Народная мудрость в произведении повесть. Фольклор – народная мудрость. Сказки о животных

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

Направление: русский язык и литература

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Зангиева Лана , 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А., учитель русского языка и литературы

п. Мизур

2015-2016

Содержание

    Введение …………………………………………………… .. 3

    1. Обоснование темы и актуальность

      Цели исследования

      Задачи исследования

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Методы и приёмы исследования

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1 Вступительное слово

    1. Историческая справка

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

    Заключение……………………………………………………9

    Список литературы………………………………………….. 10

Введение.

Обоснование темы и а ктуальность:

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

    Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

    Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

    Найти различия между поговорками и пословицами

    Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

    Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

    Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

    К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

    Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

    Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

    Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

    Интернет ресурсы

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.

Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История Катерины и Бориса в пьесе Островского Гроза

    В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.

  • Анализ произведения Третий сын Платонова

    Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.

  • Характеристика и образ Евгения Онегина в романе Пушкина 9 класс сочинение
  • Сочинение Описание внешности человека 7 класс (Подруги, друга, мамы, бабушки)

    Откровенно говоря, у меня есть много хороших, верных друзей. Они мои одноклассники, мальчики и девочки из моего города. Но моей лучшей подругой уже более чем 5 лет есть Елизавета

  • Образ Петербурга в романе Пушкина Евгений Онегин

Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает "народная мудрость". Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: "Не побегаешь — не пообедаешь". И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «а» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».

ТЕМА УРОКА:

«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:

ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,

ЖИВОПИСЬ.

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

2012-2013 ГОД

ТЕМА УРОКА

ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.

Эпиграф:

«Где песня льется, там легче живется»

Русская народная песня – летопись жизни народа.

Цель урока:

Показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу.

Доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.

Тип урока:

Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).

Средства обучения:

Магнитофон;

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;

Музыкальный материал:

финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,

сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;

Литературный материал:

М.Горький «Как сложили песню»;

Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)

Реквизиты:

Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

Тема урока «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»

Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.

Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.

Фольклор основывается на двух основных понятиях: устное народное творчество и прикладное.

Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий(к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды, - к прикладному - все, к чему приложены руки – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)

В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце - колесо, которое катится с востока на запад.

Мы до сих пор говорим «Круглый год».

Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»

Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы

МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,

Народные приметы:

Март – утро года.

В марте курица из лужицы напьется.

22 марта - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.

В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки, вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.

Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)

АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)

Приметы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Апрельские ручьи землю будят.

В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)

Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.

В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)

«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.

МАЙ – травень (Майя - богиня плодородия в Древнем Риме) .

Приметы:

Майская травка и голодного кормит.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.

6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.

«КОРОВУШКА» – свирель.

Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).

«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».

ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета). ЖОСТОВО

Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.

Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.

П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.

ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)

АВГУСТ – серпень (закат лета, собериха-припасиха)

М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»

СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет) ХОХЛОМА

Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)

Все, что жали в поле, называли жито.

От какого слова произошло «жито»? (жизнь)

Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)

Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)

Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)

21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.

К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Приметы сентября:

Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре днем погоже, да утром негоже.

Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.

В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.

ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)

Народные приметы:

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА

А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?

Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены, в каждом доме много наготовлено впрок.

Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.

Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.

Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)

НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы) ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Приметы ноября:

Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.

Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.

В ноябре зима с осенью борются.

12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,

мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.

Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)

Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.

(девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)

ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень) КРУЖЕВА

Приметы:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.

В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.

Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а мужчины готовили к весне сети, невода.

«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)

ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик) ГЖЕЛЬ

Приметы:

Январь – запевка года, зиме вершина.

В январе растет день, растет и холод.

Январь лед на реках в «просинь» красит

Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.

Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,

Святки, ряженые ходили по домам с колядками)

«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами

ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей) ПАЛЕХ

Приметы:

У февраля два друга – метель да вьюга.

Февраль - кривые дороги.

Если февраль холодный – к благоприятному лету.

Февраль на три часа день прибавит.

15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.

Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)

Назовите игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы.)

Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»

«Раным рано куры запели…»

«Прощай, масленица…»

Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»

Композитор говорил: «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»

Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.

Закрепление материала.

Подведение итогов урока.

Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.

Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.

Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

ТИП УРОКА:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»

ТИП УРОКА:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ

РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

Эпиграф:

«Музыку создает народ, мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)

Художественно-педагогическая идея урока:

Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов

Цель урока:

Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

На фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

Найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:

Использовать дифференцированные методы обучения;

Развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.

Тип урока:

Дифференцированный урок-исследование.

Средства обучения:

Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка

Музыкальный материал:

Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Литературный материал:

Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»

Фрагменты мультфильма «Снегурочка»

Домашнее задание (опережающее обучение).

1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»

2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»

3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».

Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.

Изучение нового материала (работа в группах).

Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.

1 группа.

а) Какой русский писатель написал сказку «Снегурочка»?

б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?

в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?

2 группа.

а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

б) На каком инструменте играет Лель?

в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?

г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?

3 группа.

а) Как называется Третья песня Леля?

б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?

в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?

Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).

Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.

1 группа.

а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

2 группа.

а) Как называется опера, кто композитор и какое литературное произведение послужило основой для написания оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)

б) Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)

3 группа.

а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)

б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)

Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.

1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.

2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.

3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.

4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)

5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты

6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.

Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей группами.

1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.

Подведение итогов урока.

Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».