Андреев музыкант. Василий васильевич андреев

Значение АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Андреев, Василий Васильевич, виртуоз-балалаечник. Родился в 1862 году в г. Бежецке, Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в С.-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Большинство этих инструментов (домры, балалайки, накры), как показывают уже их имена, совсем не великорусского, а восточного, азиатского (турецко-татарского) происхождения, притом далеко не особенно древнего (например, балалайка не восходит далее начала XVIII или конца XVII века). После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году, в русском обществе развилось широкое увлечение названными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной легкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства, редко оригинальные композиции, вроде вальсов и т. п. салонных сочинений, совсем уже не "великорусского" пошиба). Виртуозно владея техникой игры на балалайке, А. выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершает со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел недавно огромный успех), а также заведует постановкой обучения игре на "великорусских" инструментах в войсках гвардии.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1861-1918) российский музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Василий Васильевич , русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С.-Петербурге оркестр, в который вошли струнные (домры …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1861 - 1918), исполнитель на балалайке и дирижер. Усовершенствовал балалайку, разработал ее оркестровые разновидности. Организатор и руководитель первого оркестра русских …
  • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С.-Петербурге оркестр, в который вошли струнные …
  • АНДРЕЕВ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Прокофий, саадашный мастер. Россия. Около …
  • АНДРЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • АНДРЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Десятое место в первой сотне самых распространенных в России фамилий занимает эта. Происхождение ее предельно ясно - от имени Андрей, …
  • АНДРЕЕВ в Высказываниях великих людей:
    Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. Л.Н. Андреев …
  • ВАСИЛИЙ
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • АНДРЕЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Андрей Андреевич (1895-1970). Выходец из рабочих, Андреев стал руководителем профсоюза железнодорожников в 1920-28 г.г. Надежный сторонник сталинского аппарата, А. был …
  • АНДРЕЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Леонид Николаевич (1871-1919). Русский писатель, родился в Орле, в семье землемера. В 1897 г. появился его первый рассказ "Бергамот и …
  • АНДРЕЕВ в Литературной энциклопедии:
    Леонид Николаевич — беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые …
  • АНДРЕЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Евгений Николаевич (1829- 1889), деятель рабочего и технического образования в России, педагог. Один из учредителей Русского технического общества (РТО), инициатор …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • АНДРЕЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • ВАСИЛИЙ
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Пав. Зах. (1874-1950), певец (бас-баритон), нар. арт. СССР (1939). В 1909-48 в Ленингр. (Мариинском) т-ре оперы и балета. Проф. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Ник. Ник. (1880-1970), физик, основатель отеч. науч. школы акустиков, акад. АН СССР (1953), Герой Соц. Труда (1970). Тр. по …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Ник. Анд. (1873-1932), скульптор, засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Автор психологически выразительного, проникнутого внутр. трагизмом пам. Н.В. Гоголю (1904-09), …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Мих. Степ. (1873-1948), этнограф и лингвист, ч.-к. АН СССР (1929), акад. АН Узб. ССР (1943). Тр. по быту, нар. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Леон. Ник. (1871-1919), рус. писатель. В ранних реалистич. рассказах - поиски социальной справедливости ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Лев Ник. (р. 1931), иммунолог р-ний, акад. РАН (2000). Осн. иссл. по физиологии взаимоотношений р-ний и фитопатогенных …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Ив. Ив. (1880-1919), рос. химик-технолог. Первым разработал (1915) и реализовал (1917) в заводском масштабе способ получения азотной к-ты каталитич. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Евг. Ник. (р. 1926), засл. парашютист-испытатель СССР (1958), полк., Герой Сов. Союза (1962), з.м.с. СССР (1963). Испытывал и катапультные …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Дан. Леон. (1906-59), рус. поэт, мистик-духовидец. Сын Л.Н. Андреева. В ранней поэзии (с 1931) - тревожное ожидание катастроф, надвигающихся …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Вл. Ал. (р. 1930), актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1985). С 1952 в Т-ре им. Ермоловой (в 1970-85 гл. …
  • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЕВ Викт. Сем. (1905-88), архитектор, нар. арх. СССР (1978). Работал в Москве: адм. здание на ул. Горького (Тверской; 1949), посольства …
(1861-01-15 ) Место рождения Дата смерти Профессии Жанры

Василий Васильевич Андреев (15 января - 26 декабря ) - музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник .

Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).

Биография

После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).

Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.

Василий Андреев являлся членом Русского Собрания и Всероссийского Национального Клуба .

Память

Г-ну Андрееву принадлежит первая честь в деле возрождения русской балалайки… - «Петербургский листок» № 80 от 22 марта 1888 г.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1912 - 20.12.1918 - Набережная реки Мойки, 64, кв. 30.

Художественный фильм

В 1987 году об В. В. Андрееве был снят художественный фильм Серебряные струны.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 15 января
  • Родившиеся в 1861 году
  • Родившиеся в Бежецке
  • Умершие 26 декабря
  • Умершие в 1918 году
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы XIX века
  • Композиторы XX века
  • Балалаечники России
  • Члены Русского собрания
  • Похороненные на Тихвинском кладбище
  • Андреевы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Андреев, Василий Васильевич" в других словарях:

    Андреев Василий Васильевич - (1861—1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт Андреев дал в Петербурге в 1886. Музыкант виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (основан в конце 1886 ‒ начале 1887 в… … Большая советская энциклопедия

    - (1861 1918) российский музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр) … Большой Энциклопедический словарь

    Андреев, Василий Васильевич, виртуоз балалаечник. Родился в 1862 году в г. Бежецке, Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в С. Петербурге из любителей игры на них… … Биографический словарь

    - (1861 1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт А. дал в Петербурге в 1886. Музыкант виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Андреев, Василий Васильевич - АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861 1918), исполнитель на балалайке и дирижер. Усовершенствовал балалайку, разработал ее оркестровые разновидности. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1861 1918), музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр). * * * АНДРЕЕВ Василий Васильевич АНДРЕЕВ Василий Васильевич (14 января 1861, имение… … Энциклопедический словарь

    Большая биографическая энциклопедия

    Музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С. Петербурге оркестр, в который вошли струнные (домры четырех величин, балалайки шести величин, гусли), духовые (брелка, или жалейка, род… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В. В. Андреев вошел в историю отечественной музыкальной культуры как организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов, виртуоз-исполнитель на усовершенствованной им балалайке, инициатор и непосредственный участник реконструкции большого количества русских народных инструментов, музыкально-общественный деятель и истинный патриот своей страны. Василий Васильевич Андреев был поистине одержим любовью к народному искусству – песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним и, хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, Василий Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней.

В один из тихих летних вечеров, которые Андреев проводил в фамильном имении Марьино, что неподалёку от города Бежецка, он впервые услышал балалайку. Как вспоминал Василий Васильевич, он вдруг услышал неведомые для него звуки. Было ясно слышно, что играют на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, сначала в довольно медленном темпе, а потом всё быстрее и быстрее. Следуя за этими звуками, Андреев увидел, наконец, того игрока. На ступенях крыльца сидел работник Антип и играл на… балалайке. Присмотревшись внимательно, как играл крестьянин, и, взяв у него несколько уроков, Андреев решил играть на балалайке сам и довести игру на ней до совершенства! Для этого благородного дела, ему пришлось реконструировать инструмент, усовершенствовав его форму и качество материалов из которых была изготовлена балалайка. уже через несколько месяцев он играл на балалайке перед столичной публикой. После его блестящего выступления, в петербургских салонах только и разговоров было, что об Андрееве и его балалайке.

Андреев активно работал над усовершенствованием балалайки, над обогащением её технических возможностей и репертуара. Он и его ученики с блеском исполняли на балалайке не только народные песни и наигрыши, а также переложения классических произведений, но и оригинальные произведения для балалайки, которые в большом количестве выходили из-под пера Василия Васильевича. В числе произведений, написанных им для балалайки необходимо также отметить большое количество жанровых зарисовок и произведений танцевального характера. Василий Васильевич пошёл по пути превращения жанров вальса и мазурки из чисто прикладных, в концертные пьесы программного характера с неизменным показом технических возможностей инструмента. Одних только вальсов им написано больше 20-ти. Андреев настолько талантливо использовал разнообразные приёмы и динамические возможности инструмента, что каждое его произведение совершенно неповторимо, с легко запоминающимися мелодиями и оригинальными ритмическими находками.

Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

Впоследствии, в 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке. Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

В 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке.

Андреев, заинтересовавшись балалайкой, решил в дальнейшем реконструировать и другие русские народные инструменты. Таким образом, ему удалось найти в заброшенной деревне Вятской губернии «круглую балалайку», которая являлась уцелевшим после средневековых гонений русским народным музыкальным инструментом — домрой. В итоге, Андреев решил и этот инструмент привести в более профессиональный вид и дать ему новую жизнь. Современная домра, создателем которой является Андреев, это профессиональный виртуозный и очень популярный инструмент.

В процессе педагогической работы и совместной игры с учениками, у Андреева родилась мысль создать коллектив балалаечников — балалаечный ансамбль. 20 марта 1888 года состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством В. В. Андреева. В состав ансамбля вошли новые оркестровые варианты балалаек от маленькой, тоненькой пикколо, до густых, мощных басов и контрабасов. Концерт вызвал большой резонанс. А уже осенью 1889 года «Кружок любителей игры на балалайках» выступил с концертами в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Успех был просто оглушительный!

В 1896 году появился первый оркестр русских народных инструментов, созданный Василием Васильевичем Андреевым. В его состав вошли кроме балалаек, также и домры различных размеров и щипковые гусли. Позднее в оркестр Андреев ввёл различные народные духовые и ударные инструменты, что, несомненно, обогатило художественные возможности оркестра, придало ему те краски, которыми музыканты смогли создать прекраснейшие музыкальные полотна. Осенью 1908 года начался период блистательных зарубежных гастролей Великорусского оркестра под управлением Андреева. Германия, Англия, Франция, Соединённые Штаты Америки. И всё это за четыре года. Если добавить сюда многочисленные концерты в Петербурге и Москве за время короткого пребывания в России между зарубежными поездками, то картина интенсивной творческой жизни оркестра будет полной. С оркестром в концертах с удовольствием выступали знаменитые певцы — Надежда Плевицкая, Елена Катульская, Владимир Касторский. Для оркестра писали сочинения такие известные композиторы, как Александр Глазунов, Николай Фомин. Знаменитая актриса Сара Бернар плакала от восхищения, вызванного выступлением оркестра. А Фёдор Иванович Шаляпин искренне гордился знакомством с оркестром и его основателем – Василием Васильевичем Андреевым. Пётр Ильич Чайковский, после выступления Андреевского оркестра, воскликнул «Что за чудо эти балалайки!»

В 1918 году Андреев был направлен с концертами на Северный Фронт. Играя перед бойцами в сильнейший мороз в одном лишь лёгком фраке, Андреев внезапно заболел и скончался 26 декабря 1918-го года.

Композитор Василий Андреев родился в 1861 году в купеческой семье. Он не стал торговцем, а увлекся музыкой. Благодаря ему возникла мода на русские которые получили значительное общественное признание и распространение на концертной эстраде. Андреев был не просто композитором, но еще и организатором, а также пропагандистом данной области искусства.

Виртуоз и теоретик

Свой первый оркестр Василий Андреев образовал в Санкт-Петербурге. В него вошли любители гуслей, жалеек, бубнов и других народных инструментов. Концерты оркестра распространили по всей стране увлечение игрой на балалайке. Сам Василий Андреев мастерски владел этим инструментом.

Композитор фактически создал новую область музыкального творчества, получившую название русского народно-инструментального искусства письменной традиции. В нем слились как профессионально-академические, так и фольклорные элементы. Именно поэтому считается уникальным все то, что делал Василий Андреев. Композитор пришел к идее создания нового вида музыкального искусства далеко не сразу, хотя балалайка увлекала его с самого детства. Больше всего ему нравился самобытный тембр этого инструмента и его исполнительные приемы.

Василий Андреев - композитор, отличавшийся фанатичной целеустремленностью в осуществлении собственных планов. С одной стороны, он был виртуозом живого исполнения, а с другой - вдумчивым теоретиком, написавшим огромное количество статей и книг на любимую тему.

Первая хроматическая балалайка

Хотя Василий Андреев специализировался на народных инструментах, влияние на него оказывала и академическая музыка. Три года он занимался на скрипке, беря уроки у выдающегося дирижера и скрипача Николая Галкина, бывшего профессором Петербургской консерватории. Именно поэтому Андреев со временем все больше предъявлял к балалайке требования, характерные для концертного инструмента. Передвижные ладовые порожки давали лишь диатонический звукоряд. Композитор же использовал фиксированную хроматическую темперацию. Он стал реформатором исполнительской техники.

В 1887 году вместе с талантливым мастером Францем Пасербским Андреев создал первую хроматическую балалайку. Инструмент сразу снискал популярность. Летом того же года вышла книга «Школа игры на балалайке». Образец Пасербского имел основополагающее и кардинальное значение для дела всей жизни Андреева. Впервые появилась балалайка, которая стала академическим инструментом и сохранила свои характерные фольклорные свойства (количество струн, треугольную форму деки, приемы игры, строй). Возникли перспективы освоения на ней классического музыкального наследия.

Популяризация балалайки

Фактически Андреев подарил стране балалайку в усовершенствованном и улучшенном виде. До этого народность данного инструмента заключалась в его этнографическом происхождении, а теперь он стал народным еще и по своему массовому распространению. Многие специалисты считают данное явление уникальным в истории музыки.

Всего лишь за десять лет балалайка прошла путь, на который другим инструментам требовались столетия. В начале XXI века в России их насчитывалось около 200 тысяч (при этом в Петербурге было около 65 тысяч).

Преимущества андреевской модели

То, для какого инструмента Василий Андреев написал множество статей и создал новую исполнительную технику, определило музыкальную моду его эпохи. Новая балалайка была усовершенствована таким образом, что она стала гораздо доступнее для начального освоения новичками. Ее звук оказался интонационно более отчетливым и звонким, чем звук предшественниц.

Форма балалайки стала удобнее, а главное, компактнее. Преимущества не мешали инструменту остаться дешевым и простым в изготовлении. Он одинаково подходил как для лирической задушевной фольклорной песни, так и для темпераментной пляски. Совокупность всех этих плюсов привлекала все новых энтузиастов, желавших освоить неизвестное им музыкальное ремесло.

Возникновение оркестра

После появления новой хроматической балалайки Андреев обзавелся большим количеством учеников. Именно они вместе со своим преподавателем создали популярнейший петербургский оркестр (первоначальный состав - 8 человек). Первый его концерт прошел 20 марта 1888 года. Эта дата - день рождения оркестра русских народных инструментов.

Партии инструментов дублировались и имели четкое функциональное разделение (аккордовое сопровождение, бас, мелодия). Балалайки играли в унисон. Позднее, в 1890-е, оркестр расширился до 16 человек.

Пропаганда музыки в армии

Знакомясь с тем, для какого инструмента Василий Андреев писал пьесы, создавал оркестры и сочинял книги, не следует забывать, что значительный вклад в его успех внесла грамотная кампания по популяризации балалайки. Став известным в столице, композитор стал организовывать тематические кружки в воинских частях. Он считал (и считал правильно), что демобилизовавшиеся и возвращавшиеся в родные места солдаты будут культивировать у знакомых и родных любовь к балалайке.

Так в селах, на заводах и фабриках происходило возрождение фольклора, а широкие народные слои получали эстетическое и музыкальное воспитание. Уже хотя бы поэтому в плеяде великих музыкантов-просветителей достойное место занимает Василий Андреев. Пьесы композитора стали широко известны и использовались многими энтузиастами в качестве исходного материала для своего обучения.

В 1897 году Андреев добился учреждения в армии преподавательского штата, занимавшегося пропагандой игры на балалайке. Многие солдаты, выучившиеся у композитора, играли в Мариинском театре. На концерте, посвященном 10-летнему юбилею коллектива Андреева, присутствовал оркестр, состоявший из 380 балалаечников.

Однако не стоит думать, что организация обучения стала для композитора простым предприятием. На первых порах ему приходилось побороться с чиновничьим и бюрократическим аппаратом в военных канцеляриях, относившимся к народным инструментам с множеством предрассудков и презрением.

Ученики композитора

Вслед за петербургским оркестром Андреева по всей стране стали появляться аналогичные оркестры, специализировавшиеся на русской народной музыке. Вторым городом с новым кружком любителей игры на балалайках стала Москва.

Расширялся и андреевский оркестр, в котором состояли самые преданные ученики композитора. Наибольшей известности среди них добился Николай Фомин. Он учился в Петербургской консерватории и привнес в кружок дополнительный академизм и профессионализм. Именно Фомин стал автором большей части переложений и обработок русских народных песен для оркестра. Его труды быстро перешли в разряд классических. Конечно на становление Фомина повлиял и сам Василий Андреев. «Метеор», «Фавн» и другие его произведения стали практическим руководством для нескольких поколений музыкантов.

Андреев и домра

Со временем Андреева перестал удовлетворять темброво однородный балалаечный оркестр. Он считал подобное звучание недостаточно разнообразным. Поэтому композитор начал вводить в свой оркестр все новые инструменты. Они помогли обновить концертную программу за счет более серьезных классических академических произведений. Интересно, что расширение репертуара андреевского оркестра поощряли многие знаменитые деятели русского искусства того периода. Музыка балалаек увлекла далеко не только музыкантов. Так, сохранилась переписка Андреева с великим художником Ильей Репиным.

Ища подходящие для реконструкции русские народные инструменты, Андреев решил обратиться к струнной и щипковой домре. Вопрос о ее принадлежности тогда был дискуссионным. Андреев нашел «наследницу» давно исчезнувшей из широкого обихода домры в вятской балалайке. Их характерной чертой был круглый кузов (отличный от «классического» треугольного).

Для какого инструмента Василий Андреев написал пьесы? Большая часть его произведений создана для балалаек. Тем не менее композитор многое сделал для популяризации и других инструментов. Пример домры в этом смысле самый показательный. Реконструировав ее, Андреев нашел новый источник тембрового разнообразия для своего оркестра русских народных инструментов.

Обновление оркестра

Первые домры по вятскому образцу были изготовлены летом 1896 года. После их добавления в концертную программу андреевский оркестр был переименован в Великорусский. Композитор объяснял причину появления новой вывески тем, что он с учениками использовал инструменты, характерные исключительно для северной и средней полосы страны. Тогда же в оркестре впервые появились реконструированные шлемовидные гусли.

Помимо балалайки, Василий Андреев с детства любил гармонику. На этом инструменте он играл с самого раннего возраста. У себя дома в Марьино вместе с гармоникой композитор часто отдыхал после длительных концертов. На первых порах оркестр регулярно чередовал номера на этом инструменте с балалаечными. С помощью гармоники Василий Андреев исполнял серьезные и развернутые произведения. В то же время классическим для Великорусского оркестра этот инструмент так и не стал. Дело в том, что гармоника больше связана с городской песней, в то время как Андреев (при всей своей к ней любви) старался возродить более ранний пласт фольклора.

Произведения музыканта

«Воспоминания о Вене», «Фавн», «Бабочка», полонез №1 - вот далеко не весь список произведений, автором которых являлся Василий Андреев. «Орхидея» также была широко известным репертуарным номером Великорусского оркестра. Даже современные народные коллективы продолжают исполнять обработку песни «Светит месяцев», созданную композитором более ста лет назад.

Василий Андреев написал пьесы инструментально колоритные, яркие по мелодичности и популярные среди самой широкой аудитории. Они привлекали к знакомству с новой оркестровой народной культурой все новых горячих приверженцев.

Гастроли

Инструментальный состав, собранный Андреевым, оказывал впечатление даже на самых признанных академических композиторов. Среди них был Николай Римский-Корсаков. Андреевское влияние чувствуется в его опере о городе Китеже. Сам пропагандист балалайки и других народных инструментов приветствовал идею сочинения для собственного оркестра новых масштабных произведений.

Став популярным, коллектив Андреева начал давать концерты не только в России, но и за рубежом. Выступления Великорусского оркестра с аншлагом прошли в Германии, Франции, Америке и Англии. Известен случай, когда итальянский композитор отказался ехать в Берлин на премьеру собственной оперы «Паяцы» для того, чтобы в то же самое время посетить концерт Василия Васильевича.

Андреев до последних лет оставался энергичным и преданным своему делу исполнителем. После революции началась Гражданская война, и композитор отправился на фронт с концертами. Его выступления пользовались массовой популярностью у красноармейцев. Во время одного из концертов Василий Андреев дирижировал на морозе в легком костюме и серьезно заболел. Его переправили в Петроград. Он скончался 26 декабря 1918 года. Могила Андреева находится на Композиторской дорожке где покоятся знаменитые деятели музыкального искусства.

Я хочу остановиться на личности видного российского музыканта, основателя и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева . Искусный музыкант, он внёс большой вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру, открыл в ней новую главу русской национальной музыки, широко показал красоту её исполнения на народных инструментах. Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург .

В статье приводится биографический материал, статья «Струны души» к 120-летию музыканта (бывшее в 1981 году) и сведения о могиле.

Недавно, в январе 2011 года, исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Андреева .

* * *

АНДРЕЕВ Василий Васильевич – русский музыкант, виртуоз на балалейке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Свободно владел фортепьяно, скрипкой. Изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармонике, жалейки, свирели). Андреев усовершенствовал народную балалайку. В 80-х годах по его чертежам скрипичный мастер В. В. Иванов изготовил 5-ладовую балалайку. При участии Андреева инструментальный мастер Ф. С. Пасербский сконструировал 5-ладовую (конец 1885- начало 1886), а затем 12-ладовую хроматическую (1886) балалайку. Позднее разработал (совместно с Пасербским) оркестровые разновидности балалайки (дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас).
В 80-х годах XIX в. начал выступать в любительских концертах. В 1886 в Петербурге состоялся его первый публичный концерт. Блестящий виртуоз, тонкий художник, Андреев способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Обладал большим дирижёрским талантом.
В 1887 организовал «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль из 8 музыкантов), первый концерт которого состоялся в 1888. С этого же года гастролировал с ансамблем по России. Выступления на Всемирной выставке в Париже (осень 1889) принесли Андрееву и его «Кружку любителей» европейскую известность. Андреев был избран почётным членом Французской академии изящных искусств (1892). В 1896 Андреев расширил состав ансамбля (ввёл домры, гусли и другие древне-русские инструменты), «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром. Репертуар оркестра включал аранжированные Андреевым народные песни – плясовые, протяжные лирические (до Андреева на балалайке исполнялись только плясовые). Много концертировал (в 1908-1911 в - Германии, Англии, Франции, США; в 1912-1913 – по городам России). Вёл педагогическую работу. С начала 90-х гг. XIX в. преподавал в гвардейских полках (с 1897 заведующий преподаванием народной музыки в войсках гвардии). Создал балалаечные курсы в железнодорожных училищах (1913) и для сельских учителей (1915), Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения (1916) и другие. Организовывал лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. В 1917-1918 выступал с оркестром на фабриках и заводах, на фронтах Гражданской войны.

Соч.: пьесы для балалайки (соло для оркестровых балалаек), вальсы, в т. ч. Балалайка (1888, 1-е изданное сочинения Андреева), Фавн, Метеор, Орхидея; мазурки; полонезы; марши, в т. ч. Санкт-Петербург; Школа [на титульном листе имя издателя] для балалайки. Составил П. К. Селиверстов при участии известного известного артиста игры на балалайке В. В. Андреева с приложением песен, исполненных им на концертах (1887); Школа для балалайки с приложением песен, аранжированных для пяти балалаек (1894) и другие.
Лит. соч.: К вопросу о русской народной музыке, СПБ, 1899; Les instruments nationaux en Russie, ancients et perfectionnes, St.-Petersburg, 1900; Справочник, или Краткое руководство для оборудования великорусского оркестра, П., 1916; многочисленные статьи в журнале «Вешние воды», 1915-1916 гг. (в т. ч. Из опыта, № V-VI, Гусли звончаты, введённые в великорусский оркестр в 1913 году, № VII); Из воспоминаний, «СМ», 1961, №1.
Лит. : Чагадаев А., В. В. Андреев, М.-Л., 1948, 1961; Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962; Илюхин А. С., В. В. Андреев. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах, вып. 1, М., 1969.

О. А. Виноградова.

Публикуется по:

  • Статья Андреев Василий Васильевич в Музыкальной энциклопедии , том 1, М., 1973, стр. 164-165.

    СТРУНЫ ДУШИ

    Исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского музыканта, виртуоза-балалаечника, создателя и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева.
    В. В. Андреев родился в Бежецке Тверской губернии в семье купца. Когда будущему музыканту было 7 лет, семья переехала жить в деревню Марьино (имение матери), ныне Молдино Удомельского района. Мальчик рано познакомился с народной песней, глубоко её прочувствовал и полюбил. В Молдине у старика крестьянина Антона Васильева он научился играть на балалайке. Овладев инструментом, он быстро опередил своего учителя. Но самодельная пятиладовая балалайка была несовершенной. Позднее Андреев совместно с мастером Ф. С. Пасербским сконструировал двенадцатиладовую хроматическую балалайку; затем они разработали оркестровые разновидности балалаек (дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас).
    В 1886 году в Петербурге состоялся первый сольный публичный концерт Андреева, который стал приятной неожиданностью для публики.
    В 1887 году Василий Васильевич организовал «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль из восьми музыкантов), первый концерт которого состоялся в 1888 году. С этого же времени Андреев гастролировал с ансамблем по России и за рубежом.
    «Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы ввели новый элемент в музыку», - писал Андрееву выдающийся русский композитор Антон Рубинштейн.
    «Какая прелесть эти балалайки! – восклицал П. И. Чайковский. – Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».
    За десять лет маленький любительский кружок вырос в большой многогранный по своим художественно-исполнительским возможностям коллектив. Кроме балалаек, в его состав уже входили домры, гусли, свирели, жалейки, бубны, накры (литавры). «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром.
    «Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни, - писал Андрееву Л. Н. Толстой. – Думаю, что путь, избранный Вами, приведёт Вас к цели и потому желаю успеха Вашему делу».
    Спустя ещё десятилетие оркестр Андреева получает всеобщее признание. По его образцу создавались многочисленные самодеятельные кружки.
    Концертные поездки оркестра Андреева за границу превратились в подлинно триумфальное шествие. Билетов на его концерты невозможно было достать. (Любопытный факт: в честь русского оркестра за рубежом были выпущены духи «Эй, ухнем», одеколон «Светит месяц», ботинки «фасон В. В. Андреев»).
    Почти во всех европейских государствах Андреева награждают орденами, а французская Академия искусств избирает его своим почётным членом.
    «Великорусский оркестр надо считать самым выдающимся явлением в музыкальной области нашей эпохи», - писала в те годы американская газета «Нью-Йорк таймс».
    Английская «Таймс» отмечала: «По справедливости каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В. В. Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по справедливости должен занять первое место среди существующих ему подобных у других народов».
    Помимо концертной деятельности, Андреев вёл большую педагогическую работу. С 1897 года преподавал в гвардейских полках, в 1913-м создал курсы балалаечников в железнодорожных училищах, в 1915-м организовал курсы для сельских учителей, в 1916-м – общество распространения игры на народных инструментах. Устраивал публичные лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. В 1917-18 годах выступал с оркестром на фабриках и заводах, на фронтах гражданской войны.
    Андреев сочинял пьесы для балалайки и оркестра. И сейчас в программах многих коллективов можно часто встретить написанные им вальсы, мазурки, полонезы, марши, другие произведения.
    Дело, начатое Андреевым, получило дальнейшее развитие за годы Советской власти. Только в Калининской области в настоящее время действуют два музыкальных и культурно-просветительное училище, 43 музыкальные школы, 6 школ искусств, в которых обучаются игре на народных инструментах около 1800 человек. В клубах и домах культуры области работают 36 самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов, в которых участвуют более 500 человек.
    Отдавая дань уважения нашему выдающемуся земляку В. В. Андрееву в связи с 120-й годовщиной со дня рождения, управление культуры организует 6-8 февраля 1981 года областной праздник народной музыки. Он пройдёт в Бежецке и районе, Молдине, Удомле, Калинине. В празднике примут участие оркестры русских народных инструментов Бежецкого и Вышневолоцкого городских домов культуры, Максатихинского районного Дома культуры, ансамбль народной музыки «Истоки» областного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы и другие, коллективы детских музыкальных школ области. Среди приглашённых будут Государственный Русский народный оркестр имени Н. П. Осипова, ансамбль «Карагот» Московского государственного института культуры, другие известные коллективы.