Ираноязычные племена. Иранские народы

Народы Ирана 1.Персы - 61% населения страны (основное население Ирана) – это около 45 млн.человек. Персы - Древнеиранские племена проникли на территорию Ирана (из Средней Азии) в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Тогда же зародилась древнеиранская религия - зороастризм, сохранившаяся у современной этноконфессиональной группы персов - гебров и у переселившихся в Индию парсов. Занимали господствующее положение в государствах Ахеменидов (VI-IV вв. до нашей эры) и Сасанидов (III-VII вв. нашей эры). Арабское завоевание (VII век) принесло ислам, влияние арабского языка и культуры; мусульманская культура стран Передней и Южной Азии в свою очередь впитала многие иранские черты. В дальнейшей этнической истории персов участвовали арабы, тюрки (при господстве Сельджуков, XI-XII века, и др.), монголы (в правление династии Хулагуидов, XIII-XIV века). В начале XVI века персы были объединены под властью иранской династии Сефевидов, с конца XVIII века - тюркской династии Каджаров. В середине XIX века началось формирование персидской нации, ассимиляция персами других, прежде всего ираноязычных, народов. 2. Азербайджанцы - 16% - это около 12 млн.человек. Это второй (по численности) народ в Иране. Согласно БСЭ в этногенезе азербайджанцев участвовало древнее коренное население Атропатены и Албании Кавказской, смешавшееся с вторгавшимися сюда в I тыс.днэ. и I тыс.н.э. ираноязычными и тюркоязычными племенами (киммерийцы, скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.). Согласно энциклопедии Британника азербайджанцы имеют смешанное этническое происхождение, самым древним элементом которых является местное население восточного Закавказья и возможно ираноязычные мидяне, проживавшие в северной Персии. Это население было персизировано в период правления династии Сасанидов в Иране (III-VII вв. н. э.). Началом тюркизации населения можно считать завоевание региона турками-сельджуками в 11 веке и продолжающиеся потоки миграции тюркских народностей в последующие века, в том числе тех, которые переселились в период монгольских завоеваний в 13 веке (большая часть племен, формирующих монгольские войска а также вынужденных мигрировать вследствие монгольских завоеваний были тюркскими). Доминирующей наследственной компонентой этнических азербайджанцев Британника считает тюрок, появившихся в Азербайджане во время завоевания огузами в 11 веке. Советские учёные С.А.Токарев, А.П.Новосельцев и С.Ш.Гаджиев, отмечали, что азербайджанцы являются народом смешанного происхождения, в этногенезе которого приняли участие как местное аборигенное население региона, так и тюркские элементы. Касательно участия в этногенезе азербайджанцев древних албан, то прежде всего стоит отметить, что консолидированного албанского этноса никогда не существовало. Население Кавказской Албании представляло собой конгломерат из 26 племён. Процесс формирования тюркоязычного азербайджанского этноса, завершился, согласно «Истории Востока» (2002), в основном к концу 15 века. Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского этноса. Согласно «Истории Востока», этнические границы между турками и азербайджанцами установились к XVI веку, хотя к тому времени они ещё окончательно не были определены. Переселение тюркских племён в Закавказье продолжалось вплоть до XVI-XVII века, когда на территорию Мугани переселились полукочевые племена шахсеваны и падары (некоторые западные регионы). По мнению В. А. Шнирельмана, консолидация тюрок Северного Азербайджана продолжалась вплоть до 1920-1930-гг. В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX - первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи Энциклопедии Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары - потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев», а согласно БСЭ 1926 года, «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др». Дагестанский учёный С.Ш.Гаджиева пишет: Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы» 3.Ассирийцы - Ассирийцы возводят свой этнос к древним ассирийцам, населению Ассирийской державы (середина 2-го тыс. до н. э. - 7 в. до н. э.). Находясь под властью Иранского государства, Арабского халифата, Могольской и Османской империй и др., ассирийцы стремились сохранить свою самобытность. Гонения на несториан вызвали переселение ассирийцев в Центральную Азию, Закавказье, Индию; укрывшиеся в труднодоступных местах Курдистана, а затем в горах на юго-востоке Турции, ассирийцы вплоть до 19 в. вели борьбу с притеснителями. Гнёт иранских и османских властей приводил к переселению ассирийцев в Россию. В 1828 части ассирийцев было разрешено переселиться из Ирана в Армению. 4.Бахтияры - Происхождение бахтиар связывается с древне-иранским населением Западного Ирана; родственны лурам, близки курдам. На протяжении своей истории включали различные этнические элементы (семитские, тюркские и др.). Объединение племён бахтиар возникло, по-видимому, в XII-XIII вв. Окончательно включены в состав иранского государства в XVIII веке. В XX веке усилился процесс этнической консолидации бахтиар. 5.Галеши - Говорят на одном из диалектов гилянского языка. Верующие - мусульмане-шииты. По культуре близки гилянцам. Сохраняются домусульманские верования. 6.Гилянцы - Живут преимущественно в Гиляне. Численность свыше 2,5 млн. человек. Близки персам. Говорят на гилянском языке иранской группы индоевропейской семьи. Распространены также персидский и курдский языки. Письменность на основе арабской графики. Гилянцы - в основном мусульмане-шииты, сохраняются традиционные верования. 7.Джемшиды - народ на северо-западе Афганистана (плато Бадгис к северу от Гератского оазиса) и в Иране (северо-восток Хорасана). Численность 80 тыс. человек. Говорят на диалекте джемшиди таджикского языка. Джемшиды - мусульмане-сунниты. Существуют предположения о тюркском или иранском происхождении джемшидов. По преданиям, джемшиды происходят от легендарного иранского царя Джемшида. Включаются в состав чараймаков, но сами противопоставляют себя другим аймакам. 8. Езиды - народ султана Езида – по прозвищу Красный Езид. По одной легенде легендарный вождь народа адаби в очень древние времена переправил весь свой народ с территоии древней Нубии через Красное море в Аравию и привел его в страну Дильмун, основав там город Шам. По другой теории султан Езид участвовал в крупной битве с неизвестным народом за обладание новой страной, возможно это был Шумер. Возможно эта битва произошла с племенами субареев, которые после этой битвы были вытеснены на север Междуречья. В этой битве Езид был сильно измазан кровью своих противников, но сам не имел ран. За то, что после битвы он был весь красный, он получил прозвище Красный Езид. В Иране часто езидов считают курдами (курдами, сохранившими свою древнюю религию, не принявшими ислам). 9.Каджары - Восходят к средневековым тюркским племенам, переселившимся в Переднюю Азию в XIII-XIV вв. В XV веке составляли часть туркмен Анатолии и делились на несколько больших подразделений (Агча Коюнлу, Агчалу, Шам Баяти, Йива). Входили в состав кызылбашских племён, с помощью которых династия Сефевидов (XV-XVI вв.) объединила под своей властью Иран. В XVI веке были переселены в Северный Азербайджан. На рубеже XVI-XVII вв. каджары были расселены по нескольким районам Ирана: в Закавказье, в районе города Мерва и в долине реки Горган (Астрабад), где разделились на две ветви: ашакабаш и юхарибаш. Выходцы из первой ветви правили в Иране в конце XVIII - начале XX вв. (династия каджаров). 10.Кашкайцы - Некоторые исследователи связывают формирование кашкайцев с халаджами, одним из средневековых тюркоязычных племён огузов. По другим данным, предки кашкайцев переселились в Иран во времена монгольского завоевания (XIII век). Есть мнение, что кашкайцы - выходцы из Закавказья. Видимо, в этногенезе кашкайцев приняли участие целый ряд различных по происхождению этнических групп (тюрков, иранцев и др.). Общее самоназвание появилось в середине XVIII века. В XX веке среди кашкайцев усилился процесс этнической консолидации. Кашкайцы делятся на несколько десятков крупных и мелких племён, которые в свою очередь распадаются на отдельные родо-племенные группы. Крупнейшими племенами являются амале, шешбулюки, даррешури, кашкули, фарсимадан. До середины XX века объединение племён кашкайцев возглавлялось правителями - ильхани, во главе отдельных племён стояли ханы, племенные подразделения - зависимыми от последних калантарами и кедхуда. 11.Курды - До начала XX века курды объединялись в союзы племён, делившиеся на мелкие родо-племенные группы. В XIV-XVIII вв. находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. В Турции, Иране, Ираке, Сирии подвергались национальной дискриминации. Попытки властей лишить курдов национально-культурных прав приводили к многочисленным восстаниям в Курдистане. К концу XIX века усилились миграционные процессы: из Турции и Ирана, курды переселялись в Закавказье. Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). 12. Луры - Верующие - мусульмане-шииты. Имеются приверженцы различных сект (али-илахи, курд-бача и др.). Распространены доисламские верования. Луры восходят к древнейшему доиндоевропейскому населению Западного Ирана; вероятно, сложились на рубеже 2-1-го тысячелетий до нашей эры в результате смешения пришлых иранских племён с населением древнего государства Элам (с эламитами). После арабского завоевания, в средние века в Луристане правила самостоятельная династия атабеков. 13.Мазандеранцы - Восходят к древне-иранским племенам, заселившим территорию Ирана на рубеже 2-го - 1-го тысячелетий до нашей эры. В средние века в Мазандеране правили местные династии. В конце XVI века включены в состав иранского государства. 14. Талыши - Говорят на талышском языке иранской группы индоевропейской семьи. В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. Талыши - мусульмане-шииты, часть - сунниты. Талыши - потомки древнего коренного населения Кавказа. В начале XIX века Талышское ханство (основано в XVII веке) вошло в состав Российской империи. 15. Таты - Народ в Азербайджане и России (в Дагестане, небольшие группы в других республиках Северного Кавказа). Говорят на татском языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющем 2 диалекта - южный и северный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространён также азербайджанский язык. Верующие таты - мусульмане-шииты, иудаисты и христиане-монофиситы. Близки по культуре азербайджанцам и народам Дагестана. 16.Теймури - Говорят на диалектах дари и фарси (персидского) языков. Теймури - мусульмане-сунниты, значительная часть теймури в Иране - мусульмане-шииты. Предполагается, что теймури - выходцы из Средней Азии (получили название от покорившего их в конце XIV века Тимура). По другой версии, теймури расселились по своей этнической территории после монгольского нашествия XIII веке. В этногенезе теймури, по-видимому, участвовали тюркские и иранские элементы. 17.Туркмены - В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации. Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI вв., сыграли важную роль в этногенезе туркмен, определив кроме многих черт культуры их язык и в значительной мере физический облик. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В состав туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале XIII века - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания сложились новые племенные объединения, составившие ядро туркменской народности: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), «внешних» (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и «внутренних» (собственно салыры) салыров, а также гоклены. Помимо них и более мелких племён туркмен - языров (карадашлы), емрели, баятов и др., на территории Туркмении в оазисах сохранилось довольно многочисленное ираноязычное население, а в степях жили кочевники из других тюркских и иранских племён. В последующие века это население было ассимилировано и вошло в состав туркмен. В XVI-XVIII веках происходило массовое переселение многих туркмен из Западной Туркмении в южные районы и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие усыхания Сарыкамышского озера, на берегах которого они жили). Передвижение сопровождалось межплеменными распрями, ослаблявшими туркменские племена. В XVIII-XIX веках сохранялись традиции родового строя в общественных отношениях и сильные пережитки родовых обычаев; экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство способствовало сохранению патриархального быта. До 30-х гг. XX века туркмены ещё сохраняли деление на племена с многоступенчатым родовым делением в каждом из них. Самыми крупными были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. 18.Тюркские племена - этнические общности, близкие по языку, культуре и быту к азербайджанцам и постепенно сливающиеся с ними (небольшая их часть ассимилируется также персами). Численность достаточно условна, поскольку переписи населения в Иране ведут учёт по религиозному признаку. К тюркским племенам Ирана относятся: 1) афшары и близкие к ним кызылбаши (500 тыс. человек в Иране). Афшары живут в основном к востоку от озера Урмия, отдельные группы - в Фарсе, Кермане, Хузистане; в Афганистане (куда афшары были переселены в XVIII веке) - в слободах Кабула и Кандагара и в некоторых деревнях вблизи этих городов. Афшары сыграли важную роль в истории Ирана. Выходец из этого племени шах Ирана Надир-шах (1736-47) создал обширную империю, изгнав из Ирана афганцев и турок и завоевав значительные территории в Индии, Средней Азии, Закавказье. Кызылбаши - городские жители Кандагара. Кызылбаши Афганистана говорят на дари, афшары частично сохраняют в быту и язык азери тюркской группы алтайской семьи; 2) карапапахи (80 тыс. человек), расселённые на южном берегу реки Урмия. Карапапахи - потомки переселившихся во время русско-иранской войны 1826-28 в Иран тюркоязычных выходцев из Эриванского округа близ озера Севан (Гекчи); 3) карадагцы (20 тыс. человек), населяют северо-западные пограничные районы Ирана - смешанная группа, потомки тюркоязычных выходцев из Закавказья времён русско-иранских войн (1804-13 и 1826-28); 4) тюркские племена Юга и Востока Ирана (300 тыс. человек): в Тегеранской провинции, в районе Верамина и Кума, расселены тюрки кенгерлу; в восточной части провинции Фарс, к востоку от кашкайцев, кочуют племена инанлу, бахарлу и нафар, входящие в объединение племён хамсе; в Керманской провинции (районы Сирджана, Рефсенджана и Бердсира) кочуют племена хорасани и пичагчи; в Хорасане, к югу от Торбете-Хейдеры живёт племя карайи; севернее, смешанно с курдами, обитают племена байатов (около Нишапура), карагозлу (Джумейн и Исфарин) и др.; в области Горган расселены племена теймурташ и гоудари. В своём большинстве все эти тюркские племена расселены в горных или полупустынных районах, малопригодных для земледелия, и занимаются кочевым и полукочевым скотоводством. 19. Хазарейцы - хазара (самоназвание, от персидского «тысяча»; военное подразделение кочевников), народ в Центральном Афганистане (главным образом горный район Хазараджат, а также провинции Герат, Кандагар, Нангахар и Бадахшан). Живут также в Иране (Восточный Хорасан). Численность в Иране 220 тыс. человек. Говорят на языке, близком к дари, много заимствований из монгольских языков. Верующие - мусульмане-шииты. Основу хазарейцев составили монголоязычные кочевники, в их этногенезе участвовали также тюркские и иранские племена. Вероятно, хазарейцы - потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками. В конце XIX века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-афганцев (пуштунов), которым он отвёл там летние пастбища. 20.Чараймаки - сформировались, по-видимому, в результате смешения коренного таджикского населения с пришлыми тюрко-монгольскими племенами. Об участии тюрко-монгольского компонента в этногенезе чараймаков свидетельствуют монголоидные черты у некоторых групп чараймаков и центрально-азиатские элементы в быту (юрты и др.). До конца XIX века вели в основном кочевой образ жизни, сохраняли родоплеменное деление. Процесс оседания полностью не завершён. 21.Шахсевены - Говорят на восточных (муганских) диалектах азербайджанского языка. Верующие шахсевены - мусульмане-сунниты. Объединение племён шахсевенов произошло в конце XVI века в связи с формированием из различных тюркских племён (кызылбашей) шахской гвардии (азерб. шахысеван - «любящие шаха»). Традиционное занятие - кочевое скотоводство (овцы, крупный рогатый скот как тягловая сила, верблюды и лошади), летом - в Себеланских горах, зимой - в Муганской степи. С конца XIX века переходят к оседлому земледелию. 22.Арабы – остатки арабского населения, оставшегося в Иране после арабских завоеваний. А теперь посмотрим всю этническую историю народов Ирана с древнейших времен (излагать ее буду кратко, по своему историческому Атласу). 200 тыс.лет назад – вероятно появились первые люди на этой территории. Их было мало и это были деградированные потомки асуров – австралоиды (похожие на современных веддоидов Шри Ланки и папуасов). Они жили в основном в южной части Ирана. 80 тыс.лет назад – вероятно в это время появились редкие поселения потомком атлантов, которые двигались с Ближнего Востока в сторону Средней и Восточной Азии (где сформировались новые народы субарейцы и туранцы). 38 тыс.лет днэ – север Ирана (и Среднюю Азию) населяют субарейцы (это европеоидный народ средиземноморской расы). На юге Ирана продолжают жить австралоиды. 30 тыс.лет днэ – на западе Ирана (горы Загроса) заселяют австралоидные племена (барадосская культура). На остальной части Ирана продолжают жить субарейцы. На юге по прежнему живут австралоиды. 14500 г.днэ – с севера на территорию Ирана начинают проникать племена дравидоидов (потомки костенковской культуры). 10000 г.днэ – к этому времен запад Ирана заселен субарейцами (зарзийская культура), на юге по прежнему обитают австралоиды, а центр и север Ирана заселен дравидоидами. 6500 г.днэ – большая часть Ирана заселена дравидоидами (культура али-кош), на юге у дравидоидов есть сильные признаки австралоидов (это народы родсвенные, древнему народу – эламитам). 5200 г.днэ – из племен культуры али-кош на юго-западе Ирана сформировался новый народ – эламиты (потомками которых сегодня являются луры). На остальной территории без значительных изменений. 4800 г.днэ – на всей территории Ирана (за исключением Элама) существовала культура сиалк – это были племена дравидоидов. 3100 г.днэ – западе Ирана (в горах Загроса) сформировался новый народ лулубеи – это дравидоиды. Севернее их жили гутеи – это тоже дравидоиды. 1900 г.днэ – на западе Ирана (между лулубеями и гутеями) сформировался новый народ – касситы. Это тоже были дравидоиды. Северо-запад Ирана заселили кавказские племена хурритов. 1100 г.днэ – из Средней Азии на северо-восток Ирана проникли первые ираноязычные племена – мидийцы. 900 г.днэ – из Средней Азии на территорю Ирана прникают многочисленные иранские племена. Они заселяют большую часть Ирана (кроме Элама). Начинается процесс иранизации местных дравидоидов (переход дравидоидов на иранские языки). Часть дравидоидов уходит в сторону Пакистана и Индии. Начинается процесс формирования персидского народа (этот народ формировался южнее мидийцев и на северо-востоке от Элама). 500 г.днэ – большая часть Ирана заселена персами. Исчезают следующие народы – лулубеи, касситы, гутеи (они перешли на иранские языки). Территория, населенная эламитянами тоже сокращается (эламитяне тоже подвергаются иранизации). Это начало эпохи господства персов на территории Ирана (государство Ахеменидов). 350 г.днэ – к этому времени всю территорию Ирана населяют персы и другие ираноязычные племена. Мидийцев и эламитян уже нет (мидийцы стали частью персов, а эламитяне полностью перешли на иранский язык – стали лурами). 500 год нашей эры – на территорию Ирана переселяются племена саков. Их из степей юга Казахстана и севера Средней Азии изгоняют тюркские племена, пришедшие туда вместе с гуннами. 900 год – на южном побережье Ирана поселяются арабы, пришедшие во время арабских завоеваний. От притеснений со стороны арабов на территорию северо-запада Ирана бежала часть христиан-ассирийцев и древнего народа адаби (предков современных езидов), они не желали принимать ислам и скрывались от мусульман в горных местностях. 1050 год – на востоке Ирана начинает формироваться новая этническая общность – белуджи (они сформировались на основе пришедших с севера ираноязычных кочевых племен – саков, канглов, усуней). На севере Ирана появились тюркские племена сельджуков и огузов. 1200 год – к этому времени на территории Турмении и на крайнем севере Ирана сформировался новый народ – туркмены (на основе огузов). По территории Ирана во время власти сельджуков расселилось множество тюркоязычных племен (многие постепенно перешли на иранские языки). В это время рядом с лурами появились бахтияры. 1400 год – на южном берегу Каспия сформировался новый ираноязычный народ – гилянцы. К этому времени пастушеские племена, жившие в горах Загроса (северо-запад Ирана) носили имя курдов. Это время начала формирования курдского народа. 1500 год – на северо-западе Ирана (Южный Азербайджан) начинает формироваться новый тюркоязычный народ – азербайджанцы (они сформировались на основе поселившихся там огузов). Примерно в это же время появился новый тюркский народ – мазендеранцы. 1550 год – на территории Ирана расселены тюркские племена каджаров. 1750 год – появилось название нового тюркского народа – кашкайцы. 1900 год – к этому времени на западе Ирана сформировался новый ираноязычный народ – курды (с диалектом курманджи). Он сформировался на основе местных ираноязычных скотоводческих племен, а также на основе езидов, принявших ислам. К этому же времени сформировались другие ираноязычные народы – горани и сорани, которых часто тоже относят к курдам, хотя основа возникновения этих народов другая. Как мы видим из хронологии событий этнической истории самым древним народом Ирана являются луры – потомки древнего эламского народа. Но современные луры потеряли свой древний язык и свою религию. А еще более древние народы – австралоиды, субарейцы и дравидоиды не сохранились. Древняя иранская религия - зороастризм, сохранился только у современной этноконфессиональной группы персов – гебров. Галеши и гилянци тоже сохранили частично свою древнюю религию. Немногочисленные езиды Ирана тоже сохранили свою древнюю религию – эту религию часто называют Шарфаддин (это вера во Всевышнего и его семь ангелов во главе которых стоит Тауси Малак). У небольшой группы луров сохранились приверженцы различных сект (али-илахи, курд-бача и др.). У них также распространены доисламские верования.

Иран - один из самых древних очагов мировой цивилизации, и это, несомненно, отразилось на составе населения. Человек современного типа освоил территорию этой страны на рубеже среднего и верхнего палеолита. В формировании этнического облика государства большую роль сыграло расселение арийских племен, которые пришли на Иранское плато еще во втором тысячелетии до нашей эры. На протяжении веков эта территория подвергалась нашествиям и вторжениям разных народов, и все они повлияли на состав населения. Вот почему этнические группы с чисто иранскими корнями сегодня не сохранились. В статье расскажем о том, сколько населения в Иране насчитывается в настоящее время, а также поговорим об этническом и религиозном составе жителей страны.

Общая информация

По состоянию на 2012 год (самые последние имеющиеся данные) численность населения Ирана (общая) составляет 78 868 711 человек. Приблизительно половина жителей - это персы, причем подавляющее большинство относится к мусульманам-шиитам. Примечательно, что четверть всех иранцев имеют возраст младше пятнадцати лет.

Население Ирана: этнический состав

Как только что было сказано, сейчас основная этническая группа страны - персы (от 36 до 61 процента по разным оценкам). Они живут на территории всего государства и говорят на языке фарси (он является государственным). Их исторической родиной считается провинция Парс. Однако крупных этнических групп в стране несколько. Население Ирана представлено также азербайджанцами (от 16 до 45 процентов по разным оценкам), которые в основном проживают в северо-западной части государства, в так называемом Иранском Азербайджане. Следует отметить, что азербайджанцы - это единственное на территории страны крупное которое не принадлежит к иранской Представители этой этнической группы говорят на азербайджанском языке.

Около 7-10 процентов жителей государства составляют курды. Главным образом они сосредоточены на западе Ирана, в провинциях Западный Азербайджан, Курдистан, Керманшах. Вдоль Каспийского моря, на севере страны, проживают гилянцы, мазендеранцы, талыши (около 7 процентов). Население Ирана на северо-востоке представлено туркменами (большинство из них живут в остане Голестан), а также тюркскими племенами (карагозлу, таймурташ, карайи) и этническими группами чараймаков.

Юго-восток государства занимают белуджи (остан Систан и Белуджистан). Кроме того, их отдельные группы живут в западном Мекране, Хорасане и Кермане. На юго-западе сосредоточены бахтиары и луры. Эту же территорию также населяют арабы, они представлены в основном в провинции Хузестан и на побережье К остальным этническим меньшинствам относят тати, лаки, армян, грузинов-ферейданцев, ассирийцев, племенные объединения хамсе и кашкайцев.

Языки

Население Ирана главным образом говорит на персидском языке (фарси), который относится к иранской группе индоевропейских языков. По мере того как происходили арабские завоевания начал формироваться новоперсидский язык, в нем большую часть лексики составляют использующие арабскую графику арабские слова. Фарси, выступая для персов родным, является средством межэтнического общения. Также среди распространены белуджский, татский, курдский, талышский, гилянский, лурский (включая кухгилуйе), пушту, мазендеранский, бахтиярский и тюркские диалекты. применяется и для остальных языков, за исключением еврейского и армянского. На говорит более одной четвертой части населения, в основном это туркмены, азербайджанские тюрки и кашкайцы. Несмотря на незначительное число арабов в составе жителей язык, являющийся языком исламских наук и Корана, в религиозной практике весьма широко используется. По Конституции ИРИ его изучение в средней школе обязательно.

Население Ирана: религиозный состав

Ислам в эту страну пришел вместе с арабскими завоевателями еще в 7 веке, в результате из Персии был вытеснен зороастризм. Сейчас 98 процентов всех граждан страны исповедуют ислам, 90 процентов из них - шииты (азербайджанцы, персы, талыши, арабы, мазендеранцы, гилянцы) и только 8 процентов - сунниты (белуджи, курды, туркмены). Полпроцента от общего числа жителей (169 тысяч человек) исповедуют христианство, это главным образом ассирийцы (несториане, халдо-католики) и армяне. Также имеются небольшие группы православных. Тремя пресвитерианскими общинами, разделенными по языковому принципу, представлены протестанты: ассирийцы, персы, армяне. Кроме них, есть адвентисты седьмого дня, англикане, пятидесятники. В общей сложности протестантов в Иране насчитывается не менее 8 тысяч человек.

Иранские евреи, компактно живущие в таких крупных городах, как Исфахан, Тегеран, Шираза, исповедуют иудаизм, их численность - около 10 тысяч человек. Примечательно, что здесь проживает иудеев больше, чем в любом другом мусульманском государстве.

Иран - либеральная страна

Несмотря на то что Иран - исламская республика, а, как известно, в таких государствах зачастую накладываются ограничения на последователей иных верований, здесь действуют довольно либеральные законы, что отличает его, скажем, от таких странах, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар.

Последние века до нашей эры в истории северокавказских народов ознаменовались продвижением в предкавказские степи вплоть до предгорий Кавказа ираноязычных кочевников-сарматов, родиной которых являлись степи Северного Прикаспия. Они стали основоположниками современных осетин. Другие кочевники, давшие начало тюркским народам Северного Кавказа, пришли сюда с Золотой Ордой. Карачаевцы и балкарцы – единственные тюркские горские народы Северного Кавказа. Другие тюркоязычные народы этого региона, ногайцы и кумыки, по происхождению и образу жизни – степняки, живущие на равнинах.

Развитие осетинского этноса

Предки осетин, аланы, встали на путь приобщения к более высокой земледельческой культуре автохтонного населения Кавказа. Сплав аланских и кавказских традиций оказался плодотворным и вызвал к жизни ту яркую материальную и духовную культуру, которую применительно ко второй половине I – началу II тысячелетия обычно называют аланской.

Развитию межкультурных связей способствовало в первую очередь выгодное расположение Алании на стыке Европы и Азии, а также международные торговые пути, проходящие через ее территорию. В X в. аланские купцы были известны в Крыму, кавказских государствах, Византии и различных странах Востока. Из Византии в Аланию ввозили керамические изделия, в том числе тарные (амфоры) и стеклянные сосуды, шелковые ткани, браслеты, перстни, бусы из полудрагоценных камней, украшения из металла и кости, предметы христианского культа, монеты. Из Крыма поставлялись амфоры с вином, стеклянные браслеты. Из Закавказья – некоторые виды стеклянных браслетов и стеклянные сосуды. Из Руси и Волжской Булгарии – мед, воск, дорогие меха и другие товары; через Русь поступал и янтарь. Прослеживаются связи алан с кочевниками Предкавказья и Причерноморья, а также с населением Центральной Европы. Из Сирии поступали стеклянные сосуды, бусы, из Ирана – керамика из белой глины, бусы из драгоценных камней. С Ближнего Востока привозился шелк, шерстяные и бумажные ткани, керамика, пряности. Из Средней Азии доставлялись шелковые ткани, украшения и керамика. Привозили товары и из далеких Индии и Китая.

В XIII в. в связи с татаро-монгольским нашествием аланы-осетины вынуждены были уйти в горы. Часть из них пересекла Главный Кавказский хребет и осела на его южных склонах. Так осетины оказались и в Закавказье. С конца XV в. возобновился процесс формирования осетинской народности, продолжавшийся до XVIII в. В 1774 г. территория нынешней Северной Осетии вошла в состав России, часть осетин снова расселилась в равнинных местах, теперь уже по соседству с образовавшимися здесь казачьими станицами.

Духовная культура осетин

Культовые и календарные обряды у всех народов Северного Кавказа еще с глубокой древности связаны с земледельческим календарем предков. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. У земледельцев более широко отмечаются празднества, связанные с растительным миром: день весеннего равноденствия, первый выход пахарей в поле, окончание сева, созревание колосьев, уборка, молотьба. У животноводов же отмечаются выпуск в отару барана-производителя (кочкар), стрижка овец, прядение шерсти, сбивание масла, выборка сыра, выделка войлока, бурок.

Важной стороной аланского культурного наследия является фольклор. Особое место занимает выдающийся памятник духовной культуры древности, шедевр устного поэтического творчества – героический нартский эпос. Сегодня он бытует у ряда народов Кавказа – осетин, адыгов, абхазов, абазин, вайнахов; он известен также балкарцам и карачаевцам, а в уменьшенном виде отмечен у дагестанцев и в горной Грузии. Но все же нартский эпос полнее всего представлен в поэтическом творчестве осетин.

Имея столь богатую литературную традицию, в отличие от других народов Северного Кавказа, осетины еще в досоветское время обрели свою письменность и литературный язык.

В отличие от большинства народов Северного Кавказа, б?льшая часть осетин по религиозной принадлежности – православные. Христианство к предкам осетин пришло из Византии еще в VI в. Сильное влияние на христианизацию осетин оказала Грузинская православная церковь. Однако в период татаро-монгольского нашествия христианство в Осетии почти угасло, и его возрождение началось только в XVIII в. преимущественно усилиями российских миссионеров. Осетины с большим почтением относятся к святому Георгию, в культе которого тесно переплелись старые языческие представления. Некоторая часть осетин исповедует ислам, который стал проникать из Кабарды в XVII–XVIII вв. Существенное значение в культуре осетин сохраняют и некоторые древние языческие обряды.

Ираноязычные народы – таты и талыши

Кроме осетин, на Северном Кавказе проживают два других ираноязычных народа – таты и талыши. Татский и талышский языки относятся к иранской группе индоевропейской семьи. Татский язык имеет письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространен также азербайджанский язык. В талышском имеются 2 диалекта – южный и северный, который в свою очередь является одним из литературных языков Дагестана. В 1928 г. на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-х – 1930-х гг. в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 1930-х гг. издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком преподавания и официального общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. Большинство верующих – мусульмане-шииты, но среди талышей есть и сунниты, а часть татов относят себя также к иудаистам и христианам-монофиситам.

Тюркские народы в горах и на равнинах

Карачаевцы (самоназвание кърачайлыла) и балкарцы (самоназвание таулу – «горцы») как этносы сложились в Приэльбрусье и прилегающих к нему районах Северного Кавказа, в верховьях Кубани и ее притоков (карачаевцы) и в районе притоков Терека (балкарцы). Этногенез этих народов сложен и пока наукой до конца не выяснен. Вероятно, что одними из его компонентов были аланы (среди карачаевцев до сих пор сохранилось обращение друг к другу «алан»), кипчаки (половцы), а также древние тюркоязычные булгары. Карачаевцы и балкарцы говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Современная письменность – на основе кириллицы.

Верующие карачаевцы и балкарцы – мусульмане-сунниты. К балкарцам ислам стал проникать в середине ХVIII в., но только в начале ХIХ в. он окончательно укрепился в горах Карачая и Балкарии, хотя еще в течение многих десятилетий среди этих народов живы были прежние, домусульманские верования. С исламом вошли в традицию пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) стали распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы.

Основные традиционные занятия – отгонное альпийское животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овес, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться главным занятием населения горной и предгорной частей. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Балкарцы занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овес, а также картофель и огородные культуры). Большое значение имели пчеловодство, охота.

На основе животноводства получили развитие домашние промыслы и ремесла – выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кожи. Развитыми видами народного искусства были вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитье. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождались конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями.

Ногайцы – старожилы северокавказских степей. Они кочевали на обширных территориях Нижнего Поволжья и Прикаспия, а некоторые ногайские улусы доходили до Южного Урала и даже Сибири. Другая часть ногайцев, так называемая Малая Орда, или Малые Ногаи, кочевала в Предкавказье, между Манычем и Доном, и по правобережью нижней и средней Кубани. Отдельные улусы Малой Орды доходили до Терека.

Ислам проникал на Северный Кавказ не только из Закавказья, но и из Нижнего Поволжья, где в ХVI в. располагалась мусульманская Золотая Орда. В числе племен, входивших в состав Золотой Орды и принявших ислам, были и предки нынешних ногайцев.

В настоящее время ногайцы компактными массивами проживают в Ногайском, Тарумовском и Кизлярском районах Дагестана, Шелковском районе Чечни и Ногайском районе Карачаево-Черкесии, созданном в 2007 г. по результатам референдума. Кроме того, компактными группами ногайцы живут еще в нескольких районах Ставрополья.

Еще один тюркский народ – кумыки – населяет северную, равнинную часть Дагестана. Проживают они также в Чечне, несколько кумыкских селений имеется в Северной Осетии. Язык кумыков, как и ногайцев, относится к кипчакской подгруппе тюркских языков.

Кумыкский язык в течение длительного времени играл роль языка межнационального общения на Северо-Восточном Кавказе, а среди кумыков было много переводчиков. Письменность на этом языке была создана после Октябрьской революции первоначально на основе арабской графики. В 1929 г. она была переведена на латиницу, а в 1938 г. – на кириллицу. С 1918 г. на кумыкском языке появились газеты, а затем и книги. По религиозной принадлежности кумыки – мусульмане.

В конце XV в. на землях кумыков сложилось Тарковское шамхальство с центром в городе Тарки. Шамхальство играло значимую роль в политических процессах на Северо-Восточном Кавказе, а также в межгосударственных взаимоотношениях России и Ирана. В 1844 г. около бывшей столицы Тарковского шамхальства было заложено укрепление Петровское, из которого вырос современный город Махачкала.

Источники информации

1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. / сост., ред. В.К. Гарданов. Нальчик, 1974.

2. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991.

3. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989.

4. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958.

5. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М., 1983.

Вопросы и задания

1. Какие особенности хозяйственной деятельности способствовали развитию народных промыслов у осетин? Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте доклад о народном прикладном искусстве в Осетии.

2. Познакомьтесь с произведениями выдающегося осетинского писателя К.Л. Хетагурова. Выделите на основе прочитанного наиболее характерные черты материальной и духовной культуры осетинского народа.

3. Как традиции в национальной духовной культуре осетин связаны с особенностями традиционной хозяйственной деятельности?

4. Какие факторы природной среды оказали влияние на особенности материальной культуры тюркоязычных народов Северного Кавказа? На основе знакомства с дополнительной литературой составьте сравнительную характеристику традиций в материальной культуре и хозяйственной деятельности горных и степных тюркоязычных народов.

5. Какие элементы материальной и духовной культуры тюркоязычных народов Северного Кавказа, на ваш взгляд, связаны с исламской традицией?

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Twisted Wheel и корни северного соула Когда в 1965 году Эдди Холланд (Eddie Holland), Ламонт Дозьер (Lamont Dozier) и Брайен Холланд (Brian Holland) сочинили довесок к исполненной группой Four Tops бомбе ‘Ask The Lonely’, они и не подозревали, насколько важным он станет для странной секты одержимых соулом

Из книги Татары [История возникновения великого народа] автора Паркер Эдуард

Torch и рождение северного соула Если Twisted Wheel служил литейным цехом для выплавки северного соула, а Catacombs - кузницей, где ему придали форму, то Torch в сонном городке Танстолл неподалеку от Сток-он-Трента стал полировочным станком, на котором этот стиль довели до блеска

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

От северного соула к нью-энерджи Северный соул стал реваншем провинциального городка. Хотя он родился в крупном Манчестере, прославившие его легендарные клубы располагались в совершенно немодных местах: Танстолле, Уигане, Блэкпуле, Клитхорпсе. Несмотря на почти

Из книги Страна Дяди Сэма [Привет, Америка!] автора Брайсон Билл

Из книги Легенды московского застолья. Заметки о вкусной, не очень вкусной, здоровой и не совсем здоровой, но все равно удивительно интересной жизни }