Почему нельзя писать портрет с человека. Магия портретов и фотографий. Являются ли фотографии запретными

Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.
Биоэнерготерапевтам принадлежит невероятное умозаключение: часто изображенные на портретах люди насильственно или преждевременно умирают. Оно строится на фактах, когда смерть постигала людей, изображенных на картинах знаменитых мастеров мировой и отечественной живописи. Рассмотрим некоторые из них.
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен.

Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит:
"Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".
Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных.

Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур. Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники прошлых веков назад и в наше время. Примеры? - Пожалуйста.

Рембрандт, один из величайших мастеров кисти.

Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по "Флоре" и другим бессмертным картинам.

Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый - Титус - дожил лишь до 27 лет. Вторая жена - Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.

Гойя увековечил герцогиню Альбу в ряде своих картин: “Обнаженная маха”, “Одетая маха”. Через три года Альба скоропостижно скончалась.

Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.

У Пикассо покончили самоубийством две жены и внук. Они тоже позировали великому мастеру.

Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена - красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь.
Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей.

Вскоре Елена...сама похоронила своего супруга. Молодость оказалась сильнее... Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от "вытягивания" жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.

Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины.

Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова "Тройка". Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику.

Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне "Девушка, освещенная солнцем" (в народе ее называют "Девушка с персиками").

Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины "Дама в голубом".

Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены - известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденное уродство. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда". Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить.

Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения.
Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо - знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.
Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни.
Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир - да и только!

Долгие месяцы мучался над своей картиной "Иван Грозный убивает своего сына Ивана..." и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...


Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем "Иван Грозный" был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: "Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину".
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом.
Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.

И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет - это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет - более мощная структура. Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост.
На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

Биоэнерготерапевты совершенно уверены, что все эти факты не являются простыми совпадениями. Один из механизмов, с помощью которого делается попытка объяснить этот феномен, состоит в перенесении на портрет отрицательной энергии людей, которая передается и модели, в результате чего она часто безвременно погибает.
Отсюда они делает вывод, возможно, обидный для художников вывод: следует очень осторожно относиться к позированию.
Многие сенситивы, например, Ванга, Эдгар Кейс и другие, отказывались позировать художникам. Видимо, предчувствовали роковые последствия этих, казалось бы, почетных предложений.
Ростовский оператор биолокации А. Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят. Известный психиатр профессор А.Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее.

Почему нельзя рисовать с фото? Чем плохи группы, где критикуют рисунки

Недавно мне предложили создать группу, куда все желающие скидывали бы свои работы, а я критиковала их. Я этой темой заинтересовалась и решила ознакомиться с уже существующими подобными пабликами.

И у меня сложилось ощущение, что групп с критикой артов и помощью художникам советами не так много, но они все-таки есть. Так что сегодня мы поговорим о них, а также о том почему нельзя учиться рисовать с фото.

Что это за группы?

Суть простая: вы кидаете в «предложку» свои рисунки, а админ подготавливает пост с критикой, после чего публикует его. Обычно комментарии отключены, поэтому критиковать критику нельзя. Или же администраторы, наоборот, вообще не учувствуют в критике, а просто публикуют арты. В данном случае комментарии включены и работу критикуют подписчики, то есть все кому не лень.

Кто админы?

Меня крайне поражает низкопоклоннический тон в письмах людей, которые направляют свои работы. Извиняются за все, что не попадя. Просят прощения в начале, в середине и, контрольное, в конце. Это вроде как должно быть очень мило, но нет! Как-то глаза от сахара слипаются.

И, кажется, что после прочтения всех этих постов у меня передоз словом, «ибо» и другим высокопарным слогом, например: «премного благодарен, не соблаговолите ли, давеча нарисовал». Ребята, если вы не уверены, что способны писать без ошибок, то лучше используйте более привычный и простой стиль письма. Ведь каждый стиль предполагает уместность – вы же не пойдете за хлебом в бальном платье, а на пляж в смокинге?

Я это все к тому, что в такой ситуации админам очень легко возомнить себя пупом земли. При том, что администраторы в таких сообществах анонимны. А это значит, что они могут быть учащимися младшей школы, и в профессиональном смысле ничего из себя не представлять. Не все админы, которые берут на себя бремя критики, умеют рисовать даже на начальном уровне. Я не говорю про всех, но это очень часто.

Видела, как на откровенное хамство со стороны админов некоторые подписчики писали: «все правильно, с нами нужно построже, а то совсем от рук отобьемся», а ведь в подписчиках, кстати, немало взрослых людей. Друзья, все-таки нужно себя хоть немного уважать.

Еще заметила, что такие сообщества сочиняют многотомники правил, на манер протокола заседаний совбеза ООН. И требуют от подписчиков мало того, что прочитать их, но и заучить! Кого вообще волнуют портянки правил в каком-то сообществе вконтакте?! Не меня! Есть общепринятые правила поведения в любом сообществе, вежливость, адекватность. Этого вполне достаточно. Всё остальное – это просто повод для самоутверждения админов, их способ почувствовать себя маленьким большим начальником. Даже не знаю какой золотой контент сможет удержать меня в такой группе?

Какая критика вас ждет?

Если вы решили отправить свою работу на критику, лучше не утруждайте себя, я прямо через монитор с помощью особой магии предскажу вам комменты, которые вы получите. «Неплохо, но нужно подучить анатомию, глаза разные, поработайте над штрихом и тенями, детализации можно добавить». Вот это типичный комментарий, если убрать насмешки и оскорбления. И они повторяют эти шаблоны как мантру из поста в пост, больше вам ничего не напишут. Еще я заметила, что критики пишут снисходительно и свысока в ультимативной форме: «Тебе нужно сделать то-то и то-то» вместо «я думаю, тут не хватает того-то и того-то». Иными словами: «то, что я говорю – истина, а не просто мое мнение».

И какую же смысловую нагрузку несет эта критика?

Видела, как одна девочка пыталась спросить, что в рисунке не так с тенями и где ошибки в построении, но ее просто проигнорировали. Человек щелкнул вас по носу и скрылся в туман, ему не важно что-то объяснить, он здесь не за этим.

Дорогие критики, если человек просит вас помочь с рисунком, то нельзя просто сказать ему: «поработай над рисунком» – нужно быть конкретнее, гораздо конкретнее. Объяснять – это дар, и если вам нечего сказать, то и не сотрясайте воздух. Самоутверждайтесь в своих работах, а не в унижении других людей.

Видела коммент: «Слабая тональность, это значит, что нужно четче выделить участки, где должны располагаться тени и полутени». По-моему, это был даже админ. На самом деле, тональность относится к колористическому характеру произведения, а также к насыщенности и контрастности цветов и тонов. То есть сложный набор характеристик, который создает общее впечатление от работы, которое придает ему определенное звучание, оставляет какое-то настроение. Тональность может быть теплой или холодной, контрастной, мрачной. Тональность, тон и тональные соотношения – это не одно и то же. То есть админ ввел в заблуждение подписчика, при этом сделал это с умным видом, неграмотно используя профессиональный жаргон.

«Сперва добейся»

Я призываю вас не создавать себе авторитетов на пустом месте и анализировать советы, которые вам дают. В том числе и мои. Критикуйте критиков! Задавайте больше вопросов. Если человек наглый и напористый, умеет убеждать в своей правоте, уверен, что всегда прав – это совсем не значит, что его советы имеют смысл.

Аноним может быть кем угодно и обладать более низким уровнем навыка чем вы. Ответьте себе честно: будете ли вы слушать советы человека, если его работы слабые и имеют много ошибок? Он вам конечно расскажет, что чтобы оценить блюдо не нужно быть поваром, что нельзя говорить «сперва добейся» и т.д. Оценивать-то он может сколько влезет, но давать советы вряд ли!

Для меня мнение анонима практически не имеет веса. Слишком много раз видела, как абсолютно никчемные люди, с мнением которых в реале никто не считается, в интернете же везде лезут со своим мнением.

Что никогда не следует присылать в такие сообщества если не хотите, чтобы вам напихали в панамку?

  • Обводка

Это когда люди рисуют, используя прозрачность дополнительного слоя. Они обводят контуры уже созданного кем-то рисунка.

  • Обмазка

Этот прием используют, когда хотят сделать очень реалистичный рисунок с фотографии. Есть несколько способов сделать обмазку, в том числе с помощью разных инструментов в фотошопе. Самый простой способ – повозюкать по любой фотографии инструментом палец.

В этих случаях (обводка, обмазка) вы используете минимальное количество навыков. Уникальность рисунка нулевая. И вы не получаете никакого развития.

  • Копия, срисовка

Копирование чужих уже готовых рисунков, без использования обводки.

Этот тип работы плох только тем, что уникальность такого рисунка нулевая и вы не можете подписывать ее своим именем. Плюс вы не развиваете собственное творческое воображение. Но в такой работе есть и масса плюсов.

Во-первых, вы переносите рисунок пусть и с двухмерного пространства на двухмерное, но все же с использованием собственного глазомера, а значит развиваете его. Во-вторых, очень глубоко анализируете работу автора, который вам нравится, изучаете особенности его стиля, которые могут ускользнуть от вас при обычном просмотре. Тут главное быть честным с самим собой, не выдавать копию чужого рисунка за свой и понимать цели с которыми вы копируете чужие работы.

Не думайте, что если вы срисуете или обмажете с какой-то картинки из интернета, то об этом никто не узнает. Еще как узнают! А если даже не найдут исходник, то все равно есть много способов определись, что работа срисована.

  • Рисование с фото

В некоторых пабликах не принимают работы, нарисованные с фото. И тут мы подбираемся к главному вопросу...

Почему же рисовать с фото плохо?

Потому что вы учитесь. Вам требуются практики, которые вырабатывают максимальное количество умений. Когда вы учитесь у вас не должно все получаться с первого раза, вам не должно быть комфортно. Если вам тяжело работать, знайте – вы на верном пути. Если вам перестало быть тяжело, значит процесс обучения прекратился и нужно усложнить задачу.

Рисование с фото не дает достаточной нагрузки для вашего глазомера и мозга. При рисовании с трехмерной натуры будет задействовать гораздо больше мыслительных процессов в вашей голове. Я бы даже посоветовала скульптуру с натуры. Вот это точно даст вам максимальный толчок.

Кроме того, когда вы рисуете с натуры, вы учитесь отсекать второстепенное и оставлять главное. Работать от общего к частному и не зацикливаться на деталях, что может нарушить целостность вашей работы. А еще интереснее вам будет, если натура будет находится в движении и времени на рисунок будет 10 секунд, например.

Еще один момент – композиция. На фото уже есть готовая композиция, которую выбрал для вас фотограф. Рисуя с натуры вы сами для себя решаете задачи компоновки объектов на листе. И тут вы тоже отсекаете второстепенное и выбираете главное, на чем сосредотачиваете внимание свое и зрителя. А значит работаете с акцентами и даже смыслами. Это творческая составляющая.

Рисование с фото никогда не прокачает ваше мастерство рисовальщика так, как сделает это рисование с натуры. Какой путь вы выбираете: захватывающий и интересный, который точно приведет вас к вашей цели, или скучный и спокойный, который приведет непонятно куда? Не тратьте свое время, выходите из зоны комфорта.

А вот аргумент, что «срисовать с фото, и говорить, что ты художник, это то же самое, что переписать «Войну и мир» и говорить, что ты писатель» считаю, мягко говоря, некорректным. Не то же самое. Для рисования с фото нужно гораздо больше навыков, и получится это не у каждого, кто умеет держать карандаш в руках.

Причем про «Войну и мир» пишут под каждым спором о рисовании с фото. Друзья, ответьте мне – сколько оригинальности в ваших словах? Это же простейший бытовой навык – выразить свое мнение, подискутировать. А вы даже это не можете сделать своими словами, все копипастите. И думаете, что в праве судить тех, кто рисует с фото.

Почему я рисую с фото?

Все сказанное выше актуально для обучения и поддержания себя в форме. Когда я решаю другие задачи я использую фото как вспомогательный инструмент. При этом, навыки, которые я взяла от натуры, мне очень помогают.

Если вы приходите в паблик и просите критики, очевидно, что вы только учитесь. Админы имеют свою точку зрения на обучение и не хотят помогать тем, кто ее не придерживается. Считают, что вы зря тратите свое время, при том, что могли бы развиваться. Отсюда и раздражение с их стороны, именно поэтому они отказываются критиковать работы с фото. Имеют на это право, в общем-то.

Но когда говорят «зачем вам критика? просто смотрите на фото и исправляйте свои ошибки», я считаю, что люди немного лукавят. Очень часто люди даже при наличии образца не могут найти и проанализировать свои ошибки.

Выводы

Есть некоторые паблики с грамотными админами и здоровой атмосферой, но в основном админы там школота, атмосфера хамская, каждый хочет только одного – самоутвердиться за чужой счет. Помните, чтобы критиковать не обязательно унижать объект критики. Критикуют на холодную голову без эмоций, тогда критика полезная. Если вы не мазохист, то вам не нужен паблик с бесполезной критикой.

Если вы админ или подписчик подобного паблика, но при этом вполне адекватный, не хамите, критикуете по делу, значит я говорила в этом видео не о вас и вам просто не смысла обижаться на меня и писать гневные комменты.

Рисовать – значит придавать образ, образ же является тем, посредством чего отличается одна вещь от другой.

Среди имён Всевышнего есть имя «Аль-Мусаввиру», что означает «Тот, кто придал образ всем творениям и упорядочил их». Каждому творению Аллах придал отдельный, присущий ему образ, отличающий одно творение от другого.

Придавать же образ чему-то можно не только рисуя. Образ придаёт своим изваяниям и скульптор, но его образы отличаются от образов художника тем, что у скульптуры бывает тело, бросающее тень, части которого можно трогать и смотреть со всех сторон. Что касается рисунка, то на этот образ можно всего лишь смотреть с одной стороны, части его тела невозможно трогать, и он не бросает тень, так как находится на сплошной поверхности в виде полотна или листа бумаги.

Образ же придают разным вещам, как одушевлённым (например, человек, животное и т.д.), так и неодушевлённым (деревья, дом, солнце, машины и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим:

отношение Шариата к рисованию вообще ;

отношение Шариата к рисованию портретов ;

и можно ли по Исламу держать дома портреты и прочие рисунки .

Рисование неодушевлённых предметов

Рисовать неодушевленные предметы, будь то созданные Всевышним в виде неба, солнца, звёзд, деревьев, гор, равнин, морей, или сделанные руками человека в виде дома, машины, корабля и т.д. – разрешается в любой форме, по единому решению всех учёных-богословов. Ибо то, что разрешено человеку творить руками, дозволяется и рисовать. Если, конечно, это не рисуется с целью поклонения людей ему. К примеру, есть люди, поклоняющиеся солнцу, звёздам или определённому дереву, идолу, в таком случае рисовать для этих людей солнце или то, чему они поклоняются, – запрещено. На это указывают учёные Ибн Абидин и Ибн Хаджар .

В пользу дозволенности рисовать неодушевлённые предметы алимы приводят следующий достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Абу Хурайрой: «Ангел Джибриль сказал Пророку (мир ему и благословение): “Повелевай отрубить голову идолу, чтобы он стал подобен дереву » (передали Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном от Ибн Аб-баса, говорится «Того, кто нарисует какое-либо изображение, Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не оживит его, а он этого никогда не сможет сделать » (аль-Бухари).

В этом хадисе имеются в виду изображения вещей, имеющих душу. Неодушевлённые предметы же сюда не относятся. Подтверждением этому служит хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду. Если уж ты непременно должен делать это (то есть рисовать), то изображай деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари; Муслим).

Рисование того, что имеет душу

Следующий вид рисования – это изображать то, что имеет душу, подобно человеку, животному и т. д. О дозволенности рисования того, что содержит в себе душу, среди учёных-богословов существуют разногласия. Ведь большинство хадисов, запрещающих рисовать или же содержащих в себе проклятие в адрес тех, кто рисует, связаны именно с этим видом рисования.

Что касается данного вопроса, то учёные мазхаба имама Малика и Ибн Хамдан из ханбалитского мазхаба высказались о дозволенности рисовать образ живых существ при соблюдении следующих условий:

– чтобы образ того, что рисуют, не бросал тень подобно статуэткам. Если же будут рисовать на плоской поверхности, подобно полотну, стене, бумаге, ткани, то это будет порицаемым (макрух);

– чтобы то, что рисуют из живого существа, было неполноценным, а лишённым каких-либо частей тела, без которых оно не может существовать, как, например, человека без головы или какой-либо другой части тела, или с большим отверстием в голове или груди, или всего лишь бюст и т.д.

Если же эти изображения нарисованы на плоской поверхности, которую можно затоптать ногами, то есть в непочитаемом положении или же в той форме, в которой не может существовать (без определенной части тела и т.п.), то здесь нет порицания, но остаётся нежелательность рисовать их.

В этом они ссылаются на хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «У нас была занавеска с изображением птицы, и каждый раз, когда кто-либо заходил в дом, она оказывалась напротив него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Поверни её, воистину, каждый раз, когда захожу и вижу её, я вспоминаю мир этот ».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники использовали в обращении римские динары и персидские дирхемы, на которых были изображены их короли. Сподвижник Пророка Муавия (да будет доволен им Аллах) выпустил динары, на которых были изображения. Халиф Абдуль-Малик чеканил динары со своим изображением. И это всё во времена сподвижников и табиинов. Также иногда в качестве довода приводят использование некоторыми сподвижниками занавесок или покрывал, на которых были изображения. Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис, где говорится, что Зайд ибн Халид аль-Джувайни использовал занавеску, на которой были изображения. Абу Шайба говорит о том, что Урва ибн Зубайр использовал подушки с изображениями птиц и людей.

Но учёные мазхабов имама аш-Шафии и Абу Ханифы , также некоторые богословы мазхаба имама Ахмада утверждали, что запрещено рисовать то, что имеет душу, будь то человек, животное или птица. И нет разницы, будет оно бросать тень или нет. Более строго о запрете высказался имам ан-Навави. Они считают это одним из больших грехов, так как в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Воистину, наиболее суровые наказания в Судный день предназначены придающим образ » (аль-Бухари, Муслим).

В толковании этого хадиса имам ан-Навави пишет, что это относится к тем, кто придаёт образы с целью поклонения им. Также сказано, что это относится к тем, кто придаёт образы, имея намерение уподобиться Аллаху в творениях, то есть в создании их. В последнем случае эти люди впадают в неверие (куфр). Если же нет подобного намерения, то этот человек фасик – грешник, совершающий большой грех.

В качестве довода о запрете рисования они приводят хадисы Пророка (мир ему и благословение). Сообщается, что Аиша сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся (в Медину) после одного из походов, а я повесила на входе в кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения (речь идёт об изображении живых существ), и, увидев ее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто пытается уподобиться Аллаху в творении! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду ». Ибн Аббас дополнил: «Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари, Муслим).

Также Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто создаст (какое-либо) изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не сможет (сделать этого никогда)! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Масуд говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся создающие изображения! » (аль-Бухари, Муслим).

Также они ссылаются на хадис, переданный Абу Хурайрой. Как-то Абу Хурайра зашёл в строящийся дом к Саиду или Марвану в Медине и, увидев художника, рисующего на стене, сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно, или пусть создадут они ячменное зерно!”» (аль-Бухари, Муслим).

Причиной же подобного запрета является уподобление Аллаху в создании творений, как об этом говорится в вышеприведенных хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Являются ли фотографии запретными?

Что касается фотографий нашего времени, то об этом алимы пишут следующее. Образ, отражающийся в зеркале или воде, является разрешённым. К этой же категории относятся и фотографии, так как фотографирующий кого-либо всего лишь мгновенно фиксирует зеркальное отражение посредством аппарата. После чего он сохраняет это отражение и печатает на бумаге посредством принтера. Здесь нет определённого процесса рисования или придания образа руками. Это решение подкрепляется и теми доводами, что приводят маликиты в своём решении о дозволенности рисовать на плоской поверхности. Конечно, запрещено фотографировать посторонних мужчин или женщин обнаженными и подобные им изображения, на которых запрещено смотреть.

Причины, по которым запрещено рисовать образы живых существ, следующие:

1. Уподобление Всевышнему Аллаху в создании творений, как об этом говорится в приведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

2. Придание образов становится средством, которое приводит к превозношению и почтению образов, которые сотворили сами, что способствует заблуждению или поклонению им. Когда Мухаммад (мир ему и благословение) получил пророчество, он нашел людей поклоняющимися именно образам и идолам, сотворенным людьми. И Ислам запретил как поклоняться, так и творить то, чему поклоняются, или то, что способствует этому.

3. Уподобление деяниям неверных, которые высекали из камней идолов и поклонялись им. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сделал порицаемым совершать намазы во время восхода и захода солнца, чтобы не уподобиться тем, кто поклоняется солнцу.

4. Наличие изображений в каком-либо месте препятствует входу ангелов туда, как говорится об этом в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Ангелы не входят в дом, где есть изображения, собака и человек, обязанный совершить полное ритуальное купание (джунуб) » (ан-Насаи, Ибн Маджах).

В книге «Канзу ар-рагибин» пишется: «Из запретного являются изображения животных, размещенные на стене, нарисованные на потолке, подушке, занавеске или одежде. Разрешается, если они находятся на земле или ковре, которые топчут ногами, или на подушках для сидения, или же неполноценные изображения, подобно живому существу без головы или деревьев. Суть в том, что брошенное на землю унижено тем, что его топчут, а то, что установлено и поднято – подобно идолам». В этой же книге пишется: «Запрещается рисовать то, что имеет душу, на стенах, потолках, также на земле или ткать на одежде. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится, что «больше всего наказанию в Судный день будут подвержены те, кто рисуют эти изображения ».

Имам аль-Кальюбий пишет: «Подобно изображению без головы является и изображение, которое лишено части тела, без которой оно не может существовать. Исключением являются игрушки для девочек, так как Аиша играла ими возле Пророка (мир ему и благословение)».

Игрушки и рисование для детей

Большинство учёных сделали исключением из запрещенного рисование и придание образов детским игрушкам, подобно куклам для девочек. Об этом высказались шафииты , маликиты , ханбалиты .

Аль-Кады Ийяз приводит ссылки на это исключение от большинства алимов. Ему же последовал и имам ан-Навави в комментарии к «Сахиху Муслим»: «Исключением из запрещенного в придании образов, бросающих тень, являются игрушки для девочек, так как передаётся, что это разрешено. Неважно, будет это в форме скульптуры человека или животного, имеющего подобный образ среди животных на самом деле, или выдуманный, подобно лошади с крыльями».

В книге «Нихаят аль-мухтадж» Ибн Хаджар пишет: «Разрешается придавать образ игрушкам для девочек. Мудрость этого заключается в том, чтобы девочки обучались воспитанию детей, играя в куклы ».

Доводом в пользу этого алимы приводят хадис, переданный от Аиши: «Я играла куклами возле Пророка (мир ему и благословение) и у меня были подружки, которые играли со мной… ».

Учёные не делают различия между приданием образа, бросающего тень, игрушке, или если его просто нарисовать на листе бумаги.

Аль-Халими приводит, что причина этого не только в приучении девочек к воспитанию детей, но и вселение радости в их сердца посредством игр и забав. Согласно этому решению, данный вопрос не ограничивается на девочках.

Абу Юсуф сказал, что можно продавать игрушки и детям можно играть ими.

Что касается тех изображений, которые относятся к категории дозволенных по мазхабу имама Малика (например, изображения на полотне или плоской поверхности), или неполноценные изображения, дозволенные по мазхабу имама аш-Шафии и других (например, изображения без головы или какой-либо части тела, без которой животное не может существовать), или же игрушек, кукол для детей, скульптур из материала, который быстро портится (например, из чего-либо печеного) – то всё это можно продавать и покупать. Игрушки и куклы можно изготовлять. Деньги, полученные за это, будут дозволенными.

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?» .
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но» .


Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы тиз океана прочих.

Хотела проиллюстрировать материал специальными картинками, но прямо сейчас хочется рисовать то, что рисуется, а не учебные материалы, простите.
Будет эскиз в цвете из рабочего проекта. С учетом того, что рисовала явно новогоднюю атмосферу, итог смогу показать не раньше ноября. А опыт рисования сториборда сложный, но офигенный. Будто за неделю перепрыгнула на следующую ступеньку)


Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.


Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.


Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.


Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.



На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.




Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.




Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.




Казалось бы странное увлечение викторианцев должны было кануть в лету, но на самом деле ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах, были популярны посмертные фотографии. Правда, покойных снимали, как правило, лежащими в гробах. А примерно год назад в интернете появились посмертные фотографии Мириам Бербанк из Нового Орлеана. Она умерла в возрасте 53 лет, а её дочери решили проводить её в лучший мир, устроив ещё в этом прощальную вечеринку – такую, как она любила при жизни. На фото Мириам с ментоловой сигаретой, пивом, а у неё над головой диско-шар.

В 1900 году ведущей шоколадной фабрикой Hildebrands вместе со сладостями была выпущена серия открыток, на которых изображались . Одни предсказания довольно забавны, а другие действительно нашли отражение в наше время.