Антонис ван дейк краткая биография. Антонис Ван Дейк. Гениальный и честолюбивый портретист

Антонис ван Дейк — великий фламандский (нидерландский) художник . Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Антонис с детства тяготел к рисованию и поэтому уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Он перенимал форму его живописи, учился секретам создания потрясающих полотен, передачи драматической светотени, построению композиции и так далее. Однако, Антонис ван Дейк всегда был самостоятельным и, обучившись всем секретам, всегда стремился отойти от подражания Рубенсу, чтобы писать картины, которые бы по стилистике и содержанию были не похожи на работы ни одного другого художника.

Хотите построить собственную баню и при этом не разориться? Вместе с HotBanya баню построить легко, просто и быстро. Заходите на сайт, чтобы узнать основы и все тонкости строительства.

Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Это в полной мере отразилось на его живописи. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. В это же время он стал писать картины совместно с (1577-1640). Стоит отметить, что именно искусство создания портрета прославило его как настоящего мастера живописи. В XVI веке портрет занимал довольно низкое положение в европейской живописи и Ван Дейк смог сделать этот жанр невероятно популярным. За свою жизнь он написал сотни портретов людей. Также художник создавал семейные портреты и, так называемые, парадные портреты, одним из изобретателей которых он и является. Антонис ван Дейк вошёл в историю живописи, как непревзойденный мастер портрета, художник религиозных и мифологических картин. Ван Дейк также известен и как придворный художник. Работал при дворе короля Якова I и Карла I. Последний посвятил своего портретиста в рыцари и даже пожаловал ему статус королевского художника.

Антонис ван Дейк умер 9 декабря 1641 г. в Лондоне. За свою жизнь он написал большое количество картин, портретов официальных и высокопоставленных лиц. В настоящее время его работы хранятся в самых крупных музеях мира, среди которых: Эрмитаж, Лувр, Метрополитен-музей, Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Галерея Лихтенштейн, Музей старинного искусства в Брюсселе и другие.

Автопортрет

Амур и Психея

Генриетта Мария

Генриетта Мария

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд

Карл I на охоте

Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская

Любовь невзаимная

Люси Перси, графиня Карлайл

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком

Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет

Антонис ван Дейк - наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Ван Дейк рано сложился как художник.Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всегда в своих картинах и портретах подчеркивал аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность. Именно таким баловнем судьбы мы видим его на автопортрете: усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца, в натуре подчеркнуты черты женственности. Тщательно выписаны красивые холеные руки, аристократически небрежен костюм, романтически развились кудри.

В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские. Но главным жанром ван Дейка становится портрет. В первый, антверпенский период, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по искусству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому. Ван Дейку заказывают множество парадных портретов генуэзской знати.

Вернувшись в Антверпен, ван Дейк создает целую галерею портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в роскошной богатой одежде.

Хотя ван Дейк был очень близким учеником Рубенса, в своем творчестве он был далек от своего учителя.

На портрете знатная дама с дочкой на руках. Высокое положение женщины подчеркивает высокий гофрированный воротник. У девочки воротник простой, но тоже под самый подбородок. Наряд девочки украшают два красных бантика - на макушке и на груди. Наряды обеих выглядят достаточно строго. Лишь фон в виде красной портьеры и светло-коричневых обоев оживляет портрет.
Хочется отметить лицо женщины с тонкими, четко выписанными чертами и слегка поджатыми в полуулыбке губами - что говорит о строгом, сдержанном характере женщины. А дочка явно похожа на мать - с такими же темными глазами, тонкими, поджатыми губами.

Генриетта Мария Французская - младшая дочь короля Генриха IV и Марии Медичи. В 16 лет она была выдана замуж за Карла I Стюарта, короля Англии, Шотландии и Ирландии. Была матерью двух английских монархов - Карла I и Якова.
После замужества новобрачная обнаружила, что муж ее неделями не хотел видеть. И только позднее Карл потеплел к своей супруге и даже влюбился в нее. Генриетта старалась "облагородить" английский двор, покровительствовала театрам. Но ее набожность и католическая вера отталкивала от нее придворных - англичан.
В августе 1642 г. в стране разразилась гражданская война. Мария Генриетта, пытаясь помочь своему супругу, направилась в Нидерланды для сбора средств на ведение войны, поднимала население на защиту короля. Однако, король был казнен, а королева покинула пределы Англии.
С тех пор Мария Генриетта больше не вмешивалась в политику, занималась воспитанием детей в католическом духе. Жила в Лувре, потом в Пале-Рояле. В конце концов рассорилась с детьми и удалилась в монастырь Шайо, который сама и основала.
После Стюартовской Реставрации в 1660 году приехала в Лондон. последние годы провела во Франции.
Художник изобразил королеву вместе со своим карликом Джеффри.

Перед нами юная мать с ребенком на коленях. Сначала мы видим полное гордости за свое чадо лицо матери и серьезное лицо ребенка. Затем обращаем внимание на роскошные одежды, с восхищением изображенные художником. Тяжелые торжественные драпировки и цветовое великолепие не мешают нам воспринимать трогательное единение матери и ребенка.

В центре портрета, положив руку на голову огромному мастиффу, стоит принц Карл (будущий король КарлII). Справа от него принцесса Мария, первая королевская принцесса и принц Яков (будущий король Яков II) Он еще очень мал и по тогдашнему обычаю одет в платье. Младшие принцессы Елизавета и Анна - слева. Несмотря на скованную этикетом строгую осанку, Ван Дейк прекрасно передал очарование нежного возраста принцев и принцесс.
Картина создает праздничное настроение благодаря ярким краскам, нарядно одетым, красивым детям. Важное место в картине занимают и красивые ухоженные собаки.

Все евангелисты рассказывают, что, когда Иисус Христос умер на кресте, его ученик, богатый человек по имени Иосиф из города Аримафеи отправился к Понтию Пилату, чтобы испросить тело умершего на кресте Христа. Понтий Пилат дал согласие, и Иосиф снимает тело с креста. Он и еще один тайный ученик Иисуса Христа, по имени Никодим, приготовляют все необходимое для погребения по иудейскому обычаю: Иосиф покупает чистую льняную плащаницу (кусок льняной ткани) для того, чтобы спеленать умершего, а Никодим приносит состав из смирны и алоэ, "литр около ста", чтобы умастить его тело. Они спешат: Иисус Христос был распят и умер в пятницу. Следующий день суббота, по иудейскому календарю день покоя, когда что-либо делать воспрещено, поэтому умерший должен быть похоронен в пятницу до появления первой вечерней звезды.
Художник изобразил момент, когда распятого Христа сняли с креста и положили на заранее подготовленную плащаницу. Мускулистое мертвое тело Иисуса бессильно лежит на руках у Матери. Она в молении о сыне подняла глаза к небу. А над телом уже склонились ангелы, готовые унести Иисуса Христа в небеса.

Люси Хэй, урожденная Перси, графиня Карлайл. Придворная дама, известная своей красотой и остроумием. Она принимала участие во многих политических интригах во время английской гражданской войны.
При рождении была названа Люси Перси. Она была второй женой Джеймса Сенная, графиней Карлайл. О ней писали такие поэты, как Томас Карью, Уильям Картрайт, Роберт Херрик и другие, а в прозе ее описал сэр Тоби Мэтью. Она была заметной фигурой при дворе короля Карла I. Также она была любовницей Томаса Вентворта и Джона Пима, его парламентского противника. Позже - брошенная любовница Бекингема, ставшая агентом Ришелье из ревности.
Очень искусно художник передает живые переливы блестящего атласа платья, праздничное сочетание насыщенных красок.

Принц Томмазо Франческо де Савойя-Кариньян - сын Эммануила, герцога Савойского. Родоначальник ветви Савойских-Кариньян. Титул князя Кариньянского был дан Карлом Эммануилом своему младшему сыну по названию города Кариньяно во владение Савойских графов. С 1642 г. принц Томмазо был главнокомандующим французской армии в Италии.
Женился принц в Париже, не Марии де Бурбон-Конде, графине Суассон, внучке Людовика I Конде.
Художник изобразил принца Томмазо на вздыбленном коне, на фоне бурного облачного неба, на фоне колонны, наполовину закрытой драпировкой. Все это указывает на принадлежность к военной профессии, на готовность принца к сражениям...

Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невиданной физической силой. Всю жизнь он мстит филистимлянам, однако филистимлянка Далила стала его любовницей. Ее подкупили филистимлянские властители, чтобы она выведала источник силы Самсона.
Далила трижды пыталась это выведать и трижды Самсон обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но в конце концов Далила убедила Самсона довериться ей, убедила в своей любви, и Самсон открыл ей, что сила его покинет, если остричь ему волосы.
Ночью филистимляне тайком пришли к ложу Самсона и постригли его волосы. Он проснулся на крик Далилы:"Филистимляне на тебя, Самсон!", - и почувствовал, что силы покинули его. Враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы.
Но волосы его постепенно отрастают.Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву, Самсон вновь обретает силу и сдвигает с места два средних столба храма. А затем с возгласом "Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!", он обрушивает все здание храма на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю свою жизнь.

После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет новым правителем, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трех лет. Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока он снова не явится. Иосиф вместе с Марией собрли нужные вещи и с ребенком удалились из города. Преодолев длинный переход, они прибыли в селение Матариэ и стали искать место для отдыха.
Они расположились под деревом, которое наклонило свои ветви, чтобы дать путникам прохладу. Неподалеку от дерева из земли вдруг пробился ручей с чистой водой, где утоляли жажду беглецы.
Художник изобразил момент, когда семья отдыхает под деревом, а к ним спустились ангелы и развлекают маленького Христа.
Кругом роскошная природа, с дерева свисают фрукты, летают птицы. Картина, благодаря разнообразию красок, не выглядит тревожной, наоборот, она создает радостное, оптимистическое настроение.

Одно из лучших произведений художника. На портрете девочки, причесанные и одетые в нарядные шелковые платья, как придворные дамы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить "взрослую" серьезность, не могут сдержать детской непосредственности, лукавой улыбки на розовых, приветливых личиках, полных жизни, веселья и ликования.

Для этого портрета ван Дейк нашел тонкую и нежную гамму красок. Он намеренно выделил светлые фигурки девочек на темном фоне стены, что делает их легкими и яркими, светящимися.

Антиопа, дочь фиванского царя Никтея. Забеременев от Юпитера (Зевса), явившегося к ней в образе сатира, Антиопа в страхе перед гневом отца бежала из Фив в Сикион. (древнегреческий миф)

Семья де Тассис происходила из Бергамо и прославилась изобретением в конце XV столетия первой в Европе почтовой системы.. Мария происходила из антверпенской ветви семьи.
Художник изобразил девятнадцатилетнюю девушку, смотрящую прямо на зрителя. Темный фон позволяет сконцентрировать внимание на прекрасной модели. На ней изысканное черно-белое платье с большими буфами по французской моде того времени. Удивительно воздушный белый шелк искусно расшит тонкой золотой тесьмой. Многочисленные, тонко выписанные складки платья создают замечательную игру света и тени, подчеркивающую блеск изысканной ткани.
На груди Марии украшение в виде золотого креста с бриллиантами, на шее - нитка крупного жемчуга. В правой руке она держит веер из страусиных перьев, который будто колышется в воздухе, наполняющем пространство картины. Белоснежный высокий воротник из тонкого кружева украшен острыми узорными краями.
В слегка смущенной полуулыбке, озаряющей лицо Марии легком румянцем, тронувшем ее щеки, нежности белой кожи художник с виртуозным мастерством передает неповторимое очарование юности. Взгляд больших темных глаз девушки, смотрящих открыто и в то же время задумчиво, придает образу особое очарование.

Томас Уортон - английский исследователь истории литературы, критик и поэт, профессор поэзии Оксфордского университета. Поэтический лауреат Англии. Стихи начал писать еще в детстве.

ВАН ДЕЙК Антонис (van Dyck ) (1599-1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. . Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.

ВАН ДЕЙК (Van Dyck, Dijk ) Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета 17 в.

Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.

Ранний антверпенский период

В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. 1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден; «Самсон и Далила», ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон; «Св. Мартин и нищие», ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок).

Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью («Семейный портрет», между 1618 и 1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; Изабеллы Брант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон).

Итальянский период

В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалось активным изучением итальянской живописи, особенно , и стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняя представительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портрете ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галерея Питти, Флоренция).

Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон; «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», собрание Фрика, Нью-Йорк; «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон; «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя; «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей; «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург; «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем).

Второй антверпенский период (1627-1632)

В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника - баловня судьбы.

Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 «Иконографию» - сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).

Английский период

В 1632 по приглашению короля Ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.

В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632, Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; Артура Гудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с их эмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портрет Карла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары.

По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля Ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.

В Антверпене. Последние годы жизни

Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.

Имя Антониса ван Дейка (Antoon van Dyck) золотыми буквами вписано в историю фламандской школы живописи XVII века. Образы с его полотен – пример утонченной гармонии и чувственности, отражающий истинное лицо всей эпохи.

Родившийся в 1599 году Антонис ван Дейк был седьмым ребенком в семье зажиточного купца из Антверпена, торговавшего тканями. В 1607 году, вскоре после смерти матери, мальчика отдали в ученики к Хендрику ван Балену, где он познавал азы мастерства в течение четырех лет. А уже в 15 юный ван Дейк начал работать самостоятельно.

Решив продолжать свое обучение, к девятнадцати годам он попал в гильдию художников имени Святого Луки, где сблизился с . Работая в его мастерской, Антонис начал выполнять заказы совместно с мастером, а иногда и самостоятельно. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Поначалу, копируя своего учителя, он перенял его манеру и стиль вместе с насыщенностью цвета, полнотой и чувственностью сюжетов. Большинство полотен с религиозно-мифологическим содержанием в тот период были написаны под большим впечатлением от произведений самого Рубенса.

Историки искусства относят к их ряду такие картины, как «Самсон и Далила» и «Св. Мартин и Нищие». Цветовое решение и манера в них еще могут быть названы подражанием Рубенсу. Но постепенно ван Дейк двинулся дальше и уже в последующие несколько лет начал менять свой стиль, находя новые грани и иные выразительные средства. Впоследствии его картины обрели даже большую популярность, нежели рубенсовские, вероятно, в силу их соответствия вкусам публики.

Завистники и критики долгое время пытались доказать, что Рубенс и его ученик – соперники, однако эти усилия были тщетными, аргументированного подтверждения этому до сих пор не найдено. Глубокое впечатление от работ наставника ван Дейк пронес через все свое творчество, сохранив и преумножив полученные умения.

Наибольшую известность художнику принесли его портреты. Именно во Фландрии этот жанр живописи, имевший не самое высокое положение в общей иерархии, начал видоизменяться. Ван Дейк стал одним из основоположников традиции парадного портрета XVII века, он написал более сотни изображений. Первыми его заказчиками в основном были зажиточные семьи купцов или художников. Уже тогда проявилась способность ван Дейка запечатлевать мимолетные эмоции, непринужденные позы, живой взгляд.

Судьба благоволила ван Дейку. Его ранний антверпенский период был ознаменован широкой известностью и признанием, поток заказов не иссякал. Он даже успел потрудиться в Лондоне, при дворе короля Якова I.

Однако натура художника требовала свежих впечатлений, и в 1621 году, вдохновленный образцами искусства эпохи Возрождения, он отправился в Италию. Посетив Геную, Рим, Венецию, Палермо и Милан, ван Дейк всерьез увлекся произведениями . Именно они повлияли на изменения в манере письма самого ван Дейка – темные тона фона и утонченные фигуры остались в его живописи.

С этим периодом связан и один из наиболее значительных, а, возможно, и самых лучших портретов, моделью для которого стал ученый и дипломат кардинал Гвидо Бентивольо. Без внимания не оставлена ни роскошь кардинальского одеяния с кружевами и многочисленными складками, ни устремленный в сторону задумчивый взгляд, в котором читаются мудрость и проницательность. Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности, и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка.



Семейные обстоятельства потребовали возвращения художника на родину, но вскоре он вернулся в Англию, где окончательно углубился в работу над тем, что позже будет названо «аристократическим портретом».

Новый король, Карл I, сумел по достоинству оценить дарование живописца, и многие из портретов того периода изображали правящую чету. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Последний из известных портретов королевы в образе святой Екатерины, по неясным причинам скрытый под несколькими слоями краски другого произведения, был обнаружен лишь совсем недавно. Одна за другой создавались картины, на которых во всем блеске и великолепии представал цвет аристократии. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка.

Умер живописец после продолжительной болезни в 1641 году, всего на год пережив Рубенса. Согласно завещанию, он был похоронен в соборе Святого Павла.

Современники затруднялись в оценке его характера и личностных качеств. Многие свидетельства описывают ван Дейка как обаятельного, себялюбивого и невероятно одаренного человека. За свою достаточно короткую жизнь он создал огромное количество полотен – более 900, был вхож во многие знатные семьи и щедро награжден не одним королем. И все же сегодня его картины демонстрируют не столько славу и величие сильных мира сего, сколько потрясающее дарование и поистине неповторимый стиль самого ван Дейка.

Ван Дейк Антонис (1599-1641), фламандский живописец.

Родился 22 марта 1599 г. в Антверпене в семье богатого торговца тканями. С 1609 г. учился у X. ван Валена, а к 1615 г. уже имел собственную мастерскую.

Около 1618--1620 гг. работал помощником у П. П. Рубенса, в конце 1620 - начале 1621 г. - при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен.

С конца 1621 г. Ван Дейк жил в Италии, главным образом в Генуе.

С 1632 г. он работал в Лондоне как придворный художник Карла I. С юных лет Ван Дейк проявлял интерес к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616 г.).

В 1615-1616 гг. в своей мастерской вместе с другими молодыми художниками он выполнил серию «Головы апостолов», писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие святого Петра», 1615--1617 гг.; «Юпитер и Антиопа», около 1617- 1618 гг.).

Испытав сильное влияние живописной манеры Рубенса, варьируя выработанные им приёмы и образы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618 г.).

В работах 1620-1621 гг. (портрет Ф. Снейдерса с женой, «Святой Мартин» и др.) определилось стремление художника к одухотворённому благородству образов, проявилась его чуткость к неповторимым особенностям каждого человека.

В Италии Ван Дейк выработал и довёл до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором играют роль поза, осанка и жест (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623 г.).

Знакомство с колористикой венецианской живописной школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати. В то же время Ван Дейк создал выразительные образы одарённых людей (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622 г.; мужской портрет, около 1623 г.). Конец 20-х - начало 30-х гг. XVII в. - период высшего творческого подъёма Ван Дейка. Ему удалось в парадных портретах органично соединить индивидуальные характеристики образа с торжественностью его представления (портрет Марии Луизы де Тассис, между 1627 и 1632 гг.).

В камерных портретах, в частности живописца Ф. Снейдерса, около 1620 г.), художник раскрыл богатство духовной жизни своих современников. Очень эффектны религиозные и мифологические композиции: «Мадонна дель Розарио» (начата в 1624 г.), «Отдых на пути в Египет» (между 1627-1632 гг.).

С 1632 г. и до смерти (9 декабря 1641 г.) работая в Лондоне, Ван Дейк много рисовал короля («Карл I на охоте», около 1635 г.), членов его семьи («Дети Карла I», 1637 г.) и знатных вельмож.