В чем ошибка господина из сан франциско. Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И.А. Бунина. Образ господина из Сан-Франциско

(по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

сочинение

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву принадлежит к шедеврам русской литературы. Написанное много лет назад, произведение это по масштабу рассматриваемых проблем актуально и в сегодняшние дни. Один из главных философских вопросов «В чём смысл жизни?», неоднократно задаваемый Буниным и в других произведениях, в «Господине из Сан-Франциско» - ключевой.
В своём рассказе Бунин поведал нам об ограниченном, ничем не примечательном человеке – Господине из Сан-Франциско. Цель его жизни такая же, как и у многих людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Мне кажется, что единственным чтением, которое увлекало его, были биржевые новости. И вот Господин решает отправиться в путешествие с дочерью и женой, ведь, по его мнению, он заслужил это. Однако всё складывается не так радужно, как предполагалось. Смерть приходит неожиданно. Я думаю, только в этот момент борьбы со смертью, герой и начинает жить. Это, может быть, единственное, что за всю свою жизнь он делает сам и во что он вкладывает столько эмоций. Всю его жизнь кто-то что-то делал за него: его рабочие-китайцы, его слуги. Возможно, даже его друзья выслуживались перед ним. Но вряд ли Господин когда-либо задумывался об их чувствах или их благополучии. Ведь ничто, кроме собственного «Я», его не интересовало. Должно быть справедливым, если о таком человеке мало кто вспомнит после смерти. И верно, после кончины главного героя отношение к его семье и к нему резко изменилось. Никто уже не относится к нему с уважением и подобострастием. Символично то, что если в начале путешествия он ехал первым классом в роскошных каютах, то назад плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся поеданием планктона.
Чтобы подчеркнуть идею бессмысленности и никчемности жизни, подобной жизни Господина из Сан-Франциско, Бунин использует символику. Например, название парохода, на котором плывет главный герой и его семья. «Атлантида» – корабль. Атлантида – потерянный город, погибший и забытый. Это символизирует судьбу самого Господина из Сан-Франциско. Также автор использует образ-символ шторма. Писатель показывает, насколько ничтожны и малы люди по сравнению с могучей силой природы. Не понимая того, что жизнь их может оборваться в любой момент, люди на борту продолжают веселиться и по большей мере бездействовать.
Лишая героя имени, Бунин использует приём типизации и делает это только с той целью, чтобы показать обычность и незначительность Господина и людей, подобных ему. Господин из Сан-Франциско, безликий и совершенно такой же, как и большинство людей высшего общества, продолжает жить спокойной, вальяжной жизнью, без смысла, без мыслей о будущем, пока смерть не настигает его.
Таким образом, по мнению Бунина, судьба господина из Сан-Франциско символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлётов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

Бунину удалось достичь обобщенности образа, без речевых характеристик, внутренних монологов, диалогу. Образ главного героя не страдает гротескностью, даже несмотря на наличие иронии в его описании, он отнюдь не карикатурен. Более того, автор указывает на положительные качества этого человека, ведь для того, чтобы достичь того положения, которое он занимает, необходимы незаурядные качества характера, деловая хватка, воля, ум, знания. Перед нами весьма богатый человек, который последовательно стремился к своей цели и к 58 годам, когда убедился, что практически сравнялся с теми, кого ранее взял себе за образец, «решил передохнуть 66 Бунин И. А. Человек из Сан-Франциско./Бунин И. А. Повести и рассказы. Сост. Девель А. А. Л.; Лениздат, 1985. С. 374.» «он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако был рад и за жену с дочерью 77 Там же. С. 374.».

В его образе воплощены характерные черты того общества, цивилизованных и уважаемых людей, к которым он принадлежит. Господин из Сан-Франциско самонадеян и эгоистичен, убежден в несомненной собственной правоте его желаний, он не скрывает своего пренебрежительного, даже иногда циничного отношения к людям, которые не равны ему по положению. Он был «обидно вежлив 88 Там же. С. 384.» со слугами, которые «жались от него к стенке, а он шел, как бы не замечая их 99 Там же. С. 386.».

Говоря об этой черте характера главного героя рассказа, в контексте указанной темы стоит отметить также, что высокомерен он был не только по отношению к неравным с ним по положению людям, но и отдельным народам. Так, в Италии «он увидел под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей, что вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние 110 Там же. С. 381-382. 0 ».

Автор весьма красочно рисует перед читателями то будущее, к которому стремился всю жизнь господин из Сан-Франциско: «накинув фланелевые пижамы, пили кофе…затем садились в ванны, делали гимнастику…совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам… в одиннадцать - подкрепляться…с удовольствием читать газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху;… в пятом часу их, освеженных и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубным сигналом о том, что составляло главнейшую цель всего существования, венец его 111 Бунин И. А. Человек из Сан-Франциско./Бунин И. А. Повести и рассказы. Сост. Девель А. А. Л.; Лениздат, 1985. С. 375. 1 …». Бунин описывает бессмысленную и глупо растрачиваемую жизнь людей, высшего общества, где целью и главным смыслом существования является принятие пищи - именно этому «таинству» подчинена вся размеренная жизнь на «Атлантиде».

Следует обратить внимание на фразу автора о предсмертной минуте несчастного: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, его больше не было, а кто-то другой 112 Там же. С. 388. 2 ». Он перестал быть господином, перед которым ластились притворной робостью и послушанием вынужденные или рожденные быть льстецами среди людей уже тогда, когда они почувствовали отход духа от его бренного тела.

Двойственно можно понять слова Бунина о том, что после смерти лицо его изменилось «черты его стали утончаться, светлеть 113 Там же. С. 388. 3 …». Как будто после смерти ему стало лучше, или он стал лучше, будто, не принося при жизни пользы, теперь он приносит пользу.

Насмешки Луиджи, перемена в отношении хозяина отеля к семье из Сан-Франциско - все это говорит о том, что подобные господа, которые при жизни чувствуют себя особами огромной важности, присущей королям, после смерти становятся такими же пешками, как и их слуги.

Мог ли представить господин из Сан-Франциско, что когда он, мертвый, останется один в худшей комнате отеля, отпевать его, еще не остывшего от увеселительного путешествия, будет сверчок, а гробом, вместо мореного и позолоченного будет служить ящик из-под содовой. Что везти его будут с похмелья в повозке с громыхающими бубенчиками к той же самой «Атлантиде», чтобы отправить на ней в последний путь тем же маршрутом, только в несколько другом качестве. А погребальную мессу ему служить бешеная вьюга с гудящим океаном, когда его, переселенного из ящика в просмоленный гроб, будут везти на корабле обратно, скрывая от пассажиров, - в противопоставление тому, уже далекому, льстивому вниманию 114 Степанов М. Так проходит земная слава. / Литература. №1, 1998. С. 12. 4 .

Тема сущности человеческой личности и смысла жизни волновала и будет волновать сердца и умы не одного поколения людей, и это не случайно. Ведь общество определяется уровнем сознания, сознания того, что ты значишь в этой огромной жизни, продолжающейся века на нашей Земле, что ты принес и оставишь после себя своим потомкам. А может, спустя какое-то время никто и не вспомнит о тебе? И совсем порвется нить, связывающая поколения…

Несомненно, это проблема проблем, над которой задумывались в своих произведениях многие писатели и поэты. Обращаясь к рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», где ярко показана роль человека в современном ему обществе, мы видим, что и здесь это является главной идеей.

А история проста. Пожилой господин из Сан-Франциско всю свою жизнь упорно старался обогатиться и мечтал хотя бы в старости пожить роскошно. Поэтому вместе с женой и дочерью он отправился в путешествие в Старый Свет на пароходе «Атлантида». Жизнь отдыхающих была полна развлечений, достойных высшего света, но вместе с тем все было ужасно однообразно: завтраки, обеды, разговоры, танцы, завтраки, обеды и т.д. Все господа были богаты, а значит, и уважаемы, и их деньги давали им право не задумываться о каких-то трудностях, проблемах обыденной жизни, о тех, кто плыл вместе с ними, но классом ниже, кто лишь существовал в царившей там грязи. А они веселились, танцевали и умиленно смотрели на нанятую танцующую парочку, «играющую в любовь». Вместе со всем этим хороводом веселья и счастья они, путешествуя, переезжали с острова на остров, но вдруг оборвалась эта череда счастливых солнечных дней. Господин из Сан-Франциско умирает. И теперь все то уважение и подобострастие, с которым раньше относились к нему и его семье, куда-то улетучилось. Его несчастное тело помещают в самую грязную комнату отеля, и уже никто не обращает внимания на слезы его дочери и жены, все испытывают только отвращение и брезгливость. Был человек и не стало его. И все забыли. Его тело увозят на родину, чтобы не отпугивать посетителей от отеля, и волей случая оно попадает на тот самый пароход, где когда-то он сам путешествовал. Но теперь уже он плывет внизу, в просмоленном ящике из-под содовой, среди грязи и болезней, в трюме, а наверху все также веселятся, танцует парочка, «играющая в любовь».

В этом рассказе автор хотел показать, насколько ничтожна жизнь человеческая в глазах окружающих, если о ней так быстро забывают; насколько деньги вошли не только в нашу жизнь, но и в наши души. И сейчас нередко судят о человеке по его деньгам. Если деньги есть – ты человек, если нет – никто. А ведь они – это всего-навсего бумажки, которым не сравниться с богатством человеческой души. И совершенно ясно, почему в замысел автора входила смерть господина в момент наивысшего, казалось бы, взлета. Ведь вся эта безмятежность, счастье, богатство высшего света – фальшь, обман, игра. И после смерти игра в шелках и бриллиантах продолжается.

Рассказ небольшой по объему, но как много сказано в его строках и между них. Автор для достижения своей цели, донести до читателя всю глубину этой проблемы, использовал такое художественно выразительное средство, как символика. На мой взгляд, пароход «Атлантида» символизирует здесь всю нашу жизнь и общество. Он как бы разбит на две половины: верхняя – светлая, вся сияющая и блестящая – это высшие слои с их безмятежным «счастьем» и спокойствием; нижняя – грязная, убогая – это низы, где человек теряет все, что у него было, где он никому не нужен, путь господина из Сан-Франциско – путь сверху вниз, с вершин мнимого успеха в бездну унижений. Не случайно автор не называет его имени. Это обобщенный образ многих людей.

Также автор рассказывает и о человеке, давно жившем на Кипре, который был жестоким и подчинял себе людей. И они его не забыли, они приезжают посмотреть на развалины его дома. Но разве это тот человек, который достоин памяти? Разве достойны памяти все эти богачи со своими деньгами и счастливыми масками или слуги из отеля, «подавленные своей беспутностью»?

Так кто же достоин этого? Кто настоящий Человек с большой буквы?

Ответ автора на этот вопрос обращен к религии. Он рассказал о двух странствующих абруццских горцах, которые, не имея богатства и славы, ходят по дорогам, радуясь тому, что дал им Бог: «радостной, прекрасной, солнечной стране, каменистым горбам острова, сказочной синеве, ослепительному солнцу». Они благодарны Богу, Матери Божьей, за свою жизнь. Они чисты перед ним и поэтому счастливы.

Так что такое человек? Настоящий Человек – это человек, искренний в своих чувствах, поступках, который, хотя, может быть, и не приверженец религии, но поступает по заповедям божьим, которые на самом деле очень мудры и составляют основу нашей жизни. Настоящий Человек ценит и любит людей, он не бессмысленно существует, он идет к своей намеченной цели. И далеко не каждый соответствует этому идеалу. В нашей жизни все мы рано или поздно совершаем ошибки, но надо стремиться к идеалу, надо оставить что-то после себя, иначе наша жизнь будет бессмысленной.

    В основе сюжета рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» - судьба главного героя - «господина из Сан-Франциско ». Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на Капри. Писатель лишает господина из Сан-Франциско имени, подчеркивая,...

    В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека...

    Рассказ "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин написал в 1915 году. Изначально рассказ назывался "Смерть на Капре" и имел эпиграф, взятый из Апокалипсиса, Новый Завет: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий", который в...

  1. Новое!

    Господин из Сан-Франциско посвятил всю свою жизнь зарабатыванию денег. Деньги для него являются целью, а не средством осуществления своих планов и желаний. Деньги - это то, для чего он живет. Описание всей его жизни - пятьдесят восемь лет - составляет...

Сочинение

Тема сущности человеческой личности и смысла жизни волновала и будет волновать сердца и умы не одного поколения людей, и это не случайно. Ведь общество определяется уровнем сознания, сознания того, что ты значишь в этой огромной жизни, продолжающейся века на нашей Земле, что ты принес и оставишь после себя своим потомкам. А может, спустя какое-то время никто и не вспомнит о тебе? И совсем порвется нить, связывающая поколения…

Несомненно, это проблема проблем, над которой задумывались в своих произведениях многие писатели и поэты. Обращаясь к рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», где ярко показана роль человека в современном ему обществе, мы видим, что и здесь это является главной идеей.

А история проста. Пожилой господин из Сан-Франциско всю свою жизнь упорно старался обогатиться и мечтал хотя бы в старости пожить роскошно. Поэтому вместе с женой и дочерью он отправился в путешествие в Старый Свет на пароходе «Атлантида». Жизнь отдыхающих была полна развлечений, достойных высшего света, но вместе с тем все было ужасно однообразно: завтраки, обеды, разговоры, танцы, завтраки, обеды и т.д. Все господа были богаты, а значит, и уважаемы, и их деньги давали им право не задумываться о каких-то трудностях, проблемах обыденной жизни, о тех, кто плыл вместе с ними, но классом ниже, кто лишь существовал в царившей там грязи. А они веселились, танцевали и умиленно смотрели на нанятую танцующую парочку, «играющую в любовь». Вместе со всем этим хороводом веселья и счастья они, путешествуя, переезжали с острова на остров, но вдруг оборвалась эта череда счастливых солнечных дней. Господин из Сан-Франциско умирает. И теперь все то уважение и подобострастие, с которым раньше относились к нему и его семье, куда-то улетучилось. Его несчастное тело помещают в самую грязную комнату отеля, и уже никто не обращает внимания на слезы его дочери и жены, все испытывают только отвращение и брезгливость. Был человек и не стало его. И все забыли. Его тело увозят на родину, чтобы не отпугивать посетителей от отеля, и волей случая оно попадает на тот самый пароход, где когда-то он сам путешествовал. Но теперь уже он плывет внизу, в просмоленном ящике из-под содовой, среди грязи и болезней, в трюме, а наверху все также веселятся, танцует парочка, «играющая в любовь».

В этом рассказе автор хотел показать, насколько ничтожна жизнь человеческая в глазах окружающих, если о ней так быстро забывают; насколько деньги вошли не только в нашу жизнь, но и в наши души. И сейчас нередко судят о человеке по его деньгам. Если деньги есть – ты человек, если нет – никто. А ведь они – это всего-навсего бумажки, которым не сравниться с богатством человеческой души. И совершенно ясно, почему в замысел автора входила смерть господина в момент наивысшего, казалось бы, взлета. Ведь вся эта безмятежность, счастье, богатство высшего света – фальшь, обман, игра. И после смерти игра в шелках и бриллиантах продолжается.

Рассказ небольшой по объему, но как много сказано в его строках и между них. Автор для достижения своей цели, донести до читателя всю глубину этой проблемы, использовал такое художественно выразительное средство, как символика. На мой взгляд, пароход «Атлантида» символизирует здесь всю нашу жизнь и общество. Он как бы разбит на две половины: верхняя – светлая, вся сияющая и блестящая – это высшие слои с их безмятежным «счастьем» и спокойствием; нижняя – грязная, убогая – это низы, где человек теряет все, что у него было, где он никому не нужен, путь господина из Сан-Франциско – путь сверху вниз, с вершин мнимого успеха в бездну унижений. Не случайно автор не называет его имени. Это обобщенный образ многих людей.

Также автор рассказывает и о человеке, давно жившем на Кипре, который был жестоким и подчинял себе людей. И они его не забыли, они приезжают посмотреть на развалины его дома. Но разве это тот человек, который достоин памяти? Разве достойны памяти все эти богачи со своими деньгами и счастливыми масками или слуги из отеля, «подавленные своей беспутностью»?

Так кто же достоин этого? Кто настоящий Человек с большой буквы?

Ответ автора на этот вопрос обращен к религии. Он рассказал о двух странствующих абруццских горцах, которые, не имея богатства и славы, ходят по дорогам, радуясь тому, что дал им Бог: «радостной, прекрасной, солнечной стране, каменистым горбам острова, сказочной синеве, ослепительному солнцу». Они благодарны Богу, Матери Божьей, за свою жизнь. Они чисты перед ним и поэтому счастливы.

Так что такое человек? Настоящий Человек – это человек, искренний в своих чувствах, поступках, который, хотя, может быть, и не приверженец религии, но поступает по заповедям божьим, которые на самом деле очень мудры и составляют основу нашей жизни. Настоящий Человек ценит и любит людей, он не бессмысленно существует, он идет к своей намеченной цели. И далеко не каждый соответствует этому идеалу. В нашей жизни все мы рано или поздно совершаем ошибки, но надо стремиться к идеалу, надо оставить что-то после себя, иначе наша жизнь будет бессмысленной.

Другие сочинения по этому произведению

"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) «Вечное» и «вещное» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ эпизода из рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Вечное и «вещное» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар») Жизнь естественная и жизнь искусственная в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско (по рассказу И. А. Бунина) Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. - И.А.Бунин. «Господин из Сан-Фран-циско».) Истинные и мнимые ценности в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско» Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Мой любимый рассказ И.А. Бунина Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Предметная детализация и символика в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Роль звуковой организации в композиционном строении рассказа. Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») Символичность в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франнциско» Смысл названия и проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Состоятельна ли человеческая претензия на господство? Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И. А. Бунина Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе А. И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философские проблемы в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Господин из Сан-Франциско») Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Сочинение по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско Символы в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. Тема обреченности буржуазного мира. По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» История создания и анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско" Анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Идейно-художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Символическая картина человеческой жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Вечное и "вещное" в изображении И. Бунина Тема обреченности буржуазного мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант) Тема смысла жизни (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Деньги правят миром Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жанровое своеобразие рассказа "Господин из Сан-Франциско"