Анализ одного из эпизодов войны и мира. Анализ военных эпизодов и сцен Не нужная война по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.). Главные герои романа

Тема : «Две страницы большой любви» (любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Наглядность: 1) книжка-раскладушка «Страницы любви Ф.И.Тютчева»;

2) книжка-раскладушка «Страницы любви А.А.Фета».

Эпиграфы:

Жизни блаженство в одной лишь любви.

Ф.Тютчев

Целый мир от красоты.

А.Фет

Ход урока

Первая страница

(Звучит романс на слова Ф.Тютчева «Я встретил вас...»).

Вступительное слово учителя

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Лиля Брик, Елена Денисьева, Мария Лазич и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаём удивительные творения поэтов.

Сегодня мы поговорим о любовной лирике Тютчева и Фета, познакомимся с теми, кто вдохновил поэтов на создание прекрасных лирических стихов.

(Учитель представляет ведущих страниц лирики Тютчева и Фета).

Учитель.

Представьте себе юношу, брошенного в водоворот высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами большого света, способного на увлечения страстные, безоглядные...

Ему не было и двадцати, когда молодой дипломат Фёдор Тютчев оказался в Германии. Пятнадцатилетняя красавица, златокудрая Амалия пленила сердце русского дипломата (демонстрируется портрет Амалии Крюденер).

Ведущий 1.

Она происходила из знатного германского рода и взяла под своё покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Можно ли было забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, отдых на берегах голубого Дуная, очаровательную спутницу, у которой было много поклонников? О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину воссоздают поэтические воспоминания Тютчева: «Я помню время золотое...»

Чтец 1. Выразительное чтение стихотворения « Я помню время золотое...».

Ведущий 2.

Поэт всерьёз подумывал о женитьбе. В числе поклонников Амалии оказался товарищ Тютчева, барон Крюденер. Набравшись смелости, Фёдор Иванович решился просить руки Амалии, но простой русский дворянин, без фамильных титулов, показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, девушка дала согласие на брак. Юный дипломат был убит горем. Произошла загадочная дуэль с кем-то из соперников, к счастью закончившаяся для Тютчева благополучно. И всё же он продолжал на что-то надеяться. Не поехал в отпуск; встречаясь с Амалией, рассчитывал, что она одумается, сможет уговорить родителей переменить решение.

Чтец 2. Выразительное чтение стихотворения «К Нисе».

Учитель

Время покажет, что ни он, ни она не забудут своей юной привязанности. Тютчев считал, что она никогда не будет счастлива так, как того заслуживает. Вряд ли это так. Эта милая женщина вызывала восхищение многих поэтов. Великий немецкий поэт Гейне сравнивал её с богиней красоты.

Посмотрите на портрет. «Божественной Амалий» называл её А.С.Пушкин. Она блистала в свете, восхищаясь своим умом и красотой. Последняя её встреча с Пушкиным была за день до его роковой дуэли.

Ведущий 1

В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали их обоих. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда приехала и Амалия с мужем. Они встретились. Несмотря на возраст, она была всё ещё очень хороша собой. Возвратившись с прогулки, поэт написал стихотворное признание: «Я встретил вас и всё былое в отжившем сердце ожило...».

Чтец 3. Выразительное чтение стихотворения «Я встретил вас...».

Ведущий 2

Слушая стихотворение, понимаешь, что чувства поэта на остыли...

Последняя их встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели своей разбитый параличом поэт вдруг увидел свою Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произнося от волнения ни слова... В июле поэта не стало.

Учитель

Любовная лирика Тютчева потрясает. Поэт был счастлив в любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чём же заключался секрет обоняния поэта? Наверное, он покорял женщин своим интеллектом, своей незаурядной романтической натурой.

Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когда в его сердце вновь пришла весна... Помните у Пушкина? «И может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою печальной...». Последняя любовь... Какой она была в жизни поэта?

Ведущий 1

15 де длился его роман с Еленой Денисьевой, в течение которой поэт создал знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. Когда они встретились, ему было 47, ей - 24. Елена была студенткой Смоленского института, готовилась стать фрейлиной. Любовь эта была трудной, горькой для обоих, но особенно тяжело было ей. Будучи женатым и имея троих детей, Тютчев не считал себя в праве разорвать узы законного брака. Елена Денисьева, отторгнутая обществом и родным отцом, подвергнутся жесточайшим обвинениям, оказалась перед закрытыми дверями тех домов, где ещё недавно была желанной гостьей. Вокруг неё сплетни, пересуды, осуждения...

Чтец 4 Выразительное чтение стихотворения «Чему молилась ты с любовью...»

«Святыней» была любовь в жизни героини. Торжественная, возвышенная лексика подчёркивает высокое назначение любви. Мы видим жестокость окружающего мира: «толпа» предала на «поруганье» любовь. Мы видим незащищённость героини от «пошлости людской». Мне кажется, что поэт сочувствует ей.

Чтец 5. Выразительное чтение стихотворения «О, не тревожь меня укорой справедливой...».

В облике возлюбленной вызывает восхищение « искренняя и пламенная любовь». Лирический герой с горечью признаётся, что не способен ответить возлюбленной с той же силой страсти. Он ощущает себя немощным стариком, его преследуют укоры совести.

Чтец 6. Выразительное чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим...».

Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, где лирический монолог поэта насквозь пронизан мукой от сознания своей вины перед возлюбленной.

Ведущий 2

Смерть Елены Денисьевой была страшным ударом для поэта: «Всё кончено, вчера мы её хоронили... Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё... Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегчения».

Она умерла от чахотки. Вспоминают, как он каялся и жестоко укорял себя в том, что сгубил её...

Чтец 7. Выразительное чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»

Я думаю, никто до Тютчева не сумел с такой силой трагизма передать чувство, вызванное утратой любимой. Сын вспоминал, что «смерть любимого человека убила в нём даже желание жить и последние 9 месяцев он просуществовал под нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния».

Чтец 8. Мелодекламация стихотворения «Вот бреду я вдоль большой дороги...».

Чтец 9. Выразительное чтение стихотворения «Последняя любовь».

В основе стихотворения лежит метафорический образ «вечерней зари» - последней любви. Обилие побудительных предложений, глаголов повелительного наклонения, повторов... Это обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви, остановить «чудное мгновенье».

В словах поэта - вселенская грусть: человек не в силах замедлить бег времени.

Вторая страница

(Открывается романском на слова А.А. Фета «Не отходи от меня...»)

Учитель

Героиней любовной лирики Фета была Мария Лазич, дочь мелко поместного дворянина, отставного генерала Лазича. Когда они встретились ей было 24, ему - 28 лет. Мария Лазич обладала глубоким и тонким поэтическим вкусом, была на редкость музыкальна. Её игрой восхищался композитор и пианист Ференц Лист. Девушка покорила сердце молодого поэта, чьи стихи считала вершиной совершенства.

Чтец 10. Выразительное чтение стихотворения «Ты раз явилась мне, как дивное виденье».

Ведущий-мальчик

«Я встретил существо, которое люблю, глубоко уважаю, но... у ней ничего и у меня ничего - вот тема, которую я развивают вследствие которой я ни с места» (из письма Фета другу).

Чтец 11. Выразительное чтение стихотворения «Помнишь час последнего свиданья!».

Ведущая-девочка

Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу, но у неё был один недостаток - она была бедна. Расчётливый разум человека, стремящегося стать самостоятельным и независимым, постепенно берёт верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и мечтавшем о семейном счастье.

Ведущий-мальчик

«Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений. Это несчастный гордиев узел или как хочешь назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, разрубить мечом не имею духу и сил» (из письма другу).

Ведущая-девочка

Фет убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношений не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.

Чтец 12. Выразительное чтение стихотворения «Долго снились мне вопли рыданий твоих...».

Учитель

Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся его ждала страшная весть: Марии Лазич уже не было в живых. Произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех имениях херсонской губернии. Как рассказывали Фету, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. От неё загорелось кисейное платье, и через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти её не удалось. Её последние слова были: «Спасите письма!».

Умирая, она просила не винить того, кого любила.

Ведущий-мальчик

«Я ждал женщины, которая поймёт меня, - и дождался её. Она, сгорая, кричала: «Во имя неба, берегите письма!» - и умирала со словами: он не виноват, а я. После этого не стоит говорить... Идеальный мир мой разрушен...» (из письма другу).

Чтец 13. Выразительное чтение стихотворения «Старые письма».

Учитель

Любил ли Фет Марию Лазич? Любил ли он так сильно, как она любила его? Кто может ответить на этот вопрос!? Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету. Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась за ним на край света, в одно мгновение стала недосягаемой. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло, и виновником был он сам.

Чтец 14. Выразительное чтение стихотворения «Ты отстрадала, я ещё страдаю...».

Учитель

Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чувства чистой любви и мученической смерти до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных печали, раскаяния и любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви, неповторимой и единственной, высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Чтец 15. Выразительное чтение стихотворения « Alter Ego” .

Героиня стихотворения умерла, но для поэта она всё ещё была живой. Тут и любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после смерти, и далёкая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого человека, могилой вечно свежей... А ведь это стихотворение Фет написал уже на склоне лет.

Ведущая-девочка

Интересна история создания другого стихотворения. Фет был близко знаком с сестрой жены Льва Толстого - Татьяной Берс, ставшей прообразом Наташи Ростовой.

Однажды в Ясной Поляне она пела в присутствии Фета, и он, любивший романсы, был растроган. Прошли годы и вновь состоялась встреча.

«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивание меня... За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... На другое утро Фет подошёл молча ко мне и положил исписанный лист бумаги: «Это вам в память вчерашнего райского вечера». (Из воспоминаний Татьяны Берс)

Чтец 16. Выразительное чтение (мелодекламация) стихотворения «Сияла ночь» и его анализ.

Это стихотворение очень живописное и музыкальное. Читая, представляешь и затемнённую гостиную, и сад, полный лунного света. Это образец русской любовной лирики. В стихотворении две основные темы - любовь и искусство - самое прекрасное в человеческой жизни. Фет использует звукопись - аллитерацию. Начало стихотворения строится на повторении сонорных звуков:

Сия л а н очь. Л у н о й бы л по л о н сад.

Л ежа л и л учи у н аших н ог.

Стихотворение «Сияла ночь» напоминает пушкинское: «Я помню чудное мгновенье». Две встречи, а между ними - дни одиночества и тоски.

Сравните:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...

И много лет прошло

томительных и скучных...

Объединяя пушкинское и своё, Фет остаётся самим собой. Он был уже в преклонных годах, когда создавал это стихотворение, а от него веет свежестью и молодостью. Оно ведь о любви.

- Звучит романс на слова Фета (музыка Варламова) «На заре ты её не буди».

Учитель

Частичкой своего сердца вы прикоснулись сегодня к прекрасному - к поэзии Фета и Тютчева.

Стихи ни к чему недотёпам и нудным:

Сердец их не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивой!

Помните об этом, ребята!


Сравнительная характеристика темы любви в лирике Тютчева и Фета. Первый пункт плана - это сравнение по критериям художественный образ, созданный автором. Стихотворение Тютчева "Я встретил вас и всё былое" прекрасный пример стихотворения о чистой любви, автор рассматривает тему чувств. Так, например, данное стихотворение описывает чувства, вновь испытываемые счастливым лирическим героем. Тютчев открывает для нас светлое чувство любви с привычного ракурса для всех. Так любовь предстаёт в его стихотворение как что-то искреннее, светлое и нежное. Лирического героя любовь наполняет смыслом жизни, он счастлив. Стихотворение погружает читателя в мир теплоты и гармонии.

В стихотворении Фета "Ты отстрадала, я еще страдаю" поэт создал образ лирического героя, через который передает свою ситуацию.

Это стихотворение посвящено одно из возлюбленных поэта - М. Лазич, оно о любви. Ему не хватило мужества, чтобы остаться с Лазич и он пренебрег не только своими чувствами, но и чувствами Марии и вскоре сбежал, после этого до конца своих дней он говорил: "сожалею о своем поступке". Через сколько дней после того, как он ушел от Марии, он узнает, что Женщина погибла, одной из версии гибели стало то, что Мария покончила жизнь самоубийством, тоже самое пытался сделать Фет по предположению некоторых исследователей. Несмотря на несколько десятков лет, которые прошли после смерти Марии Фет так и до конца жизни не смог перебороть чувство вины, оно его коробили, что он мог повлиять на решение Марии. В стихотворении отражены данные терзания поэта. Лирический герой показывает как его душа дышит сомнением, его жизнь пропитана этим чувством.

Стихотворение пропитано чувствам в любви, чувством памяти к возлюбленной, он сомневается в правильности своего поступка. Лирический герой понимает, что всё лучшие моменты его жизни были с ней, в прошлом, всё о чём он мечтает - это попасть к ней "скорей скорей в твое небытие". Это ещё раз может подтверждать Мысль о том, что Фет мог пытаться покончить с собой самоубийством.

Вторым критерием в сравнении является выразительные средства которые используют поэты в своих стихотворениях. Тютчев использует различные средства выразительные такие как метафора, эпитет, олицетворение; преобладает нежная, эмоциональная лексика, которая показывает молодость и чувственность лирического героя.

В произведение Фета преобладают эпитеты, которые показывают состояние лирического героя, поэт использует метафоры для того, чтобы показать терзания в глубине души персонажа, так, например, "сомнением дышит грудь" "сердцем избегаю"

Третьим критерием в сравнении является авторский замысел, для чего создали эти произведения авторы. Тютчев хотел изобразить счастливую и светлую жизнь, которая возможна, если ты любишь. Автор передает силу любви, верность в любви герои автор хвалит его чудесные проявления своих чувств. Воспоминания дарят личности вдохновение и надежду, любовь возражает минувшие воспоминания, любовь - это то что наполняет нас жизнью.

Стихотворение посвященное потерянной любви, трагическому исходу и одиночеству. Одиночество человека, который мог бы всё изменить, но не сделал этого.

Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. Прожив долгую жизнь он сохраняет юношеский пыль в своих произведениях.Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание. Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Любовь у Тютчева: Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30х пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие.


Любовь у Некрасова: Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева - главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Но в центре “панаевского цикла” - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов). мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике - двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

........................

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Образ толпы - частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело...

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала...

Любовь для Тютчева - это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во

многих стихотворениях любовь - это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит...

.....................................

Я стражду, не живу... им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она! -

пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи...» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...

Денисьевский цикл - это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

Жизнь, как подстреленная птица.

Подняться хочет и не может...

Нет ни полета, ни размаху -

Висят поломанные крылья.

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья...

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

Минувшее не веет легкой тенью,

А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья.

Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один - жестокий, прагматичный помещик, другой - мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия - диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, - это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье...». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность - это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди...» - один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь...» героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет пис&л о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по- юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, -

Когда ты здесь, передо мной.

Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире - мире поэзии:

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Именно такое «узнавание» в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета - это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью. В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.

Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство. Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем. Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь - это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.

У Фета любовная лирика хотя и отражает личную трагедию, которую также пережил поэт, в целом окрашена в светлые, радостные тона, связанные с воспоминаниями поэта об упоительных мгновениях первой любви.

Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

    Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер

  • Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков