Образ евгения в рассказе евгений онегин. Несколько интересных сочинений. Биография, история жизни Евгения Онегина

Делает неоднозначным и сложным.

Это проявляется как в эволюционном развитии персонажа, так и композиционном развитии самого романа «Евгений Онегин».
Именно эту динамичность и надлежит рассматривать для объективного анализа героя.

Образ Евгения Онегина — личность и стиль жизни героя

Онегин – это:
петербургский аристократ (происхождение и воспитание)
эгоист и повеса (отношение к жизни и людям)

Однако такое же воспитание и отношение культивировалось вообще в аристократической среде дворян того времени. Все молодые люди так или иначе «отдавались» на попечение иностранных гувернеров, обретая в их воспитании «необходимые» тогда «светские навыки»:

Иностранные языки

(«Он по-французски совершенно…»)

(«Легко мазурку танцевал»)

(«И кланялся непринужденно…»)

Общая образованность героя была соответствующей представлениям того же времени и круга. Он мог процитировать «кстати» парочку-тройку стихов, латинских фраз, «исторических анекдотов».
Его день проходил в единообразных занятиях и суете – балы, обеды, театры.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Александр Сергеевич Пушкин. Он стал и основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям относится и его роман в стихах «Евгений Онегин».

Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала «мадам»; потом «monsieur ее сменил». Француз, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-француз-ски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку

После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами:

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен: ничего

Не вышло из пера его.

Нет: рано чувства в нем остыли:

Ему наскучил света шум.

и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Приехав туда,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил.

Этим самым он резко отделил себя от соседей-помещиков. Они сочли его «опасным чудаком», фармазоном.

Онегину присуще благородство души. В деревне он познакомился с Татьяной Лариной. Она полюбила его и написала ему письмо. Получив его, Онегин пришел к месту встречи и искренне рассказал ей, что он не хочет ограничить себя домашним кругом, что он «не создан для блаженства». Евгений отверг любовь Татьяны, но он честно поступил с девушкой, не посмеялся над ней, как это сделал бы другой.

В Онегине хочется отметить неумение возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Получив послание от Ленского, Евгений решил отказаться от дуэли, но испугался насмешек и сплетен За-рецкого. После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать «по свету».

Возвратившись в Петербург, он попадает на бал к своему другу и родственнику. Здесь Евгений узнает, что Татьяна Ларина замужем. В нем вспыхивает горячая любовь к ней. Он пишет послание Татьяне. Ему удается поговорить с ней. Онегин признается в любви. Но в разговоре она сказала:

Я вас люблю (к чему

Но я другому

Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, Онегин остается один. На этом Пушкин заканчивает свой роман. О дальнейшей судьбе Онегина он ничего не говорит. Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был погибнуть на Кавказе или попасть в число декабристов».

Онегин - обобщающий образ. Много критиков высказывали свое мнение о романе «Евгений Онегин», в том числе Белинский, который отмечает в Евгении незаурядность и одаренность ума. Белинский говорил: «Обыденность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, что ему надо, но он очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Герцен назвал Онегина «лишним человеком», так как он не пошел по пути, проторенному отцом, и вместе с тем он не встал на сторону народа. Сам Пушкин писал о нем:

Мне нравились его

Мечтам невольная

Неподражаемая странность

И резкий охлажденный ум.

Белинский предсказал историческое бессмертие романа: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...»

Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он «знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать», помнил «дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - ваг что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже давно «зевал средь модных и старинных зал». Ему скучно и на балах, и в театре: «...Отворотился -и зевнул, и молвил: «Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, «русская хандра им овладела».

«Томясь душевной пустотой», этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но «ничего не вышло из пера его», так как система воспитания не научила его работать («труд упорный ему был тошен»), Онегин «читал, читал, а все без толку».

На этом, правда, наш герой не останавливается. В своем имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, «чтоб только время проводить», Онегин снова погружается в хандру. Это дает В.Г. Белинскому основание написать: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Вместе с тем мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

Образ Онегина… Сколько раз брались и будут браться за его освещение совершенно различные люди?.. Наверное, даже не сотни тысяч (учитывая школьную программу и специальные направления высшего образования). Скорее всего, миллионы раз россияне и жители зарубежья пытались написать о нем. Этот знаковый образ не только очаровывает своей художественностью и эстетичностью; он в свое время реально вдохновлял интеллигенцию начала XIX века вывести Россию из тупика социального развития на столбовой путь социального и промышленного прогресса.

Место «Евгения Онегина» в творчестве Пушкина

Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Свою семилетнюю работу над романом в стихах «Евгений Онегин» сам классик считал подвигом. Это был предельно честный взгляд «поэта, первого на русском Парнасе» на окружающее его российское общество, включая высший свет. Он писал о своем поколении, и это придавало ему сил… Впервые отечественный литератор поднялся на Голгофу реализма и попытался честно и высокохудожественно представить то, что волновало на то время самых передовых людей России. Это было его любимое творение. Специально него Пушкин придумал специфическую «онегинскую» строфу - 14 строк с рифмованием по формуле CCddEffEgg.

Объективность в показе дворянства начала XIX века

Александр Сергеевич, следуя принципам реализма, честно и откровенно показал, что социальный слой дворян, по сути - управляющий Российской державой, перестал быть движущей силой прогресса. Дворянство прошлого века - люди, сформировавшиеся в Екатерининскую эпоху, в которых просматривалась и горячая кровь, и решимость совершать для Отечества поступки и подвиги - выродилось. Кануло в Лету славное время побед и утверждения славы России золотого XVIII века. Служба в офицерском звании уже не прельщала дворян. Представителей высшего света увлекла гонка за чинами и наградами. Они с упоением занимались различными интригами, кознями. Зачастую дворяне ставили личное благополучие и свою частную жизнь выше интересов общества. Кроме того, они были главной политической силой, заинтересованной в сохранении крепостного права. Ведь именно право повелевать судьбами миллионов людей составляло основу их влияния в государстве.

Пассивность Онегина - продукт великосветского воспитания

Евгений Онегин - представитель другого, неслужилого поколения дворянского сословия образца начала XIX века. Онегин - в прошлом офицер, но он разочаровался и уволился (по словам Пушкина, ему наскучили «и брань, и сабли, и свинец»). Служение Отечеству как идея создания приближенного к монарху слоя общества, характерная для золотого XVIII века, сто лет спустя перестала быть актуальной для дворян. Хотя это были самые образованные люди на то время.

Это как раз и помогает осознать читателям романа предельно честный образ Онегина

Очевидна попытка Пушкина, этого удивительного мастера слова, создающего образ Евгения, запечатлеть, донести читателям типичные черты противоречивого современника из образованной молодежи России, в котором бурлят силы, искрятся мысли, который, в конце концов, обладает определенным капиталом и связями, вполне достаточными, чтобы реализовать нечто прогрессивное и нужное. Однако он пассивен. Он взял на себя роль умного наблюдателя окружающей жизни, а не ее участника. Он чем-то напоминает мраморного мальчика из сказки Андерсена «Русалочка». Его обаяние, красота, ум - холодны. Возможно, поэтому образ Онегина трагичен…

Куда мог бы приложить силы Евгений?

Этому человеку с его экономическими знаниями, исходя из исторической обстановки, реально было куда приложить силы. Экономика России отставала. Не было железных дорог. Капиталистические предприятия находились в зачаточном состоянии. сковывало человеческий ресурс огромной страны. Однако он бездеятелен и, что поразительно, общество не подталкивает, не мобилизует его (человека, несомненно, передового) на решение этих важных задач. Российское общество - аморфно, оно подчинено влиянию высшего света. Дворянская молодежь, получая образование европейское (точней, профранцузское), полностью изначально социально дезориентирована! Как глубоко засосал ее искусственный, эфемерный, оторванный от российской действительности мирок высшего света!

Жандармское подавление декабристского движения

А высший свет, по крупному счету, подчинен личным эгоистическим интересам отдельных конкретных людей. Как мы видим - круг замкнут. Настоящая «уловка - 22»! Не это ли послужило толчком к созданию декабристского движения? В ответ на волнения передовой мысли император Николай I, а затем и Александр I (последний, в меньшей мере) выбрали план строительства полицейской державы, план, чуждый интересам россиян. Жертвой такого типа государства стал и сосланный в южную ссылку Пушкин. «Онегин», роман в стихах, начал создаваться именно в южной ссылке поэта, благодаря друзьям пребывание его Сибири за «возмутительные стихи, наводнившие Россию» в последний момент заменили, смягчив наказание.

Роман Пушкина - предвестник перемен

Вспомним, какими словами начинается известный написанный профессором Толкиеном роман-трилогия. Он начинается волнующей мыслью о том, что во всем мире ощущаются перемены, во всех его стихиях, что эти перемены - близки, что они вот-вот грядут.

Нам кажется, что подобное ощущал веком ранее и Александр Сергеевич, накануне создания своего выдающегося произведения. Средством выразить и дать ощутить сорокамиллионной России потребность реформ послужил образ Онегина в романе в стихах, знаковом художественном и реалистическом сочинении России начала XIX века.

Роман Пушкина был мощным интеллектуальным ударом по отжившему крепостному праву.

«Онегин» - произведение народное

Есть еще один аспект в произведении Пушкина. Напомним, что для самого Александра Сергеевича «Евгений Онегин» был любимым произведением. Поэт, следуя похождениям своего главного героя, создает предельно широкую картину государства российского. В книге мы встречаем и персонажей высшего света, и поместных дворян, и крестьянство. Кроме фактического показа всех слоев общества, Александр Сергеевич демонстрирует вкусы, моду того времени, направления общественной мысли.

Именно поэтому Петр Плетнев, друг поэта, назвал роман «карманным зеркалом», а Виссарион Григорьевич Белинский - произведением в высшей степени народным. И это несмотря на то, что образ Онегина в романе во многом привязан к высшему свету. С одной стороны, он презирает его, пренебрегая его условностями, предельно ясно показывая читателю, что люди «оттуда» не отличаются ни глубокими знаниями, ни самоотверженным трудом для Отечества. А с другой, он не может отдалиться от него настолько, чтобы полностью пренебрегать его мнениями и оценками. Александр Сергеевич писал о своем герое, что великосветская «хандра … бегала за ним… как верная жена».

Онегин становится дворянином поместным

Мы знакомимся с Евгением в самом начале романа, когда он, небогатый дворянин, зимой 1819 года внезапно для себя становится наследником почившего помещика, приходящегося ему дядей. Образ Онегина в романе Пушкина, воспитанного гувернером-французом, индифферентен ко всему тому, что сам поэт любил: русскому языку, русской природе, народной культуре, фольклору. Он безупречно владеет французским языком, умеет любезно вести разговор, владеет «наукой страсти нежной». Александр Сергеевич живописно рассказывает о посещении Онегиным театров и ресторанов.

До он вел обычную для молодежи своего круга жизнь, растрачивая ее на салоны, балы, рауты, театры. Однако ему претили салонные нравы. Он стал избегать приглашений.

Образ Онегина в романе Пушкина - это типаж образованного дворянина, осознающего тлетворность крепостного права. Его отличают холодный логический ум и благородство души. Характерно, что войдя во владение имением, он заменил тяжелую для крестьян барщину «оброком легким». Однако деятельным владельцем крестьянского хозяйства он так и не стал. Как типичный представитель господствующего класса, он не испытывает ни малейшей потребности в любой работе, полезной для общества. Попытавшись заняться литературным трудом, он вскоре охладел к этому занятию, как саркастически написал Пушкин. Онегин, став поместным дворянином, остался великосветским человеком. Все предыдущее воспитание не привило Евгению адаптации к любой деятельности. Для него весь уклад жизни людей, создающих общественные блага, чужд, не вызывает интереса, а также желания участвовать в нем деятельно. Этот недюжинный, глубокого ума человек, словно греческий герой Антей, лишенный связи с родной землей, выглядит бессильным и бесполезным, не имея какой-либо цели в жизни.

Испытание любовью

Именно в период пребывания Евгения в деревне проявляется его характер. С одной стороны, он избегает общества пустых и ограниченных окружающих помещиков. С другой, как показывает анализ «Онегина», он не выдерживает испытания любовью.

Внутренняя противоречивость главного героя романа наиболее рельефно отображается в его отношениях с Татьяной Лариной. Татьяна - самый любимый персонаж для самого Александра Сергеевича среди всех, когда-либо созданных им. Она, воспитанная на романах, увидела в Евгении «тот самый» типаж романтического героя и искренне влюбилась в него. Ее письмо с признанием, написанное летом 1820 года, - шедевр литературного выражения человеческих чувств.

Следует признать, что женские образы в романе «Евгений Онегин», а в особенности Татьяна Ларина, гораздо естественнее, чем главный герой романа, оторванный от реальной народной действительности, витающий в своих размышлениях. У нее, в отличие от главного героя, имеется такая черта личности, как близость к народному восприятию мира, искренность. Шум и суету света она называет «ветошью маскарада». назвал этот показ «русскости» в образе Татьяны (что напрочь отсутствовало в Евгении) - подвигом.

Действительно, до пушкинской Татьяны в искусстве народ и представители дворянства скорей противопоставлялись, но не ассоциировались в принципе.

Испытание дружбой

Литературный герой Онегин отличается «души прямым благородством». Как пишет о нем Пушкин, Евгений - «добрый малый» и его личный друг. Более того, на одной из собственноручно изображенных иллюстраций к роману он показывает себя рядом с Онегиным у перил Невского моста. Евгений привязывается душой к друзьям. Примером могут послужить его дружеские отношения с Владимиром Ленским, восторженным восемнадцатилетним поэтом. Тот, получив образование в Германии, проникся там духом романтизма. Будучи поэтом, он энергичен, бойко сочиняет восторженные стихи. Впрочем, анализ «Онегина» показывает, что дружба эта проистекает по законам высшего света. Кроме совместного приятного времяпровождения на балах и в гостях, а также дружеских советов друг другу, такая дружба предполагала огромное эго каждого из молодых людей. Это вполне допускало и лелеяние взаимных обид, и возможность отомстить другу за какое-то мелкое и временное неудобство.

Совершенно глупо с точки зрения элементарного здравого смысла выглядит история дуэли Онегина и Ленского 14 января 1821 года, закончившаяся трагически для последнего. Следуя понятиям света, боясь прослыть трусом, не отменил дуэли обладающий холодным острым умом Евгений Онегин. Герои романа, конечно же, могли уладить свои отношения и не прибегая к оружию. Нравы высшего света навязали им извне депрессивную и неадекватную схему поведения.

Евгений Онегин после дуэли

Зимой 1821 года Онегин отправляется в путешествие. Так было заведено у дуэлянтов - уехать, чтобы потом, по прибытии, пересуды поутихли. А Татьяна в это же время выходит замуж. Онегин же в 1823/1824 проживает в Одессе (хронология совпадает с пребыванием там самого Пушкина). А зимой 1824/1825 годов возвращается в Санкт-Петербург.

Здесь он встречается с Татьяной. Он уже искренен. Лед его сердца растоплен. Евгений объясняется в любви… Однако Татьяна уже другая… Мать семейства, мужнина жена, хранительница очага. Превыше движений своей души она ощущает личную ответственность за сохранение своей семьи.

Пушкин… Онегин… Татьяна… Какую замечательную картину чувств изобразил великий мастер слова!

Знаковость образа

Начиная с пушкинского Евгения Онегина, в русской литературе появляется традиция изображать «героев времени». Классики, начиная именно с Александра Сергеевича Пушкина, начали задаваться вопросом о том, кто он такой - типичный для данного времени человек, определяющий прогресс общества. Вослед за пушкинским героем на суд публики предстал лермонтовский Григорий Александрович Печорин. Сравнительная и Печорина показывает, что они оба - дворяне, их скептицизм, неверие во многом - плоды внутренней жандармской политики России после событий 14 декабря, политики недоверия к людям. Сущность обеих этих личностей - протест против окружающей действительности, стремление отыскать и реализовать себя.

Вывод

Образ Онегина - знаковый для творчества Пушкина. Его сочностью и художественностью восхищались и восхищаются. Это - не серая личность, он - персонаж фактурный. Его отличают глубокий разум, умение проанализировать и определить реальные мотивы и рычаги процесса. Он хорошо разбирается в людях. Различные образы в романе "Евгений Онегин" словно притягиваются магнетизмом главного героя романа.

В нем есть и черты автобиографические. Однако поэт полностью не ассоциирует себя с Онегиным. Он не идеализирует Евгения, указывая на присущие тому недостатки. Его он называет своим другом. Себя же Александр Сергеевич ассоциирует с «голосом от автора».

Роман Пушкина, как известно, заканчивается на неоконченном действии. Поэтому каждый читатель сам имеет право самостоятельно домыслить - сможет ли Евгений найти себя, или же так и проживет жизнь - бесцельно.

Роман «Евгений Онегин» написал классик мировой литературы . Став первым шагом русских писателей в области реализма, стихотворное произведение оказалось уникальным для своего времени. Написание «Евгения Онегина» заняло 8 лет, с 1823 по 1831 годы. Действие охватывает события периода 1819-1925 годов. Целиком творение Пушкина впервые опубликовали в 1833 году.

Критики и исследователи сравнивают «Евгения Онегина» с « » . Главные герои стихотворного произведения достоверно изображают образы, характерные для XIX века, а атмосфера этого периода передана с невероятной точностью.

История создания

Работая над созданием романа, Пушкин планировал представить публике образ героя, актуального для новой России. Персонаж, описываемый автором, легко спровоцировал бы события, необходимые для развития страны, и был способен на серьезные поступки. Роман стал для Пушкина, поклонника идей декабристов, своеобразным толкованием российской действительности в стихотворной форме.


Произведение рождалось в сложные периоды жизни знаменитого поэта: в южной ссылке и после нее, при негласном заточении в Михайловском и во время «Болдинской осени».

Характеристика главного героя тщательно продумана создателем образа. Пушкинисты находят в описании характера Онегина черты , Катенина и самого автора. Герой стал совокупностью отличительных черт нескольких прототипов и собирательным образом эпохи, а также светской молодежи. Дворянин с подавляющей энергетикой, он становится центральной фигурой романа, от которого зависят судьбы других героев.


Называя Евгения Онегина «добрым приятелем», Пушкин подчеркивает созвучность образа жизни героя описываемой эпохе. Автор наделяет героя дворянским воспитанием, острым умом и быстрым восприятием, которые гармонично сочетаются с его принципами и точкой зрения.

Жизнь Евгения скучна. Он не чувствует принадлежности к свету, куда вхож, допускает язвительные и саркастические замечания и насмешки над его представителями. Онегин являет собой нового героя, которому претят активные действия и больше по душе пассивное наблюдение за происходящим. Исследователи до сих пор спорят над тем, был ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или являлся праздным мыслителем, весело проживавшим свой век. Поступки персонажа сложно толковать однозначно, а его мысли не всегда справедливы. Цель жизни героя неизвестна: он не озвучивает ее или не располагает ей вовсе.


Евгений относится к числу людей, разрывающихся между доводами ума и сердца. Он не выдерживает испытания благородными чувствами вроде любви и дружбы. Спровоцированная им дуэль логична для светского этикета, но становится игрой понятий и своеобразным экспериментом для заскучавшего героя.

Избалованный молодой человек, способный покорить светскую компанию, избалован женским вниманием и недурен собой. После описания его образа жизни читатель легко воспринимает факт того, что не он влюблен в , а девушка жаждет его взаимности. Человек, которому недоступны сильные искренние чувства, слабый в таких понятиях, как любовь и отношения, Онегин считает себя вправе поучать аудиторию. Но спустя время герой становится заложником своей душевной скупости.

Сюжет и главные герои

Сюжет стихотворного романа о Евгении Онегине известен каждому школьнику. Вступление описывает молодого дворянина, чей богатый дядюшка захворал. Евгений вынужден поехать к родственнику с визитом. Повествование ведется от лица автора, описывающего происходящее и представляющегося знакомым главного героя.

Имея успех среди дам и развлекая себя светскими потехами, Онегин пришел к выводу, что пресыщен тем, что его окружает. Он находится в состоянии тоски и хандры, поэтому поездка к дяде дает старт новому этапу в жизни персонажа. После смерти родственника герой стал обладателем состояния и поселился в деревне. Тоска не проходила, и герой искал способа избавиться от нее.


В деревне Евгений познакомился с и нашел в нем отдушину. Пылкий юноша оказался влюблен в одну из сестер Лариных – . Веселая девушка оказалась полной противоположностью старшей из сестер – Татьяны, заинтересовавшей Евгения. Молодые люди встречаются, и в сердце героини зарождается любовь к Онегину. Татьяна в порыве чувств пишет письмо возлюбленному, но оказывается отвергнута. На именинах Татьяны Онегин ради развлечения ухаживает за Ольгой и получает вызов на дуэль от Ленского. Убив друга в ходе поединка, герой уезжает в Петербург.

Спустя три года в столице происходит встреча Онегина и Татьяны. Девушка вышла замуж за генерала и блещет в свете. Евгений сражен ею. Письмо Онегина к Татьяне изобличает чувства Евгения. Женщина отказывает ему, признавшись, что, несмотря на взаимность, останется верна супругу. Повествование заканчивается прощанием автора с аудиторией.


Главные действующие лица произведения: Евгения Онегин, Владимир Ленский и сестры Ларины – и Ольга.

Евгений Онегин – дворянин, родившийся в Петербурге. Его отец промотал состояние, поэтому наследство от богатого родственника оказалось уместным для героя. Воспитанный гувернерами, Онегин имел хорошее воспитание, присущее молодому человеку его происхождения. Отсутствие моральных устоев привело к тому, что он ведет себя как сноб и не умеет ценить проявления пылких чувств. Евгению благоволят дамы, к его мнению прислушиваются господа. Сущность юноши неизменна, хотя герой меняется на протяжении романа.


Татьяна – ключевой женский образ произведения. Она скромна, спокойна и сдержанна. Манеры девушки подчеркивают ее благородство. Ее главным развлечением оказываются книги. Отчасти их влияние приводит к влюбленности в Онегина. Под напором чувств Татьяна решается на рискованный шаг, считавшийся позором для дамы XIX века: написать письмо избраннику. Получив отказ, ранивший ее гордость, девушка делает вид, что ничего не произошло. Она выходит замуж, зная, что былые чувства не угасли, и находит в себе силы дать отказ воспылавшему любовью Евгению. Для разумной и порядочной Татьяны недопустима мысль об измене и предательстве мужа.

Владимир Ленский – юноша, ставший в деревне близким другом Онегина, по мнению искусствоведов, списан с юного литератора . Богатый дворянин 18 лет от роду влюблен в Ольгу и остается верен ветреной хохотушке не первый год. Образованный красавец не может стерпеть обиды, нанесенной ухаживаниями друга за его дамой сердца. Дружба с Онегиным обрывается дуэлью, которая становится переломным моментом повествования.


Ольга – младшая Ларина, антагонистка Татьяны. Легкомысленная девица чересчур жизнерадостна и любит кокетничать с кавалерами. Не демонстрирующая талантов и предпочтений, девушка не склонна думать о будущем. Она воспринимает Ленского как игрушку и не разделяет его чувств. После смерти Владимира Ольга быстро находит утешение с молодым офицером, за которого выходит замуж.

  • История создания романа «Евгения Онегин» тесно связана авторским достижением – онегинской строфой. Произведение написано особым способом, благодаря чему Пушкин организовал альтернативу прозаическим главам и с легкостью менял тематику повествования. Читатели отмечают переход автора от изложения мыслей к описанию сюжета и обратно. Роман в формате доверительной беседы с аудиторией был переведен на 19 языков.

  • Легендарное произведение не раз вдохновляло творческих людей на создание объектов искусства. В 1878 году
  • В музыкальной области сюжет, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Евгений Онегин», был воспет автором и исполнителем, псевдоним которого Шура Каретный.

Цитаты

Реплики главного героя и второстепенных действующих лиц стихотворного романа давно стали крылатыми фразами. Многие цитаты из произведения XIX века не теряют актуальность и в условиях современности.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть...»

Этими строками можно описать не одно поколение россиян, читавших произведения Пушкина. Подчеркивая степень образованности героя, автор не без сарказма замечает, что, умея выдавать желаемое за действительное, не сложно создать привлекательный образ в свете.

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...»

Так пишет поэт, объясняя легкомысленность персонажа, порой свойственную многим серьезным людям. Несовместимые черты нередко сочетаются в характере незаурядных личностей и тех, кто не способен поразить индивидуальностью.

«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой...»

Этими словами, посвященными Ленскому и Онегину, Пушкин подчеркивает разительные отличия героев, описывая их в мелодичной манере онегинской строфы.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»

Писатель дал завет последующим поколениям устами Онегина и навсегда передал представителям сильного пола разящее оружие против влюбленных дам.

Неизменные истины вкладывает стихотворец в роман, провозглашая:

«...Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя...»

Ни для кого, включая Евгения, нет личности знаменательнее, чем собственная, что логично вне зависимости от эпохи и круга общения.

Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум…

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

… но труд упорный Ему был тошен…

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».