекурова пришел Петр Петрович Фердыщенко. Город жил в течение шести лет в благополучии и процветании. Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки. Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь. Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника.

В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни. В город пришла рота солдат для подавления бунта.

Соломенный город

Следующим любовным увлечением Петра Петровича стала стрельчиха Домашка, которую он отбил у «опчества». Вместе с новой любовью в город пришли пожары, вызванные засухой. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти.

Фантастический путешественник

Новая глупость Фердыщенко едва ли навлекла новую беду на горожан: он отправился в путешествие по городскому выгону, заставляя жителей одаривать себя съестными припасами. Путешествие закончилось спустя три дня смертью Фердыщенко от обжорства. Глуповцы испугались, что их обвинят в намеренном «окормлении бригадира». Однако спустя неделю страхи горожан рассеялись – прибыл из губернии новый градоправитель. Решительный и деятельный Бородавкин положил начало «золотого века Глупова». Люди стали жить в полном изобилии.

Войны за просвещение

Василиск Семенович Бородавкин, новый градоначальник Глупова, изучил историю города, и решил, что единственный предыдущий правитель, на которого стоит равняться – Двоекуров, и поразило его даже не то, что предшественник вымостил улицы города и собрал недоимки, а то, что при нем сеяли горчицу. К сожалению, народ уже забыл его и даже перестал высеивать эту культуру. Бородавкин решил вспомнить прежние времена, возобновить посев горчицы и употребление ее в пищу. Но жители упорно не хотели возвращаться к прошлому. Глуповцы бунтовали стоя на коленях. Они боялись, что в том случае, если повинуются Бородавкину, в будущем он заставит их «еще какую ни на есть мерзость есть». Градоначальник предпринял военный поход на Стрелецкую слободу, «источник всего зла», чтобы подавить бунт. Поход длился девять дней и совсем успешным назвать его сложно. В абсолютной тьме свои бились со своими. Градоначальник претерпел измену своих сторонников: однажды утром он обнаружил, что большее число солдат уволили, на смену им поставили оловянных солдатиков, сославшись на некую резолюцию. Однако градоправитель сумел выстоять, организовав из оловянных солдатиков резерв. Он дошел до слободы, однако никого там не нашел. Бородавкин начал разбирать дома по бревнам, что заставило слободу сдаться.
Будущее принесло еще три войны, которые также велись за «просвещение». Первая из трех последующий войн велась за разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов, вторая – из-за отказа жителей выращивать персидскую ромашку, а третья – против учреждении академии в городе.
Итогом правления Бородавкина стало обнищание города. Градоначальника не стало в тот момент, когда он в очередной раз решил сжечь город.

Эпоха увольнения от войн

В сокращении последующие события выглядят так: окончательно оскудел город при очередном правителе капитане Негодяеве, который сменил Бородавкина. Негодяева очень скоро уволили за несогласие с навязывание конституции. Однако летописец счел эту причину формальной. Истинным же поводом стал тот факт, что градоначальник в свое время служил истопником, что в определенной мере расценивалось как принадлежность к демократическому началу. А войны за просвещение и против него были не нужны истощенному сражениями городу. После увольнения Негодяева «черкешенин» Микеладзе взял бразды правления в свои руки. Однако и его правление никак не повлияло на положение в городе: Глуповым градоначальник не занимался вообще, поскольку все его помыслы были связаны исключительно с представительницами прекрасного пола.

Беневоленский Феофилакт Иринархович стал преемником Микеладзе. Другом по семинарии нового градоправителя был Сперанский, и от него, очевидно, Беневоленскому передалась любовь к законодательству. Им были написаны такие законы: «Всякий человек да имеет сердце сокрушенно», «Всяка душа да трепещет» и «Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток». Однако на написание законов Беневоленские не имел права, он вынужден был их издавать тайно, а ночами разбрасывать по городу свои труды. Продолжалось это совсем недолго – его заподозрили в связях с Наполеоном и уволили.

Следующим был назначен подполковник Прыщ. Удивительно было то, что при нем город жил в изобилии, урожаи собирали огромные, несмотря на то, что градоначальник совершенно не занимался своими прямыми обязанностями. Горожане вновь что-то заподозрили. И были в своих подозрениях правы: предводитель дворянства заметил, что голова градоправителя источает запах трюфелей. Он напал на Прыща и съел фаршированную голову правителя.

Поклонение мамоне и покаяние

В Глупове появился преемник съеденного Прыща – статский советник Иванов. Однако тот скоро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного».

На смену ему пришел виконт де Шарио. Этот правитель не умел делать ничего, кроме того, что веселиться постоянно, устраивать маскарады. Он «дел не вершил и в администрацию не вмешивался. Это последнее обстоятельство обещало продлить благополучие глуповцев без конца…» Но эмигранта, позволившего жителям обратиться в язычество, было велено выслать за границы. Интересно, что он оказался особой женского пола.

Следующим в Глупове появился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К моменту его появления жители города уже стали абсолютными идолопоклонниками. Они забыли Бога, погрузившись в разврат и лень. Они перестали работать, сеять поля, надеясь на какое-то счастье, и как результат – в город пришел голод. Грустилова такое положение заботило очень мало, поскольку он был занят балами. Однако в скором времени произошли перемены. Жена аптекаря Пфейера повлияла на Грустилова, указав истинный путь добра. И главными людьми в городе стали убогие и юродивые, которые в эпоху идолопоклонничества очутились на обочине жизни.

Жители Глупова раскаялись в своих грехах, однако этим дело и закончилось – работать глуповцы так и не начали. Ночами городской бомонд собирался на чтение трудов г. Страхова. Об этом скоро стало известно высшему начальству и Грустилову пришлось распрощаться с должностью градоправителя.

Подтверждение покаянию. Заключение

Последним градоначальником Глупова стал Угрюм-Бурчеев. Этот человек был полнейшим идиотом – «чистейший тип идиота», как пишет автор. Для себя он поставил единственную цель – сделать из города Глупова город Непреклонск, «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича». Непреклонск должен был выглядеть так: городские улицы должны быть одинотипно прямыми, дома и строения также идентичными друг друга, люди тоже. Каждый дом должен стать «поселенной единицей», за которой будет наблюдать его, Угрюм-Бурчеева, шпион. Горожане называли его «Сатана» и испытывали по отношению к своему правителю смутный страх. Как оказалось, небеспочвенно: градоначальник разработал детальный план и приступил к воплощению его в жизнь. Он разрушил город, не оставив камня на камне. Теперь предстояла задача строительства города его мечты. Но нарушала эти планы река, она мешала. Угрюм-Бурчеев начал с ней настоящую войну, использовал весь мусор, который остался в результате разрушения города. Однако река не сдавалась, размывая все возводимые плотины и дамбы. Угрюм-Бурчеев развернулся и, ведя за собой народ, ушел от реки прочь. Он выбрал новое место для строительства города – ровную низину, и начал возводить город своей мечты. Однако что-то пошло не так. К сожалению, что именно помешало строительству, узнать не удалось, поскольку записи с подробностями этой истории не сохранились. Известна стала развязка: «…время останавливало бег свой. Наконец земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц. Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца. Оно пришло…». Что именно пришло, читателю остается неизвестно. Однако судьба Угрюм-Бурчеева такова: «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила течение свое».

Оправдательные документы

В финале повествования публикуются «Оправдательные документы», которые представляют собой сочинения Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, написанные в назидание другим градоначальникам.

Заключение

Краткий пересказ «Истории одного города» наглядно демонстрирует не только сатирическое направление повести, но и неоднозначно указывает на исторические параллели. Образы градоначальников списаны с исторических личностей, многие события также отсылают к дворцовым переворотам. Полная версия повести, безусловно, даст возможность детально ознакомиться с содержанием произведения.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2772.