В каком веке появился памирский нация. Памирские народы. Этногенез и история

Чем холоднее становится на улице, тем приятнее вспоминать о жарких странах - например, о Таджикистане, по которому мне довелось постранствовать этим летом.

И начну, пожалуй, с того, что мне понравилось там больше всего - с памирцев. Люди Памира понравились мне даже больше, чем горы - что удивительно, поскольку в горы я обычно хожу от людей отдыхать;)

При знакомстве памирцы первым делом сообщают, что они - не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи.
На самом деле у них 8 разных языков на 7 тысяч человек (в каждом ущелье - свой). И религия действительно своя - они исмаилиты, и не придают особого значения обрядовой стороне ислама. У них нет мечетей, практически никто не постится в рамадан, женщинам не возбраняется ходить с непокрытой головой, при встрече принято здороваться за руку и целоваться (независимо от пола и возраста)... но при полном отсутствии показного благочестия они всегда накормят голодного, напоят жаждущего, приютят путника, воспитают сироту (и искренне не понимают, как может быть иначе).

Они умеют радоваться малому и ни на кого не держат зла, воспринимая все превратности судьбы с терпением и благодарностью... Благодарны киргизам, которые во время четырехлетней блокады продавали им еду втридорога (в домах не осталось ничего, даже ложек и мисок - но спасибо, что не дали умереть от голода); благодарны правительству за то, что нет войны и голода; благодарны московским работодателям за возможность отправить семье 500 долларов (на которые там живёт человек восемь). А уж благодетелю всего Бадахшана имаму Ага Хану 4 просто бесконечно благодарны. Такой вот счастливый характер - добра не забывают, зла не помнят...

Памирцы в лицах:

Это Зохид, у которого мы жили в Душанбе.

Памирское гостеприимство началось ещё в самолёте Москва-Душанбе: случайный попутчик (памирец!), узнав, что я собираюсь на Памир, немедленно обеспечил нам "стол и дом", гида по Душанбе и решение всех насущных вопросов с ОВИРом и джипом до Хорога. При этом все наши попытки ну хоть к столу что-то купить воспринимались с недоумением: "С ума сошли? Вы же гости!"


Рустам, зазвавший нас в гости в Ширгине (а на следующий день он отвёз нас за 200 км до Ишкашима - вот как раз момент сборов и запечатлён). В его доме живут 8 детей - 5 своих и 3 племянника, отправленные к бабушке, пока родители работают в Москве.


Бабушка и внуки.

Памирское такси - грузовик, развозящий по кишлакам рис, сахар и макароны на зиму (на котором мы совершенно замечательно прокатились - мешки с рисом обеспечивают удивительный комфорт!)

Весь кишлак вышел встречать продукты на зиму (в сентябре перевалы уже закроют - до конца весны они будут отрезаны от мира)


"Жилец вершин" - никогда в жизни не уезжал из Горного Бадахшана


Ещё одна гостеприимная семья (живущая в доме с глинобитным полом и без электричества)



Мальчишки уже не знают русского - прошли те времена...

Женщины привычно ждут, когда остынет закипевший мотор "УАЗика"

А вот - героические мальчишки, взявшиеся отвезти нас за 30 км на УАЗике, списанном ещё во времена афганских войн... Каждые 10 минут они заклеивали лопнувшие камеры (состоящие сплошь из заплаток), и в конце концов нам пришлось сменить средство передвижения;)


.

Но мы, конечно же, напоследок сфотографировались с героическими детьми - на память)

Внучки чабана. Всё лето живут на высокогорном пастбище (на высоте примерно 3700 м), и успели приручить зайчонка:)

Хорог: народ встречает президента (но это - отдельная история)))


Экзотические мы и обычная памирская девушка)))

(мы ей показались настолько экзотичными, что она подошла к нам на улице и попросила разрешения с нами сфотографироваться)

Композиция "Дружба народов" (слева направо: Таджикистан - Казахстан - Россия - Афганистан)

В общем-то, типичная для тех мест ситуация: проведя неделю в Хороге и Вахане, мы ни единого раза не переночевали в палатке, ни единого километра не прошли пешком (не считая прогулок), ни разу не зажгли горелку... и слегка затосковали по автономной жизни. Насилу отбившись от желающих нас подвезти, мы решили пройтись хотя бы 7 км в гору - до древней крепости... Но не тут-то было! И километра не прошли - нас догнала машина, и нас принялись уговаривать на русском и английском одновременно подъехать до цели с ними ("Совершенно бесплатно!", "Как же вы под вечер - и пешком" и т.д.). В результате мы искупались в "священном" термальном источнике, бесплатно переночевали в кемпинге (в палатке - еле отбились от бесплатной комнаты в гостинице) и потанцевали с местной молодёжью:

Замечательные оказались ребята - бывшие одноклассники, разъехавшиеся по институтам в разных городах, договорились собраться на каникулы и поездить по родным горам. Взяли большую машину, большую палатку - и ввосьмером отправились в такое вот развесёлое путешествие.

Друг мой Вовка даже устроил для них мастер-класс по сальсе (даром, что ли, 3 года ей занимается;))

Вот такие славные люди живут на Памире. И поладить с ними очень просто. Делюсь секретом: будьте как дети!
И этого будет вполне достаточно.

И, в общем-то, нам есть чему у них поучиться;))

Есть такие народы как: язгулямцы, шугнано-рушанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, рошорвцы, сарыкольцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга. Это народы Памира. Так уж получилось что они проживают в четырех странах Азии: Афганистан, Пакистан, Таджикистан и Китай. Это народы центральной Азии. Их немного, чуть больше 200 тыс. В чем их загадка скажите вы? Посмотрите на фото ниже и все станет на свои места. Удивительная внешность, совсем другого мы ожидаем увидеть, когда говорим о народах Центральной Азии. Люди европейской внешность - памирцы, одна из загадок Средней Азии.
Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии. Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная. Это были первые люди с европейской внешностью - памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.
Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков - суннизм. Также как и узбеки- сунниты.
Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам - духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.
В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.
Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: ".....Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает."
Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.

Памирцы из северного Афганистана. (фото авторские)








Памирцы из ГБАО.






Чеченец? Нет! Памирец.










Хорожец.


Лики Хорога.
















Ну прям чеченки.


Надгробие на памирском кладбище.

Вылитый Дядя Ваня с гаражей. (фото периуда гражданской войны в Таджикистане)


На фото памирцы из Китая. Фото сделано китайским фотографом.

Памирцы - жители ГБАО - горно-бадахшанской области.

В обширной области с самым низким местом 2000 метров над уровнем моря проживает богатый комплект древних народностей.

Эти своевольные жители едва ли не самыми последними в азиатском регионе приняли ислам.

Сейчас памирцы в основном носят исламские имена. Традиции Зароастризма, этой древнейшей мировой религии в Бадахшане мирно сосуществует с мусульманством. И я думаю, что памирцы тяготеют к своим, более древним духовным обязательствам.

Мужчины, рождённые на Памире, отмечены печатью огня.

У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Памирцев крайне мало на фоне жителей Таджикистана. В котором, в основном, живут таджики и узбеки.

До Великой Зелёной революции 1990 года представителей очень разных народов в Таджикистане было очень много.

Нечего сказать: Таджикистан - одна из самых ярких стран, из тех что мне доводилось видеть. Когда-то в ней селили по принуждению, а потом его заселяли, строя большие города, представители всех наций Союза очень охотно. Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы.

До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в "понедельнике, их мама родила".

Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути, проходил по памирским горам.

Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы.

Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения.

На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра. Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных.

Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит.

Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам.

Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом.

Александр, один из первых "авторитарных демократов", сочетался браком с местной принцессой, по её древнему обычаю огнепоклонников. Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара.

Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество. Хотя так делали все вокруг и друзья и враги.

Полтора года Александр со своим войском провёл на Памире. До настоящего времени памирцы, со всем основанием утверждают, что они - потомки двух великих Александра и Авицены.

И сейчас множество памирцев носит в своих глазах доказательство своего благородного происхождения.

Среди памирцев много людей с глазами этакого крайнезападнославянского голубого цвета.

(На фото памирских детей вверху страницы найдите отдалённую сестру югославки Милы Йовович.)

С черноглазым (и довольно миролюбивым) памирцем Шакаром я просидел за одной партой четыре года и могу судить об иногда взрывном, но открытом и спокойном памирском характере.

Сказавший на памирца: "Чурка" может оказаться сам в себе глубоко не прав. Русский человек может так сдуру оскорбить собственного отдалённого и вполне достойного предка.

Сказавший на азербайджанца что-либо подобное, подразумевающее именно азербайджанцев, оскорбляет и моих соседей по двору. Ни одного из десятка, живущих в нашем дворе молодых азербайджанцев я не видел, ни с пивом, ни с сигаретой!

Чеченец Газим, Газик, с которым мы подрались в армии и разнявший нас осетин прапорщик Додоев - нормальные достойные люди.

Среднеазиатских видел очень многих и легко отличу киргиза от караколпака. Но не видел среди них чурок, кроме, разве что идиотов, которые есть в каждой нации.

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции. Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?

Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания.

Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям.

Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004—1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

История народа

Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

Обычаи и нравы

Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы.

Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.

Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников.

Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.

В Кто они - эти памирцы?

Оригинал взят у atrizno в Кто они - эти памирцы?

И почему их считают загодочными народами?
Я в свое время неоднократно бывал в тех краях и всегда поражался их внешности:








Понравился пост ivan_melnic667

Памирцы - загадка Средней Азии. Есть такие народы как: язгулямцы, шугнано-рушанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, рошорвцы, сарыкольцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга. Это народы Памира.
Так уж получилось что они проживают в четырех странах Азии: Афганистан, Пакистан, Таджикистан и Китай.

Это народы центральной Азии. Их немного, чуть больше 200 тыс. В чем их загадка скажите вы?
Посмотрите на фото ниже и все станет на свои места.
Удивительная внешность, совсем другого мы ожидаем увидеть, когда говорим о народах Центральной Азии.
Люди европейской внешность - памирцы, одна из загадок Средней Азии.



Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии.

Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная.

Это были первые люди с европейской внешностью - памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.

Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. Также как и узбеки- сунниты.

Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.

В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.

Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: ".....Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает."

Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.







Памирцы из ГБАО.





Чеченец? Нет! Памирец.








Лики Хорога.




















Ну прям чеченки.

Надгробие на памирском кладбище.

Вылитый Дядя Ваня с гаражей (фото периуда гражданской войны в Таджикистане)

На фото памирцы из Китая. Фото сделано китайским фотографом.