Аварцы народ. Уважение к женщине

Аварцы - это храбрый и независимый горный народ, на протяжении всей своей истории сохранявший независимость: завоевать его не удалось никому. В древности их тотемными животными были волки, медведи и орлы - сильные духом и телом, свободные, но преданные родным краям.

Название

Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.

По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам.
Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами.
Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный».
Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.

Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу.
Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

  • Калмыкия
  • Чечня
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Казахстан

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.


Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

  • багулалы, хваршины и чамалинцы - живут в селах Цумадинском районе;
  • ботлихцы и андийцы - живут в Ботлихском районе;
  • ахвахцы - живут в Ахвахском районе;
  • бежтинцы и гунзибцы - села Бежтинского участка.

Численность

В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине - в Дагестане.
Около 50 000 человек обитает в Азербайджане - это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.

Язык

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.
Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.
Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе - Кавказской Албании.


Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие.
Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны.
Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.

Период войн

В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же - лишь мушкеты и сабли.


В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет.
Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи.
После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.

Внешность

Аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, который относится к балкано-кавказской расе. К основным внешним признакам этой группы относят:

  • белую кожу;
  • глаза зеленого, карего или голубого цвета, а также переходных оттенков, например, зелено-карего;
  • «орлиный» или ровный высокий нос;
  • рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные волосы;
  • узкая и выступающая челюсть;
  • большая голова, широкие лоб и средняя часть лица;
  • высокий рост;
  • крупное или атлетическое телосложение.

Многие аварцы до сегодняшних дней сохранили внешность, не похожую на облик других кавказских народностей. Однако влияние соседних аланцев, чеченцев, лезгинов не могло не сказаться на облике аварцев. Гаплогруппы I, J1 и J2 относят предков аварцев к семитским народностям и «северным варварам», которые позже оказали значительное влияние на формирование наций хорватов и черногорцев.

Одежда

Одежда мужчин-аварцев схожа с костюмами других дагестанских народностей. Повседневный наряд состоял из простой нательной рубашки с воротником-стойкой и просторных штанов. Облик обязательно дополнял бешмет - стеганый национальный приталенный полукафтан. Широко использовалась и черкеска - более длинный кафтан приталенного типа с вырезом на груди. В качестве зимней одежды выступали бурки, овечьи шубы, в межсезонье пристегивали к бешмету подкладку. Дополняла облик папаха - высокий головной убор из меха.


Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи.
В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор - чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

Мужчины

Мужчина занимал главенствующее положение, решал всех общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины, совершеннолетие наступало в 15 лет.

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины - дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.


Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.
В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Жилище

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.


В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.
Селились аварцы родственными общинами - тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения - от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов.
Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.

Жизнь

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% - крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу.
Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.


Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:

  • теплые шерстяные носки
  • шали и платки
  • перекидные сумки из войлока
  • сукноделие
  • вышивка золотыми нитями
  • плетеные ковры

Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Религия

До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что, как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину.
Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к X столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

  1. По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
  2. По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
  3. Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
  4. По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй - в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.


Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.


Еда

Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них - хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы.
В каждом доме были лепешки из тонкого теста - ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.


Известные аварцы

Известный аварец - поэт и прозаик Расул Гамзатов, сочинивший своеобразный аварский гимн: «Песню аварцев». Его произведения переведены на десятки языков, за особый вклад в культуру в 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.


Аварцы всегда славились отличной физической подготовкой и владением боевыми искусствами. Эти звания подтверждает боец Хабиб Нурмагомедов - действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC.


Видео

Аварцы - самый многочисленный народ современного Дагестана. Населяют большую часть горной территории Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский, Кизилюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (814,5 тыс. чел.), Основная область расселения аварцев в Дагестане - бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу). 28 % аварцев проживает в городах (2001).

Аварцы также проживают в Азербайджане, в основном в Белоканском и Закатальском районах, где по данным переписи 1999 года их численность составляла 50.9 тысяч человек. «Очень сложным и противоречивым сегодня, - вынужден был в 2005 г. с досадой констатировать дагестанский учёный Б. М. Атаев, - является вопрос о численности аварской диаспоры за пределами России. Это связано в первую очередь с тем, что в странах их проживания по политическим и иным причинам не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Поэтому приводимые в различных источниках данные о численности потомков аварцев являются весьма приблизительными, в частности, и в Турецкой Республике.

Таким образом, самая многочисленная аварская диаспора за пределами границ бывшего СССР и, вероятно, за пределами РФ вообще, - представлена в Турции. Вместе с тем, следует учесть, что небольшие островки потомков аварских «мухаджиров» прежней Османской империи зафиксированы также в Сирии и Иордании, где они, ввиду своей малочисленности, испытали сильное культурное-языковое влияние как местного арабского населения, так и других северокавказцев, преимущественно адыгов и чеченцев.

Аварские кресты и спиралевидная свастика. Резьба по камню.

Районы исторического проживания Аварцев

Ахвахский, Ботлихский, Гунибский, Гумбетовский, Хунзахский, Бежтинский,Цунтинский, Цумадинский, Чародинский, Шамильский, Гергебилский,Унцукульский, Тляратинский.

Антропология

Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы. Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом. Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

Кавкасионский тип некоторые учёные считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к XIV веку до н. э. Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности. Тот же Алексеев В. П., например, в 1974 году свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе народов лезгинской группы и кумыков». По его мнению, - территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль Каспийского побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.

Г. Ф. Дебец засвидетельствовал сходство кавкасионского антропологического типа с древним населением Восточно-Европейской равнины и далее вплоть до Скандинавии, высказав при этом мысль о проникновении предков кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.

Несмотря на всё своё своеобразие, за пределами Кавказа кавкасионцам наиболее близок динарский антропологический тип балкано-кавказской расы, характерный в первую очередь для хорватов, черногорцев и в генетическом плане тесно связанный с гаплогруппой I - т. н. «геном северных варваров».

Антропологический тип, ближе всего стоящий к «классическому» кроманьонцу обычно увязывают с распространением культуры шнуровой керамики. Последняя часто рассматривается как исходная индоевропейская. В эпоху позднего неолита и бронзы культуры шнуровой керамики локализуются по большим пространствам северо-запада европейского побережья и Прибалтики, в Надпорожье и Приазовье, а также в некоторых районах Центральной Европы, где она входит в соприкосновение с культурой ленточной керамики. Во II тысячелетии до н. э. ответвление этой культуры распространяется на Верхнюю Волгу (Фатьяновская культура). По этому поводу Кузьмин А. Г. пишет следующее: «Именно основной антропологический тип населения, связанного с культурами шнуровой керамики, озадачил антропологов чрезвычайно широкой географией своего распространения, тем более что к названным выше областям нужно прибавить ещё Кавказ (кавкасионская группа населения) и Балканы (динарский тип в районе Албании и Черногории). В литературе имеются разные варианты объяснений отмеченного сходства. Один из столпов немецкой националистической археологии Г. Коссина писал о „германской“ экспансии с севера вплоть до Кавказа. Помимо немецких археологов эту точку зрения поддерживали шведский учёный Н. Оберг и финский A.M. Тальгрен.

Язык

Язык - аварский относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи, имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы (наречия), что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества». В первую включают салатавский, хунзахский и восточный, во вторую - гидатлинский, анцухский, закатальский, карахский, андалальский, кахибский и кусурский; промежуточное положение занимает батлухский диалект. Между отдельными диалектами и диалектными группами в целом отмечаются фонетические, морфологические и лексические различия. Аварскому языку родственны андо-цезские языки. В отечественной лингвистике существует устоявшаяся точка зрения, разделяемая и некоторыми зарубежными учёными, согласно которой северокавказская семья родственна енисейским и сино-тибетским языкам. Аварский (вместе с другими языками нахско-дагестанской группы) по Дьяконову И. М., является живым продолжением древнего алародийского языкового мира, куда входили и такие, ныне мёртвые языки как кавказско-албанский (агванский), хурритский, урартский, кутийский.

В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке. Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, - турецким и азербайджанским на уровне родного.

Письменность до 1927 на основе арабской графики, в 1927 по 1938 - латиницы, с 1938 - кириллицы. На территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на родном языке, затем - на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание родных языков de facto запрещено. Аварский язык в 2007 г. обрёл статус «официального», между тем русский объявлен в Дагестане единственно «государственным» даже на исконно аварской территории с исключительно аварским населением.

В 50-60-х годах XX века в городах Дагестана имелись национальные школы. С 1938 г. по 1955 г. обучение в школах Западного Дагестана до 5 класса велось на аварском языке, а в старших классах на русском. С 6-го класса аварский («родной») язык и литература изучались как отдельные предметы. В 1955-56 учебном году преподавание в школах Аварии с 1 класса было переведено на русский язык. С 1964-65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты.

Религия

Резной камень из с. Хотода. (Гидатль)

Подавляющее большинство верующих аварцев - мусульмане-сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен. Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм у села Датуна (Шамильский район), возведённый в X в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдалённые районы Дагестана.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Происхождение и история

Хунз - кавказские хуны «Земли Трона»

Волк со штандартом- символ аварских ханов

Одними из предков аварцев были проживавшие в античную эпоху на территории современного Дагестана (в том числе и там, где в средневековый период находилась Авария) племена сильвов и андаков. По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев, однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Тем более, что у Легов есть прямые потомки - Лезгины. Согласно античным источникам, каспии жили на равнине, а не в горах. В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») - кочевой народ из Центральной Азии, вероятно - протомонголо-восточно-иранского происхождения, вобравший в себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказцев», (а позднее угров, тюрок), хотя полного единства по вопросу их этногенеза не существует. Согласно Британской Энциклопедии, евразийские авары - народ неясного происхождения. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат: Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, А. К. Аликберов, Т. М. Айтберов, . Последний считает, что пришлый этнический элемент способствовал реорганизации и консолидации аварского народа не только силой оружия: «Есть основания полагать, что правители доисламского „Авара“, располагавшегося в дагестанских горах, опираясь, видимо, на свои познания, идущие из Азии, поняли значимость единого языка в пределах государственного образования, претендующего на многовековое существование, и, причём, языка специфического, достаточно обособленного от речи соседей. Затрачивая определённые и немалые средства, правители способствовали его формированию и развитию - как минимум в пределах Сулакского бассейна. Небезынтересно в данной связи, что, раннесредневековая христианская пропаганда на указанной территории, успешно проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла также на едином для всех аварцев языке. Позднее, в XII веке, арабо-мусульманский разведчик ал-Гардизи отметил, что в южном Дагестане и в традиционно даргинской зоне современная ему культура развивается на нескольких близкородственных языках, а в аваро-андо-цезских горах, где местные наречия были и есть - на одном только аварском. В этом обстоятельстве нам видится прямой результат целенаправленной языковой политики аварских владык».

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов. Венгерский археолог и историк Иштван Эрдейи, хотя и подходит к этой теме крайне осторожно, но всё же не отрицает возможность наличия связи между евразийскими аварами и кавказскими аварцами: «…По сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX в. находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах)». Схожую позицию занимает дагестанский историк Мамайхан Агларов. Выдающийся немецкий исследователь Карл Менгес считал аваров протомонголами, «чьи следы», якобы, «обнаруживаются в Дагестане».

Возможно, ситуацию с существованием разных «аваров» несколько проясняет высказывание Хауссига Г. В., полагавшего, что реальными аварами следует считать всё же племена «уар» и «хуни», что же касается имени «авар» у иных народов, то в данном случае мы имеем дело, по-видимому, с чем-то вроде грозного прозвища: «Слово „авары“ являлось прежде всего не названием определённого народа, а было обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Славянское обозначение великанов „обры“ - авары также позволяет предполагать это старое значение. Наиболее полно относящиеся к аварам мифы представлены у Геродота. Так, там говорится об одном аваре (греческая форма у Геродота звучит как Абарис) который со стрелой в руке промчался по странам мира…

Аварцы не изучены генетиками в достаточной степени, чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Какие-либо специальные археологические исследования, ставившие перед собой целью поиски аварского (вархунского) наследия в Дагестане пока никем проведены не были, хотя археологами всё-же найдены богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира в высокогорном аварском с. Бежта, датированные VIII-X вв. и условно отнесённые к «сарматам». Однако, положение осложняется тем, что все артефакты раскопок могильников, оставленных ираноязычными кочевниками на территории Аварии получают лишь расплывчатое определение «скифо-сарматские». Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся. Данные же генно-молекулярного анализа материнской линии происхождения (mtDNA), доказывают, что генетическая дистанция между аварцами и иранцами Тегерана, иранцами Исфахана гораздо менее значительна, чем между первыми и почти всеми на данный момент изученными как дагестанскими, так и кавказскими популяциями (единственное исключение - рутульцы). Результаты анализов mtDNA аварцев подтверждают то, что русские, поляки (и даже славяне вообще) генетически ближе аварцам, чем карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, чеченцев, черкесы, абхазы, грузины, армяне, лезгины Дагестана. При этом относительно близкое родство демонстрируют показатели осетин, курдов, даргинцев, испанцев, абазин. Русские по степени родства уступают лишь рутульцам, иранцам Тегерана, иранцам Исфахана, а лезгины Дагестана оказываются менее родственной аварцам популяцией, чем территориально далёкие британцы. Вслед за русскими (с незначительной разницей в дистанции) идут опять-таки не кавказоязычные популяции, а поляки и осетины-ардонцы.

Государственные образования

Остатки замка в с. Хотода (Гидатль)

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир). Первые упоминания об этом владении относятся к VI в. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди. Сарир достиг наивысшего расцвета в X-XI вв., являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство. Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X в.) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X в. прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите Византийской империи. Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами Дербентом и Ширваном были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу XII века Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономическую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, - сирийско-иранского происхождения.

Территория Аварии в отличие от остального Дагестана не была затронута монгольским нашествием XIII века. В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан (1222 г.) сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джалал ад-Дина и его союзников - кыпчаков. События, связанные со вторым походом, происходили следующим образом: весной 1239 года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа аланскую столицу Магас, отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до агульского села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельствуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и весной 1240 г. овладели их главным опорным пунктом - селом Кумух. Мухаммед Рафи отмечает, «что обитатели Кумуха сражались с большим мужеством, и последние защитники крепости - 70 юношей - погибли в квартале Кикули. Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света». Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» - это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных действиях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами - «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», - подкреплённом к тому же и узами династических браков. По мнению современного исследователя Мурада Магомедова, правители Золотой Орды способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика дани с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV в. на древней территории Монголии… Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварцам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV в. (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

К 1404 году относится первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием «авары», оно принадлежит Иоанну де Галонифонтибусу, который писал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи». В завещании нуцалхана (то есть «правителя») Аварского - Андуника, датированном 1485 годом, последний также использует этот термин, именуя себя «эмиром вилайата Авар».

В последующий период предки современных аварцев зафиксированы в составе Аварского и Мехтулинского ханств; некоторые объединённые сельские общины (так называемые «вольные общества») сохраняли демократический строй правления (наподобие древнегреческих полисов) и независимость. Как наиболее влиятельные «вольные общества» известны Андалал (‘Ẅandalal) и Гидатль (Hid). При этом аварцы обладали единой правовой системой. Боевой дух и военная выучка представителей «вольных обществ» Аварии были традиционно очень высоки. Так, например, в сентябре 1741 г. на территории Андалала, им, несмотря на значительное численное и техническое превосходство противника, удалось нанести сокрушительное поражение иранскому завоевателю Надиршаху Афшару, не знавшему до столкновения с аварскими «джамаатами» (то есть «обществами») ни одной военной неудачи и находившегося в зените своего могущества. После боёв в Аймакинском ущелье, а также под сёлами Согратль, Чох и Обох, более чем 100-тысячная армия Надира - союзника России по антитурецкой коалиции - поредела до 25-27 тысяч, с которыми персидский самодержец сначала ретировался в Дербент, а в феврале 1743 г. и вообще покинул пределы Дагестана. По признанию современника - русского резидента при персидском дворе И. Калушкина: «А ведь и десять персиян против одного лезгинца (то есть дагестанца) стоять неспособны».

Экспансия XVI-XVII вв.

XVI-XVII вв. характеризуются процессами усиления феодальных отношений в Аварском нуцальстве. В территориальном отношении оно было довольно обширным: южная граница проходила по реке Аварское Койсу, а северная доходила до реки Аргун. Используя благоприятный момент ослабления, а затем и распад шамхальства, аварские ханы подчинили своей власти соседние сельские общины багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев и других, за счёт которых значительно расширили свою территорию. Наибольших успехов в этом достиг Умма-хан Аварский (по-прозвищу «Великий»), правивший в 1774-1801 гг. При нём нуцальство расширило свои границы как за счёт подчинения аварских «вольных обществ», так и за счёт соседней чеченской территории (прежде всего общества Чеберлой). При правлении Умма-хана Аварскому ханству дань платили грузинский царь Ираклий II, дербентский, кубинский, шекинский, бакинский, ширванский ханы, а также вассал Турции - паша Ахалцихский. Во время военных действий союзные с хунзахским ханом общества обязаны были поставлять войско и обеспечивать его всем необходимым. Говоря о Умма-хане, Ковалевский С. С. отмечает, что он - человек больших предприятий, отважности и храбрости. Собственное его владение было небольшое, но влияние на окрестные народы «весьма сильное, так что он представляет собою как бы повелителя Дагестана». По свидетельству Я. Костенецкого, «Авария не только владела многими, теперь от неё уже зависимыми обществами, но и была единственной повелительницей в этой части гор, и от ханов её трепетали все соседи».

Вхождение в состав России

В 1803 г. Аварское ханство добровольно вошло в состав Российской империи. Однако, первоначально, царская администрация допустила целый ряд серьёзных ошибок и просчётов. Тяжёлые поборы и подати, экспроприация земель, вырубка лесных угодий, строительство крепостей, повсеместные притеснения вызвали недовольство народа, прежде всего, его наиболее свободолюбивой и воинственной части,- «узденьства» (то есть «свободных общинников»), никогда прежде не живших под подобного рода правлением. Все сторонники России ими были объявлены «безбожниками» и «предателями», а царская администрация «проводниками рабского строя,-унизительного и оскорбительного для истинных мусульман». На этой социально-религиозной основе в начале 20-х годов XIX в. началось антицаристское движение горцев под лозунгами шариата и мюридизма. Руководителем его стал аварец - мулла Гази-Мухаммед из села Гимры. Он с небольшим отрядом своих приверженцев вводил шариат в аварских аулах, зачастую силой оружия. Организовав в начале 1831 г. укреплённый лагерь Чумгесген, Гази-Мухаммед совершил ряд походов против русских. В 1832 г. он совершил успешный рейд в сторону Чечни, в результате которого на его сторону перешла большая часть региона. Вскоре, во время сражения в своём родном селе, Гази-Мухаммед погиб.

Вторым имамом был избран Гамзат-бек из села Гоцатль, который в течение двух лет продолжал дело Гази-Мухаммеда - «газават» («священную войну»). В 1834 г. им была истреблена ханская династия, что вызвало гнев среди хунзахцев. После убийства ими Гамзат-бека имамом избрали Шамиля - ученика и сподвижника Гази-Мухаммеда, который возглавил национально-освободительное движение горцев в течение 25 лет. Все эти годы Шамиль оставался единоличным политическим, военным и духовным лидером не только Аварии, но и Чечни. Носил официальный титул - Имам. В 1842-1845 гг. на территории всей Аварии и Чечни Шамилём было создано военно-теократическое государство - имамат, со своей иерархией, внутренней и внешней политикой. Вся территория имамата была разделена на 50 наибств - военно-административные единицы, во главе которых стояли наибы, назначенные Шамилём. Исходя из опыта войны, Шамиль провёл военную реформу. Была проведена мобилизация среди мужского населения в возрасте от 15 до 50 лет, войско разбито на «тысячи», «сотни», «десятки». Ядро вооружённых сил составляла конница, включавшая гвардию «муртазеков». Было налажено изготовление артиллерийских орудий, пуль, пороха. Он имел звание маршала Османской империи, а в июле 1854 г. официально получил звание генералиссимуса. Долгая война разрушала хозяйство, приносила огромные людские и материальные потери, многие селения были разрушены и сожжены. Никакой реальной помощи от Османской империи Шамиль не имел. Дело доходило до того, что по тайному сговору с Россией, в Турции арестовывались те, кто готов был с оружием в руках отправиться на Кавказ к Шамилю в качестве добровольцев. В связи с этим, Шамиль неоднократно крайне негативно отзывался о султане Османской империи и его подданных. Он, ввиду относительной малочисленности аварского и чеченского народов, пытался обрести среди единоверных мусульман как можно больше союзников, но вовсе не горел желанием присоединяться к Турции. Но в войне участвовали не только аварцы и чеченцы, а также табасаранцы, кумыки, лакцы, лезгины, даргины, и другие народы Дагестана.

Конец священной войны

Имам Шамиль

Царизм же не преминул извлечь уроки из своих ошибок и неудач и в корне поменял тактику, временно отказавшись от политики жёсткого колониального гнёта. В таких условиях мюридистские лозунги о необходимости ведения «священной войны» с Россией до последнего подростка, способного держать в руках оружие, не считаясь при этом ни с какими жертвами, ни с какими потерями, - стали восприниматься горцами как сумасбродные и гибельные. Авторитет Шамиля и его наибов стал таять. Шамилю нередко приходилось воевать не только с русскими, но и со своими «фрондёрами». Так, часть аварцев (прежде всего,- хунзахцы и чохцы) сражалась на стороне России в подразделениях горской милиции и дагестанском конном полку. После капитуляции Шамиля все аварские земли были включены в состав Дагестанской области. В 1864 г. Аварское ханство ликвидировано, на его территории образован Аварский округ. Справедливости ради, следует отметить, что несмотря на жестокие, бесчеловечные методы царского командования, применявшиеся ими в ходе поддавления национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни, царская Россия, тем не менее, насколько это было возможным, в целом, не трогала национально-религиозных традиций этих народов. По отношению же к аварцам в Дагестане имеются многочисленные факты, свидетельствующие о наделении их такими льготами и привилегиями, которыми было обделено даже подавляющее большинство самих русских. В частности, это касается быстрого предоставления высоких воинских наград, дворянских званий, офицерских чинов. Пленённому Шамилю со стороны царя были оказаны максимальные почести. Царская администрация и русские военачальники очень высоко отзывались о Шамиле как о мужественной и порядочной личности, подчёркивали его незаурядный талант полководца и политика. Аварцы при императоре Александре II входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи.

К началу Кавказской войны в Дагестане жило около 200 тысяч аварцев, а на территории Чечни более 150 тысяч чеченцев. Войны с Российской империей привели к тому, что аварцев и чеченцев к концу Кавказской войны осталось менее половины. В 1897 г., - по истечении 18 лет после окончания войны, - численность аварцев достигла лишь 158, 6 тысяч человек. В 1926 году аварцев в Дагестане насчитывалось 184,7 тыс. человек. Одним из последствий Кавказской войны стала также эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Царская администрация поначалу даже поощряла это явление, но после того как эмиграция стала из года в год приобретать характер массового и даже, - полного - исхода аварского народа в Турцию, то ей стали спешно препятствовать. Царизм с одной стороны не мог заселить аварские горы казаками, а с другой оказался свидетелем использования Османской империей северокавказского этнического элемента в качестве ударных войсковых соединений против своих внутренних и внешних врагов.

В составе СССР

В 1921 году была образована Дагестанская АССР. В конце 1920-х годов на землях, населённых аварцами, началась коллективизация и индустриализация.

В 1928 был создан аварский алфавит на латинской основе (в 1938 переведён на кириллицу). Открывались многочисленные аварские школы, язык стали преподавать в вузах, появилась национальная светская интеллигенция.

В 1940-е-1960-е многие аварцы переселились из горной местности на равнину.

Культура и обычаи

Традиционный образ жизни

В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений - тухумов; члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.). Средняя община включала 110-120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца XIX века - старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу XIX века роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.

Традиционное поселение аварцев - крепость, состоящая из плотно прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг. В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть. Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно большие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.

Аварская сложная спиралевидная свастика. Резьба по камню

Наиболее популярной и типично аварской символикой в Дагестане считаются свастики, прежде всего - спиралевидной формы и с округло загнутыми краями, а также мальтийские кресты, лабиринты в большом количестве встречающиеся на резных камнях, старинных коврах и женских украшениях. Заслуживает упоминания и то, что хунзахские ханы нередко использовали в качестве государственной эмблемы (в том числе - на стягах) изображение «волка со штандартом», а андийцы, - «орла с саблей».

Аварцы занимаются животноводством (на равнинах - скотоводством, в горах - овцеводством), полеводством (в горах развито террасное земледелие; выращиваются рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, тыква и др.), садоводством (абрикосы, персики, слива, алыча и др.) и виноградарством; издавна развиты ковроткачество, сукноделие, обработка кож, чеканка по меди, резьба по камню и дереву. К концу XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг.

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

В Аварии этикет жизни регулировался в зависимости от возраста и общественного положения. Например, при решении дел на сельских сходах решающий голос имели старейшины – главы больших семей. Процедура принятия решений на сходах представляла собой своеобразный ритуал, в котором конечный результат определялся авторитетом участника и не в последнюю очередь его ораторским искусством.

Культура аварцев предусматривает определенный минимум расстояния между беседующими людьми. Например, молодежь по отношению к старикам должна выдерживать определенную дистанцию, для чего младший, подойдя для рукопожатия, тут же должен сделать один-два шага назад. Между разговаривающими мужчиной и женщиной «приличная» дистанция увеличивается уже до двух метров, а между женщинами сокращается вдвое. Если встреча состоится на лестнице, то мужчина по отношению к женщине должен стоять на пару ступенек ниже. Для аварцев, как и для остальных народов Дагестана, характерно традиционное уважение к старшим. Так, при любом собрании место старших всегда в центре. Если рядом идут двое мужчин, то почетная правая сторона всегда уступается старшему из них. Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на один-два шага. При встрече путников предпочтение оказывается тому, кто спускается с горы.

В аварских обрядах гостеприимства гость обладает привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга. При рассаживании на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству. Такое же предпочтение отдается родственникам по материнской линии перед родственниками по отцовской. Нарушение подобных обычаев влечет за собой плохие последствия для нарушителей (болезнь или неудачи) и воспринимается как проявление невоспитанности, дурного тона, а порой и вызова общественному мнению.

Каждая аварская усадьба имела в своем составе кунацкую – помещение для гостей-мужчин, которая была готова к приему гостей в любое время суток. Более того, постоянное поддерживание в ней порядка и наличие неприкосновенного запаса лучшей провизии считалось делом чести для хозяина. Гость мог прибыть в любое время и поселиться в кунацкой, даже не оповестив об этом хозяина. Если же о предстоящем визите было известно заранее, то гостю устраивали прием по всем правилом аварского этикета. Перед входом в дом гости обязательно отдавали хозяину все оружие, кроме кинжала. В этом обряде содержался особый смысл – отныне ответственность за безопасность прибывших хозяин брал на себя. Гость входил в дом вслед за хозяином и усаживался на почетное место. Если гостей было много, то они делились на две группы по возрасту и размещались в разных помещениях. При этом хозяин дома следил за тем, чтобы в одной группе не оказались отец и сын, младший и старший брат, зять и тесть. Им даже нельзя было находиться за одним столом. После рассаживания по этикету следовало вести малозначащие вежливые разговоры, а хозяин ни при каких обстоятельствах не мог спросить прибывших о цели визита. Нельзя было оставлять гостя одного, если он сам этого не хотел. Обычно к нему приставляли кого-нибудь из младших членов семьи, который должен был выполнять все просьбы гостя. Молодые женщины семьи считали своим долгом следить за состоянием одежды гостя – каждое утро он находил ее вычищенной и, если необходимо, отремонтированной. Однако гость тоже был связан большим количеством этикетных запретов и предписаний. Он не должен был говорить, какие блюда ему хочется есть. Гость не имел права вмешиваться в семейные дела хозяина, входить в женские помещения, на кухню. Он не мог уехать, не получив разрешения хозяина, а получив его, не мог покинуть дом, не выполнив определенного минимума действий, на что требовалось порой несколько часов. Он даже не мог просто встать из-за стола и выйти на двор без разрешения хозяина. Считалось неприличным расхваливать что-нибудь в доме, так как по традиции хозяин обязан был отдать в дар понравившуюся гостю вещь. Покидающего дом гостя обычай предписывал одаривать и провожать до пределов селения или даже района. При этом гость не мог отказаться от подарков, однако ему следовало деликатно отказываться от дальних проводов. В таких случаях этикет допускал целое соревнование в учтивости, когда хозяин настаивал на проводах, а гость старался от них отказаться. Уезжая, гость обязательно приглашал хозяина навестить его, а при следующем посещении селения правила хорошего тона предписывали заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания было равносильно личному оскорблению.



Власть главы семьи у аварцев не была деспотична. Более того, женщине фактически принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хозяйственных дел. Тем не менее в семейном быту, в отношениях супругов, в положении детей и женщин существовали определенные правила. Мужу принадлежало все основное имущество дома, он же распоряжался судьбами детей. Привилегированное положение мужчины подчеркивалось внутренним распорядком семейной жизни. Муж и жена в аварской семье были в значительной мере отчуждены друг от друга. Если имелось несколько комнат, то жена с детьми помещалась в одной комнате, муж – в другой. Мальчики спали в комнате матери до совершеннолетия, то есть до 15 лет, а затем переходили к отцу. В однокомнатном доме супруги жили по разным углам. Такая же отчужденность существовала и в отношениях между отцом и детьми, между родителями и женой сына. Хотя с течением времени, когда у невестки рождались и подрастали дети, правила избегания постепенно смягчались, но они никогда не исчезали вовсе. Получив право находиться в одном помещении со свекром, невестка никогда не заговаривала с ним первой без особой нужды и ограничивала свое общение лишь ответами на его вопросы.

Запреты на общение между юношами и девушками не давали порой возможности прямого признания в любви и предложения руки и сердца. Юноша, посетив дом своей избранницы, мог, уходя, оставить в нем шапку, кинжал или другой предмет, что однозначно расценивалось как предложение. Получив от девушки согласие, молодой человек посылал к ее родителям свою мать, сестру или другую родственницу для предварительных переговоров. Окончательно договариваться о свадьбе шли мужчины.

Старинная аварская свадьба представляла собой сложный ритуал. Торжества продолжались несколько дней, на них приглашались все без исключения жители села. Первый день свадьбы отмечался в доме одного из друзей жениха. Угощение устраивалось в складчину, избирался хозяин застолья и старший на свадьбе, который должен был распоряжаться церемониями, танцами и прочим. На второй день праздник переносили в дом жениха, куда к вечеру в сопровождении подруг переходила невеста, одетая в свадебный наряд и укутанная покрывалом. Молодежь села преграждала свадебной процессии дорогу, требуя выкупа. Невестку встречала свекровь, вручала ей подарок и отводила в специально приготовленную комнату, где она оставалась в окружении подруг до конца торжеств. Мужчины – родственники жениха не имели права входить к невесте. Жених все это время находился в окружении друзей, которые охраняли его от попыток «похитить», так как иногда жениха выкрадывали подруги невесты. По обычаю, жених не должен был им сопротивляться, а его друзья платили выкуп. После угощения начинались танцы под звуки зурны и барабана. Поздно ночью жених приходил в комнату невесты.

На следующий день женщины поздравляли новобрачную, родственники мужа дарили ей подарки, и все угощались обрядовой кашей. Через несколько дней молодая первый раз выходила в сопровождении женщин за водой. Гости собирались у источника, не давая новобрачной набрать воды, и она вынуждена была откупаться от них сластями.

Самое торжественное событие в жизни аварской семьи – рождение ребенка. Особенно желанным было рождение сына: оно повышало значение женщины в глазах мужа и вызывало зависть у ее подруг. О рождении ребенка молодой отец извещал односельчан выстрелами из ружья. Затем устраивалось застолье для родственников, которые сообща выбирали имя новорожденному.

Аварцы соблюдали обычай кровной мести. Причинами кровной мести, кроме убийства, были нарушение брачного обещания, похищение людей, супружеская неверность, осквернение домашнего очага. Хотя по нормам обычного права (адата) месть должна была быть эквивалентной, в действительности потерпевшая сторона (родственники убитого или оскорбленного) часто стремилась воздать сторицей, что вело к бесконечной цепи взаимных убийств, так как срока давности кровная месть не имела. Однако уже в XIX в. кровная месть стала редким явлением. В аварских общинах мщение чаще заменялось возмещением за кровь, что полностью отвечало нормам шариата. Примирение обычно совершали почетные старики по определенному ритуалу, с уплатой виновной стороной «цены крови» и устройством так называемого «кровного стола» – угощения для большого числа людей.

Аварский фольклор широко представлен историческими преданиями, сказками, пословицами, поговорками, плачами и песнями – колыбельными, лирическими и героическими. Аварский песенный фольклор на редкость богат. Одни песни посвящены борьбе с иноземными захватчиками. Другие прославляют подвиги народных героев, воспевают дружбу, преданность и любовь. Полны теплоты и лиризма колыбельные песни. Сохранили аварцы и старые плачи-причитания, выражавшие народное горе.

Весьма разнообразны аварские танцы: быстрые и медленные, мужские и женские, парные и коллективные.

Один из главных календарных праздников аварцев – день первой борозды, открывал цикл весенних полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, пиршеством, скачками и различными играми.

Свободное время мужчины посвящали в основном играм (нардам, таме – игре, напоминающей шашки) и спортивным занятиям (борьбе, бегу, метанию камня, джигитовке, скачкам).

Строгий, гордый, величественный и мудрый Кавказ - это захватывающие дух природные пейзажи, внушительные горы и живописные равнины. Народы, которые заселяют эти территории, такие же сильные духом, строгие, гордые, мужественные, задумчивые и умудренные опытом. Одним из таких народов являются дагестанцы. Им свойственны свои специфические черты, которые их отличают от других жителей Кавказа, у них свои обычаи и менталитет.

Дагестанцы - это не единая нация, а своеобразный конгломерат народов. В чем их особенность, почему Дагестан называют территорией с уникальным и специфическим народом? Какие они - дагестанские мужчины и женщины? В статье пойдет речь о специфических чертах характера и менталитете дагестанцев.

Особенности дагестанской внешности

В Дагестане проживают более 30 народностей, половина из которых являются коренными жителями. Поэтому неправильно характеризовать всех дагестанцев по единому стандарту. Например, образ сельских жителей отличается от образа городских, горные представители народа отличаются от равнинных жителей.

Основные черты дагестанской внешности это:

  • Высокий рост (более 170 сантиметров).
  • Прямые жесткие волосы от черного до светло-каштанового оттенка.
  • Цвет глаз - серый, черный, карий.
  • Расположение глаз «переднеазиатское», или горизонтальное, глазная щель узкая.
  • Брови прямые, очень часто сросшиеся.
  • У мужчин волосяной покров развит нормально, борода и усы негустые.
  • Лицо длинное и узкое. Черты лица несколько угловатые, с заметными скулами.
  • Лоб высокий, нос длинный, прямой, узкий, кончик иногда приподнят. Часто лоб и нос образуют одну линию.
  • Губы пухлые.
  • Подбородок не выступающий, но высокий.
  • Затылок выпуклый. Уши высокие с длинными мочками.

В Интернете часто обсуждают красоту и внешние данные дагестанцев. Очень сложно однозначно утверждать - красивые дагестанские мужчины или нет. Красота - это очень относительное понятие. Следует отметить, что у многих представителей этого народа достаточно яркие восточные черты, которые придают определенный шарм.

Забота о доме

Традиционно забота о доме, детях, семье - это одна из святых обязанностей дагестанских мужчин. Вся жизнь их посвящена обустройству и совершенствованию быта. В народе желают друг другу: «Чтобы твой дом здравствовал!» В этом пожелании вся суть отношения к своему и чужому дому: уважение, почитание, бережное отношение и пожелание процветания.

Гостеприимство

Дагестанцы свято чтят традиции гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство - это обычай, в разной степени свойственный многим народам, но у горцев он возведен в культ. Сколько бы хлопот это не доставляло хозяину, вне зависимости от экономического положения семьи уважающие себя дагестанцы сделают все, чтобы достойно встретить гостей. Существует правило: все лучшее (кровать, пища, вино, комната) - гостю. Даже в наши дни дети спрашивают, если находят деликатес, для них это или для гостей.

Уважение к старшим

Национальной характеристикой дагестанских мужчин и женщин является почитание старших. Это древняя характерная особенность бытовых и семейных отношений. Старость имеет свои преимущества: молодые люди всегда уступают место старикам, первым начинает говорить всегда тот, кто старше, в присутствии стариков молодые всегда стоят, при стариках нельзя курить и пить, им первым подают воду и пищу. Почитание старших передается из поколения в поколение. Неуважительное отношение к старикам порицается в обществе, такому человеку могут выкрикнуть проклятия в след.

Уважение к женщине

Многие исследователи подчеркивают приниженное и бесправное положение женщин в среде мусульманского Востока, но среди них дагестанские девушки относительно свободны. Женщины не носили паранджу, чадру, здесь не было распространено женское затворничество.

Уважение к женщине в обществе выражается в обычаях и обрядах. Например, когда дагестанская девушка проходит мимо группы мужчин, они прекращают смех, чтобы она не подумала, что они смеются над ней. При появлении в обществе взрослой женщины (как в прошлом, так и в настоящее время) принято вставать в знак уважения к ней. Достоинство и честь девочек и женщин строго оберегается. Посягательство на честь женщины служило и продолжает служить поводом для кровной мести. При этом наказание, мщение, убийство не совершается в присутствии женщины.

Если женщина без головного убора и с распущенными волосами бросалась в центр сражающихся, дагестанцы вмиг останавливали кровопролитие и враждующие расходились.

Следует отметить, что у дагестанских мужчин отношение к женщине формировалось исходя из двух исторических предпосылок. С одной стороны, у мальчиков с рождения воспитывалось уважительное отношение к матери, они осознавали необходимость заботиться о родных женщинах: матери, сестре, жене, дочери или других родственниках. Забота и оберегание женщины - святой долг мужчины.

Но с другой стороны, женщина всегда занимала подчиненное положение в семье, то есть последнее слово всегда оставалось и остается за мужчиной. До сих пор сохраняется разделение обязанностей по дому на мужские и женские, чаще всего женщины не работают, а занимаются домашними делами (готовят, стирают, убирают, растят детей). Мужчины зарабатывают деньги и обеспечивают семью всем необходимым.

Межнациональные браки

Взаимоотношения в межнациональных браках очень сложные из-за разности менталитетов, мировоззрений, культур. Как правило, до сих пор у дагестанцев принято создавать браки с представителями своего народа. Но бывают и исключения, когда возникающие отношения между русской женщиной и дагестанским мужчиной перерастают в брак. Следует отметить, что взаимоотношения могут быть гармоничными только в том случае, если соблюдаются традиции и обычаи каждого партнера, если есть уважительное отношение к культуре народа своего супруга или супруги.

  • уважительно относиться к нему и его родственникам;
  • не перечить мужу в присутствии посторонних;
  • не провоцировать его;
  • не создавать искусственно ситуаций, в которых проявилась бы его ревность;
  • быть гостеприимной;
  • ответственно относиться к своим домашним обязанностям;
  • быть скромной и воспитанной.

Ответственность

Особенностью дагестанских мужчин является ответственность. Слово для них дороже жизни: если он что-то пообещал - сделает. Но даже самые ответственные способны забывать о мелочах, особенно если это касается бытовых вопросов, например, купить лампочку, отремонтировать шкаф, установить Интернет и так далее.

Как и все мужчины восточного типа, дагестанцы умеют много и красиво говорить, способны в мгновение вскружить голову комплиментами. Но везде есть свои подводные камни: дагестанцы очень религиозные, не каждый сможет нарушить традиции рода и жениться на христианке. Если у него уже есть своя семья, то он никогда не уйдет из нее. Семья - это святое, хотя романов на стороне может быть множество.

Отношение к деньгам

Дагестанские мужчины любят красиво ухаживать, дарить подарки, совершать широкие жесты. Им нравится исполнять желания. Но минусом таких жестов является транжирство, а самым страшным злом многих представителей народа являются азартные игры и казино. У многих восточных мужчин сложные взаимоотношения с деньгами, и дагестанские представители сильного пола - не исключение.

Эмоциональность

Дагестанские мужчины умеют открыто проявлять свои чувства - это положительная черта, которая помогает выстраивать отношения, потому что понятно, что именно чувствует человек, можно корректировать свои действия, чтобы улучшить взаимоотношения.

При этом, если возникают вопросы, которые касаются их самих или их здоровья, они очень сдержанные. Например, при переломе руки дагестанский мужчина на вопрос врача о том, что случилось, чаще всего ответит, что поцарапался. Вот так проявляются сдержанность и чувствительность.

Но следует отметить и негативную сторону эмоциональности - ревность, чаще всего абсолютно беспричинная. В отношениях мужчины могут постоянно проверять почту, мобильные телефоны, социальные сети. В случае семейных разборок нельзя выводить мужчину из себя. Конечно, у каждого свой темперамент, но рукоприкладство или разгром помещения - самые распространенные проявления бурного темперамента.

Религиозность

Особенностью народа является следование духовной традиции, несмотря на то, что население Дагестана очень разнообразно. Практически 90 % жителей исповедуют ислам, оставшиеся 10 % - иудаизм и христианство. Распространяться религия в Дагестане начала еще в VII веке. Первоначально она появилась в Дербенте, затем на равнинной территории. Но господствующей религией в Дагестане ислам стал только в XIII веке. Такое длительное его распространение связано с междоусобными войнами, и только после нашествия татаро-монголов ислам стал религией всех народностей республики. Среди жителей есть как шииты, так и сунниты.

Все хорошо, что в меру. Среди дагестанцев встречаются и ярые религиозные фанатики. Они верят, что действуют во имя Бога. Прежде чем заводить семью с дагестанским мужчиной, следует прояснить некоторые моменты: его отношение к женщине и ее роли в семье, его отношение к религии, его отношение к детям. Во многом религиозность отражается на других аспектах жизни человека. Например, строгое соблюдение религиозных обычаев и традиций в быту, подчиненное положение женщины, многодетность и так далее.

Какие они - современные дагестанские мужчины?

  • Это прежде всего самые гостеприимные люди на планете. При встрече всегда улыбаются и жмут руку.
  • Уважение к старшим возведено в культ и в ранг закона. Любой старик будет иметь почет и уважение среди молодежи.
  • Среди мужчин нет никаких поцелуев.
  • Они очень не любят отчества, всегда обращаются только по имени.
  • Очень талантливые, среди них много танцоров, певцов и поэтов.
  • Очень любят петь патриотические песни.
  • Любят должности и внешние атрибуты: машина, кабинет, яркая одежда.
  • У мужчин развиты сильные лидерские качества, всегда берут инициативу на себя.
  • Любят соревноваться по любому поводу и очень болезненно переживают поражения.
  • Любят мясо на огне и хинкали.
  • Легко теряют самоконтроль. Если хотите вывести дагестанца из состояния равновесия, заденьте его патриотизм или укажите на слабости.
  • Открытые, про них можно смело сказать «душа на распашку».
  • Не любят иронию, абстрактные шутки. Все сказанное принимают за чистую монету.
  • Они очень эмоциональные, любят размахивать руками, кричать, громко выражать свои мысли.
  • Многие любят лошадей и собак, причем увлекаются ими серьезно.
  • Знают свой род чуть ли не до 7-го колена.
  • Пренебрежительно относятся к закону, считают себя свободными людьми.
  • Щедрые, отдадут последнее своему соседу.
  • Умеют дружить, для друга пожертвуют всем, что есть.
  • Очень любят свою Родину, язык, культуру и обычаи.

Самые известные дагестанские мужчины

Народы Дагестана дали стране и миру великих поэтов, ученых, художников, спортсменов, композиторов и других деятелей искусства и культуры:

  • Абдулагатов Ильмутдин - ученый физико-математических наук.
  • Айтберов Тимур - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, персидским и арабским рукописям, истории ислама в Дагестане.
  • Аливов Яхья - знаменитый физик.
  • Альдеров Альберт - генетик в области зерновых культур.
  • Алиев Шамиль - разработчик космических технологий и ракетного оружия.
  • Апашев Магомед - доктор технических наук.
  • Темиров Руслан - ученый в области нанотехнологий.
  • Темиров Юсуп - радиоэлектронщик.
  • Халидов Гамид - ученый, изобретатель.
  • Шихсаидов Музакир - знаменитый физик, в настоящее время работает директором АО "Дагтелеком" в Махачкале (Дагестан).
  • Хангишиев Мужаедин - авиаконструктор, изобретатель.
  • Шихсаидов Амри Рзаевич - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, истории ислама в Дагестане и Махачкале.
  • Магомедов Наби - известный химик.
  • Магомедов Мурад - археолог, специалист по истории народов Дагестана в период раннего средневековья.
  • Магометов Александр - лингвист, специалист по лезгинским языкам и языкам даргинской группы.
  • Махов Магомед - заслуженный врач Российской Федерации.
  • Нажмудинов Гаджи - специалист в сфере философии и истории зарубежной философии, социальной культурологии, антропологии.
  • Султанов Казбек - специалист по культуре и литературе народов Кавказа.
  • Талибов Букар - специалист по лезгинским языкам, лингвист.
  • Тарланов Замир - литературовед, лингвист, специалист по русским пословицам и литературному языку XVIII века, по агульскому языку.
  • Батдалов Мухтаритдин - знаменитый архитектор.
  • Гамзатов Гаджи - литературовед.
  • Гусейнов Абдусалам - советский и российский философ.
  • Даидбеков Адильгерей - профессиональный инженер Дагестана.
  • Каяев Али - дагестанский религиозный деятель и ученый.
  • Курбанали Акаев - серебряный призер чемпионата мира в 2007 году по кикбоксингу.
  • Сапиюлла Карачаев - чемпион Европы 1978 года по вольной борьбе.
  • Меджид Бектемиров - чемпион России по боям без правил (2007), чемпион мира по боям без правил (2008).
  • Джамал Касумов - двукратный чемпион мира по кикбоксингу. Чемпион мира (2005), Европы (2004).
  • Гаджиев Гаджи - заслуженный тренер России.

Кроме того, Дагестан дал миру таких великих поэтов: Гамзатова Расула, Алиева Фазу, более 60 героев Великой Отечественной войны, например, Исмаилова Абдулхакима и многих других. Продолжать можно до бесконечности. На весь мир прославилась школа вольной борьбы. Здесь появился один из лучших борцов в истории, трехкратный чемпион Олимпийских игр - Сайтиев Бувайсар, а дзюдоисты Исаев Мансур и Хайбулаев Тагир принесли стране первые золотые медали на Лондонской Олимпиаде 2012 года.