Образ Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» Пушкина. Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин

2 ответа

Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев - Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна.

Определяющим в этом разделении является главенствующая роль персонажей в возникновении и развитии любовного чувства. В начале романа мы становимся свидетелями знакомства Евгения и Татьяны. Он - умудренный жизнью, порядком уставший от столичной суеты, вполне уверенный в своей правоте молодой человек. Однако его уверенность, как оказалось, имеет под собой довольно скользкую почву:
… рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…

Все это признаки болезни, которая по-английски называется сплином, а по-русски - хандрой. По словам автора, Онегин спокойно относился к этому состоянию, в том смысле, что
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел.
Но к жизни вовсе охладел.

В это время Онегину представился случай изменить сложившееся положение вещей: отец его умер, оставив после себя огромные долги, а дядя оказался при смерти. Решение Евгения созрело мгновенно: он оставил кредиторам имение отца, а сам переехал в имение дядюшки, находившееся в деревенской глуши, вдали от столичной суеты. Татьяна не была знакома с городской суетой. В ее жизни было два учителя: сладостные романы и народные предания. Увидев загадочного, неприступного Онегина, Татьяна тотчас влюбилась. Еще бы, ведь в ее избраннике « счастливой силою мечтанья » воплотились наиболее романтичные и мужественные герои ее любимых книг:
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Томимая любовной тоской, Татьяна решается на отчаянный шаг - признаться во всем объекту своего поклонения. Обратимся к письму Татьяны, которое нам нравится уже с первых строчек: у него такое удивительно простое начало. Во второй части письма Татьяна говорит о своих душевных переживаниях, связанных с потребностью в необычном, большом чувстве, с романтической мечтой об идеальном и необыкновенном герое:
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас.
Не знала б горького мученья.

Девушка, с одной стороны, жалуется, что судьба послала ей возмутителя ее душевного спокойствия, но, с другой стороны, поразмыслив о своей возможной судьбе («По сердцу я нашла бы друга, была бы верная супруга и добродетельная мать»), Татьяна решительно отбрасывает возможность брака с одним из провинциальных женихов, потому что полюбить Петушкова или Буянова она не смогла бы. И Татьяна с неожиданной, быть может, для нее самой откровенностью и смелостью говорит о том, кем является для нее Онегин: он послан Богом, он до гроба ее ангел-хранитель, о котором она уже знала давно:
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался.

Но все это происходило отнюдь не во сне, все это было реальностью, ибо когда Онегин первый раз прибыл в гости к Лариным, Татьяна его узнала. Тон письма становится более задушевным и доверительным. Все, что есть лучшего в ней, Татьяна переносит на своего избранника. И еще одна немаловажная деталь: Татьяна воспринимает Онегина как защитника. Здесь, в родной семье она себя чувствует одиноко, ее никто не понимает:
Но так и быть!
Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю.

Получив послание Татьяны, Онегин был тронут ее искренностью, нежностью, но в глубине души он боялся, что не оправдает этих трепетных надежд. Заметим: на мгновение в нем вспыхнуло чувство, отдаленно напоминающее любовь, но оно тут же угасло. Эгоизм и индивидуализм Онегина, так ясно проступившие в первом объяснении героев, упоминаются поэтом еще в эпиграфе к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал»сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием

У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка. Татьяна - идеальный образ русской женщины. Она мечтает о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у Онегина «наука страсти нежной», цепь легких и скоро надоевших побед. Татьяна повзрослела в атмосфере провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна.

Онегин испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Поэтому главный герой роман и прошел мимо того, что предлагало ему открытое сердце Татьяны. И только в последней главе в охладевшем, давно «потерявшем чувствительность» сердце Евгения Онегина спонтанно вспыхивает светлое чувство. Но даже теперь он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой». такой Татьяной Онегин пренебрег бы и сейчас. Он стал «томиться жаждою любви» к Татьяне, блистательной великолепной обрамленной рамой столичных гостиных, - «непреступною богиней роскошной царственной Невы»,»равнодушною княгиней». Заметим, что эта пленительная Татьяна сама себе чужда. Ей самой «душно здесь», в этой новой среде, в которой она стала так интересна Онегину. Она презирает «волненье света», ненавидит окружающую ее «постылой жизни мишуру», «весь этот шум, и блеск, и чад». Всё ее истинное существо: искренность и глубина чувств, верность долгу, душевное благородство - связано с ее близостью к природному, народному… Показательно и то, что Татьяна, продолжая испытывать чувства к Онегину, называет его внезапную любовь к ней «мелким чувством». Здесь с ней можно и согласится и нет. С одной стороны, Евгений полюбил Татьяну искренне, нежная влюбленность в героиню произвела в нем переворот, вернула ту «чувствительность» его сердцу, порожденную разочарованием в любви, которая вдохнула новые силы в привычную жизнь Онегина и наполнила ее смыслом и содержанием. А с другой, чувства Онегины «мелки» уже потому, что они лишь капля в сравнении с тем морем чувств, которые испытывала Татьяна к Евгению. Финальный монолог Татьяны отбирает у центрального героя этот едва обретенный смысл, погасив всякую надежду на личное счастье. И абсолютизируя личную драму героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения в последней сцене.
Таким образом, несмотря на взаимность героев, автор разводит их жизненные пути, не оставляя шансов на счастье. В этом и заключается основная трагедия главных героев романа А.С. Пушкина Евгения Онегина и Татьяны Лариной.


Татьяна росла в деревне в помещичьей семье. Она, в отличие от своей сестры Ольги, не блистала красотой и свежестью. С самого раннего возраста она была задумчива и печальна, никогда не ласкалась к родителям, никогда не играла в куклы:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Любимым занятием Татьяны было чтение.

Больше всего ей нравились романы; она любила мечтать о настоящей любви, и романы ей в этом помогали:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

После первой встречи Евгения и Татьяны, Онегин сразу понял, что Татьяна не похожа на таких людей, которые его окружали раньше. А Татьяна, увидев человека практически с другой планеты, влюбилась в Онегина. Он так запал ей в душу, что она лишилась спокойствия и сна:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

Наконец, Татьяна решается написать Онегину письмо, в котором раскрывается ее прекрасная невинная душа, исполненная неизведанным чувством любви.

Она с нетерпением ждет ответа, но письма от Онегина все нет.

Следующая встреча происходит в саду, где Онегин произносит свое признание.

Он говорит о том, что их брак будет ошибкой, а семейная жизнь – мукой. Думаю, он был прав, когда говорил о том, что их ждет:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его.

Татьяна же спокойно выслушала его и не промолвила ни слова. По-моему, Евгений поступил справедливо, «явил души прямое благородство», не подумав, однако, про чувства Татьяны.

Вскоре Ларины отмечают день рождения Татьяны, на котором Онегин (за то, что Ленский втянул его в эту затею) начинает ухаживать за Ольгой. Это задевает не только Ленского, который впоследствии вызывает Онегина на дуэль, но и Татьяну, которая прячет свою боль внутри, и никто не знает о ее страданиях.

Последний этап их отношений разворачивается в Петербурге. Но теперь Татьяна – не наивная деревенская девушка, а светская дама, жена князя. Каждое ее появление в свете полно достоинства, при этом люди испытывают тайную робость и уважение.

Теперь очередь Онегина писать письма, но Татьяна на них не отвечает, что вполне понятно. Последняя их встреча происходит в доме князя. Когда Евгений входит в одну из комнат, то видит:

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой.

Пораженный Евгений падает перед ней на колени. В этот момент становятся лишними слова, потому что и так все понятно. Но молчание прерывается словами Татьяны:

Довольно, встаньте. Я должна

Вам объясниться откровенно.

Татьяна поступает так, как и должна поступить: она просит Евгения прекратить преследование, потому что она замужем и уважает своего супруга:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана:

Я буду век ему верна.

Несмотря на то что Евгений и Татьяна очень разные, между ними немало общего. Во-первых, родители к ним относились почти одинаково: они не знали ласки и прямого проявления чувств. Во-вторых, каждый из них проводил время за чтением книг, когда хотел отдалиться от жизни.

В-третьих, они рано или поздно научились скрывать свои чувства под маской. Но только Евгений скрывал скуку и безразличие, когда хотел выглядеть влюбленным и страстным. А Татьяна скрывала свои чувства и страдания под безжизненной маской. Также им двоим трудно прямо говорить о своей любви, поэтому и были написаны эти письма. И, конечно, самое важное их сходство – это богатый внутренний мир.

Различий между Татьяной и Онегиным можно подобрать не так уж много. Онегин рос в Петербурге, а Татьяна – в деревне. Воспитание их также различалось. Ребенком Евгений был «резов и мил», а Татьяна – грустна и задумчива. Но главное отличие этих героев заключается в отношении к чувствам любимого. Татьяна, будучи княгиней, не винит Онегина за то, что он отверг ее когда-то, она ему даже благодарна. А Онегин, наоборот, считает ее жестокой и холодной дамой, так как она не отвечает ему взаимностью.

Когда Татьяну привозят в Москву (в надежде найти ей хорошего жениха), она не может находиться в этом блеске, ей плохо, она мечтает вновь вернуться в деревню, к нетронутой природе, к простым людям:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она метой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

Там, в Москве, она встречает своего будущего мужа, который увозит ее в Петербург. Там она привыкает к постоянным балам, светским вечерам. Втайне все восхищались ею, потому что она была выше всех этих людей, достойнее и благороднее:

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

И даже самые блестящие красавицы не могли сравниться с ней, своей безжизненной мраморной красотой они не могли ее затмить.

В каждом слове, связанном с Татьяной, выражается преклонение Пушкина перед ней. Действительно, в ней воплощается идеал женщины. Такой и должна быть настоящая женщина; в юности она испытывала глубокие страдания, которые тяжело ее ранили, она готова была умереть за свою любовь, но она достойно приняла отказ, хотя и испытывала невыносимую боль. А когда она стала женщиной, то спокойно отказала любимому мужчине, потому что благородство души не позволило предать мужа. Думаю, такие женщины рождаются нечасто, если они вообще есть. Конечно же, мудрость была спутницей Татьяны, пожалуй, с самого рождения.

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Как негой грудь ее полна!

Как томен взор ее чудесный!..

Белинский писал о Татьяне: «В ней нет тех болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».

Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе - часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов - естественностью и верностью идеалам.

История создания

Стихотворный роман, который считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе - этакий сериал 19 века.

Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина - отвергнутая возлюбленная . Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.


Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она - прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.


Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа. называет Ларину «апофеозом русской женщины», отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина. Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

Биография

Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.


Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей».

Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

«…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.


Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини - уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей».

Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.


Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена - дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.


Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.


И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Экранизации

Любовная драма из романа «Евгений Онегин» - популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.


В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила , а вокальную партию за кадром исполнила .


Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла . Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

  • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна - устроительница, учредительница.
  • По подсчетам ученых, год рождения Лариной - 1803 по старому стилю.
  • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

Цитаты

А счастье было так возможно, так близко!..
Но судьба моя уж решена.
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад.

Всех нас в школе заставляли читать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но в таком возрасте большинство детей вряд ли задумываются над глубинным смыслом этого произведения, глядя на отношения Онегина и Татьяны через призму своего чувственного опыта. Однако и многие критики не могут понять задумки автора, предпочитая ограничиться поверхностным анализом исключительно действий персонажей, не акцентируя внимания на духовной составляющей.

Антитеза

С первого взгляда может показаться, что два центральных персонажа «Евгения Онегина» противопоставляются друг другу. Татьяна Ларина - высокоморальный, духовный человек, она чиста духом и телом. И Онегин - петербургский денди, искушенный в уже знакомый со страстью и ее последствиями. Они притягиваются друг к другу, как одноименные заряды, между ними возникает определенное взаимопонимание, потому что оба переросли свою среду и ищут истину в чем-то другом, непонятном и даже пугающем.

Особенности воспитания

Сравнение Онегина и Татьяны можно начать с рассмотрения того, в каких условиях они выросли. Любимица Пушкина появилась на свет в богатом доме, пусть и находящемся в глуши. В младенчестве и детстве за ней ухаживала няня, выбранная родителями из живших рядом крестьян. Она пела колыбельные, рассказывала сказки и, конечно, читала над девочкой молитвы. Это привязало Татьяну к народу сильнее, чем можно было себе представить. По натуре задумчивая и молчаливая, девушка мало времени проводила со сверстниками, избегала шумных игр и забав. Ее больше увлекали книги, созерцание природы и размышления. Младшая дочь Лариных жила согласно народным обычаям, вставала рано, чтобы успеть встретить рассвет, верила в приметы и выполняла традиционные обряды, несмотря на религиозность.

Онегин же вырос в европейском обществе. Няню ему заменил гувернер, воспитавший мальчика согласно своему представлению о светском человеке. Рано повзрослев, Евгений с головой окунулся в блестящую и шумную жизнь, приобретя статус юного повесы. Образованность и любовь к популярным авторам придавала ему шарм и обещала благосклонность дам. Он быстро понял все тонкости чувственной любви и научился ими манипулировать. Стал скептически относиться к проявлению человечности, доброты, сострадания. Подвергал критике и сомнению все, что происходило с ним и вокруг него, как того советовали европейские авторы.

Мир через окно

Характеристика Татьяны в «Евгении Онегине» не может обойтись без упоминания о природе. Описывая панорамные виды, Пушкин делает это, как бы глядя из окна комнаты, принадлежащей главной героине. Любой пейзаж в романе отражает душевное состояние девушки. По мере развития сюжета меняется не только время года и погода на улице, но и та часть суток, которую Татьяна проводит в размышлениях о своем избраннике.

Байроническая и сентиментальная литература

Проследить различия между Евгением и Татьяной можно еще и по книгам, которые они читали. Для Онегина примером для подражания был Байрон, иронично и скептично смотревший на мир. Именно таким представлялся юноше идеальный мужчина. Эгоистичный, обаятельный, немного саркастичный и язвительный. Европейская литература того времени культивировала подобный образ мыслей.

Татьяна Ларина, наоборот, обращает внимание на сентиментальные романы, показывающие ценность искренности, доброты и отзывчивости. Конечно, они несколько наивны для девушки, которая будет вращаться в высшем обществе, но благородство и честь, воспитанные благодаря им, долгие годы помогали ей сохранить себя неизменной под воздействием обстоятельств.

Именно о герое из сентиментального романа мечтает девушка. И когда в их краях появляется презираемый и гонимый отовсюду Онегин, она принимает его за идеал, который так долго ждала.

Письмо

Письмо Татьяны к Онегину отражает ту возвышенную любовь, которую питала девушка к своему избраннику. Именно в нем хорошо можно проследить особенности характера девушки: искренность, доверчивость, впечатлительность. У нее нет поводов сомневаться в своем выборе. Для юной красавицы союз с таким человеком, как Евгений - это не только исполнение заветного желания и долгожданное воссоединение с любимым, но и возможность духовного роста, самосовершенствования.

Онегин, напротив, видит во влюбленной Татьяне только наивную, восторженную простушку, которая вдохновилась его рассказами и внешностью. Он не принимает всерьез ее чувство, хоть и подозревает, что так просто оно не пройдет. Светские «игры в любовь» раньше времени сделали его сердце невосприимчивым к подобным знакам внимания. Возможно, если бы не богатый жизненный опыт на этом поприще, у пары все могло сложиться иначе.

Письмо Татьяны к Онегину пронизано чувствами, которые девушка уже не может держать в себе. Она признает, что пропасть в воспитании, образовании и опыте между ними огромна, но надеется когда-нибудь преодолеть ее, чтобы быть ближе к любимому.

Отказ

Как известно, Евгений отказал Лариной, мотивируя это тем, что он ее не достоин, так как столь возвышенных чувств не испытывает и не хочет ее оскорбить неизменностью своих побуждений. По мнению большинства критиков, именно отказ Онегина вызывает отторжение у читателя. Это был, возможно, самый благородный поступок за всю его жизнь, но светила литературы смотрят на эту ситуацию несколько иначе. Они считают, что страх побудил молодого повесу отказаться, разум возобладал над чувствами, которые «русская душою» Татьяна пробудила в нем.

Встречи

Онегин и Татьяна в романе встречаются трижды. В первый раз - когда Евгений приходит в имение Лариных. Второй - когда он вынужден объясниться с Татьяной относительно ее письма, и последний - на ее именинах, через год после трагических событий. И каждая подобная встреча меняет что-то в душе Онегина, не дает ему остаться в стороне, отмахнуться от чувств и эмоций. Страшась того, что с ним происходит, повеса предпочитает уйти и выбросить из головы образ девушки, чем быть рядом с ней и измениться.

Дуэль

Именно отношения Онегина и Татьяны делают характер произведения несколько мрачным. Главный герой сердится: на себя, на Ларину, на лучшего друга Ленского, на судьбу, которая привела его в это поместье, на дядю, умершего так не вовремя. Это толкает его на безрассудные поступки, например, на флирт с Ольгой. Конечно, дуэль была необходима, но убивать друг друга было не обязательно. Однако события сложили именно таким образом, что из-за всевозрастающего ненавистного чувства Владимиру пришлось отойти в мир иной.

Последний бал

Сравнение Онегина и Татьяны продолжается на протяжении всей последней сцены романа. Бал в честь именин в поместье Лариных будто копирует страшный сон девушки о своей свадьбе с Евгением. Больного, недовольного, угнетенного угрызениями совести мужчину окружают гротескные персонажи, которые настолько контрастируют с его внутренним миром, что создается впечатление, словно они издеваются над ним.

Не в силах перенести эти муки, Онегин уезжает, мотивировав это тем, что им овладела охота к перемене мест.

Петербург

Прошло совсем немного времени, и главные герои встречаются вновь, теперь уже на светском рауте в Петербурге. Отношения Онегина и Татьяны практически не изменились. Они стали сложнее, но внутренний жар все еще продолжает пульсировать у обоих. Ларина вышла замуж, стала княгиней и теперь высоко держит голову. Теперь уж нет и следа той сельской девушки, которая пылко признавалась в своих чувствах молодому повесе.

Ситуация оборачивается против Евгения, так как он понимает, что влюблен, и страдает от этого. Он пишет письма предмету своего обожания, пытается вернуть все обратно, но девушка непреклонна. Так эту ситуацию видит Пушкин. Онегин к Татьяне испытывает чувства, но теперь она пытается избежать отношений. В конечном итоге девушка отказывает мужчине в тайной связи, мотивируя это тем, что дала клятву быть верной другому мужчине, несмотря на то, что до сих пор любит Евгения. Это ставит последнюю точку в романе но, по мнению некоторых критиков, финал все-таки остается открытым.

Отношения Онегина и Татьяны складывались сложно, они были запятнаны кровью друга, отказами и признаниями... Но в итоге их любовь продолжила жить даже тогда, когда они вместе подписали ей смертный приговор.

Образ Татьяны Лариной вобрал в себя все мечты автора о женском идеале. Татьяна осталась на веки любимой героиней великого поэта и прозаика. Впервые читатель встречает героиню в родительском поместье, за которым сердобольно следит мама сестёр Лариных. Отец Татьяны — «добрый малый», немного «отстающий» от современного бега времени. Жизнь в семье спокойная, однообразная, патриархальная.

С самых юных лет Татьяна резко отличалась от прочих деревенских ребятишек. Она не любила простых детских забав, напоминая «пугливую лань», которой хорошо в уединении. Девушка была воспитана на преданиях старенькой няни и любила коротать время за чтением книг. Атмосфера «старины» в родном поместье привила Татьяне веру в старинные обычаи, девичьи гадания, толкования снов. Повзрослев, Татьяна превратилась в мечтательную и задумчивую барышню. Не обладая «кричащей» красотой, она притягивает к себе людей богатым внутренним миром, естественностью и простодушностью.

Настало время для любви. Татьяна, словно жила в ожидании, когда на её горизонте возник Онегин — загадочный и неизвестный. И девушка полюбила. Пылко, тревожно и всею душой. Истерзанная волнительными муками, Татьяна решается на отчаянный шаг и пишет возлюбленному письмо с признанием. Настоящую исповедь и саму себя с ней вручает она в руки Евгения Онегина. Татьяна надеется на взаимность, но её избранник отвергает её. Ему оказались чужды столь искренние чувства и порывы.

Татьяна же, не переставая, любила Онегина. Даже когда он стал причиной гибели Ленского, жениха её сестры. И когда он уехал в длительное путешествие. Она посещала его пустующую усадьбу, пытаясь лучше понять человека, которого полюбила. Спустя два года читатель вновь встречается с Татьяной. Она замужем за знатным князем. От той неопытной и откровенной девушки не осталось и следа. «Новая» Татьяна повзрослела духовно, стала неприступна, но при этом не растеряла своей естественной простоты. Вращение в высшем свете и знатность нового положения совершенно не испортили её. Встреча с Онегиным, безусловно, всколыхнула в Татьяне бурю чувств. Но она не показала этого. Получив от него письмо с признанием, героиня льёт слёзы печали, но не удостаивает бывшего возлюбленного ответом. Оказавшись наедине с Онегиным, Татьяна не скрывает, что всё ещё любит его, но при этом намерена сохранить верность законному супругу. Обиды Татьяна на Евгения не держит, но никакого повода его надеждам не оставляет.

Цитаты

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей…

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо…

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь…