Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Идея единения в романе «война и мир. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

0 Май Драма "Бесприданница" была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реорганизации 1861 года. Изменилось "темное царство"- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по "Грозе" дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: "блестящий барин из судохозяев" Сергей Сергеич Паратов и "небогатый чиновник" Юлий Капитоныч Карандышев. Им сложно приспособиться к новой жизни: Юлий Капитоныч ушел служить и живет на жалованье. Он сохранил свое скромное "именьишко" и где-то там "в захолустье" собирается баллотироваться в мировые судьи. Его материальное положение более чем скромно, и попытки отделать квартиру для молодой жены или вручить званый обед лучшим людям города смешны и претенциозны. Гости с насмешкой говорят о том, что впервой их пригласили обедать, "а есть нечего". Не то Сергей Сергеич Паратов. Он живет "с шиком", не считая, тратит денежки и постепенно разоряется.

Сначала уехал из города в связи с тем, что его имение управляющие "довели было до аукционной продажи", потом продает пароход "Ласточку", баржи. Но и в будущем его не ожидает безденежье - он нашел невесту, за которой в приданое даются золотые прииски. Расчетливый делец, он так и признается в этом Кнурову: "У меня: ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". Харите Игнатьевне о предстоящей женитьбе опубликовывает, что хочет "продать свою волюшку", которую ценит в полмиллиона.

Тратить денежки он умеет как никто в городе: цыгане, кутежи, "четыре иноходца в ряд" для выезда. Но главное не в этом. Паратов и Карандышев - соперники в любви, причем если Паратова Лариса любила и продолжает любить, то за Карандышева она согласилась вылезти замуж. Почему согласилась? От отчаяния, от позора после громкого скандала в городе с арестом одного из "женихов". Сергей Сергеич оскорбил ее, не написав ни строчки, после того как за несколько месяцев "женихов всех отбил" да и исчез неизвестно куда.

Карандышев оказался "первым встречным", кто посватался к Ларисе после всей этой истории. Однако оба они не понимают и не хотят понимать страдающей души Ларисы, оба недостойны незаурядной девушки, способной на глубокое, искреннее чувство. Карандышев упоен своим тщеславием, желанием обосновать всем, что отбор Ларисы не случаен, что она оценила его по достоинству и предпочла всем другим. Он бестактно упрекает Ларису "цыганским табором" в ее доме, допрашивает ее, чем он хуже Паратова, напоминает ей о том, как нехорошо поступил Паратов. Для Ларисы не может быть никакого сравнения - она убеждена, что Сергей Сергеич- "идеал мужчины", ослеплена его блестящими манерами, дерзкой смелостью. "Сердца нет, оттого он так и смел",- замечает Карандышев, и он не так уж не прав. Узнав о предстоящем замужества Ларисы, он ломает комедию, обвиняя всех женщин в коварстве и добиваясь от нее признания в прежних чувствах.

Он намеренно унижает Карандышева, выставляя его шутом в глазах Ларисы. Подав ей надежду на взаимное счастье, он добивается того, что она согласна бросить жениха и уехать с холостой компанией на пикник за Волгу. Ему важно почувствовать политическая элита над сердцем девушки, беззаветно ему доверяющей. И лишь когда они вернулись из-за Волги, он высокопарно говорит Ларисе, что ее надежды были напрасны- он скован "золотыми цепями" на всю жизнь. Только теперь осознает Лариса его предательство и подлинное его лицо - расчетливого бездушного эгоиста. Не с лучшей стороны проявляет себя и Карандышев. Он оскорблен в лучших чувствах, он готов мстить за оскорбление Ларисы, но больше всего его заботит не ее душевное состояние, а собственная ревность и чувство обманутого собственника: "она сама виновата", "сама имела час подметить разницу между мной и ими". И хотя он уверяет Ларису в своей любви, она не верит ему: "Я любви искала и не нашла".

Выстрел Карандышева продиктован мелочным самолюбием: "Так не доставайся же ты никому!" Оба героя сыграли роковую роль в судьбе Ларисы Огудаловой. Ни один из них не нашел в себе сил и желания понять девушку, оценить по достоинству ее внутренний мир, предотвратить трагедию обманутой души. Несмотря на различный образ жизни и занимаемое место в обществе, оба героя недостойны Ларисы: один виновен в ее гибели нравственной, другой - в гибели физической, и оба не сумели и не захотели помочь бедной девушке в этом жестоком мире.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Паратов и Карандышев уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова - вдова средних лет.Лариса Дмитриевна - ее дочь.Мокий Парменыч Кнуров - крупный делец, пожилой человек с огромным состоянием.Василий Данилыч Вожеватов - один из представителей богатой торговой фирмы.Юлий Капитоныч Карандышев - небогатый чиновник.Сергей Сергеевич Паратов - блестящий барин из судохозяев. Действие происходит в городе Бряхимове, на Волге. Кнуров и Вожеватов встречаются в кофейне и разговаривают. Оказывается, Вожеватов встречал на пристани Паратова, у которого он покупает теплоход "Ласточку".
    Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы - Карандышев. Совсем, конечно, разные люди - Паратов и Карандышев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться "блестящим барином" - таким же, как Паратов: "В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал..." - и т. д. Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выходит
    Че-ло-век! Надо уважать Человека! А. М. Горький "Бесприданница" - одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохновенное утверждение необходимости чистых отношений между людьми. Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает "чайка"). Из разговора Кнурова
    В пьесах Островского фамилии персонажей часто значимы, говорящи. Так, например, в "Грозе": "воюющий с бабами" Дикой, домашний диктатор Марфа (греческое - "хозяйка, госпожа") Кабанова, безвольный Тихон, лихой на девок и на язык Кудряш. Значение имени Катерина - "чистая", Варвара - "грубая", Фекла - "Бог, слава". Подумайте, какой смысл вложен в фамилии героев "Бесприданницы", если по словарю В. И. Даля кнур - "боров, кабан, хряк"; паратый (прилагательное) – "сильный, хищный зверь";
    Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге - Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов
    Я вещь, а не человек! А. Н. Островский Главный конфликт пьесы "Бесприданница" определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает Островский имущественному и общественному положению героев. Драматург указывает, что Кнуров - "из крупных дельцов последнего времени... с громадным
    1. Мечтательная натура Ларисы Огудаловой. 2. Жених и возлюбленный. 3. Трагедия Ларисы, как влюбленной женщины. Главная героиня одной из самых известных пьес А. Н. Островского «Бесприданница» - Лариса Дмитриевна Огудалова, молодая девушка, живущая в обычном волжском городе Бряхимове вместе со своей матерью, овдовевшей небогатой дворянкой. Лариса от природы одарена чувством прекрасного, у нее мягкий, спокойный характер. Ей чужды меркантильные планы ее матери - выдать дочь замуж за порядочного, обеспеченного человека. Лариса ждет искреннего,

Действие драмы А.Н.Островского «Бесприданница» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Лариса Огудалова красива, талантлива, её окружает множество поклонников. Каждый из них играет определенную роль в её судьбе. И Кнуров, и Вожеваᴛᴏʙ имеют отношение к гибели Ларисы. Но при этом Параᴛᴏʙ и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропасти. Параᴛᴏʙ жестоко обманывает девушку, использует её доверчивость и самозабвенную любовь, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает её .
На первый взгляд, эти герои – антиподы. Параᴛᴏʙ – красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Карандышев – мелкий небогатый чиновник с неинтересной внешностью. Параᴛᴏʙ всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя внимание. Приезд Сергея Сергеевича в Бряхимов сопровождается радостной суетой. Горожане, зная натуру барина, умеющего широко и весело проводить время, ожидают щедрой награды и настоящего праздника. Параᴛᴏʙ легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, к примеру, так отзывается о Параᴛᴏʙе: «Молодец мужчина… Экой сокол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Параᴛᴏʙа, смелого и страстного поклонника. Карандышева, наоборот, девушка, даже согласившись стать его женой, почти презирает. Он для нее соломинка, «за которую хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Человек самолюбивый, завистливый», - замечает Вожеваᴛᴏʙ. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.
Карандышев и Параᴛᴏʙ – соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Параᴛᴏʙ резко-пренебрежительно отзывается о Юлии Капитоныче: «А еще разговаривает, гусь лапчатый». Карандышев, в свою очередь, называет Сергея Сергеевича развратным человеком, промотавшимся кутилой. Между героями существует социальная пропасть. Карандышев – «маленький человек», а Параᴛᴏʙ – «хозяин жизни». У него есть правило – «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из главных качеств Параᴛᴏʙа, которое можно определить, как барство.
Однако при глубоком анализе характеров и поступков Параᴛᴏʙа и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и другой крайне самолюбивы и тщеславны, любят произвести впечатление, добиваются поставленной цели любыми средствами. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них – игрушка. Параᴛᴏʙ добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл…» Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сергеевич хочет унизить в глазах Ларисы её жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится».

Жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится». Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, насколько ничтожен, мелок, смешон жених Ларисы в сравнении с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Параᴛᴏʙ хладнокровно приносит в жертву своему капризу её репутацию. Важно понимать - для нᴇᴦᴏ поездка – веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы – надежда на счастливый брак с любимым человеком.
Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претенденᴛᴏʙ на её руку, и тоже добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не терпится испытать торжество победителя, и на Ларису после её согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность. Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: «Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».
И Карандышеву, и Параᴛᴏʙу Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушиваются к её словам, не желают понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю…» Параᴛᴏʙ в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Постепенно Параᴛᴏʙ усиливает натиск, изображая боль от «поступка» Ларисы как свидетельства женского непостоянства, разыгрывает разочарованного героя. Девушка поставлена в такое положение, когда нужно оправдываться, доказывать свою невиновность. Параᴛᴏʙ слышит от нее признание в любви и торжествует победу.
Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеализировала и Параᴛᴏʙа, и Карандышева. Карандышева воспринимала как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела ᴇᴦᴏ полюбить. Параᴛᴏʙ был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка поняла, что в мире наживы и корысти нет места для любви.
Карандышев и Параᴛᴏʙ в своей борьбе за Ларису проявили свои самые отталкивающие качества характера – тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Важно учесть, что их чувства к прекрасной девушке – пародия на любовь.

Страница 1 из 1



Характеристика Паратова

Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Сергей Сергеич Паратов – один из главных героев произведения “Бесприданница”, он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать. Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, если в этом будет толк для него – прибыль....


Знакомство Паратова и Карандышева

Драма А.Н. Островского «Бесприданница», написанная в 1879 году,] отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развитая торговли и промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе.

Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» - психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями. Значительную роль в судьбе героини - Ларисы Огудаловой - играют два человека: Сергей Сергеич Паратов и Юлий Капитоныч Карандышев. Они соперники в любви Ларисы, и ситуация возникает несколько парадоксальная: Паратова Лариса любит и продолжает любить, а за Карандышева согласилась выйти замуж. ...


Паратов и Карандышев

Действие драмы А.Н.Островского «Бесприданница» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Лариса Огудалова красива, талантлива, ее окружает множество поклонников. Каждый из них играет определенную роль в ее судьбе. И Кнуров, и Вожеватов имеют отношение к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропасти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает ее. ...

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 6 похожих сочинений.


Карандышев и Паратов - два мужчины в жизни Ларисы, главной героини "Бесприданницы". Первый - предполагаемый муж, второй - возлюбленный. Лариса находится между этими людьми, как между двумя полюсами.

В пьесах А. Н. Островского фамилии часто выбраны не случайно, в них вложен определенный смысл. Так же и в "Бесприданнице". Например, слово "паратый" означает "сильного, хищного зверя", а "карандыш" - "коротышку, недоростка". Таким образом, уже фамилии героев говорят сами за себя. Действительно, Паратов часто напоминает хищника. А Карандышев и в самом деле маленький, неприметный человечек. Его обычно не замечают или же относятся как к ничтожному, лишенному чувств и мыслей существу.

Паратов, конечно же, играл в жизни Ларисы гораздо большую роль, чем Карандышев. Благодаря ему она познала любовь, боль, предательство, измену. Паратов - блестящий молодой человек. Ему свойственны хорошие манеры, слегка презрительное чувство юмора, аристократизм. Именно внешний лоск и привлекает Ларису. Она видит Паратова не таким, каков он на самом деле, а таким, каким создало его ее воображение.

Что же за человек Паратов на самом деле? Достаточно ясное представление о нем можно составить из обрывков разговоров, отдельных поступков, случайно брошенных фраз. Так, например, Лариса упоминает о том, как он однажды стрелял в монету, которую она держала в руке. Это доказательство его хладнокровия, но вместе с тем и душевного безразличия к Ларисе. Значит, он уже тогда обманывал ее, лицемерил. Мы во втором действии сами воочию можем видеть, как убедительно он разыгрывает роль обиженного героя-любовника, обвиняя Ларису в том, что она забыла его сразу после разлуки. И ни слова извинения или хотя бы объяснений, почему он уехал, ничего не сказав на прощание. Поэтому его обвинения в адрес Ларисы выглядят, по меньшей мере, издевкой. В общем-то, с кем бы Паратов ни общался, если он чувствует, что человек слабее его, он начинает всячески издеваться над ним. Так вышло и с Карандышевым.

Карандышев - человек жалкий. Но он, хотя и смутно чувствует, что ведет себя неправильно, все же старается "быть на высоте". В этих случаях он особенно жалок. Это так ясно видно на обеде у него дома. Он старается подчеркнуть свою "светскость", которой нет, может быть, в чем-то невольно подражая Паратову. И это не только показывает со смешной стороны Карандышева, но и снижает образ Паратова. Хотя Паратов в сцене обеда у Карандышева и без того раскрывает себя с неприятной стороны. Ему принадлежит идея напоить хозяина. Паратов и его компания воплощают эту идею в жизнь и всячески издеваются над Карандышевым, смеются над ним за спиной, в лицо же говорят любезные колкости. Предел унижения Карандышева - язвительное предложение Паратова выпить на брудершафт. Паратов, как и всегда, чувствует себя хозяином положения. Карандышев тоже пытается изобразить хозяина. Он угощает своих гостей, произнося принятые в свете банальные фразы. Пытается показать, что он имеет власть над Ларисой, запрещая ей петь. Разумеется, Лариса не слушает его: она гораздо более сильная личность. По мнению Ларисы, единственное достоинство Карандышева состоит в том, что он любит ее. Она не видит, что сама находится в точно таком же положении по отношению к Паратову, как Карандышев - по отношению к ней.

Любовь Карандышева - любовь ничтожного человека. Какой бы преданной она ни была, такая женщина, как Лариса, не может ответить на подобное чувство. И все же Карандышев совершает в своей жизни один решительный поступок - стреляет в Ларису. Неважно, что с ним станет после ее смерти, как он будет жить дальше. Важно только то, что он осмелился это сделать, хотя и не перестал от этого быть менее жалким.

А что же Паратов? Он предает Ларису. Прекрасно зная, что не может на ней Жениться, он всем своим поведением дает ей надежду именно на это. А затем, когда они возвращаются с Волги, цинично заявляет, что она ошиблась в его намерениях. В Паратове живы еще какие-то чувства, понятия о благородстве, но все это подавлено его расчетливостью, равнодушием к окружающим.

Действие драмы А.Н. Островского «Бесприданница» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Лариса Огудалова красива, талантлива, ее окружает множество поклонников. Каждый из них играет определенную роль в ее судьбе. Кнуров и Вожеватов - роковую, так как имеют отношение к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропасти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает ее.

На первый взгляд, эти герои - антиподы. Паратов красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Карандышев - мелкий небогатый чиновник с неинтересной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя внимание. Приезд Сергея Сергеевича в Бряхимов сопровождается радостной суетой. Горожане, зная натуру барина, умеющего широко и весело проводить время, ожидают щедрой награды и настоящего праздника. Паратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина! Экой сокол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного поклонника. Карандышева же почти презирает, несмотря на то, что согласилась стать его женой. Он для нее соломинка, «за которую хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Человек самолюбивый, завистливый», - замечает Вожеватов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.
Карандышев и Паратов - соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Паратов резко-пренебрежительно отзывается о Юлии Капитоныче: «А еще разговаривает, гусь лапчатый». Карандышев, в свою очередь, называет Сергея Сергеевича развратным человеком, промотавшимся кутилой. Между героями существует социальная пропасть. Карандышев - «маленький человек», а Паратов - «хозяин -У жизни». У него есть правило - «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из главных качеств Паратова.
Однако при глубоком анализе характеров и поступков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и другой крайне самолюбивы и тщеславны, любят произвести впечатление, добиваются поставленной цели любыми средствами. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них - игрушка. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл». Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сергеевич хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится». Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, насколько ничтожен, мелок, смешон избранник Ларисы по сравнению с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнокровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка - веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы - надежда на счастье с любимым человеком.
Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на руку и сердце, и добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не терпится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность. Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: «Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».
И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушиваются к ее словам, не хотят понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю». Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Постепенно Паратов усиливает натиск, изображая боль от «поступка» Ларисы, который якобы свидетельствует о женском непостоянстве. Он разыгрывает разочарованного героя. Девушка вынуждена оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и торжествует победу.
Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеализировала и Паратова, и Карандышева. Последнего она воспринимала как человеках доброй душой, бедного и непонятого окружающими, и искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка поняла, что в мире наживы, корысти и непомерных амбиций нет места для любви.
Карандышев и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые оттал-кивающие качества характера - тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Их чувства к Ларисе - пародия на любовь.