Бедные художники ставшие известными после смерти. Художник Адольф Гитлер: непризнанный гений или посредственность? Писатели, прославившиеся после смерти

Будущий основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха очень плохо учился в школе. Едва ли не единственным предметом, с которым юный Адольф справлялся на отлично, было изобразительное искусство. Он мечтал стать художником, тогда как отец, Алоис Гитлер, хотел, чтобы сын пошел на государственную службу. На этой почве между ними часто возникали бурные ссоры. Адольф с пеной у рта доказывал, что его интересует только искусство.

(Всего 21 фото)

В 1907 году, когда Гитлер-старший уже скончался, Адольф попробовал поступить в Венскую академию художеств. Он был очень высокого мнения о своем таланте и не счел нужным готовиться к вступительным экзаменам. В результате - с треском провалился. Однако, не желая расстраивать смертельно больную мать, юноша сказал ей, что его работы пленили приемную комиссию. Дни напролет лжестудент шатался по улицам Вены, рассматривая городскую архитектуру и делая наброски.

«Цветной домик».

«Городская площадь, вход в магазин».

«Музыкант из старого города Велл».

Через год Адольф вновь решил попытать счастья и на этот раз уже провел некоторую работу по подготовке к экзаменам. Но итог оказался таким же. Члены комиссии едва взглянули на работы начинающего художника. Гитлер стал стремительно опускаться на дно, все чаще он появлялся в ночлежках и кабаках в компании грязных бродяг. Денег от продажи картин едва хватало на жизнь.

«Холмы».

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Гитлера, если бы он не встретил некого Рейнгольда Ганиша, с которым они организовали совместный бизнес. Ганиш довольно успешно продавал туристам открытки с пейзажами и видами Вены, нарисованные художником-самоучкой. Они расходились по 20 крон настолько хорошо, что суд признал Гитлера обеспеченным человеком, и пенсия по потере кормильца перешла к его младшей сестре Пауле.

«Замок».

«Венская государственная опера».

«Мельница».

В 1913 году Гитлер перебрался в Мюнхен, где и вовсе превратился в преуспевающего мастера. Его работы стали разнообразнее. Немцы с охотой покупали не только пейзажи, но и мягкие успокаивающие натюрморты.

«Мюнхенский театр».

«Белые орхидеи».

Мюнхенский период закончился, когда юношу в 25-летнем возрасте призвали на фронт Первой мировой войны. Он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастируют с гораздо более чувственными ранними работами. На акварелях преобладают разрушенные бомбардировками здания и военная техника.

Вернувшись с войны, Гитлер вплотную занялся политикой и писал уже лишь изредка. Порой он развлекался тем, что изображал обнаженных женщин.

В ранние годы творчества будущий диктатор написал несколько автопортретов. Пожалуй, наиболее интересный из них датирован 1910 годом. Гитлер изобразил себя без глаз, носа и ушей, однако характерный зачес волос и инициалы над фигуркой в коричневом костюме позволили искусствоведам атрибутировать картину.

В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит более трех тысяч картин и эскизов, большинство из которых были написаны на фронте. Самая дорогая работа была продана на аукционе за десять с половиной тысяч фунтов стерлингов. Ее приобрел неизвестный россиянин. Четыре полотна фюрера принадлежат армии США и покоятся в секретном подземном хранилище в Центре военной истории. Доступ к этим картинам открыт только для нескольких экспертов, и, по заявлению американцев, полотна никогда не будут представлены общественности.

По мнению многих критиков, живописный талант Гитлера был скромным. Именно этим объясняется небольшое количество портретов. Однако, когда современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин, не сказав при этом, чьи это работы, он оценил их как «довольно неплохие».

Рогова Анастасия 23.09.2010 в 10:00

В XXI веке их картины продаются на аукционах за баснословные суммы, их литературные произведения входят в школьную программу многих стран, их музыка звучит в самых престижных театрах мира… Но при жизни им не доставалось ничего, кроме ругательств и общественного порицания. Поэты, художники, композиторы - ко многим из гениев судьба была несправедлива.

Известно высказывание о том, что помогать пробиться надо таланту, а бездарность пробьется и сама. Однако далеко не всегда талантливый человек получает помощь извне, и только после его смерти, словно спохватившись, окружающие вдруг начинают восторгаться его творчеством. Зачастую это происходит потому, что сам гений не ищет славы и даже сопротивляется попыткам ему эту славу навязать. Служение искусству для истинных гениев - это творчество ради творчества, а не ради премий и гонораров, хотя многим творцам улыбка фортуны могла бы и спасти жизнь.

Одним, пожалуй, из самых известных людей, к которому слава пришла посмертно, является нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. Его можно считать символом непризнанного гения. Интерес к живописи проснулся в Винсенте во время его работы дилером в одной из художественно-торговых фирм. Он научился разбираться в живописи и стал зарабатывать приличные деньги.

А дальше биографы путаются, сходясь только в одном - Винсент неудачно влюбился, бросил работу и ударился в религию. Будущий художник стал миссионером. Но он так рьяно выполнял свою миссию, что представители церкви поспешили избавиться от фанатика. Тогда Ван Гог перенес свои силы на искусство. Однако не поняли его и здесь. Сегодня известно около 850 полотен художника, множество рисунков и гравюр, а при жизни он продал всего одну работу - "Красные виноградники", да и ту купил друг Ван Гога.

Однажды при ликвидации какого-то кафе Ван Гогу разрешили устроить там выставку-продажу своих картин. Ни на одну не нашлось покупателя. В итоге многие полотна Ван Гога были попросту выброшены или отданы тем, кто хотел писать на них новые картины. Сегодня же шедевры мастера висят в самых видных музеях, за ними охотятся на аукционах, их воруют для частных коллекций и никто уже не сомневается в его гениальности.

Хотя один "рецидив" все-таки был. На организованной нацистами выставке "Дегенеративное искусство" работы Ван Гога занимали основное место, наряду с полотнами Пикассо, Мунка, Сезанна и другими шедеврами мирового изобразительного искусства.

Среди писателей также хватало тех, кто прославился посмертно. Стендаль, который сегодня считается классиком французской литературы, при жизни славился как салонный острослов и интеллектуал. А вот его писательские опыты успеха не имели. Ситуацию не изменил и хвалебный отзыв Бальзака, который едва ли не единственный распознал в Стендале истинного художника слова. Но то, что было видно гениальному Бальзаку, ускользнуло от внимания прочих современников. Умер Стендаль на улице - от апоплексического удара.

Несколько заметок, сообщавших о его кончине, гласили, что скончался малоизвестный немецкий (!) стихотворец. Вот так отметила Франция кончину одного из своих самых талантливых писателей. Причем в последние годы Стендаль, который перебивался случайными литературными заработками, провел на грани нищеты.

Более близким к нам классиком, которого слава настигла уже за гробовой доской, является Франц Кафка. Его книги, которыми сегодня зачитываются миллионы, в свое время воспринимались как нечто маловразумительное. Правда, тут сказывался и характер самого Кафки, который был человеком нелюдимым, отличался психической неуравновешенностью и имел много тяжелых заболеваний. При жизни Кафке удалось опубликовать только несколько рассказов, которые не были замечены.

Поэтому писатель перед смертью решил уничтожить свои произведения, о чем и попросил своего друга в письме. Однако друг этого не сделал, а приложил все усилия к тому, чтобы рукописи опубликовать. Произведения Кафки стали сенсацией. И сегодня он - один из самых популярных писателей в мире. Примечательно, что любовница Кафки, у которой хранилось много его рукописей, послушалась умирающего и уничтожила все, что у нее было.

Английский поэт, один из лучших лириков мировой литературы, Джон Китс не дожил до своей славы всего несколько месяцев. Молодой одаренный стихотворец был неизлечимо болен чахоткой, от которой тогда не существовало лекарств. За свою недолгую литературную карьеру Китс не услышал ни слова похвалы от серьезных критиков, которые формировали общественное мнение. Наоборот, если и выходили статьи, посвященные его стихам, то только разгромные. Китс умер очень молодым - в возрасте 25 лет, а вскоре после его смерти вышла свет книга его стихов, которые получили такую популярность у читателей, что критикам оставалось лишь посмертно признать его гением.

Другому рано умершему поэту - Артюру Рембо с покровительством старших литераторов повезло больше. Одаренного юношу провозгласили новым Шекспиром и прочили ему блестящую славу. Но Рембо бросил писать тогда, когда многие только начинают - в 20 лет. Он решил стать путешественником и золотодобытчиком. Но ничего из его затеи не вышло.

Скончался Рембо в возрасте 37 лет, в госпитале, где его считали негоциантом. Причиной смерти послужила ампутация ноги, которая пагубно сказалась на общем состоянии здоровья поэта, подорванного в путешествиях. После смерти стихи Рембо, как и стихи других символистов, именовавших себя "проклятыми поэтами", обрели известность, и сегодня Рембо занимает прочное место в "золотом фонде" всемирной поэзии.

Известный русский композитор Модест Мусоргский, имя которого звучит наравне с музыкальными гениями всех времен и народов, тоже при жизни не вкусил плодов от своего дара. Автор таких шедевров как "Хованщина", "Борис Годунов" и еще многих музыкальных произведений, Мусоргский всю жизнь работал над ними, но умер, так и не закончив свой основной труд. Его душеприказчиком стал другой русский гениальный композитор - Римский-Корсаков, который не только довершил произведения Мусоргского, но и добился их постановки на императорской сцене, что и обеспечило им всеобщее признание и возвело Мусоргского на Олимп отечественной музыкальной культуры.

Если человек не думает об одних лишь деньгах, его душа открывается навстречу прекрасному. «Жил-был художник один, домик имел и холсты...». На могилах безвестных поэтов, из которых могли получиться слесари, даже не пишут слово «поэт», в то же время нам обычно жаль кумиров миллионов зрителей и слушателей, оставивших этот мир без копейки в кошельке. Дескать, трудился человек всю жизнь, душу вкладывал, а оно вот как несправедливо вышло.
«Голодный художник», как и «голодный студент» , — штамп не новый. Художник может не иметь денег из-за того, что мир еще не дорос до его картин. Его может кинуть финансовый менеджер или облапошить торговец наркотиками. В конце концов, художник может быть сумасшедшим, и потому нищим, что вообще не понимает, что такое деньги, слава и комфорт по сравнению с радостью и таинством творчества.

1. Винсент Ван Гог

Винсент, любивший пить абсент, прожил жизнь недолгую, но успел написать и нарисовать миру на память почти 2000 необычных и неповторимых произведений изобразительного искусства.

Сегодня его авторские работы стоят тысячи и миллионы денег, однако при жизни Ван Гогу удалось продать всего одну картину. Его фактически содержал братец Тео. Напряженно работая и злоупотребляя абсентом, Винсент сошел с ума, перестал писать автопортреты и застрелился в 1890 году в возрасте 37 лет во время прогулки на поле психбольницы.

Перед этим он создал “Пшеничное поле с воронами”, а стрелял в себя из пистолета, предназначенного для отпугивания птиц. Накаркал, как говорится, самому себе...

Полноправное признание к художнику и его произведения пришло лишь в середине 20-го века, когда о Ван Гоге начали говорить, как о великом

2. Мэтью Брэйди

Первопроходец американской фотографии, ученик гениального Сэма Морзе, мистер Мэтью Брэйди считается «отцом фотожурналистики». Этим статусом он обязан фотопортрету Линкольна и серии хроникальных дагерротипов, сделанных Брэйди с разрешения правительства в ходе Гражданской войны Севера и Юга в США.

До войны Брэйди был довольно успешным в плане заработка фотографом, президент Линкольн за портрет заплатил ему 5 долларов, например. Это были взятые на общих основаниях с клиента нормальные такие деньги. Но за годы Гражданской войны Мэтью, увлекшийся документированием событий, отснял многие тысячи фотопластинок и потратил на материалы и химикаты около 100 «штук» долларов, погрузившись в долги.

Война завершилась, зрители поохали над ужасами войны в фотографиях Брейди, и... всё. Изображения военных действий и их последствий никто не захотел покупать, все старались как можно быстрее забыть о руслах, по коим текли в те годы реки крови. Лишь в 1887 году Конгресс сжалился над первым в мире фоторепортером и приобрел для музея часть коллекции Брейди за 2840 долларов, но к тому времени Брейди уже был нищим алкоголиком и безутешным вдовцом. Фотограф ушел из мира в безвестности и безденежьи в 1896 году — Мэтью сбила машина и он попал в больницу-приют для бедных, где скончался от полученных физических и незалеченных душевных травм.

3. Франц Шуберт

Подобно художнику Ван Гогу, композитор Шуберт прожил короткую жизнь, но оставил после себя огромное множество культурных сокровищ. Франц Шуберт умер в 31-летнем возрасте, год спустя после смерти Бетховена, которому какое-то время старался подражать.

Так же как и Ван Гог , Шуберт не вкусил признания и славы при жизни, его музыка считалась некондицией в сравнении с великими произведениями Баха и Бетховена, неоспоримых авторитетов. Из-за финансовых неурядиц Франц Шуберт часто вел богемный образ жизни, в поисках пары «копеек» или тарелки еды скитаясь по друзьям, которые обзывали композитора «Маленьким Грибом».
На музыкальных тусовках Шуберт и его друзья вели себя подозрительно, потому бывали задержаны секретной полицией. Но даже такая потеря времени и отсутствие полноценного отдыха не снижали его музыкальной производительности. Которая в свою очередь подорвала его здоровье.

После смерти Шуберта от брюшнго тифа его музыка оказала влияние на таких знаменитых и успешных авторов, как Брамс и Мендельсон. За сложность и красоту мелодий Франца Шуберта сравнивали с величайшим соотечественником — Моцартом. Безусловно, уровень их гениальности сопоставим.

4. Уильям Блейк

Если бы не советский дядя Самуил Маршак, всю жизнь переводивший Блейка на русский язык, да некоторые рок-звезды-наркоманы, мы бы до начала постперестроечного культурного разговения не узнали бы о том, что жил и творил в Англии поэт и художник такой — Уильям Блейк.

При жизни Блейк нес в беседах такую несоответствующую «просвещенному» веку ахинею, а в стихах покушался на «святое», что немногие желали с ним знаться. Поэт умер в нужде, но у него не было долгов. Первым из творцов 18-го века он выступил против рационализма и из-за романтических настроений был признан «безумцем». Картины, коими Блейк иллюстрировал свои словесные шедевры, повергали тогдашних искусствоведов в ужас. Уильяму явно следовало родиться на 100-150 лет позже.

Когда Блейк умер в немолодом 65-летнем возрасте, его похоронили в неподписанной могиле. Скончался внезапно. Точное место его захоронения забыто, но незабвенно своеобразное творчество.

5. Оскар Уайльд

Лондонский денди ирландского происхождения, виртуозный «тролль» Оскар Фингал Уайльд при жизни был достаточно популярен и его литературные труды хорошо продавались. Но Уайльда сгубила высокая страсть к мальчикам, кто младше и красивее его, «любовь, что таит своё имя».

В 1895 году на суде за любовь к лорду Альфреду Дугласу высокопоэтичных оправданий Уайльда судьи не поняли, и посадили литератора на 2 года в тюрьму за содомию.

Заключение сломало несчастного . Друзья отвернулись от него, жена изменила фамилию свою и сыновей. Выйдя из тюрьмы, Уайльд тоже изменил свое имя и фамилию, уехав во Францию. Все деньги, остававшиеся на карманные расходы после покупки еды и ночёвки, писатель тратил на выпивку.


Спустя три года Уайльд простудил и заразил ухо, переночевав в плохую погоду на улице, не лечился и умер, лежа в дешевой гостинице с обоями в цветочек, от менингита. Доктора вызывали, но заплатить ему было нечем. Скульпторы представили покойного Уайльда существом с крыльями, а дамы зацеловали пьедестал существа губной помадой.

6. Эдгар По

Один из самых узнаваемых литераторов во всемирной истории, Эдгар Аллан По был чуть ли не первым писателем, попытавшимся прокормить себя исключительно литературой. Это и сейчас немногим удается, а в 19-м веке — тем паче. К несытому брюху писателя По приклеился ярлык «голодного художника».

В молодости По столкнулся с тем, что никто не хотел публиковать его стихи и рассказы. Лишь в 31-летнем возрасте, за 9 лет до смерти, Эдгару По выписали первый гонорар за сборник рассказов, но денежный перевод так и дошел до адресата. Родственники пытались вернуть упрямца в семью, иногда давали ему на пропитание небольшие денежные суммы.

Несколько лет Эдгар более-менее сносно жил, не голодая, с несовершеннолетней женой, своей племянницей, работал в журналах. Когда последний из печатавших статьи По журнал закрылся и внезапно умерла супруга, у писателя произошло помрачение рассудка и погружение в пьянство, не мешавшее ему писать гениальные рассказы. Осенью 1949 года писатель умер при мистических обстоятельствах. Спустя какое-то время Бодлер перевел произведения Эдгара По на французский язык и заразил ими всю Европу.

7. Ян Вермеер

Живший и творивший в 16 столетии художник Ян Вермеер нужды в почитателях таланта не испытывал, писал за большие деньги на заказ, но при этом надо было, во-первых, кормить 11 детей, во-вторых Вермеер работал очень медленно, уделяя безумное количество внимания и времени деталям интерьера, которые выписывал с фотографической четкостью.

Медлительность и педантизм, с годами не прошедшие, привели к тому, что за две картины в год люди платить много перестали. Голландия затеяла войну с Францией. И Вермеер узнал, что такое брать и возвращать кредиты, если неторопливое искусство плохо продается. Он умер в 1675 году в возрасте 43 лет. Наследство пришлось отдать кредиторам.

То, что гении при жизни часто остаются непризнанными, а их открытия по достоинству оцениваются лишь последующими поколениями, – увы, печальная закономерность. Драматические, а порой и трагические судьбы многих великих учёных подтверждают две истины: все гениальные научные открытия и изобретения значительно опережали свое время, а непринятие инноваций общественностью было вызвано либо равнодушием, либо страхом перед новизной.

Вспомним еще несколько славных имен, которые внесли неоценимый вклад в рост прогресса и развитие цивилизации в целом.

Земмельвейс Игнац Филипп , (1.7.1818 – 13.8.1865), венгерский врач, акушер

Окончив в 1844 году медицинский факультет Венского института, Земмельвейс поступил на работу в клинику, где заинтересовался причиной так называемой «родильной горячки» – послеродового сепсиса, от которого погибала почти треть рожениц. В то время при каждой клинике имелся морг, и часто одни и те же врачи препарировали трупы и принимали роды. В 1846 году этот факт натолкнул молодого врача на разработку метода борьбы с послеродовым сепсисом: он предложил врачам дезинфицировать руки раствором хлорной извести. Метод дал потрясающие результаты: процент смертности молодых женщин из-за послеродового сепсиса резко снизился с 29 до 1, 2%.

Однако, несмотря на простоту и эффективность, метод Земмельвейса был встречен медицинским сообществом крайне враждебно. Постоянная травля довела доктора-новатора до психиатрической больницы, где он и скончался. Признание это открытие получило лишь после его смерти, а в 1906 году в Будапеште был установлен памятник Игнацу Земмельвейсу, на постаменте которого была сделана надпись «Спаситель матерей».

(10 (22) августа 1873 года – 7 апреля 1928 года), врач, экономист, философ, политический деятель, учёный-естествоиспытатель

В 20-е годы прошлого века российский учёный-экономист А.А. Богданов опубликовал проект новой научной дисциплины – тектологии, или, как пояснил сам учёный, «всеобщей организационной науки». Одноименный труд остался непонятым и непризнанным современниками, хотя впоследствии советский кибернетик Г.Н. Поваров написал, что тектология Александра Богданова предвосхитила создание новой науки – кибернетики. Создавая кибернетику, Норберт Винер руководствовался именно научными трудами Богданова.

Кроме того, А. Богданов, развивая такую науку, как евгеника, в 1926 году создал и возглавил первый в мире Институт переливания крови. Все рискованные опыты учёный проводил на себе. Во время одного из таких опытов он и погиб, отдав жизнь науке в самом буквальном смысле.

(20 июля 1822 – 6 января 1884), австрийский биолог и ботаник, основоположник учения о наследственности, позже названного его именем

Австрийский учёный Мендель сделал первый шаг на пути к современной генетики. Открытые им опытным путем и сформулированные в научных трудах закономерности наследования моногенных признаков сегодня известны всему миру как «Законы Менделя». В 1865 году Мендель представил результаты своих опытов Обществу естествоиспытателей г. Брюнна, которые год спустя были опубликованы под названием «Опыты над растительными гибридами». Учёный заказал 40 оттисков своей работы, которые разослал известным исследователям-ботаникам. Но его работа не вызвала у современников никакого интереса.

До конца жизни Менделя его исследования не признавались учеными миром, из называли фантазиями, «притянутыми за уши» к академической науке. После смерти учёного на его могиле установили плиту, на которой была выбита пророческая надпись: «Мое время ещё придёт!»

(26 ноября 1857, Женева – 22 февраля 1913), швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики

Свой первый труд «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» Ф. де Соссюр написал в 1878 г. в возрасте 21 года и сразу прославил молодого лингвиста в научных кругах, хотя и был принят учёными неоднозначно. Большинство лингвистов считали его труды надуманными, поверхностными и лишёнными доказательств. Однако он продолжал упорно работать над своей теорией, изучая древние индоевропейские языки, но при жизни эта работа так и не получила признания в лингвистических кругах. Основная работа учёного «Курс общей лингвистики» была опубликована только через три года после его смерти, в 1916 году. И лишь спустя полвека Фердинанд де Соссюр был назван «отцом» лингвистики ХХ века, основателем Женевской лингвистической школы. Сегодня его «Мемуар» рассматривается как яркий образец научного предвидения.

(10 июля 1856 – 7 января 1943), изобретатель в области электротехники и радиотехники, инженер, физик

Имя Николы Тесла современники нередко произносили с мистическим страхом: слишком неординарной, непонятной и загадочной личностью был учёный. Значение его открытий в самых разных областях науки сложно переоценить: им был открыт флюоресцентный свет, переменный ток, беспроводная передача энергии; он разработал основы лечения токами высокой частоты и принципы дистанционного управления, сконструировал первый двигатель на солнечной энергии, первые электрические часы и многие другие приборы, которыми человечество пользуется и сегодня. Достаточно сказать, что радио он изобрел раньше Попова и Маркони, а трехфазный ток получил раньше, чем Доливо-Добровольский. На свои изобретения он оформил более 300 патентов, а вся современная электроэнергетика основана на его открытиях.

Работа гениального учёного была отмечена Нобелевским комитетом, но Тесла отказался от премии, не желая получать ее вместе с Эдисоном, которому Тесла не мог простить «черного пиара» против одного из своих изобретений.

Скончался Никола Тесла в 1943-м году в собственной лаборатории, в полной нищете. Многие его выдающиеся открытия навсегда утеряны для будущих поколений: большинство дневников учёного бесследно исчезли. Современники Тесла полагают, что он сам сжег их накануне Второй мировой войны, считая, что человечество пока еще не способно использовать заключенные в них знания себе во благо, а не во вред.

Можайский Александр Федорович (1825 – 1890), русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации

Идея построить летательное устройство тяжелее воздуха давно волновала российского морского офицера Александра Можайского, но начать работу над проектом принципиально нового летательного аппарата он смог только в 1876 году, когда он поступил на службу в Морской корпус. В процессе работы над своим изобретением Можайский пользовался консультациями крупнейших русских учёных, а строил самолет на собственные средства.

Испытания первого в мире самолёта прошли 20 июля 1882 года. Аппарату удалось оторваться от земли и пролететь некоторое расстояние, но затем он потерял скорость и упал на землю, повредив крыло. Отремонтировать самолёт Можайскому так и не удалось: собственные средства у него закончились, а правительство не проявило к изобретению никакого интереса. Так и простоял уникальный аппарат под открытым небом несколько лет, пока не был разобран. Однако, несмотря на отсутствие государственной поддержки, морской офицер не бросил научные исследования по вопросам воздухоплавания: наоборот, ради них он оставил военную службу и продолжал научную работу на свои скромные средства. В конце жизни Александр Федорович Можайский написал в своем дневнике: «Я желал быть полезным своему Отечеству…»

После смерти Можайского его сын обратился к правительству с просьбой купить останки самолёта, чтобы российские ученые смогли продолжить работу над совершенствованием летательного прибора, но получил отказ.

Оценить по достоинству заслугу российского моряка-изобретателя смогли лишь в ХХ веке, когда самолётостроение получило широкое развитие. Историки авиации отметили, что все пять основных элементов, присущих современным самолётам, присутствовали в конструкции Можайского. Оказалось, что его гениальное изобретение опередило свою эпоху на несколько десятилетий.

Пирогов Николай Иванович (13 ноября 1810 – 23 ноября 1881 г.), р оссийский хирург, естествоиспытатель, анатом, педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук.

Сегодня имя Николая Пирогова – основоположника российской военно-полевой хирургии, создателя топографической анатомии – внесено во все медицинские учебники, справочники и энциклопедии. Разработанная им тактика хирургического вмешательства позволила превратить хирургия в науку. Его уникальные хирургические приемы, позволяющие избегать ампутаций, стали настоящим прорывом в мировой хирургии. В наше время один из методов проведения операций так и называется: «операция Пирогова».

Несмотря на огромный вклад в развитие хирургии, Пирогов был в немилости у царя Александра II за критику общего состояния русской армии. Указом царя он был отправлен в ссылку на Украину, где затем его отправили в отставку без права получать пенсию. Но даже после этого учёный остался верен своему делу: в селе, куда он был сослан, Пирогов организовал больницу, в которой работал простым врачом до самой смерти.

*****

Этот список можно продолжать долго: судьба редко баловала великих учёных и исследователей-первопроходцев. И сегодня в этом плане мало что изменилось, достаточно вспомнить трудный путь российского учёного и изобретателя . Его идея создания струнного транспорта Sky Way до сих пор воспринимается многими как утопия. Что ж, история повторяется: гениальное изобретение и на этот раз опередило свое время.

Рогова Анастасия 23.09.2010 в 10:00

В XXI веке их картины продаются на аукционах за баснословные суммы, их литературные произведения входят в школьную программу многих стран, их музыка звучит в самых престижных театрах мира… Но при жизни им не доставалось ничего, кроме ругательств и общественного порицания. Поэты, художники, композиторы - ко многим из гениев судьба была несправедлива.

Известно высказывание о том, что помогать пробиться надо таланту, а бездарность пробьется и сама. Однако далеко не всегда талантливый человек получает помощь извне, и только после его смерти, словно спохватившись, окружающие вдруг начинают восторгаться его творчеством. Зачастую это происходит потому, что сам гений не ищет славы и даже сопротивляется попыткам ему эту славу навязать. Служение искусству для истинных гениев - это творчество ради творчества, а не ради премий и гонораров, хотя многим творцам улыбка фортуны могла бы и спасти жизнь.

Одним, пожалуй, из самых известных людей, к которому слава пришла посмертно, является нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. Его можно считать символом непризнанного гения. Интерес к живописи проснулся в Винсенте во время его работы дилером в одной из художественно-торговых фирм. Он научился разбираться в живописи и стал зарабатывать приличные деньги.

А дальше биографы путаются, сходясь только в одном - Винсент неудачно влюбился, бросил работу и ударился в религию. Будущий художник стал миссионером. Но он так рьяно выполнял свою миссию, что представители церкви поспешили избавиться от фанатика. Тогда Ван Гог перенес свои силы на искусство. Однако не поняли его и здесь. Сегодня известно около 850 полотен художника, множество рисунков и гравюр, а при жизни он продал всего одну работу - "Красные виноградники", да и ту купил друг Ван Гога.

Однажды при ликвидации какого-то кафе Ван Гогу разрешили устроить там выставку-продажу своих картин. Ни на одну не нашлось покупателя. В итоге многие полотна Ван Гога были попросту выброшены или отданы тем, кто хотел писать на них новые картины. Сегодня же шедевры мастера висят в самых видных музеях, за ними охотятся на аукционах, их воруют для частных коллекций и никто уже не сомневается в его гениальности.

Хотя один "рецидив" все-таки был. На организованной нацистами выставке "Дегенеративное искусство" работы Ван Гога занимали основное место, наряду с полотнами Пикассо, Мунка, Сезанна и другими шедеврами мирового изобразительного искусства.

Среди писателей также хватало тех, кто прославился посмертно. Стендаль, который сегодня считается классиком французской литературы, при жизни славился как салонный острослов и интеллектуал. А вот его писательские опыты успеха не имели. Ситуацию не изменил и хвалебный отзыв Бальзака, который едва ли не единственный распознал в Стендале истинного художника слова. Но то, что было видно гениальному Бальзаку, ускользнуло от внимания прочих современников. Умер Стендаль на улице - от апоплексического удара.

Несколько заметок, сообщавших о его кончине, гласили, что скончался малоизвестный немецкий (!) стихотворец. Вот так отметила Франция кончину одного из своих самых талантливых писателей. Причем в последние годы Стендаль, который перебивался случайными литературными заработками, провел на грани нищеты.

Более близким к нам классиком, которого слава настигла уже за гробовой доской, является Франц Кафка. Его книги, которыми сегодня зачитываются миллионы, в свое время воспринимались как нечто маловразумительное. Правда, тут сказывался и характер самого Кафки, который был человеком нелюдимым, отличался психической неуравновешенностью и имел много тяжелых заболеваний. При жизни Кафке удалось опубликовать только несколько рассказов, которые не были замечены.

Поэтому писатель перед смертью решил уничтожить свои произведения, о чем и попросил своего друга в письме. Однако друг этого не сделал, а приложил все усилия к тому, чтобы рукописи опубликовать. Произведения Кафки стали сенсацией. И сегодня он - один из самых популярных писателей в мире. Примечательно, что любовница Кафки, у которой хранилось много его рукописей, послушалась умирающего и уничтожила все, что у нее было.

Английский поэт, один из лучших лириков мировой литературы, Джон Китс не дожил до своей славы всего несколько месяцев. Молодой одаренный стихотворец был неизлечимо болен чахоткой, от которой тогда не существовало лекарств. За свою недолгую литературную карьеру Китс не услышал ни слова похвалы от серьезных критиков, которые формировали общественное мнение. Наоборот, если и выходили статьи, посвященные его стихам, то только разгромные. Китс умер очень молодым - в возрасте 25 лет, а вскоре после его смерти вышла свет книга его стихов, которые получили такую популярность у читателей, что критикам оставалось лишь посмертно признать его гением.

Другому рано умершему поэту - Артюру Рембо с покровительством старших литераторов повезло больше. Одаренного юношу провозгласили новым Шекспиром и прочили ему блестящую славу. Но Рембо бросил писать тогда, когда многие только начинают - в 20 лет. Он решил стать путешественником и золотодобытчиком. Но ничего из его затеи не вышло.

Скончался Рембо в возрасте 37 лет, в госпитале, где его считали негоциантом. Причиной смерти послужила ампутация ноги, которая пагубно сказалась на общем состоянии здоровья поэта, подорванного в путешествиях. После смерти стихи Рембо, как и стихи других символистов, именовавших себя "проклятыми поэтами", обрели известность, и сегодня Рембо занимает прочное место в "золотом фонде" всемирной поэзии.

Известный русский композитор Модест Мусоргский, имя которого звучит наравне с музыкальными гениями всех времен и народов, тоже при жизни не вкусил плодов от своего дара. Автор таких шедевров как "Хованщина", "Борис Годунов" и еще многих музыкальных произведений, Мусоргский всю жизнь работал над ними, но умер, так и не закончив свой основной труд. Его душеприказчиком стал другой русский гениальный композитор - Римский-Корсаков, который не только довершил произведения Мусоргского, но и добился их постановки на императорской сцене, что и обеспечило им всеобщее признание и возвело Мусоргского на Олимп отечественной музыкальной культуры.