Пять интересных фактов о никколо паганини. Триумф и трагедии великих скрипок

Она плакала, когда рвал Он ей душу,
и рыдала, когда Он страдал,
а Он закутывал в шарф её в стужу
и молитву над ней совершал….
Его преданность стала легендой,
она платила любовью ему,
парой были они несравненной,
сколько выпало им на веку!
И когда Его вдруг не стало,
а её поместили в музей,
"Паганини вдовой" назвали
и мечтою всех скрипачей….

Да, скрипка великого Никколо Паганини, по его завещанию,
хранится в музее его родного города Генуи. Там она выставлена
под именем "Вдова Паганини". Название это можно понять, если
учесть, что эта скрипка попала в руки маэстро, когда ему было
всего 17 лет и он не расставался с ней всю свою жизнь, до самой
смерти.
Удивительно, как жизнь порой играет с нами, с нашей
судьбой. И с нашими музыкальными инструментами тоже. Вы
знаете, как эта скрипка попала в руки Паганини и кто был её
создателем?
Молодой Паганини, несмотря на свой необыкновенный
талант музыканта, не был лишён живости характера и позволял
себе порой поступки, мягко говоря, не очень этичные с точки зрения
благовоспитанных ханжей. И потому, в один из скверных осенних
дней 1800-го года, он забрел в одну из таверн города Ливорно и
нашел там компанию, играющую в карты. Без долгих раздумий
он присоединился к ним и, как водится, проигрался, и когда его
скудные сбережения растаяли в чужих карманах, он не нашел
ничего лучшего, как поставить на кон свою скрипку, которую
тут же и проиграл тоже. Поскольку вечером того же дня у него
должен был состояться концерт, то он униженно стал просить
вернуть ему скрипку хотя бы на этот вечер… Но компания
игроков подняла его на смех…На глазах его навернулись
слёзы, он был в полном отчаянии, ведь без скрипки ему нет
возможности заработать на хлеб насущный….
И вот тут-то госпожа Судьба пришла ему на помощь! К нему
подошел пожилой человек, который был свидетелем произошедшего,
и представился ему, как купец из Парижа. Он сказал также, что
знает его и бывал на его концертах, и что он выручит Никколо,
дав ему сыграть вечерний концерт на своей скрипке. "К тому же, -
добавил он, - Ваша проигранная скрипка не из лучших. Я дам Вам
на вечер скрипку, которую изготовил никому не известный мастер
Джузеппе Гварнери дель Джезу, у неё дивное звучание!"
Концерт прошёл успешно. Молодой скрипач был очарован
звучанием скрипки, а купец – игрой молодого маэстро. После
концерта купец подарил эту скрипку Паганини, сказав, что на этой
скрипке должен играть гений….
С тех пор Паганини никогда, до самой смерти не расставался
с этой скрипкой, изготовленной великим Гварнери. Теперь Вы
понимаете, почему скрипку зовут "Вдовой Паганини"? Но, чтобы
она совсем не затосковала, её иногда, очень редко вынимают из
футляра и позволяют на ней поиграть некоторым выдающимся
скрипачам, приезжающим с концертом в Геную…..

Только один раз в год в муниципалитете города Генуя открывается заветная дверь небольшого хранилища, где в особых температурных условиях хранится скрипка, которую завещал родному городу Никколо Паганини. Торжественно передается она только на один концерт лучшему скрипачу виртуозу, заслужившему эту высокую честь на международном конкурсе имени величайшего генуэзца, прославившего свой город и Италию на весь мир.

Скрипка мастера Гварнери дель Джезу, сегодня во всем мире является величайшей редкостью. Осталось их единицы. И вот одна из них, самая знаменитая, вновь на свободе. И выглядит так, будто Никколо только вчера сдал ее на хранение. И есть ощущение, что до сих пор хранит она тепло его рук.
Смычок легко заскользил по струнам и зал наполнился волшебными звуками, будто сам ее хозяин незримо вернулся вместе с ней в этот огромный концертный зал. Теперь они вновь вместе. На сцене. Покоряют слушателей своей игрой, как в старые, добрые времена.

До сих пор помнит Европа, хотя и прошло после его смерти более 160 лет, неповторимое звучание струн этой воистину волшебной музыкальной скрипки. Умеющей не только звонко петь, но и приглушенно плакать, словно жалуясь на свою нелегкую кочевую жизнь. Неожиданно меняется музыкальная тема и зазвучала жизнеутверждающая мелодия знаменитой «Кампанеллы» – «Колокольчик» – это рондо из его второго концерта для скрипки с оркестром. Слушатели в восторге. Браво, брависсимо… эти возгласы долго не покидают стены концертного зала.

А Никколо, удаляясь в комнату отдыха, слышит эти звуки восторга и вместе с ними не перестающий звучать в его памяти звон церковных колоколов. Именно этот звон был предвестником его первого выступления в церкви, когда ему было всего лишь девять лет. Это было летом 1791 года. Он, этот звон, сопровождает его всю жизнь. И всегда в это время вспоминается ему та темная каморка, куда в далеком детстве запирал его отец, пока он не выучит задание. История его детства это история про мальчика и скрипку и их зарождающейся дружбе. Отныне они всегда будут вместе. Потому что юная душа Никколо сумела открыть в этом ласково сверкающем инструменте родственную ему душу и слиться с ней воедино. И это именно тот феномен, который позволил завистникам и недругам обвинить его в продаже души дьяволу. Хотя его душа была так же красива, как и несравнимая красота звучания скрипки, зато внешность была полной противоположностью: его бледное и скуластое лицо с заостренным носом, и свисающими до плеч темными волосами, и бросающаяся в глаза худоба тела – итог детства, лишенного движения и общения со сверстниками. С четырех лет его отец Антонио, лавочник – неудачник, большой любитель музыки начал обучать своего среднего сына Ника играть на скрипке. На эти занятия уходило до восьми часов в день. А за непослушание запирал сына в темную каморку вместе со скрипкой. И если словами Никколо не мог перечить отцу, зато по полной программе выражал свою обиду через звуки скрипки. Она рычала и свистела, хрюкала и визжала, а отец в это время закрывал глаза от предвкушаемого удовольствия, за выдающееся будущее своего сына. Тонкий знаток музыки и ценитель природного таланта он предвидел, что его сын поможет ему в будущем выбраться из трясины бедности, в которой он вынужден был прозябать вместе с тремя детьми.

Вполне возможно, что с раннего детства, кроме скрипки у Никколо не было друзей, он и представить себе не мог свою жизнь без скрипки. И она, в ответ, лишь только он прикасался к подбороднику инструмента, и любовно погладит ее струны, оживала. И теперь во всю мощь, в полнейшей тишине, звучала мятущаяся душа скрипача виртуоза. Не оставляющая равнодушным ни единого слушателя. Даже признанные скрипачи виртуозы мира признавали за Никколо первенство. Вполне возможно, что история красной скрипки Паганини начиналась на больших сценах Европы и прочно вошла в музыкальную жизнь всего мира. Именно Паганини обязан мир своей любовью к неповторимому звуку пения скрипки. С тех пор и поныне во всем мире стало очень престижно учиться играть на скрипке.
Евгений Шлей

Одни видели в нем мошенника, другие – Гения. Вся жизнь музыканта была окутана тайнами и недомолвками, и лишь сейчас стали раскрываться некоторые подробности его биографии. Но все, кто говорил о скрипаче, сходились в едином мнении: этот человек был настоящим Мастером. Из нашей статьи вы узнаете, какой мастер сделал скрипку Паганини, которую он завещал Генуе, и почему великий скрипач подарил этот инструмент родному городу!

«Достойный сын славного города»

Имя Никколо Паганини очень тесно связано с . Во-первых, маэстро родился в Генуе. В октябре 1782 года, 27-го числа, в небогатом генуэзском квартале под названием «Черная кошка», в семье Антонио и Терезы родился третий ребенок. Мальчик, которому суждено было прославить Геную на века.

Несмотря на то, что отец Никколо был обычным торговым агентом, он увлекался музыкой. Разочарованный тем, что старший сын Карло не проявлял никаких музыкальных способностей, отец обратил внимание на младшего сына, и буквально заставлял мальчика целыми днями играть на скрипке. Он мечтал, что однажды сын станет прославленным музыкантом и станет зарабатывать много денег. А юный Никколо мечтал хоть один день отдохнуть от музыкальных пассажей…

Первый сольный концерт случился, когда юному скрипачу было всего 11 лет. Мальчик несколько лет занимался у Джакомо Косты, который был первым наставником Никколо и преподавал ему скрипичное мастерство. Юный гений удивил горожан, о талантливом мальчике заговорили.

Следующим учителем стал Гаспаро Гиретти, который привил композиторскую технику и научил мальчика сочинять, ориентируясь не на инструмент, а лишь на внутренний слух.

В 16 лет Никколо удается вырваться из-под опеки отца и уехать в Пизу, где о его выступлениях заговорили. Никто из музыкантов не мог повторить те пассажи, которыми виртуозно владел Никколо. Он умел извлекать из скрипки звуки, похожие на пение птиц , звуки ветра и даже человеческий голос. Концерты шли одни за другим, города сменялись чередой: , Ливорно…

Но настоящий успех также пришел к скрипачу опять же в Генуе . Это случилось в 1827 году, в театре Фальконе, где 9 ноября состоялся концерт музыканта. Слушатели были поражены тем волшебством, которое извлекал из скрипки великий маэстро.

В числе слушателей был и король Пьемонта и – Карл Феликс . Августейший монарх не скупился на аплодисменты, а после концерта выказал музыканту свое особое расположение. Этот случай попал на страницы «Газетта-ди-Дженова», и вскоре имя Паганини знали по всей Италии.

На протяжении всей жизни музыканту приписывалось множество романов, в том числе и с августейшими особами. История сохранила лишь имена лишь двух женщин, с кем Никколо имел довольно продолжительные романы.

Один из романов случился с Анжелиной Каванна, правда он был омрачен тем, что Анжелина написала властям, будто музыкант соблазнил ее и похитил.

Паганини пришлось даже провести несколько дней в тюрьме. После внесения залога и выплаты большой суммы Анжелине, дело было закрыто.

Второй роман связан с именем Антонии Бьянка, которая родила музыканту его единственного сына Ахилла.

Из-за многочисленных поездок, постоянного музицирования Паганини совершенно не занимался собственным здоровьем . Его стали беспокоить кашель и периодические боли. Ни мази, ни притирки, ни поездки на французские морские курорты не могли излечить мастера.

Свои последние полгода жизни музыкант провел в Ницце . Сняв домик на побережье, он доживал последние дни практически в одиночестве, не желая никого видеть и страдая от невозможности заниматься музыкой, как и раньше.

Интересные факты о Паганини:

  • Многие современники называли Паганини «скрипачом дьявола» . Многие отказывались верить, что музыкант способен извлекать из скрипки столь прекрасные звуки, и лишь прослушав его исполнение, признавались в том, что этот человек на самом деле виртуоз своего дела.
  • Паганини был до невозможности рассеянным . Он даже дату своего рождения не помнил, и в документах везде указывал по недоразумению разные даты – то на пару лет позже, то на год раньше. И он был третьим ребенком в семье, а не вторым, как говорил сам.
  • Неизвестно, посещал ли Никколо школу . В его письмах, написанных им уже в зрелом возрасте, встречаются весьма частые и грубые орфографические ошибки.

Узнайте на страницах нашего сайта , а также о том, как посетить самую известную достопримечательность Италии!

История знаменитого инструмента

Кто сделал скрипку, которую Паганини завещал в подарок Генуе? У мастера Паганини была огромнейшая коллекция скрипок , которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Но именно одна была самой любимой. Имя ей – «il Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за событий, происходящих в Италии в первой половине XIX века.

Тогда по стране развернулось национально-освободительное движение, и неистовая скрипка Паганини лишь воодушевляла борцов за свободу. Концерты Паганини не раз оказывались под запретом , но скрипка продолжала звучать…

Так кто же из всех мастеров сделал скрипку, которую Паганини подарил Генуе, чью работу маэстро завещал родному городу?

Мастер, сделавший скрипку, которую Паганини завещал Генуе – Бартоломео Джузеппе Гварнери, внук Андреа Гварнери . Изготовлена она была, по данным архивов, в 1743 году (по другим данным – в 1742 году) . Семнадцатилетнему Никколо она была преподнесена одним парижским купцом, имя которого в истории не сохранилось.

Музыкант был поражен силой звучания инструмента : он выдерживал мощный напор смычка, при этом звук оставался ровным и не искажался. Именно поэтому скрипка стала любимым концертным инструментом Паганини.

Музыкант относился к ней как к живому существу . Однажды скрипка потеряла голос, и музыкант понес ее скрипичному мастеру Вильому. О мастере этом ходила слава, что он может вдохнуть в любой инструмент вторую жизнь.

Паганини с надеждой обратился к мастеру. Через неделю, прибыв в дом Вильома, Паганини с тревогом и болью коснулся смычком струн и выдохнул с облегчением – звук остался прежним, сильным и мощным. В награду за это Паганини подарил Вильому драгоценную шкатулку, инкрустированную камнями.

При этом он так объяснил свой подарок: «У меня было две такие шкатулки. Одну из них я подарил своему врачу – он исцелил мне тело, а вторую отдаю Вам – вы исцелили мою «Cannone».

После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини» . Ни один музыкант не смог извлечь из нее звучание, как удавалось Никколо.

В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.

В музее (Палаццо Дориа-Турси) скрипка хранится с 1851 года . Кстати, в том же зале выставлены некоторые вещи Маэстро, его личные письма, партитуры и аксессуары для занятий музыкой.

Знаменитая скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – температура должна быть 20 градусов, а влажность не должна превышать 50%.

Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать . Правда, это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Мастера может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…

Паганини действительно играл так, что казалось бы, это выходит за пределы человеческих возможностей, его успех у женщин был ошеломительным, а его персона была окружена ореолом таинственности. Фактрум рассказывает интересные факты из биографии Скрипача дьявола.

  1. Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи.
  2. В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты.
  3. В 19 лет он пережил первую и единственную настоящую любовь к женщине, имени которой он никогда не называл. Их роман продлился недолго, но оставил отпечаток на всей его жизни. С тех пор он чувствовал постоянное одиночество, несмотря на множество любовных связей.
  4. Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт - впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман.
  5. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой.
  6. Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, - что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».
  7. После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.
  8. После смерти Паганини епископ Ниццы обвинил его в ереси и запретил церковное захоронение его останков. Погребение произошло спустя 56 лет после его кончины, и очевидцы утверждали, что его тело все это время оставалось нетленным, а из могилы доносились звуки скрипки. Так даже после смерти гениальный скрипач оставался предметом слухов и легенд.


Сын портового грузчика не только сумел стать знаменитым на весь мир – его игра на скрипке была такой виртуозной, что это породило невероятные слухи: скрипач заключил договор с дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученной им женщины. Паганини действительно играл так, что, казалось бы, это выходит за пределы человеческих возможностей, его успех у женщин был ошеломительным, а его персона была окружена ореолом таинственности.



Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи.



В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты.



В 19 лет он пережил первую и единственную настоящую любовь к женщине, имени которой он никогда не называл. Их роман продлился недолго, но оставил отпечаток на всей его жизни. С тех пор он чувствовал постоянное одиночество, несмотря на множество любовных связей.



Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт – впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой.



Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».





После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.

кто был адресатом «Лунной сонаты», или Почему Бетховена обвиняли в том, что его музыка слишком мрачна и угрюма