Африка: страны Африки. Ботсвана - история Ботсваны. Руфь и Серетсе: любовь, изменившая Африку

К примеру, самые ранние поселения на стоянке в холмах Цодило (северо-запад страны) относятся примерно к XVIII веку до н. э. В последние несколько веков до н. э. некоторые племена стали переходить к животноводству , используя сравнительно плодородные земли вокруг дельты Окаванго и озера Макгадикгади . К III веку относится глиняная посуда культуры Бамбата - вероятно, готтентотская по происхождению.

Первое тысячелетие н. э

В начале нашей эры в Южную Африку пришли земледельцы-банту, и с их приходом начинается железный век . Первые памятники железного века в Ботсване относятся примерно к 190 г. н. э. и связаны, вероятно, с народами банту из долины Лимпопо . К 420 году н. э. относятся остатки небольших домов, похожих на ульи, в поселении возле Молепололе (почти идентичные находкам в раскопе возле Претории); есть и похожие находки VI века на северо-западе, в холмах Цодило.

Культура Моритсане

Основная статья: Моритсане

В XII веке начинается распространение культуры Моритсане, связанной с юго-востоком Ботсваны: её носителями были племена группы сото-тсвана, которые хотя и принадлежали народам банту, занимались скорее разведением животных, чем земледелием. С материальной точки зрения эта культура также сочетала черты старых культур верхнего неолита (вроде Бамбата) и бантуской культуры восточного Трансвааля (Лейденбергская культура). Распространение культуры Моритсане связано с ростом влияния вождеств Кгалагади.

На востоке и в центре страны большим влиянием обладали вожди народа Тоутсве, ведшие активную торговлю с восточным побережьем. Позже это образование подпало под власть государства Мапунгубве, а позже - правителей Большого Зимбабве.

XIX в. - Бечуаналенд

После окончания войн, связанных с Мфекане , вожди тсвана стали укреплять своё влияние в регионе, выступая в качестве торговых посредников между европейцами на юге и северными племенами. Особенно выделялись Сечеле, властитель баквена, живших вокруг Молепололе и Кхама III, король племени бамангвато , владевший фактически всей современной Ботсваной. Кхама был союзником британцев, которые использовали его земли для того, чтобы обходить враждебные бурские республики (Трансвааль и Оранжевое Свободное государство) и королевства шона и ндебеле . Напряжение в регионе нарастало, и в 1885 году вожди тсвана Кхама, Батвен и Себеле обратились к британской короне с просьбой о защите. 31 марта был провозглашён протекторат Великобритании над землям тсвана, получившими название Бечуаналенд . Северная часть Бечуаналенда осталась под управлением английской короны, а южная - включена в Капскую колонию (ныне часть ЮАР ; именно поэтому часть носителей тсвана проживает сейчас как раз в ЮАР).

Немецкая карта Южной Африки 1905 года. Бечуаналенд ещё не поделён на северную (протекторат) и южную части

Британцы вначале предполагали, что Бечуаналенд, как и Басутоленд (Лесото) со Свазилендом , будет включён в состав Родезии или Южно-Африканского Союза , и поэтому даже административным центром протектората стал Мафикенг , расположенный в Капской колонии. Специальных программ развития Бечуаналенда не предусматривалось, к тому же они вызывали резкий протест у вождей тсвана, не желавших усиления европейского влияния на своих землях. Включение протекторатов в состав ЮАС постоянно откладывалось, и в конце концов, когда Национальная партия стала вводить в стране режим апартеида , было решено не сливать эти территории воедино. В 1951 году был создан совместный консультативный совет, а в 1961 году - принята конституция, предусматривавшая создание законодательного собрания, имевшего право совещательного голоса.

Независимость

Великобритания не хотела менять политическое устройство до тех пор, пока не убедилась бы в том, что страна может самостоятельно развивать свою экономику. В 1964 году колониальная администрация согласилась с возможностью провозглашения независимости; в 1965 году было введено самоуправление, а столица перенесена из Мафикенга в быстро отстроенный Габороне , и в 1966 году была провозглашена независимая Республика Ботсвана. Первым премьер министром стал Серетсе Кхама , один из лидеров освободительного движения и законный претендент на трон вождя племени бамангвато . Он был переизбран ещё дважды и скончался в 1980 году , занимая пост президента.

Экономика независимой Ботсваны была основана на экспорте продукции (в частности, в стране были найдены залежи алмазов); чтобы получать от этого экспорта максимальную выгоду, в 1969 году правительство добилось изменения условий таможенного договора с ЮАР.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Эта история началась в 1947 году на балу, организованном Лондонским миссионерским обществом, где Рут Уильямс, работавшая машинисткой в лондонском страховом отделении банка Lloyd"s, познакомилась с Серетсе Кхама, студентом юридического факультета, изучающим право в Оксфорде. Рут было 24 года, Серетсе - 26.


Серетсе Кхама (Seretse Goitsebeng Maphiri Khama родился в 1921 году в Бечуаналенде (сейчас Ботсвана), бывшим тогда протекторатом Великобритании. Он был сыном короля Секгома Кхама II и его жены королевы Тебого и внуком короля Кхама III.

Серетсе Кхама

Имя Серетсе, которое означает "глина, которая связывает", ребенок получил в честь примирения отца и деда, в результате которого его отец взошел на престол. Но отец правил всего два года и умер. Королем был провозглашен четырехлетний Серетсе, но поскольку он был еще мал, в качестве опекуна и регента выступил дядя, брат его отца, Тшекеди Кхама. Дядя правил страной по своему усмотрению, отправляя племянника подальше учиться. Отправив племянника в Лондон, дядя считал, что, он надолго избавился от его притязаний на престол. Но дядя ошибся. В Лондоне Серетсе встретил Рут, и эта встреча изменила жизнь не только в Бечуаналенде, но и оказала влияния на межрасовые отношения в Великобритании и во всем мире.

Рут Уильямс родилась в 1923 году в Южном Лондоне в семье Джорджа и Дороти Уильямс. Джордж Уильямс был капитаном Британской армии, служил в Индии, а после выхода в отставку занимался чайной торговлей. У Рут была сестра Мюриель, с которой они были дружны всю жизнь.
Рут училась в гимназии Элтем, но когда началась Вторая Мировая война пошла работать водителем скорой помощи на разных аэродромах Южной Англии. После войны Рут устроилась на работу в страховое отделение банка Lloyd"s секретарем-машинисткой.

Рут Уильямс

С Серетсе ее сблизила любовь к джазовой музыке. Серетсе, как и Рут, нравилась группа The Ink Spots. Им хорошо было вместе, и через год они поняли, что любят друг друга и хотят пожениться.
В то время смешанные пары были большой редкостью и вызывали в обществе отторжение. Когда Рут сообщила отцу, что хочет выйти замуж за черного парня, отец отрекся от нее и выгнал из дома. Отец Рут так до конца своих дней и не смирился с тем, что его дочь вышла замуж за черного, пусть и короля. Работодатель тоже тут же уволил Рут, как только узнал о будущем ее замужестве с черным.
Серетсе написал дяде и попросил миссионерское общество помочь им, но дядя ответил, что будет "драться с ним до смерти, если он привезет белую жену", а миссионерское общество ничем не могло помочь, потому что старейшие племени в Бечуаналенде не могли смириться с тем, что "матерью нации", станет белая женщина. Брак белой женщины с черным англиканская церковь тоже допустить не могла. Под давлением церкви правительство запретило молодым венчание в церкви. Но ни Рут, ни короля Серетсе это не остановило. Они зарегистрировали свой союз в загсе.
Уже законные супруги отправились в Бечуаналенд по требованию дяди. Дядя Серетсе, Тшекеди Кхама, попытался добиться аннулирования брака племянника с англичанкой, но Серетсе был королем, а не самозванцем, как дядя, и на открытом заседании племени большинство встало на его сторону.
Но такой бунт на корабле в соседней стране не понравился расистской партии Южной Африки, бывшей тогда у власти, и под их давлением правительство Великобритании начало расследование на предмет пригодности Серетсе к правлению протекторатом. Найдя, что Серетсе более, чем соответствует правлению Бечуаналендом, отчет положили под сукно, а Серетсу и его жене велели вернуться в Лондон до лучших времен, по сути, отправив короля в ссылку. Великобритания не хотела ссориться с Южной Африкой, боясь потерять дешевые поставки золота и урана.
Вход в родной дом Рут был для нее и ее мужа закрыт. Кроме того, Рут никуда не брали на работу. Среди обывателей, в основном, еще преобладали расовые предрассудки. На родину мужа ехать было нельзя, а на родине жены на пару смотрели, как на изгоев.

Казалось, дядя должен был праздновать победу, но времена быстро менялись. В самой Великобритании начались протесты против британского расизма, и в Бечуаналенде, когда попытались заменить короля Серетсе Кхама, народ отказался подчиниться.
В 1956 году Серетсе и Рут разрешили вернуться в Бечуаналенд после того, как Серетсе отрекся от престола.
Вернувшись на родину Сересте и Рут попытались разводить на ранчо скот, но у них не было опыта в этом деле, и идея эта провалилась.

Тогда Серетcе решил вернуться в политику. Сначала его избрали в племенной совет, а затем, в 1961 году, Серетcе создал Демократическую партию Бечуаналенда. Ореол изгнанника привлек под знамена Серетcе большое количество избирателей, и в 1965 году он выиграл выборы. Серетcе провозгласил курс на полную независимость от Великобритании и создании страны под названием Ботсвана со столицей в городе Габороне. В 1966 году Ботсвана получила независимость, Серетcе Кхама стал ее первым президентом, и королева Елизавета II наградила его орденом Британской империи. Серетcе Кхама становится сэром, а Рут - Леди Кхама.

Президент Ботсваны Серетcе Кхама, королева Великобритании Елизавета II, леди Рут Кхама и принцесса Анна

На момент образования республики, Ботсвана была третьей самой бедной страной в мире. В стране было только 12 км дорог с твердым покрытием, инфраструктуры не было практически никакой, а население было сплошь неграмотным. Серетcе с нуля создал экономическую программу страны. Основной упор он сделал на добычу меди и алмазов и производство говядины. Он предпринял серьезные меры для борьбы с коррупцией, ввел низкие и стабильные налоги для горнодобывающих компаний и низкий процент налога на прибыль, провозгласил свободу торговли и личности и верховенство закона. Кхама старался привлечь в страну иностранные инвестиции для развития сельского хозяйства, промышленности и туризма.
Эти и некоторые другие преобразования Серетcе превратили экономику Ботсваны в одну из самых быстрорастущих в мире. Все доходы правительство инвестировало в развитие инфраструктуры страны, здравохранение и образование, что еще больше стимулировало экономическое развитие. Можно сказать, что правление Серетce Кхана было "золотым веком" Ботсваны.

Памятник первому президенту Ботсваны Серетcе Кхаму перед зданием парламента Ботсваны
Аэропорт Ботсваны тоже носит имя Серетcе Кхама.

Кроме того Кхама создал небольшую, но профессиональную армию, которая успешно защищала страну от вторжений вооруженных групп из Южной Африки и Родезии. Не позволял Кхама и группам боевиков действовать внутри Ботсваны. Во внешней политике Кхама был достаточно осторожен и сразу же после обретения независимости гарантировал соседям, что Ботсвана ни на кого не будет нападать. Именно Кхама играл ключевую роль в переговорах об окончании гражданской войны в Родезии и в обретении независимости Зимбабве.
Кхама ввел в Ботсване национальную валюту, пула (в переводе "дождь". В Ботсване мало дождей, поэтому их очень ценят), до этого в ходу был южноафриканский ранд.

Все это время рядом с Серетсе была его любимая жена Рут. Она не любила светские тусовки, но была активной и влиятельной первой леди в политической жизни страны. Серетсе относился к своей жене с огромным уважением.

Рут всю жизнь оставалась верна английским традициям. Носила аккуратные блузки и юбки в старомодном английском стиле, а по воскресеньям устраивала чаепития для всей семьи.

У пары родилось четверо детей: дочь Жаклин, сын Ян и близнецы Энтони и Тшекеди. Ян Кхама стал четвертым президентом Ботсваны в 2008 году. Тшекеди тоже видный политик.

Серетсе Кхама страдал от заболевания сердца и почек. У него был диабет. В 1980 году в Лондоне Серетсе диагностировали рак поджелудочной железы в последней стадии. Рак был неоперабельным, Серетсе вернулся домой. В этом же году он умер в возрасте 59 лет.
После смерти мужа Рут осталась жить в Ботсване и именно тогда получила признание от граждан Ботсваны. Еe провозгласили "Mohumagadi Mma Kgosi" (королева-мать).
Внучка Рут и Серетсе, Тахлия, рассказывает, что бабушка постоянно говорила о дедушке, он был будто частью их повседневной жизни. Ее взросление прошло под сенью воспоминаний бабушки о дедушке, о котором она всегда говорила с любовью.

Сама бабушка, по воспоминаниям Тахлии, была всегда элегантнo одета и безукоризненно причесана. Она никогда не вставляла в свою английскую речь местные словечки, ее английский оставался безукоризненным, и она всегда поправляла английскую речь внуков.

Рут с внучкой Тахлией

Леди Рут Кхама умерла в 2002 году в возрасте 78 лет. Похоронена она в Ботсване рядом с мужем.
Тахлия говорит, что чувствует будто бабушка оставила ей специальные очки, которые, как навигатор, ведут ее по жизни и помогают решать личные проблемы. Тахлия восхищается отношениями своих бабушки и дедушки и хочет идти по жизни также стойко и гордо, как они. Тахлия единственная внучка Рут, и она надеется не посрамить память своей бабушки.

Тахлия Кхама изучает моду в Йоханнесбурге. В ней течет королевская кровь ее деда и кровь бабушки, обычной английской девушки

Ма Констанц Манка – жена одиннадцатого короля Бафута (территория Камеруна). Его зовут Абумби II, и он имеет больше двух десятков жен (правда, в прессе утверждают, что более ста), но Констанц – первая леди. Она провела путешественника Николая Носова по своим владениям. Известно, что еще полвека назад традиции «племени» не отличались цивилизацией. На территории королевства на земле лежат два больших камня, один для казни женщин, другой – мужчин. Принцессам, нарушившим обет целомудрия, отрубали разные части тела поочередно. Чтобы жертва дольше мучилась, ее лишали пальца, руки, ноги и только потом головы. Таким же мукам подвергали предателей, убийц, воров и ведьм. Констанц утверждает, что сейчас такие ритуалы уже не проводят. А камни лежат как напоминание о необходимости праведного образа жизни.

И все же в Камеруне в некоторых королевствах до сих пор проводят безжалостную процедуру – остановку роста груди. Ужасный болезненный ритуал делается девочкам шести лет. К груди прижимают раскаленные камни и затупленные ножи, после чего оставляют девочек калеками со шрамами. В девичестве грудь начинают приплющивать и разглаживать. Родители считают, что нужно задержать половое развитие дочерей, чтобы они не вели беспорядочный образ жизни и не были изнасилованы.

Точного числа детей Абумби II никто не знает. Но кому достанется его «трон», не будет известно до самой его смерти. Так что матерям принцев не приходится драться за владыческое место. Все решает тайный совет, состоящий из родственников короля.

Женой короля девушка сможет стать только после того, как она забеременеет

Король Свазиленда Мсвати III

Девушка-альбинос на «Празднике тростника»

Состояние короля Свазиленда Мсвати III в 2008 году оценивалось в 140 млн евро, и он может позволить себе очень много жен. Но скромный в запросах король обладает всего 16 законными супругами. В связи с распространением СПИДа Мсвати III возродил традиционное право на целомудрие, введя в 2001 году запрет заниматься сексом девушкам до достижения ими 21 года. Нарушитель закона должен заплатить штраф размером в 152 доллара или отдать одну корову. Однако сам король Свазиленда стал правонарушителем, и его восьмая жена была несовершеннолетней, за что Мсвати III оштрафовал сам себя на целую корову. Личная жизнь короля связана с еще одним скандалом – похищением его десятой жены, которую насильно привезли во дворец. Есть и неблагодарная супружница – 12-я жена изменила королю с министром юстиции. У короля 23 ребенка.

Чтобы пополнить потомство, он почти ежегодно устраивает праздник чистоты «Танец тростника», на котором выбирает себе очередную жену. 80 000 девственниц из разных деревень государства собираются на смотрины, где происходит отбор. Всем им, отстоявшим многокилометровую очередь, достанется бесплатная каша с кусочком курицы. А избраннице он подарит дворец и дорогую машину. Но женой девушка сможет стать только после того, как она забеременеет. Кстати, отец Мсвати III Собхуза II был женат 90 раз, у него 260 детей и больше тысячи внуков.

«Тяжелые условия» жизни двух жен в одном замке

Когда в 2014 году король зулусов Гудвил Звелитини женился в шестой раз, у последних его жен возникло недовольство. Они не желали делить один дворец на двоих. Для постройки нового замка требовалось 700 тысяч долларов. К тому времени Звелитини уже потратился. Свадьба была устроена на 10 000 гостей, к праздничному столу забили 60 коров и десятки баранов. Выкуп за невесту составил 20 коров, хотя по местным обычаям достаточно и 11 животных. На ремонт дворца пятой королевы Номпумелело Мчизы было выделено 1,4 млн долларов, куда и подселили последнюю жену Золу Мафу. Жен короля провинции Квазулу-Натал оппозиционная партия обвинила в расточительстве. На содержание королевской семьи правительство почти ежегодно и без этого тратило около 7 млн долларов. А тут еще и опрос общественного мнения показал, что почти две трети жителей ЮАР выступают против многоженства.

Их любовь прошла через многие преграды

Рут Уильямс и ее муж – король Ботсваны Серетсе Кхама

Рут Уильямс, работавшая машинисткой в лондонском страховом отделении банка, познакомилась на балу с Серетсе Кхамой, студентом юридического факультета, изучающим право в Оксфорде. Она не знала, что этот 26-летний парень – король Бечуаналенде (сейчас Ботсвана) и будущий первый президент этой страны. В 1947 году смешанные браки были невозможны. Когда Рут сообщила отцу, что хочет воссоединиться с парнем из Африки, отец отрекся от нее и выгнал из дома. Отец Рут до конца своих дней так и не смирился с тем, что его дочь вышла замуж за черного, пусть и короля. Девушку уволили с работы. Влюбленным запретили венчание в церкви. Несмотря на протесты родных, молодые люди решили, что готовы пойти против воли своих семей. Но они даже не догадывались, какой катастрофой станет их брак для Великобритании и ее планов на переустройство Африки. Действующее правительство ЮАС (сейчас ЮАР) недвусмысленно дало понять коллегам из Великобритании, что этот союз может иметь тяжелые последствия для отношений обеих стран. При этом Великобритания не хотела ссориться с Южной Африкой, боясь потерять дешевые поставки золота и урана. Из-за влюбленных назревал политический скандал. Серетсе с белой женой был практически изгнан из своей страны, Рут не могла вернуться в свой дом в Англии. Все изменилось в 1956 году, когда Серетсе отрекся от престола. Серетсе и Рут разрешили вернуться в Бечуаналенд. Через десять лет бывший король стал первым президентом Ботсваны. У пары четверо детей и одна внучка. В 2008 году их сын Ян стал четвертым президентом Ботсваны. Его родители похоронены на родине короля в одной могиле.

Руфь и Серетсе Кхама, Бечуаналенд, 1950 год

Представьте себе на минуту, что вы влюблены и готовитесь к свадьбе, несмотря на явное неодобрение родителей с обеих сторон. Вы любите друг друга, и остальное кажется вам незначительным. И тут на пороге вашего дома появляется британский премьер-министр и заявляет, что вы должны отказаться от своей любви, иначе ваша свадьба приведет к международному политическому кризису. Звучит абсурдно, правда? Но то, что сейчас кажется абсурдом, в далеком 1948 году было суровой реальностью, потому что невеста была белой англичанкой из среднего класса, а жених – черным принцем из британского протектората Бечуаналенд, ныне известного как Ботсвана.

Руфь и Серетсе Кхама, Лондон, 1950 год

Они познакомились в Англии в 1947-м. Он – 26-летний будущий король одного из забытых миром государств Южной Африки, она – 23-летняя дочь британского военного в отставке. Судьбу будущих влюблённых, сама того не подозревая, определила Мюриэль Уильямс-Сэндерсон, сестра Руфи, с которой они были очень дружны. Мюриэль предложила составить ей компанию на танцевальном вечере, организованном для семей военных Лондонским Миссионерским обществом. Там же, по стечению обстоятельств, оказался и Серетсе – подающий большие надежды, великолепно образованный студент Оксфорда, представитель древнего африканского рода Бамангвато и наследный принц Бечуаналенда. Помимо королевского титула Серетсе Кхана обладал недюжинным умом и весьма продвинутыми взглядами на современность, политический строй и главное – собственную страну. Серетсе мечтал о независимости и свободе своего государства, которое находилось под британским протекторатом и было, фактически, лишено возможности развиваться и экономически, и политически.

Руфь Уильямс, 1950 год

Все решил танец, на который, несмотря на предрассудки, темнокожий студент отважился пригласить белую леди. И с этого момента мир обоих перевернулся. Любовь Руфь и Серетсе, возникшая спонтанно, как возникает без всякого предупреждения ураган в степи, стала той самой «с первого взгляда». Их роман развивался стремительно, и уже через год они поняли, что должны пожениться. Несмотря на протесты родных, молодые люди решили, что готовы пойти против воли своих семей: расставание казалось обоим катастрофой. Но они даже не догадывались, какой катастрофой станет их брак для Великобритании и ее планов на переустройство Африки.

Руфь и Серетсе Кхама покидают Лондон, 1949 год.

Руфь и Серетсе - первое официальное фото после свадьбы, 1948 год.

Чтобы нам, с колокольни 2016 года, понять всю глубину происходящего вокруг влюбленных политического конфликта, нужно вспомнить, что как раз в то время в соседней с Ботсваной ЮАР (тогда ЮАС) набирала популярность Национальная партия африканеров, проповедовавшая идеи расовой сегрегации в самых крайних ее проявлениях. В Африке и так было не слишком гладко с «демократией» в отношении темнокожих, но крайние националисты считали, что правящая в ЮАС партия делает недостаточно для того, чтобы блюсти чистоту белой нации. А на дворе маячили выборы 1948-го года…

И вот на этом политическом фоне в прессе появилась информация о романе темнокожего принца и белой англичанки. Действующее правительство ЮАС недвусмысленно дало понять коллегам из Великобритании, что этот союз может иметь тяжелые последствия для отношений обеих стран. Если Серетсе Кхама и Руфь Уильямс поженятся, это даст лишние козыри сторонникам апартеида на грядущих выборах, в чем, разумеется, ни Великобритания, ни правящая элита ЮАС не были заинтересованы. Даже удивительно, как в этой связи ни одна из сторон не пошла на крайние меры…

Руфь провожает мужа в Лондон, 1950 год

Руфь пытались отговорить все. Но если отцу и сестре просто не нравилась идея породниться с чернокожим парнем, то министр Великобритании по делам Содружества приводил девушке иные, политические аргументы. Фактически, девушке было заявлено, что, если она не откажется от своего африканца, это может стать началом конца Британской империи в Африке.

У Серетсе Кхама ситуация была не лучше: его дядя, временно исполнявший обязанности регента, устроил племяннику настоящий разнос. Не затем молодого человека отправляли учиться в Оксфорд, чтобы он опозорил свой род, связавшись с белой: на родине Серетсе ждал не только трон, но и «правильная» невеста – девушка из его же племени. Примечательно, что само племя отнеслось к новости о белой любви своего будущего короля куда благосклоннее, чем родной дядя. Но у того были собственные планы на трон и скандал вокруг племянника оказался как нельзя кстати. Если бы Уильям Шекспир был жив, эта история могла бы стать для него новым источником вдохновения.

И тем не менее, Серетсе и Руфь назначили день свадьбы. Однако венчание так и не состоялось: незадолго до церемонии некто запугал священника, который должен был обвенчать темнокожего жениха и белую невесту. Понимая, что ждать благословения и помощи им неоткуда, влюбленные тайно поженились в 1948 году, спустя год после рокового знакомства, в обычном «загсе».

Руфь и Серетсе покидают Бечуаналенд, 1950 год

Просочившаяся в прессу новость о бракосочетании африканского принца и белой леди имела эффект бомбы. Премьер-министр ЮАР на весь мир объявил этот союз «тошнотворным», нарушающим нравственные межрасовые законы. В адрес правительства Великобритании из Претории сыпались гневные телеграммы, осуждающие брак англичанки и «африканца». И надо ли удивляться, что получившая большинство голосов на выборах в ЮАС Национальная партия первым делом приняла закон о запрете межрасовых браков (1949 год), а вторым этапом внесла поправку к Закону о нравственности, которая устанавливала уголовную ответственность за сексуальные контакты белого человека с представителем другой расы. Отношения Великобритании с ЮАС трещали по швам, планы на возможное присоединение Бечуаналенда к южному соседу были перечеркнуты окончательно.

Руфь Уильямс Кхама, 1953 год

В 1949 году Серетсе с беременной Руфь прибыли в Бечуаналенд, полагая, что шумиха вокруг них уже улеглась. И напрасно. Родное племя Кхамы, подстрекаемое дядей Тшекеди, имевшим свои виды на трон, отказалось признать в белой англичанке свою королеву. От Серетсе потребовали отречься либо от жены, брак с которой не был санкционирован старейшинами, либо от притязаний на трон. С чисто политической позиции, многим было выгодно убрать с глаз долой эту неудобную пару, один вид которой действовал на белое население Африки, как красная тряпка на быка. В конфликт вмешалось правительство Великобритании. В марте 1950 года Серетсе был вызван в Лондон, якобы, для встречи с комитетом по делам Содружества по поводу урегулирования вопросов, касающихся его межрасового брака. Это была ловушка.

Английские политики в сговоре с дядей короля пытались принудить Кхаму отказаться от притязаний на управление страной, однако встретили отказ. В наказание за строптивость Серетсе Кхама стал узником Британского правительства, и вместе с Руфь они до 1956 года не могли покинуть пределов Великобритании, не говоря уже о том, чтобы вернуться на родину Серетсе. Такова была расплата за их межрасовую любовь.

Но не в характере Кхамы опускать руки. Верность своей любви была не единственным достоинством молодого короля. Он обладал харизмой, был полон реальных идей как изменить жизнь в своей стране к лучшему и менее всего собирался сдаваться под натиском обстоятельств. Это привлекало в нем соотечественников. Если Серетсе не мог стать королем Бечуаналенда, значит, он должен был стать его президентом. За годы жизни в изгнании он подготовил для этого хорошую почву.

Руфь и Серетсе Кхама с детьми возвращаются в Ботсвану, 1956 год

В 1956 году старейшины племени Бамангвато направили Елизавете II официальное требование выпустить их лидера из страны. Сложившаяся на тот момент политическая ситуация уже не предполагала отказа, и Кхама вместе со своей белой женой и двумя детьми вернулся на родину. Дальше события развивались стремительно.

Кхама отрекся от претензий на трон, что привело к упразднению монархии в стране. Через год он вошел в совет управления Бечуаналендом, в 1961 году создал Демократическую партию Ботсваны, которая уже через 4 года выиграла парламентские выборы и в 1966 году Серетсе Кхама был избран президентом земли, в которой ему не дали стать королем. Он вошел в историю Ботсваны как человек, который сумел превратить ее из одной из беднейших стран Африки в одну из самых интенсивно развивающихся стран на континенте. Всё это время Руфь была рядом со своим мужем. В беде и в радости, неотступно, преданно, и не помышляя для себя другой, простой судьбы. Белокожая Руфь Уилсон Кхама стала самой влиятельной и политически-активной Первой леди Ботсваны.

А осенью 2016 года, как раз к 50-летию инаугурации первого президента Ботсваны, на экраны вышел фильм Аммы Асанте «Соединённое королевство» (A United Kingdom), в основе которого лежит эта невероятная романтическая история Серетсе Кханы и Рут Уильямс. Роли влюблённых не только преодолевших массу препятствий на пути к счастью, но и изменивших государственный строй своей страны исполнили актёры Розамунд Пайк и Дэвид Ойелоуо.

Кадр из будущего фильма «Соединённое королевство» о жизни и любви Серетсе и Руфь Кхама

Источник фото: Getty Images, кадры из кинофильмов

ИСТОРИЯ
Первыми на территорию нынешней Ботсваны пришли охотники и собиратели, говорившие на койсанских языках. К примеру, самые ранние поселения на стоянке в холмах Тсодило (северо-запад страны) относятся примерно к XVIII веку до н. э. В последние несколько веков до н. э. некоторые племена стали переходить к животноводству, используя сравнительно плодородные земли вокруг дельты Окаванго и озера Макхадикхади. К III веку относится глиняная посуда культуры Бамбата - вероятно, готтентотская по этнической принадлежности.

В начале нашей эры в Южную Африку пришли земледельцы-банту, и с их приходом начинается железный век. Первые памятники железного века в Ботсване относятся примерно 1 190 г. н. э. и связаны, вероятно, с народами банту из долины Лимпопо. К 420 году н. э. относятся остатки небольших домов, похожих на ульи, в поселении возле Молепололе (почти идентичные находкам в раскопе возле Претории); есть и похожие находки VI века на северо-западе, в холмах Тсодило.

В XII веке начинается распространение культуры Моритсане, связанной с юго-востоком Ботсваны: её носителями были племена группы сото-тсвана, которые хотя и принадлежали народам банту, занимались скорее разведением животных, чем земледелием. С материальной точки зрения эта культура также сочетала черты старых культур верхнего неолита (вроде Бамбата) и бантуской культуры восточного Трансвааля (Лейденбергская культура). Распространение культуры Моритсане связано с ростом влияния вождеств Кхалахади.

На востоке и в центре страны большим влиянием обладали вожди Тоутсве, ведшие активную торговлю с восточным побережьем. Позже это образование подпало под власть государства Мапунгубве, а позже - правителей Большого Зимбабве.

Примерно с IX века началось проникновение других племён банту, предков нынешних йейи и мбукушу, на северо-запад страны.

В XIII веке начали набирать силу вожди сото и тсвана в Западном Трансваале. Вожди племени ролонг начали оказывать серьёзное давление на племена кхалахади, заставляя их либо подчиняться, либо уходить дальше в Калахари. К середине XVII века вожди ролонг-кхалахади владели землями вплоть до нынешней Намибии, а новости об их конфликтах с готтентотами из-за медных рудников доходили даже до голландских поселенцев в Капской колонии.
К XVI веку относится выделение собственно тсвана под властью династий Хурутше, Квена и Кгатла, основавших в конце XVII века королевство Нгвакетсе, подчинив себе кхалахади и ролонг. Вскоре им пришлось столкнуться с внешней угрозой: вначале он подверглись нападению племён, бежавших от европейского влияния на юго-западе, а позже тсвана пришлось столкнуться с последствиями Мфекане. В 1826 году призошли стычку тсвана с кололо, убившими вождя Макабу II. Тсвана удалось изгнать кололо дальше на севере, где они ненадолго поселились. Кололо доходили на западе до нынешней Намибии (где им нанесли поражение гереро), а на севере - до земель лози в верховьях Замбези.

После окончания войн, связанных с Мфекане, вожди тсвана стали укреплять своё влияние в регионе, выступая в качестве торговых посредников между европейцами на юге и северными племенами. Особенно выделялись Сечеле, властитель квена, живших вокруг Молепололе и Кама III, король нгвато, владевший фактически всей современной Ботсваной. Кама был союзником британцев, которые использовали его земли для того, чтобы обходить враждебные бурские республики (Трансвааль и Оранжевое Свободное государство) и королевства шона и ндебеле. Напряжение в регионе росло, и в 1885 году вожди тсвана Кама, Батвен и Себеле обратились к британской короне с просьбой о защите. 31 марта 1885 был провзглашён протекторат Великобритании над землям тсвана, получившими название Бечуаналенд. Северная часть Бечуаналенда осталась под управлением английской короны, а бжная - включена в Капскую колонию (ныне часть ЮАР; именно поэтому большинство носителей тсвана проживает сейчас как раз в ЮАР).

Немецкая карта Южной Африки 1905 года. Бечуаналенд ещё не поделён на северную (протекторат) и южную частиБританцы вначале предполагали, что Бечуаналенд, как и Басутоленд (Лесото) со Свазилендом, будет включён в состав Родезии или Южно-Африканского Союза, и поэтому даже административным центром протектората стал Мафикенг, расположенный в Капской колонии. Специальных программ развития Бечуаналенда не предусматривалось, к тому же они вызывали резкий протест у вождей тсвана, не желавших усиления европейского влияния на своих землях. Включение протекторатов в ЮАС постоянно откладывалось, и в конце концов, когда Национальная партия стала вводить в стране режим апартеида, было решено не сливать эти территории воедино. В 1951 году был создан совместный консультативный совет, а в 1961 году была принята конституция, предусматривавшая создание законодательного собрания, имевшего право совещательного голоса.

Великобритания не хотела менять политическое устройство до тех пор, пока не убедилась бы в том, что страна может самостоятельно развивать свою экономику. В 1964 году колониальная администрация согласилась с возможностью провзглашения независимости, в 1965 году было введено самоуправление, а столица перенесена из Мафикенга в быстро отстроенный Габороне, и в 1966 году была провзглашена независимая Республика Ботсвана. Первым премьер министром стал Серетсе Кама, один из лидеров освободительного движения и законный претендент на трон вождя нгвато. Он был переизбран ещё дважды и скончался в 1980 году, занимая пост президента.

Экономика независимой Ботсваны была основана на экспорте (в частности, в стране были найдены залежи алмазов); чтобы получать от этого экспорта максимальную выгоду, в 1969 году правительство добилось изменения условий таможенного договора с ЮАР.

После Камы президентом стал вице-президент Кетумиле Масире, также дважды позже переизбранный. Масире в 1998 году ушёл в отставку, и лидером Ботсваны стал Фестус Мохаэ.