Термины по гитаре. Словарь музыкальных терминов для гитариста. Словарь гитарных терминов

Distortion/Gain - звуковой эффект, для которого характерна высокая чувствительность к «манипуляциям» со струнами, а также тяжелое, «перегруженное» звучание. Must-Have для любого любителя «Митола».

Аккорд - одновременное звучание трех и более нот.

Акустическая гитара - это струнно-щипковый инструмент, который состоит из грифа, резонаторного корпуса и струн . Один из самых распространенных инструментов на планете.

Арпеджио - это нотная последовательность, в которой ноты аккорда сыграны не вместе, а последовательно, друг за другом. Если сказать по простому, арпеджио это «разложенный» аккорд. Иногда это понятие применяется как синоним к слову «перебор» на струнных инструментах, таких как гитара.

Артикуляция - это метод исполнения нот, в котором они исполняются четко, с подчеркиванием. На гитаре достигается с помощью нарочито точного и активного прижатия пальцами и «конкретным» ударом пальцев или медиатором.

Баррэ - гитарный прием, в котором одним пальцем прижимается несколько струн на одном ладу.

Бенд (подтяжка) - гитарный прием, который широко используется в роке, блюзе, металле и других направлениях. Во время его выполнения, гитарист пальцами подтягивает струну, изменяя, таким образом, высоту ноты.

Бендинг - то же самое, что и бенд.

Блюз - направление в музыке, которое родилось и развивалось в США в конце XIX - начале XX века. Сочетает в себе различные национальные элементы африканской, европейской и даже китайской культуры. Изначально появился в среде чернокожих мигрантов, но очень скоро завоевал популярность по всему миру.

Верхняя дека - верхняя часть корпуса гитары.

Гамма (хроматическая, мажорная, минорная и пр.) - нотная последовательность или прогрессия, в которой расстояние между нотами не превышает секунду. На гитаре - это расстояние через лад. Например, первый лад - третий лад.

Гитарный строй - метод настройки гитары , в котором струны настроены в определенные ноты.

Гриф - это часть гитары, вдоль которого расположены струны и на котором находятся металлические порожки - лады.

Демпфирование - приглушение струн.

Динамика - это развитие музыкального произведения во время его исполнения. Достигается за счет средств музыкальной выразительности: изменение темпа, изменения уровня громкости, акцентирования нот и др.

Каподастр - приспособление для прижатия струн на грифе гитары. С помощью каподастра можно легко поменять строй (тональность), не перестраивая гитару.

Комбик (комбоусилитель) - устройство, которое сочетает в себе гитарный усилитель и динамик. Так же, распространён вариант с встроенным процессором эффектов. В «комбик» подключается электрогитара (или другие инструменты), благодаря чему и звучат.

Лад - это слово имеет два значения. Первое - это сложная система звуков и взаимоотношений между ними, в которой каждой ноте отводится определенная роль. Второе - это расстояние между металлическими порожками нагрифе струнных инструментов, например, гитаре.

Легато - это метод исполнения нот на любом музыкальном инструменте. Противоположный игре стаккато. Для этого метода характерна, слитная и плавная смена нот. На гитаре легато исполняется с помощью таких приемов как хаммер-он (hammer-on) и пулл-офф (pull-off).

Медиатор - пластинка, сделанная из пластика или других синтетических материалов, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах, приводя струну в колебательное состояние.

Мелизм - это мелодическая фигура, украшающие основные звуки мелодии. Как правило, это очень быстрые ноты, которые отстоят от основного звука на интервал в секунду и не имеют собственного ритмического времени. По-простому, это очень коротенькие нотки, которые используются перед основными нотами или после, чтобы украсить их и сделать нескучными. Самые распространённые мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.

Металл - направление в музыке, в которое входит множество стилей и подстилей. В большинстве своем, для металла характерно тяжелое или очень тяжелое звучание электрогитары с использование таких эффектов как Overdrive и Distortion. Зародился в 70-х годах XX века, но развитие направления происходит и по сей день.

Метроном - это устройство (механическое или цифровое) или приложение (программа), которое отсчитывает ритм. С помощью него музыканты могут играть в определенном темпе или тренировать чувство ритма.

Нижняя дек а - нижняя часть корпуса гитары.

Перкуссия - использование в музыке различных национальных и этно- ударных инструментов, таких как кахон, дарбука, там-там, кау-белл и пр. Как правило, перкуссия используется в акустической музыке, хотя, ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку.

Пулл-офф - гитарный прием, один из видов легато. Обратный прием хаммер-ону. При использовании его, нужно прижатый на каком-либо ладу палец «грифной» руки резко отпустить, при этом слегка подцепив струну, как бы сорвав ее. Используется так же без участия «медиаторной» руки.

Ритм - это соразмерное чередование длительностей звуков. Соразмерное, значит пульсирующее движение, которое можно выразить определенными длительностями (четверти, восьмые и т.д.) и которые образуют определенные ритмические фигуры (группы).

Ритм-гитара - это условная роль гитары в музыкальном коллективе. Как правило, ритм-гитара, как следует из названия, играет ритмичную партию на аккордах или риффы. Эта партия исполняет роль гармонической основы произведения.

Ритмический рисунок - зацикленная последовательность длительностей. Например, бой гитары, который повторяется от аккорда к аккорду.

Рок - направление в музыке, которое включает в себя огромное количество стилей. Для рока характерно использование электрогитары, как основного инструмента, которая в большинстве случаев «перегружена». Стандартно рок исполняется небольшими по численности музыкальными коллективами, в состав которых входит электрогитара (или несколько), бас-гитара и барабаны.

Свип («метла») - это гитарная техника, в которой музыкант очень быстро перебирает струны в одном направлении, вверх или вниз. Используется для игры быстрых арпеджио.

Слайд (глиссандо) - прием, используемый на струнных, клавишных и духовых инструментах, в котором мы «едем» от одной ноты к другой. В нашем случае (на гитаре) достигается путем прижатия какого-либо лада на грифе и последующим «переездом» на другой лад, не отпуская пальца. Таким образом, получается скользящее звучание.

Соло - в классической музыкальной теории, часть музыкального произведения, в которой звучит только один, солирующий инструмент. Например, в симфоническом оркестре, все музыканты затихают, и играет одна скрипка. В рок музыке под эти понятием подразумевается некий проигрыш без слов, во время которого один из инструментов (как правило, гитара), берет на себя роль лидирующего и какое-то время «колбасит» нечто сложное и быстрое.

Темп - в широком смысле, скорость движения музыки. Темп - это средство музыкальной выразительности. Темпы условно делят на медленные, умеренные и быстрые.

Тональность - это система звуков и взаимоотношений между ними. Когда мы говорим, что музыкальное произведение написано в определенной тональности, это означает, что оно звучит на определенной высоте и использует (кроме ситуативных исключений) ноты, которые входят в гамму (перечень) нот, соответствующих этой тональности. Тональности бывают мажорными и минорными.

Трель - это вид мелизма (мелодической фигуры), в котором, очень быстро играются две ноты, повторяясь несколько раз. Звучание трели можно описать буквосочетанием «Тррррр».

Фразировка - это процесс видоизменения какого-то музыкального фрагмента, с заменой одного приема на другой, добавлением или наоборот убиранием каких-либо нот и т.д. Под этим понятием подразумевается вид импровизации, когда вы берете часть мелодии и слегка меняете его. При этом оригинал узнается, но уже звучит немного иначе.

Хаммер-он - гитарный прием, один из видов легато. Чтобы получить его, нужно ударить пальцем «грифной» руки по струне без участия «медиаторной» руки. Этот прием дает значительный прирост скорости.

Экспрессия - это манера игры, при которой музыкант использует размашистые движения, играет громко и «широко». Как правило, используется в кульминации музыкального произведения для подчеркивания динамики исполнения.

Электрогитара - вид гитары, на которую устанавливаются специальные звукосниматели, которые «снимают» колебания струн и передают его в виде электрического сигнала. Громкость звучания в электрогитаре достигается не за счет резонаторной деки, а за счет мощности усилителя и динамика, к которым подключается электрогитара.

Как гитаристы описывают звучание акустического инструмента

Также как и ценители вина и еды, гитаристы используют яркий образный язык для описания звукового «букета». Хорошая новость заключается в том, что гитарный язык можно перевести в понятные всем характеристики звучания. Плохая же новость заключается в том, что наш слух, как и другие орган чувств, настроен у каждого человека по-разному, в результате этого мы воспринимаем один и тот же звук неодинаково. В конце концов, использование слов для описания звучания - это, в лучшем случае, приблизительный перенос, ведь невозможно описать звук словами абсолютно точно. Однако понимание основных терминов поможет вам лучше представлять себе звучание инструмента, если вы встретите его описание.

  • Bright (Яркий): Подчеркнутые высокие частоты с малым количеством басовых частот
  • Buttery (Масляный): Теплый, богатый тембр, звук скорее тает, чем затухает. Как правило, используется при описании звучания аккорда
  • Ceiling (Потолок): Определение границы, часто используемой для громкости. Потолок гитары или древесины определяет границу, после которой громкость звука не нарастает.
  • Crisp (Рассыпчатый): Звук с преобладанием высоких частот без большого количества обертонов.
  • Dark (Темный): Звук с преобладанием низких частот или звук с малым количеством высоких частот.
  • Decay (Затухание): Постепенное уменьшение громкости звучания ноты со временем
  • Dry (Сухой): Звук с мощной основой и почти полным отсутствием обертонов, частотные пики слабо выражены. Часто звучание красного дерева с подчеркнутой серединой описывают как сухое.
  • Fundamental (Основной тон): Частота вибрации или высота ноты. Например, нижняя Ми вибрирует с частотой 82.407 Герца (Гц)
  • Growl (Рык): Мощный, несколько перегруженный звук, который выдают гитары с большим корпусом в результате агрессивной игры. «Альфа самец», если можно так сказать.
  • Meaty (Мясной): Большое количество средних частот и очень насыщенные низы. Также обозначается как жирный, богатый, полный, толстый.
  • Midrange (Средние частоты): На автомобильной или домашней стереосистеме частотный диапазон простирается примерно от 20Гц до 20кГц. Средние частоты занимают в нем промежуток от 110 Гц (нижняя струна Ля) до 3 кГц. В этом же частотном диапазоне, как правило, находится вокал.
  • Overtones (Обертона): Умножение базовой частоты колебания струны, также называемые гармониками. Это призвуки, входящие в спектр музыкального звука, образующиеся в результате сложной картины колебания струны. Как правило, звучание обертонов значительно тише основного тона, но их наличие дополняет и насыщает общее звучание.
  • Piano-like (Рояльное звучание): Означает именно то, что вы подумали. Представьте, что внутри гитары находится рояль. Колокольное звучание каждой ноты и великолепное разделение нот в общем звуке.
  • Presence (в русском языке чаще всего используется английский вариант «презенс»): В целом, это определенные высокие частоты, которые улучшают артикуляцию и разборчивость звучания отдельных нот. Если вы закроете свой рот рукой, в вашем голосе будет меньше презенса. Вас все еще можно будет слышать и понимать, но разборчивость речи будет хуже, так как рука препятствует распространению нужных высоких частот.
  • Scoped (Ковш): Уменьшенные (вырезанные) средние частоты. Название звука происходит от графика, который вы можете видеть на графическом эквалайзере, если уберете средние частоты вниз, он будет напоминать ковш. В результате низкие и высокие частоты звучат полновесно, а середина звука несколько «провалена».
  • Sparkle (Искрящийся): Характеристика, противоположная теплому звучанию. Преобладание высоких частот. Подобное звучание характерно для древесины коа или клена.
  • Throaty (Хриплый): Экстремально насыщенные средние частоты. Происхождение термина связано с тем, что охрипший человеческий голос звучит именно в этом частотном диапазоне.
  • Warm (Теплый): Мягкие высокие частоты, как если бы слегка подрезали самые верха. Палисандровые гитары с формой Grand Auditorium имеют теплый звук. Высокие частоты присутствуют, но они не очень яркие.
  • Woody (Древесный): Сухой, выдержанный звук. Как правило, таким термином описывается звучание винтажных гитар из красного дерева.


Анатомия акустической гитары:

  • Action (Высота струн): Расстояние от струн до ладов, как правило измеряется на 12-м ладу грифа.
  • Back (Нижняя дека): Толстая широкая деревянная поверхность, образующая нижнюю стенку корпуса гитары.
  • Body Binding (Окантовка корпуса): Полоски древесного волокна, пластика или другого дерева, наклеенного по кромке корпуса гитары. Функция окантовки – защищать места стыков деки и обечаек, а также служить декором.
  • Braces (Пружины): Укрепляющие рейки, наклеенные по внутренней поверхности верхней и нижней деки гитары для укрепления и контроля вибраций гитары. Размер, форма и места размещения реек оказывают большое влияние на тембр, громкость и сбалансированность звучания.
  • Bridge Pins (Фиксаторы струны): Маленькие пластиковые или деревянные фиксаторы, которые удерживают струну в струнодержателе гитары.
  • Bridge Plate (Бриджевая пластина): Часть системы пружин верхней деки. Бриджевая пластина это тонкая пластина из клена или другой твердой древесины, которая располагается непосредственно под струнодержателем (бриджем) для компенсации натяжения струн.
  • Endpin (Пуговица): Устройство на задней обечайке, за которое можно зацепить гитарный ремень
  • Fretboard Binding (Окантовка грифа): Полоски древесного волокна, пластика или другого дерева, наклеенного по кромке грифа гитары. Функция окантовки – защищать и украшать края грифа.
  • Fretboard Inlays (Маркеры, вставки): Декоративные вставки из дерева, перламутра, пластика или другого материала для украшения накладки грифа и маркировки определенных ладов для удобства игры.
  • Fretboard (Накладка грифа): Часть грифа, на которой крепятся лады и к которой прижимаются пальцы гитариста при игре.
  • Frets (Лады): Металлические планки, закрепленные на накладке грифа, к которым прижимаются струны при игре на гитаре.
  • Heel (Пятка грифа): Задняя часть грифа, которая крепится к корпусу гитары. Собственно, гриф крепится к корпусу с помощью пятки и ее расширения, используя три болта.
  • Label (Наклейка): Стикер, наклеенный на внутреннюю сторону нижней деки. На нем напечатано название модели и серийный номер. Наклейку видно через розетку деки

  • Neck Angle (Наклон грифа):
    Угол наклона поверхности грифа по отношению к верхней деке гитары. На гитарах Taylor наклон грифа устанавливается таким образом, чтобы лады грифа находились на одном уровне с верхней поверхностью струнодержателя.
  • Nut (Верхний порожек): Рейка, изготавливаемая обычно из кости или пластика, расположенная между накладкой и головой грифа. Верхний порожек это поверхность, на которую опираются струны и который устанавливает корректное расстояние между ними.
  • Peghead Binding (Окантовка головы грифа): Полоски древесного волокна, пластика или другого дерева, наклеенного по кромке головы грифа грифа гитары. Функция окантовки – защищать и украшать края головы грифа.
  • Peghead Inlay (Вставка на голове грифа): Декоративная вставка из дерева, перламутра, пластика или другого материала
  • Peghead Logo (Логотип): Название гитары или бренда производителя, размещенное на голове грифа в виде вставки из дерева, перламутра, пластика или другого материала.
  • Peghead Veneer (Накладка головы грифа): Тонкая пластина из дерева, чаще всего из черного дерева или палисандра, которая наклеивается на лицевую часть головы грифа в декоративных целях.
  • Pickguard (Пикгард): Тонкая защитная пластина из пластика или дерева, наклеенная на деку гитары для того, чтобы предотвратить ее повреждение медиатором.
  • Pickup (Звукосниматель): Электронный компонент, который преобразует механические колебания струны в электрический сигнал для последующего усиления.
  • Rosette (розетка): окантовка звукового отверстия в верхней деке гитары
  • Saddle (нижний порог): Рейка, изготавливаемая обычно из кости или пластика, расположенная между накладкой и головой грифа. Верхний порожек это поверхность, на которую опираются струны и которая служит для передачи колебания струны на струнодержатель (бридж) и далее на корпус гитары.
  • Sides (Обечайки): Тонкие изогнутые деревянные элементы, которые соединяют верхнюю и нижнюю деки, образуя корпус.
  • Top (Верхняя дека): Лицевая часть корпуса гитары со звуковым отверстием в центре и бриджем (струнодержателем), закрепленном на ней.
  • Truss Rod Cover (Крышка анкера): Маленькая пластина из дерева или пластика, которая закрывает доступ к анкерному стержню
  • Truss Rod (Анкерный стержень): Металлический стержень, установленный внутри грифа гитары для того, чтобы усилить его и компенсировать натяжение струн. С помощью анкерного стержня можно регулировать изгиб грифа и влиять на высоту струн.
  • Tuner (Колок): Механическое устройство, расположенное на голове грифа гитары и служащее для натяжения струн. Изменяя с помощью колков силу натяжения струн, вы можете настраивать свою гитару.

А

АККОРД В принципе это то, что наше ухо воспринимает как "дрынь". Но есть и более сложные варианты (см. Арпеджио).

АКУСТИКА Любая деревянная гитара, обычно классическая.

АНКЕР, АНКЕРНЫЙ СТРЕЖЕНЬ (truss rod ) Стальная такая палка-струна в полости грифа гитары, защищающая гриф от изгиба.

АПОЯНДО (от исп. apoyando , опираясь) Слово для выпендрежа перед отсталыми лабухами. В классической гитарной школе - щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну.

АППОДЖАТУРА (от итал. appoggiatura ) См. Аччакатура.

АРКТОП (англ. archtop ) Тип акустических или полуакустических гитар с выпуклой передней декой и эфами (f-образными резонаторными отверстиями) по краям деки.


АРПЕДЖИО (из итал. arpeggio , от arpa - «как на арфе») Перебор струн при исполнении аккорда подобно игре на арфе.

АТАКА Нарастание силы звука, сила удара по струнам.

АЧЧАКАТУРА Слово для выпендрежа перед лабухами, не учившимися в классической гитарной школе (от итал. acciaccatura ). Всего лишь простой форшлаг - быстрое смятое исполнение дополнительного тона, что-то типа резкого "блдымс". В отличие от апподжатуры, не крадет длительность основной ноты.

Б

БАБОЧКА Разговоное название некоторых характерных корпусов. Например, у B.C.Rich.


БАЛЛАДА Металлический медляк.

БАНКА То же, что гитара.

БАРИТОН-ГИТАРА, БАРИТОНАЛЬНАЯ ГИТАРА Нечто среднее сежду обычной и бас-гитарой. Увеличенная мензура (более длинные струны) улучшает возможность игры на струнах с меньшей степенью натяжения.


БАРРЭ БОЛЬШОЕ Перекрывание указательным пальцем всех струн на одном ладу.


БАРРЭ МАЛОЕ То же, только не всех струн. Обычно его используют профессиональные гитаристы, чтобы зрители не видели, какие аккорды они берут (зачастую аккорды-то весьма тривиальные).

БАСИСТ Участник рок-группы, издающий самые низкие звуки, и как правило самый ущемленный в правах и свободах (ну, кроме Пола Маккартни, конечно).

БАСУХА Бас-гитара. На ней обычно 4 струны. Бывает, играют и на 6, иногда на трех, если какая-нибудь вдруг рвется.

БЕЗЛАДОВАЯ ГИТАРА Обычно это басуха для выпендрежников в экспериментальных стилях. Звук такой басухи тише, чем у обычных (палец прижимает струну не так сильно, как на порожке), но мягче.


БЕНД (англ. bend ) Подтяжка звука (частоное вибрато) движением пальца поперек грифа. Несколько напоминает вау-эффект, но звучит более продуманно.


БЕНДОВЫЙ ПАЛЕЦ Это третий палец в аппликатуре (безымянный), им чаще всего исполняются подтяжки.

БЛАТНЫЕ АККОРДЫ, ТРИ БЛАТНЫХ Гитарные аккорды Am, Dm, E7. Основа всякого блатняка или "русского шансона", как он теперь называется.

БЛЮЗОВАЯ ПЕНТАТОНИКА Костяк любого рокерского соло. Ступени: 1, b3, 4, b5, 5, 7.


БРИДЖ 1. Мостик струнодержателя. 2. Сама машинка, если мостик входит в ее конструкцию. 3. Переход-связка в песне/композиции.


БУСТ (англ. boost ) Повышение уровня звука, усиление.

В

ВАРКА СТРУН Советский миф о том, что если сварить старые струны, то скопившаяся под оплеткой грязь с жиром вытопится, и струны станут звучать лучше. Некоторые в это верили и варили:).

ВАУ-ВАУ, ВАУ-ЭФФЕКТ, КВАКУШКА Функция примочки, при которой гитара издает звуки, подобные дерганью кота за одно место. Обычно гитарист сам регулирует силу дерганья кота (амплитуду звука). Если стрекотать по только одной струне и интенсивно использовать этот эффект, слушатели на какой-то момент подумают, что вы играете не хуже Мальмстина или Стива Вая.


ВЕРТУШКА Повторяющаяся ритмическая фигура в соло (гитарист как бы зацикливается на куске фразы). Академическое название таких фигур - остинато.

ВЕСЕЛЫЙ АККОРД Аккорд с удвоеним некоторых нот на открытых струнах. Раньше в записи помечался звездочкой (E*, A*). Веселым может быть не обязательно мажорный аккорд. Вот например веселый Em*:


ВИБРАТО Дрожание пальца на струне, изменяющее звук.

ВИУЭ ЛА Компактная 12-струнка, популярная в средневековой Испании. Но и сейчас иногда используется мазохистами (большое натяжение струн, высокий травматизм и т.п.).



ВОЛЧЬЯ КВИНТА Термин, не имеющий ничего общего с вышеописанным волчьим тоном (волчком), но многим лаптям, купившим лопату в овощном отделе, до сих пор кажется, что фальшивят не их кривые ручонки на кривой банке, а виновата сама теория музыки. Если интересно, более подробно про пифагорейские коммы и хорошо темперированный строй можно почитать в Википедии .

Г

ГИБСОН, ДЖИБСОН Одна из лучших гитар классического рока (Les Paul). Считается, что если его поджечь на сцене, он горит дольше "Стратокастера".


ГИТАРА СТ Гитарист. Изначально плохой, а сейчас – любой, даже хороший и гетеросексульный.

ГИТАРНЫЙ ПРОЦЕССОР То же самое, что педалька, только большая и с кучей прибамбасов.


ГИТАРРОН Мексиканская шестиструнная бас-гитара крупных размеров. Мспользуется в мексиканских оркестрах мариачи.


ГЛИССАНДО Плавный переход между нотами.

ГРИФ Это палка, на которой держатся струны. ПРОБЕЖАТЬСЯ ПО ВСЕМУ ГРИФУ - сыграть пассаж начиная с 6 струны, и оканчивая последним ладом первой (выражение обычно чисто фигуральное).

ГРУППЕТО Мелизм в виде проигрыша из четырех нот.

Д

ДАЙВ-БОМБА Быстрое снижение высоты ноты рычагом, создавая звук, имитирующий сбрасывание бомбы. Один из пионеров такого приема - Джими Хендрикс.

ДЕКА Основная часть корпуса гитары. Она-то и придает ей характерное звучание.

ДЖАЗУХА Джазовая школа. Половина гитаристов всего мира косит под выпускников этих школ.

ДЖАМБО (англ. Jumbo ) Популярный у исполнителей кантри тип акустической или электроакустической гитары с большим корпусом и стальными струнами. Одна из наиболее известных джамбо - модель Gibson J-200 (Super Jumbo 200).


ДЖЕК Типичный пальчиковый штекер (джек, джек-папа) гитарного шнура или разьем (дырка, джек-мама).


ДЖЕМ, ДЖЕМ-СЕЙШН (англ. jam session ) Встреча нескольких гитаристов и их совместная импровизация как апогей пьянки.

ДИЛЕЙ, ЭХО-ДИЛЕЙ (англ. delay ) Звуковой эффект запаздывания звука.

ДО БРО (англ. Dobro ) Тип акустических гитар со встроенным металлическим резонатором.


ДОРИЙСКО-БЛЮЗОВЫЙ МИНОР Ступени: 1, 2, b3, 4, 5, b5, #6, b7. Откуда взялось такое название, я не знаю. Вероятно, древние дорийцы как-то выпили с блюзменами...

ДРАЙВ-ДИСТОРШН, ПЕРЕГРУЗ (англ. distortion - искажение) Тип эффекта искажения и примочки - обычно "металлический" звук. На фото - тихий советский ужас "Лель".

ДРАМ-МАШИНА Усложненный вариант метронома со множеством ритмов, имитирующий ударные.

ДЕРЕВЯШКА, ДОСКА, ДЕРЕВО Акустическая гитара.

ДРЕДНОУТ (англ. dreadnought ) Американское прозвище акустических гитар со стальными струнами и большим "плоским" корпусом.

ДРОВА Электрогитары типа "Урал", "Орфей", "Музима", "Аэлита".

ДРОВОСЕК Игрок на таких электрогитарах.

E

ЕЛОВАЯ ДЕКА Дека из ели на акустической гитаре (их обычно делают из ели или кедра). Считается, что еловые деки, в отличие от кедровых, со временем звучат лучше.

Ж

ЖЕЛЕЗО Лады, колки, винты, машинки. В зависимости от контекста.

ЖЭКОВСКАЯ КОМАНДА Группа, репетирующая в служебных помещениях, выступающая на небольших дискотеках etc.

З

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ Планка с миниатюрными микрофонами под каждой струной.

ЗВУЧОК 1. Иногда этот самый микрофон на звукоснимателе, но обычно сам звукосниматель. 2. Звукооператор.

И

ИМИТАЦИЯ Обычно только в классической гитаре при исполнении фуг. Второй голос имитирует первый с небольшим запаздыванием. Умение играть имитации говорит о мастерстве гитариста (независимость движений пальцев).

ИНТРО Вступление. Есть почти в каждой рок-композиции.

ИСПАНСКАЯ ГИТАРА Классическая шестиструнная гитара.

К

КАНИТЕЛЬ Обмотка струн.

КАПОДАСТР, КАПО Штучка такая, прижимающая струны на определенном ладу. Эквивалент нулевого порожка.


КАТАВЕЙ (англ. cutaway ) Вырез в акустической гитаре, который служит для удобного доставания пальцами до последних ладов.

КВАДРАТ Одна музыкальная фраза, отрезок композиции типа четыре раза по четыре такта.

КВАКУШКА, КВАКЕР Вау-вау приставка.

КИВОК Рычаг, позволяющий только ослаблять натяжение струн.

КЛЮШКА Головка грифа характерной формы.


КОЛОК Винтик с барабаном, натягивающим струну.

КОМБИК Этакая тумба с динамиком и усилителем. На нее иногда можно поставить ногу или кружку с пивом.


Л

ЛАБУХ Музыкант, обычно гитарист.

ЛАД 1. Поперечное деление грифа (нулевой лад - открытая струна). 2. Состав звуков, гамма.

ЛАМПА Ламповый усилитель.

ЛАПОТЬ Прозвище неумелого гитариста, считающего, что он играет круто (типа ламера в сети).

ЛЕВША Гитара, не перетянутая, а специально сделанная для левши (перевернутач дека, гриф и т.д.).


ЛЕГАТО В гитарной музыке - обычно извлечение звука без помощи правой руки приемами пул и хаммер.

ЛОПАТА, ВЕСЛО, БАНКА, ТОПОР См. .

ЛЮТНЕР Гитарный мастер.

М

МАХАГОНИ Красное дерево, а также цвет гитары из красного дерево.

МЕДЛЯК Песня в медленном темпе.

МЕЛИЗМ Вид извращения - добавление навороченного рисунка из соседних по длительности нот (форшлаги, трели, морденты - все это мелизмы).

МЕНЗУРА Расстояние от верхнего до нижнего порожка гитары. На самом деле, термин намного сложнее, т.к. есть мензуральная нотация и прочие монстры из теории музыки и физики звука.

МИКРОПОДСТРОЙКА Винтик на машинке над каждой струной, надеюсь, не надо объяснять для чего.

МИКРОФОН Цивильное название звучка электрогитары.

МОРДЕНТ Мелизм в виде легато из трех нот.

МЯСО Жесткий, насыщенный драйв электрогитары.

Н

НАКЛАДКА Полотно в верхней части грифа, куда вбиваются порожки ладов.

НЭШВИЛЛСКИЙ СТРОЙ Означает, что 6-я и 3-я струны строятся октавой выше, чем обычно. Приближенно можно считать, что такой строй у 12-струнки. На "нэшвилле", опущенном на полтона, любит играть Джо Сатриани.

О

ОБДИРКА СТРУН Удаление металлической лены с гумозных совестских струн. Из-за этой ленты струны звучали тихо, поэтому многие гитарасты обдирали ее вручную.

ОБЕЧАЙКА Изогнутый в форме Дженнифер Лопес лист фанеры между деками.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FEEDBACK - fdbk) Возбуждение струны от собственного звука. Неуправляемую О.С. можно получить, просто кашлянув в акустическую деку или поднести электрогитару со звучащей струной к комбику. Управляемая О.С. - вид искусственного флажолета, вызванного звуком струны.

ОВЕРДРАЙВ Тип эффекта искажения и примочки (обычно "блэкморовский" звук).

П

ПАВЕРКОРД, ПАУЭРКОРД Аккорд в среднем или низком регистре, хорошо звучащий на драйв-дисторшне (обычно просто квинта или кварта от аккорда, но только не терция - шумов не оберетесь).

ПАССАЖ Виртуозная пулеметная очередь из нот.

ПЕДАЛЬ См. Примочка.

ПЕДАЛЬНЫЙ ТОН Соло с постоянным возвращением к одной ноте. Простейший вариант - "В траве сидел кузнечик". Если его играть по-пионерски на первой струне - педальным тоном будет "ми" на нулевом ладу.

ПИКГАРД (англ. pickguard ) Панель-накладка на деке электрогитары.


ПИКИНГ Звукоизвлечение.

ПИЦЦИКАТО По-итальянски pizzicare - «щипать». Так то это «щипато», если по-нашему. Более актуально для скрипки, где наиболее заметен контраст, но и на гитаре тоже исполнимо, если глушить струну сразу после щипка.

ПЛЕКТР Устаревшее название медиатора.

ПОДСТАВКА Полочка, к которой крепится со струнами. У электрогитар с машинками (рычагами) подставка плавающая, т.е. держащаяся на пружинах, утопленных в заднюю часть корпуса. Обычно играют на трех пружинах (но не факт).


ПОЛТОНА Интервал между двумя соседними ладами.

ПРИМОЧКА, ПРИМА Такая штучка-дрючка с педалькой для искажения звука. В наше время устарела - все хотят играть через гитарный процессор.


ПУЛЛ, ПУЛЛ-ОФФ Сдергивание пальца при игре легато одной левой рукой (так, чтобы зазвучала нота на заранее зажатом ладу или открытая струна).

ПЯТКА ГРИФА Законцовка грифа с креплением. На современных гитарах пятку стараются сглаживать и утапливать а корпусе, чтобы не путалась под ногами.

Р

РЕВЕРС, РЕВЕР Ревербератор. Штучка-дрючка, дающая многократное эхо.

РЕВЕРСНЫЙ ГРИФ Гриф со всеми колками внизу. Якобы для удобства подкручивания колков, но на самом деле просто для понта.


РЕЙК, ГРАБЛИ Скребок по струне.

РЕПА Репитиция.

РИТМ-ГИТАРА, РИТМУХА, LEAD Гитара, выполняющая всю черновую работу на сцене. На рок-концертах ее молчание обычно обозначает паузу.

РИФФ Совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию.

РОЗЕТКА Дырка (резонатор) в верхней деке гитары.

РУБИЛОВО, МОЧИЛОВО Интенсивная часть музыки.

РЫБА 1. Рабочий вариант мелодии, сырая композиция. 2. Песня с фейковыми словами, когда не знаешь оригиальный текст ("йестедей, шабл-дабл дирижабл бей").

РЫБИЙ ХВОСТИК, БАБОЧКА, СТРЕЛА Стреловидная дека.

РЫЧАГ (Машинка) Подставка на пружинах с ручкой для изменения натяжения струн при игре.

С

СВАЛКА Типичная рокерская концовка композиции - все грохочут с максимальной выразительностью.

СВИП (англ. sweep - сметать, смахивать) Скользящий удар медиатором по нескольким струнам - альтернатива арпеджио при игре на акустической гитаре.

СЕКВЕНЦИЯ Какое-нибудь "па-ра-рам", сыгранное несколько раз то понижаясь на одну-две ноты (нисходящая секвенция), то повышаясь (восходящая). Характерный пример: заключительные такты вступления к передаче "Угадай мелодию".

СКАЛОПИРОВАННЫЕ ЛАДЫ, СКАЛОПИРОВАННЫЙ ГРИФ Проточенные лады на манер Ингви Мальмстина (на самом деле Ричи Блэкмора). Наслушавшись Блэкмора, Мальмстин подсел на эти грифы, как Элтон Джон на гомосятину. И заразил остальных. Считается, что на таких грифах сочнее и круче звучит легато, тэппинг и пр., но как правило проточка грифа приводит к полной его замене, поскольку играть на таких ладах для большинства - пытка.


СИНГЛ Звукосниматель с одной катушкой.


СЛАЙД Соскальзывание руки с лада, грифа, касаясь струн (глиссандо).

СЛАЙДОВАЯ ГИТАРА, БОТТЛНЕК Техника игры на гитаре, которая заключается в том, что играют при помощи слайда, т.е. напалечника, скользящего по струнам. В качестве слайда используются разные вещи: бутылка (bottleneck guitar буквально означает «бутылочногорлышковая гитара»), патрон от дробовика, зажигалка Zippo и т.д.


СЛЭП Крик души бас-гитары. Удары пальцем правой руки по струнам. У басистов это что-то типа высшего пилотажа в жанре фанк.

СМЫЧОК Медиатор.


СОЛЯГА Или просто партия соло, или соло-гитара. Именно на ней хотят играть все начинающие гитаристы.

СТАККАТО Отрывистое исполнение нот.

СТРАТОКАСТЕР, СТРАТ Эпохальная модель Fender - классическая гитара хард-рока.


СТРОЙ Способ настройки струн. Для шестиструнной гитары исторически сложился классический испанский строй: EBGDAE.

СУСТЕЙН 1. Особое качество звучащего электроинструмента. Словами не передать - нужно слышать. 2. Продолжительность звучания извлеченной ноты.

Т

ТАБУЛАТУРА, ТАБЫ Шесть линеек для записи гитарной музыки. Указана не высота нот - а их положение на грифе.


ТЕЛЕК, ТЕЛЕКАСТЕР Одна из ранних моделей Fender, но тоже популярная.


ТИРАНДО (исп. tirando - дергать) В классической гитарной школе - щипок, после которого палец не опирается на соседнюю, более толстую струну.

ТОКАОР Гитарист, исполняющий фламенко. Изначально был только аккомпаниатором кантаора (певца) или байлаора (танцора).

ТОН Интервал в два лада.

ТОП, ТОП-ХЭД Форма нулевого порожка на винтиках. Особо важна при использовании рычага (чтобы струны не расстраивались при игре).

ТРАНСКРАЙБЕР Гитарист, хорошо подбирающий на слух. Один из величайших транскрайберов - Стив Вай.

ТРАНСПОЗИЦИЯ Смена тональности песни. Сыграйте Am-Dm-E-Am, а затем Hm-Em-F#-Hm. Сыграли? Поздравляю! Вы совершили транспозицию на 1 тон.

ТРЕЛЬ Быстро повторяющаяся смена двух нот.

ТРЕМОЛО 1. Почти то же, что чес, но преследующий более художественные цели. 2. Рычаг гитары, а точнее сама машинка с рычагом.

ТРЕМОЛЯНДО То же, что тремоло, только по нескольким струнам одновременно.

ТРИТОН Увеличенная кварта или уменьшенная квинта. Главное: не спутать с хвостатым обитателем пруда, когда услышите что-то типа: "Мрачные синкопированные тритоны ползут вверх по грифу".

ТЫГЫДЫН-ТЫГЫДЫН МЕТАЛ Жанр, характерный для групп типа «Ария» и их «жалкой заморской копии» - Iron Maiden. Выражение пошло из-за звукоподражания партиям баса Стива Харриса из Iron Maiden.

ТЭП Прижимание струны к грифу пальцем правой руки или ребром медиатора.

ТЭППИНГ, ИГРА КЛОПАМИ (ДАВИТЬ КЛОПОВ) Игра на грифе приёмом "хаммер-он – пулл-офф" обеими руками. При умелом использоании звучит очень эффектно.


ТЮНЕР Старинный девайс для настройки гитары, издающий звуки открытых струн.

У

УКУЛЕ ЛЕ Маленькая гавайская гитара. Название переводится по одной версии как "прыгающая блоха", по другой - "пришлый дар".


УСИЛОК Он же усилитель. С появлением музыкальных центров стал совершенно ненужным бытовым прибором, но в гитарной музыке незаменим. В среде музыкантов, консервативной по своей сути, пользуются повышенным спросом «морально устаревшие» ламповые усилки - они надежнее в плане перегрузок и сто ят дороже обычных.

Ф

ФАНЕРА 1. Фонограмма. 2. Акустическая гитара.

ФЕЙД Угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием - перед вами фанера в первом значении.

ФЛАЖОЛЕТ Удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.

ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ Струна прижата или отжата - не важно, флажолет вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.

ФЛЕНДЖЕР Эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.

ФЛОЙД РОУЗ Рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно мощная штука такая с микроподстройкой. Названа в честь Флойда Роуза, ее изобретателя.


ФЛЭТТОП Фолк-гитара с плоской верхней декой, приспособленная к использованию металлических струн. Ну, и прическа Ивана Драго еще)).


ФОРШЛАГ Коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто "дрынь", а можно "д-дрынь" - как бы "дрынь" с форшлагом "д").

ФУЗ, ФУЗЗ, ФАЗЗ Эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит неправильно (от глагола fuzz [фазз] - искажать).

Х

ХАМ, ХАМЫ, ХАМБЕКЕР Звукосниматель, состоящий из двух катушек, соединенных встречно, и имеющих противоположную полярность сердечников. Короче говоря, класно подавляет шумы и нежелательные наводки.


ХАММЕР, ХАММЕР-ОН Удар по грифу и струне пальцем правой рукой (так, чтобы зазвучала нота).

ХОЛЛ Эффект примочки с эхом.

ХОРУС Объемное звучание звука. Имитация, будто играет в унисон несколько инструментов.

Ц

ЦИФРА Как и в остальных музыкальных и не только областях, презрительно-уничижительное название для всего цифрового оборудования и звука.

ЦЫГАНСКАЯ ГИТАРА Русская смиструнная гитара. Ее особенность - строй, отличный от строя классической шестиструнной гитары.


Ч

ЧЕК Проверка и отстройка звука перед началом концерта.

ЧЕРНОТА, ЧЕРНАЯ ИКРА Нагромождение коротких нот в партитуре.

ЧЕС, СТРЕКОТ Типично балалаечный прием бренчания на одной струне или паверкорде.

Я

ЯСЕНЬ Древесина, из которой делали корпуса первых серийных электрогитар Fender Stratocaster (потом заменили на ольху). Ну, надо ж чем-то букву "Я" заполнить)).

НЕКОТОРЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ТЕРМИНЫ

1 1/2 Бенд на полтора тона.
1/2 Бенд на полтона.
A.Н. (artificial harmony) Искусственный флажолет.
A.Н. PITCH Нота при искусственном флажолете.
BAND Подтяжка.
DON"T PICK Не брать медиатором.
END RHY. FIG. Конец ритмической фигуры.
FDBK Обратная связь.
FDBK PITCH Нота, вызванная обратной свзью.
FREE TIME Вне ритма.
FULL Бенд на целый тон.
GRAD. BAND Постепенный бенд.
GTR. Гитара.
HARM (harmony) Флажолет.
INTRO Вступление.
LET RING (THROUGHOUT) Продолжение звучания.
MUFFLED STRINGS Слышен только скребок по струнам.
MUTING Приглушенное звучание ноты.
N.C. Без аккорда.
PICK SLIDE Снимание пальца с лада как бы смахивая по всему грифу.
PRE-BEND Бенд с недотягиванием до полного тона или полутона. Как бы фальшивый звук.
RAKE Скребок по струне.
RHY. FIG. Ритмическая фигура.
RHY. Ритм.
RHYTHM SLASHES Форма записи ритм гитары. Дается только длительность нот на одной нитке или над нотоносцем и пишутся аккорды.
SL. (SLIDE) Скольжение.
SLACK Ослабить.
T Большой палец.
TREMOLO BAR Игра рычагом.
TRILL Это не корм для попугаев, а трель (приемом хаммер).
UNISON BEND Игра на двух струнах. Одна звучит, в то время как вторая вытягивается ей в унисон.
VIB W/BAR Вибрато рычагом.
W/WAH С эффектом "вау-вау".

© 2001–2017, Генрих Лиговский

В гитарной терминологии часто встречаются различные специальные слова, которые незнакомы начинающим гитаристам. Чтобы упростить жизнь новичкам, сайт рассказывает, как устроена акустическая гитара и предлагает глоссарий основных гитарных понятий.

Словарь гитариста: как устроена акустическая гитара. Содержание:

Устройство акустической гитары: основные термины

12-лад и 14-лад (12-fret/14-fret)

Термины используются для обозначения позиции на гитарном грифе в месте соединения с декой. У большинства акустических инструментов пятка располагается в районе 14 лада, в то время как 12-ладовое соединение встречается реже.

Нижняя дека и обечайка (Back/Sides)

Когда речь заходит о материале, из которого сделана акустическая гитара, то чаще всего говорят о материалах нижней деки (дна) и обечайки. Конструкция нижней части бывает двух видов:

  1. Резонанс (Solid Top);
  2. Ламинат (Laminated Top).

Резонанс изготавливается из цельного куска дерева, что сказывается на вибрационных качествах инструмента. Такое решение обычно встречается на дорогих моделях акустических гитар. В свою очередь, ламинат изготавливается из нескольких слоев древесины - это благоприятно влияет на прочность.

Канты (Bindings)

Канты располагаются по контуру инструмента. Помимо визуального эффекта, они придают корпусу прочности и защищают торцы деки от внешнего воздействия. Рядом с кантом дополнительно может быть размещен какой-нибудь орнамент.

Система пружин (Bracing)

Пружины (англ. brace) представляют собой деревянные бруски, приклеиваемые внутри корпуса к верхней деке и дну. Они увеличивают прочность инструмента, а также сказываются на его акустических свойствах.

Существует несколько базовых вариаций крепления пружин, влияющих на вес и объем инструмента. Традиционным вариантом считается X-образное крепление, изобретенное в 1920-х годах компанией Martin.

Х-образная система пружин.

Подставка (Bridge Plate)

Деталь из прочной древесины, приклеенная к деке гитары. Придает гитаре жесткости, необходимой для сопротивления натянутым струнам.

Вырез (Cutaway)

Вырез позволяет дотянуться до верхних ладов. Инструменты с вырезом часто используют гитаристы, играющие соло или лид-партии. Существует три основных вида вырезов:

  1. Острый (Florentine);
  2. Мягкий или плоский (Soft);
  3. Закругленный (Venetian).

Острый (Florentine)

Плоский, мягкий (Soft)

Закругленный (Venetian)

Накладка грифа (Fingerboard/Fretboard)

Деревянная накладка, приклеиваемая к гитарному грифу и скрывающая анкерный стержень. Придает инструменту дополнительной прочности. Защищает гриф от внешнего воздействия.

Ладовый порожек (Fret)

Металлический профиль, устанавливаемый по всей длине грифа. При зажатии того или иного лада длина колеблющейся струны сокращается, что позволяет изменять высоту звука и нот.

Головка грифа (Head)

Располагается выше верхнего порожка. В этой части инструмента находятся колки для натяжения струн. Как правило, состоит из двух частей: тела головки и накладки.

Накладка на головку грифа (Headplate)

Тонкая пластина плотной древесины, устанавливаемая на лицевой стороне головки. Обычно в качестве материала используют тот же вид дерева, которые применяется для изготовления корпуса инструмента. Накладка укрепляет голову, а также скрывает шов на месте склейки грифа и головы.

Пятка (Heel)

Выступающая деталь грифа, соединяющая его с корпусом гитары. Фиксируется с помощью болтов или клея.

Верхний порожек (Nut)

Опора струн на гитарном грифе. Чаще всего изготавливается из кости, синтетических материалов или плотного дерева.

Пьезозвукосниматель (Piezo pickup)

Специальные звукосниматели, воспринимающие вибрации деки, а не струн. Чаще всего такие датчики устанавливают в районе бриджа - это обеспечивает более качественное звучание. После обработки, вибрации преобразуются в электрический сигнал и в дальнейшем могут быть обработаны предусилителем.

Предусилитель (Preamp)

Предусилитель обрабатывает сигнал, поступающий от звукоснимателей или микрофона. Благодаря специальным элементам управления, таким как эквалайзер и фазовые переключатели, предамп может влиять на тональные характеристики инструмента. Как правило, предусилители являются активными, а питание осуществляется с помощью батареек.

Орнамент (Purfling)

Декоративный элемент, украшающий деку инструмента.

Розетка (Rosette)

Декоративный элемент, украшающий резонаторное отверстие. Изготавливается из пластмассы, бумаги, перламутра или древесины.

Нижний порожек (Saddle)

Клиновидная пластинка, плотно прилегающая к подставке.

Мензура (Scale length)

Мензура - это расстояние от верхнего порожка до центра 12 лада. При указании длины мензуры в характеристиках инструмента, обычно используют формулу «Длина от верхнего порожка до 12 лада, умноженная на два».

Длина мензуры влияет на мягкость струн и тональные характеристики инструмента. Чем длиннее мензура, тем ярче выражены низкие частоты в звуке инструмента.

Дека (Soundboard/Top)

Верхняя часть акустической гитары, отвечающая за передачу вибраций струн в воздух. Комбинация качеств деки и системы пружин играет решающую роль в тональных характеристиках инструмента. Чаще всего изготавливается из цельной древесины (резонанса).

Резонаторное отверстие, резонатор (Soundhole)

Круглое отверстие в деке, уравновешивающее давление воздуха, что позволяет ей свободно вибрировать.

Анкерный стержень (Truss rod)

Стальной стержень, установленный внутри гитарного грифа. Основное предназначение стержня - компенсировать натяжение металлических струн и не давать грифу гнуться под его воздействием. Регулируя анкерный стержень, можно изменять прогиб грифа. Это может пригодиться при изменении климатических условий, в которых находится инструмент.

У классических гитар нет анкерного стержня, так как на них устанавливаются нейлоновые струны, натяжение которых не способно согнуть гриф.

Для большего удобства, сайт подготовил словарь терминов на английском языке с их русским переводом. Все термины разделены по алфавиту и сопровождены указателем, которые поможет найти нужное слово в списке.

Словарь гитариста. Алфавитный указатель:

А

Acoustic - акустика, акустическая гитара;

Adjustable neck - шейка с регулируемым углом наклона;

Armrest Binding - окантовка обечайки и деки под правую руку.

B

Back - дно, нижняя дека;

Back bars - пружины дна;

Back button - кнопка дна;

Back Config - конфигурация задней деки;

Back curve - свод дна;

Back Reinforcing Strip - усиливающая полоса по нижней деке;

Back/Side Wood - древесина дна и обечаек;

Backstrap Finish/Backstrap Wood/Edge Trim - крепление для ремня;

Bar frets - порожки лада прямоугольной формы в поперечнике;

Binding - кант, окантовка;

Body - корпус;

Body Length - длина корпуса;

Body Width - ширина корпуса;

Body Depth - глубина корпуса;

Brace - пружина;

Bracing - система пружин;

Bridge Pins - бриджевые конусообразные кнопки;

Bridge Plate - пластина;

Button - пуговица/кнопка колковой механики.

C

Cog - шестеренка колковой механики;

Cutaway - вырез, удаленный сегмент гитарного корпуса, открывающий доступ к высоким ладам;

Cutaway Venetian - венецианский вырез на корпусе гитары.

E

End Block - нижний клец;

Endpin - нижняя кнопка для ремня;

Equalizer - эквалайзер.

F

Fan Struts/Fan Braces - система пружин веерного типа;

Fingerboard - накладка на гриф;

Fret - ладовый порожек;

Number of Frets - количество ладовых порожков;

Fretboard - гриф;

Fretboard Inlay - украшения грифа;

Fretboard Binding - окантовка грифа;

Friction pegs - фрикционные колки.

H

Head - голова грифа;

Headblock - верхний клец;

Headstock - голова грифа;

Head plate - накладка на голову;

Heel - пятка грифа;

Heel cap - накладка/крышечка на пятку грифа;

Heel length - размер пятки.

I

Integral heel - испанский клец (система, в которой каблук и шейка - одно целое).

J

Jack - разъем типа «джек».

K

Kerfed Linings - контробечайки с пропилами.

L

Ladder brace - система пружин лестничного или стремяночного типа;

Lining - контробечайка;

Lower Bout - нижний овал гитарного корпуса.

M

Machine heads - колковая механика.

N

Nail - гвоздь, усиливающий соединение шейки с блоком шеи;

Neck - шейка;

Neck Width - ширина грифа у шейки;

Neck block - верхний клец;

Nut - верхний порожек.

O

Ornamentation - орнамент, украшение;

Overspun - навитая струна.

P

Peg - конусообразный колок;

Peghead Finis/Peghead Inlay/Peghead Logo - виды украшения головок колковой механики;

Peg shaft roll - колковый валик;

Pickguard - защитная накладка у резонатора;

Pickup - звукосниматель;

Piezo pickup - пьезозвукосниматель;

Pin - конусообразный штифт для крепления струны в бридже;

Plantilla - контур, шаблон;

Preamp - предусилитель;

Purfling - орнамент;

Peghead Purfling - украшения колковой механики.

Q

Quarter cut - радиальный распил.

R

Rib Reinforcing Bars - футеры контробечаек;

Ribs - обечайки;

Roller - колковый валик;

Rosette - розетка.

S

Saddle - нижний порожек;

Scale length - мензура;

Scarf head join - соединение в полунахлест;

Screw - винт регулировки шейки;

Sides - обечайки;

Slab cut - тангентальный распил;

Slipper - подошва верхнего клеца;

Soundboard - верхняя дека;

Soundhole - резонаторное отверстие;

Soundhole Reinforcing - укрепление резонатора;

String - струна;

String length - мензура;

Struts - пружины.

T

T-frets - ладовые порожки Т-образной формы;

Tailblock - нижний клец;

Tie Bridge - бридж/подставка;

Top - верхняя дека;

Transverse bracing - поперечные пружины;

Truss Rod - анкерный стержень;

Truss Rod Cover - накладка на голове грифа, прикрывающая винт анкера;

Tuners - колковая механика;

Tuning machines - колковая механика.

U

Upper Bout - верхний овал гитарного корпуса.

W

Waist - Талия гитарного корпуса;

Wound Strings - Навитая струна;

Worm gear - червяк колковой механики.

Альтерация - alteratio - изменение, повышение или понижение какого либо звука без изменения его названия.

Аппликатура -нем. Applikatur, от лат. applico - прикладываю, прижимаю. Теперь это незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем случае на струны.

Барре - это гитарный прием, положение указательного пальца, при котором он прижимает не одну, а несколько струн одновременно.

Бекар - это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит.

Бемоль - это знак альтерации, обозначающий понижение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Гармония - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований это и есть музыкальная гармония.

Гитарный бой - это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть разным.

Диез - это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Капода́стр (итал. Capo - головка, верх; и итал. tasto - лад; дословно: верхний порожек) - зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара, балалайка, мандолина), для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания звучащей части струн.

Колки - Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления и натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в сумме натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше нейлоновых, суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80 килограмм в зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из причин, почему нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для нейлоновых струн.

Лады - это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.

Мажор - один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания мажорных произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Медиатор - это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец.

Мелодия - это последовательность музыкальных звуков.

Минор - один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания минорных произведений воспринимается как «темная» и «грустная».

Музыкальный звук - это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от шума, который не имеет фиксированной частоты.

Название звуков - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Нота - от латинского nota это знак, условный графический знак.

Нотный стан, нотоносец - называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Октава - называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.

Перебор - последовательное проигрывание звуков аккорда извлекаемх путём защипывания струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило, перебор представляет собой повторяющийся ритмический рисунок.

Табулату́ра - форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.

Тоника - первая ступень тонального ряда.

Транспозиция - перенесение мелодии из одной тональности в другую.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ