2 богача тургенев читать

Меня ужасно смешит слово писатель. Сразу вспоминаю анекдот про чукчу, который говорит: "Не-е-ет, я не читатель, я писатель" . Представляете, каково это – жить в одном доме с писателем.

Я недавно посмотрела американский фильм "Год собаки" , случайно нашла в Интернете, как раз про писателя. Этот писатель должен был по контракту с издательством сдать новую книгу к определённому сроку. Но книга не пишется, он просто не знает, о чём писать. О себе, любимом, он уже всё написал, а новых тем нет.

Он живёт в прекрасном доме с двумя собаками-лабрадорами. Жена и взрослая дочь живут отдельно, каждая сама по себе.

Чтобы как-то себя взбодрить, он решает взять на воспитание собаку из питомника. Она оказалось совершенно неуправляемой, и вокруг этого завязывается сюжет. Собственно, сюжета никакого нет. Собака, создавая ему проблемы, вносит в его жизнь некоторую новизну. Он оживает, решает снова познакомиться со своей женой, находит, наконец, сюжет для новой книги и называет книгу "Год собаки" , в которой он, наверняка будет давать советы читателям, как решать свои временные проблемы.

Кстати, в Америке любой человек может стать писателем. 86 000 мелких издательств ждут с распростёртыми объятиями всех желающих осчастливить человечество очередным шедевром. Ежегодно основывается более 10 000 новых издательств, которые в большинстве своём прогорают, но в целом количество издательств растёт. Каждому писателю там найдётся местечко.

Чтобы книга попала в издательство покрупнее, писателю нужно очень постараться. Тут уж, домашние, не дышите.

И у меня мелькнула сегодня ночью фантастическая мысль, а что, если бы наш писатель решил переквалифицироваться из писателя в читателя. Начал бы изучать русский язык, чтобы читать в подлиннике Мандельштама, например.

Тогда ему пришлось бы распроститься со своим прекрасным домом, переселиться в квартирку поменьше, всё равно жена от него ушла, и полностью погрузиться в процесс. А? Мы же читаем Шекспира, и ничего?

Но сумасшедших в Америке мало. Там всё больше – люди здравомыслящие.

Один очень знаменитый русский писатель был богат от рождения. Да и слава приносила ему доход немалый. Получил европейское образование и почти всю свою жизнь прожил заграницей. Как писатель он был очень плодовит, и написал много-много всего. Вон, у меня на полке стоит его пятнадцатитомное собрание сочинений.

Но в конце жизни, когда пришло время подводить итоги, он обнаружил, что гордится он больше всего написанной им крохотной такой штучкой, которую мы сейчас прочтём.

"Два богача"
И. С. Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь. Но и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

"Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли купить, похлебку посолить" .

"А мы ее… и несоленую" , - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика.

Воистину, человеческая душа – потёмки.

Умер он в шестьдесят пять лет после тяжёлой мучительной болезни. У него был рак спинного мозга.

Он говорил на трёх европейских языках и Шекспира читал, говорят, в подлиннике.

Может и читал, да не нашёл там спрятанных сокровищ.

А мы продолжаем их искать. Глядишь и разбогатеем.

Мы уже читаем четвёртый сонет . Все, кто изъявил желание , получат сегодня ссылку

А я прощаюсь с вами до следующей встречи.

Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти, а вторые богатые – неисчерпаемый внутренний мир и душевное благородство. Первые отдают миллионную часть от того, что имеют, а вторые готовы отдать все, что у них есть. Автор задает вопрос читателю между строк своего произведения, - а кто же из них лучше, кто же вызывает большее восхищение?

Во время написания стихотворения, семья Ротшильдов уже славилась на весь мир своим богатством. Она считалась одной из богатейших семей мира, имела влияние на многие страны и их политику. Богатства этой семьи поистине неисчерпаемы, и жены многих Ротшильдов, равно как и они сами, нередко занимали себя благотворительной деятельностью по всему в мировом масштабе. Конечно, это вызывает одобрение, тем более, что их проекты поистине велики и значимы.

О мотивах благотворительности подобных богачей судить сложно, - для чего они строят дома престарелых и кормят нищих. Для чего из громадных доходов выделяют тысячи на содержание сирот и образовательных программ. Возможно, чтобы прославиться еще больше, или, быть может, «припудрить» свои плохие дела, а может, кто-то из них действительно обладал тогда добрым и сострадающим сердцем. Эти вопросы автор выражает в двух словах «хвалю и умиляюсь».

Параллельно благотворительности Ротшильдов, автор приводит разговор между обычной русской женщиной и ее мужем. Они решают, взять ли к себе на содержание сироту. Женщина говорит, что им и еды не хватает, и что их жалкую похлебку даже солить будет нечем. На это ее муж ответил, что они и несоленой ее поедят. И много таких семей и людей в России, что брали на воспитание беспризорных детей, лишая себя того малого достатка, который имели. Такие жертвенные люди восхищают автора, а их богатство кажется ему гораздо более привлекательным, чем все деньги Ротшильдов, которые те пожертвовали.

Сравнивая обычного русского мужика с мировым магнатом, автор делает вывод, что магнаты уступают в своем богатстве. И до тех пор, пока магнат не отдаст все свое богатство до той степени, когда ему даже солить еду будет нечем, до этих пор Ротшильд будет проигрывать русскому мужику, готовому отдать последнее чужому ребенку. Так, богатство русской души становится ценней материального богатства многих богачей, в том числе и Ротшильдов.

Вариант 2

«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть богатым, - достаточно быть добрым» - гласит мудрость.

В стихотворении «Два богача» И. С. Тургенев, путём приведения наглядного примера, размышляет о сущности бытия, философствует о смысле жизни и общечеловеческих ценностях.

Два главных героя, две судьбы, два ступени социальной лестницы, два богача. Кто же из них на самом деле богаче?

Один богач знатного рода, высокого положения в обществе. Он ворочает деньгами, не зная им счету. Помощь обездоленным для него хороший повод поднять шумиху в обществе, лишний раз подтвердив свой статус «благодетеля».

Богатство второго - благородная и добрая душа в теле простого крестьянина, мужика. Необразованный, погруженный в рутинную тяжелую работу, далекий от высокопарных фраз и публичных поступков. Он готов принять в свой «разоренный домишко» лишний рот, невзирая на скудность своего бытия.

У жены мужика, которую автор стихотворения называет «бабой», подчеркивая этим ее социальный уровень и простоту, есть сомнения по поводу «сироты - племянницы». Но даже сомневаясь разумом, сердцем она сама понимает, что спасение ребёнка гораздо важнее возможных трудностей. Ведь, несмотря на то, что отсутствие соли в доме считалось признаком крайней нищеты, можно есть и несолёную пищу и не умереть с голоду.

В этом «убогом крестьянском семействе» удивительная гармония: муж и жена не употребляют эгоистичного «я» в размышлениях о дальнейшем своём существовании, везде у них фигурирует местоимение «мы». Они всё решают сообща.

Оба понимают, что решение взять девочку в свою семью влечет за собой определенный груз материальных проблем, но о том, чтобы оставить её на произвол судьбы даже не задумываются.

Отдавая малую частичку своего финансового благополучия нуждающимся, банкир не чувствует себя ущемленным в чем-либо. Его жизнь остается прежней и не претерпевает никаких изменений в худшую сторону. Наоборот.

Благотворительность Ротшильда вызывает широкий резонанс в обществе: им восхищаются его благодарят, популярность и уровень доверия увеличивается, что положительно сказывается на росте благосостояния семьи банкира. Имидж имеет большое значение в любое время, в любом обществе.

Семья крестьян же отдает последнее, что у них есть, дабы изменить жизнь сироты в лучшую сторону. И кроме неё их за это никто не поблагодарит. Никто не узнает и не предаст огласке этот бескорыстный поступок. Никто не посчитает его весомым и значимым.

Взять на себя воспитание чужого ребёнка - тяжкий труд. Не каждый человек сможет на такое решиться. Даже тот же банкир. Он мог бы усыновить не одного ребёнка, но нет! Лучше отдать деньги, пусть помогут кому-нибудь обезличенному. Ведь отдать материальное, гораздо проще, чем вложить душу и сердце в воспитание, заменить ребенку родителей, стать настоящей семьёй. Это и есть настоящее богатство. Богатство души.

Мысль о том, что духовное гораздо важнее материального, Тургенев пытается донести до читателей.

Именно поэтому он столь категоричен в последней фразе своего произведения: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Два богача - Анализ для 7 класса

В своих стихотворениях в прозе И.С.Тургенев размышляет о предназначении человека в жизни, о сущности всего на этой земле.

«Два богача» - лирическая миниатюра проводит сравнения щедрости двух противоположных с точки зрения жизненной позиции сторон. Одна - делится частью своего несчетного богатства: «тратит на лечение», «тратит на обучение», «тратит на признание». Другой - придется есть несоленую стряпню, т.к. на соль просто не будет хватать денег, если они возьмут в дом Катьку сироту. Траты бедной крестьянской семьи, кажутся на первый взгляд совершенно незначимыми. Но все совсем не так. Помогать, имея несметные богатства гораздо легче. Траты на личные нужды в данном случае вряд ли будут уменьшены, а значит, они для Ротшильда будет незаметны и неощутимы. Тогда как отказ крестьян в данном произведении от соленой пищи, поступок гораздо многозначительнее. На такое способны люди только с богатым внутренним миром.

Иван Сергеевич Тургенев восхищается душевным величием простого русского народа. Автор воспевает душевное богатство и духовную красоту, он не высказывается о какой-то стороне особенно, но заключительная фраза: «Далеко Ротшильду до этого мужика!» говорит сама за себя. На самопожертвование способны только сильные духом. После прочтения миниатюры «Два богача» появляется вера.

Анализ стихотворения Два богача по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Какое счастие: и ночь, и мы одни! Фета

    В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем

  • Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9, 10 класс

    Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету «Поэт и толпа». В 1828 году своей жизни Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным

  • Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

    Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто пылали от любви к нему

  • Анализ стихотворения Привет Россия Рубцова краткий

    Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле

  • Анализ стихотворения Где твое личико смуглое Некрасова

    Произведение относится к жанру романтической поэзии и повествует о расставании с любимой. Возлюбленная того, от чьего лица ведется повествование остается неназванной.

Большинство последних произведений Тургенева - это некие заметки, раздумья и наблюдения из собственной жизни писателя, которые он объединил в один цикл. Сам сборник этих небольших произведений, а вернее его название, изменялось несколько раз. Сначала Тургенев решил назвать его «Посмертное». В дальнейшем он передумал и сменил название на Senilia. По-латыни это означает «Стариковское». Но и такое название не устроило творца в полной мере. Окончательный вариант наименования сборника – «Стихотворения в прозе», собственно, под таким названием все и знают его.

Как ни странно, но такое, казалось бы, незамысловатое название для сборника оказалось весьма удачным решением. В сборнике собрано множество небольших рассказов, и в каждом из них осмысляется проза жизни. Она излагается в краткой, но при этом понятной лирической прозе. Конечно, миниатюры не обладают никакой рифмой, но несмотря на это все они весьма поэтичны. Одно из самых удивительных произведений в этом сборнике – «Два богача».

Рассказ состоит из нескольких строк, но в них Тургенев вложил несколько сильных образов, и в итоге, произведение заставляет читателя задуматься над своей жизнью. Небольшой рассказ был написан в 1878 году, но свет он увидел только после появления сборника.

«Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Анализ рассказа «Два богача»

Как было сказано, рассказ был написан в 1878 году, летом. Он состоит из нескольких частей, Имеет зачин и концовку. В первой строке рассказывается о Ротшильде – человеке богатом, который занимается благотворительностью. Таким образом говорится, что человек несмотря на свое огромное богатство все-таки не забывает о простых людях, нуждающихся и пытается им как-то помочь. Дальше идет сравнение богатого Ротшильда и бедной крестьянской семьи, которая не может вкладывать свои сбережения на помощь нуждающимся, так как они сами крайне нуждающиеся.

Действительно, щедрость богатого и зажиточного человека заставляет удивляться и восхищаться им. Далеко не все состоятельные люди желают помочь и помогают тем, кто нуждается в этом, но Ротшильд не такой, он делится средствами «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Добрые дела, как им свойственно, вызывают сугубо положительную реакцию.

Тут же Тургенев добавляет в рассказ еще несколько действующих лиц. «Убогое крестьянское семейство» принимает в свой, и без того «разоренный домишко», сиротку. Разговор между мужем и женой – весьма интересный и неоднозначный. Он полон благородства, душевной щедрости. Несмотря на то что эти люди не так богаты, как Ротшильд, они обладают доброй и щедрой душой. Бедная семейная пара берёт на воспитание девочку, которая потеряла родителей, и щедрость их души восхищает не меньше чем щедрость миллионера.

Ответ на вопрос почему это так, очень прост. Достаточно подумать лишь о том, в чем же ущемляет себя миллиардер, отдавая свои деньги беднякам, как сразу все становится предельно ясно и понятно. Он отдает то, в чем сам не нуждается. Ротшильд наверняка, не чувствует от этого никаких изменений в своей собственной жизни, все у него остается прежним. Крестьянская семья же, наоборот, отдает все, что у них есть, дабы изменить жизнь сиротки в лучшую сторону, стать её семьей. Они не могут позволить себе даже соли для похлебки, но не отказываются от девочки. И если женщина ещё позволяет себе сомнения, то они тут же разбиваются о слова муж: «А мы ее… и несоленую». Необходимо отметить интересный нюанс, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Их ждет тяжелое время, но они готовы вместе пройти через это, бороться с этим. Во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (обычная крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении наиболее серьезных вопросов последнее, решительное слово.

Писатель сохраняет интригу. Он показывает читателю, что это далеко не все аргументы бабы, которые она может привести, ставя после ее слов многоточие. Вполне возможно, что этот разговор у них заходит не в первый раз. Хотя, если это было бы и так, то можно поставить многоточие в начале ее слов. Возможно, оба прекрасно понимают, что девать девочку некуда, а выдворят ее из дома они не собираются – не звери в конце концов. Семейная пара понимает, что они берут на себя тяжкий груз, но это их ничуть не смущает, они готовы мириться со всем.

Заключение

Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд, да и не каждый человек решится на столь серьезный шаг в своей жизни. Даже тот самый богач почему-то не хочет делать этого, хотя может себе с легкостью позволить пойти на такой шаг, но нет. Он лучше отдаст деньги, а там они, возможно, помогут кому-то. Главное для него – быть щедрым человеком для окружающих людей, чтобы все говорили о том, какой он добрый, сердечный, хотя на самом деле он может таковым не является. Бедная же семейная пара прекрасно понимает, что им придется пожертвовать многим, но дать ребенку и теплую одежду, и крышу над головой и еду, а самое главное – заменить кровных родителей, стать настоящей семьей.

Конечно, в пяти предложениях нет места подробностям. Тургенев не сообщает их читателю. Нам приходится додумывать все самостоятельно, но в большей степени все итак ясно. Крестьянская семья сама по себе небогата. Мы не знаем, есть ли у семейной пары собственные дети, но можно предположить, что они действительно есть. Именно поэтому жена так добродушно и ворчит. Следует отметить и то, что писатель не называет имен крестьян. С одной стороны, можно подумать, что это обобщение, а с другой – таким образом он идеально подчеркивает социальный статус семьи и показал, что таких семей на Руси большинство. Тут контраст становится еще более выраженным – Ротшильд, человек со множеством средств для жизни, имеет добрые намерения, но безымянные люди, крестьяне, имеют огромную душу.

Безымянные крестьяне, о делах и подвигах которых не трубят во всеуслышание газеты, не говорят о них и огромные толпы людей, обладают истинным богатством, широкой душой, которой поделятся с девочкой. Это лишний раз подчеркивает то, что благотворительность богача не сравнима с благородством души простых людей.

Можно провести параллели и с нашим временем. Мы часто слышим по телевизору, читаем, что какой-то известный человек тратит свои сбережения на благотворительность, но лишь единицы из них способны взять всё в свои руки и сделать что-то стоящее. Большинство же только создает иллюзию помощи, равно как и Ротшильд в миниатюре «Два богача».
В итоге миниатюры, писатель добавляет: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Конечно, в самом начале он говорит, что восхищается щедростью человека, но такая щедрость – ничего, по сравнению с той, что дают обычные крестьяне. Отдать все, что есть – могут далеко не все и не каждый.

Хотя сам писатель был из рода дворян, он обладал истинной, открытой душой, о чем говорят многие его произведения, в том числе и те, что собраны в сборнике «Стихотворения в прозе».

Слатыков-Щедрин в свое время говорил о рассказах Тургенева, что после их прочтения душа буквально очищается. Как только дочитаешь последнюю строчку, сразу же легче дышится, верится и чувствуется тепло. Такое же утверждение писателя можно назвать истинным и для миниатюры, состоящей всего из пяти предложений «Два богача».