Разговор о душах с коробочкой. Ольга баранова, г. полярные зори, мурманская область

Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,- полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хоть с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа...».

Казалось бы, Коробочка с куриной ограниченностью кругозора является полной противоположностью Чичикову с его авантюризмом и головокружительной размашистостью задуманного предприятия. Но сходство с нею у Чичикова есть, да и немалое. Неслучайно здесь Гоголь обращается к описанию шкатулки Чичикова, и его описание показывает, что шкатулка эта напоминает «комод» Коробочки. Кажется, что в шкатулке Чичикова, как и в комоде Коробочки, ничего нет, кроме дорожных вещей. Но нет! «Под верхним ящиком находится нижний, основное пространство которого занято кипами бумаг». Вот тут-то и скрывается еще «маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько там было денег». Гений скопидомства, Коробочка тут же высоко оценивает чичиковский вариант ее «комода»: «Хорош у тебя ящик, отец мой... чай в Москве купил его?»

«Дубиноголовая» Коробочка не так уж примитивна и проста, как это сперва может показаться. Исследователь «Мертвых душ» В. В. Федоров называет ее «союзником автора против подлеца-приобретателя Чичикова». Почему? Задумаемся: что именно не принимает в авантюре Чичикова Коробочка? Главный аргумент героя в диалоге с нею - полная непригодность покойников в хозяйстве - не имеет для Коробочки доказательной силы. «Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня только и останавливает, что ведь они уже мертвые».

Коробочка сохраняет взгляд на мир как на нечто целостное, пусть и на самом примитивном уровне. Поэтому ей представляется, что форма оказывает обратное действие на содержание, и отсюда (из вполне здорового чувства целого) - нелепое ее предположение, что Чичиков будет выкапывать купленных им мертвецов из земли. На победоносном пути Чичикова к богатству, основанному на фикции, на использовании отчужденной от содержания формы («ревизская сказка»), встает примитивное сознание «дубинноголовой» Коробочки, в котором форма и содержание сохраняют свое единство. И Чичиков не может преодолеть пассивного сопротивления этого сознания. Не случайно на стене у Коробочки между картин, где были изображены птицы, висел портрет Кутузова!

Но самое интересное в том, что такое же сопротивление противоестественному отчуждению формы от содержания почувствует в своей душе и Чичиков, когда он начнет приводить в порядок купчие крепости на «мертвых душ». Вдруг эти души оживут и воскреснут в его воображении со своими яркими характерами, со своей индивидуальной судьбой!

Изображая характеры помещиков, Гоголь часто прибегает к обобщениям, завершающим портреты этих героев. Манилова он сравнивает со слишком «умным министром». А о Коробочке говорит: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Да и «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого существования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома...»?

Обобщения, ведущие к вершинам русского общества, придают характерам гоголевских помещиков всероссийское, общенациональное звучание. Перед нами не частные лица, не герои романа или повести, а персонажи поэмы, типы национального масштаба.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — это острая сатира на помещичье-крепостной строй, пытавшийся удер-жаться в самодержавной России. Глупые, невежественные, теряющие человеческий облик помещики не только смеш-ны, но и ужасны.

Сюжет поэмы разворачивается вокруг крупной аферы Чичикова, который хочет скупить «ревизские души» умер-ших крестьян, продать их, как живых, и получить за это большие деньги.

После посещения Манилова судьба сводит главного ге-роя поэмы с Коробочкой. И по фамилии, и по характеру эта помещица — сама бережливость: «одна из тех мату-шек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Коробочка очень хозяйственна, она крепкая помещица. Крестьян у нее поменьше, чем у Манилова, но они не бед-ствуют, да и знает их Коробочка по именам.

Прекрасно понимая власть денег, Коробочка торгует всем, что только может дать ей деревенька: медом, пень-кой, салом, птичьими перьями. Подторговывает она и са-мими крестьянами. Непонятна и страшна страсть Коро-бочки к накопительству, ведь сама она эти деньги не ис-пользует, а детей у нее нет.

Ради денег эта рачительная хозяйка согласна торго-вать и таким необычным товаром, как «мертвые души». Не поняв сначала, о чем речь, она готова даже раскапы-вать их из земли. Единственное, чего боится Коробоч-ка, — продешевить, ведь ее интересы и беспокойство сосредоточены не на людях, живых или мертвых, а на деньгах: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытки. Может быть, ты, отец мой, меня обманешь, а они того.. они больше как-нибудь стоят».

Мелочное скопидомство, дубинноголовость, упрямство Коробочки способно вывести из себя даже такого знатока человеческих душ, как Чичиков. Понимая торгашескую натуру помещицы, он и беседу с ней ведет «с большею сво-бодой, нежели с Маниловым», позволяет себе сердиться, кри-чать, возмущаться. Материал с сайта

«Мертвые души» — товар новый, странный, но нашел-ся покупатель, стало быть, они ценны и полезны — при-мерно так рассуждает Коробочка. Ее нудная медлитель-ность и осторожность в разговоре вызваны боязнью упус-тить свое, продешевить: «...лучше ж я маненько повреме-ню, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Она высказывает даже самые нелепые предложения: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся...» И только ложь Чичикова, что он ведет казенные подряды и может у нее покупать разные «хозяйственные продукты», помогла ему подтолкнуть «крепколобую бабу» к сделке. Но Коробочка не успокаивается. Мы еще встретимся с ней, когда она приедет в город, находящийся в шестидесяти верстах от ее поместья, чтобы справиться о ценах на «мер-твые души».

В композиционном построении поэмы этот эпизод («Чичиков у Коробочки») имеет большое значение. Мы видим, что «хозяйственная» жизнь Коробочки может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как «бесхозяй-ственная» жизнь Манилова. И у Чичикова, и у Коробоч-ки жажда наживы, составление капитала любыми сред-ствами вытравляют человеческую теплоту из их сердец, и они постепенно превращаются в самые настоящие «мертвые души».

А теперь о репетициях сцены у Коробочки. Эту сцену В. 0. Топорков играл с замечательной актрисой МХАТа М. П. Лилиной.

«...Станиславский очень остроумно уподобил сцену «Чичикова у Коробочки» починке какого-то странного часового механизма. Часовщик (Чичиков), прекрасно знающий свое дело, пытается заставить действовать этот механизм, но каждый раз в последний момент, когда, пускается маятник, от неизвестных причин пружи на с треском распускается, и все надо начинать сначала.

Чичиков, как опытный мастер, не теряя самообладания, спокой но опять начинает ставить на место мельчайшие детали механизма, подвинчивает винтики вплоть до рокового- момента, когда раздает ся треск и пружина вновь распускается до полного ослабления. Вооружаясь терпением, Чичиков снова начинает работу, и так до бесконечности, пока, наконец, выведенный из терпения, в при падке злобы не швырнул их со всего размаха об пол... и часы неожиданно пошли.

Часовой механизм находится в голове Коробочки, и вся дей ственная задача Чичикова заключается в том, чтобы проникнуть в глубь этого механизма, понять, в чем там неисправность, и устранить все неполадки, мешающие Коробочке понять Чичи кова.

Коробочка искренне хочет продать мертвые души, ей это вы годно, но она боится продешевить, пропустить исключительный слу чай обогащения, попасть впросак. От Чичикова она старается по нять не то, что он фактически говорит, а то, о чем он умалчивает, его «подтекст». Таким образом, на всю сцену для Коробочки одна простейшая задача - только бы не попасть впросак, не продешё вить. Для этого ей нужно хорошенько разгадать Чичикова, выпы тать его точные намерения. Коробочка, конечно, дура дубиного ловая, как ее обзывает Чичиков, Однако просто дурость как та ковую сыграть нельзя, а вот та бесплодная активность Коробочки, ее внутреннее внимание к разрешению несуществующих сложно стей и будут наиболее ярко передавать ее дубиноголовостъ. Для актрисы здесь нужно прежде всего обрести это подлинное внима ние к поступкам и действиям своего партнера».

Далее Топорков пишет, как трудно было актерам найти это полное внимание друг к другу, как постепенно подводил их к этому Станиславский и как, наконец, на одной из репетиций уда лось добиться цели:

«...Дальше сцена пошла, как по рельсам. Мы задавали друг другу вопросы, старались разгадать мысли и намерения друг друга, обмануть один другого, запугать, уговорить, разжалобить, на падали друг на друга с остервенением, отступали, отдыхали и вновь вступали в борьбу. Во всех ваших действиях были логика, целе сообразность, убежденность в важности всего происходящего и на правленность внимания только на партнера. Мы не думали о зри* теле. Нас абсолютно не интересовал вопрос, хорошо ли мы играем. Мы были заняты своим делом. Мне нужно было во что бы то ни стало заставить работать сложный и непонятный механизм, находя щийся в голове Коробочки. И только этого я и добивался. Мы ни чего особенного не делали. Все было просто, без всяких комических , трюков, а между тем немногочисленные зрители во главе со Ста ниславским буквально сползали от хохота на пол. Константин Сер геевич доходил до колик. Мне кажется в этот момент мы были очень близки к Гоголю...»

Оформление несложно. Не ставьте лишней, не нужной по ходу действия мебели и реквизита.

У дам платья длин ные, почти до пола, с высокой талией и широкими юбками. Можно надеть под платье 2-3 нижние юбки в сборку или сшить нижнюю. Коробочка может быть в домашнем чепце, платье тёмное, на плечах шаль.

У мужчин галстуки мягкие, завязаны бантом или повязаны под воротничком наподобие шарфа, а концы воротничков подняты вверх.

Гроза. За закрытым занавесом раздается сильный стук. Перед занавесом пробегает Фетинья.

Фетинья, , Кто стучит?.

Ч и ч и к о в. Пустите, матушка, с дороги сбились.

Ф е т и н ь я. Кто вы такой?

Чичиков. Дворянин, матушка.

Фетинья (бежит через просцениум обратно). Матушка, двор янин.

Коробочка. Ну, впусти.

Занавес-открывается.

Комната Коробочки. Стол на нем - самовар и чайная посуда, стулья.
- К о р о б о ч к а сидит в кресле. Входит Чичиков

Чичиков. Извините, матушка, что побеспокоил неожидан ным приездом.

К о р о б о ч к а. Ничего, ничего. В какое-то время бог вас прин ёс! Гром такой... Вишь, сумятица какая... Чайку выпьете, ба тюшка?

Чичиков . Недурно, матушка.

Коробочка. А с чем прихлебнете чайку? Во фляжке- фруктовая.

Чичиков. Недурно, матушка, хлебнем и фруктовой. А по звольте узнать вашу фамилию... Я так рассеялся...

Коробочка . Коробочка, коллежская секретарша.

Чичиков. Покорнейше благодарю. Фу... Фу... Сукин сын!

Коробочка . Кто, батюшка?

Чичиков. Ноздрев, матушка. Знаете?

Ко ро бочка . Нет, не слыхивала.

Ч и ч и к о в . Ваше счастье.

Коробочка. Блинцов, батюшка. Прошу покорно закусить.

Чичиков. А имя, отчество?

Коробочка . Настасья Петровна.

Чичиков . Хорошее имя. У меня тетка родная, сестра моей матери, Настасья Петровна. У вас, матушка, блинцы очень вкусны.

Гром.

Коробочка . А ваше имя как? Ведь вы,-я чай, заседатель?

Чичиков . Нет, матушка, чай, не заседатель. А так ездим по, своим делишкам.

Коробочка . А, так вы покупщик? Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево. Ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил?

Чичиков . А вот меду и не купил бы.

Коробочка. Что ж другое, разве пеньку?

Чичиков . Нет, матушка, другого рода товарец. Скажите, у вас умирали крестьяне?

Коробочка . Ох, батюшка, осьмнадцать человек! И умер та кой все славный народ. Кузнец у меня сгорел.

Чичиков. Разве у вас был пожар, матушка?

Коробочка . Бог приберег. Сам сгорел, отец мой. Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил, синий огонек пошел от него. Истлел, истлел и почернел, как уголь. И теперь мне выехать не на чем. Некому лошадей подковать.

Ч и ч и к о в. На все воля божья, матушка. Против мудрости
божьей ничего нельзя сказать. Уступите-ка их мне, Настасья Пет
ровна..

Коробочка . Кого, батюшка?

Чичиков . Да вот этих-то всех, что умерли.

Коробочка . Да как же уступить?

Чичиков . Да так просто. Или, пожалуй, продайте, я вам за них дам деньги.

Коробочка. Я, право, в толк не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков. Э, матушка... Покупка будет значиться только на бумаге, а души будут прописаны, как бы живые.

Коробочка (перекрестясь) Да на что ж они тебе?

Чичиков. Это уж мое дело.

Коробочка . Да ведь они же мертвые.

Чичиков. Да кто же говорит, что они живые? Вы за них платите, я вас избавлю и от хлопот, и от платежа да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей ассигнациями. Ну, теперь ясно?

Коробочка. Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала.

Чичиков. Еще бы! Это скорей походило бы на диво, если бы вы их кому-нибудь продали.

Пауза.

Так что же, матушка, по рукам, что ли?

Коробочка. Право, отец мой, никогда еще не случалось про давать" мне покойников. Живых-то я уступила отцу протопопу, двух девок по сту рублей каждую, и очень благодарил. ,
Чи чиков. Да не в живых дело. Я спрашиваю мертвых.
Коробочка . Да ведь меня только и останавливает, что они мертвые. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они... того... они больше как-нибудь стоят?

Ч и ч и к о в . Послушайте, матушка. Эк какие вы! Что же они мо гут стоить! На что они нужны?

Коробочка. Уж это точно, правда. Уж совсем ни на что не нужны.

Чичиков. А вы берёте ни за что пятнадцать рублей, ведь это же деньги! Ведь они на улице не валяются. Ну, скажите, ма тушка, почем вы продали мед?

Коробочка. По двенадцати рублей за пуд..

Чичиков. Ну, матушка, взяли греха на душу -по двена дцати не продали. Ну, всё равно, ну ведь то – мёд, а это – ничто! А я в ам за что плачу, и не двенадцать рублей, а пятнадцать рублей, да не серебром, а синими ассигнациями!

Коробочка . Право, я боюсь на первых порах не понести бы как-нибудь убытку. Лучше уж я маненько повременю, авось по наедут купцы, я и применюсь к ценам.

Чичиков . Страм, страм, матушка! Просто страм! Кто ж станет покупать их? Ну, какое употребление он может из них сделать?

Коробочка . А может, в хозяйстве-то, как-нибудь под случай понадобятся?

Чичиков. Мёртвые - в хозяйстве? Эк, куда хватила! Во робьев пугать но ночам в огороде?

Коробочка. С нами крестная сила! Какие ты. страсти го воришь!

Чичиков., А куда же, еще? Куда вы, их хотели пристроить? Да, впрочем, ведь кости и могилы, всё вам останется. .Ну, так что же? Отвечайте, по крайней мере.

Пауза.

О чём вы думаете, Настасья Петровна?

Коробочка. Право, я всё не приберу, как мне быть. Лучше я вам пеньку продам.

Чичиков. Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете.

Пауза.

Так как же, Настасья Петровна?

Коробочка . Ей-.богу, товар такой странный, совсем небы валый

Чичиков. (трахнув стулом). Чтоб тебя черт!..

К о р о б о ч к а. Ох, не припоминай его, бог с ним! Ох!., Еще третьего дня всю ночь мне снился, окаянный. Такой гадкий при виделся, а рога-то длиннее бычачьих!

Ч и ч и к о в. Я дивлюсь, как они вам десятками не снятся? Из одного христианского человеколюбия хотел!.. Вижу, бедная вдова убивается, терпит нужду, да пропади и околей со всей вашей деревней!..

Коробочка . Ах, какие ты забранки пригинаешь!

Чичиков . Да не найдешь слов с вами, право, словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене:
и сама не ест, и другим не дает! "

Коробочка. Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, я б не прекословила. Изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией.,

Чичиков. Фу, чёрт..(утирает пот) В городе какого-нибудь поверенного или знакомого имеете, которого могли бы уполномочить на совершение крепости?

Коробочка . Как же? Протопопа отца Кирилла сын служит в палате.

Чичиков. Ну, вот и отлично! (Пишет.) Подпишите. (Вручает деньги.)

Коробочка . Только, отец мой, прошу тебя, ты не обидь меня.

Чичиков . Не обижу, матушка, не обижу. Ну, прощайте, ма тушка. .(Уходит);

К о ро б о ч ка. (долго крестясь) Батюшки! Пятнадцать ассиг нацией. В город надо ехать… Узнать, почем ходят мертвые души?.. Фетинья! Фетинья! вели закладывать!

Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.

Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои - помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.

Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.

Сюжет поэмы "Мертвые души", подсказанный А.С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.

И вот Павел Иванович Чичиков, человек "темного и скромного происхождения", плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.

Получив в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, Чичиков в благостном расположении духа направляется к другому помещику - Собакевичу. Но в дороге кучер заблудился, "бричка ударилась оглоблями в забор. Ехать было решительно некуда".

Так, по воли случая, Павел Иванович оказался в доме у Настасьи Петровны Коробочки. Отнюдь не радушный прием был оказан путникам: лишь услышав слово "дворянин", хозяйка позволила им войти.

"Уже по одному собачьему лаю" Чичиков понял, что "деревушка была порядочная".

Н.В.Гоголь подробно описывает интерьер комнаты, в которую был препровожден гость, как бы предвосхищая описание самой хозяйки. "Екомната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркалаЕ; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулокЕ". Но вот в комнате появляется "хозяйка одна тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". И фамилия у нее соответствующая - Коробочка.

В короткой беседе выяснилось, что Чичиков так далеко заехал, что о его знакомых помещиках хозяйка никогда не слышала. Приезжий лег спать и проснулся довольно поздним утром. Из окна увидел он двор со всякой живностью, а за огородами крестьянские избы в состоянии, показывающем довольство обитателей.

Выяснив у хозяйки, что со времени последней ревизии у нее умерло "осьмнадцать человек", Чичиков переходит к обсуждению своего деликатного дела. Но Настасья Петровна не сразу даже понимает суть предложения своего гостя. Чичикову пришлось приложить немало усилий, чтобы "растолковать, в чем дело". Старуха почувствовала, что "делоЕ как будто выгодно, да Е слишком новое и небывалое".

Но уговорить Коробочку оказалось делом сложным. Чичиков, уже начая терять терпение, назвал ее "дубинноголовой". И только обещание казенных подрядов подействовало на Настасью Петровну.

Если при описании приема у Манилова раскрывается главным образом характер хозяина, то в рассматриваемом эпизоде, выписан не только образ русской помещицы, но и проявляются новые черты характера Чичикова.

Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, - товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: "Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников".

Меткое определение Чичикова - дубинноголовая - вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества. Примечательно, что "помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть".

А что нового мы можем сказать о Павле Ивановиче? Гоголь подмечает, что "Чичиков, Е говорилЕ с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился". Не церемонился Чичиков и во время трапезы - он отведал все, что только было подано на стол с большой охотой и нескрываемым удовольствием. Да, этот господин хорошо разбирается в характерах своих собеседников, тонко чувствует, с кем и как можно себя вести, какое поведение можно себе позволить.

Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы "ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других".

Безусловно, черты твердолобой, но хозяйственной Коробочки узнавались современниками Гоголя. Узнаваемы они и сегодня. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно - людей хитрых, изворотливых, "неуловимых, как вьюн".

"Ну, баба, кажется, крепколобая " ^ подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя. Павел Иванович Чичиков - мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом.

Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой "гадости и мерзости может дойти человек" в погоне за деньгами и собственным благополучием. Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке - достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать "мясо, птицу, пеньку и мед", но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем "дубиноголовая" Настасья Петровна "решила", что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. "Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

" Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней "с большею свободою, нежели с Маниловым". Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, ког-на отвлекается от интересующего его дело. Настасья Пет - боится продешевить, все остальное не беспокоит эту "на - u тдтельницу".

Она, "женщина пожилых лет, в каком-то К льном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неуро-убытки и держат голову несколько набок, а между тем бирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, разме - щенные по ящикам комодов". Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян - лишь бы получить деньги.

Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы "Мертвые души". Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в "настоящих мертвых душ". Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа - беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ "птицы-тройки" - России, которая все же преодолеет всетрудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.Н. В. ГогольБандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит...

  2. Главный характер нашего нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышьябеготня", крик негодования,...

  3. Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался...

  4. «Вся Русь явится в нем!» - говорил Гоголь о сюжете «Мертвых душ». Монументальное эпическое полотно своей поэмы автор составил из бытовых зарисовок, портретов, пейзажей, лирических...

  5. Николай Васильевич Гоголь - прекрасный сатирик, увидев ший сам и показавший широкой читательской аудитории щ бельность крепостнического строя, его пагубное влияние на души помещиков и...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 533 просмотров
    • - 11 050 просмотров
    • - 10 540 просмотров
    • - 9 658 просмотров
    • - 8 631 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;